Некоторые теоретические аспекты маркетинговой деятельности предприятия
Выпуск:
ART 96269
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Соловьева
М.
Н.,
Новиков
Н.
И. Некоторые теоретические аспекты маркетинговой деятельности предприятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
1751–1755. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96269.htm.
Аннотация. В статье изучаются теоретические аспекты маркетинговой деятельности предприятия. Рассматриваются различные виды управления маркетингом. Наибольшее внимание уделено маркетинговой политике предприятия, что приобретает особую актуальность в нынешнее время. Маркетинг является одним из инструментов, использование которого соответствует достижениям, полученным с его помощью.
Ключевые слова:
стратегия, маркетинг, задачи маркетинговой деятельности, необходимость и актуальность маркетинга
Текст статьи
Новиков Николай Иннокентьевич,Доктор экономических наук, доцент, заслуженный экономист России, заведующий кафедрой Новокузнецкого института —филиалаКемеровского государственногоуниверситета, г. Новокузнецк;economica@nkfi.ru
Соловьева Мария Николаевна,Студент3 курсаэкономического факультета,заочного отделения,филиал Кемеровского государственного университета, г. Новокузнецк;maxa.solowiewa@yandex.ru
Некоторыетеоретическиеаспекты маркетинговой деятельности предприятия (на примере ООО «ЮнителНК», г. Новокузнецк)
Аннотация. В статье изучаются теоретические аспекты маркетинговой деятельности предприятия. Рассматриваются различныевиды управления маркетингом. Наибольшее внимание уделено маркетинговой политике предприятия, что приобретает особую актуальность в нынешнее время. Маркетинг является одним из инструментов, использование, которого соответствует достижениям, полученным с его помощью.Ключевые слова. Маркетинг, задачи маркетинговой деятельности, стратегия, необходимость и актуальность маркетинга.
В нынешнее времяв современной практике предпринимательства возрастает необходимость разработки эффективных маркетинговых стратегий бизнеса. На наш взгляд это обусловленотем, чтомаркетинг очень влияетна эффективность предпринимательства в условиях увеличивающейсяконкуренции на товарных рынках и рынках услуг. Конкурентная ситуация «заставляет»предприятияувеличивать затраты на маркетинг, которые для многих предприятий становятся одной из самых существенных расходных статей бюджета, однако результат от таких затратчасто «теряется»в информационном потоке, порождаемом конкурентами.По нашему мнению, основные причины сложившейся ситуации, прячутсяв изменениях рыночных условий деятельности, к которым предприятия оказались просто не готовы.По нашей оценке,основные направления произошедших изменений в следующем: повышение ожиданий потребителей относительно качества товара и предлагаемого сервиса; расширение возможностей потребителя в выборе продавца товара, в первую очередь благодаря сети Интернет, что позволяет приобретать товар на прямуюу производителя; увеличение информационной загруженности потребителя и снижение внимания к информационным маркетинговым обращениям; конкуренция становится большеи торговля занимает высокое место; снижается польза использования обычных традиционных способов маркетинговых исследований.В сложившихсяусловиях основные идеи маркетинга как философии управления, являются как никогда актуальными. На наш взгляд,современное понимание маркетинговой деятельности должно трансформироваться в сторону повышения измеримости его результатов и ориентации маркетинговых стратегий на экономическую эффективность работы предприятияв целом.Управление маркетингом
это анализ, планирование, контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения целей предприятия.Управление маркетингом, что,по нашему мнению,может проходитьс пяти разных позиций, а именно:системаусовершенствования производства;системаусовершенствования товара;системаинтенсификации коммерческих усилий;системамаркетинга;системасоциальноэтичного маркетинга.И в этом мы придерживаемся«точкизрения» И.С. Березина. [1, с. 107].Системаусовершенствования производства утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам, которые достаточнораспространены и приемлемыпо цене, а как следствие предприятиедолжнососредоточить свои усилия на усовершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения.Применение системыусовершенствования производства подходит в 2х ситуациях. Первая когда спрос на товар превышает предложение. Вторая когда себестоимость товара слишком высока и ее необходимо снизить, для чего требуется повышение производительности.Концепция совершенствования товара
утверждает, что потребители будут благосклонно относиться к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные характеристики и свойства, а следовательно компания должна сосредоточить свои усилия на постоянном совершенствовании товара. Однако, негативныммоментом данной концепции является то, что потребители на самом деле удовлетворяют не потребность в конкретном товаре, а свои нужды, которые могут быть удовлетворены товарами другого рода. [2, с. 95].Исследования мотивов поведения потребителей на рынке ставят целью прогнозирование поведения определенных групп потребителей на рынке.Анализ рынка преследует цель определения потенциальной емкости рынка для выпускаемой продукции, определение характера потребительского спроса, распределение спроса по разным регионам.Задачей маркетинговой деятельности по исследованию товараявляется определение потребностей рынка в новых товарах, улучшения или модернизации уже существующих.[3, с. 1820].
