Условия формирования и развития личности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сердюк И. И. Условия формирования и развития личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1741–1745. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96267.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные проблемы формирования и развития личности. Определяются возможные благоприятные условия для развития всесторонне и гармоничной личности, социально активной и способной реализовать свой потенциал в современном обществе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сердюк Ирина Ивановна,кандидат психологических наук,доцент кафедрыэкономики и менеджмента, филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецкеserdyuk.irina@rambler.ru

Условия формирования и развития личности

Аннотация.В данной статье рассматриваются актуальные проблемы формирования и развития личности. Определяются возможные благоприятные условиядля развития всестороннеи гармоничной личности, социально активной и способной реализовать свой потенциал в современном обществе.Ключевые слова:личность, общество, условия, формирование личности, развитие личности.

Происходящие в обществе социальноэкономические процессы, современная российская образовательная ситуация, мировые глобальные процессы информатизации и интеграцииактуализируютпотребность в личности,разносторонне и целостно развитой, способнойосуществлять активную деятельность, направленную и на развитиеобщества в целом. Этому способствует модернизация российского образования, введение профилизации школы, общие тенденции гуманизации образования в целом. В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считает, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуальносвоеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй ее чувств и поведения [1].Пространство личности имеет сложную структуру и множество измерений. Те события внешнего мира, в которые включена личность, и те отношения, которые у нее устанавливаются с объектами внешнего мира, образуют внешнее пространство личности. Представления о мире и о себе, переживания различных событий, отношение к самому себе, самоконтроль и саморегуляция, жизненные цели и планы –все это составляет внутренний мир личности. Социальное пространство, в которое включена личность, представлено в ее внутреннем мире. С другой стороны, в активности, в деятельности, в общении, так или иначе, проявляется внутренняя жизнь личности.Личность формируется путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта, который имеет непосредственное отношение к личности, –это системы представлений о нормах и ценностях жизни человека: о его общей направленности, поведении, отношениях к другим людям,к себе, к обществу в целом и т.д.

Они зафиксированы в очень различных формах –в философских и этических воззрениях, в произведениях литературы и искусства, в сводах законов, в системах общественных наград, поощрений и наказаний, в традициях, общественных мнениях.Формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т.д. А достичь всего этого путем простого усвоения нельзя. Усвоенный мотив в лучшем случае мотив знаемый, но не реально действующий, то есть мотив неистинный. Знать, что должно делать, к чему следует стремиться, –не значит хотеть делать это, действительно к этому стремиться. Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания. Этот процесс всегда происходит только в реальной жизни человека. Он является всегда эмоционально насыщенным, часто субъективно творческим.Первым и основным условием правильного развития личности является природа организма, наследие его отцов или те антропологические особенности, которые составляют почву для развития личности.Не меньшего внимания заслуживает другой фактор, влияющий на развитие личности–фактор биологический, связанный с условиями зачатия и развития человеческого организма. От каких бы причин не зависели условияразвития–от неблагоприятной психоили невропатическойнаследственности, физических недостатков, болезней матери во время зачатия и беременности, последствием их, являются дегенеративные особенности потомства, которые в конце концов сводятся к нарушениям и разложению личности.На развитие личности определенное влияние оказывает окружающая ее природа (среда обитания), климат, иные метеорологические и географических условий [2].Развитие личности как высшего проявления психики находится в зависимости от физических условий.Во всяком случае, нельзя не принять во внимание тот факт, что только гармоническое развитие тела и духа обеспечивает правильное совершенствование личности.

Если физическое развитие от природы слабо, если человек с раннего возраста подвергается физическимневзгодам и целому ряду общих инфекционных болезней, особенно с затяжным течением, если вместе с тем у него развиваются такие общие болезненные поражения, коренящиеся в недостаточном и неправильном питании организма, как анемия, золотуха, рахитизм и прочие, то расцвет личности будет в той или иной мере задержан.На развитие личности оказывают существенное влияние неблагоприятные экономические условия, приводящие последовательно к физическому ослаблению организма, подрывающие в корне питание организма и нарушающие правильное развитие мозга, а следовательно, и личности.Уже вскоре после рождения ребенка происходят события, имеющие важное значение для формирования его будущей личности: становление общения в ходе контактов с ближайшим окружением. Общение имеетпрямое отношение к развитию личности детей потому, что даже в своей исходной непосредственноэмоциональной форме оно приводит к установлению связей ребенка с окружающими людьми и оказывается первым компонентом того ансамбля общественных отношений, которыйи составляет сущность личности.Не меньшего внимания в смысле развития личности заслуживают воспитание. Воспитание –процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды.[3]В детстве складываются основные мотивационные, инструментальные и стилевые черты личности. Первые относятся к интересам человека, к тем целям и задачам, которые он перед собой ставит, к его основным потребностям и мотивам поведения. Инструментальные черты включают предпочитаемые человеком средства достижения соответствующих целей, удовлетворения актуальных потребностей, а стилевые касаются темперамента, характера, способов поведения, манер.Развитие личностив детстве происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений, а также под воздействием средств массовой информации (печать, радио, телевидение) и живого, непосредственного общения ребенка с окружающими людьми.В разные возрастные периоды личностного развития количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, их воспитательное значение различны.Движущими силами психического развития ребенка, школьника являются диалектическиепротиворечия, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания [4].

