Феномен «selfie» в контексте нарциссического развития личности
Выпуск:
ART 96278
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лобанова
А.
В. Феномен «selfie» в контексте нарциссического развития личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
1796–1800. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96278.htm.
Аннотация. Статья посвящена раскрытию особенностей и причин нарциссического развития личности, а также историческому экскурсу возникновения такого современного явления, как «selfie». Автором проанализированы факторы, провоцирующие развитие нарциссизма.
Текст статьи
Лобанова Анна Владимировна,кандидат психологических наук, доцент кафедры «Философия, история и право», ФБОГУ ВО «Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации» (Краснодарский филиал Финуниверситета) annalobanova@bk.ru
Феномен «selfie» в контексте нарциссического развития личности
Аннотация.Статья посвящена раскрытию особенностей и причин нарциссического развития личности, а также историческому экскурсу возникновения такого современного явления как «selfie». Автором проанализированы факторы, провоцирующие развитие нарциссизма.Ключевые слова: нарциссизм,«selfie», разновидности нарциссизма, нарциссическое развитие личности.
Психологическая терминология обширно вошла в современную жизнь. Мы говорим «суперэго», вместо совести; называем сексуальную энергию либидо; просим не нарушать свои личностные границы, а не отойти подальше. Одно из таких "психологических" словечек нарцисс. Так кто это такой и что делать жертвам нарциссизма?Начнем с того, чтоговоря о человеке так, мы не постулируем то, что он плохой. Конечно, в нарциссизме есть отрицательные черты, но это скорее характеристика субъекта. Такой человек имеет как плюсы, так и минусы. Грубо говоря, нарциссизм это любовь к себе, выраженное самоуважение. Такие люди активны, амбициозны, любят преодолевать препятствия (особенно социального характера). Это плюсы. Но есть и ряд минусов: они слабо интересуются другими и порой не видят никого кроме себя.Но минусы нарциссизма актуальны только в том случае, если они сильно выражены. От такого могут страдать коллеги, друзья и родственники. Поверьте, достаточно трудно находиться рядом с человеком, который каждый момент пытается показать свое превосходство, добивается восхищения и подавляет Вас своим поведением.На самом же деле, глубоко внутри такие "грандиозные" личности достаточно ущербны. Демонстративное поведение часто является просто компенсацией внутренней неполноты, страха быть отвергнутыми и не признанными. Выраженные нарциссы тащат на себе всю жизнь груз детских психологических проблем. Они, как правило, выходцы из неполных семей и зачастую были единственным ребенком в семье. Их родители часто ставили под сомнение их взрослость, мужественность и ценность. Так что они продолжают психологически доказывать себя как личность родителям всю последующую жизнь.Есть и другой вариант поведения выраженного нарцисса. Если он не сможет возвысить себя, то может начать унижать другого человека. Этими действиями он, опятьтаки, скрывает от общества свою ущербность.Одной из основных проблем людей этого психологического типа является близкая социальная изоляция. У них может быть множество друзей, коллег и родственников. Но они могут никогда в жизни не испытать настоящей любви. Фактически они могут строить только не близкие отношения с другими людьми. Зачастую изза этого они оказываются на приеме у психолога.Основная рекомендация здесь найти психолога и пройти долгосрочную терапию, ориентированную на построение эмпатических отношений с терапевтом. На основе этих отношений, в будущем, клиент сможет вырваться из порочного круга не признания своих глубинных психологических проблем. Стоит отметить, что нарциссизм неплохо корректируется и в рамках поведенческой терапии, но это скорее эффективная компенсация, а не решение проблемы как таковой.Нарциссическая озабоченность собой и своим благополучием является основной проблемой у людей, чья жизнь организована вокруг ненасытной потребности получать поддержку и похвалу со стороны окружающих. Собственное совершенство, реальное или мнимое, не приносит удовлетворения, если нарциссичный субъект не получает подтверждения этого совершенства в любой форме и по первому требованию. Такие индивиды характеризуются чувством собственных исключительных прав, фантазиями о всезнании, всемогуществе и собственном совершенстве. Сопутствующие аффекты колеблются от душевного подъема (если завышенная самооценка подкрепляется) до разочарования, депрессии или гнева, называемого нарциссическим гневом (если уязвлено самолюбие)"Патологический нарциссизм чаще всего связан с дефицитом самоуважения и заниженной самооценкой. Такие люди чувствуют себя не просто нелюбимыми и одинокими, но не заслуживающими любви и внимания, они испытывают постоянную потребность в подтверждении собственной значимости. С другой стороны для них характерно обесценивание окружающих в качестве холодных, черствых личностей, не заслуживающих доверия и любви, идеализация собственного Я и чувство собственного величия и превосходства приводят к формированию "грандиозного Я", самая высокая оценка которого все равно будет недостаточной. При сильной зависимости от чужих мнений и оценок нарциссическая личность им не доверяет, не выносит критики, а похвалу воспринимает насторожено. Эти люди отличаются выраженной амбивалентностью Яобраза. "Многиеавторы замечают, пишет Н. МакВильямс, что в каждом тщеславном и грандиозном нарциссе скрывается озабоченный собой, застенчивый ребенок, а в каждом депрессивном и самокритичном нарциссе прячется грандиозное видение того, кем этот человек должен бы илимог бы быть".Нарциссическая самооценка бывает то чересчур высокой, то заниженной вплоть до полной неуверенности в себе. Такие колебания определяются внутренней бессознательной динамикой, а их причину субъект приписывает ненадежности социального окруженияили референтной группы. Самоуважение нарциссической личности очень неустойчиво, тесно связанным с ситуациями одобрения или критики, которые воспринимаются тотально. Нарциссическая неуверенность выливается в форму агрессивного поведения в спорах, а компенсацией служит переживаемое после них чувство стыда и собственной неадекватности (нарциссическая рана).Чувство собственного достоинства составляет, как считает Е.В. Молчанова, основу становления личности, имеющую интегрирующее значение в целостном процессе ее развития, отражает самооценку человека собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего поведения, общественного значения, обеспечивает конструктивное, долговременное и полноценное функционирование данных процессов [1,2].Нарциссизмом называют черту характера, заключающуюся в исключительной самовлюбленности. Понятие «нарциссизм» было введено в научную литературу английским ученым Хэвлоком Эллисом, который в своем труде «Аутоэротизм: психологическое исследование» (1898 г.) описал одну из формизвращенного поведения, соотнесенную им с мифом о Нарциссе.Согласно этой красивой легенде, отличавшийся необычной красотой юноша Нарцисс отвергал всех женщин, добивавшихся его расположения и любви. Когда одна из отвергнутых им прекрасных богинь нимфа Эхо умерла, не выдержав тяжелых мук разбитого сердца, богиня правосудия Немезида решила наказать Нарцисса: увидев свое отражение в воде озера, юноша настолько влюбился в него, что, будучи не в состоянии оторваться от созерцания собственного образа, умер от любви к себе. В психоанализе термин «нарциссизм» был использован Зигмундом Фрейдом в 1910 году.Нарциссизмом, однако, страдают не только красивые юноши, но и представительницы прекрасного пола. Тем не менее, симптомы этого психического отклонения у мужчин и женщин существенно различаются.