Проблема самоактуализации и самоопределения личности как стержневой компонент становления военнослужащего в современных ВС

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пищулин С. Н. Проблема самоактуализации и самоопределения личности как стержневой компонент становления военнослужащего в современных ВС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1836–1840. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96286.htm.
Аннотация. Статья посвящена изучению интеграции таких категорий личности, как самоактуализация, самореализация и самоопределение личности. Автором проанализированы факторы, влияющие на профессиональный потенциал личности военнослужащего в контексте самоактуализации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Пищулин Сергей Николаевич,подполковник полиции, преподаватель кафедры специальной тактики факультета профессионального обучения Краснодарского университета МВД Россииpishulinsergey72@gmail.com

Проблема самоактуализации и самоопределения личности как стержневой компонент становления военнослужащего в современных ВС

Аннотация.Статья посвящена изучению интеграции таких категорий личности как самоактуализация, самореализация и самоопределение личности. Автором проанализированы факторы, влияющие на профессиональный потенциал личности военнослужащего в контексте самоактуализации.Ключевые слова:самоактуализация, самореализация, самоопределение, профессиональный потенциал, профессиональная деятельность военнослужащего

Самоактуализация. Этот термин возник отлатинского слова actualis, что в переводе на русский обозначает «действительный, настоящий». Мы рассмотрим проблему самоактуализации личности и черты, характерные для людей, занимающихся самоактуализацией.Самоактуализация и самосовершенствование личности–это интегративные понятия.Некоторые исследователи, среди которых можно перечислить Курта Гольдштейна, считали, что именно правильное самосознание и самоактуализация личности является самой сильной из всех потребностей живого человека, которая может конкурировать даже с потребностями в воде, еде и сне. Сегодня самоактуализация –это скорее стиль жизни, который свойственен самым деятельным и успешным, тем, кто решил использовать все свои ресурсы максимально.Согласно теории К. Роджерса, в психике человекаможно выделить две тенденции, данные при рождении. Первая, самоактуализирующая тенденция, это задатки, будущие свойства человека; вторая, «организмический отслеживающий процесс», это контроль за собственным развитием. Именно на основе этих двух тенденций формируется уникальнаяличность, включающая «реальное я» и «идеальное я». Между ними может быть разное отношение –от максимальной гармонии до полной дисгармонии[1].В данной теории самореализация и самоактуализация личности тесно связаны. Самоактуализация предстает как процесс раскрытия собственного потенциала, который позволяет стать личностью, использующей все возможности. В процессе достижения цели человек проживает невероятно насыщенную, интереснуюжизнь, которая наполнена поисками, работой над собой и удивительными результатами. Такой человек живет экзистенциально, наслаждаясь каждой минутой здесь и сейчас.Самоактуализация личности: типичные чертыЧеловек, который занимается самоактуализацией и достиг в ней немалых успехов, может быть охарактеризован так:занимается любимым делом;не подвержен чужому влиянию;любит читать и развиваться;является творческой личностью;практикует позитивный образмышления;открыт эмоционально;уверен в себе;прощает себе периодическую раздражительность, свойственную всем.Такие люди находятся в полном согласии с собой, отчего можно с уверенностью говорить, что личностный рост делает людей счастливее.

