Развитие стрессоустойчивости в ситуациях внутриличностного конфликта у спортсменов-профессионалов
Выпуск:
ART 96289
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Харитонов
М.
И. Развитие стрессоустойчивости в ситуациях внутриличностного конфликта у спортсменов-профессионалов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
1851–1855. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96289.htm.
Аннотация. В статье на основе теоретического анализа феномена «профессиональный стресс» и полученных эмпирических данных раскрываются основные стресс-факторы и наиболее распространенные коппинг-стратегии спортсменов. Актуализируется проблема развития их стрессоустойчивости, и обозначаются основные направления профилактики профессионального стресса.
Текст статьи
ХаритоновМаксим Игоревич,психолог ПФ ФКУ ЦЭПП МЧС России, г. Нижний Новгородаtletix91@mail.ru
Развитие стрессоустойчивости в ситуациях внутриличностного конфликта
у спортсменов профессионалов
Аннотация.В статье на основе теоретическогоанализа феномена «профессиональный стресс» и полученных эмпирических данных раскрываются основные стрессфакторы и наиболее распространенные копингстратегии спортсменов. Актуализируется проблема развития их стрессоустойчивости и обозначаются основные направления профилактики профессионального стресса. Ключевые слова:стресс,профессиональный стресс, стрессфакторы, направления психопрофилактики.
В настоящее время, в связи с изменениями, происходящими в разных сферах жизнедеятельности людей,и глобализацией многих отраслей профессиональной деятельности, значительно возрос интерес к вопросам, связанным со стрессом и механизмами формирования стрессоустойчивости личности.Изучению феноменологии стресса посвящено достаточно большое количество работ, в которыхпроанализированы многие вопросы, связанные с проблемой стресса, в частности, рассмотрены его механизмы, формы, стадии, виды, половые и гендерные особенности, возможные стрессфакторы, а также его роль и значение в жизни человека. В связи с тем, что трудовая деятельность специалистов многих профессий часто проходит в условиях, требующих усиленного расхода внутренних резервов человека, особое вниманиеуделяется рассмотрению такого вида стресса, как профессиональный стресс. А.В. Леонова в своих работах отмечает, что важным при этом оказывается не только изучение организационных форм и условий осуществления деятельности на конкретных трудовых постах, но и анализ характерных особенностей проявления стресса в зависимости от содержания специфики профессии. Поэтому профессиональные задачи и профессиональная среда, по ее мнению, в целом являются теми ключевыми образованиями, во взаимосвязи с которыми необходимо рассматриватьразвитие стресса в профессиональной деятельности. Особую актуальность данная проблема приобретает в работе со спортсменами профессионалами, чья деятельность является крайне стрессогенной и требует как повышения их информированности в области причин, симптомов и способов предупреждения стресса, так и осознания и разрешения ими внутриличностных конфликтов, которые выступая в качестве стрессфактора, нарушают целостность профессионального «Яобраза» спортсмена и негативно сказываются на его профессиональной карьере.Цельнашегоисследованиямы определили следующим образом:изучить особенности проявления стресса у спортсменов профессионалов и разработать программудеятельности практического психолога по развитию их стрессоустойчивости в ситуациях внутриличностного конфликта, возникающего в предстартовых и стартовых условиях.Объектомисследования–профессиональная спортивная деятельность.Предмет–специфика профессионального стресса у спортсменов; основные направления и способы его профилактики, способствующие развитию стрессоустойчивости их личности. Наше исследование осуществлялось на основе следующейобщей гипотезы:целенаправленная работа практического психолога, включающая разные направления, формы и виды деятельности, будет способствовать повышению информированности спортсменов в феноменологии стресса и развитию их стрессоустойчивости в условиях внутриличностного конфликта. Но на этапе поисковоориентировочного (пилотажного) исследования мы также подвергли проверке предположение о том, чтоу спортсменов профессионалов занятия спортом могут рассматриваться в качестве стрессфактора (особенно в предсоревновательный период), поэтому они навряд ли будут рассматриватьтренировочный процесс в качестве основного способа профилактики стресса, тогдакак молодежь, не занимающаяся профессионально спортом, обязательно будет описывать физические тренировки в качестве одного из основных способов профилактики стресса.