Проблема формирования социальной ответственности слушателей факультета профессиональной подготовки Краснодарского университета МВД России
Выпуск:
ART 96287
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Скобликов
Р.
В.,
Ворожко
Н.
П. Проблема формирования социальной ответственности слушателей факультета профессиональной подготовки Краснодарского университета МВД России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
1841–1845. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96287.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу подходов к разработке и результатам реализации программы формирования социальной ответственности слушателей факультета профессиональной подготовки Краснодарского университета МВД.
Ключевые слова:
ответственность личности, социальная ответственность слушателей, моделирование и формирование социальной ответственности слушателей различных категорий обучения или курируемых взводов
Текст статьи
Скобликов Роман Вячеславович,старший преподаватель огневой подготовки ФГКОУ ВО «Краснодарский университет МВД России», подполковник полицииmrskrim@yandex.ru
Ворожко Николай Петрович,старший преподаватель кафедры огневой подготовки ФГКОУ ВО «Краснодарский университет МВД России», подполковник полицииvorozhko.1968@mail.ru
Проблема формированиясоциальной ответственностислушателей факультета профессиональной подготовки Краснодарского университета МВДРоссии
Аннотация.Статья посвящена анализу подходов к разработке и результатам реализации программы формирования социальной ответственностислушателей факультета профессиональной подготовки Краснодарского университета МВД.Ключевые слова: ответственность личности, социальная ответственность слушателей, моделирование и формирование социальной ответственности слушателей различных категорий обучения или курируемых взводов.
Актуальность настоящего исследования обусловлена современными тенденциями развития общества, приводящими к возникновению новых форм общественных отношений. От молодого человека, слушателя, в условиях нестабильности и многообразия выборов требуются умения быстро принимать адекватные и нестандартные решенияи нести за них ответственность, ориентироваться в широком информационном пространстве [1, 2, 5, 6]. Внормативных документах прослеживается социальный заказ государства на формирование социальноответственной личности, готовой к построению эффективных самостоятельных взаимоотношений с конкурентами на рынке труда и к многообразной общественной деятельности, но, вместе с тем, в системе профессиональной подготовки МВДне внедрены специальные программы, направленные на формирование социальной ответственности сотрудника полиции[9]. Особую актуальность эта концепция приобретает в контексте профессиональной подготовки слушателей вузов МВД, где сама профессия и профессиограмма сотрудника МВД диктует необходимость формирования социальной ответственности как профессиональнозначимого и важного качества личности. Данные противоречия послужили основаниемдля выдвижения цели настоящего исследования и определения актуальности темы настоящей работы. Цель исследования заключается в разработке и оценке эффективности реализации
программы формирования социальной ответственности слушателей факультета профессиональной подготовки Краснодарского университета МВД.Известно, что в
педагогике процесс создания моделей характеризуется
как моделирование,и к
нему относят: разработку общей
идеи, обоснование целей, отбор ценностей и определение основных путей их достижения (B.C. Безрукова). Можно так же говорить о том, что моделирование позволяет в модельных представлениях адекватно отразить сущностные черты, основные компоненты, связи и функции изучаемого явления или процесса, обосновать условия, способствующие их дальнейшему позитивному развитию (Е.Н. Степанов).В своей работе мы будем исходить из того, что моделирование,как метод познавательной и управленческой деятельности сложной профессиональной системы позволяет, используя опосредованность, воспроизвести отдельные существенные элементы рассматриваемого процесса.В частности, в нашей работе мы апеллировали к моделированию как к технологии формирования социальной ответственности слушателей в условиях педагогической среды кафедры огневой подготовки.Необходимость использования моделирования в нашем исследовании объясняется тем, что:
вопервых, процесс формирования социальной ответственности отличается сложностью, многоаспектностью, труднодоступен для непосредственного познания;
вовторых, данный процесс протекает в специфических условиях кафедры огневой подготовки вузаМВД, в нем представлен своеобразный субъект и объект учебновоспитательной работы.В содержание моделирования мы включили:а)модельные представления об изучаемом объекте;б) видение путей реализации этих представлений в реальной педагогической деятельности;в) определение этапов разворачивания педагогической деятельности для достижения поставленных целей;г) обоснование способов отслеживания полученных результатов.Сам процесс моделирования, таким образом, предполагает: 1) разработку модели; 2) ее адаптацию в реальный образовательный процесс; 3) проверку ее результативности.Модель может считаться удачной в случаях, когда она демонстрирует поведение подобное оригиналу или позволяет обнаруживать неизвестные до сих пор свойства изучаемого явления. Поэтому традиционно в педагогике акцент в моделировании делается на анализ эффективности функционирования какоголибо объекта исследования (Г. Клаус), в нашем случае, процесса формирования социальной ответственности у слушателей.