Проводимый анализсистем и методов реализации товаровс точки зрения маркетинга позволяет определить, как можно лучше и эффективнее реализовывать товарыданного предприятияв условиях определенной аудитории, кто может стать торговым посредником.В целях определения наиболее экономных путей и способов увеличенияобъема товарооборота проводятся исследования динамики продаж, издержек и прибыли предприятия.Проводимая маркетинговая деятельность по изучению конкурентов ставит целью установление основныхконкурентов компании на рынке, выявление их слабых и сильных сторон, получение информации о финансовом положении конкурентов, особенностях производственной деятельности, управления.Основнаяособенность традиционнойконъюнктурно сбытовой деятельности её направленность на приоритетное положение производителя по отношению к потребителю. Первым деломразрабатывался и производился товар, затем шли активные поиски его потребителя и методов интенсивного сбыта. Одним из последствий такого приоритета “рынка продавца” над “рынком покупателя” стал диктат производителя и соответствующее ему сужение круга выбора для потребителя или вообще дефицит.[4, с. 56].Маркетинговая политика ООО «ЮнителНК» включает в себя товарную, ценовую, сбытовую политику, а также политику продвижения товара на рынке. В такой последовательностиизложимпоэтапноего политику: от выбора товара, определения его цены, различных методов сбыта до конечного этапа продвижения товара, этапа на котором увеличивается прибыль предприятия от продажи товара.Первый этап.ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ.На данном этапе маркетологи предприятия, анализируяисследования рынка, конкурентов и потребителей, разрабатывают программу действий предприятия в области производства товара (прогнозируют, какой товар будет пользоваться максимальным спросом, соответствовать потребностям покупателя, его качество по сравнению с конкурентами), устанавливают правила для создания новых товаров, прогнозируют жизненный цикл товара.Второй этап.ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ.В область ценовой политики предприятия входят вопросы оптовых и розничных цен, все стадии ценообразования, тактика определения начальной цены товара, тактика коррекции цены. Решая эти вопросы, маркетологи устанавливают на товар наиболее доступнуюдля покупателейцену, что способствует повышению прибыльности фирмы. К внешним факторам процесса ценообразования следует отнести:а)потребителей
это фактор, по нашей оценке, должензаниматьдоминирующее положениев современном маркетинге;б). рыночнуюсреду
этот фактор характеризуется степенью конкуренции на рынке. При этомважно выделитькакова позиция предприятия среди конкурентов.Стратегия ценообразования это выбор предприятием действий, в результате которыхдолжна меняться изначальнаяцена товара с максимальным для него результатом, в процессезавоевания рынка.Третий этап.СБЫТОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ.Система сбыта товара одна из важнейших в маркетинговой политике предприятия. В сбытовой политике маркетологи затрагивают вопросы выбора наиболее оптимального канала сбыта, метода сбыта товара, что при эффективном использовании, несомненно, увеличит эффективность работыпредприятия.Одним из «пунктов»сбытовой политики предприятия является выбор оптимального канала сбыта. Канал сбыта (распределения) товара это организация либо человек, занимающийся продвижением и обменом конкретного товара (нескольких групп товаров) на рынке. В деятельности«Юнител –НК» в качестве посредников выступают торговые дома и магазины. Среди основных причин, обусловливающих использование посредников, по нашему мнению, необходимо выделить следующие:
организациюпроцесса товародвижения требует наличия определенных финансовых ресурсов;
создание оптимальной системы товародвижения предполагает наличие соответствующих знаний и опыта в областимаркетинга, методов торговли и распределения.Посредники, основываясь на личных контактах, опыте и специализации позволяют обеспечить всестороннююдоступность товара и доведение его до целевых рынков.Методысбыта товаровв ООО «ЮнителНК»следующие:а)оптовая торговля охватывает всю совокупность товаров предприятия, реализуемых на рынке. Как правило, при оптовой торговле товар реализуетсякрупными партиями. Закупки оптом осуществляют посреднические организации с целью последующей перепродажи низовым оптовым организациям, предприятиям розничной торговли.б)в процессе товародвижения к потребителям конечным звеном, замыкающим цепь хозяйственных связей, является розничная торговля. В процессе продвижения товаров на рынке ООО «ЮнителНК»использует совокупность различных видов деятельности по доведению информации о достоинствах продукциидо потенциальных потребителей и стимулируету них желаниеего купить. Продвижение товараосуществляется путем использования рекламы, выставок, ярмарок и др. способов.ООО «ЮнителНК» осуществляетразличные виды деятельности:производственную, посредническую деятельность, оптовую, фирменную мелкооптовую и розничную торговлю, принимает участие в проведении ярмарок, выставок, выставокпродаж,аукционов;обеспечивает закупку товаров в соответствии с государственными программами по оптовой торговле материальными ресурсами;оказывает услуги предприятиям Сибирского Федерального Округапо сбыту товаров;внешнеэкономическую деятельность, создание совместных предприятий, дилерской сети, оптоворозничных торговых домов и товарных рынков, способствует развитию хозяйственных связей предприятий с поставщиками и потребителями материальнотехнических ресурсов.По нашей оценке, службы маркетинга, снабженияи сбытапредприятиянацелены на повышениеего доходности на основеактивизации работы по следующим направлениям:закупка товаровпо импорту, в том числе и для нужд государства;совершенствованиерекламной деятельности ООО «ЮнителНК»";расширение рынков сбыта готовой продукции.Устойчивоеэкономическое положение ООО «ЮнителНК»является «не подарком судьбы»или «счастливым случаем», а результатом умелых, просчитанных и продуманных решений и действий
менеджмента организаций, постоянного поиска, мобильности и готовности к внедрению новшеств. Стратегия сбыта товарав ООО «ЮнителНК» всегдавлияет на определение оптимального канала сбыта, «его ширину и протяженность», выбор посредника и поставщика, выбор метода сбыта, возможность создания собственной торговой сети, что как нельзя лучше влияет на экономию средств, в рыночных условиях, когда даже малейшая ошибка «карается»конкурентом.Без тактики продвижения товара не выжила бы ни одна фирма. В настоящее время, когда население планеты растет, увеличивается количество как продавцов так и покупателей, производителю и потребителю все сложнее становится отыскать друг друга.
Для «облегчения»этой задачи служит тактика продвижения товара.Изучив маркетинговую деятельность ООО «ЮнителНК» можно сделать однозначный вывод, что маркетинг, повышая эффективность и прибыльность, является неотъемлемой частьюэкономическойполитики предприятия. Поэтомуочень важно осознавать руководителямпредприятий и фирм необходимостьи актуальностьмаркетинга.
Ссылки на источники1.Березин И.С.Маркетинг и исследования рынков[Текст] : учебник /Березина И.С.–СанктПетербург, 2002. –416 с.2. Дурович А.П.Маркетинг в предпринимательской деятельности[Текст] : учебник /Дуровича А.П.
