Проблемы и необходимость применения международных стандартов аудита в России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Миннигалеева В. З. Проблемы и необходимость применения международных стандартов аудита в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1706–1710. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96260.htm.
Аннотация. Современный этап экономики и глобализация экономических и общественных отношений характеризуются активными интеграционными процессами. Все это говорит о необходимости не только повышения финансовой прозрачности и управляемости российских предприятий, но и применения унифицированных, четких и прозрачных правил ее аудиторской проверки. В статье рассмотрены вопросы необходимости применения международных стандартов аудита.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Миннигалеева Венера Завидовна,К.э.н., доцент,Казанский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО ЦС РФ«Российский университет кооперации», г.Казаньavlyakulova_kki@mail.ru

Проблемы и необходимость применениямеждународных стандартов аудита в России

Аннотация. Современный этап экономики и глобализация экономических и общественных отношений характеризуются активными интеграционными процессами. Все это выдвигает не только необходимость повышения финансовой прозрачности и управляемости российских предприятий, но и применения унифицированных, четких и прозрачных правил ее аудиторской проверки.В статье рассмотрены вопросы необходимости применения международных стандартов аудитаКлючевые слова:аудиторская деятельность, реформа системы регулирования деятельности аудиторов, международные стандарты аудита, бухгалтерская отчетность, стандартизация

В современных условиях, характеризующихся в первую очередь активной интеграцией Российской Федерации в мировую экономику, все большее значение приобретают международные стандарты аудита.Международные стандарты аудита –это документы, формулирующие единые требования, при соблюдении которых обеспечивается соответствующий уровень качества аудита и сопутствующих услуг.В настоящее время документы, регулирующие аудиторскую деятельность на международном уровне, в зависимости от регламентируемых ими сфер профессиональной деятельности делятся на несколько групп.Национальные стандарты могут иметь ограниченное количество дополнений, объясняющихся национальными правовыми и законодательными особенностями, а также другими требованиями и правилами, не учтенными в международных стандартах.Национальные стандарты могут содержать также ограниченные поправки и другие изменения (исключения) по сравнению с международными стандартами, если:

исключение одного из альтернативных положений установлено международными стандартами;

применение определенного правила или требования международных стандартов противоречит национальной законодательнойили нормативной базе;

