Основные педагогические принципы в рамках системно-индивидуального подхода в обучении детей с ОВЗ на уроках истории в КРК общеобразовательной школы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Камышная О. Н. Основные педагогические принципы в рамках системно-индивидуального подхода в обучении детей с ОВЗ на уроках истории в КРК общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1791–1795. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96277.htm.
Аннотация. Статья посвящена педагогическим принципам, которые применяются в рамках системно-индивидуального подхода в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Камышная Ольга Николаевна,Репетиторский центр «ИсторикЦентр», г. Благовещенскolga.kamischnaya@yandex.ru

Основные педагогические принципыв рамках системноиндивидуального подхода в обучении детей с ОВЗна уроках истории в

КРК общеобразовательной школы

Аннотация. Статья посвященапедагогическим принципам, которые применяются в рамках системноиндивидуального подхода в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Ключевые слова: КРК, ОВЗ, обучение истории, педагогические принципы, системноиндивидуальный подход, познавательные процессы.

В современных образовательных условиях очень важное и отдельное место занимают ученики с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Ученики с ОВЗ имеют особые потребности в организации процесса обучения. Необходим особый подход в обучении, который обеспечил бы компенсацию физических ограничений, и позволили бы развивать сопровождающие познавательные нарушения.Следуетотметить, что на сегодняшний день в городеБлаговещенске, к сожалению, были расформированы коррекционные классы (КРК) и ученики с ОВЗ обучаются в общеобразовательных классах или на домашнем обучении.Конечно, такая ситуация вызывает несомненного сложности на уровне усвоения учебных программ и процессе социализации таких учеников, а так же негативно сказывается напсихологическом состоянии учащихся.

Если конкретизировать данную проблему, то необходимо отметить следующее, общее количество учеников в КРК составляло 16 человек (на 2010 г.), после расформирования, в первый же год ушли 2 человекана домашнее обучение (1 ученик –гиперактивность, нарушение познавательных процессов; 1 ученик