Поэтому выборку нашего исследования составляли не только спортсмены профессионалы, но и юноши, профессионально не занимающиеся спортом. На основе сделанныхнами предположений были поставлены следующие задачи исследования:1)на основе анализа литературы определить основные стрессфакторы в условиях спортивной деятельности, а также основные направления и способы профилактики профессионального стрессау спортсменов;
2)изучить особенности проявления стресса в условиях внутриличностного конфликта у спортсменов профессионалов;3)разработать программу деятельности практического психолога, направленную на развитие стрессоустойчивости спортсменов в предстартовых и стартовых условиях;
4)оценить эффективность проведенной работы.Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и проверки гипотез намииспользовался целый комплексметодов:–теоретические (изучение и анализ научной литературы, теоретических и прикладных исследований в области психологии стресса);–эмпирические (эксперимент (констатирующий и формирующий), наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование («Копингстратегии» (автор Р. Лазарус), «Оценка психической надежности» (автор В.Э. Мильман), «Самооценка отношений с тренером» (автор Е.П. Ильин), «Опросник для определения уровня и типа самоуправления (автор В.И. Андреев);–методы обработки полученных данных (количественный и качественный анализ эмпирических данных, вариационная статистика).Наше исследование проводилосьна базе
ГБОУ ДОД «СДЮШОР по грекоримской борьбе» иННГАСУ.В общей сложности в нашем исследовании приняло участием 57человек, это юноши1922 лет(из них 10 человек профессионально занимающихся спортом и 40 студентов, не имеющих к нему непосредственного отношения), тренерский состав СДЮШОР (7человек).Анализ специальной литературы показал, что проблема изучения профессионального стресса является крайне актуальной (В.А. Бодров, О.Веденяпина, Л.В. Куликов, Л.А. КитаевСмык, Р.С. Лазарус, А.Б. Леонова, О.Н. Чернышеваи др.) не зависимо от сферы деятельности.Под профессиональным стрессом понимается состояние напряжения, вызванное влиянием стрессоров, связанных с негативными ситуациями, возникающими в повседневной профессиональной деятельности. Глубокое исследование профессионального стресса возможно в первуюочередь при изучении ценностных и мотивационных установок, самооценки личности, связанных с контекстом конкретной трудовой деятельности, а также развития стрессоустойчивости личности (которая определяетсякак способность психики не подвергаться деструктивным эмоциональным нагрузкам (внешним и внутренним), а также преобразовывать или преодолевать состояние чрезмерного эмоционального давления при выполнении сложной деятельности без ущерба для своего здоровья и качества ее выполнения).Использование эффективных копингстратегий позволяет справиться с ситуацией (ослабить, смягчить, избежать или привыкнуть к ее требованиям) и таким образом преодолеть стресс, совладать с ним или предохранить себя от стрессовой ситуации.Провоцирует поддержание стрессового состояния у человека наличие внутриличностного конфликта, который разыгрывается во внутреннем психическом мире человека и представляет собой столкновение его противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов).Проблема стресса в условиях спортивной профессиональной деятельности наиболее подробно представлена в работах Б.А. Вяткина, Л.Д. Гиссена, Е.П. Ильина, М.И. Мирошникова,С.И. Мухиной,Ю.Л. Ханина и др.