Однако, если предложена и обоснована технология реконструкции сложившихся представлений о процессе, то можно речь вести и о преобразующей функции моделирования (Н.И. Ляпунова). Следовательно, можно согласиться с тем, что использование моделирования (создания модели) будет способствовать повышению эффективности изучаемого процесса в практике профессионального воспитаниясотрудника МВД,так как даст возможность сознательно и педагогически целесообразно воздействовать на отдельные его компоненты, вносить коррективы в содержание и формы.Проведенный анализ философской и психологопедагогической литературы позволяет говорить о том, что изучение такогоявления как социальная ответственность личности сопровождалось попытками описания предлагаемых авторами моделей. Остановимся на характеристике некоторых из них, которые ближе к нашему пониманию рассматриваемого явления.Вопервых, это историкопедагогический аспект ответственности современного специалиста, представленный в работе Е.В. Гнидан и О.А. Шушериной. Авторы справедливо отмечают, что социокультурные условия российского общества обязывают начинающегоспециалиста активно включаться в непосредственную жизнедеятельность социальноэкономического объекта (предприятия, вуза, школы, учреждения). Это влечет за собой возрастание его комплексной ответственности за принимаемые решения, выбор средств их осуществления, реализацию, поскольку от принятых им лично решений зависит зачастую оптимальность общего дела.В любые периоды развития общества важную роль играет объективный фактор ответственности специалиста фактор времени, который проявляется в двух принципах. «Устойчивость ответственности», означает, что изменение условий деятельности специалиста (целей, средств, задач, сроков выполнения) не освобождает его от ответственности, но может изменить силу и направление вектора ответственности. Суть принципа «временной ценности ответственности», состоит в объективной значимости ответственности специалиста в различные исторические моменты времени.Можно проследить изменение содержания ответственности специалиста на примере последней трети ХХ в.Каждому этапу развития современного общества соответствуют определенные требования к качествам специалиста. Изменение типа социальноэкономических отношений в обществе объективно влечет за собой модификацию системы приоритетных качеств специалиста,их содержанияв связи с изменением особенностей профессиональной деятельности, что в целом создает объективные предпосылки для изменения представления о сущности ответственности специалиста.
Объектом выступает социальная ответственностьслушателей факультета профессиональнойподготовки, обучающихся на кафедре огневой подготовки Краснодарского университета МВД.
Предметом исследования является процесс формирования социальнойответственности слушателей с помощью моделирования педагогического процесса в условиях преподавательской деятельности кафедры огневой подготовки Краснодарского университета МВД. Гипотеза настоящего исследования: успешность процесса формирования социальной ответственности слушателейобеспечивается специальной
психологопедагогической программой, базирующейся на принципах системного, субъектнодеятельностного и личностного подходов, а также на принципе учета возрастных особенностей и социальной ситуации развития; основанной на механизмах рефлексии собственных проявлений социальной ответственности и идентификации себя с социальноответственной личностью; предполагающей: конкретизацию знаний, и представлений о нормах социальноответственного поведения, социальнокультурных ценностях, а также включенность в социальнозначимую деятельность (социальное проектирование)
при условии ситуации успеха. Теоретикометодологическая основа исследования предполагает учет методологических принципов: единства сознания и деятельности, системности, субъектности, а также основных положений психологии ответственности (К.А. АбульхановаСлавская,
Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов,А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Д.А. Леонтьев, А.В. Петровский, В.П. Прядеин, С.Л. Рубинштейн, Т.Н. Сидорова, Д.И. Фельдштейн); теории социальной установки (Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, Ф. Знанецкий, У. Томас). Исследование построено в рамках аксиологическогоподхода(А.А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, Н.Д. Никандров, А.В. Петровский, В.А. Сластенин), ориентирующегона ценностносмысловое развитие личности, понимание и принятие ценности ответственности. Исследователи поразному квалифицируют понятие ответственности качество личности (И.А. Гладышева [3], И.А. Панарин[7], В.П. Прядеин, Т.Н. Сидорова), реже как чувство (И.А. Ильин, В.Н.Подшивалов [8]), как устойчивую формуповедения (Плеснер, Шеллер). Опираясь на работы И.А.Гладышевой, И.А.Панарина, В.Н. Подшивалова, С.Л. Сидоркиной [11], Т.А.Сидоровой,мы рассматриваем социальную ответственность как свойство личности, отражающее понимание, принятие и ориентацию на социальные и культурные ценности, а также готовность к активному участию в социальной действительности