Хвастливость, высокомерность, демонстрация своего превосходства над другими такие характерные черты обычно бывают присущими мужчинамнарциссам. Но существует также особая форма так называемого «женского» нарциссизма. Она, как правило, редко проявляется открыто и выражается в присущем представительнице прекрасного пола перфекционизме, стремлении во всем превосходить других и постоянного психологического давления выбранного «сверхидеала» красоты.В то время как нарциссические мужчины ощущают свое полное превосходство над окружающими, и ничто не может поколебать их уверенность в собственной неотразимости, самооценка женщинынарцисса может меняться, как погода, колеблясь буквально от настоящей мании величия до комплекса неполноценности.«Вы работаете на меня, живете со мной, любите меня, и уже за одно это позволение вы должны мне быть признательны», так сформулировал главное нарциссическое кредо светило австрийской психиатрии, известный во многих странах мира профессор Райнхард Халлер. У чрезмерно самовлюбленных людей значительно превышен нормальный уровень нарциссизма, заключающийся в должной степени развития здоровой и необходимой каждому человеку уверенности в себе. Индивидуальными признаками нарциссизма могут быть чрезмерная чувствительность к обидам, поражениям или критике. Ответная реакция выражается в ярости, стыде или унижении. Нарцисс часто уверен в том, что окружающие ему завидуют, убежден в своей особенности.Классическими признаками нарциссизма принято считать эгоцентризм, своекорыстие, переоценку собственных возможностей и не терпящее никакой критики убеждение в величии своего горячо любимого «я». Как говорится, самовлюбленным людям нужны аплодисменты, как наркоману доза героина. Нарциссические женщины постояннолезут из кожи вон, чтобы проявить себя во всем с лучшей стороны. Только в том случае, если им это удается, они чувствуют себя самыми
красивыми, самыми талантливыми и самыми желанными. Они искренне думают, что могут нравиться окружающим, только будучи особенными, затмевающими всех остальных. Несомненно, для них чрезвычайно важен их внешний вид. Красота, стройность, молодость у женщиннарциссов все должно быть идеально.Лучшим противоядием от нарциссизма принято, как ни странно бы это звучало, честное, справедливо и объективное отношение к слишком самовлюбленному человеку со стороны его коллег по работе, друзей и членов семьи. Проявляться такое отношение может, например, в вежливых, но точных фразах, адресованных женщиненарциссу, наподобие: «Я люблю тебя такой, какая ты есть, а не за то, что ты делаешь или как ты выглядишь». Дилемма заключается в том, что нарциссический человек на самом деле редко проявляет интерес к словам других людей, не касающимся превосходства его личности. Жизнь под одной крышей с нарциссом бывает, как правило, далеко не простой. Окружающие люди являются для самовлюбленного эгоиста своего рода инструментами для озвучивания громких дифирамбов в свой адрес.Очень хороший вопрос. Родным и близким человеканарцисса, прежде чем ставить на последнем клеймо безнадежного эгоцентрика, непременно следует постараться понять, что же скрывается за этими внешними формами проявления нарциссизма. Обычно нарциссами становятся избалованные, изнеженные или же, наоборот, предоставленные сами себе и лишенные родительского внимания дети. Тот, кто в юном возрасте недополучил материнской и отцовской любви, всегда будет стремиться добиться общественного признания. С другой стороны, если ребенок находится под постоянной гиперопекой или растет во вседозволенности, он не может научиться реалистично оценивать себя как личность. Также результатом нарциссизма может быть насилие или травма, полученная в детстве от родителей или других психологически важных лиц.Все психологи практически единогласно утверждают, что шансов на кардинальные изменения человеканарцисса ничтожно малы. Такие люди редко признают то, что им нужна помощь и еще реже хотят ее принять. Как правило, трудности в общении с самовлюбленными людьми испытывают их родственники и друзья, в то время как самихэгоцентриков в их жизни все устраивает. Однако с так называемым скрытом нарциссизме, присущим в основном женщинам, ситуация складывается иная. Большинство представительниц прекрасного пола сами страдают от таких резких колебаний своей самооценки. Они могут освободиться из «нарциссического плена», если сочтут себя готовыми к самопознанию и саморефлексии. С ними всегда будут рады поработать опытные психотерапевты, помочь им осознать свою истинную личностную значимость и уйти от крайностей.Психотерапия учит таких людей реагировать на окружающих положительным образом, глубже смотреть на свои проблемы. Лечение направлено на появление реальной самооценки, и может прерываться несколько раз, т.к. пациент может начать испытывать сильное раздражение по отношению,как к себе, так и к своему психотерапевту. Последний должен убедить пациента, что он является обычным человеком, который имеет право на ошибки и при этом не должен мучиться угрызениями совести. Если это получится, то нарцисс увидит новую модель человеческих отношений.Как известно, однажды тщеславный молодой человек по имени Нарцисс влюбился в свое отражение в воде и умер. По одной из версий греческого мифа он превратился в цветок, который сейчас называют его именем. Подобно цветку, нарциссизм продолжает цвести в современной культуре. Интересный взгляд на данный феномен представлен в работах С.Н. Жигимонт:«Ожидание оценки selfie в социальных сетях, его обсуждение становится суррогатом тех самых «психологических поглаживаний», в которых каждый из нас так нуждается в реальности».«Selfie» (запечатление собственного образа, фотоавтопортрет), поначалу распространенное только среди творческих личностей, сейчас стало международным развлечением. Политики подхватили этот тренд, начав делать selfieна ритуальных мероприятиях.По версии Оксфордского словаря, «selfie» в 2013м стало словом года.По результатам 2013 года, американская актриса и певица Майли Сайрус стала персоной, получившей в Googleнаибольшее количество запросов, за ней идут канадский репер и актер Обри Дрейк и Ким Кардашьян. Эти трое имеют больше подписчиков, чем население среднейстраны. Карьерный взлет Майли Сайрус подтверждает выводы исследователей: известность, слава приобрели
значительно большее значение и важность, чем раньше.В последние недели мы видим, какую популярность набирает движение «Ice Bucket Challenge». При этом выяснилось, что меньше половины его участников считает, что эти шоу с обливанием себя водой способ собрать пожертвования на исследования болезни Лу Герига. Так для чего же реально нужны эти видеовызовы: для информирования людей об этом недуге или для самопиара?Все чаще звучат мнения о том, что selfieэто, однозначно, маркер нарциссизма, с одной стороны, и компенсаторный субкультуральный феномен, свойственный современной молодежи, не уверенной в себе, не умеющей самореализовываться в жизни и вуалирующей эти социальные страхи в визуализированном выгодном самопиаре.Нарциссизм стал настолько большой частью культуры, что в ходе недавних исследований были выявлены люди, которые могли бы описать собственный нарциссизм, просто ответив на вопрос: «В какой степени согласны с высказыванием: «Я нарцисс»? (Примечание: «нарцисс» эгоистичный, сфокусированный на себе, тщеславный человек)».Существует три типа нарциссизма. Проблемы возникают,когда люди дискутируют о нарциссизме, не конкретизируя его форму.Грандиозный нарциссизм проявляется в открытой, экстравертивной форме. Когда вы видите харизматичного коррупционера, вероломных экспартнеров или знаменитостей, жаждущих внимания прессы, то зачастую это и есть проявления грандиозного нарциссизма.Грандиозный нарциссизм начинается с раздутого представления о своей личности. Такой человекверит в то, что он неординарен, что он привлекательнее и вообще важнее, чем остальные. И,конечно, исходя из этих фактов, заслуживает особого обращенияи отношения к себе.Это не означает, что все грандиозные нарциссы наводят скуку своей помпезностью. Наоборот, они могут быть очень обаятельными и приятными особенно на первых свиданиях или собеседованиях. С другой стороны, нарциссические взаимоотношения зачастую недостаточно проникнуты эмоциональным теплом и заботой.