Состояние и инновационное обновление материально-технической базы АПК Краснодарского края

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кобелева Е. А. Состояние и инновационное обновление материально-технической базы АПК Краснодарского края // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1846–1850. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96288.htm.
Аннотация. В статье проанализированы проблемы обновления материально-технической базы, развития инновационно-технологической модернизации агропромышленного комплекса Краснодарского края, изучен метод ревизии, позволяющий выявить потенциал существующей технологической базы производства в АПК, а также проанализирована величина сельскохозяйственной техники, числящЕЙся на балансе АПК Краснодарского края.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кобелева Елена Анатольевна,преподаватель СПО,филиала ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецкеkobelevaelena@inbox.ru

Состояние и инновационное обновление материальнотехнической базы АПККраснодарского края

Аннотация.Встатье проанализированы проблемы обновленияматериальнотехнической базы, развитияинновационнотехнологической модернизации агропромышленного комплекса Краснодарского края, изучен метод ревизии позволяющий выявить потенциал существующей технологической базы производства в АПК, а так же проанализирована величина сельскохозяйственной техники числящихся на балансе АПК Краснодарского края.Ключевые слова:материальнотехническая база, инновационнотехнологическая модернизация, обновление, аграрное производство, техника, ревизия, конкуренция.

На современном этапе развития проблема конкурентоспособности технологий, товаров и в целом экономики России выходит на первый план. Осуществить «технологический рост» возможно на основе инновационнотехнологической модернизации экономики, которая предусматривает ускоренное обновление материальнотехнической базы изготовления и внедрения технических инноваций, так как это основа для реализации стратегии ввода инноваций, без которого не существует конкурентоспособного государства. Экономический прогресс и модернизация отраслей экономики в кротчайшие сроки возможны при условии развития агропроизводства на основе ввода инноваций и исполнения инвестпроектов. Развития российской экономики сельскохозяйственного выпуска в частности содействие созданию новых инновационных предприятий является одним из главных особенностей развития рыночной экономики и средство достижения ее прочного экономического подъема. Переход на современную, более эффективную модель экономического укрепления возможен только при стимулировании расширения науки и инноваций, повышении конкурентоспособности выпускаемой продукции за счет коммерческого использования инновационных технологий.Внастоящеевремя аграрный сектор экономики России стал неизбежен для модернизирования материальнотехнической базы с моделью инновационного развития АПК. По причине присоединения России к ВТО и ужесточения конкуренции на мировом продовольственном рынке только товаропроизводители, применяющие инновационные технологии, смогут обеспечить подъем производительности труда, понижение ресурсоемкости, укрепление конкурентоспособности производимой продукции, вызываемый доходность на вложенный ваграрное производство капитал [1].Именно плодотворное инвестирование материальнотехнической базы даст вероятность аграрному подразделению экономики вступить на путь модернизации.

В данный момент парк сельскохозяйственных машин обеспечен проведением любых сельскохозяйственных работ, но нужны немалые средства на его поддержку и пополнение, замену вышедших из строя техники по причине физического износа. Предоставить своевременное и высококачественноеосуществление всего объединения агротехнических мероприятий без совершенствования и обновления техники просто неприемлемо.

Существуют сложности у сельскохпроизводителей в послеуборочной подработке зерна и получении семенного зерна отвечающим соответствующим требованиям качества и количества. Поэтомутребуетсяприобретатьпоследниеновинкимашинмировогоуровня,приспособленныек ресурсовлагосберегающим и высокоэффективным технологиям.Данная ситуация требует незамедлительных решений по восстановлению и возобновлению техники, а конструкции существующих зерноочистительных комплексов позволят проводить их восстановление.Наоснове данных Федеральной службы государственной статистики Краснодарского края проанализируем величину сельскохозяйственной техники числящихся на балансе сельскохозяйственных организаций за период 20102014гг.Таблица1 Техника,числящаяся на балансе сельскохозяйственных организациях Краснодарского края за 20102014 гг. (штук)

Показатели2010г.2011г.2012г.2013г.2014г.2014г. к 2010г.Темп роста, %Всего техники2085720062193981855217954290386,08Тракторы1895818193174901682916334262486,16Тракторные прицепы75437139680464616270127383,12Плуги6029591854935298510992084,74Культиваторы9061873485028246828477791,42Машины для посева6571663462516013592664590,18Косилки168916251607161216444597,34Грабли тракторные4644784744364392594,61Прессподборщики8268417988027636392,37Жатки валковые9478848218218668191,45Комбайны, в т.ч.4168404338953798380236691,22зерноуборочные317631273071305631017597,64кукурузоуборочные2051761481451376866,83кормоуборочные75871364756952922969,79картофелеуборочные29272928356120,69Свеклоуборочные машины4464083953723757184,08Дождевальные и поливные машины и установки270305343370440170162,96Разбрасыватели твердых минеральных удобрений12741328139113751388114108,95Машины для внесения в почвуорганических удобрений8418478207807994295,01Опрыскиватели243323832382237823488596,51Дробильные установки и агрегаты1482138912741171108339973,08