«заячья губа»), в последующем,на домашнее обучение перевелись еще 4 человека(различные физические ограничения). С учениками, которые остались в школе и те, кто ушли на домашнее обучение, было проведено интервью, как метод педагогического исследования. В ходекоторого быловыявлено, что в целом ученики морально готовы учиться в общеобразовательном классе, таккак такой класс позволяет им более активно принимать участие в жизни школы (некоторые учащиеся стали принимать активное участие в научнопрактических конференциях), кроме того у них появились новые друзья. Учителя, как отмечают сами ученики, относились хорошо к школьникам с ОВЗ,единственное возникали трудности с учителями, которые до этого не работали с ними и они не знали, как правильно построить работу на уроке, и это несмотря на то, что они прошли 2х недельные курсы, которые должны были их подготовить.Но, вместе с тем следует отметить, что сам факт расформирования классов привел к очень серьезному психологическому стрессуу школьников с ОВЗ. Одна из учениц даже отметила, чтоона:«разорвала все тетради, спустя несколько месяцев после обучения в общеобразовательном классе»,таккакей сложно было учиться со здоровыми сверстниками, и по темпу работу на уроке,и по психологической обстановке в классе.Некоторые ученики, в основном мальчики,замкнулись в себе и практическине общались со своими сверстниками. В результате такие школьники, не принимаютактивного участия в жизни школы и класса. Особенно,такая тенденциянаблюдалось у учеников с ЗПР,серьезными нарушениями познавательноволевойсферы, а так жес видимымифизические ограничениями.Таким образом, процесс социализации, который так необходим ученикам с ОВЗ, нарушен.С какимижетрудностями(формулировки приведены в соответствии с результатами интервью) столкнулись, ученики с ОВЗ обучаясь, в общеобразовательном классе:1.«Не успеваю за темпом работы в классе».В данном случае имеется,введу, что ученики с ОВЗ не успевают записывать необходимый материал в тетрадь; ученица с серьезными нарушениями зрения вообще не пишет на уроке и не читает, следовательно, она практически оставалась вне основного учебного процесса, в то время как устно она может активно работать на уроке.Обучение в КРК позволит так организовать процесс обучения, что школьник с ОВЗ смогут успевать выполнять необходимую на уроке работу.2.«Тяжело учится в большом классе, где много учеников».Ученикиотмечают, что психологически достаточносложноучится в классе, где 2530 человек. Связанно это с тем, что в классеочень шумно, на переменах и уроках (учителя не всегда могут обеспечить 100% дисциплину в классево время учебного процесса) школьники с ОВЗпосле учебного дня испытывали сильные головные боли, сложно было сосредоточиться на уроке. Во время ответа у доски, не всегда было психологически комфортно выполнять задания, ведьздоровые сверстники, как отмечает одна из учениц: «не воспринимают, и не слушают меня».В целом,школьники с ОВЗ согласныучиться в общеобразовательном классе, но толькоесли по комплектации онбудет не больше 610 человек. При этом в ходе беседы, ученики утверждают,что:«все люди равны», ивсе имеют равные возможности в образовании. Всовременных условиях образования невозможноорганизовать интегрированные классы по 610 человек, поэтому обучение в КРК в рамках общеобразовательной школы, позволит реализовать действительно комфортную психологическую атмосферу учащимся с ОВЗ.3.«Наши особенности во время урока, в общеобразовательном классе,особо не учитываютсяи по объему учебного материала, в КРК нам давали больше».Проблема заключается в том, что курс коррекционной педагоги и психологии, которые проходят учителяв рамках повышения квалификации, не дает прямых методический рекомендаций по организации учебного процесса со школьниками с ОВЗ.В результате чего складывается такая ситуация на уроке, при которой ученик не чувствует себя полноправным участником учебного процесса, так какфизические ограничения не позволяютэтого.Кроме того учащиеся с ОВЗ отмечают, что в коррекционном классеучитель имел возможность, индивидуально работать с каждым ребенком на уроке, педагогически грамотно организовать групповую работу, а так жепознакомить с более обширным теоретическим материалом.На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы,вопервых, ученики с ОВЗ не успевают за темпом работы в общеобразовательном классе, в виду своих имеющихся физических ограничений. Учитель, в свою очередь не имеет возможности, а порою и желания, уделять отдельное внимание ученику с ОВЗ. Кроме того, психологическая обстановка в общеобразовательном классе не всегда положительна для учеников с ОВЗ, так как 50% учеников общеобразовательного класса не совсем толерантно относятся к детям с ОВЗ., что конечно же говорит о соответствующем уровне воспитания как в семье, так и в современной школе. Вовторых, домашнее обучение, не способствует эффективному процессу социализации, ученики с ОВЗфактически изолированы от социума. Помимо этого процесс обучения так же не является идеальным, уроки проводятся с методическими нарушениями(не соблюдается элементарная структура), а порою вместо положенных 2 ч.