Каждый раз, читая в прессе о «поколении selfie», мы невольно кривим губы в надменной усмешке. Всему виной тот факт, что мы воспринимаем термин «selfie» не как сокращенную форму слова «автопортрет», а скорее как эвфемизм самолюбования, эгоцентризма и крайней степени самовлюбленности.Selfieвесьма популярны среди миллениалов, большинство из которых выросли с камерафонами. Согласно опросу компании Samsung, 30% всех фотографий, сделанных молодыми людьми в возрасте 1824 лет, составляют selfie. Для большинства людей selfieвокруг новая норма, даже если они не любят собственные снимки на фронтальную камеру.Но, как утверждает Памела Ратлидж в своей статье для «Psychology Today», некоторые психологи видят в «поколении selfie» признаки «культурного или,как минимум,свойственного молодому поколению нарциссизма и морального упадка». Миллениалов часто называют «кучкой самовлюбленных нарциссов». Но это не только меткая фигура речи: согласно статье из журнала «Personality and Individual Differences», частая публикация selfieв социальных сетях действительно связана с нарциссическим расстройством личности[3,4].Означает ли это, что современное общество становится все более одержимым самим собой?Вера в «моральный упадок», олицетворенный фотографическим автопортретом, проистекает из общего убеждения в том, что общественные добродетели и альтруизм вытесняются из современной культуры гиперболизированным индивидуализмом. Можно искать корни этого явления в капитализме, технологическом прогрессе или ценностях Западной цивилизации, но идея заключается в том, что последние исторические события разрушают традиционные общественные связи с присущими им чувствами сопереживания и долга, смещая акцент с заботы о всеобщем благополучии на благоденствие отдельной личности.На самом деле упомянутые выше исторические события не настолько и новы. Selfieв их современном виде действительно могут быть результатом появления соцсетей и камерафонов, но наша одержимость визуальной саморепрезентацией имеет гораздо более древние и значимые корни.«Кто из нас не смеялся над тотальной одержимостью selfie? Однако эта форма самовыражения имеет долгую и богатую историю», пишет в своей книге «Какважные изобретения незаметно изменили нашу жизнь» («How We Got to Now: Six Innovations That Made the Modern World»)автор научнопопулярных изданий Стивен Джонсон.Первое «поколение selfie» появилось в Италии эпохи Возрождения как продукт технологическогопрогресса иного рода. За несколько веков до изобретения смартфонов с фронтальными камерами технологией, бросившей вызов общественным устоям, стало зеркало.«Что интересно, автопортрет фактически не существовал как художественное направление в Европе до 1400 года», пишет Джонсон. «Это можно объяснить тем, что на протяжении долгого периода истории человечества у нас не было шансов посмотреть на себя со стороны. Лучшее, что мы могли получить, дрожащее отражение на поверхности воды или тусклые очертания наполированном металле».Все изменилось, когда стекловары «придумали, как соединить кристально чистое стекло с новым изобретением в области металлургии: покрыв одну сторону стеклянного полотна сплавом олова и ртути и превратив,таким образом,ее в блестящуюповерхность с высокой отражающей способностью. Впервые в истории зеркала вошли в ежедневную жизнь человека».Одним из результатов этого нововведения стало изобретение линейной перспективы в живописи. До эпохи Ренессанса изображение было скорее символичным, нежели реалистичным. Художники эпохи Возрождения использовали новую технологию, чтобы сравнить изображение на холсте с тем, что они видели в зеркале. Иногда то, что они видели в зеркале, было их собственным отражением.«Зеркало помогло нам изобрести современное “я” какимто ощутимым, но не поддающимся измерению образом», пишет Джонсон.Вскоре после этого «общественные нормы, такие как право собственности и другие юридические обычаи, стали опираться на личность, а не на более старые коллективных социальные единицы семью, племя, город или государство». Кроме того, «ориентация на личность привела к становлению традиции прав человека и появлению личных свобод в юридических кодексах».В другом исследовании традиции индивидуализма автор книги Inventing HumanRights историк Линн Хант отмечает: «Для того чтобы мы могли назвать права человеческими, все люди должны обладать ими в равной степени в любой точке планеты только потому, что они являются людьми».На протяжении большей части истории человечества такое понимание отсутствовало. Чувства любви, сочувствия и симпатии были знакомы человечеству с первых дней его существования, но направлены они были на межчеловеческие отношения в четко обусловленных узких группах. Отношение к посторонним было более жестким.Рабство и пытки, которые сегодня считаются вопиющим нарушением прав человека, не были предметом всеобщего осуждения еще несколько веков назад. Еще со времен Аристотеля существовало четкое разделение на цивилизованное «мы» и естественно предрасположенное к порабощению «они». В Древнем мире пытки применялись исключительно по отношению к рабам. Но ко второму тысячелетию эта практика стала применяться по отношению к номинально свободным представителям низшего класса. В Средние века пытки перед казнью были своеобразным спектаклем, развлечением для всей семьи.Так как же нам удалось прийти квсеобщей гуманности и неотъемлемости прав человека? В частности, Хант задает этот вопрос французским и американским мыслителям эпохи Просвещения, которые рассматривали такие правакак нечто само собой разумеющееся:Как эти мужчины, живущие в обществе, построенном на подчинении и раболепии, пришли к выводу о том, что все мужчины (и в некоторых случаях женщины) равны?И как общественность XVIII века пришла к такому же выводу? Хант объясняет эту аксиоматическую природу личных прав человека чтением популярных в то время эпистолярных романов. Философы эпохи Возрождения были хорошо знакомы с повествованием от первого лица, которое ранее казалось чужеродным. Романы позволили читателям познакомиться с миром внутренних переживаний других людей.Джонсон также упоминает появление романа и его влияние на становление новой морали, однако корни современного романа он прослеживает в той же инновации, которая подарила нам линейную перспективу в живописи. «Психологический роман… это именно та история, которую вы хотите услышать, когда проводите долгие часы у зеркала, глубокомысленно рассматривая собственное отражение».Думая о себе,как об объекте наблюдения, «люди начали более скрупулезно подходить кописанию своего внутреннего мира», а «роман стал наиболее распространенной формой повествования, позволяющей как можно глубже раскрыть ментальное состояние персонажей».Может это своего рода самовыражение, как, например, у подростков «эмо», что ярко символизирует эмпатию нового типа. «Selfie» уже превратилось в субкультуру, захватив молодежь во всех странах мира [5].Но как эта растущая зацикленность на самих себе влияет на права других людей? Как отмечает Хант, «эмпатия предполагает наличие веры в то, чтодругие люди могут быть похожи на тебя». Эта идея развивалась под влиянием «романа жанра, который апеллировал к новым ощущениям внутренней сущности человека». Появление романа, в частности,повествования от первого лица, было чемто сродни концептуальной уловки: чтение позволяло понять сознание и чувственный мир других людей эффективнее любых существующих форм искусства.Проводя время наедине с мыслями других, пусть и вымышленных людей, читатель начинал сопереживать опыту людей, окружавших его в реальности.Итак, согласно этой теории, появление зеркал привело к появлению линейной перспективы в живописи, эпохи Ренессанса и новой литературной формы романа. Последний, в свою очередь, повлиял на трансформацию человеческого сознания. Теперь не принадлежащие к конкретной семье, классу или религиозному течению члены общества стали рассматриваться как свободные личности со схожими эмоциональными переживаниями. Впервые человечество поставило под сомнение применяющуюся всюду практику пыток и знакомую с древних порпрактику рабства.