Роль и специфика профессиональных коммуникаций в управлении организаций

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Грачёва И. И. Роль и специфика профессиональных коммуникаций в управлении организаций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1811–1815. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96281.htm.
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению роли внутренних коммуникативных процессов в организации, а также раскрываются условия эффективности внутренних профессиональных коммуникаций.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Грачева Ирина Ивановна,преподаватель кафедры экономики и менеджмента Филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецкеgrachevaii@mail.ru

Роль и специфика профессиональных коммуникаций в управлении организаций

Аннотация.Статья посвящена рассмотрению роли внутренних коммуникативных процессов в организации, а также раскрываются условия эффективности внутренних профессиональных коммуникаций.Ключевые слова:организация; управление, информация, коммуникации, эффективность коммуникаций.

Любая деятельность человека нуждается в управлении, так как управление это отношения, возникающие по мере оформления деятельности в сознательную,по производству необходимых человеку благ.Сущность управления, его функции и специфика определяются, с одной стороны, задачами, которые оно решает, с другой содержанием простых моментов процесса управленческой деятельности, т.е. её предметом, средствами и самим трудом. Управленческая деятельность это разновидность умственного труда. Она непосредственно не выступает созидателем материальных благ, но является неотъемлемой частью труда совокупного рабочего, а потому и производительным трудом [1].

Управленческая деятельность, это тип профессиональной деятельности, специфика которого определяется ее основной и наиболее общей задачей необходимостью организации деятельности других людей в направлении достижения общих целей, а также опорой при этом на принцип иерархии [2].

В связи с вышесказанным основной целью управления будет являться создание организационных, технических, социальных и других условий в целях осуществления поставленных задач перед организацией. Таким образом, управление –это, прежде всего работа с людьми, а их трудовая деятельность служит объектом управляющего воздействия [3].

Деятельность людей в производственном процессе выступает как предмет управленческой деятельности, и может выступать в виде информации в ее различных формах. Информация выступает отдельным объектом управленческой деятельности, следовательно, любой управленческий труд связан с большим потоком информации. Передача информации происходит между объектом и субъектом управления, сочетая в себе различные средства, связанные с обработкой информации.Следует отметить, что специфика решаемых в сфере менеджмента задач в основном предопределяет преимущественно умственный и творческий характер управленческого труда, в котором постановка целей, выработка способов и приемов их достижения, а также организация совместной деятельности членов организации составляет главный смысл и содержание труда людей, которых относят к управленческому персоналу [1].Руководители, используя полученную информацию, перерабатывают её, преобразуют и на основе этого принимают эффективные управленческие решения.Следовательно, основным средством труда руководителя является информация, а результатом управленческие решения, направленные на достижение целей организации, которая реализуется посредством подготовки и реализации управленческих решений. Управляющее воздействие на коллективы людей, на их трудовую деятельность это и есть специфический продукт управленческой деятельности [5].Поэтому коммуникации в управленческой деятельности являются тем самым факторов способствующей интеграции управления.Коммуникационные процессы стали темой исследования сравнительно недавно. Первооткрывателем в данной области стал Бернард Ш., который выяснил, что с помощью коммуникационного процесса люди объединяются в ячейки, чтобы добиться определенных целей и задач.Данное положение до сих пор остается основной функцией коммуникации. Безнее невозможно и управление, так как, с одной стороны, оно опирается на существующие и сложившиеся формы коммуникации, а с другой –формирует те формы, которые облегчают совместную деятельность [5].Термин «коммуникация» происходит от латинского «communis», означающего «общее» [6].Человек, передающий информацию, пытается установить «общность» с получающим информацию. Отсюда коммуникацию можно определить как использование слов, букв, символов или аналогичных средств для получения информации об объекте илисобытии. Оно включает в себя следующие термины:

семантику коммуникаций значение слов и символов;

синтаксис коммуникаций взаимосвязи между используемыми символами;

прагматику коммуникаций их результативность и эффективность при достижении определенных целей [7].

Для успешного управления необходима эффективная межличностная коммуникация, так как взаимодействие людей в организации строиться для решения всех управленческих задач. Кроме этого она является наилучшим способом обсуждения вопросов, требующих обширных знаний. Одним из важным факторов, в улучшении эффективности работы организации, является человеческий ресурс. Следовательно, рассмотрение проблем коммуникаций нацелено на активизацию человеческого фактора.Передача информации от отправителя к получателю, их общение подразумевает широкое толкование коммуникаций. Понятие «коммуникация» можно рассматривать и в организационном контексте. Согласно нему в состав коммуникации входит процесс и объект. Под процессом понимается общение людей: обмен идеями, мыслями, намерениями, чувствами, информацией. Объектом выступает совокупность технических средств, обеспечивающих процессы передачи информации.Коммуникация информационное взаимодействие субъектов, характеризуемое следующими признаками:

суверенитетом участников взаимодействия;

суверенитетом ценностных ориентаций участников, интересов, представление об объекте взаимодействия и отношения к нему;

технологической обеспеченностью каналов равноправного информационного обмена [8].