Авторами отмечается, что спортивная деятельность особенно соревновательная, отличается большой эмоциогенностью; выделяются факторы, способствующие проявлению стресса; описывается механизм минимизации, способствующий распределению функциональных резервов организма спортсмена; уточняется, что каждый спортсмен имеет свой индивидуальный стрессовый порог; стресс представляется как системное явление, определяемое рядом условий различного иерархического уровня: активностью мотивации, трудностью заданий, антиципацией угрозы и т. д.; обнаружено, что тип нервной системы и темперамент в значительной мере определяют генезис и динамику стресса, и его влияние на успешность деятельности спортсмена в соревнованиях; подробно представлены признаки стрессового состояния спортсмена.В контексте психопрофилактики стресса мы конкретизировали основные направления ее реализации, а также методы и приемы развития стресоустойчивости личности. На этапе констатирующего эксперимента мы использовали разработанную нами анкету, с помощью которой нами была выявлена крайне низкая информированность молодежи о феноменологии стресса. Как студенты, так и спортсмены испытывали затруднения в описании причин, симптомов и способов его профилактики.Мы получили подтверждение сформулированной нами частной гипотезы, о том, что у спортсменов профессионалов занятия спортом могут выступать в качестве стрессфактора (особенно в предсоревновательный период), и они не будут рассматривать тренировочный процесс в качестве основного способа профилактики стресса, тогда как молодежь, не занимающаяся профессионально спортом, обязательно будет описывать физические нагрузки и тренировки в качестве одного из основных способов профилактики стресса.
Используемый в работе со спортсменами диагностический комплекс позволилнам выявить следующие тенденции:–не зависимо от того, что в анкете нами были использованы обобщенные формулировки вопросов 50% спортсменов связали стресс со спортом, а сам соревновательный процесс большинство спортсменов (70%) выделили в основную причину стресса;
–основными стрессфакторами выступают: 1) положение фаворита перед соревнованием (наличие сильного соперника и знание о его титулованности); 2) постоянно преследующая мысль о необходимости успешно выполнять поставленные задачи; 3) повышенное волнение, плохой сон за день или несколько дней до соревнования, а также чрезмерная напряженность на старте; 4) предшествующее поражение от предстоящего соперника; 5)накопление общей усталости от постоянноготренировочного процесса, борьбы, соревновательного напряжения;–наиболее распространенной копингстртегией для спортсменов является стратегия «бегствоизбегание», которая проявляется в мысленном стремлении и поведенческих усилиях, направленных на уход или избегание проблемы. При этом ими практически игнорируется позитивная стратегия «принятие ответственности», которая находит отражение в признании своей роли в решении проблемы и прикладывания особых усилий,направленных на ее решение;
–снижение уровня психической надежности спортсменов по таким показателям, как соревновательная эмоциональная устойчивость (которая определяется характером, интенсивностью предсоревновательного и соревновательного эмоционального возбуждения и его колебания, степенью его влияния на характер выступления спортсмена) и саморегуляция (демонстрирующая умение правильно осознавать и оценивать свое эмоциональное состояние, умение влиять на него, в частности, посредством словесных самоприказов, умение перестраиваться в ходе спортивной борьбы, развитии функции самоконтроля над своими действиями);–60% опрошенных спортсменов ждут участия тренера в их спортивной деятельности, независимо от того, какую оценку их тренировочного процесса или соревновательного результата и в какой форме он дает;
–спортсмены не достаточно хорошо знают свои достоинства и недостатки («самопознающий тип»); испытывают определенные затруднения в объективной оценке, как своих личностных качеств, так и результатов своей деятельности («самооценивающий тип»); им трудно убедить себя в чемлибо и на этой основе подчинить свое поведение собственной воле и разуму, снять в необходимых ситуациях эмоциональнонервное напряжение. Полученные нами данные актуализировали проблему разработки программы деятельности практического психолога по развитию стрессоустойчивости спортсменов профессионалов в ситуациях внутриличностного конфликта.