в неделю, проводится 1 час,в течение которого увеличивается содержание учебного материала. Все это, к сожалению, реальность, в которой оказались ученики с ОВЗ в современной системе образования. Именно поэтому существование коррекционных классов в рамках общеобразовательной школы будет наиболее приемлемымвариантомобучения детейинвалидов.Конечно, сегодня очень много говорится об интеграции и интегрированном обучении детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников, но следует отметить, что современная школа, и это касается не только учеников, но и учителей не готовы к совместному обучению в одном классе. В данном случае коррекционные классы в рамках общеобразовательной школы будут наиболее эффективны, в отличие от интегрированного обучения детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников в одном классе. Обучение детей с ОВЗ (IVVIIвид обучения) фактически ничем не отличается от обучения здоровых ребят, они осваивают общеобразовательные программы по основным школьным предметам. Находясь в специальном (коррекционном классе) в рамках общеобразовательной школы, ученики имеют возможность индивидуально работать с учителем на уроке. На уроке, происходит не только усвоение теоретического и фактического материала, в наиболее доступной форме,и с тщательно подобранными средствами обучения, но и идет процесс корректировки и развития имеющихся нарушений у учеников. Именно системноиндивидуальный подход, в рамках общеобразовательной школы, где существуют коррекционные классы, позволяет всецело реализовать идеи гуманистического подхода к обучению, а так же идеи дифференцированного обучения. Вообще обучение учеников с ОВЗ, в коррекционном классе, является наиболее целесообразным, так как в таком случае они испытывают психологический комфорт, благодаря которому минимизируется психологическое давление со стороны здоровых сверстников. В чем же преимущество коррекционных классов в рамках общеобразовательной школы?Вопервых, должен осуществляется строгий подбор и подготовка учителей, которые, будут обучать детей с ОВЗ (обязательное знание коррекционной педагогики и коррекционнойпсихологии).Вовторых, ученики с ОВЗ будут активно вовлечены в процесс социализации и получат возможность участвовать в жизни школы и общаться теми сверстниками, которые относя к ним как к равным. Втретьих, процесс обучения, благодаря системноиндивидуальному подходу (он был апробирован в ходе эксперимента, в период с 20082010 гг.), позволит не только сформировать основные ЗУН, но и скорректировать имеющиеся познавательные нарушения (внимание, память, мышление, воображение).Системноиндивидуальный подход(СИП)в обучении детей с ОВЗ на уроках истории в коррекционном классе общеобразовательной школы инновационная система,используемаяв обучении истории, обеспечивающаяиндивидуальную учебную работу с детьми с ОВЗ, предполагающаяспециально разработанную систему заданий, учитывающую физические и познавательные возможности каждого ученика.СИПпреследует цель компенсировать ограничения, вызванные врожденной или приобретенной физических патологий и развивать познавательноволевую сферу. Как и любая сложноорганизованная система, данный подход имеет четкие структурные элементы:а.Научнопедагогические методы и педагогические принципы;б.Функции СИП;в.Особенности организации урока у учеников с ОВЗ;г.Комплекс заданий для учащихся с ОВЗ.Системноиндивидуальный подходв обучении детей с ОВЗ на уроках истории в коррекционном классе общеобразовательной школы,несомненно, строится на принципах личностноориентированного обучения, так как позволяет учителю подобрать ученику такие задания, которые бы позволили компенсировать имеющиеся физические ограничения и развивать познавательноволевую сферу. Следовательно,ученик почувствует себя действительнополноправным участником учебного процесса.За период, работы в КРК и применяя основы, СИП, активно использовались современные информационнокоммуникационные технологии (ИКТ), что, несомненно, позволяет учителю на уроке активно вовлечь учащихся имеющих различные физические ограничения.Особенно следует отметитьмультимедийные презентации, которые обладают большими возможностямив отображении информации, значительно отличающимися от традиционныхнаглядных средств обучения, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала и, таким образом, на эффективность учебного процесса в целом.