В психологической литературе на сегодняшний день нет четких теоретикометодологических оснований, которые дали бы завершенную характеристику проявлений социальной ответственности, ее структурных компонентов и условий формирования [10, 12]. В ходе опытноэкспериментальной работы была определена уровневая характеристика социальной ответственности средислушателей факультета профессиональнойподготовки. Для решения данной задачи нами был применен комплекс психодиагностических методик (методика оценивания социальной ответственности В.Л. Марищука, шкала «Социальная ответственность» являющаяся дополнительной в стандартизированном многофакторном методе исследования личности Л.Н. Собчик, авторская методика экспертной оценки «Социальная ответственность студентов»). Выраженность социальной ответственности среди респондентов была представлена тремя уровнями. Наибольший процент респондентов был отнесен (67% слушателей)к среднему уровню выраженности социальной ответственности. Для данной группы характерны: относительная сформированность представлений о социальной ответственности, избирательное отношение к учебным дисциплинам, интерес к выбранной профессии,как к возможности получения дохода в будущем. В общественной работе участвуют в роли исполнителя либо мотивированы возможностью занять определенный статус, или получить доход. Способны к поддержанию положительных межличностных взаимоотношений. Высоким уровнем социальной ответственностиобладает четвертая часть слушателей (26,5%); их характеризует порядочность, честность, уважительное отношение к другим людям, к природе, альтруизм, развитое чувство долга, стремление ставить перед собой социально значимые цели. Они легко устанавливают и поддерживают позитивные межличностные отношения, готовы принимать позицию другого. Готовы к активному участию в социальной действительности.Полученные данные свидетельствуют об отсутствии специальных технологий формирования социальной ответственности, в связи с чем, большинство слушателей демонстрируют средний уровень выраженности данного параметра. Эмпирические данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, в целом соответствуют данным исследователей, на чьи работы мы опирались. Так, например,в работе А.Ф.Гулевской [4] процентное соотношение респондентов по уровню выраженности социальной ответственности соответствует процентному соотношению нашей выборки.
Для решения следующей задачи исследования нами был реализован формирующий эксперимент, в котором были задействованы 54слушателя факультета профессиональнойподготовки Краснодарского университета МВД, созданы эквивалентные выборки. На основе научнотеоретического обоснования проблемы нами была разработана и реализована комплексная психологопедагогическая программа, целью которой явилось формирование социальной ответственности у слушателей взводов патрульнопостовой службы. В ходе реализации данной программы были выдвинуты следующие задачи: (1) сформировать представления слушателейо понятии социальной ответственности; (2) конкретизировать знания и представления о нормах социальноответственного поведения, социальнокультурных ценностях; (3) разработать и провести программу тренинга личностного роста, основанного на механизмахрефлексии собственных проявлений социальной ответственности и идентификации с социальноответственной личностью; (4) способствовать профессиональнотворческой самореализации студента в ходе разработки социального проекта в условиях ситуации успеха. Программа состоит из трех взаимосвязанных тематических блоков: информационного, блока личностного роста и блокасоциального проектирования. Первый блок («Информационный») направлен на включение слушателей в работу. Основное содержание блока представляют мероприятия, направленные на информирование студентов о феномене социальной ответственности круглые столы, дискуссии. Обсуждение некоторых форм его проявления, а так же возможности реализации себя как социальноответственной личности. Второй блок («Личностный рост») направлен на осознание участниками себя в системе межличностных отношений. Особое внимание уделяется рефлексии ответственности, повышению уровня социальной адаптивности, развитию психологических возможностей личности, ее социально перцептивных и коммуникативных способностей, отработке навыков самопрезентации, осознанию своей личной ответственности. Третий блок («Социальное проектирование») ориентирован на актуализацию полученной информации, профессионально творческую самореализацию в ходе социального проектирования, подразумевающего создание социально значимого проекта.