Программа деятельности, нацеленная на работу со спортсменами и тренерским составом была составлена нами с учетом конкретизированных направлений психопрофилактики профессионального стресса –это:1) выявление основных стрессфакторов (как во внешнем, так и внутреннем мире спортсмена); 2) информирование о феноменологии стресса; 3) овладение навыками психической саморегуляции; 4) расширении репертуара конструктивных копингстратегий; 5) разрешение внутриличностных конфликтов за счет объективизации их самооценки и укрепления самоуважения; 6) повышение мотивации к личностному росту (за чет развития способности к самоуправлению) и актуализировали проблему разработки специальной программы деятельности практического психолога, направленной на профилактику стресса у спортсменов.Программа включала разные:–формы (групповые и индивидуальные);
–виды (диагностика, просвещение, консультирование, коррекционноразвивающая работа);–методы и приемы работы (наблюдение, беседы(например, «Копингстратегии: задачи, виды, эффективность»), круглые столы(например, «Стрессфакторы в жизни и спорте»), занятия с элементами тренинга, наглядные информационные материалы ит.д.). После реализации разработанной нами на основе концепции психопрофилактики [13, 14]программы был проведен контрольный срез для определения эффективности данной работы. Полученные в ходе повторной диагностики данные свидетельствовалиоб определенных изменениях, произошедших у спортсменов. Это касается всех компонентов: –когнитивного (т.е. их информированности о феноменологии стресса);–эмоционального (т.е. переоценка отношения к проблеме, ключевым стрессфакторам и своей индивидуальности);–поведенческого(расширение как репертуара конструктивных копингстратегий, так и использования приемов психической саморегуляции). В итоговой рефлексии 70% спортсменов отметили, что у них под рукой всегда находятся наглядные информационные материалы(буклеты). Они к ним постоянно обращаются и используют.Приятным для нас является тот факт, что за время сотрудничества один из спортсменов улучшил свой спортивный разряд (выполнил норматив мастера спорта), а другой спортсмен вовремя интервью по телевиденью отметил в качестве фактора своей успешности деятельность практического психолога, после чего к нам стали обращаться тренера и спортсмены других объединений.Таким образом, основная гипотеза нашего исследования нашла свое подтверждение.
Безусловно, выполненнаяработа не исчерпывает всех проблем, связанных с развитием стрессоустойчивости спортсменов, принимающих участие в нашемисследовании. Полагаем, что в дальнейшем следует обратить более детальное внимание на изучение темпераментаспортсменов,такихиндивидуальныххарактеристик, как тревожность, уверенность/неуверенность, аусилить данный аспект работы можно измеряя и анализируя предсоревновательныесостояния спортсменов.Эти данные помогут еще более дифференцированно подойти к решению обозначеннойв нашем исследованиипроблемы.
Ссылки на источники1.ЛеоноваА.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник Московского университета. − Серия 14 Психология, −2000. −№3. − С. 1214.2.БодровВ.А.Психологический стресс: к проблеме его преодоления.− Тверь, 2001.3.Веденяпина О. Профессиональный стресс.–М.: Высшая школа, 2000.4.КуликовЛ.В. Стресс и стрессоустойчивость личности // Теоретические и прикладные вопросы психологии. − СПб.: «СПбУ», 1995. 5.КитаевСмык Л.А. Психология стресса. − М.: Наука, 1993. 6.ЛазарусР.С. Теория стресса и психофизиологические исследования //Эмоциональный стресс / под ред. Л. Леви. − Л.: «Медицина», 1970. − С. 178208.7.ЛеоноваА.Б. Психопрофилактика стрессов. − М.: Издво Моск.унта, 2003. 8.Психология труда
и организационная психология /под ред. А.Б. Леоновой, О.Н. Чернышевой. − М.: Радикс, 1995.9.Вяткин, Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях.−М.: ФиС, 1990. 10.ГиссенЛ.Д.,Мирошников М.П., МухинаС.И. Психический стресс в спорте. −М.:ФиС, 1980. 11.Ильин Е.П. Психология спорта.–Спб.: Питер, 2010.12.Стресс и тревога в спорте/ сост. Ханин Ю.Л. − М.: ФиС, 1983.13.Харитонова Т.Г. Взаимосвязь психопрофилактики и других видов деятельности практического психолога // Приволжский научный журнал. –2014.–№3. –С. 262269.14.Харитонова Т.Г. Теория и практика организации психопрофилактики в деятельности практического психолога: монография. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. –453 с.