Москва, 1997. 464с.3. Новиков Н.И. К вопросу о маркетинговой политике на предприятии (на примере ЗАО «Кузбасский пищекомбинат» [Текст] / Н.И. Новиков, Р. И. Мамедова // Общество : политика, экономика, право. –2015. № 6. –с. 1820.4.СоловьевБ.А., Управление маркетингом. Управление развитием организации.[Текст] : учебник / Соловьева Б.А.
Москва: ЮНИТИ Издат, 1999. 356 с.
Соловьева Мария Николаевна,Студент3 курсаэкономического факультета,заочного отделения,филиал Кемеровского государственного университета, г. Новокузнецк;maxa.solowiewa@yandex.ru
Некоторыетеоретическиеаспекты маркетинговой деятельности предприятия (на примере ООО «ЮнителНК», г. Новокузнецк)
Аннотация. В статье изучаются теоретические аспекты маркетинговой деятельности предприятия. Рассматриваются различныевиды управления маркетингом. Наибольшее внимание уделено маркетинговой политике предприятия, что приобретает особую актуальность в нынешнее время. Маркетинг является одним из инструментов, использование, которого соответствует достижениям, полученным с его помощью.Ключевые слова. Маркетинг, задачи маркетинговой деятельности, стратегия, необходимость и актуальность маркетинга.
В нынешнее времяв современной практике предпринимательства возрастает необходимость разработки эффективных маркетинговых стратегий бизнеса. На наш взгляд это обусловленотем, чтомаркетинг очень влияетна эффективность предпринимательства в условиях увеличивающейсяконкуренции на товарных рынках и рынках услуг. Конкурентная ситуация «заставляет»предприятияувеличивать затраты на маркетинг, которые для многих предприятий становятся одной из самых существенных расходных статей бюджета, однако результат от таких затратчасто «теряется»в информационном потоке, порождаемом конкурентами.По нашему мнению, основные причины сложившейся ситуации, прячутсяв изменениях рыночных условий деятельности, к которым предприятия оказались просто не готовы.По нашей оценке,основные направления произошедших изменений в следующем: повышение ожиданий потребителей относительно качества товара и предлагаемого сервиса; расширение возможностей потребителя в выборе продавца товара, в первую очередь благодаря сети Интернет, что позволяет приобретать товар на прямуюу производителя; увеличение информационной загруженности потребителя и снижение внимания к информационным маркетинговым обращениям; конкуренция становится большеи торговля занимает высокое место; снижается польза использования обычных традиционных способов маркетинговых исследований.В сложившихсяусловиях основные идеи маркетинга как философии управления, являются как никогда актуальными. На наш взгляд,современное понимание маркетинговой деятельности должно трансформироваться в сторону повышения измеримости его результатов и ориентации маркетинговых стратегий на экономическую эффективность работы предприятияв целом.Управление маркетингом
это анализ, планирование, контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения целей предприятия.Управление маркетингом, что,по нашему мнению,может проходитьс пяти разных позиций, а именно:системаусовершенствования производства;системаусовершенствования товара;системаинтенсификации коммерческих усилий;системамаркетинга;системасоциальноэтичного маркетинга.И в этом мы придерживаемся«точкизрения» И.С. Березина. [1, с. 107].Системаусовершенствования производства утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам, которые достаточнораспространены и приемлемыпо цене, а как следствие предприятиедолжнососредоточить свои усилия на усовершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения.Применение системыусовершенствования производства подходит в 2х ситуациях. Первая когда спрос на товар превышает предложение. Вторая когда себестоимость товара слишком высока и ее необходимо снизить, для чего требуется повышение производительности.Концепция совершенствования товара
утверждает, что потребители будут благосклонно относиться к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные характеристики и свойства, а следовательно компания должна сосредоточить свои усилия на постоянном совершенствовании товара. Однако, негативныммоментом данной концепции является то, что потребители на самом деле удовлетворяют не потребность в конкретном товаре, а свои нужды, которые могут быть удовлетворены товарами другого рода. [2, с. 95].Исследования мотивов поведения потребителей на рынке ставят целью прогнозирование поведения определенных групп потребителей на рынке.Анализ рынка преследует цель определения потенциальной емкости рынка для выпускаемой продукции, определение характера потребительского спроса, распределение спроса по разным регионам.Задачей маркетинговой деятельности по исследованию товараявляется определение потребностей рынка в новых товарах, улучшения или модернизации уже существующих.[3, с. 1820].