В данной статье рассмотрим основные педагогические принципы,на которых строится системноиндивидуальный подход в обучении истории учеников с ОВЗ в КРК общеобразовательной школы.Собственно, как и любая целостная система, данный подход опирается на ряд определяющих принципов. К таким принципам можно отнести:1.

«Принцип учёта и коррекции». Сущность принципа заключается в том, что каждое предложенное задание или игра на уроке, в нашем случае на уроке истории, должно учитывать те физические ограничения здоровья, которые есть у ученикаи по возможности развивать нарушенные познавательные процессы. В частности, в случае нарушения зрения все задания должны быть представлены в таком формате, который позволил бы ребенку егоувидеть, прочитать и выполнить, для этого целесообразно применять ИКТ.При нарушении речи очень важно предлагать такие задания, которые максимально бы по своему содержанию были направленына «проговаривание» слов, словосочетаний, предложений выстроенные логически по смыслу. Для учеников страдающих нарушением слуха учителю важно громко и четко проговаривать условия выполнения задания и обязательно вместе с тем прилагается подробная инструкция в бумажном вариантеили с применением ИКТ. Особую категорию детей с ограниченными возможностями здоровья представляют ученики с нарушениями опорнодвигательного аппарата (чаще всего это ДЦП). В данном случае важно учесть следующие моменты, вопервых, ученик с ДЦП должен иметь возможность физически выполнить данное задание, т.к. степень поражения конечностей может быть различной. Например, в случае поражения верхних конечностей (рук) задания должны содержать элементы на развитие мелкой моторики. Если, говорим о поражении челюстнолицевых мышц, то проверка выполнения задания, обязательно проводится в устной форме. Кроме, того нельзя забывать тот факт, что ДЦП –это заболевание, которое может сопровождаться и комплексными нарушениями. Применительно к ученикам с задержкой психического развития (ЗПР) необходимо понимать, что мы имеем дело с нарушениями ЦНС, а значит, серьезные проблемы в развитии познавательных возможностей, в частности мышление и память нарушены в большей степени. Именно поэтому задания, да и в целом весь процесс обучения должен быть построен достаточно активно, т.е. задания, как на уроке, так и в рамках домашнего задания, должны способствовать развитию и коррекции основных познавательных процессов.Предмет «История» являясь гуманитарной наукой, несомненно, очень сложен и, тем не менее, позволяет в полной мере учитывать особенности каждого ребенка в КРК. Всеможно объяснить следующими доводами, вопервых, очевиден тот факт, что на уроках истории учитель используя, приемы изучения теоретического материала развивает, логическое мышление, активизируют мыслительную деятельность и формируют мировоззренческие представления. Именно эти приемы помогают ученикам выделять существенные признаки главных фактов и делать оценочные выводы. Поэтому их роль в организации познавательной деятельности учащихся КРК является неоценимой, так как нарушения познавательной сферы является сопутствующим нарушением наряду с основной патологией. Вовторых, традиционные виды устного изложения материала (повествование, описание, характеристика) активизируют внимание, развивают воображение, мышление, создают историческое представление об изучаемом явлении, развивают логическую память, а так же содействуют созданию целостных картин исторической действительности.Втретьих, проблемное изложение учебного материала на уроке, где учителем истории используется именно проблемный вопрос, проблемноезадание и проблемная ситуация, несомненно, наряду с другими приемами, активизируют мышление, память, внимание, а так же формируют инициативу и самостоятельность в решении реальных жизненных ситуаций, что особенно важно для данных учеников.Пример1: Исторический кластерТема урока: Древний Египет. Страна на берегах Нила.(5 класс)Коррекционноразвивающая задача задания: обогащение словарного запаса учащихся, развивает умения ставить вопросы и давать полные ответы, что способствует развитию речи, развитие внимания, памяти, мышления, формирование интереса к предмету, формирует умения объяснять значение исторических терминов.Оборудование: карточки с заданиями, мультимедийное оборудование, учебник.Инструкция к выполнению:Кластер –это совокупность однородных элементов, образующих группу единиц (экономический термин). Задание можно использовать как в групповой работе, так и индивидуальной. Ученикам предлагается схема с пустым или пустыми звеньями, которое необходимо заполнить и пояснить. Пустым может быть одно (основное) звено или все кроме основного. Задание способствует развитию памяти, внимания, помогает закрепить пройденный материал, а так же быстроту реакции, т.к. можно предложить учащимся выполнит его на скорость. Кроме того для учащихся с нарушениями слуха и зрения задание можно разместить на слайде презентации, что позволит увеличить его до нужного размера или выдать карточку с заданием соответствующего масштаба. Задание рациональнее всегоиспользовать на этапе изучения нового материала. В частности учащимся предлагается заполнить данные звенья по ходу урока, а в конце занятия учитель проверяет, как ученики заполнили кластер, но обязательно дают пояснения. Вполне возможно дополнить свой кластер новыми звеньями, для этого на карточке с заданием необходимо оставить свободное место. Вопросы, которые подготовили учащиеся можно обсудить, в случае если есть какието ошибки в формулировках исправить и в виде закрепления повторить только, что изученный материал.Помимо этого такой кластер вполне можно использовать и при проверке домашнего задания, как индивидуально, так и в групповой работе.



«Что Вы знаете о Древнем Египте?»