Развитие стрессоустойчивости в ситуациях внутриличностного конфликта
у спортсменов профессионалов
Аннотация.В статье на основе теоретическогоанализа феномена «профессиональный стресс» и полученных эмпирических данных раскрываются основные стрессфакторы и наиболее распространенные копингстратегии спортсменов. Актуализируется проблема развития их стрессоустойчивости и обозначаются основные направления профилактики профессионального стресса. Ключевые слова:стресс,профессиональный стресс, стрессфакторы, направления психопрофилактики.
В настоящее время, в связи с изменениями, происходящими в разных сферах жизнедеятельности людей,и глобализацией многих отраслей профессиональной деятельности, значительно возрос интерес к вопросам, связанным со стрессом и механизмами формирования стрессоустойчивости личности.Изучению феноменологии стресса посвящено достаточно большое количество работ, в которыхпроанализированы многие вопросы, связанные с проблемой стресса, в частности, рассмотрены его механизмы, формы, стадии, виды, половые и гендерные особенности, возможные стрессфакторы, а также его роль и значение в жизни человека. В связи с тем, что трудовая деятельность специалистов многих профессий часто проходит в условиях, требующих усиленного расхода внутренних резервов человека, особое вниманиеуделяется рассмотрению такого вида стресса, как профессиональный стресс. А.В. Леонова в своих работах отмечает, что важным при этом оказывается не только изучение организационных форм и условий осуществления деятельности на конкретных трудовых постах, но и анализ характерных особенностей проявления стресса в зависимости от содержания специфики профессии. Поэтому профессиональные задачи и профессиональная среда, по ее мнению, в целом являются теми ключевыми образованиями, во взаимосвязи с которыми необходимо рассматриватьразвитие стресса в профессиональной деятельности. Особую актуальность данная проблема приобретает в работе со спортсменами профессионалами, чья деятельность является крайне стрессогенной и требует как повышения их информированности в области причин, симптомов и способов предупреждения стресса, так и осознания и разрешения ими внутриличностных конфликтов, которые выступая в качестве стрессфактора, нарушают целостность профессионального «Яобраза» спортсмена и негативно сказываются на его профессиональной карьере.Цельнашегоисследованиямы определили следующим образом:изучить особенности проявления стресса у спортсменов профессионалов и разработать программудеятельности практического психолога по развитию их стрессоустойчивости в ситуациях внутриличностного конфликта, возникающего в предстартовых и стартовых условиях.Объектомисследования–профессиональная спортивная деятельность.Предмет–специфика профессионального стресса у спортсменов; основные направления и способы его профилактики, способствующие развитию стрессоустойчивости их личности. Наше исследование осуществлялось на основе следующейобщей гипотезы:целенаправленная работа практического психолога, включающая разные направления, формы и виды деятельности, будет способствовать повышению информированности спортсменов в феноменологии стресса и развитию их стрессоустойчивости в условиях внутриличностного конфликта. Но на этапе поисковоориентировочного (пилотажного) исследования мы также подвергли проверке предположение о том, чтоу спортсменов профессионалов занятия спортом могут рассматриваться в качестве стрессфактора (особенно в предсоревновательный период), поэтому они навряд ли будут рассматриватьтренировочный процесс в качестве основного способа профилактики стресса, тогдакак молодежь, не занимающаяся профессионально спортом, обязательно будет описывать физические тренировки в качестве одного из основных способов профилактики стресса.Поэтому выборку нашего исследования составляли не только спортсмены профессионалы, но и юноши, профессионально не занимающиеся спортом. На основе сделанныхнами предположений были поставлены следующие задачи исследования:1)на основе анализа литературы определить основные стрессфакторы в условиях спортивной деятельности, а также основные направления и способы профилактики профессионального стрессау спортсменов;
2)изучить особенности проявления стресса в условиях внутриличностного конфликта у спортсменов профессионалов;3)разработать программу деятельности практического психолога, направленную на развитие стрессоустойчивости спортсменов в предстартовых и стартовых условиях;