Проводимый анализсистем и методов реализации товаровс точки зрения маркетинга позволяет определить, как можно лучше и эффективнее реализовывать товарыданного предприятияв условиях определенной аудитории, кто может стать торговым посредником.В целях определения наиболее экономных путей и способов увеличенияобъема товарооборота проводятся исследования динамики продаж, издержек и прибыли предприятия.Проводимая маркетинговая деятельность по изучению конкурентов ставит целью установление основныхконкурентов компании на рынке, выявление их слабых и сильных сторон, получение информации о финансовом положении конкурентов, особенностях производственной деятельности, управления.Основнаяособенность традиционнойконъюнктурно сбытовой деятельности её направленность на приоритетное положение производителя по отношению к потребителю. Первым деломразрабатывался и производился товар, затем шли активные поиски его потребителя и методов интенсивного сбыта. Одним из последствий такого приоритета “рынка продавца” над “рынком покупателя” стал диктат производителя и соответствующее ему сужение круга выбора для потребителя или вообще дефицит.[4, с. 56].Маркетинговая политика ООО «ЮнителНК» включает в себя товарную, ценовую, сбытовую политику, а также политику продвижения товара на рынке. В такой последовательностиизложимпоэтапноего политику: от выбора товара, определения его цены, различных методов сбыта до конечного этапа продвижения товара, этапа на котором увеличивается прибыль предприятия от продажи товара.Первый этап.ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ.На данном этапе маркетологи предприятия, анализируяисследования рынка, конкурентов и потребителей, разрабатывают программу действий предприятия в области производства товара (прогнозируют, какой товар будет пользоваться максимальным спросом, соответствовать потребностям покупателя, его качество по сравнению с конкурентами), устанавливают правила для создания новых товаров, прогнозируют жизненный цикл товара.Второй этап.ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ.В область ценовой политики предприятия входят вопросы оптовых и розничных цен, все стадии ценообразования, тактика определения начальной цены товара, тактика коррекции цены. Решая эти вопросы, маркетологи устанавливают на товар наиболее доступнуюдля покупателейцену, что способствует повышению прибыльности фирмы. К внешним факторам процесса ценообразования следует отнести:а)потребителей
это фактор, по нашей оценке, должензаниматьдоминирующее положениев современном маркетинге;б). рыночнуюсреду
этот фактор характеризуется степенью конкуренции на рынке. При этомважно выделитькакова позиция предприятия среди конкурентов.Стратегия ценообразования это выбор предприятием действий, в результате которыхдолжна меняться изначальнаяцена товара с максимальным для него результатом, в процессезавоевания рынка.Третий этап.СБЫТОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ.Система сбыта товара одна из важнейших в маркетинговой политике предприятия. В сбытовой политике маркетологи затрагивают вопросы выбора наиболее оптимального канала сбыта, метода сбыта товара, что при эффективном использовании, несомненно, увеличит эффективность работыпредприятия.Одним из «пунктов»сбытовой политики предприятия является выбор оптимального канала сбыта. Канал сбыта (распределения) товара это организация либо человек, занимающийся продвижением и обменом конкретного товара (нескольких групп товаров) на рынке. В деятельности«Юнител –НК» в качестве посредников выступают торговые дома и магазины. Среди основных причин, обусловливающих использование посредников, по нашему мнению, необходимо выделить следующие:
организациюпроцесса товародвижения требует наличия определенных финансовых ресурсов;