Анализ данных таблицы показывает, что за период 20102014гг.у предприятий всех форм собственности сокращается количество сельскохозяйственной техники на 2903 штуки. Увеличение произошло по следующим позициям: картофелеуборочным комбайнам на 20,69%, разбрасывателямтвердых минеральных удобрений на 8,9%, дождевальными поливныммашинами установкам на 62,9%. Уменьшение техникиобусловлено тем, чтовыбытиеопережает ее поступление. Количествовыбывшейтехники в 2 3 раза превышает количество вновь поступившей.Ценаподержаннойтехники значительно ниже новой, она зависит от технического состояния и срока эксплуатации. Поэтому государством предоставленоиз бюджетныхотчислений, на поддержку сельского хозяйства с учетомдобавочноговливания 42 млрд. рублей. В условиях жестких бюджетных ограничений объем финансовых средств за счет федерального бюджета ожидается в2016г.

142,1млрд.рублей. Засчет внедрения в производство современных технологий и прогрессивных методов земледелия созданиепродукциирастениеводства в 2016 г., по оценке, может вырасти на 22,6% куровню 2012г.

Внастоящее времяна балансепредприятий АПК Краснодарскогокрая уже находится28426 тракторов,6164зерноуборочныхкомбайна,603кормоуборочных комбайна,10476культиваторов, 5345дисковыхборон, 9662сеялкиипосевных комплексов.В течениепоследних летвелось последовательноенаращиваниетемпов модернизации и оптимизации машиннотракторного парка, в первую очередь за счет обновления сельскохозяйственной техники. Так, за11 месяцев 2015 года хозяйствами АПК всех форм собственности было приобретено 617 тракторов, 226 зерноуборочных комбайнов, 503единицыпочвообрабатывающейтехники,66единицкормоуборочнойтехники, 58 единицвнутрифермскогооборудования,101грузовойавтомобиль, 683 единицы прочей техники.С 2013 г. начала действие государственная программа «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы», которая предусматривает расширение направлений поддержки, увеличение объемов финансирования и модификацию подходов в соответствии с принципами и правилами ВТО и странучастниц Единого экономического пространства.Новый режим функционирования экономики, переход к единым правилам торговоэкономических отношений в условиях Единого экономического пространства и присоединения России к ВТО определили объективную необходимость пересмотра ряда положений господдержки и разработки комплекса мероприятий, частично демпфирующих негативные последствия развития в будущем рынков агропродовольственной продукции, особенно ряда уязвимых товарных групп (молочная продукция, свинина, колбасные изделия, рис) [2].Для поддержания сельхозпроизводителей приняты защитные меры в форме обнуления ставки налога на прибыль организаций, утвержденияльготной ставки НДС 10%,продажи и ввоза племенных животных до 31 декабря 2017 г., обновление техники в виде субсидирования издержек на ее выпуск при условии реализации сельхозпроизводителям техники со скидкой неменее 15%.Подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие»способствует повышениюрентабельности и конкурентоспособности продукции сельскохозпроизводителей за счет инновационнотехнологической модернизации производства; мобилизации инвестиций в Краснодарский край.В Краснодарском крае упрощен механизм предоставления субсидий по целевым кредитам. Теперь владелец личного подсобного хозяйства или КФХ может обратиться в банк, минуя органы местного самоуправления. При условии подтверждения целевого использования кредита банк готовит пакет документов на предоставление субсидии и направляет в Минсельхоз Краснодарского края.Органы государственной власти Краснодарского края уделяют большое внимание вопросам повышения инвестиционной привлекательности экономики края на основе эффективного использования инновационного потенциала предприятий агропромышленного комплекса. Наиболее результативным механизмом инновационного развития и совершенствования производственных отношений в сфере сельскохозяйственного производства является создание технологических парков в агропромышленном комплексе края. Агротехнопарк это новая форма интеграции аграрной науки, образования и агропромышленного производства в целях создания, внедрения и доведения продукта сельскохозяйственной инновационной деятельности до рынка путем его коммерциализации [3].Отличительными особенностями агротехнопарка от обычного сельскохозяйственного предприятия являются: тесная связь сельскохозяйственных товаропроизводителей с научноисследовательскими учреждениями в реализации современных высокотехнологичных инновационных проектов, использование инновационных достижений в производственной и хозяйственной деятельности и доступ к перспективным научным разработкам всфере сельскохозяйственного производства, подготовка, переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов предприятия, включая целевое обучение для управления реализацией конкретных инновационных проектов и программ.Участниками агротехнопарка являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, реализующие инновационный проект на территории агротехнопарка и пользующиеся его инфраструктурой. Создание агротехнопарков в сфере сельскохозяйственного производства планируется на базе передовых хозяйств агропромышленного комплекса края, учреждений высшего профессионального образования и научных учреждений, которые выступают инициаторами и соисполнителями исследований и перспективных разработок для инновационных проектов и осуществляют подготовку квалифицированных специалистов [4].Основными целями создания агротехнопарков являются:развитие научных исследований, разработок и сокращение сроков внедрения результатов научной деятельности в производство сельскохозяйственной продукции;стимулирование научнотехнологической сферы для повышения эффективности производственного потенциала перерабатывающих и сельскохозяйственных предприятий края;создание и развитие новых наукоемких технологий и организация производства импортозамещающей сельскохозяйственной продукции;создание новых рабочих мест, повышение квалификации руководителей и специалистов предприятий производителей сельскохозяйственной продукции и сырья;сокращение сроков реализации инновационных проектов и программ в агропромышленном комплексе края [5].Для выявления состоянияматериальнотехнической базы в агропромышленном комплексе Краснодарского края, необходимо применитьметод ревизии, которыйпозволит выявить технологии, которые имеютпотенциал в процессе обновления существующей технологической базы Краснодарского краяи способны решать проблемы расширенного воспроизводства[6].Результатом реализации любой инновационной технологии, является товар, а он должен быть признан рынком. Поэтому при отборе технологий следует учитывать наличие спроса и неудовлетворенной потребности рынков. Продукция, произведенная на отобранных технологиях должна быть конкурентоспособной, то есть способной удовлетворять потребности рынка/Анализ этих требований позволит сформулировать критерии отбора потенциальных технологий для обновления материальнотехнической базы производства на инновационнотехнической основе[7].Актуальными для реализации в современных условиях будут технологии, которые смогут обеспечить:повышение качества и разнообразия потребительских свойств выпускаемой продукции;конкурентоспособность продукции, т.е. продукция должна быть востребована на рынке, удовлетворять его потребности;создание новой (уникальной) продукции, способной сформировать новые рынки;глубокую переработку ресурсов, комплексное использование сырья, энергосбережения;рост производительности труда;соблюдение природоохранных требований: внедрение безотходных производств, сокращение и утилизацию вредных выбросов в почву, атмосферу.Подводя итог проведенного исследования обновления материальнотехнической базыАПК Краснодарского края, можно отметить, что для сохранения положительной динамики по повышению сельскохозяйственного производства необходимо осуществлять мероприятия, основанныена более полном и рациональном использовании технических, материальных и трудовых ресурсов с учетом инноваций и передовых технологий.