4)оценить эффективность проведенной работы.Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и проверки гипотез намииспользовался целый комплексметодов:–теоретические (изучение и анализ научной литературы, теоретических и прикладных исследований в области психологии стресса);–эмпирические (эксперимент (констатирующий и формирующий), наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование («Копингстратегии» (автор Р. Лазарус), «Оценка психической надежности» (автор В.Э. Мильман), «Самооценка отношений с тренером» (автор Е.П. Ильин), «Опросник для определения уровня и типа самоуправления (автор В.И. Андреев);–методы обработки полученных данных (количественный и качественный анализ эмпирических данных, вариационная статистика).Наше исследование проводилосьна базе
ГБОУ ДОД «СДЮШОР по грекоримской борьбе» иННГАСУ.В общей сложности в нашем исследовании приняло участием 57человек, это юноши1922 лет(из них 10 человек профессионально занимающихся спортом и 40 студентов, не имеющих к нему непосредственного отношения), тренерский состав СДЮШОР (7человек).Анализ специальной литературы показал, что проблема изучения профессионального стресса является крайне актуальной (В.А. Бодров, О.Веденяпина, Л.В. Куликов, Л.А. КитаевСмык, Р.С. Лазарус, А.Б. Леонова, О.Н. Чернышеваи др.) не зависимо от сферы деятельности.Под профессиональным стрессом понимается состояние напряжения, вызванное влиянием стрессоров, связанных с негативными ситуациями, возникающими в повседневной профессиональной деятельности. Глубокое исследование профессионального стресса возможно в первуюочередь при изучении ценностных и мотивационных установок, самооценки личности, связанных с контекстом конкретной трудовой деятельности, а также развития стрессоустойчивости личности (которая определяетсякак способность психики не подвергаться деструктивным эмоциональным нагрузкам (внешним и внутренним), а также преобразовывать или преодолевать состояние чрезмерного эмоционального давления при выполнении сложной деятельности без ущерба для своего здоровья и качества ее выполнения).Использование эффективных копингстратегий позволяет справиться с ситуацией (ослабить, смягчить, избежать или привыкнуть к ее требованиям) и таким образом преодолеть стресс, совладать с ним или предохранить себя от стрессовой ситуации.Провоцирует поддержание стрессового состояния у человека наличие внутриличностного конфликта, который разыгрывается во внутреннем психическом мире человека и представляет собой столкновение его противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов).Проблема стресса в условиях спортивной профессиональной деятельности наиболее подробно представлена в работах Б.А. Вяткина, Л.Д. Гиссена, Е.П. Ильина, М.И. Мирошникова,С.И. Мухиной,Ю.Л. Ханина и др.Авторами отмечается, что спортивная деятельность особенно соревновательная, отличается большой эмоциогенностью; выделяются факторы, способствующие проявлению стресса; описывается механизм минимизации, способствующий распределению функциональных резервов организма спортсмена; уточняется, что каждый спортсмен имеет свой индивидуальный стрессовый порог; стресс представляется как системное явление, определяемое рядом условий различного иерархического уровня: активностью мотивации, трудностью заданий, антиципацией угрозы и т. д.; обнаружено, что тип нервной системы и темперамент в значительной мере определяют генезис и динамику стресса, и его влияние на успешность деятельности спортсмена в соревнованиях; подробно представлены признаки стрессового состояния спортсмена.В контексте психопрофилактики стресса мы конкретизировали основные направления ее реализации, а также методы и приемы развития стресоустойчивости личности. На этапе констатирующего эксперимента мы использовали разработанную нами анкету, с помощью которой нами была выявлена крайне низкая информированность молодежи о феноменологии стресса. Как студенты, так и спортсмены испытывали затруднения в описании причин, симптомов и способов его профилактики.Мы получили подтверждение сформулированной нами частной гипотезы, о том, что у спортсменов профессионалов занятия спортом могут выступать в качестве стрессфактора (особенно в предсоревновательный период), и они не будут рассматривать тренировочный процесс в качестве основного способа профилактики стресса, тогда как молодежь, не занимающаяся профессионально спортом, обязательно будет описывать физические нагрузки и тренировки в качестве одного из основных способов профилактики стресса.