международный стандарт признает возможность существования другой практики при соответствующем уровне юрисдикции и национальный стандарт подпадает под такую юрисдикцию.Необходимость изучения международного опыта в области нормативного регулирования аудита является важным элементом совершенствования отечественной системы аудиторских стандартов, так как оно позволяет оценить важность внедрения новых стандартов аудита, понять необходимость и целесообразность пересмотра уже имеющихсястандартов[4, с.287].В настоящее время применение международных стандартов аудита является важным инеобходимым условием для России, что способствует повышению качества аудиторских услуг ипрофессионализму аудиторов.Строгое соблюдение аудиторских стандартов—обязанность аудитора, так как от этого зависит качество всей аудиторской деятельности.Ученые как отечественные так и зарубежные продолжительное время изучают проблему трансформации международных стандартов аудита (МСА) вроссийскую практику.На данный момент существует проблемы внедрения международных стандартов аудита в российскую практику. Рассмотрим некоторые их них: внедрение международных стандартов ведёт кудорожанию аудита, а, следовательно, кповышению стоимости предоставления услуг подобного рода; недостаточное понимание аудиторами принципов международных стандартов, из чего зачастую складывается ошибочная уверенность соответствия деятельности всем международным стандартам.Таким образом, можно сделать вывод, что основнымпрепятствием выхода российского аудита на уровень зарубежного является большое отставание в создании и внедрении аудиторских стандартов, а так же отсутствие реальных действенных санкций за некачественный аудит.Система нормативноправового регулированияаудиторской деятельности в Российской Федерацииотличается значительным своеобразием по сравнению с зарубежным опытом. Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерациипреимущественно осуществляется на основе законов и подзаконных актов государственных органов власти в отличие от ряда зарубежных стран (США, Великобритания), так как нормативноправовое регулирование аудиторской деятельности находится в исключительной компетенции РФ[1].Нормы законов и подзаконных актов, относящихся к различным отраслям права, устанавливают правовой режим аудиторской деятельности. Основную долю в общем объеме источников занимают источники финансового права, устанавливающие обязательные требования по государственному регулированию аудиторской деятельности. В то жевремя в ходе практической деятельности регулирование осуществляется в том числе и на основе гражданскоправовых норм.20 декабря 2012 г. Совет по аудиторской деятельности при Минфине России принял решение о приостановке дальнейшей разработки федеральныхстандартов аудиторской деятельности и рекомендовал аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам при планировании и осуществлении аудиторских процедур в ходе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц по вопросам (этапам), по которым федеральными стандартами аудиторской деятельности (федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности) не установлены конкретные требования, руководствоваться соответствующими Международными стандартами аудита. Скорейшее и более широкое применение Международных стандартов аудита обусловливается и необходимостью составления консолидированной финансовой отчетности по МСФО отдельными группами компаний на основании Федерального закона от 27.07.10 № 208ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».Согласно опубликованному проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года № 307ФЗ (в части введения Международных стандартов аудита)», внесенному Правительством РФ, аудиторская деятельность в России будет осуществляться в соответствии с Международными стандартами аудита, которые станут обязательными для аудиторских организаций, аудиторов и саморегулируемых организаций аудиторов. На территории Российской Федерации планируется применение Международных стандартов аудита, признанных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».Таким образом, реформа системы регулирования аудиторской деятельности выдвинула на передний план вопросы возможности применения и статуса Международных стандартов аудитав Российской Федерации. Основополагающей проблемой при внедрении международных стандартов аудита является организация контроля над выполнением их аудиторскими фирмами[2].Как свидетельствует международная практика, работа аудитора должна соответствовать двум группам нормативных документов: законодательным актам государства об аудиторской деятельности и специальным аудиторским стандартам.Координацию деятельности профессиональных организаций в области бухгалтерскогоучета и аудита на международном уровне осуществляет неправительственное профессиональное объединение аудиторов и бухгалтеров –Международная федерация бухгалтеров (МФБ)–International Federation of Accountants (IFAC). Миссия Международной федерации бухгалтеров, изложенная в ее Конституции, заключается во «всемирном развитии и усилении позиций бухгалтерской профессии, руководствующейся гармонизированными стандартами с целью предоставления услуг высокого качества в интересах общества» [3, с.334].В рамках этой миссии одним из приоритетных направлений деятельности Международной федерации бухгалтеровявляется содействие предоставлению качественных услуг всеми представителями бухгалтерской профессии, а также непрерывное совершенствование качества аудита. Такимобразом, повышению качества аудита должно предшествовать создание совершенной системы стандартизации аудиторской деятельности, которая должна соответствовать международным стандартам аудита, что должно усилить роль аудиторских объединений, и рост доверия пользователей к бухгалтерской (финансовой) отчетности.В последнее время существенно повысились требования к организации системы учета и отчетности, бухгалтерская отчетность превратилась в основной источник информации, позволяющий оценить финансовое состояние экономических субъектов. В этих обстоятельствах аудит финансовой отчетности становится одним из основных инструментом, способствующий повышению качества бухгалтерской отчетности, основой которого является ее достоверность. Как известно, ни один инвестор не будет иметь дела с организацией, отчеты которой не проверены

аудитором, точно так же как и ни один западный банк не предоставит клиентукредит, бухгалтерская отчетность которого непровереннааудитором. Пользователи бухгалтерской отчетности полагаются на квалификацию аудитора, его компетентность и объективность, заключение аудитора должно давать пользователям полную информацию о том, представляет ли отчетность объективные сведения о финансовом положении и финансовых результатах, составлена ли финансовая отчетность, во всех существенных аспектах, в соответствии с установленными основами финансовой отчетности[6, с.19]. Возникает вопрос, следует ли внедрять международные стандартыаудита в России? Ни для кого не секрет, что российская экономика нуждается в западных инвестициях.Объективным документом, отражающим положение предприятия и результаты его хозяйственной деятельности, должна служить бухгалтерская отчетность. Сторонние инвесторы заинтересованы в том, чтобы бухгалтерскую отчетность можно было назвать достоверной. Для этого отчетность следует составлять по правилам,понятными для западных инвесторови подтверждать достоверность такой отчетности, т.е. проводить аудит, с использованием тех же процедур, что и на Западе. В то же время не только иностранные, но и российские инвесторы должны быть заинтересованы в достоверной отчетности российских предприятий и в добросовестном ее аудите.