Большое влияние на процесс развития личности ребенка, особенно в первые годы, оказывает семья, и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. Особенно следует подчеркнуть то обстоятельство, что основы будущей личности формируются еще в дошкольном возрасте, и, следовательно, правильное и рациональное воспитание должно начинаться с первых дней жизни человека. Иначе могут произойти существенные изменения в характере личности, его мировоззрении (благодаря тем или иным условиям), чтов будущем может негативно сказаться как на самом человеке, так и на окружающих его людях.С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела[5].Как для правильного развития тела необходимо правильное физическое питание, так для умственного развития, приводящего к развитию личности, необходимо питание духовное. Ясно, что для цельного развития личности правильное воспитание и обучение составляютсущественную основу.Важную роль в формировании личности играет правильное направление умственного развития. Так как невежество и недостаток образования ведет к педагогической запущенности и недоразвитости личности.К окончанию школы личность в основном оформляется, и те индивидуальные особенности персонального характера, которые ребенок приобретает в школьные годы, обычно сохраняются в той или иной степени в течение всей последующей жизни.Расширяется сфера взаимодействия со средствами массовой информации. оказывающий на него определенное, либо положительное, либо отрицательное воздействие.Информатизация общества на современном этапе предоставляет человечеству принципиально новые решения и возможности во многих сферах. Но следует учитывать, что вместе с очевидными благами, которые она дает людям, информационная революция несет с собой и некоторые проблемы. Среди них –общие глобальные проблемы цифрового неравенства стран и регионов, охраны интеллектуальной собственности, соблюдения свободы слова, вопросы цензуры в глобальных компьютерных сетях и ряд других[6].Для преодоления данных трудностей государство должно стремится к модернизации системы образования всех уровней; проведению политики, направленной на формирование современной системы образования, учитывающей и использующей новые возможности информационного общества для формирования творческой, гармонично развитой и гуманистически ориентированной личности; разработке новых методов, которые позволят человеку правильно понять и исследовать открывающуюся перед ним новую высокодинамичную информационную картину мира.Важным фактором, приводящим к развитию личности, является общественная деятельность. Где нет общественной деятельности, там и нет полного развития личности. Без общественной деятельности личность останавливается на определенной ступени своего развития; она является пассивным членом общества, лишенным той самодеятельности, которая служит залогом нормального развития общественной жизни и прочного развития государственности. К этому надо добавить, что естественным последствием отсутствия правильно организованной общественной деятельности в форме самоуправления является праздность и бездеятельность, которая находит в этом случае особенно благоприятные условия преимущественно в более обеспеченных классах общества. Между тем праздность, чем бы она не была обусловлена, приводит естественным образом к понижению умственной работоспособности, к невосполнимой утрате умственного материала за время бездеятельности, к недостаточному усовершенствованию нервнопсихических механизмов, что доказывается между прочим также и психометрическими исследованиями.

