Анализ выявления внутренних резервов экономического роста и снижения бюджетного дефицита России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Амутнов А. И. Анализ выявления внутренних резервов экономического роста и снижения бюджетного дефицита России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1726–1730. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96264.htm.
Аннотация. В данной статье представлены наиболее возможные пути экономического роста России. Определены три направления увеличения благосостояния страны: приватизация, реструктуризация налоговой системы, изменения ключевой ставки. Рассмотрены достоинства и недостатки каждого направления, а также их последствия. В данной работе рассматривались возможные резервы экономического роста и были предложены конкретные изменения для увеличения доходов государственного бюджета.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Амутнов Алексей ИгоревичАссистент Пензенского государственного технологического университетаamutnov91@mail.ru

Анализ выявления внутренних резервов экономического роста

и снижения бюджетного дефицита России

Аннотация.Вданной статье представлены наиболее возможные пути экономического роста России. Определены три направления увеличения благосостояние страны: приватизация, реструктуризация налоговой системы, изменения ключевой ставки. Рассмотрены достоинства и недостатки каждого направления, а также их последствия. В данной работе рассматривались возможные резервы экономического роста и были предложены конкретные изменения для увеличения доходов государственного бюджета.Ключевые слова:экономический рост, бюджетный дефицит, приватизация, налоговая система, резервы.

В понимании любого обывателя под экономическим ростом подразумевается любое ежегодное увеличение производства в стране. Экономисты и финансисты экономический рост определяют как увеличение уровня ВВП. Другими словами, экономический рост

это постоянное увеличениеуровня производства товаров и услуг в стране, определяющееся уровнем ВВП.ВВП,пожалуй,

основной показатель, который определяет экономическое развитие страны на мировой арене. В гонке за мировымлидерствомвсе страны мира разрабатывают новые технологии для ускорения экономического роста, вводят протекционисткие меры, расширяют рынки сбытатолько ради того, чтобы произведенную ими продукцию покупали, а экономика данной страны росла и крепла. С максимизирующимся технологическими умственным развитием человечества поддерживать постоянный рост экономики становиться все сложнее. Это связано с перенасыщением товаров или с ограниченными производственными возможностями стран, а также с высокой внешней конкуренцией. В связи с этим, в отсутствии технологичного прорыва страны ей необходимо изыскивать внутренние резервы для экономического роста.При глобальной конкуренции и дифференциации товаров и услуг на рынке любой страны, государству необходимо создавать условия для стимулирования производства и сбыта отечественной продукции. Экономика, находящаяся в кризисе,всегда испытывает дефицит пусковых механизмов хозяйственных процессов для стимулирования дальнейшего развития.Рецепт выхода из кризиса имеет свою специфику для каждого конкретного спада. Так и современное ухудшение экономики нуждается в индивидуальном подходе. На наш взгляд, в современных условиях у государства есть несколько путей преодоления рецессии. К таким методам мы можем отнести следующие:1)приватизация. Передача государственных активов поспособствуетпополнению госбюджета, но на неопределенный короткий срок;2)снижение учетной ставки ЦБ. Доступность кредитов на данный момент подтолкнет отечественных производителей к расширению производства и созданию новых, что позволит им конкурировать с зарубежной продукцией в условиях санкций и девальвации национальной валюты;3)системное снижение ряда налогов. Для того, чтобы стимулировать спрос на внутреннем рынке,необходимо перераспределить доход в пользу населения, увеличивихреальный доход.

Первым из возможных направлений экономического роста и самым популярным являетсяна данный моментприватизация.

Переход владения ресурсами и результатами их экономического использования в руки частных лиц для многихвлиятельных политиков и экономистов является панацеей не только решением вопроса о дефиците государственного, но и стимулирования экономического роста. Известный академик РФ Львов Д.С. считает подругому, ссылаясь на неудачный опыт российской экономики в 90ые годы. По его мнению,в кратчайшее сроки была проведена крупномасштабная приватизация и после нее более 2/3 продукциисталопроизводиться на негосударственных предприятиях, но экономический результат оставляет желать лучшего. Вместо роста эффективности