С чего начинается самоактуализация? Ответ очевиден: с познания себя, с выявления своих возможностей, способностей и потребностей. Здесь может потребоваться помощь специалиста, ведь беспристрастно оценить самого себя крайне сложно. Опытный психолог поможет разобраться с комплексами, мнимыми или явными проблемами и наметитьпути для самосовершенствования. Если по какимлибо причинам некомфортно на индивидуальном занятии, то можно записаться на тренинг личностного роста.Следующий этап –это поиск способов для самореализации, а их может быть бесчисленное множество: любимое дело, хобби, домашнее хозяйство и отношения в семье, путешествия, прополка огурцов на дачном участке и т. д. Главное, чтобы человек понимал, что выбранное занятие –его. В этом случае ощущение полноты бытия не заставит себя ждать. Напротив, необходимость постоянно делать то, что не приносит удовлетворения, способствует недовольству собой и окружающими. В результате появляются стрессы, неврозы и даже серьёзные заболевания. Проще говоря, человек должен быть тем, кто он есть, и идти по своей дороге жизни. Тогда всё будет хорошо.При самоактуализации неизбежным является выбор. Выбирать приходится всё и всегда (платье в магазине, школу для ребёнка, место работы или отдыха и т. д.). Однако, по мнению самого А. Маслоу, главный выбор человека –между стремлением к самоактуализации и сознательным избеганием её. Дело в том, что самосовершенствование, занятие творческой деятельностью предполагает выход из так называемой зоны комфорта, разрушение стереотипов, преодоление трудностей, изменение взглядов на понятное и привычное, в результате чего становится сложно сохранять спокойствие и чувствовать защищённость. В то же время, если личность всётаки станет на путь самоактуализации, то приятными бонусами будут:уверенность в себе;ощущение победы, в том числе, над собой;повышение стрессоустойчивости;формирование новых умений и навыков.Принципиально важно, чтобы выбор человек делал сам, а не под давлением извне. Этому необходимо учиться с детства, поэтому важная задача родителей и педагогов –дать ребёнку возможность самостоятельно мыслить и принимать решения. Кроме того, малыш не должен удовлетворять родительские амбиции, в процессе воспитания и развития нужно исходить из интересов и потребностей самого растущего человека.Умение делать выбор тесно связано с необходимостью доверять себе и брать на себя ответственность за последствия своих поступков. Собственно, ответственность –это главный показатель взросления. Если речь идёт о выборе профессии, спутника жизни или просто способе проведения свободного времени, то сделанные выборы могут не одобряться окружающими. Однако никто не знает, что надо человеку, лучше, чем он сам. Главное, чтобы последствия выбора не противоречили законодательным и моральным нормам.Наконец, для самоактуализации важно трудиться не покладая рук. Менее талантливый, но трудолюбивый человек достигнет большего, чем одарённый лентяй. Постоянная работа над собой непременно приведёт к успеху.Что мешает самоактуализацииКазалось бы, проблема самоактуализации решается довольно легко: выбрал свой путь и действуй.На самом деле всё не так просто. Полному раскрытию своих возможностей могут препятствовать:Собственная лень. Развитие, движение вперёд –это приложение усилий, преодоление себя. Под лежачий камень вода не течёт; (читайте про лень)Неуверенность в себе, комплексы, страхи. Никто не застрахован от неудач, однако, сознательное избегание трудностей, возможно, и сделает жизнь более спокойной, но никогда не приведёт к успеху; (читайте про неуверенность в себе)Давление социума. В некоторых культурах (особенно это характерно для стран с тоталитарным режимом) на первое место ставится не индивидуальное, а коллективное. Человек является винтиком в государственной системе, а любые проявления индивидуальности подавляются порой очень жёстко. Также сложно реализовать себя, если имеющиеся навыки не востребованы и не ценятся окружающими (так в крестьянской семье позапрошлого века умение ребёнка рисовать или виртуозно играть на музыкальном инструменте могло восприниматься родителями как блажь, отвлекающая от главного занятия–земледелия);Заниженная самооценка, неверные представления о своих способностях («Я никогда этого не достигну», «Это мне не по силам» и т. д.); (читайте про самооценку)Отсутствие должной мотивации. Если непонятно, во имя чего предпринимаются те или иные действия, то достижение цели практически невозможно. Во всяком случае, морального удовлетворения от прилагаемых усилий точно не будет.Проблема самоактуализациисегодня может быть охарактеризована следующим образом.Большинство психологов рассматривают самоактуализацию исключительно как благо. Разве плохо, если человек ищет себя, пытается найти применение своим способностям? Однако чрезмерно зацикленная на себе личность становится эгоистичной, не принимает во внимание потребности других людей, не спешит понять, помочь, поддержать близких. Кроме того, само по себе взятие какихлибо высот ещё не гарантирует благополучия. Каждый человек –индивидуальность. Комуто крайне важно сесть в кресло руководителя, а ктото будет довольствоваться скромной ролью рядового сотрудника или домохозяйки и чувствовать себя счастливым (хотя эти роли –тоже своего рода самоактуализация).Подлинное совершенство –это скорее идеал, чем реальность. По мнению самого А. Маслоу, люди, достигшие самоактуализации, составляют лишь 1% от всего человечества, и даже такие «сверхличности» не лишены недостатков и не избавлены от проблем. Поэтому в процессе самоактуализации главное –не столько стремление к идеалу, сколько достижение реальных целей, умение строить отношение с другими людьми, стремиться к гармонии с собой и окружающим миром. Если человек самодостаточен и живёт полноценной жизнью, готов нести ответственность за свои поступки, то о нём можно говорить как о состоявшейся личности[2].Самоопределение военнослужащего базируется, преждевсего, на выборе системы ценностей, с которыми он себя идентифицирует и которые пытается воплотить в повседневной жизни. Военнослужащий, имея определенную аксиологическую основу, реализует себя в акте постоянного выбора, где экзистенциальное и прагматичное решение могут не совпадать.Специалисты предлагают концептуальную схему самоопределения личности, описанную как движение в четырех указанных пространствах: как ситуативное поведение, которое направляется обстоятельствами (ситуативное пространство), каксоциальное действие, детерминированное локальной целью (социальное пространство), как рефлексия собственной деятельности личности и предоставления ей статуса "дела", что вписывается в некоторую культурную традицию (культурное пространство), как рефлексия бытия и, соответственно, движение в вечных ценностях и