«Изобретение» концепции индивидуальности проявилось не в росте чувства эгоизма, а скорее в более широком и инклюзивном понимании общности человечества. Люди стали сопереживать тем, кого ранее считали изгоями по ряду моральных признаков.Джонсон также отмечает, что упомянутой им технологической инновации было бы недостаточно для существенного культурного сдвига:Характерной чертой эпохи Возрождения была система патронажа, которая и позволяла художникам тех лет проводить свое время, экспериментируя с зеркалами, вместо того чтобы искать себе пропитания в лесах. Ренессанс без Медичи не отдельно взятой семьи, а скорее класса, который она представляла, был бы настолько же невозможным, как и Ренессанс без зеркала.То же можно сказать и об экономической системе эпохи Просвещения: невозможно представить эпоху эмпатии, свободы мысли и веры во всеобщие права человека без растущего рынка эпистолярного романа.Капитализм создает условия для роста индивидуализма. Индивидуализм, в свою очередь, помогает рынкам расти и распространять убеждение в том, что каждый член общества наделен правами.Так, вопреки гипотезе современных критиков, о том, что индивидуалистская ментальность приводит к отсутствию эмпатии, в XVIII веке появлению парадигмы индивидуализмасопутствовало появление новой эмпатии, по крайней мере по отношению к тем, кто находился вне племени, семьи или класса.Возможно, нарциссы действительно испытывают необходимость в том, чтобы фотографировать себя, а современные смартфоны позволяют им с легкостью справляться с этой задачей. Однако миф о Нарциссе стар как мир, а история развития технологий отображения указывает на иное толкование причин и следствий этого явления для «поколения selfie».Автопортрет XXI века может иметь такую же значимость, каки предшествующие ему формы во времена Ренессанса и Просвещения. Как и индивидуализм в целом, selfieдают нам почву для рассуждений о собственной идентичности и нашем месте в новом межсетевом мире.Большая ловушка грандиозного нарциссизма: если ваше представление о себе самом и реальность не совпадают, вы вынуждены какимто образом заполнять этот пробел. Таким образом, вы вынуждены притворяться лучше, чем вы есть на самом деле.Так, вы можете проводить время с популярными людьми, общение с которыми повышаетваш статус. Или же сыпать именами этих людей и всячески хвастать знакомством с ними. Если вы нарциссичны и при этом талантливы, то можете привлекать отряды последователей и привлекательных партнеров»трофеи».В Сети грандиозный нарциссизм может выражатьсяв количестве «френдов». Так, исследователи выявили прямую зависимость между рейтингом Klout и числом ваших подписчиков и «френдов», и чем их больше, тем выше ваш статус в Твиттере или на Фэйсбуке. («Klout»это онлайнсервис для измерения влиятельности того или иного Twitterпользователя).Если у вас есть деньги (или вы берете кредиты, а для нарцисса это большое подспорье), вы можете соревноваться с другими, постоянно меняя модную одежду или машины.Также вы можете раздувать свою физическую привлекательность. Проще всего это делать в Сети с помощью фото. Из нескольких выбираете лучшую и, используя различные фильтры, делаете ее еще лучше. Конечно, реальность всегда побеждает, но и, создавая иллюзии, вы какоето время можете пожинать плоды.В реальной жизни вы можете так же стремиться к совершенству с помощью макияжа, ухода за лицом, стрижки и даже пластической хирургии.Когда мы определяем степень грандиозного нарциссизма, для исследований обычно используем личностные тесты. В наиболее популярном из них, перечне проявлений нарциссической личности, есть и такие:
Я хвастаюсь при каждом удобном случае.
Мне нравится смотреть на себя в зеркало.
Если бы миром управлял я, он был бы намного лучше.Второй вид нарциссизма ранимый, или гиперчувствительный. Обнаружить его сложнее, чем грандиозный.Ранимые нарциссы думают, что заслуживают особого обхождение и величия, но в жизни принижают собственную значимость и обычно интроверты. Вообразите себе человека, живущего под маминой юбкой, который коротает вечера за просмотром «ХФактора», веря, что он может быть следующей знаменитостью.К сожалению, чтобы сделать это, ему недостает веры в свои силы, и он становится «интернеттроллем». Таким образом,он может почувствовать себя значительным без риска критики и провала.Вперечне черт, присущих гиперчувствительным нарциссам, показательны два высказывания.«Моичувства легко ранить насмешкой или пренебрежительными замечаниями окружающих».«Я самоустраняюсь и бываю раздражен, когда другие люди идут ко мне со своими проблемами, претендуют на мое время и симпатии».Как большинство личностных особенностей, эти две формы нарциссизма бывают разной степени выраженности. У когото сильнее выражены одни черты, у других другие, большинство же людей находятся гдето посередине.В разговорной речи людей с высокой степенью нарциссизма называют нарциссами так же, как людей с высокой степенью интроверсии называют интровертами. Но реальность такова, что провести четкую разделительную линию между высокими и низкими степенями невозможно.Третья форма нарциссизм экстремальный, патологический, когда человек сталкивается с существенными проблемами: распадаются браки, теряются друзья, рушится карьера. В этом случае может быть диагностировано нарциссическое расстройство личности (НРЛ). Это «микс»грандиозного и ранимого нарциссизма, но в каких пропорциях исследователи пока обсуждают.Можно ли изменить себя, если у вас нарциссизм или НРЛ?Пока неизвестен единый, верный с научной точки зрения, способ избавления от нарциссизма. Кроме этого, мы имеем ограниченные представления о том, как работают многие методы такие, как когнитивная поведенческая терапия, психодинамическая терапия и другие.Есть две трудности. Первая люди с НРЛ часто не расположены лечиться. В их представлении у них нет никаких проблем зато они есть у всех остальных.Вторая клиницистам бывает трудно замотивировать личность с НРЛ продолжать лечение.Нарциссизм в обществе нарастает, особенно в формах грандиозного нарциссизма и НРЛ. Около двух третей студентов колледжей в Америке в 2000х имеют более высокие нарциссические показатели, чем средний студент в 1980х, а степень выраженности симптомов НРЛ у молодежи примерно в три раза выше, чем у более старшего поколения.
Ссылки на источники1.Молчанова Е.В. «Чувство собственногодостоинства» как личностная диспозиция в образовании. Фундаментальные исследования. 2008.№1. С.62632.Молчанова Е.В. Духовное здоровье общества: к постановке проблемы исследования. // В сборнике: Фундаментальные и прикладные направления модернизации современного общества: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные аспекты. Материалы Международной научнопрактической конференции. Саратов: Издво «Академия управления», 2015. с.98993.Жигимонт С.Н. SELFIE современный социальнокультурный феномен: подходы к изучению. В сборнике: Гуманитарные знания и естественные науки: современные проблемы и перспективы развития Материалы III Межвузовской научнопрактической конференции; под общ. редакцией Е. В. Королюк. 2014. С. 4850.4.Жигимонт С.Н., Лобанова А.В. Особенности психологических защитных механизмов и копингстратегий у подростков субкультуры «эмо» // СМАЛЬТА. 2014. № 4. С/5054.5.Мезенцева Е.В., Астанкова Е.Н., Лобанова А.В.Результаты социологического исследования представлений о молодежных субкультурах у студентов филиала ФГБОУ ВПО «КубГУ» в городе Тихорецке // Сборник научнометодических материалов. Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социальнопедагогической поддержки детей и молодежи", Межрегиональная общественная организация содействия воспитанию "Содружествоорганизатороввоспитательногопроцесса". Москва,2014. С. 913.
