Критерии бедности и эффективность социальной политики

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кузнецова И. В. Критерии бедности и эффективность социальной политики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1746–1750. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96268.htm.
Аннотация. В статье рассматривается социально-экономический феномен бедности, причины сохранения бедности в России, подходы к измерению бедности и «достатка». Отчасти проблему бедности можно уменьшать при помощи социальной политики, но минимальные государственные социальные стандарты могут удовлетворить только самые насущные потребности и не учитывают субъективную составляющую жизнедеятельности, к тому же статистические данные показывают, что инфляция растет большими темпами, чем индексация минимальных социальных гарантий.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кузнецова Ирина Васильевна,Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке, г.Тихорецкkuznirina@yandex.ru

Критериибедности и эффективность социальной политики

Аннотация.В статье рассматриваетсясоциальноэкономическийфеномен бедности, причины сохранения бедности в России, подходы к измерению бедностии «достатка».Отчасти проблему бедности можно уменьшать при помощи социальной политики, но минимальные государственные социальные стандартымогут удовлетворить только самыенасущныепотребностиине учитывают субъективную составляющую жизнедеятельности, к тому же статистические данные показывают, чтоинфляция растет большими темпами, чем индексация минимальных социальных гарантий.Ключевые слова:бедность, степеньбедности, величина прожиточного минимума, социальная политика, минимальные государственные социальные стандарты.