вопросах (экзистенциальное пространство). Последовательная рефлексия действий, деятельности, бытия выступает в схеме как средство самоопределения, побуждением к которому служит оценка результатов ситуативного поведения, анализ результатов и последствий самостоятельной деятельности, установление ограничений на собственные замыслы в процессе рефлексии их реализации [1].Через выбор образа жизни, образования, направления деятельности происходит самоопределение военнослужащего, реализация (в известной степени)его аксиологическаяэкзистенциальных установок.Особое место в самоопределении военнослужащего занимают высшие ценности,

американский ученый А. Маслоу называет "ценностями бытия" (сокращенно

"Б" ценностями), к которым он относит: истину, красоту, совершенство, простоту, всесторонность. Эти ценности бытия важнее потребностями (метапотребности) и они настолько значимы для военнослужащего, их подавление порождает определенный тип патологий, которые образуются, например, от постоянного давления и стрессовых условий выполнения служебных обязанностей.Также следует отметить, что в условиях современных ВС несколько расширился спектр личностного выбора. Военнослужащий получил возможность создания более гибких, более разнообразных и "частных" жизненных проектов. Возрастает значение личностных качеств, например, критического мышления, всего, что образует личностную и профессиональную компетентность. Расширились возможности свободного, беспристрастного духовного самоопределения.Главная проблема для развития самоактуализации военнослужащих является незнание собственного потенциала и непонимание пользы от самосовершенствования. Они склонны колебаться и даже бояться своих способностей. К тому же социальное, военное и культурное окружение часто подавляет тенденцию к самоактуализации, нормируя поведение. И еще одно препятствие для самоактуализации негативное влияние потребности безопасности. Рост предполагает постоянную готовность к риску, ошибок, отказ от старых привычек. Реализация нашего стремления к самоактуализации требует открытости новым идеям и опыту.Естественность влечения человека к самоактуализации подчеркивал Роджерс. Определенный объединяющий мотив, реализует поведение, составляет " свойственную организму тенденцию развивать все свои способности, чтобы сохранить и развивать личность" [2]. Таким образом, за Роджерсом,

важнейший мотив жизни человека это самоактуализация, то есть умение сохранить, развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы.Стремление личности к достижениямявляется способом совершенствования внутреннего потенциала.Если смотреть на развитие военнослужащего с точки зрения его уникальности, то становится понятным, что он не может рассматриваться отдельно от проблемы научения (т.е. процесса и результата получения индивидуального опыта). Поскольку во взаимоотношении смиром, в осуществляемой им деятельности, военнослужащий не только проявляется, но и формируется. Процесс формирования и становления военнослужащего является процессом научения,который распространяется не только на получение знаний, умений и навыков, но и на появление новых мотивов, интересов, личностных свойств. Реальность постижения военнослужащим в его актуальном (субъективном) опыте имеется в виду не реальность частности, а субъективно значимая реальность, то есть та, которая переживается военнослужащим в данных условиях и в данный момент. Такой опыт всегда имеет личностный характер.Отдельным следует рассматривать понятие профессиональной