21 ноября 2014 г. Государственная Дума приняла в третьем чтении изменения в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» в части введения международных стандартов аудита. 01 декабря 2014г.былподписан Федеральный закон от 01.12.2014г. №403 –ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации. Согласно опубликованному проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года № 307ФЗ (в части введения Международных стандартов аудита)», внесенному Правительством РФ, аудиторская деятельность в России будет осуществляться в соответствии с Международными стандартами аудита, которые станут обязательными для аудиторских организаций, аудиторов исаморегулируемых организаций аудиторов. На территории Российской Федерации планируется применение Международных стандартов аудита, признанных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации» [1, с.5]. На территории Российской Федерации применяются международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.Согласно ст. 23 Закона об аудиторской деятельности аудиторская деятельность осуществляется всоответствии с международными стандартами аудита начиная с года, следующего за годом, в котором международные стандарты аудита признаны для применения на территории Российской Федерации.Порядок признания международных стандартов аудита для применения на территории Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации не позднее 1 октября 2015 г.Согласно принятому закону МСА подлежат применению, начиная с года, cледующего за годом, в котором они будут признаны в России. Переход к применению МСА в России должен произойти в следующие сроки:не позднее 1 октября 2015 году правительство РФ должно установить порядок признания МСА;не позднее двух лет со дня вступления в силу этого порядка МСА должны быть признаны в России;признанные МСА должны применяться при оказании аудиторских услуг, начиная с года, следующего за годом их признания.Например, если порядок признания МСА будет установлен в июле 2015 года, то МСА будут признаны не позднее июля 2017 года и, следовательно, начнут применятьсяс 1 января 2018 года.До года, следующего за годом, в котором международные стандарты аудита признаны для применения на территории Российской Федерации, обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников являются Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Правительством Российской Федерации, и федеральные стандарты аудиторской деятельности, утвержденные уполномоченным федеральным органом[5, с.168].Повышению качества аудита должно предшествовать создание совершенной системы стандартизации аудиторской деятельности, которая должна соответствовать международным стандартам аудита, что должно усилить роль аудиторских объединений, и рост доверия пользователей к бухгалтерской (финансовой) отчетности и прилагаемому к ней аудиторскому заключению[4, с.262].Таким образом, реформа системы регулирования аудиторской деятельности выдвинула на передний план вопросы возможности применения и статуса Международных стандартов аудита в Российской Федерации. Основной проблемой при внедрении МСА выступает организация контроля над выполнением их аудиторамиПрименение понятных и принятых на международном уровне стандартов аудиторской деятельности способствует усилению финансовой «прозрачности» российских компаний, и как следствие, способствует привлечениюиностранных инвесторов. Кроме того, ориентация наМеждународные стандарты аудитаусиливает позиции российских аудиторов вконкурентнойборьбе на мировой арене, открывая им путь к международномуаудиту[7, с.247].В настоящее время аудиторские организации сумели в достаточной степени укрепить свои позиции, но для повышения конкурентоспособности отечественного аудита необходима стандартизация аудиторской деятельности, как один из основных вопросов гармонизации национальных аудиторских стандартов и международных стандартов аудита. Основополагающее место при решении этой проблемы принадлежит международным стандартам аудита (МСА).Таким образом, одним из преобладающих направлений развития аудитав мире в настоящее время является стандартизация аудиторской деятельности, унификация всех существенных моментов проведения аудита, т. е. единых подходов к аудиту у нас и за рубежом, а международные стандарты нужно рассматривать, прежде всего, как эффективный инструментарий для выхода на международные рынки капитала, как новый комплексный подход к формированию финансовой информации.

Ссылки на источники1.Федеральный закон от 28.12.2008г. № 307ФЗ «Об аудиторской деятельности»2.Федеральный закон от 27.07.10г. № 208ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».3. Емелин В. Н., Веретенникова М. Н. Проблемы внедрения международных стандартов аудита и повышения качества подготовки специалистов в России // Молодой ученый. —2013. —№6. —С. 334336.4.Панкова С.В., Попова Н.И. Международные стандарты аудита : учебник.3е изд., сизм.М.:Магистр, 2009.287с. 5.Насретдинов И.Т. Теоретические аспекты инновационной экономики кооперативного сектора // Научное обозрение. 2014. №91. С. 1671706. Хабриева М.Н. Вопросы развития конкурентной силы АПК /М.Н. Хабриева // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2015. №3. –С. 17207. Яхина Л.Т. Теоретикометодологические аспекты аудита деятельности сельскохозяйственных организаций /Л.Т. Яхина // Научное обозрение. 2015.

№10 –1.С. 246248