На сегодняшний день социальноэкономический феномен бедности является одним из самых актуальных и опасных. Реальную опасность он представляет не только для стабильности общества, но так же идля социальнопсихологического самочувствия людей, и не секрет, что бедность именно вРоссии является одной из главных жизненных проблем. Опросы показывают, что россияне называют ее одной из основных причин для постоянного беспокойства и недовольства властью. В современном обществе, отягощенном нестабильностью курсов валют, финансовым кризисом и прочими экономическими угрозами, невозможно чувствовать себя полностью защищенным, угроза обнищания нависает над безбедными и даже состоятельными категориями населения. Число исследований, посвященных изучению данного феномена, неуклонно растет, и различные подходы, критерии и классификации ее форм и проявлений часто рассматриваются как конкурирующие (на деле же они являются дополняющими). В различных работах, публикациях и опросах бедность даже называют поразному –низким уровнем доходов, дороговизной, сложным (бедственным) положением семьи в условиях рыночной экономики. Но мы понимаем, что по сути, все это характеризуется низким уровнем жизни большинства населения.Показательна ситуация в современной России. Относительно российской экономики сложились два хорошо известных устойчивых стереотипа: Россия –это, вопервых, страна, изобилующая природными и минеральными ресурсами, и, вовторых, страна с дешевой рабочей силой. Первый стереотип еще можно считать справедливым, если не учитывать быстрое истощение тех самых ресурсов, а вот второй справедлив только потому, что поддерживается искусственно, путем намеренного сохранения бедности среди широких слоев общества. При этом среди россиян распространяются представления о самих себе как о нуждающихся, неспособных выбраться из пучины бедности, обреченных на лишения и трудности. Одновременно с этим нельзя отрицать, что квалификация российских рабочих попрежнему остается очень высокой, как и уровень образования, во многом превосходящий уровни западных стран[1]. Таким образом, одной из главных причин сохранения бедности в России мы можем назвать искусственно создаваемый и привлекательный для иностранных инвесторов облик России как страны с квалифицированной и образованной, но дешевой рабочей силой.Мы можемувидеть, что бедность –это сложное, многофакторное понятие. Само оно обозначает специфическое состояние материальной необеспеченности людей, когда доходы человека или семьи не позволяют поддерживать потребление, общественно необходимое для жизнедеятельностии воспроизводства рабочей силы. Существуют также и другие трактовки, например, бедность –это характеристика экономического положения индивида или группы, когда они не могут сами оплатить стоимость необходимых благ; или условия жизни, не позволяющие людям иметь потребление на уровне признанных обществом минимальных стандартов [2]. Однозначного и общепринятого определения до сих пор нет, так как оно по своей природе дискуссионно и постоянно видоизменяется и дополняется.Выделяют несколько подходов к измерению бедности, согласно им, различают ее абсолютный и относительный уровни.Бедность, при которой доходы той или иной семьи, группы, слоя не достигают минимального стандарта (в Европе нижняя граница бедности –это сумма менее двух долларов на человека вдень), можно рассматривать как абсолютную.Выделяются три степени абсолютной бедности.1)Нищета –наиболее глубокая, острая степень бедности.2)Нужда –средняя степень.3)Необеспеченность –умеренная степень.Люди, не обладающие физиологическим минимумом средств к жизни, попавшие в ситуацию, когда они постоянно недоедают и даже голодают, находятся в положении абсолютной нищеты. Нижняя граница, за которой находятся члены такого слоя людей, определяется стоимостью обычного набора продуктов питания (минимальной потребительской корзины).Нуждой мы называем такое положение групп людей, когда им хватает средств только на самые необходимые физиологические нужды, но удовлетворить полностью свои социальные потребности, даже самые простейшие, они не в состоянии. Обычно нуждающиеся не страдают от регулярного недоедания, но средств на покупку одежды и обуви обычно не хватает, как и средств на отдых и развлечения, квалифицированное лечение, медикаменты и тому подобное. Официальный прожиточный минимум сегодня является главным показателем, образующим верхнюю границу нужды. Его можно считать так называемым социальным минимумом в сравнении с отличающимся от него продуктовым набором, указывающим границы чисто физиологического минимума. Таким образом, в состоянии нужды оказываются люди, доходы которых меньше официального прожиточного минимума, но больше его двух третей (стоимость минимального продуктового набора).Наконец, необеспеченность –переход от бедности к достатку, охватывает те группы населения, которым хватает средств удовлетворить как свои физиологические, так и социальные потребности, но на элементарном, низком уровне, а вот потребности высокие и сложные остаются неудовлетворенными. В подобном положении люди нормально, хоть и не сбалансировано, питаются, способны покупать новую одежду и отдых, им хватает средств на лечение, развлечения и отдых. Тем не менее, материальное состояние таких людей все равно остается на уровне, недостаточном для того, чтобы в рамках данного государства, культуры считаться нормальным и достойным. Иначе говоря, при обеспеченности прожиточным минимумом, у таких людей все еще нет достатка.Что же есть «достаток»? Для его измерения в качестве примерной его границы мы можем использовать удвоенную величину прожиточного минимума, которая, по мнению специалистов, достаточна для удовлетворения нормальных (высоких, сложных) человеческих потребностей. Более того, грань между достатком и необеспеченностью характеризует также самооценки нормы бедности самим населением. По результатам опросов ВЦИОМ, большинство населения считает прожиточный минимум не доходом, обеспечивающим сугубо физическое выживание (так считают примерно 15% опрошенных), но таким уровнем доходов, который обеспечивает человеку скромное, приличное существование (этого мнения придерживаются свыше 70% респондентов).Динамика численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в Российской Федерации представлена в таблице 1.Таблица 1Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода [3]

ГодыЧисленность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимумаДефицит денежного доходаВеличина прожиточного минимума рублей в месяц, руб.млн. человекв % от общей численности населениямлрд. руб. в % от общего объема денежных доходов населения200042,329,0199,25,01210200525,417,8288,72,13018201017,712,5375,01,25688201117,912,7424,11,26369201215,410,7370,50,96510201315,510,8417,90,97306201416,111,2478,81,08050