резко сокращается рентабельность производства, падает производительность труда, свертывается выпуск продукции. В промышленности более половины предприятий оказалось убыточным. В сельском хозяйстве их более 2/3[1]. Несмотря на все плюсы и минусы приватизации, экономика России нуждается в деньгах и далее эта потребность будетвозрастать. Если цены на нефть останутся на низком уровне в течение продолжительного периода времени, то российское правительство, сначала потратит резервный фонд и сократит лишние расходы, а затем столкнется с необходимостью продавать госсобственность. Проблема заключается в том, что стоимость большинства российских активов зависит от цены на нефть и так как цены на нефть будут низкими, российские активы тоже подешевеют. Это сделает приватизацию непопулярной и даже вредоносной для российской экономики. Потенциальные покупатели российских активов столкнуться с политическими рисками и будут готовы купить госсобственность еще по более низким ценам. В связи с этим можно предположить, что приватизация может не оправдать ожидаемых результатов.Так, например, в ноябре 2015 года Госдума приняла закон о бюджетена 2016 год, дефицит которого составил 2,36 трлн.рублей, или 3% ВВП[8].

Согласно распоряжению правительства от 1 июля 2013 года № 1111рпоступления в федеральный бюджет доходов от приватизации федерального имущества без учета стоимости акций крупнейших компаний, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях экономики, ожидаются в 20142016 годах в размере 3 млрд. рублей ежегодно[7].В данном распоряжении под приватизацию попадают 514 из 1795 федеральных государственных унитарных предприятий и 436 из 2337 акционерных обществ, в которых участвует государство. Данное распоряжение отдает в частные руки почти 23% всех имеющих у государства предприятий, а в замен получает в течении трех лет 12 млрд. рублей (0,5% от дефицита бюджета 2016 года).Для покрытия дефицита бюджета существует фонд национального благосостояния. Эти деньги скопились в период высоких цен на нефть, но в место того, чтобы их вкладывать в перспективные проекты, государство их просто держало на черный день. Черный день наступил, а денег ФНБ хватит всего на пару лет.Согласно данным министерства финансов РФ в фонде национального благосостояния на 1.12.15 г. размещено 4,784 трлн. рублей, этих денег стране хватит, при существующем положении, до начала 2018 года[3]. Если дальше идти исключительно методом приватизации и сохранить дефицит бюджета в 2,3 трлн. рублей, то необходимо будет продавать более крупные активы. К более крупным активам мы относим нефтегазовые компании, которые на данный момент составляют основу федерального бюджета и при их продажи страна может лишиться основных источников пополнения казны.

Так, например,приблизительная рыночнаястоимость Роснефти составляет 54,1 млрд. долл., что в пересчете на рубли по курсу в 70 руб. за доллар составит 3,7 трлн. рублей. Так как государству принадлежит 69,5% акций Роснефти, то выручить от продажи этого актива российское правительство сможет всего 2,632 трлн. рублей.[6]Такое поступление в госбюджет лишит страну стратегически важного актива и позволит погасить только годовойдефицит бюджета.

Каждый год по Роснефти продавать странане может по понятным причинам и от банальной приватизации улучшения экономического положения и экономического роста ждать не приходиться, так как от нее можно получить лишь погашение дефицита бюджета.Самые дорогие государственные активы России это нефтяные, они же стратегически важные, так как от их состояния зависит экономический суверенитет страны. Распродав стратегически важные активы стране нечем будет зарабатывать, а,следовательно,не на что будет развивать экономику. Приватизация госсобственности должна быть проведена выборочно отсеев убыточные активы, не задевая национальныхи экономическихинтересов.На наш взгляд для стимулирования экономического роста приватизация не подходит и носит только краткосрочный положительный результат.Еще одним отрицательным моментом приватизации в нынешних условиях, является низкая стоимость российских активов. Это связанно с геополитической обстановкой и низкими ценами на нефть. При таких условиях на данный момент приватизация госсобственности (особенно крупной) будет носить нелегитимный и вредоносный характер, не способствующий экономическому росту и уничтожающий основу экономики страны.Как мы уже решили,приватизация не способствует экономическому росту страны. Деньги,полученные от продажи государственного имущества,возможно,пойдут только на покрытие дефицита бюджета и скорее всего не дойдут до реального сектора. В период сложной геополитической ситуации, санкций и низких цен на нефть пусковым механизмом экономического роста может стать внутренний рынок и отечественные товары, которые в сложившихся условиях могут быть более конкурентоспособные по цене. С другой стороны, сразу возникает проблема как население простимулировать выбирать отечественный товар в период падения реальных доходов и снижения экономической активности.Для стимулирования спроса существует два способа: 1) дать деньги населению в виде трансфертов, повышения заработных плат бюджетникам и иных выплат 2) оставить деньги у населения с помощью снижения некоторых налогов.В условиях дефицита бюджета самым приемлемым выходом является снижения некоторых налогов для увеличения реальных доходов населенияи бизнеса. В данном случае можно будет рассчитывать на эффект дохода, который позволит увеличить потребление или долю сбережений, а следовательнои инвестиций.Вот что говорит по этому поводу академик Львов Д.С.: «Действующая налоговая система –классический пример того, как можно заставить людей не работать и не вкладывать свой капитал в развитие производства, а экспортировать его за границу. Поставив в невыгодное положение работающее население и делая продукцию дорогостоящей, эта система ограничивает участие людей в производстве материальных и духовных ценностей. В такой экономике никогда не будет достаточных ресурсов для ее перестройке. И только решив для себя принципиальный вопрос об источниках дохода для общества, Россия сумеет найти свой собственный путь возрождения»[1].