Ссылки на источники 1. Кобелева Е.А. Оценка аграрной политики после вступления в ВТО // Развитие современного общества в условиях реформ: Вопросы экономики и управления // Материалы III Межвузовской научнопрактической конференции (Тихорецк, 31 октября 2014 г.). Краснодар. ЦНТИ филиал ФГБУ «РЭА», г. Краснодар, 2014. ISBN: 9785912211874.2. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 3 июля 2012 г. № 800 «Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае» на 2013 2020 годы».

3. Закон Краснодарского края от 4 июня 2012 г. N 2501КЗ «О технопарках (агротехнопарках) Краснодарского края»4. Кобелева Е.А. Инновации в развитии агропромышленного комплекса на примере Краснодарского края // XXI век: перспективы развития, новые идеи: материалы научнопрактической конференции. Филиал ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения» в г. Кропоткине, г..Кропоткин, 2014, с.3335.5. Кобелева Е.А. Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления // Фундаментальные и прикладные направления модернизации современного общества: материалы Международной научнопрактической конференции: в 4 ч. Ч. 4, «Академия управления», г. Саратов, 2015. с. 5658.6. Грачева И.И. Инюточкина К.Д. Ревизия расчетных операций как метод финансового контроля // Актуальные вопросы развития современного общества: Сборник научных статей 5ой Международной научнопрактической конференции / ЮгоЗап.Гос.унт., ЗАО «Университетская книга», Курск, 2015. –С.8790. [Дата обращения 18.03.2016].7. Кобелева Е.А. Современное состояние и анализ развития животноводства в Краснодарском крае // Перспективы развития науки и образования: Сборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции. В 8 частях. Часть II. М.: «АРКонсалт», 2015. С.107109.