деятельности и особенностей взаимосвязи с личностным ростом для военнослужащего.А.Н. Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию "деятельность". Личность описывается в психологических (мотивы) и поведенческих (деятельность) терминах. Главной внутренней характеристикой личности в работах А.Н. Леонтьева является ее мотивационная сфера. Другим важным понятием его теории является "личностный смысл". Он выражает отношение целей деятельности, то есть того, на что она в данный момент направлена мотивом,что ее провоцирует. Чем шире и разнообразнее виды деятельности, в которые включена личность, чем они более развиты и упорядочены, тем богаче сама личность.Понятие "человек" не существует без понятия "деятельность". Пока в теле человека присутствует жизнь, она будет осуществлять себя через деятельность. Как известно, в отечественной психологии связь личности с производимой ею деятельностью широко исследовалась и нашла свое выражение в структурированном деятельностном подходе, согласно которому между субъектом и его деятельностью осуществляется взаимовлияние (Л.С.Выготский, С.А.Рубинштейн, О.М.Леонтьев, Б.М.Теплов, Б.Г.Ананьев, К.О.АбульхановаСлавская, Г.В.Суходольский и другие)[3].Деятельность можно классифицировать по различным признакам. Главным из них является качественное своеобразие деятельности. По этому признаку можно выделить следующие виды деятельности игровую, познавательную, трудовую деятельности. Другим критерием является внешний, материальный, или внутренний, теоретический характер деятельности это различные формы деятельности. Внешние и внутренние формы деятельности взаимосвязаны и переходят друг в друга в процессах интериоризации и экстериоризации. При этом действие одного вида или типа может входить как образующий элемент в деятельность другого типа или вида, теоретическая действие может входить в состав практической, например, трудовой деятельности, трудовое действие в состав игровой деятельности и другое.Только профессиональная деятельность для военнослужащего определяет основную форму активности, ей посвященаосновная часть жизни. Для большинства военнослужащих деятельность дает возможность удовлетворить всю гамму их потребностей, раскрыть свои способности, утвердить себя как личность, достичь определенного социального статуса. Профессиональная деятельность, заполняя более двух третей сознательной жизни военнослужащего, тем самым определяет его сущность как основу развития. Богатство внутренней структуры военнослужащего во многом зависит от его деятельности, а профессия составляет главную, наиболее существенную, направленную на нее часть.Профессиональный потенциал военнослужащего это разноуровневый и многомерный процесс развития "Я" личности военнослужащего. Это сущностный для военнослужащего уровень развития профессионального отношения к выполнению поставленных задач и служебной деятельности в целом.Профессиональный потенциал определяет перспективы военнослужащего в овладении средствами самопроявления индивидуальности в профессии и через профессию. Профессия должна пониматься как социально ценное дело (то есть патриотизм), в которой военнослужащий может реализовать свое предназначение, свое призвание. Профессиональное самоопределение как сущностная необходимость бытия военнослужащего противопоставляется профессиональном функционированию, которое лишает продукт своей деятельности неповторимого, индивидуального содержания. Дело, которое выбирает, военнослужащий, обязательно родственно его природной сущности, и такой уровень осознания своей профессиональной деятельности уже является проявлением позитивного содержания профессионального потенциала.Профессиональный потенциал военнослужащего это перспектива в овладении опытом военных традиций, формирование тех навыков и способностей, которые используются им придальнейшем овладении профессией.Индивидуальнонеповторимое содержание профессионального потенциала военнослужащего проявляется в применяемых профессиональных средствах индивидуальности, «Яконцепции» для целостного выражения собственной индивидуальностив средствах и приемах ценностей и творчества, в приемах и формах рефлексии, в средствах обеспечения производительности своего индивидуального бытия, в средствах расширения пространства индивидуальной и социальной жизни, в выборе жизненных критериев саморазвития как процесса, и оно постоянно осуществляется [3].Развитие профессионального отношенияк миру включает в себя (и выражает в то же время) все многообразие жизненных отношений военнослужащего. Через развитие жизненных отношений получают стимул к развитию и другие жизненные сферы бытия.Итак, определяющими в системе параметров, характеризующих профессиональное становление внутренние механизмы изменений в иерархии смыслообразующих мотивов, которые происходят в процессе деятельности человека, направленные на удовлетворение его потребностей, социальнопсихологические явления, которые характеризуют подразделение, коллектив в целом или его отдельные части; социальнопсихологические проявления военнослужащего в коллективе; социальнопсихологические явления и процессы, выявляют и характеризуют взаимодействие военнослужащих в коллективе.

Ссылки на источники1.Городилова Е. Н. Самоактуализация и ее связь синтегральной индивидуальностью: монография / Е. Н. Еородилова. Пермь: Перм. гос. унт, 2002.2.Деркач А.А. Самореализация как структурообразующий конструкт и процесс в онтогенезе (теоретикометодологическое обоснование) / А. А. Деркач Э. В. Сайко // Мир психологии. 2009. № 2.3.http://psychology.academic.ru