Существующая относительная концепция бедности сообщает о худшем положении человека (группы, семьи) относительно общего уровня благосостояния и доходов в стране. Проще говоря, к относительно бедной части населения могут относить себя группы, считающие свой уровень жизни существенно более низким, чем у других социальных групп. Определение уровня бедности на основе данного подхода имеет свои очевидные недостатки –например, людей, относящих себя к бедным, на самом деле может ничего не связывать с группами, проживающими в условиях реальной бедности, изза резкой динамики средних показателей доходов или иных изменений.Понимание о том, какие семьи можно отнести к разряду бедных, кроется как в количественных показателях, так и в качественной, содержательнойинтерпретации прожиточного минимума, которая у большинства населения основана на представлениях скорее об относительной, чем абсолютной бедности.Основным критерием бедности, принятым в России, являются доходы на каждого члена общества ниже прожиточного минимума. Собственно, появление социальных слоев и групп, живущих за чертой бедности, связано с рядом других критериев.1)Занятость и значимая работа. Люди держатся за место работы, рассматривая его в качестве источника надежности и материального благополучия, несмотря на низкий размер заработной платы, задержки в выплатах и нестабильную занятость.2)Социальные пособия, значения которых существенны только для категорий граждан, имеющих льготы (инвалиды, многодетные и неполные семьи и прочие)3)Домашнеехозяйство и режим жесткой экономии, играющие важную роль в обеспечении семьи. Отчасти компенсирует низкий уровень и нестабильность выплат заработной платы, но не позволяет полностью удовлетворить социальные потребности и восполнить социальные гарантии, такие как возможность приобретения жилья, образования, качественного медицинского обслуживания, одежды и т.д. Проблема бедности формирует серьезную угрозу социальноэкономической безопасности и независимости, и касается, как уже говорилось ранее, не отдельного человека, но общество в целом. Оно охватывает все более и более широкие слои населения, и если сейчас мы не наблюдаем конфронтаций между неимущими группами и людьми, живущими в достатке, это не значит, что ситуация в ближайшем обозримом будущем не изменится. Устойчивое мнение о том, что бедность –это рок общества, чтото практически природное и естественное, ведет к оправданию бедных как неспособных справиться с этой «социальной болезнью», к снисходительному отношению к проблеме.Безусловно, в борьбе сбедностью населению нужно оказывать посильную помощь, и именно эта помощь становится одной из важнейших программ, осуществляемых в рамках социальной политики. Социальную политику, как и множество других социальных институтов, принято рассматривать в широком и узком смыслах.Так, в широком смысле под социальной политикой понимают такое направление государственной политики, которое представляет собой принимаемую обществом государственную концепцию развития страны, формируется, исходя из общественной социальной структуры, состоит из системы мер распределения ресурсов и неразрывно связано с экономической политикой. В узком смысле социальная политика –это политика перераспределения финансовых ресурсов между различными категориями (группами, слоями) населения,проводимая на основе действующего законодательства с помощью налоговой и бюджетной систем.Социальной политикой мы называем деятельность различных общественных и государственных институтов и образований, которая исходит из согласованности интересов различных социальных общностей и групп и направлена на решение таких социальных задач, которые связаны с благосостоянием населения, качеством его жизни, развитием человеческого потенциала, уменьшением социального неравенства.Социальная политика –это часть политики государства, которая направлена на нивелирование негативных последствий социального неравенства, социальноэкономических проблем в обществе[4]. Основным показателем, характеризующим успешность проводимой социальной политики, является так называемая социальная эффективность –соотношение времени, финансовых средств и иных ресурсов, затраченных на проведение социальных мероприятий с достигнутыми результатами. Только с помощью измерения эффективности распределения ресурсов, а не их общего количества, финансирования либо инвестиций, можно оценить обеспечение социальной сферы. Делается это с использованием систем статистических показателей, которые характеризуют как качественные, так и количественные стороны социальных процессов и явлений. Основными показателямииндикаторами в контексте проблемы бедности являются величины прожиточного минимума и поляризации доходов, доли безработных и населения, живущего за чертой бедности и др.Таким образом, все мы прекрасно понимаем, что в России, как и в любой другой стране, главным критерием эффективности социальной политики является повышение уровня жизни населения. Для достижения такой важной цели государству не стоит избирать в качестве своих основных задач, к примеру, удвоение ВВП за пятилетний период, правильным ориентиром, прежде всего, будет увеличение реальных доходов россиян и развитие системы социальных трансфертов, уменьшение масштабов бедности. И хотя во многом улучшение благосостояния народа зависит от государства, немаловажную роль в этом играют сами граждане, их личная заинтересованность и желание изменяться к лучшему.Стандартизация основных параметров качества жизни выражается в разработке государственных минимальных социальных стандартов (таблица 2). Таблица 2Размеры основных минимальных социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации, в соотношении с величиной прожиточного минимума, в %[5]