На этапе контрольного эксперимента с помощью методов математикостатистической обработки эмпирических данных было установлено наличие изменений исследуемых параметров в экспериментальной группе и стабильность данных параметров в контрольной. Ткритерий Вилкоксона указывает на достоверность сдвига значений после проведенной программы. Полученные данные указывают на значительные изменения в уровне выраженности диагностируемого параметра
в экспериментальной группе (уровень значимости для Ткритерия Вилкоксона, что полностью подтверждает эффективность использования технологий моделирования в процессе формирования социальной ответственности слушателей факультета профессиональнойподготовки Краснодарского университета МВД России.Полученные в ходе экспериментальной работы данные об изменениях в личности слушателей и уровнях развития их ответственности позволяют предупреждать возникновение и создавать условия для преодоления трудностей, которые возникают на пути развития социальной ответственности у обучающихся.В ходе опытноэкспериментальной работы было получено подтверждение, что выделенные педагогические условия являются эффективными для развития социальной ответственности слушателей.По результатам исследования был сформулирован комплекс практических рекомендаций по повышению эффективности развития социальной ответственности обучающихся: обеспечить комплексность развития социальной ответственности обучающихся; систематически раскрывать в издаваемых учебниках, учебных
и методических
пособиях, электронных и печатных изданиях вопросы развития социальной ответственности обучающихся; систематически рассматривать опыт развития социальной ответственности обучающихся вКраснодарском университете МВД России; предусмотреть изучение в ходе подготовки слушателей современных подходов и технологий развития социальной ответственности обучающихся.Дальнейшее исследование проблематики работы может быть направлено на обоснование содержания и технологий развития социальной ответственности у обучающихся в вузах с учётом специфики специальностей подготовки.
Ссылки на источники1.Барановская, Л.А. Формирование социальной ответственности студента в социокультурном образовательном пространстве [Текст]: автореф. дис. ... дра. пед. наук / Л.А. Барановская. Чита: [б.и.], 2012. 42 с. 2.Борцова, М.В. Факторы становления начальных форм ответственности личности: теоретический аспект: Монография. [Текст] / М.В. Борцова. 2013.233 с. 3.Гладышева, И.А. Педагогические условия воспитания социальной ответственности у студентов негосударственного вуза [Текст]: Дисс. ... канд. пед. наук / И.А. Гладышева. Кострома, 2006. 227 с. 4.Гулевская, А. Ф. Педагогические условия формирования социальной ответственности студентов экономических специальностей [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. Ф. Гулевская. КомсомольскнаАмуре: [б.и.], 2010. 22 c. 5.Дементий, Л.И. Содержание социальных представлений об ответственности и их связь с ответственным поведением у студентов вуза [Текст] / Л.И. Дементий // Психология в вузе. 2013. № 1. С. 919. 6.Закирова, М.А. Развитие ответственности в юношеском возрасте: на примере студентов вуза [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / М.А. Закирова. Казань: [б.и.], 2010. 25 c. 7.Панарин, И.А. Психология социальной ответственности лидеров молодежных движений [Текст]: Дисс. … канд. психол. наук / И.А. Панарин. М., 2010. 416 с. 8.Подшивалов, В.Н. Социальная ответственность личности: Дисс. … канд. философ. наук [Текст] / В.Н. Подшивалов. Екатеринбург, 2009. 196 с. 9.Радикова, Т. И. Воспитание ответственности как социально значимого качества у подростков средствами учебной деятельности: дис. … канд. пед. наук / Т. И. Радикова. Ижевск, 2007. 178 с. 10.Сахарова, В.Г. Ответственность как личностный фактор и возможности ее диагностики: Дисс. ... канд. психол. наук [Текст]/ В.Г. Сахарова. Хабаровск, 2008. 184 c. 11.Сидоркина, С.Л. Формирование социальной ответственности у подростков посредством социально значимой деятельности [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / С.Л. Сидоркина. Нижний Новгород: [б.и.], 2010. 50 c. 12. Silver, N.C., Witt, L.A.,The effects of social responsibility and satisfaction on extrarole behaviors [Text] / N.C. Silver, L.A. Witt// Basic and Applied Social Psychology. 2008. №15.