Феномен «selfie» в контексте нарциссического развития личности
Аннотация.Статья посвящена раскрытию особенностей и причин нарциссического развития личности, а также историческому экскурсу возникновения такого современного явления как «selfie». Автором проанализированы факторы, провоцирующие развитие нарциссизма.Ключевые слова: нарциссизм,«selfie», разновидности нарциссизма, нарциссическое развитие личности.
Психологическая терминология обширно вошла в современную жизнь. Мы говорим «суперэго», вместо совести; называем сексуальную энергию либидо; просим не нарушать свои личностные границы, а не отойти подальше. Одно из таких "психологических" словечек нарцисс. Так кто это такой и что делать жертвам нарциссизма?Начнем с того, чтоговоря о человеке так, мы не постулируем то, что он плохой. Конечно, в нарциссизме есть отрицательные черты, но это скорее характеристика субъекта. Такой человек имеет как плюсы, так и минусы. Грубо говоря, нарциссизм это любовь к себе, выраженное самоуважение. Такие люди активны, амбициозны, любят преодолевать препятствия (особенно социального характера). Это плюсы. Но есть и ряд минусов: они слабо интересуются другими и порой не видят никого кроме себя.Но минусы нарциссизма актуальны только в том случае, если они сильно выражены. От такого могут страдать коллеги, друзья и родственники. Поверьте, достаточно трудно находиться рядом с человеком, который каждый момент пытается показать свое превосходство, добивается восхищения и подавляет Вас своим поведением.На самом же деле, глубоко внутри такие "грандиозные" личности достаточно ущербны. Демонстративное поведение часто является просто компенсацией внутренней неполноты, страха быть отвергнутыми и не признанными. Выраженные нарциссы тащат на себе всю жизнь груз детских психологических проблем. Они, как правило, выходцы из неполных семей и зачастую были единственным ребенком в семье. Их родители часто ставили под сомнение их взрослость, мужественность и ценность. Так что они продолжают психологически доказывать себя как личность родителям всю последующую жизнь.Есть и другой вариант поведения выраженного нарцисса. Если он не сможет возвысить себя, то может начать унижать другого человека. Этими действиями он, опятьтаки, скрывает от общества свою ущербность.Одной из основных проблем людей этого психологического типа является близкая социальная изоляция. У них может быть множество друзей, коллег и родственников. Но они могут никогда в жизни не испытать настоящей любви. Фактически они могут строить только не близкие отношения с другими людьми. Зачастую изза этого они оказываются на приеме у психолога.Основная рекомендация здесь найти психолога и пройти долгосрочную терапию, ориентированную на построение эмпатических отношений с терапевтом. На основе этих отношений, в будущем, клиент сможет вырваться из порочного круга не признания своих глубинных психологических проблем. Стоит отметить, что нарциссизм неплохо корректируется и в рамках поведенческой терапии, но это скорее эффективная компенсация, а не решение проблемы как таковой.Нарциссическая озабоченность собой и своим благополучием является основной проблемой у людей, чья жизнь организована вокруг ненасытной потребности получать поддержку и похвалу со стороны окружающих. Собственное совершенство, реальное или мнимое, не приносит удовлетворения, если нарциссичный субъект не получает подтверждения этого совершенства в любой форме и по первому требованию. Такие индивиды характеризуются чувством собственных исключительных прав, фантазиями о всезнании, всемогуществе и собственном совершенстве. Сопутствующие аффекты колеблются от душевного подъема (если завышенная самооценка подкрепляется) до разочарования, депрессии или гнева, называемого нарциссическим гневом (если уязвлено самолюбие)"Патологический нарциссизм чаще всего связан с дефицитом самоуважения и заниженной самооценкой. Такие люди чувствуют себя не просто нелюбимыми и одинокими, но не заслуживающими любви и внимания, они испытывают постоянную потребность в подтверждении собственной значимости. С другой стороны для них характерно обесценивание окружающих в качестве холодных, черствых личностей, не заслуживающих доверия и любви, идеализация собственного Я и чувство собственного величия и превосходства приводят к формированию "грандиозного Я", самая высокая оценка которого все равно будет недостаточной. При сильной зависимости от чужих мнений и оценок нарциссическая личность им не доверяет, не выносит критики, а похвалу воспринимает насторожено. Эти люди отличаются выраженной амбивалентностью Яобраза. "Многиеавторы замечают, пишет Н. МакВильямс, что в каждом тщеславном и грандиозном нарциссе скрывается озабоченный собой, застенчивый ребенок, а в каждом депрессивном и самокритичном нарциссе прячется грандиозное видение того, кем этот человек должен бы илимог бы быть".Нарциссическая самооценка бывает то чересчур высокой, то заниженной вплоть до полной неуверенности в себе. Такие колебания определяются внутренней бессознательной динамикой, а их причину субъект приписывает ненадежности социального окруженияили референтной группы. Самоуважение нарциссической личности очень неустойчиво, тесно связанным с ситуациями одобрения или критики, которые воспринимаются тотально. Нарциссическая неуверенность выливается в форму агрессивного поведения в спорах, а компенсацией служит переживаемое после них чувство стыда и собственной неадекватности (нарциссическая рана).Чувство собственного достоинства составляет, как считает Е.В. Молчанова, основу становления личности, имеющую интегрирующее значение в целостном процессе ее развития, отражает самооценку человека собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего поведения, общественного значения, обеспечивает конструктивное, долговременное и полноценное функционирование данных процессов [1,2].Нарциссизмом называют черту характера, заключающуюся в исключительной самовлюбленности. Понятие «нарциссизм» было введено в научную литературу английским ученым Хэвлоком Эллисом, который в своем труде «Аутоэротизм: психологическое исследование» (1898 г.) описал одну из формизвращенного поведения, соотнесенную им с мифом о Нарциссе.Согласно этой красивой легенде, отличавшийся необычной красотой юноша Нарцисс отвергал всех женщин, добивавшихся его расположения и любви. Когда одна из отвергнутых им прекрасных богинь нимфа Эхо умерла, не выдержав тяжелых мук разбитого сердца, богиня правосудия Немезида решила наказать Нарцисса: увидев свое отражение в воде озера, юноша настолько влюбился в него, что, будучи не в состоянии оторваться от созерцания собственного образа, умер от любви к себе. В психоанализе термин «нарциссизм» был использован Зигмундом Фрейдом в 1910 году.Нарциссизмом, однако, страдают не только красивые юноши, но и представительницы прекрасного пола. Тем не менее, симптомы этого психического отклонения у мужчин и женщин существенно различаются.Хвастливость, высокомерность, демонстрация своего превосходства над другими такие характерные черты обычно бывают присущими мужчинамнарциссам. Но существует также особая форма так называемого «женского» нарциссизма. Она, как правило, редко проявляется открыто и выражается в присущем представительнице прекрасного пола перфекционизме, стремлении во всем превосходить других и постоянного психологического давления выбранного «сверхидеала» красоты.В то время как нарциссические мужчины ощущают свое полное превосходство над окружающими, и ничто не может поколебать их уверенность в собственной неотразимости, самооценка женщинынарцисса может меняться, как погода, колеблясь буквально от настоящей мании величия до комплекса неполноценности.«Вы работаете на меня, живете со мной, любите меня, и уже за одно это позволение вы должны мне быть признательны», так сформулировал главное нарциссическое кредо светило австрийской психиатрии, известный во многих странах мира профессор Райнхард Халлер. У чрезмерно самовлюбленных людей значительно превышен нормальный уровень нарциссизма, заключающийся в должной степени развития здоровой и необходимой каждому человеку уверенности в себе. Индивидуальными признаками нарциссизма могут быть чрезмерная чувствительность к обидам, поражениям или критике. Ответная реакция выражается в ярости, стыде или унижении. Нарцисс часто уверен в том, что окружающие ему завидуют, убежден в своей особенности.Классическими признаками нарциссизма принято считать эгоцентризм, своекорыстие, переоценку собственных возможностей и не терпящее никакой критики убеждение в величии своего горячо любимого «я». Как говорится, самовлюбленным людям нужны аплодисменты, как наркоману доза героина. Нарциссические женщины постояннолезут из кожи вон, чтобы проявить себя во всем с лучшей стороны. Только в том случае, если им это удается, они чувствуют себя самыми
