Из опыта организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Задёра М. И. Из опыта организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1891–1895. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96297.htm.
Аннотация. Статья посвящена актуальной теме организации самостоятельной работы студентов СПО, методам организации, мотивации деятельности студентов, описывается личный опыт организации внеаудиторной самостоятельной работы по общеобразовательным и специальным дисциплинам. Рассматривается роль самостоятельной работы в обучении высококвалифицированного специалиста.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Задёра Марина Ивановна,преподаватель химии и спецдисциплин ГБПОУ РО «Октябрьский аграрнотехнологический техникум» Октябрьский район, Ростовская область

marinazadyora@yandex.ru

Из опыта организации внеаудиторной самостоятельной работы

студентовСПО

Аннотация.Статья посвящена актуальной теме организациисамостоятельной работыстудентов СПО, методам организации, мотивации деятельности студентов, описывается личный опыт организации внеаудиторной самостоятельной работы по общеобразовательным и специальным дисциплинам. Рассматривается роль самостоятельной работы в обучении высококвалифицированного специалиста.Ключевые слова: внеаудиторная самостоятельная работа студента СПО, условия организации, опыт организации, методические рекомендации.

"Что значит преподавать? –

Это систематически побуждать учащихся к собственным открытиям" Герберт Спенсер.

В.А.Сухомлинский советовал: «Не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения все, что вы знаете. Под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность». Именно с пытливости и любознательности начинается творчество.

Наиболее актуальными в настоящее время становятся требования к личным качествам студента –умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести поиск необходимых учебных материалов; повышается роль самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиливается ответственность преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы. Современный студент,будущий специалист, должен не только овладеть определенной суммой знаний, но и научиться самостоятельно приобретать знания, работать с информацией. Важным такжеявляется овладение способами познавательной деятельности, которые можно было бы применять в дальнейшем при необходимости повышения квалификации, изменения профессиональной ориентации и т.д. В связи с этим самостоятельная работа студентов является важной и неотъемлемой частью учебного процесса.Проблема организации самостоятельной работы студентов является актуальной и сложной, и её решение требует значительных усилий, как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов. При планировании самостоятельной работы следует определить, с какой целью выполняется самостоятельная работа.Такими целямидолжны быть:закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний ипрактических умений, полученных во время аудиторных занятий;самостоятельное овладение учебным материалом;формирование умений использовать правовую, справочнуюдокументацию и специальную литературу;развитие познавательных способностей и активности, творческойинициативы, самостоятельности, ответственности иорганизованности;развитие исследовательских умений.

Правильная организация самостоятельных учебных занятий, их систематичность, целесообразное планирование рабочего времени позволяет студентам развивать умения и навыки в усвоении и систематизации приобретаемых знаний, обеспечивать высокий уровень успеваемости в период обучения, получить навыки повышения профессионального уровня.Внеаудиторная работа представляет собой сложную совокупность действий администрации, предметноцикловых (методических) комиссий, преподавателей, студентов, библиотекарей и является системой учебновоспитательной деятельности наравне с системами теоретического, практического и производственного обучения.

Вследствие этого, процесс обучения в учреждениях СПО, в настоящее время, всё больше должен основываться на творческой активности студентов.В связи с этим самостоятельная работа студентов является важной и неотъемлемой частью учебного процесса.Формирование профессиональных компетенций находится в тесной связи с опытом организации самостоятельной работы, накопленным в студенческие годы. Выпускник может оказаться в трудном положении, если загоды учёбы в учебном заведении не научится навыкам самостоятельного приобретения знаний, навыкам повседневного самообразования. Активная самостоятельная работа обучающихся возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. В работе преподавателя мной используются различные методы мотивации, главные из которых:1.Полезность выполняемой работы. Если обучающийся знает, что результаты его работы будут использованы на уроках, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. 2.Активное применение результатов работы в профессиональной подготовке. Условия организации самостоятельной работы студентов•Наличие и доступность всего необходимого учебнометодического, информационнокоммуникационного, справочного материала;•Обеспеченность каждого студента не менее чем 1 учебным печатным и/или электронным изданием по каждой УД общепрофессионального цикла и по каждому МДК;•