Ворожко Николай Петрович,старший преподаватель кафедры огневой подготовки ФГКОУ ВО «Краснодарский университет МВД России», подполковник полицииvorozhko.1968@mail.ru
Проблема формированиясоциальной ответственностислушателей факультета профессиональной подготовки Краснодарского университета МВДРоссии
Аннотация.Статья посвящена анализу подходов к разработке и результатам реализации программы формирования социальной ответственностислушателей факультета профессиональной подготовки Краснодарского университета МВД.Ключевые слова: ответственность личности, социальная ответственность слушателей, моделирование и формирование социальной ответственности слушателей различных категорий обучения или курируемых взводов.
Актуальность настоящего исследования обусловлена современными тенденциями развития общества, приводящими к возникновению новых форм общественных отношений. От молодого человека, слушателя, в условиях нестабильности и многообразия выборов требуются умения быстро принимать адекватные и нестандартные решенияи нести за них ответственность, ориентироваться в широком информационном пространстве [1, 2, 5, 6]. Внормативных документах прослеживается социальный заказ государства на формирование социальноответственной личности, готовой к построению эффективных самостоятельных взаимоотношений с конкурентами на рынке труда и к многообразной общественной деятельности, но, вместе с тем, в системе профессиональной подготовки МВДне внедрены специальные программы, направленные на формирование социальной ответственности сотрудника полиции[9]. Особую актуальность эта концепция приобретает в контексте профессиональной подготовки слушателей вузов МВД, где сама профессия и профессиограмма сотрудника МВД диктует необходимость формирования социальной ответственности как профессиональнозначимого и важного качества личности. Данные противоречия послужили основаниемдля выдвижения цели настоящего исследования и определения актуальности темы настоящей работы. Цель исследования заключается в разработке и оценке эффективности реализации
программы формирования социальной ответственности слушателей факультета профессиональной подготовки Краснодарского университета МВД.Известно, что в
педагогике процесс создания моделей характеризуется
как моделирование,и к
нему относят: разработку общей
идеи, обоснование целей, отбор ценностей и определение основных путей их достижения (B.C. Безрукова). Можно так же говорить о том, что моделирование позволяет в модельных представлениях адекватно отразить сущностные черты, основные компоненты, связи и функции изучаемого явления или процесса, обосновать условия, способствующие их дальнейшему позитивному развитию (Е.Н. Степанов).В своей работе мы будем исходить из того, что моделирование,как метод познавательной и управленческой деятельности сложной профессиональной системы позволяет, используя опосредованность, воспроизвести отдельные существенные элементы рассматриваемого процесса.В частности, в нашей работе мы апеллировали к моделированию как к технологии формирования социальной ответственности слушателей в условиях педагогической среды кафедры огневой подготовки.Необходимость использования моделирования в нашем исследовании объясняется тем, что:
вопервых, процесс формирования социальной ответственности отличается сложностью, многоаспектностью, труднодоступен для непосредственного познания;
вовторых, данный процесс протекает в специфических условиях кафедры огневой подготовки вузаМВД, в нем представлен своеобразный субъект и объект учебновоспитательной работы.В содержание моделирования мы включили:а)модельные представления об изучаемом объекте;б) видение путей реализации этих представлений в реальной педагогической деятельности;в) определение этапов разворачивания педагогической деятельности для достижения поставленных целей;г) обоснование способов отслеживания полученных результатов.Сам процесс моделирования, таким образом, предполагает: 1) разработку модели; 2) ее адаптацию в реальный образовательный процесс; 3) проверку ее результативности.Модель может считаться удачной в случаях, когда она демонстрирует поведение подобное оригиналу или позволяет обнаруживать неизвестные до сих пор свойства изучаемого явления. Поэтому традиционно в педагогике акцент в моделировании делается на анализ эффективности функционирования какоголибо объекта исследования (Г. Клаус), в нашем случае, процесса формирования социальной ответственности у слушателей.