красивыми, самыми талантливыми и самыми желанными. Они искренне думают, что могут нравиться окружающим, только будучи особенными, затмевающими всех остальных. Несомненно, для них чрезвычайно важен их внешний вид. Красота, стройность, молодость у женщиннарциссов все должно быть идеально.Лучшим противоядием от нарциссизма принято, как ни странно бы это звучало, честное, справедливо и объективное отношение к слишком самовлюбленному человеку со стороны его коллег по работе, друзей и членов семьи. Проявляться такое отношение может, например, в вежливых, но точных фразах, адресованных женщиненарциссу, наподобие: «Я люблю тебя такой, какая ты есть, а не за то, что ты делаешь или как ты выглядишь». Дилемма заключается в том, что нарциссический человек на самом деле редко проявляет интерес к словам других людей, не касающимся превосходства его личности. Жизнь под одной крышей с нарциссом бывает, как правило, далеко не простой. Окружающие люди являются для самовлюбленного эгоиста своего рода инструментами для озвучивания громких дифирамбов в свой адрес.Очень хороший вопрос. Родным и близким человеканарцисса, прежде чем ставить на последнем клеймо безнадежного эгоцентрика, непременно следует постараться понять, что же скрывается за этими внешними формами проявления нарциссизма. Обычно нарциссами становятся избалованные, изнеженные или же, наоборот, предоставленные сами себе и лишенные родительского внимания дети. Тот, кто в юном возрасте недополучил материнской и отцовской любви, всегда будет стремиться добиться общественного признания. С другой стороны, если ребенок находится под постоянной гиперопекой или растет во вседозволенности, он не может научиться реалистично оценивать себя как личность. Также результатом нарциссизма может быть насилие или травма, полученная в детстве от родителей или других психологически важных лиц.Все психологи практически единогласно утверждают, что шансов на кардинальные изменения человеканарцисса ничтожно малы. Такие люди редко признают то, что им нужна помощь и еще реже хотят ее принять. Как правило, трудности в общении с самовлюбленными людьми испытывают их родственники и друзья, в то время как самихэгоцентриков в их жизни все устраивает. Однако с так называемым скрытом нарциссизме, присущим в основном женщинам, ситуация складывается иная. Большинство представительниц прекрасного пола сами страдают от таких резких колебаний своей самооценки. Они могут освободиться из «нарциссического плена», если сочтут себя готовыми к самопознанию и саморефлексии. С ними всегда будут рады поработать опытные психотерапевты, помочь им осознать свою истинную личностную значимость и уйти от крайностей.Психотерапия учит таких людей реагировать на окружающих положительным образом, глубже смотреть на свои проблемы. Лечение направлено на появление реальной самооценки, и может прерываться несколько раз, т.к. пациент может начать испытывать сильное раздражение по отношению,как к себе, так и к своему психотерапевту. Последний должен убедить пациента, что он является обычным человеком, который имеет право на ошибки и при этом не должен мучиться угрызениями совести. Если это получится, то нарцисс увидит новую модель человеческих отношений.Как известно, однажды тщеславный молодой человек по имени Нарцисс влюбился в свое отражение в воде и умер. По одной из версий греческого мифа он превратился в цветок, который сейчас называют его именем. Подобно цветку, нарциссизм продолжает цвести в современной культуре. Интересный взгляд на данный феномен представлен в работах С.Н. Жигимонт:«Ожидание оценки selfie в социальных сетях, его обсуждение становится суррогатом тех самых «психологических поглаживаний», в которых каждый из нас так нуждается в реальности».«Selfie» (запечатление собственного образа, фотоавтопортрет), поначалу распространенное только среди творческих личностей, сейчас стало международным развлечением. Политики подхватили этот тренд, начав делать selfieна ритуальных мероприятиях.По версии Оксфордского словаря, «selfie» в 2013м стало словом года.По результатам 2013 года, американская актриса и певица Майли Сайрус стала персоной, получившей в Googleнаибольшее количество запросов, за ней идут канадский репер и актер Обри Дрейк и Ким Кардашьян. Эти трое имеют больше подписчиков, чем население среднейстраны. Карьерный взлет Майли Сайрус подтверждает выводы исследователей: известность, слава приобрели
значительно большее значение и важность, чем раньше.В последние недели мы видим, какую популярность набирает движение «Ice Bucket Challenge». При этом выяснилось, что меньше половины его участников считает, что эти шоу с обливанием себя водой способ собрать пожертвования на исследования болезни Лу Герига. Так для чего же реально нужны эти видеовызовы: для информирования людей об этом недуге или для самопиара?Все чаще звучат мнения о том, что selfieэто, однозначно, маркер нарциссизма, с одной стороны, и компенсаторный субкультуральный феномен, свойственный современной молодежи, не уверенной в себе, не умеющей самореализовываться в жизни и вуалирующей эти социальные страхи в визуализированном выгодном самопиаре.Нарциссизм стал настолько большой частью культуры, что в ходе недавних исследований были выявлены люди, которые могли бы описать собственный нарциссизм, просто ответив на вопрос: «В какой степени согласны с высказыванием: «Я нарцисс»? (Примечание: «нарцисс» эгоистичный, сфокусированный на себе, тщеславный человек)».Существует три типа нарциссизма. Проблемы возникают,когда люди дискутируют о нарциссизме, не конкретизируя его форму.Грандиозный нарциссизм проявляется в открытой, экстравертивной форме. Когда вы видите харизматичного коррупционера, вероломных экспартнеров или знаменитостей, жаждущих внимания прессы, то зачастую это и есть проявления грандиозного нарциссизма.Грандиозный нарциссизм начинается с раздутого представления о своей личности. Такой человекверит в то, что он неординарен, что он привлекательнее и вообще важнее, чем остальные. И,конечно, исходя из этих фактов, заслуживает особого обращенияи отношения к себе.Это не означает, что все грандиозные нарциссы наводят скуку своей помпезностью. Наоборот, они могут быть очень обаятельными и приятными особенно на первых свиданиях или собеседованиях. С другой стороны, нарциссические взаимоотношения зачастую недостаточно проникнуты эмоциональным теплом и заботой.