Ответ:Нил, Верхний Египет, Нижний Египет, фараон.Пример2: Ассоциации Тема урока: Дворцовые перевороты в Российской империи XVIII вв. (7 класс)Коррекционноразвивающая задача:способствует развитию речи, развитие внимания, памяти, развитие ассоциативного мышления, задание позволяет выделить индивидуальные особенности учащихся, что в дальнейшем поможет дифференцировать задания.Оборудование: мультимедиа Инструкция к выполнению: задание может быть выполнено как всем классом, так и индивидуально. Следует отметить, что ассоциативное мышление является основой творческого процесса и способствует решению рядазадач:помогает создавать новые оригинальные идеи, формировать связи по смыслу, развивает фантазию и воображение.Для учеников с ОВЗ, развитое ассоциативное мышление, играет важную роль в процессе формирования ЗУН, так как позволяет привязывать новые знания к уже известной информации. На экран выводится термин, хронологический периодили исторический герой, учащиеся класса за 57 мин, должны записать в тетрадь как можно больше ассоциаций. При проверке задания важно, что б ученики не повторялись в «ассоциациях»и при этом комментировали свой ответ.

17251762 гг.Дворцовые переворотыУказ о престолонаследииДело царевича АлексеяЕкатерина I, Петр II, Елизавета I, Анна Иоанновна, Петр IIIАлександр Данилович МеньшиковКондицииГвардия

Анна ИоанновнаЭрнест Бирон и «бироновщина»Кабинет министровОтмена указа о единонаследииВоенная реформаРусскопольская войнаБелградский договор России и ТурцииРасправа с верховниками

КондицииВерховный тайный советАнна ИоанновнаД.М. Голицын, В.Л. ДолгорукийЗапрет на издание законовДревний ЕгипетЗапрет начинать войну и подписывать мирКазной распоряжаться запрещеноНовые налоги не вводить

Таким образом, можно успешно закрепить пройденный материал как по отдельно теме, так и по изученному разделу, а так же активизировать познавательные процессы у учащихся с ОВЗ, особенно при нарушении памяти и внимания.2.«Принцип индивидуализации». В первую очередь, следует обратиться к понятию индивидуализация обучения, которое обозначает организация учебного процесса с учётоминдивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Такое обучение осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения[1].Поэтому обучение детей с ОВЗ очень важно именно в коррекционных классах, а не в рамках домашнего обучения.В целом данный принцип строится на предложении ребенку с ОВЗ индивидуального задания или игры, которое будет выполнено на уроке или дома дляизучения исторического материала или его закрепления. Необходимо отметить, что с целью наибольшего достижения результата обучения, задание для домашней работы нужно давать на каждом уроке, каждое из которых должно быть направленно на коррекцию какого одного из познавательных процессов или на коррекцию в комплексе.Задание или игра, предлагаемые на уроке, могут чередоваться с заданием для всего класса, что позволит наибольшим образом вовлечь учеников в процесс обучения для совместного решения поставленных задачили учесть индивидуальные особенности каждого ученика.Следует пояснить, почему же данный принцип столь важен в коррекционном классе. Дело, в том, что в КРК в рамках общеобразовательной школы, находится от 37 человек (максимальное количество 10 человек) и все они с различными физическими ограничениями. Следовательно, и нарушения познавательной сферы будут различными (у каждого из учащихся КРК, в большей степени страдает определенная познавательная сфера, но вместе с тем нельзя исключать и комплексные нарушения), а значит каждому из них необходимо давать предлагать такие задания и игры, которые будут корректировать и развивать имеющийся дефект (память, внимание, воображение, мышление).Пример 3: Криптограммаили шифротекстТема урока:Образ мира: наука и философия вXVIXVIIвв.(7 класс)Коррекционноразвивающая задача: развитие логического мышления, внимания.Оборудование: мультимедиа, карточки с заданиямиИнструкция к выполнению: криптограмма является самымраспространеннымвариант головоломки. Такое задание можноприменять индивидуально,ведькриптограммы могут бытькаксовершенно разного уровня сложности, в зависимости от степени нарушения познавательных процессов, так и одного уровня сложности.Особо следует отменить, что криптограмма дает возможность развиватьлогическое мышление и внимание. В том случае, если криптограммы для учеников разного уровня сложности,получится, что каждый получит именно «свою» криптограмму, та, которая будет отвечать его потребностям, но, вместе с тем ответ на криптограмму будет у всех одинаков. Использовать криптограмму можно при проверке домашнего задания, в ходе изучения нового материала, а так же на повторительнообобщающих уроках. Ниже представлены 2 вида криптограмм различного уровня сложности, макет криптограмм был взят из книги «Игры и занимательные задания по истории»[2].