Используемый в работе со спортсменами диагностический комплекс позволилнам выявить следующие тенденции:–не зависимо от того, что в анкете нами были использованы обобщенные формулировки вопросов 50% спортсменов связали стресс со спортом, а сам соревновательный процесс большинство спортсменов (70%) выделили в основную причину стресса;
–основными стрессфакторами выступают: 1) положение фаворита перед соревнованием (наличие сильного соперника и знание о его титулованности); 2) постоянно преследующая мысль о необходимости успешно выполнять поставленные задачи; 3) повышенное волнение, плохой сон за день или несколько дней до соревнования, а также чрезмерная напряженность на старте; 4) предшествующее поражение от предстоящего соперника; 5)накопление общей усталости от постоянноготренировочного процесса, борьбы, соревновательного напряжения;–наиболее распространенной копингстртегией для спортсменов является стратегия «бегствоизбегание», которая проявляется в мысленном стремлении и поведенческих усилиях, направленных на уход или избегание проблемы. При этом ими практически игнорируется позитивная стратегия «принятие ответственности», которая находит отражение в признании своей роли в решении проблемы и прикладывания особых усилий,направленных на ее решение;
–снижение уровня психической надежности спортсменов по таким показателям, как соревновательная эмоциональная устойчивость (которая определяется характером, интенсивностью предсоревновательного и соревновательного эмоционального возбуждения и его колебания, степенью его влияния на характер выступления спортсмена) и саморегуляция (демонстрирующая умение правильно осознавать и оценивать свое эмоциональное состояние, умение влиять на него, в частности, посредством словесных самоприказов, умение перестраиваться в ходе спортивной борьбы, развитии функции самоконтроля над своими действиями);–60% опрошенных спортсменов ждут участия тренера в их спортивной деятельности, независимо от того, какую оценку их тренировочного процесса или соревновательного результата и в какой форме он дает;
–спортсмены не достаточно хорошо знают свои достоинства и недостатки («самопознающий тип»); испытывают определенные затруднения в объективной оценке, как своих личностных качеств, так и результатов своей деятельности («самооценивающий тип»); им трудно убедить себя в чемлибо и на этой основе подчинить свое поведение собственной воле и разуму, снять в необходимых ситуациях эмоциональнонервное напряжение. Полученные нами данные актуализировали проблему разработки программы деятельности практического психолога по развитию стрессоустойчивости спортсменов профессионалов в ситуациях внутриличностного конфликта.Программа деятельности, нацеленная на работу со спортсменами и тренерским составом была составлена нами с учетом конкретизированных направлений психопрофилактики профессионального стресса –это:1) выявление основных стрессфакторов (как во внешнем, так и внутреннем мире спортсмена); 2) информирование о феноменологии стресса; 3) овладение навыками психической саморегуляции; 4) расширении репертуара конструктивных копингстратегий; 5) разрешение внутриличностных конфликтов за счет объективизации их самооценки и укрепления самоуважения; 6) повышение мотивации к личностному росту (за чет развития способности к самоуправлению) и актуализировали проблему разработки специальной программы деятельности практического психолога, направленной на профилактику стресса у спортсменов.Программа включала разные:–формы (групповые и индивидуальные);