Однако, если предложена и обоснована технология реконструкции сложившихся представлений о процессе, то можно речь вести и о преобразующей функции моделирования (Н.И. Ляпунова). Следовательно, можно согласиться с тем, что использование моделирования (создания модели) будет способствовать повышению эффективности изучаемого процесса в практике профессионального воспитаниясотрудника МВД,так как даст возможность сознательно и педагогически целесообразно воздействовать на отдельные его компоненты, вносить коррективы в содержание и формы.Проведенный анализ философской и психологопедагогической литературы позволяет говорить о том, что изучение такогоявления как социальная ответственность личности сопровождалось попытками описания предлагаемых авторами моделей. Остановимся на характеристике некоторых из них, которые ближе к нашему пониманию рассматриваемого явления.Вопервых, это историкопедагогический аспект ответственности современного специалиста, представленный в работе Е.В. Гнидан и О.А. Шушериной. Авторы справедливо отмечают, что социокультурные условия российского общества обязывают начинающегоспециалиста активно включаться в непосредственную жизнедеятельность социальноэкономического объекта (предприятия, вуза, школы, учреждения). Это влечет за собой возрастание его комплексной ответственности за принимаемые решения, выбор средств их осуществления, реализацию, поскольку от принятых им лично решений зависит зачастую оптимальность общего дела.В любые периоды развития общества важную роль играет объективный фактор ответственности специалиста фактор времени, который проявляется в двух принципах. «Устойчивость ответственности», означает, что изменение условий деятельности специалиста (целей, средств, задач, сроков выполнения) не освобождает его от ответственности, но может изменить силу и направление вектора ответственности. Суть принципа «временной ценности ответственности», состоит в объективной значимости ответственности специалиста в различные исторические моменты времени.Можно проследить изменение содержания ответственности специалиста на примере последней трети ХХ в.Каждому этапу развития современного общества соответствуют определенные требования к качествам специалиста. Изменение типа социальноэкономических отношений в обществе объективно влечет за собой модификацию системы приоритетных качеств специалиста,их содержанияв связи с изменением особенностей профессиональной деятельности, что в целом создает объективные предпосылки для изменения представления о сущности ответственности специалиста.
Объектом выступает социальная ответственностьслушателей факультета профессиональнойподготовки, обучающихся на кафедре огневой подготовки Краснодарского университета МВД.
Предметом исследования является процесс формирования социальнойответственности слушателей с помощью моделирования педагогического процесса в условиях преподавательской деятельности кафедры огневой подготовки Краснодарского университета МВД. Гипотеза настоящего исследования: успешность процесса формирования социальной ответственности слушателейобеспечивается специальной
психологопедагогической программой, базирующейся на принципах системного, субъектнодеятельностного и личностного подходов, а также на принципе учета возрастных особенностей и социальной ситуации развития; основанной на механизмах рефлексии собственных проявлений социальной ответственности и идентификации себя с социальноответственной личностью; предполагающей: конкретизацию знаний, и представлений о нормах социальноответственного поведения, социальнокультурных ценностях, а также включенность в социальнозначимую деятельность (социальное проектирование)
при условии ситуации успеха. Теоретикометодологическая основа исследования предполагает учет методологических принципов: единства сознания и деятельности, системности, субъектности, а также основных положений психологии ответственности (К.А. АбульхановаСлавская,
Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов,А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Д.А. Леонтьев, А.В. Петровский, В.П. Прядеин, С.Л. Рубинштейн, Т.Н. Сидорова, Д.И. Фельдштейн); теории социальной установки (Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, Ф. Знанецкий, У. Томас). Исследование построено в рамках аксиологическогоподхода(А.А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, Н.Д. Никандров, А.В. Петровский, В.А. Сластенин), ориентирующегона ценностносмысловое развитие личности, понимание и принятие ценности ответственности. Исследователи поразному квалифицируют понятие ответственности качество личности (И.А. Гладышева [3], И.А. Панарин[7], В.П. Прядеин, Т.Н. Сидорова), реже как чувство (И.А. Ильин, В.Н.Подшивалов [8]), как устойчивую формуповедения (Плеснер, Шеллер). Опираясь на работы И.А.Гладышевой, И.А.Панарина, В.Н. Подшивалова, С.Л. Сидоркиной [11], Т.А.Сидоровой,мы рассматриваем социальную ответственность как свойство личности, отражающее понимание, принятие и ориентацию на социальные и культурные ценности, а также готовность к активному участию в социальной действительности