Показатели2008год2009год2010год2011год2012год2013год2014год2015годМинимальный размер оплаты труда48,478,872,762,067,568,267,157,3Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет:





по уходу за первым ребенком38,638,638,835,038,335,834,628,6 по уходу за вторым и последующими детьми77,277,177,670,176,671,669,157,3Ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС77,277,177,670,176,671,669,157,3Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву142,2139,6140,4126,8138,7129,5125,2103,7Ежемесячные выплаты на содержание ребенка в семье опекуна94,882,475,363,865,958,353,742,2Ежемесячные выплаты на вознаграждение, причитающееся приемному родителю52,645,542,035,836,632,830,224,0Ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенкоминвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы:





родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю)



72,166,452,9 другим лицам



15,714,511,5Минимальный размер пособия по безработице16,415,514,312,212,511,110,38,2Размер государственных академических стипендий студентов, обучающихся по образовательным программам:





высшего образования18,920,018,515,716,114,416,212,9

среднего профессионального образования6,67,36,75,75,95,25,94,7

В соответствии с Бюджетным Кодексом минимальные государственные социальные стандарты –это государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ. В них идет речь лишь о самых насущных потребностях (питании, медицинском обслуживании, образовании, социальном обеспечении и т.п.), но не отражены потребности и права человека на труд, на безопасность, на здоровую окружающую среду и пр. Указанные стандарты регламентируют величину потребления только материальных благ, но не учитывают субъективную составляющую жизнедеятельности, т.е.удовлетворенность их качеством, условиями предоставления, фактическую доступность.Таким образом, стандарты изначально задаются как нормативы расходования бюджетных средств, их основная цель –определение обязательного минимума бюджетных расходов на отдельные социальные нужды населения. Единая система государственных минимальныхсоциальных стандартов, нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности способствует созданию объективных условий для бюджетного регулирования.Статистические данные (таблица 2) показывают, что изза инфляции происходит рост величины прожиточного минимумаи даже при увеличении минимальных государственных социальных стандартов (МРОТ в 2014 году составлял 5554 руб., в 2015 г. –5965 руб.) происходит уменьшение доходов граждан, получаемых социальные гарантии в Российской Федерации. Таким образом, инфляция растет большими темпами, чем индексация минимальных социальных гарантий, следовательно,растет уровень бедности.

Ссылки на источники1 Беломестнова И.В. Влияние государства на воспроизводство человеческого капитала в экономичкой науке // В сборнике: Экономика и управление: ключевые проблемы и перспективы развития.Материалы Международной научнопрактической конференции. Под общей редакцией Е.В. Королюк.

2015. С. 3539.

2 Игнаток М.В. Бедность: дифференциация подходов к определению и измерению // Terra Economicus 2008 №42 С. 6771.3Численность населения, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, и дефицит денежного дохода// Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/# (дата обращения 18.03.2016). 4Кузнецова И.В. Стратегическое управление социальной сферой в муниципальном образовании // Теория и практика общественного развития. 2014. №4. С. 214216.5 Социальное обеспечение и социальная помощь// Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики// http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/# (дата обращения 18.03.2016).