После введения санкций против России и обострения геополитической ситуации, в стране сделали упор на импортозамещение. Такая политика не может быть эффективна в одностороннем порядке. Стимулировать производить в стране недостаточно, необходимо еще стимулировать покупать отечественную продукцию. Ни для кого не секрет, что отечественная продукция в большинстве своем уступает по качеству западным аналогам. В связи с этим, единственный путь в сегодняшних сложившихся экономических условиях для местных производителей это выиграть в цене. Зарубежное дорогое сырье, низкая производительность труда не позволяют снизить себестоимость продукции по ряду причин. Изза девальвации рубля сложно приобретать иностранное сырье по низким ценам, а местных аналогов практически нет, повысить производительность труда сложно без инвестиций в основной капитал и переобучения персонала. Единственным возможным выходом снижения цены на отечественную продукцию нам видится снижение налоговой нагрузки на предприятия и товары.Снижение какого то одного налога не дастнеобходимого эффекта. Необходима комплексная реструктуризация взаимозависимых налогов.На себестоимость и цену продукции влияет такие налоги как НДС, налог на прибыль организации, акцизы. На потребление товаров влияет такой налог как НДФЛ. Перечисленные выше налоги, так или иначе, взаимосвязаны друг с другом. Так,например,снижение НДФЛ, позволит населению больше тратить и соответственно стимулировать отчисления от НДФЛ. Снижение налога на прибыль организации позволит либо увеличить инвестиции в организацию, либо повысить з/п сотрудникам, что в свою очередь увеличит потребление населения и отчисления в бюджет. Чтобы разобраться, что и насколько возможно снизить, необходимо рассмотреть структуру налоговых доходов. Структура доходов бюджета от налогов, влияющих на спрос и экономическую активность населения приведена в таблице 1.Таблица 1 Структура доходов государственного бюджета от социальнозначимых налогов и взносов за 20092014 г.г.[5]

200920102011201220132014НДФЛ, млрд. руб.(%темп прироста)1665,82

1790,57,48%1995,8111,46%2261,4813,31%2499,0510,5%2700,728,06%Налог на прибыль организации, млрд. руб.(%темп прироста)1264,641774,5740,32%2270,5427,94%2355,73,75%2071,89

12,04%2374,6614,61НДС на товары (работы,услуги), реализуемые на территории РФ(%темп прироста)1176,911329,0912,93%1753,5831,93%1886,457,57%1868,5

0,95%2188,2717,11%НДС на товары ввозимые на территорию РФ(%темп прироста)873,361169,5133,95%1497,1728,01%1659,6910,85%1670,940,67%1751,394,81%Страховые взносы на обязательное 2300,542477,077,67%3528,3342,43%4103,7316,3%4436,198,1%4755,087,18%

социальное страхование(%темп прироста)Среднемесячная номинальная начисленная з/п в РФ (%темп прироста)18637,520952,212,41%23369,211,53%26628,913,94%2979211,87%32495,49,07%