–виды (диагностика, просвещение, консультирование, коррекционноразвивающая работа);–методы и приемы работы (наблюдение, беседы(например, «Копингстратегии: задачи, виды, эффективность»), круглые столы(например, «Стрессфакторы в жизни и спорте»), занятия с элементами тренинга, наглядные информационные материалы ит.д.). После реализации разработанной нами на основе концепции психопрофилактики [13, 14]программы был проведен контрольный срез для определения эффективности данной работы. Полученные в ходе повторной диагностики данные свидетельствовалиоб определенных изменениях, произошедших у спортсменов. Это касается всех компонентов: –когнитивного (т.е. их информированности о феноменологии стресса);–эмоционального (т.е. переоценка отношения к проблеме, ключевым стрессфакторам и своей индивидуальности);–поведенческого(расширение как репертуара конструктивных копингстратегий, так и использования приемов психической саморегуляции). В итоговой рефлексии 70% спортсменов отметили, что у них под рукой всегда находятся наглядные информационные материалы(буклеты). Они к ним постоянно обращаются и используют.Приятным для нас является тот факт, что за время сотрудничества один из спортсменов улучшил свой спортивный разряд (выполнил норматив мастера спорта), а другой спортсмен вовремя интервью по телевиденью отметил в качестве фактора своей успешности деятельность практического психолога, после чего к нам стали обращаться тренера и спортсмены других объединений.Таким образом, основная гипотеза нашего исследования нашла свое подтверждение.
Безусловно, выполненнаяработа не исчерпывает всех проблем, связанных с развитием стрессоустойчивости спортсменов, принимающих участие в нашемисследовании. Полагаем, что в дальнейшем следует обратить более детальное внимание на изучение темпераментаспортсменов,такихиндивидуальныххарактеристик, как тревожность, уверенность/неуверенность, аусилить данный аспект работы можно измеряя и анализируя предсоревновательныесостояния спортсменов.Эти данные помогут еще более дифференцированно подойти к решению обозначеннойв нашем исследованиипроблемы.
Ссылки на источники1.ЛеоноваА.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник Московского университета. − Серия 14 Психология, −2000. −№3. − С. 1214.2.БодровВ.А.Психологический стресс: к проблеме его преодоления.− Тверь, 2001.3.Веденяпина О. Профессиональный стресс.–М.: Высшая школа, 2000.4.КуликовЛ.В. Стресс и стрессоустойчивость личности // Теоретические и прикладные вопросы психологии. − СПб.: «СПбУ», 1995. 5.КитаевСмык Л.А. Психология стресса. − М.: Наука, 1993. 6.ЛазарусР.С. Теория стресса и психофизиологические исследования //Эмоциональный стресс / под ред. Л. Леви. − Л.: «Медицина», 1970. − С. 178208.7.ЛеоноваА.Б. Психопрофилактика стрессов. − М.: Издво Моск.унта, 2003. 8.Психология труда
и организационная психология /под ред. А.Б. Леоновой, О.Н. Чернышевой. − М.: Радикс, 1995.9.Вяткин, Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях.−М.: ФиС, 1990. 10.ГиссенЛ.Д.,Мирошников М.П., МухинаС.И. Психический стресс в спорте. −М.:ФиС, 1980. 11.Ильин Е.П. Психология спорта.–Спб.: Питер, 2010.12.Стресс и тревога в спорте/ сост. Ханин Ю.Л. − М.: ФиС, 1983.13.Харитонова Т.Г. Взаимосвязь психопрофилактики и других видов деятельности практического психолога // Приволжский научный журнал. –2014.–№3. –С. 262269.14.Харитонова Т.Г. Теория и практика организации психопрофилактики в деятельности практического психолога: монография. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. –453 с.