№1

В большей степеникриптограмманаправлена на развитие внимания и не являетсявысокого уровня сложности. Ученику требуется соотнести геометрическую фигуру сцветовой палитрой, которая будет соответствовать букве, следовательно, в конечном итоге должно получиться имя ученого XVIXVIIвв. (Николай Коперник) Следует отметить, что с данной криптограммой хорошо справлялись ученики с ЗПР,нарушениями речи («заячья губа») и зрения, нарушения мелкой моторики и ДЦП, и в целом не вызвала у учащихся затруднений.

№2

Данная криптограмма более сложная, направлена на развитие внимания и логического мышления.

Ученику необходимо от каждого изображения взять только 1 букву, и в конечном итоге сложив, их все вместе получится, имя ученного XVIXVIIвв. (Джордано Бруно). С криптограммой легко правились учащиеся с ЗПР, ДЦП, нарушениями речи («заячья губа»)и зрения. Учащимсясповышеннойгиперактивностью, потребовалось большее количество времени на решение задания, в связи с тем, чтокриптограмма требует усидчивости и терпения.

Следует отметить, что криптограммы, ребусы, а так же любые задания на развитие логического мышления и внимания, крайне важны для учеников с ОВЗ.3.

«Принцип помощи и проверки». Сущность принципа заключается в том, что при выполнении задания ученик может рассчитывать на индивидуальную помощь учителя. В коррекционном классе данный принцип особенно актуален, так как в случае физической ограниченности ученика важно оказать ему помощь в выполнении задания, которая может заключаться в следующем:а.

Неоднократное подробное объяснение задания;б.Физическая помощь, которая может понадобиться ученикам с ДЦП, где будет необходимо непосредственное участие учителя в выполнении задания.На уроках истории в коррекционном классе, не менее важным является факт коллективной проверки предложенного ученику задания. Сущность и педагогическая ценность такой коллективной проверки заключается в том, что разбор индивидуального заданиявсем классом(задание можно вывести на экран), дает возможность другим ученикам выполнить дополнительно новое упражнение, что способствует закреплению имеющихся знаний, умений и навыков, а так же развитию и активизации познавательной сферы. 4.«Принцип системности» В отношении данного принципа необходимо отметить следующее:1.

Необходимо получить данные медицинского характера о том, какие физические ограничения и сопровождающиеся нарушения познавательной сферы имеются у ученика коррекционного класса. Провести работу со школьным психологом и медицинским работником;2.

Целесообразным будет проведение педагогического исследования в виде наблюдения, с целью выявить особенности организации учебнопознавательной деятельности учащихся коррекционных классов на различных этапах урока и предметах школьной программы, т.е. готовность учащихся к уроку;дисциплинированность, внимание;познавательную активность;культуру общения;3.Составление индивидуального комплекса заданий по истории для учеников КРК с учетом имеющихся патологий и нарушений, а также включение их вкалендарнотематический план. Для каждого ученика рекомендуется завести отдельную папку, где будут храниться разработанные и использованные задания по истории, а также результаты первичного наблюдения и анкетирования. Такая папка позволит учителю истории,постоянно видеть какие задания, уже использовалисьи имели положительный результат, а какие требуют корректировки и или полного исключения.4.

Написание конспектов уроков истории с учетом особенностей проведения занятий в КРК;5.Разработка и практическое применение специализированных пособий и «банка» наглядностей учитывающих специфику конкретных нарушений. Все это позволит ребенку приобрести уверенность в обучении,и в конечном счете успешная социальная адаптация. 6.