Исходя из приведенной таблицы,можно сказать, что сбои в сборах налогов заметно прослеживаются в налоге на прибыль организации, так как только этот налог имеет значительный темп снижения (в 2013 году). Это связанно с различными экономическими и политическими факторами, но данная тенденция повлияла на сбор другого очень важного федерального налога (НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ), который в тот же год показал отрицательный темп роста (0,95%). Это показывает, что сбой в предпринимательской активности (закрытие предприятий, административные барьерыи т.д.) и сложностей в отечественном бизнесе,так или иначе,затрагивает пополняемость бюджета разных уровней.Зарубежные товары это так же коснулось, но доходы от НДС на товары,ввозимые на территорию РФ в период с 2009 по 2014 г.г. всегда имели положительную динамику. Такие данные говорят о предпочтениинаселения к иностранной продукции (если больше покупают импортную продукцию, то больше ее завозят и выше НДС).В связи с этим сложности бизнеса напрямую отражаются на отчислениях по налогу на прибыль организации. От этого страдают в основном региональные бюджеты, так как 18% из 20% отчисляются в региональный бюджет, а 2% в федеральный. В свою очередь недопроизводство продукции отечественными фирмами, в связи с различными экономическими, политическими и административными сложностями, отражается на поступлениях в бюджет от НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ.Проанализировав налоговую эластичность налога на прибыль организаций и НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, можно увидеть их прямую зависимость. Для оценки изменения налоговых поступлений от НДС на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ в зависимости от изменения поступлений от налога на прибыль организаций также можно использоватьпоказатель налоговой эластичности (Кэн).Коэффициент налоговой эластичности рассчитаемпо следующей формуле:

Кэн=ΔНДСНДС/ΔНалогнаприбыльорганизацииНалогнаприбыльорганизации

Просчитаем коэффициент налоговой эластичности для периода с 2011 по 2012 г.г.

Кэн(2011−2012)=2355,7−2270,542270,541886,45−1753,581753,58=2,027Кэн(2012−2013)=2071,89−2355,72355,71868,5−1886,451886,45=|0,75|

Кэн(2013−2014)=2374,66−2071,892071,892188,27−1868,51868,5=1,21Коэффициент налоговой эластичности показывает, как изменились налоговые поступленияот НДСпри изменении поступлений от налога на прибыль на один пункт. Если коэффициент эластичности налогов (Кэн) равен 1, то налоговыепоступленийот НДСменяютсятак же как и поступления от налога на прибыль. Когда Кэнбольше единицы, налоговые поступления от НДС увеличиваются более быстрыми темпами, по сравнению с ростом поступлений от налога на прибыль организаций. Если Кэн

меньше единицы, то поступления от НДС растут медленнее, чем поступленияот налога на прибыль.В нашем случае,мы имеем в период с 2011 по 2012 коэффициент налоговой эластичности 2,027, это значит, чтопри увеличении налога на прибыль организации, НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ увеличивается двукратными темпами. Такая же ситуация видна и в период с 2013 по 2014 г.г. В период с 2012 г. по 2013 г. коэффициент налоговой эластичности равен 0,75, это значит, что при значительном снижении налога на прибыль организации, НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ практически не изменяется.

Такая зависимость позволяет государству снизить налоговую нагрузку на прибыль организации, что позволит усилить приток инвестиций в отечественный частный сектор, а упущенные поступления от налога на прибыль организаций окупиться поступлениями от НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ. В данном случае реструктурировав эти два налога, государство усилит интерес к производственному сектору, увеличит ВВП и пополнит федеральный бюджет.От снижения налога на прибыль пострадают в первую очередь региональные бюджеты, так как данный налог платиться именно туда, но эту проблему можно будет решить федеральными дотациямирегионам в зависимости от повышения количества малых и средних предприятий в них.Теперь рассмотрим сравнительный анализ темпов изменения отчислений от НДФЛ с изменением работающего населения и средней заработной платой в России, который представлен в таблице 2.

Таблица 2 Сравнительный анализ темпов роста НДФЛ с работающим населением и средней заработной платой в РФ за 20092014 г.г.

200920102011201220132014Среднесписочная численность работников47427502

467190071.49%458723881.81%45898381,60.05%45815639,70.18%45486400,20.71%Среднемесячная номинальная начисленная з/п в РФ (%темп прироста)18637,520952,212,41%23369,211,53%26628,913,94%2979211,87%32495,49,07%Занятость населения РФ69410,45869933,7080.75%70856,6131.31%71545,4160.97%71391,460.21%715390.2%НДФЛ, млрд. руб. (%темп прироста)1665,82

1790,57,48%1995,8111,46%2261,4813,31%2499,0510,5%2700,728,06%Страховые взносы на обязательное социальное страхование (%темп прироста)2300,542477,077,67%3528,3342,43%4103,7316,3%4436,198,1%4755,087,18%