В психологической литературе на сегодняшний день нет четких теоретикометодологических оснований, которые дали бы завершенную характеристику проявлений социальной ответственности, ее структурных компонентов и условий формирования [10, 12]. В ходе опытноэкспериментальной работы была определена уровневая характеристика социальной ответственности средислушателей факультета профессиональнойподготовки. Для решения данной задачи нами был применен комплекс психодиагностических методик (методика оценивания социальной ответственности В.Л. Марищука, шкала «Социальная ответственность» являющаяся дополнительной в стандартизированном многофакторном методе исследования личности Л.Н. Собчик, авторская методика экспертной оценки «Социальная ответственность студентов»). Выраженность социальной ответственности среди респондентов была представлена тремя уровнями. Наибольший процент респондентов был отнесен (67% слушателей)к среднему уровню выраженности социальной ответственности. Для данной группы характерны: относительная сформированность представлений о социальной ответственности, избирательное отношение к учебным дисциплинам, интерес к выбранной профессии,как к возможности получения дохода в будущем. В общественной работе участвуют в роли исполнителя либо мотивированы возможностью занять определенный статус, или получить доход. Способны к поддержанию положительных межличностных взаимоотношений. Высоким уровнем социальной ответственностиобладает четвертая часть слушателей (26,5%); их характеризует порядочность, честность, уважительное отношение к другим людям, к природе, альтруизм, развитое чувство долга, стремление ставить перед собой социально значимые цели. Они легко устанавливают и поддерживают позитивные межличностные отношения, готовы принимать позицию другого. Готовы к активному участию в социальной действительности.Полученные данные свидетельствуют об отсутствии специальных технологий формирования социальной ответственности, в связи с чем, большинство слушателей демонстрируют средний уровень выраженности данного параметра. Эмпирические данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, в целом соответствуют данным исследователей, на чьи работы мы опирались. Так, например,в работе А.Ф.Гулевской [4] процентное соотношение респондентов по уровню выраженности социальной ответственности соответствует процентному соотношению нашей выборки.
Для решения следующей задачи исследования нами был реализован формирующий эксперимент, в котором были задействованы 54слушателя факультета профессиональнойподготовки Краснодарского университета МВД, созданы эквивалентные выборки. На основе научнотеоретического обоснования проблемы нами была разработана и реализована комплексная психологопедагогическая программа, целью которой явилось формирование социальной ответственности у слушателей взводов патрульнопостовой службы. В ходе реализации данной программы были выдвинуты следующие задачи: (1) сформировать представления слушателейо понятии социальной ответственности; (2) конкретизировать знания и представления о нормах социальноответственного поведения, социальнокультурных ценностях; (3) разработать и провести программу тренинга личностного роста, основанного на механизмахрефлексии собственных проявлений социальной ответственности и идентификации с социальноответственной личностью; (4) способствовать профессиональнотворческой самореализации студента в ходе разработки социального проекта в условиях ситуации успеха. Программа состоит из трех взаимосвязанных тематических блоков: информационного, блока личностного роста и блокасоциального проектирования. Первый блок («Информационный») направлен на включение слушателей в работу. Основное содержание блока представляют мероприятия, направленные на информирование студентов о феномене социальной ответственности круглые столы, дискуссии. Обсуждение некоторых форм его проявления, а так же возможности реализации себя как социальноответственной личности. Второй блок («Личностный рост») направлен на осознание участниками себя в системе межличностных отношений. Особое внимание уделяется рефлексии ответственности, повышению уровня социальной адаптивности, развитию психологических возможностей личности, ее социально перцептивных и коммуникативных способностей, отработке навыков самопрезентации, осознанию своей личной ответственности. Третий блок («Социальное проектирование») ориентирован на актуализацию полученной информации, профессионально творческую самореализацию в ходе социального проектирования, подразумевающего создание социально значимого проекта.