Каждый раз, читая в прессе о «поколении selfie», мы невольно кривим губы в надменной усмешке. Всему виной тот факт, что мы воспринимаем термин «selfie» не как сокращенную форму слова «автопортрет», а скорее как эвфемизм самолюбования, эгоцентризма и крайней степени самовлюбленности.Selfieвесьма популярны среди миллениалов, большинство из которых выросли с камерафонами. Согласно опросу компании Samsung, 30% всех фотографий, сделанных молодыми людьми в возрасте 1824 лет, составляют selfie. Для большинства людей selfieвокруг новая норма, даже если они не любят собственные снимки на фронтальную камеру.Но, как утверждает Памела Ратлидж в своей статье для «Psychology Today», некоторые психологи видят в «поколении selfie» признаки «культурного или,как минимум,свойственного молодому поколению нарциссизма и морального упадка». Миллениалов часто называют «кучкой самовлюбленных нарциссов». Но это не только меткая фигура речи: согласно статье из журнала «Personality and Individual Differences», частая публикация selfieв социальных сетях действительно связана с нарциссическим расстройством личности[3,4].Означает ли это, что современное общество становится все более одержимым самим собой?Вера в «моральный упадок», олицетворенный фотографическим автопортретом, проистекает из общего убеждения в том, что общественные добродетели и альтруизм вытесняются из современной культуры гиперболизированным индивидуализмом. Можно искать корни этого явления в капитализме, технологическом прогрессе или ценностях Западной цивилизации, но идея заключается в том, что последние исторические события разрушают традиционные общественные связи с присущими им чувствами сопереживания и долга, смещая акцент с заботы о всеобщем благополучии на благоденствие отдельной личности.На самом деле упомянутые выше исторические события не настолько и новы. Selfieв их современном виде действительно могут быть результатом появления соцсетей и камерафонов, но наша одержимость визуальной саморепрезентацией имеет гораздо более древние и значимые корни.«Кто из нас не смеялся над тотальной одержимостью selfie? Однако эта форма самовыражения имеет долгую и богатую историю», пишет в своей книге «Какважные изобретения незаметно изменили нашу жизнь» («How We Got to Now: Six Innovations That Made the Modern World»)автор научнопопулярных изданий Стивен Джонсон.Первое «поколение selfie» появилось в Италии эпохи Возрождения как продукт технологическогопрогресса иного рода. За несколько веков до изобретения смартфонов с фронтальными камерами технологией, бросившей вызов общественным устоям, стало зеркало.«Что интересно, автопортрет фактически не существовал как художественное направление в Европе до 1400 года», пишет Джонсон. «Это можно объяснить тем, что на протяжении долгого периода истории человечества у нас не было шансов посмотреть на себя со стороны. Лучшее, что мы могли получить, дрожащее отражение на поверхности воды или тусклые очертания наполированном металле».Все изменилось, когда стекловары «придумали, как соединить кристально чистое стекло с новым изобретением в области металлургии: покрыв одну сторону стеклянного полотна сплавом олова и ртути и превратив,таким образом,ее в блестящуюповерхность с высокой отражающей способностью. Впервые в истории зеркала вошли в ежедневную жизнь человека».Одним из результатов этого нововведения стало изобретение линейной перспективы в живописи. До эпохи Ренессанса изображение было скорее символичным, нежели реалистичным. Художники эпохи Возрождения использовали новую технологию, чтобы сравнить изображение на холсте с тем, что они видели в зеркале. Иногда то, что они видели в зеркале, было их собственным отражением.«Зеркало помогло нам изобрести современное “я” какимто ощутимым, но не поддающимся измерению образом», пишет Джонсон.Вскоре после этого «общественные нормы, такие как право собственности и другие юридические обычаи, стали опираться на личность, а не на более старые коллективных социальные единицы семью, племя, город или государство». Кроме того, «ориентация на личность привела к становлению традиции прав человека и появлению личных свобод в юридических кодексах».В другом исследовании традиции индивидуализма автор книги Inventing HumanRights историк Линн Хант отмечает: «Для того чтобы мы могли назвать права человеческими, все люди должны обладать ими в равной степени в любой точке планеты только потому, что они являются людьми».На протяжении большей части истории человечества такое понимание отсутствовало. Чувства любви, сочувствия и симпатии были знакомы человечеству с первых дней его существования, но направлены они были на межчеловеческие отношения в четко обусловленных узких группах. Отношение к посторонним было более жестким.Рабство и пытки, которые сегодня считаются вопиющим нарушением прав человека, не были предметом всеобщего осуждения еще несколько веков назад. Еще со времен Аристотеля существовало четкое разделение на цивилизованное «мы» и естественно предрасположенное к порабощению «они». В Древнем мире пытки применялись исключительно по отношению к рабам. Но ко второму тысячелетию эта практика стала применяться по отношению к номинально свободным представителям низшего класса. В Средние века пытки перед казнью были своеобразным спектаклем, развлечением для всей семьи.Так как же нам удалось прийти квсеобщей гуманности и неотъемлемости прав человека? В частности, Хант задает этот вопрос французским и американским мыслителям эпохи Просвещения, которые рассматривали такие правакак нечто само собой разумеющееся:Как эти мужчины, живущие в обществе, построенном на подчинении и раболепии, пришли к выводу о том, что все мужчины (и в некоторых случаях женщины) равны?И как общественность XVIII века пришла к такому же выводу? Хант объясняет эту аксиоматическую природу личных прав человека чтением популярных в то время эпистолярных романов. Философы эпохи Возрождения были хорошо знакомы с повествованием от первого лица, которое ранее казалось чужеродным. Романы позволили читателям познакомиться с миром внутренних переживаний других людей.Джонсон также упоминает появление романа и его влияние на становление новой морали, однако корни современного романа он прослеживает в той же инновации, которая подарила нам линейную перспективу в живописи. «Психологический роман… это именно та история, которую вы хотите услышать, когда проводите долгие часы у зеркала, глубокомысленно рассматривая собственное отражение».Думая о себе,как об объекте наблюдения, «люди начали более скрупулезно подходить кописанию своего внутреннего мира», а «роман стал наиболее распространенной формой повествования, позволяющей как можно глубже раскрыть ментальное состояние персонажей».Может это своего рода самовыражение, как, например, у подростков «эмо», что ярко символизирует эмпатию нового типа. «Selfie» уже превратилось в субкультуру, захватив молодежь во всех странах мира [5].Но как эта растущая зацикленность на самих себе влияет на права других людей? Как отмечает Хант, «эмпатия предполагает наличие веры в то, чтодругие люди могут быть похожи на тебя». Эта идея развивалась под влиянием «романа жанра, который апеллировал к новым ощущениям внутренней сущности человека». Появление романа, в частности,повествования от первого лица, было чемто сродни концептуальной уловки: чтение позволяло понять сознание и чувственный мир других людей эффективнее любых существующих форм искусства.Проводя время наедине с мыслями других, пусть и вымышленных людей, читатель начинал сопереживать опыту людей, окружавших его в реальности.Итак, согласно этой теории, появление зеркал привело к появлению линейной перспективы в живописи, эпохи Ренессанса и новой литературной формы романа. Последний, в свою очередь, повлиял на трансформацию человеческого сознания. Теперь не принадлежащие к конкретной семье, классу или религиозному течению члены общества стали рассматриваться как свободные личности со схожими эмоциональными переживаниями. Впервые человечество поставило под сомнение применяющуюся всюду практику пыток и знакомую с древних порпрактику рабства.