По итогам I–четверти необходимо спланировать проведение педагогического исследования на предмет целесообразности применения тех или иных заданий по истории, с целью корректировки учебного процесса. Такое педагогическое исследование может быть проведено в виде анкетирования, разработанное учителем истории самостоятельноили при помощи школьного психолога; 7.Внесение изменений в индивидуальный комплекс заданий по истории с учетом проведенного анкетирования.В последующем аналогичная схема действий может быть совершенна учителем истории в II, III, IV четвертях, а в конце учебного года целесообразным будет провести итоговое анкетирование, и диагностику контроля ЗУН за прошедший учебный год, что делается с целью корректировки учебного процесса. 5.«Принцип инновационности» Современные психологопедагогические исследования в рамках специальной педагогики и психологии исходят из состояния современного школьного образования и направленына решение конкретных проблем в области методики обучения и воспитательной работы по предмету, ив конечном итоге призваны помочь в разрешении вопросов социализации детейинвалидов в современном обществе.6. «Принцип технологичности»Данный принцип предполагает применение на уроках истории в коррекционном классе информационнокоммуникационных технологий (ИКТ). В данном случае говориться о проецировании иллюстративного материала (репродукции картин, исторические карты, схемы, диаграммы, таблицы), а так же текстовой информации (документы, задания для выполнения на уроке) на экране в формате презентаций или с применение интерактивной доски, что дает возможность ученикам с ОВЗ чувствовать себя активными участниками процесса обучения и формировать целостную картину исторической действительности.Пример 5: «Своя игра»Тема урока:Отмена крепостного права в России (8 класс, проверка домашнего задания)Коррекционноразвивающая задача:применение ИКТ позволит компенсировать имеющие физические нарушения: слухи речь, следовательно, позволит стать полноценным участником учебного процесса, в свою очень структура задания «Своя игра» позволит развивать речь, внимание, память, а так же сформировать интерес к предмету.Оборудование: мультимедийная презентацияИнструкция к выполнению:задание является прототипом телевизионной игры «Своя игра». На экран проецируется игровое поле, на котором в 3 ряда расположены цифры, за каждой из которых определенный вопрос, учащиеся поочередно выбирают номер задания и при помощи мышки,через гиперссылку оно открывается,после ответа школьника,нажав на условный значокна слайде, так же по гиперссылке, возвращаемся на игровое поле. Количество вопросов может быть различным, в зависимости от количества учеников в классе, в КРК обычно от 3 до 6 учащихся, что позволяет подготовить для каждого 23 задания. Задания могут разными: вопрос,статические графикии диаграммы,по которым нужно сделать анализ, ребусы, головоломки и т.д., следовательно, даст максимально возможно активизировать познавательные процессы у учащихся с ОВЗ.Слайд 1: Игровое полемышкой нажимаем на выбранную цифруСлайд 2

красная кнопка, позволитвернуться на игровое поле

Рациональное и эффективное использование презентаций в учебном процессе играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления школьников. Информационные технологии это возможность нового отображения наглядных средств обучения, возможность для творческого полёта учителя и учащихся. В случае, если идёт речь о детях с ограниченными возможностями, то значение использования ИКТ на уроках истории в коррекционном классе (КРК) несомненно, очень велико

Таким образом, обучение детей с ОВЗ, приемлемо в рамках коррекционных классов общеобразовательной школы, так как в полной мере позволит реализовать основные принципы системноиндивидуального подхода в обучении, а так же не только учесть физические ограничения учеников, но, компенсировать их, и даст возможность развивать и корректировать нарушения познавательной сферы.

Ссылки на источники1.Индивидуализация обучения. Педагогический словарь. –URL: http://encdic.com/pedagogics/IndividualizacijaObuchenija669/2.Игры и занимательные задания по истории/ Авт.сост. М.А. Субботина, И.Б. Горячева, Л.М. Добролюбова и др.М.: Дрофа; 2003.33.: ил.