создание оптимальной системы товародвижения предполагает наличие соответствующих знаний и опыта в областимаркетинга, методов торговли и распределения.Посредники, основываясь на личных контактах, опыте и специализации позволяют обеспечить всестороннююдоступность товара и доведение его до целевых рынков.Методысбыта товаровв ООО «ЮнителНК»следующие:а)оптовая торговля охватывает всю совокупность товаров предприятия, реализуемых на рынке. Как правило, при оптовой торговле товар реализуетсякрупными партиями. Закупки оптом осуществляют посреднические организации с целью последующей перепродажи низовым оптовым организациям, предприятиям розничной торговли.б)в процессе товародвижения к потребителям конечным звеном, замыкающим цепь хозяйственных связей, является розничная торговля. В процессе продвижения товаров на рынке ООО «ЮнителНК»использует совокупность различных видов деятельности по доведению информации о достоинствах продукциидо потенциальных потребителей и стимулируету них желаниеего купить. Продвижение товараосуществляется путем использования рекламы, выставок, ярмарок и др. способов.ООО «ЮнителНК» осуществляетразличные виды деятельности:производственную, посредническую деятельность, оптовую, фирменную мелкооптовую и розничную торговлю, принимает участие в проведении ярмарок, выставок, выставокпродаж,аукционов;обеспечивает закупку товаров в соответствии с государственными программами по оптовой торговле материальными ресурсами;оказывает услуги предприятиям Сибирского Федерального Округапо сбыту товаров;внешнеэкономическую деятельность, создание совместных предприятий, дилерской сети, оптоворозничных торговых домов и товарных рынков, способствует развитию хозяйственных связей предприятий с поставщиками и потребителями материальнотехнических ресурсов.По нашей оценке, службы маркетинга, снабженияи сбытапредприятиянацелены на повышениеего доходности на основеактивизации работы по следующим направлениям:закупка товаровпо импорту, в том числе и для нужд государства;совершенствованиерекламной деятельности ООО «ЮнителНК»";расширение рынков сбыта готовой продукции.Устойчивоеэкономическое положение ООО «ЮнителНК»является «не подарком судьбы»или «счастливым случаем», а результатом умелых, просчитанных и продуманных решений и действий
менеджмента организаций, постоянного поиска, мобильности и готовности к внедрению новшеств. Стратегия сбыта товарав ООО «ЮнителНК» всегдавлияет на определение оптимального канала сбыта, «его ширину и протяженность», выбор посредника и поставщика, выбор метода сбыта, возможность создания собственной торговой сети, что как нельзя лучше влияет на экономию средств, в рыночных условиях, когда даже малейшая ошибка «карается»конкурентом.Без тактики продвижения товара не выжила бы ни одна фирма. В настоящее время, когда население планеты растет, увеличивается количество как продавцов так и покупателей, производителю и потребителю все сложнее становится отыскать друг друга.
Для «облегчения»этой задачи служит тактика продвижения товара.Изучив маркетинговую деятельность ООО «ЮнителНК» можно сделать однозначный вывод, что маркетинг, повышая эффективность и прибыльность, является неотъемлемой частьюэкономическойполитики предприятия. Поэтомуочень важно осознавать руководителямпредприятий и фирм необходимостьи актуальностьмаркетинга.
Ссылки на источники1.Березин И.С.Маркетинг и исследования рынков[Текст] : учебник /Березина И.С.–СанктПетербург, 2002. –416 с.2. Дурович А.П.Маркетинг в предпринимательской деятельности[Текст] : учебник /Дуровича А.П.
Москва, 1997. 464с.3. Новиков Н.И. К вопросу о маркетинговой политике на предприятии (на примере ЗАО «Кузбасский пищекомбинат» [Текст] / Н.И. Новиков, Р. И. Мамедова // Общество : политика, экономика, право. –2015. № 6. –с. 1820.4.СоловьевБ.А., Управление маркетингом. Управление развитием организации.[Текст] : учебник / Соловьева Б.А.
Москва: ЮНИТИ Издат, 1999. 356 с.