На этапе контрольного эксперимента с помощью методов математикостатистической обработки эмпирических данных было установлено наличие изменений исследуемых параметров в экспериментальной группе и стабильность данных параметров в контрольной. Ткритерий Вилкоксона указывает на достоверность сдвига значений после проведенной программы. Полученные данные указывают на значительные изменения в уровне выраженности диагностируемого параметра
в экспериментальной группе (уровень значимости для Ткритерия Вилкоксона, что полностью подтверждает эффективность использования технологий моделирования в процессе формирования социальной ответственности слушателей факультета профессиональнойподготовки Краснодарского университета МВД России.Полученные в ходе экспериментальной работы данные об изменениях в личности слушателей и уровнях развития их ответственности позволяют предупреждать возникновение и создавать условия для преодоления трудностей, которые возникают на пути развития социальной ответственности у обучающихся.В ходе опытноэкспериментальной работы было получено подтверждение, что выделенные педагогические условия являются эффективными для развития социальной ответственности слушателей.По результатам исследования был сформулирован комплекс практических рекомендаций по повышению эффективности развития социальной ответственности обучающихся: обеспечить комплексность развития социальной ответственности обучающихся; систематически раскрывать в издаваемых учебниках, учебных
и методических
пособиях, электронных и печатных изданиях вопросы развития социальной ответственности обучающихся; систематически рассматривать опыт развития социальной ответственности обучающихся вКраснодарском университете МВД России; предусмотреть изучение в ходе подготовки слушателей современных подходов и технологий развития социальной ответственности обучающихся.Дальнейшее исследование проблематики работы может быть направлено на обоснование содержания и технологий развития социальной ответственности у обучающихся в вузах с учётом специфики специальностей подготовки.
Ссылки на источники1.Барановская, Л.А. Формирование социальной ответственности студента в социокультурном образовательном пространстве [Текст]: автореф. дис. ... дра. пед. наук / Л.А. Барановская. Чита: [б.и.], 2012. 42 с. 2.Борцова, М.В. Факторы становления начальных форм ответственности личности: теоретический аспект: Монография. [Текст] / М.В. Борцова. 2013.233 с. 3.Гладышева, И.А. Педагогические условия воспитания социальной ответственности у студентов негосударственного вуза [Текст]: Дисс. ... канд. пед. наук / И.А. Гладышева. Кострома, 2006. 227 с. 4.Гулевская, А. Ф. Педагогические условия формирования социальной ответственности студентов экономических специальностей [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. Ф. Гулевская. КомсомольскнаАмуре: [б.и.], 2010. 22 c. 5.Дементий, Л.И. Содержание социальных представлений об ответственности и их связь с ответственным поведением у студентов вуза [Текст] / Л.И. Дементий // Психология в вузе. 2013. № 1. С. 919. 6.Закирова, М.А. Развитие ответственности в юношеском возрасте: на примере студентов вуза [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / М.А. Закирова. Казань: [б.и.], 2010. 25 c. 7.Панарин, И.А. Психология социальной ответственности лидеров молодежных движений [Текст]: Дисс. … канд. психол. наук / И.А. Панарин. М., 2010. 416 с. 8.Подшивалов, В.Н. Социальная ответственность личности: Дисс. … канд. философ. наук [Текст] / В.Н. Подшивалов. Екатеринбург, 2009. 196 с. 9.Радикова, Т. И. Воспитание ответственности как социально значимого качества у подростков средствами учебной деятельности: дис. … канд. пед. наук / Т. И. Радикова. Ижевск, 2007. 178 с. 10.Сахарова, В.Г. Ответственность как личностный фактор и возможности ее диагностики: Дисс. ... канд. психол. наук [Текст]/ В.Г. Сахарова. Хабаровск, 2008. 184 c. 11.Сидоркина, С.Л. Формирование социальной ответственности у подростков посредством социально значимой деятельности [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / С.Л. Сидоркина. Нижний Новгород: [б.и.], 2010. 50 c. 12. Silver, N.C., Witt, L.A.,The effects of social responsibility and satisfaction on extrarole behaviors [Text] / N.C. Silver, L.A. Witt// Basic and Applied Social Psychology. 2008. №15.