По данным представленным росстатом в России официальных работников в период 20092014 г.г. в среднем 46,2 млн. человек[2],что составляет всего 64% от всех занятых, т.е. 36% занятых являются неформально занятыми и не отчисляют взносы в Пенсионный фонд и не платят НДФЛ.Возрастающая численность неофициальных работников (темп роста занятости превышает темп снижения среднесписочной численности работников) приводит к снижению темпов роста отчислений по страховым взносам и НДФЛ. На наш взгляд причина кроется в завышенных процентах по страховым взносам, которые платят работодатель за работников (26% от заработной платы). Такая нагрузка особенно не под силу малому бизнесу, который и порождает в связи с этим серую зарплату и неформальную занятость. Неформальные работники (36% от занятых) являются хорошим внутренним резервов для пополнения НДФЛ, но необходимо сокращать страховые взносы, особенно для малых предприятий.При сокращении отчислений страховых взносов возможно будет вывести из тени большое количествонеформально занятого населения, что в свою очередь пополнит казну отчислениями от НДФЛ.Серые зарплаты инеформальная занятость в основном наблюдается в малом бизнесе в ИП, которым по системе налогообложения не выгодно устраивать официально работников, так как большинство мелких ИП облагаются по ЕНВД. В ЕНВД каждый официальный работник считается физическим показателем, который увеличивает налог на 100%.Формула расчета ЕНВД[4]:ЕНВД=БД*К1*К2*ФП*15%.К1коэффициент дефлятор=1,798 (на 2015 год)К2берется в зависимости от видов деятельности, устанавливается местными органами властиФПфизический показатель (количество торговых мест, число работников и т.д.). Рассмотрим ситуацию расчета ЕНВД без привлечения работников и с одним работникомв Пензенской области. Возьмем торговую точку площадью 50 кв. м., находится в первой зоне согласно местному законодательству, ЕНВД по этому торговому месту будет равным:ЕНВД= 1800р* 50м* 1,798*0,56*1*15%= 13592,88руб. в месяц. Такая сумма вполне комфортная для ИП плюс она уменьшится на сумму страховых взносов. Когда ИП нанимает одного работника, то сумма ЕНВД не может уменьшаться на взносы и становиться равной:ЕНВД=1800р* 50м* 1,798*0,56*2*15%= 27185,76 руб. В дополнение к этому за работника еще нужно выплачивать различные взносы, поэтому мелкие ИП отказываются от работников или прибегают к теневой занятости. Исправить эту ситуацию возможно при исключении числа работников из ФП при расчете ЕНВД. Нынешняя формула расчета показывает, что один нанятый работник платит налогов по ЕНВД как и сам предприниматель. В реальных условиях один работник не приносит столько же доходапредпринимателю как и сам ИП. В таких видах деятельности как торговля и общественное питание предприниматель зарабатывает от площади помещения, что и свидетельствует расчет БД. Количество работников в таких видах деятельности не влияет на доход ИП, они лишь обслуживают данную площадь, поэтому целесообразно исключить количество работников из ФП, либо применить методику определения вклада каждого работника в деятельность организации (методика «стоимость работника»).

Данная методика особенно подходит для Патентной системы налогообложения (ПСН). Рассмотрим,как работает методика «стоимость работника» определения базовой доходности ПСНна примере Пензенской области.Первое, что нужно сделать это определить «стоимость работника», т.е сколько дохода он может принести предпринимателю своим трудом. Данный показатель может быть рассчитан исходя из средней начисленной З/П по региону или средней начисленной з/п по видам деятельности. В Пензенской области за период январьоктябрь 2014 года средняя начислена з/п по региону составила 21 834 руб., следовательно «стоимость работника» при расчете БД ПСН по видам деятельности составит 21834 руб.*12 мес. = 262008 руб. (значение можно округлить до 262 тыс. руб.) Исходя из этого БД каждого последующего официального работника будет увеличиваться на 262000 руб. Что касается видов деятельности, в которых БД зависит от количества объектов, то в данном случае предлагается оставить прежнею методику расчета: для определения БД каждого последующего объекта прибавлять БД первого объекта, поэтому в таблице 3 представлена только один вид деятельности, в котором учитывается количество работников.Таблица 3 Расчет БД при использовании методики «стоимость работника»

Вид деятельностиБД в Пензенской области на данный момент, тыс. руб. в год1БД в Пензенской области с учетом «стоимости работника» и БД при ЕНВД, тыс. руб. в годУровень налога ЕНВД. За год, ЕНВД= БД*К1*К2*ФП*15%.ФП=1К1= 1,672К2 рассматривается максимально возможный по ВЭДСтоимость патента при нынешнем законодательстве.Стоимость патента при новых условиях, за год., рубТехническое обслуживание и





ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования, кроме хранения автотранспортных средств на платных стоянкахбез привлечения наемных работников360144 20 22421 6008 640с привлечением наемных работников средней численностью:



.1 человек72040640 44843 200243602 человека108066860 67264 800400803 человека144093080 89686 400558004 человека18001192101 120108 000

71 5205 человек21601454121 344129 600872406 человек25201716141 568151 2001029607 человек28801978161 792172 800118 6808 человек30002240182 016180 000134 4009 человек30002502202 240180 000150 120

10 человек30002764222 464180 000165 84011 человек30003026242 688180 000181 56012 человек30003288262 912180 000197 28013 человек30003550283 136180 000213 00014 человек30003812303 360180 000228 72015 человек30004074323 584180 000244 440Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли



количество обособленных объектов организации торговли:



1 единица24001080105 636144 000648002 единицы

48002160211 272288 000129 6003 72003240316 908432 000194 400

единицы4 единицы96004320422 544576 000259 2005 и более единиц100005400528 180720 000324 000Услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питанияколичество обособленных объектов организации торговли:



1 единица 115060045 14469 00036 0002 единицы2300120090 288138 00072 0003 единицы34501800135 432207 000108 000

4 единицы46002400180 576276 000144 0005 единиц57503000225 720345 000180 0006единиц69003600270 864414 000216 0007 единиц80504200316 008483 000252 0008 единиц92004800361 152552 000288 0009 и более елиниц100005400406 296621 000324 000

Из таблицы 3видны явные преимущества ПСН перед ЕНВД при данной методики расчета БД ПСН. Высокие налоги при ЕНВД за каждого нанятого работника или официально зарегистрированный бизнес не способствуют увеличению официальной занятости в малом бизнесе и его легализации. Альтернативным вариантом является ПСН, при данных вариантах расчета стоимость патента значительно снизит нагрузку на микро бизнес и поспособствует выходу из тени некоторых предпринимателей и легализации рабочих, а поступления в бюджет увеличатся при большом количестве официальных рабочих. Из таблицы 3видно, что при данной методике («стоимость работника») стоимость патента начинает превышать стоимость патента при действующем законодательстве на уровне 11 официально зарегистрированных рабочих. При принятыхмерах стоимость патента при небольшом количестве зарегистрированных работников будет уступать стоимости при действующем законодательстве, но эти потери возместятся ИП, у которых работает 11 и более официальных работников.Последним возможным стимуляторомна наш взгляд является снижение ключевой ставки ЦБ. Данный вопрос остро стоит последнее время в политики ЦБ. Снижение ключевой ставки приведет к повышению экономической активности, доступности кредитов и повышенному спросу на деньги. Для предприятий это станет стимулом к расширению производства и освоению новых рынков, но, если рассматривая экономическую ситуацию в целом, то на данный момент снижение ключевой ставки приведет к ряду отрицательных последствий. Одним из таких последствий может стать увеличение и без того высокой инфляции, доступность кредитных денег приведет увеличению цен, что в условиях дефицита бюджета и снижению реальных доходов населения может стать причиной снижения уровня населения. Ко всему прочему, снижение ключевой ставки в прогнозируемый банковский кризис приведет снижению доходов банков и отвлечению депозитных денег населения. При снижении ключевой ставки дешевыми станут не только кредиты, но и депозиты для юридических и физических лиц, что на фоне высокой инфляции заставит население забирать деньги из банков. На наш взгляд снижение ключевой ставки в данный кризисный период недопустимо для экономики России, данное мероприятие необходимо проводить в период стабилизации и выхода из кризиса при инфляции 68%.Подводя итог можно сказать, одного отдельного метода для оздоровления экономики не существует, поэтому государство должно выбрать путь,по которому необходимо идти, рискуя некоторыми направлениями развития в пользу других.

Ссылки на источники1.Львов Д.С. Свободная экономика России: взгляд в XXI век.М.: ОАО «НПО «Издво «Экономика», 2000.54 с.2.http://www.interfax.ru/business/479161[дата обращения 10.01.2016]

3. Распоряжение правительства от 1 июля 2013 года № 1111р4. http://info.minfin.ru/fbp.php[дата обращения 10.01.2016]5.http://info.minfin.ru/kons_doh.php[дата обращения 10.01.2016]6.http://www.gks.ru/[дата обращения 10.01.2016] 7.https://www.nalog.ru/rn63/ip/ip_pay_taxes/envd/[дата обращения 10.01.2016]8.https://www.nalog.ru/rn58/ip/ip_pay_taxes/patent/[дата обращения 10.01.2016]