«Изобретение» концепции индивидуальности проявилось не в росте чувства эгоизма, а скорее в более широком и инклюзивном понимании общности человечества. Люди стали сопереживать тем, кого ранее считали изгоями по ряду моральных признаков.Джонсон также отмечает, что упомянутой им технологической инновации было бы недостаточно для существенного культурного сдвига:Характерной чертой эпохи Возрождения была система патронажа, которая и позволяла художникам тех лет проводить свое время, экспериментируя с зеркалами, вместо того чтобы искать себе пропитания в лесах. Ренессанс без Медичи не отдельно взятой семьи, а скорее класса, который она представляла, был бы настолько же невозможным, как и Ренессанс без зеркала.То же можно сказать и об экономической системе эпохи Просвещения: невозможно представить эпоху эмпатии, свободы мысли и веры во всеобщие права человека без растущего рынка эпистолярного романа.Капитализм создает условия для роста индивидуализма. Индивидуализм, в свою очередь, помогает рынкам расти и распространять убеждение в том, что каждый член общества наделен правами.Так, вопреки гипотезе современных критиков, о том, что индивидуалистская ментальность приводит к отсутствию эмпатии, в XVIII веке появлению парадигмы индивидуализмасопутствовало появление новой эмпатии, по крайней мере по отношению к тем, кто находился вне племени, семьи или класса.Возможно, нарциссы действительно испытывают необходимость в том, чтобы фотографировать себя, а современные смартфоны позволяют им с легкостью справляться с этой задачей. Однако миф о Нарциссе стар как мир, а история развития технологий отображения указывает на иное толкование причин и следствий этого явления для «поколения selfie».Автопортрет XXI века может иметь такую же значимость, каки предшествующие ему формы во времена Ренессанса и Просвещения. Как и индивидуализм в целом, selfieдают нам почву для рассуждений о собственной идентичности и нашем месте в новом межсетевом мире.Большая ловушка грандиозного нарциссизма: если ваше представление о себе самом и реальность не совпадают, вы вынуждены какимто образом заполнять этот пробел. Таким образом, вы вынуждены притворяться лучше, чем вы есть на самом деле.Так, вы можете проводить время с популярными людьми, общение с которыми повышаетваш статус. Или же сыпать именами этих людей и всячески хвастать знакомством с ними. Если вы нарциссичны и при этом талантливы, то можете привлекать отряды последователей и привлекательных партнеров»трофеи».В Сети грандиозный нарциссизм может выражатьсяв количестве «френдов». Так, исследователи выявили прямую зависимость между рейтингом Klout и числом ваших подписчиков и «френдов», и чем их больше, тем выше ваш статус в Твиттере или на Фэйсбуке. («Klout»это онлайнсервис для измерения влиятельности того или иного Twitterпользователя).Если у вас есть деньги (или вы берете кредиты, а для нарцисса это большое подспорье), вы можете соревноваться с другими, постоянно меняя модную одежду или машины.Также вы можете раздувать свою физическую привлекательность. Проще всего это делать в Сети с помощью фото. Из нескольких выбираете лучшую и, используя различные фильтры, делаете ее еще лучше. Конечно, реальность всегда побеждает, но и, создавая иллюзии, вы какоето время можете пожинать плоды.В реальной жизни вы можете так же стремиться к совершенству с помощью макияжа, ухода за лицом, стрижки и даже пластической хирургии.Когда мы определяем степень грандиозного нарциссизма, для исследований обычно используем личностные тесты. В наиболее популярном из них, перечне проявлений нарциссической личности, есть и такие:
Я хвастаюсь при каждом удобном случае.
Мне нравится смотреть на себя в зеркало.
Если бы миром управлял я, он был бы намного лучше.Второй вид нарциссизма ранимый, или гиперчувствительный. Обнаружить его сложнее, чем грандиозный.Ранимые нарциссы думают, что заслуживают особого обхождение и величия, но в жизни принижают собственную значимость и обычно интроверты. Вообразите себе человека, живущего под маминой юбкой, который коротает вечера за просмотром «ХФактора», веря, что он может быть следующей знаменитостью.К сожалению, чтобы сделать это, ему недостает веры в свои силы, и он становится «интернеттроллем». Таким образом,он может почувствовать себя значительным без риска критики и провала.Вперечне черт, присущих гиперчувствительным нарциссам, показательны два высказывания.«Моичувства легко ранить насмешкой или пренебрежительными замечаниями окружающих».«Я самоустраняюсь и бываю раздражен, когда другие люди идут ко мне со своими проблемами, претендуют на мое время и симпатии».Как большинство личностных особенностей, эти две формы нарциссизма бывают разной степени выраженности. У когото сильнее выражены одни черты, у других другие, большинство же людей находятся гдето посередине.В разговорной речи людей с высокой степенью нарциссизма называют нарциссами так же, как людей с высокой степенью интроверсии называют интровертами. Но реальность такова, что провести четкую разделительную линию между высокими и низкими степенями невозможно.Третья форма нарциссизм экстремальный, патологический, когда человек сталкивается с существенными проблемами: распадаются браки, теряются друзья, рушится карьера. В этом случае может быть диагностировано нарциссическое расстройство личности (НРЛ). Это «микс»грандиозного и ранимого нарциссизма, но в каких пропорциях исследователи пока обсуждают.Можно ли изменить себя, если у вас нарциссизм или НРЛ?Пока неизвестен единый, верный с научной точки зрения, способ избавления от нарциссизма. Кроме этого, мы имеем ограниченные представления о том, как работают многие методы такие, как когнитивная поведенческая терапия, психодинамическая терапия и другие.Есть две трудности. Первая люди с НРЛ часто не расположены лечиться. В их представлении у них нет никаких проблем зато они есть у всех остальных.Вторая клиницистам бывает трудно замотивировать личность с НРЛ продолжать лечение.Нарциссизм в обществе нарастает, особенно в формах грандиозного нарциссизма и НРЛ. Около двух третей студентов колледжей в Америке в 2000х имеют более высокие нарциссические показатели, чем средний студент в 1980х, а степень выраженности симптомов НРЛ у молодежи примерно в три раза выше, чем у более старшего поколения.
Ссылки на источники1.Молчанова Е.В. «Чувство собственногодостоинства» как личностная диспозиция в образовании. Фундаментальные исследования. 2008.№1. С.62632.Молчанова Е.В. Духовное здоровье общества: к постановке проблемы исследования. // В сборнике: Фундаментальные и прикладные направления модернизации современного общества: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные аспекты. Материалы Международной научнопрактической конференции. Саратов: Издво «Академия управления», 2015. с.98993.Жигимонт С.Н. SELFIE современный социальнокультурный феномен: подходы к изучению. В сборнике: Гуманитарные знания и естественные науки: современные проблемы и перспективы развития Материалы III Межвузовской научнопрактической конференции; под общ. редакцией Е. В. Королюк. 2014. С. 4850.4.Жигимонт С.Н., Лобанова А.В. Особенности психологических защитных механизмов и копингстратегий у подростков субкультуры «эмо» // СМАЛЬТА. 2014. № 4. С/5054.5.Мезенцева Е.В., Астанкова Е.Н., Лобанова А.В.Результаты социологического исследования представлений о молодежных субкультурах у студентов филиала ФГБОУ ВПО «КубГУ» в городе Тихорецке // Сборник научнометодических материалов. Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социальнопедагогической поддержки детей и молодежи", Межрегиональная общественная организация содействия воспитанию "Содружествоорганизатороввоспитательногопроцесса". Москва,2014. С. 913.