Готовность студентов к самостоятельному труду;•

система мониторинга самостоятельной работы•

Консультационная помощь преподавателя

Рис. 1 Учебнометодические пособия.Не всегда нужный уровень внеаудиторной самостоятельной работы студентов по спецдисциплинамможно обеспечить имеющейся в наличии учебнометодической литературой. В связи с этим, мной разработаны авторские методические пособия для оказания помощи во ВСР студентов, к созданию таких пособий привлекаются и сами студенты.Важное значение имеет публичная демонстрация успехов студентавыставки лучших работ студентов, организация практических конференций с выступлениями по выбранной тематике, защиты творческих проектов, а так же постоянно обновляемые работы на стенде «Лучшие работы студентов».Особое значение имеет такая организация самостоятельной работы, которая, придавая личностный смысл получаемому образованию, учитывая уровень подготовленности к самостоятельной работе, стимулировала бы творческие силы и способности обучающихся, актуализировала внутренние познавательные мотивы учения, способствовала бы развитию навыков самообразования, способности к саморазвитию и самосовершенствованию.В данном случае огромную роль играет публикация работ (исследовательских, методических, проектных, научных статей ит.д.) в периодической печати, в студенческих научных журналах, участие во Всероссийских и Международных конференциях, предметных олимпиадах различного уровня..Самостоятельная внеаудиторная работа студентов на современном этапе Правильная организация самостоятельных учебных занятий, их систематичность, целесообразное планирование рабочего времени позволяет студентам развивать умения и навыки в усвоении и систематизации приобретаемых знаний, обеспечивать высокий уровень успеваемости в период обучения, получить навыки повышения профессионального уровня. Одним и методов повышения мотивации к учёбе, более глубокому освоению будущей специальности, воспитанию личности с активной жизненной позицией является самостоятельная учебноисследовательская работа студента. Как будущий специалист, каждый студент должен свободно владеть методами и приёмами исследовательской работы, содержательным материалом своей специализации. Реализация этих требований в теоретической и практической работе студента будет свидетельствовать о степени подготовленности выпускника к самостоятельной деятельности, а так же к получению навыков для успешного обучения в ВУЗе в дальнейшем.

Студентам мной не навязываются темы исследований они сами выбирают то, что хотели бы проанализировать, более глубоко изучить, иногда такое исследование начинается на первом курсе и продолжается на втором в более расширенном аспекте. Именно в самостоятельной работе проявляется мотивация студента, его целенаправленность, самостоятельность, самовоспитание и другие значимые характеристики. Все эти характеристики соответствуют требованиям, которые выдвигают работодатели: умение работать с информацией, умение самостоятельно добывать знания и систематизировать их; профессиональная компетентность; высокая ответственность и организаторские и коммуникативные способности.

Ссылкина источники1.Барабанщиков А.В., .КорочкинБ.П. Научно –педагогические основы повышения эффективности самостоятельной работы// Организация и методика самостоятельной работы студентов. Материалы Всероссийской научнопрактической конференции, проведённой 1617 мая 1998г. В г. Новосибирске. –М.: 1998.2.Кремнева Т.В. "Способы активизации познавательной деятельности студентов"3.Лесик И.С. –«Организация самостоятельной работы студентов как одно из условий усвоения профессиональных компетенций»М: ПРИОР, 2003 г.4.Марохонько О.И. –«Организация самостоятельной работы студентов» М.: ЭксмоПресс, 2010 г.5.Муравьёва А.А., Кузнецова Ю.Н., Червякова Т.Н. Организация модульного обучения, основанного на компетенциях: Пособие для преподавателей. –М.: АльфаМ,2005.6.Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И.Пидкасистого.М., Российское педагогическое агентство. 1996.7.Система дистанционного образования, сборник материалов 6 международной конференции по дистанционному образованию (Россия, Москва, 2527ноября 1998г.). М., 1998.8.Трайнев В.А., Матросова Л.В., Бузукина А.Б. Методы игрового обучения и интенсивные игровые процессы, М., 2003.9.

Шамова Т.Н. Методическое пособие «Управление' процессомформирования системы качества знаний учащимися». М., 1990.10.

Ярмоленко А.В. и др. Современные педагогические технологии /Под ред. Б.А. Лопова. СПб.: ВВМУ, 1996.