Как уже отмечалось выше, основным фактором в организации выступают люди. Управление ими происходит посредством информации. Мотивируя и организуя их деятельность, руководители осуществляют также с помощью информации. Следовательно, все связывающие процессы управления ипринятия решений не могут существовать без информации. Поэтому возникновение проблем в управлении организацией связано с неэффективными коммуникациями.Необходимо отметить, что хоть понятия коммуникация» и «информация» взаимосвязаны одним процессом управления организацией, они вовсе не тождественныИнформация это совокупность конкретных сведений, необходимых субъекту для выполнения цели, коммуникация социальное явление, связующий процесс, проявление сущности человека и его отношений с другими людьми, где итогом становится принятое решение, действие, мнение или дальнейший обмен информацией [9].Немаловажным условием проживания любого человека в обществе является его коммуникабельность. Ценности людей, их опыт, интересы, ответственность все это составляющие коммуникаций.Коммуникабельным признается человек, который обладает склонностью и способностями к установлению и поддержанию любых связей и контактов. В коллективе коммуникабельность является средством посредством которого,определяется их отношение кокружающей среде,и поступающей из нее информации.Посредством коммуникаций информация передается людям, и следовательно информация является связующим средством для достижения поставленных целей. Невозможно установить контакты и связи без определенной информации. Эффективность информации обуславливается ее понимание в определенных интересах.В любой организации коммуникация представляет сложную систему, состоящую из многих уровней, и которая охватывает и всю организацию, а также составляющие ее элементы,а также ее внешнюю среду.Выделим функции, которые выполняют коммуникации в организации.1 Информационная выполняет роль посредника, посредством передачи информации, которая происходит посредством обмена между индивидами сообщениями, решениями, замыслами. Обмен информацией совершается для достижения целей организации или решения определенной проблемы, а также для всего процесса коммуникаций в организации.2 Мотивационная основной её целью является мотивация сотрудников организации к более качественномувыполнению поставленных задач, используя такие средства как приказы руководителя, внушение и убеждение, а также просьбы. 3 Контрольная на основе иерархической подчиненности следит за поведением своих сотрудников.4 Экспрессивная посредством выражения чувств, а также переживаний по поводу происходящего помогает удовлетворить социальные потребности. 5 Коммуникативная. В организации она специфична и включает ряд основополагающих установок, таких как:

раскрытие сущности и определение особенностей коммуникативной функции;

рассмотрение и анализ типов и видов коммуникаций в организационных системах;

характеристика разнообразных форм реализации коммуникативной функции в организации;

установление структурных элементов и ключевых этапов коммуникативного процесса;

выявление и разрешение типичных проблем и ошибок (так называемых «коммуникационных барьеров»), которые могут быть характерны для той или иной коммуникативной функции;