Праздность приводит к нравственному и физическому вырождению, особенно если к ней присоединяются ее естественные спутники –алкоголизм, наркомания, развратные деяния и другие излишества. Постепенно происходит деградация личности.Важной особенностью в развитии личности является профессиональное самоопределение и самоактуализация, проявляющиеся в виде длительного процесса развития отношения человека к своей будущей или реальной профессии и к самому себе как потенциальному или реальному субъекту профессиональной деятельности или профессионалу, которые осуществляются на протяжении всего профессионального и жизненного пути [7].Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Процесс формирования личности не происходит в изолированной узкой среде, он осуществляется в контексте более или менее развитого общения с людьми, общественными институтами, различными проводниками массовой коммуникации. В результате вольно или невольно в той или иной мере растущий человек улавливает, осваивает тенденции эпохи, характер господствующего восприятия и понимания жизни. Личность формирует не совокупность отдельных факторов, а система таковых, преломляющаяся через свойства и особенности самой растущей личности. Целенаправленное формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности [8].Личность –объект многих экономических, политических, правовых, моральных и других воздействий на человека общества в данный момент его исторического развития, следовательно, на данной стадии развития данной общественноэкономической формации, в определенной стране с ее национальным составом.Общество на каждой ступени своего развития задает развивающейся личности некоторые общие принципы восприятия и интерпретации мира, определяет значение тех или иных аспектов жизни, формирует направленность на определенные ценности. Направленность личности характеризуется уровнем зрелости, широтой, интенсивностью, устойчивостью и действенностью [9].Развитие личности осуществляется через системы общественных отношений, так называемые средовые факторы, детерминирующие социальнопсихологическое развитие личности, начинают все более системно осмысливаться.Лишь охарактеризовав основные силы, воздействующие на формирование личности, включая социальное направление образования и общественного воспитания, то есть, определив человека как объект общественного развития, мы можем понять внутренние условия его становления как субъекта общественного развития. Личность всегда конкретноисторична, она продукт своей эпохи и жизни страны, современник и участник событий, составляющих вехи истории общества и ее собственного жизненного пути.Формирование личности –это очень сложный процесс, непрерывный, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств и который длится всю жизнь человека. Обычно становление личности относят к более поздним периодам жизни человека –юности, взрослости. Однако личность не просто обнаруживается на определенном этапе развития человека, а строится постепенно.Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чегото другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. Предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, то есть, заданы обществом, воспитаны в человеке. Это первый критерий личности.Второй необходимый критерий личности –способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивовцелей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило поступить его определенным образом, тем не менее,продействовать вполне нравственно. Хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.Стать личностью –это значит, вопервых, занять определенную жизненную, нравственную позицию; вовторых, в достаточной степени осознавать ее и нести за нее ответственность; втретьих, утверждать ее своими поступками, делами, всей своей жизнью. Ведьзначимость и ценностьличности, в конечном итоге определяются общественным инравственным значениемее жизнедеятельности.Таким образом, процесс формированияи развитияличности всегда остается глубокоиндивидуальным, неповторимым, он протекает совершенно поразному в зависимости отиндивидуальных особенностей,конкретноисторических условий, от принадлежности индивида к той или иной социальной среде.

Ссылки на источники1.Сердюк И.И. Понятие личности в психологии. // Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире. Материалы Международной научнопрактической конференции. под. ред. Г.А. Берулавы. 2013. –С. 6568.2.Жигимонт С.Н. Особенности социализации дошкольников, относящихся к разным социальнотерриториальным общностям городской и сельской местности. // Научнометодический электронный журнал Концепт. –2015. –Т. 13. –С. 19811985.3.Сердюк И.И. Условия формирования личности. / Синергетика образования. –2014. –№ 9. –С. 4954.4.Сердюк И.И. Теоретикометодологические основы развития способностей в отечественной и зарубежной психологии. / Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. 2014.№51. С. 143145.5.Ящук Н.Ю. Проблема социализации личности в образовательном процессе. // В сборнике:Гуманитарные знания и естественные науки: современные проблемы и перспективы развитияМатериалы III Межвузовской научнопрактической конференции; под общ. редакцией Е. В. Королюк. 2014. –С. 185188.6.Сердюк А.В., Матвиюк В.М. Основные проблемы и перспективы развития информационного общества на современном этапе//В сборнике: Первые шаги в науку: Современные проблемы и перспективы развития.Материалы I (первой) краевой научнопрактической конференции преподавателей и студентов среднего профессионального образования. Краснодар, 2013. –С. 205207.7.Молчанова Е.В., Сердюк И.И. Проблемы востребованности и конкурентоспособности специалистов. // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. –2015.–Т.3.–№11.–С.209211.8.Сердюк И.И. Проблемы повышения качества профессионального образования // Концепт. –2014. –Современные научные исследования. Выпуск 2. –ART 55073.–URL: http://ekoncept.ru/2014/55073.htm. –Гос. рег. Эл No ФС 7749965. –ISSN 2304120X. –[Дата обращения: 17.03.2016]9.Сердюк И.И. Социальная психология. Учебнометодическое пособие. –Краснодар: Краснодарский ЦНТИ–филиал ФГБУ «Российское энергетическое агентство». 2012. –136 с.