формулирование принципов оптимальной коммуникации и отображение общих требований, направленных на совершенствование коммуникативной функции.Специфическую и значимую роль коммуникации выполняют в работе руководителей, так как, являясь существенной, входит в состав других управленческих функций и одновременно выступает средством реализации целей организации и их координации.Владение искусством и технологией коммуникаций входит в специфику деятельности руководителей, потому что около 80% своего времени они тратят на общение с подчиненными, партнерами и др.Анализ, передача информации, получение обратных сигналов, координация, мотивация и контроль все это основные функции управления, которые невозможны без информации. Следовательно, информация является главным инструментом в управлении.Одним их главных качеств руководителя, по мнению подчиненных, является умение слушать и слышать подчиненных, т.е. любой руководитель должен быть коммуникабельным.Если рассматривать коммуникационный процесс, то можно сказать, что его сущность состоит в том, чтобы происходит процесс передачи необходимо информации от одного индивида к другому.Исследования констатируют, что только около 50% информации, которая дошла до получателя, понятна ему. В остальных же случаях информация доходит до получателя искаженной, что делает коммуникационный процесс неэффективным.Только в том случае происходит обмен информацией, когда предлагается информацию одной из сторон, а другой стороной она воспринимается.Изучение коммуникации предполагает рассмотрение её, как процесса, состоящего из этапов и стадий, а знание роли и содержания каждого из этапов позволяет более эффективно управлять процессом в целом. Главной задачей коммуникационного процесса должно быть понимание информации (сообщения), которая передается в процессе обмена, для того чтобы эффективность полученной информации была гарантирована. В процессе обмена информацией могут участвовать двое или большее количество человек. Поэтому для того, чтобы процесс коммуникаций был эффективнее, следует рассматриватьстадии процесса обмена информацией.Когда отправитель и получатель обмениваются информацией, то информация проходит несколько взаимосвязанных этапов. Составленное сообщение и использованный канал для передачи должны быть такими, чтобы отправитель и получатель поняли друг друга. Данная задача трудно разрешима, поскольку каждый этап является той отдельной точкой, где смысл передаваемой информации может быть искажен или вообще потерян. Затруднение выделения этапов процесса коммуникации вызвано тем, что весь процесс коммуникаций часто проходит за несколько секунд. Проведем анализ нескольких этих этапов, в разных точках, чтобы показать какие проблемы могут возникать. Этап зарождение идеи.Начальной стадией любого коммуникационного процесса является формулировка идеи, затем идет сбор и отбор информации. После этого отправитель информации делает выбор, какую из найденных идей или информации следует передать.Когда отправитель информации не затрачивает достаточного времени на анализ полученной информации, то процесс коммуникаций может оборваться.Если знать что на данном этапе задумка (идея) ещё не трансформировалась в коммуникационное сообщение. На данном этапе отправитель задумывается над предметом обмена информацией. Для того чтобы обмен информацией был эффективен, необходимо принимать во внимание различные факторы. Например, любой руководитель, должен понимать, что информация, которая передается подчиненным в виде решений, не может заключаться в общих указаниях или критической оценки работы. Информация для подчиненных должна доходить в конкретных формах, для того чтобы подчиненные смогли понять как улучшить свои показатели деятельности.Вышеизложенный пример показывает нам прямую связь между восприятием информации и коммуникацией. Руководитель, который хочет, чтобы его сотрудники постоянно повышали свой профессиональный уровень, нужна конкретная информация о результатах их деятельности, для того чтобы его идеи были восприняты правильно и четко.Следует выделить ещё одну проблему, которая может возникнуть на этапахпроцесса коммуникаций это выбор путей обмена информацией. Например, линейный руководитель, который получил информацию от вышестоящего руководителя о повышении объема производства продукции без дополнительных затрат, не сможет решить каким путем довести до своих подчиненных это решение, и направит его без изменений, т.е. в том же виде в каком было получено, то могут возникнуть проблемы с подчиненными. Сотрудники лишь констатируют сам факт необходимых изменений.Линейный руководитель должен выбрать только ту информацию, которая должны быть доведена до подчиненных. В данном случае сотрудники должны прийти к следующим выводам: 1 Какие,именно изменения должны произойти рост производства продукции без дополнительных затрат.2 Почему, такнеобходимы эти изменения, в противном случае у них может возникнуть предположение, что организация старается заставить их больше работать, без дополнительной оплаты.3 Сотрудники должны знать за счет, каких мероприятий произойдут эти изменения: повышениепроизводительности труда за счет внедрения нового оборудования, или других организационнотехнических мероприятий.Неудачные действия руководителей в процессе обмена информацией могут возникнуть вследствие того, что выше стоящее руководство поступает по отношением к ним точно также, т.е. примером для их действий.Подобное поведение может возникнуть также, в случае если руководители не совсем откровенны в процессе обмена информацией, или же имеются попытки принуждения. Если такой стиль может быть признан эффективным, то это не означает, что необходимо действовать в таком же направлении Следует конкретно знать какие из идей должны быть переданы в сообщении, с тем, чтобы они были правильно поняты и восприняты. Для повышения эффективности сообщений, следует воспользоваться несколькими каналами для передачи необходимой информации. Отметим, что в данном случае процесс передачи сообщений усложняется, поскольку отправителю, следует определиться в какой последовательности и по какому каналу передавать информацию.Проведенные исследования подтверждают, что для эффективного доведения информации до исполнителя необходимо использовать устные и письменные средства обмена информацией. Использование более двух каналов заставляет отправителя боле тщательнее подходить к кодированию информации, что повышает её эффективность. Следовательно,информация не может быть только в письменной форме.Также может возникнуть ситуация при которой, получатель не сможет понять в чем замысел переданного сообщения. Следовательно, обмен этой информацией будет считаться не эффективной, и в том случае переданная идея будет не правильно понята получателем. Обратная связь возникает лишь в том случае, когда получатель становится на место отправителя. В данном случае цикл передачи информации повторяется вновь, но только в обратном направлении. Поэтому наличие обратной связи является тем фактором, который в разы повышает процесс эффективности обмениваемой информацией.Преградой на пути обмена информацией от отправителя к получателю могут быть различные источники шума, которые искажают восприятие информации. Наиболее распространенными источниками шума являются языковые ошибки. Следует отметить, что избежать шума невозможно, поскольку они возникают неизбежно на любом этапе процесса обмена информацией.Таким образом, эффективность организаций в области коммуникационных процессов содействует её эффективности и во всем остальном. Поэтому руководство любой организации заинтересовано в коммуникациях, для получения достоверной информации во время и в формах нужных для принятия управленческих решений.

Ссылки на источники1Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Минск: Новое знание, 2011. –336 с.2Карпов А. Психология менеджмента.

М.: 2005. –584 с.3Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов –4е изд. М.: ЮНИТИДАНА, 2011. –511 с.4Веснин В.Р. Основы управления: учебник для бакалавров. Москва: Проспект, 2014. 272 с.5Коноваленко М.Ю.Деловые коммуникации. Учебник для бакалавров. М.: Издательство: Юрайт, 2013 –468 с.6Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. 3е изд. М., 2014. 576 с.7Базаров Т.Ю. Психология управления персоналом. Теория и практика: учебник для бакалавров /Т.Ю.Базаров.

М.: Издательство Юрайт, 2014.381 с.8Морозова Н.А. Управление коммуникациями в организации // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2010. №2. С.173181.9Глумаков В.Н. Организационное поведение: учебник / В.Н. Глумаков. М.: Вузовский учебник, 2011. 352 с.