Особенности и перспективы развития внешнеторговой деятельности в химическом комплексе России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Воробьева Н. В. Особенности и перспективы развития внешнеторговой деятельности в химическом комплексе России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1906–1910. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96300.htm.
Аннотация. Статья посвящена особенностям и перспективам развития внешнеторговой деятельности в химической промышленности страны. Предложена стратегия развития и диверсификации производственного потенциала, направленного на импортозамещение химической продукции в Ставропольском крае.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Воробьева Наталья Валерьевна,к.э.н., доцент, Ставропольский государственный аграрный университет, г.Ставропольvorobeva1979@mail.ru

Особенности и перспективы развития внешнеторговой деятельности в химическомкомплексе России

Аннотация.Статья посвящена особенностям и перспективам развития внешнеторговой деятельности в химической промышленности страны. Предложена стратегия развития идиверсификации производственного потенциала, направленногона импортозамещение химической продукции в Ставропольском крае.Ключевые слова:внешнеторговая деятельность, химическая промышленность, стратегия, экспорт, импорт.

Химическая индустрия насчитывает приблизительно1000 крупных и средних промышленных предпринимательских структури примерно100 научных и проектноконструкторских организаций, опытных и экспериментальных заводов.Предпринимательские структуры химической промышленности размещены во всех федеральных округах и в 71м субъекте Российской Федерации. Наибольший вклад в развитие отрасли оказывают четыре федеральных округа: Приволжский, Центральный, Сибирский и Северо –Кавказский округ. Во многих отраслях химического комплекса можно выделить развивающиеся крупные корпорационные структуры. К таким корпорациям и холдингам относят «Сибур Холдинг», «ЛукойлНефтехим», «Татнефть», «Фосагро», «Еврохим», «Акрон», «Амтел» и другие, на которых выпускается свыше 50% минеральных удобрений, около 40 процентов полимерных материалов, от 50 до 70 процентов отдельных видов синтетических каучуков, 82 процента легковых и 95 процентов грузовых автомобильных шин[1]. Однако, состав и структура российской химической промышленности пока далеки от структуры современного химического комплекса развитых стран. Численность вертикальноинтегрированных компаний незначительна, существенный удельный вес российского рынка приходится на компании, в собственности которых находятся один два завода. В химической промышленности широкое развитие получили процессы территориальной концентрации производства. К крупнейшим химическим узлам относятся производства, сформированные в Республиках Татарстан и Башкортостан, Алтайском, Пермском и Красноярском краях, Тульской, Тюменской, Ярославской, Нижегородской, Волгоградской, Самарской, Кемеровской и Иркутской областях, что в значительной степени способствовало развитию этих регионов[1,2]. Базовой подотрасльюи наиболее развитым сегментом химической индустрии Российской Федерации считается производство минеральных удобрений, на которое приходится не только наибольшая величина прибыли, но и характерно наличие финансовой устойчивости не только в химическом комплексе, но и в промышленности в целом. Наша страна входит в пятерку крупнейших в мировом хозяйстве производителей и экспортеров каждого вида минеральных удобрений[1]. Данный сектор экономики в последние годы считается одним из лидеров национального хозяйства по темпам роста. Продукция химического комплексаРоссии конкурентоспособна и пользуется постоянным спросом на внешнем и внутреннем рынках. Удельный вес производства минеральных удобрений составляет 30–35 процентов товарной продукции и около 37 процентов всех экспортных операций химической индустрии.Основной составляющей при производстве азотных минеральных удобрений, считаетсяаммиак, поэтому специфика этой продукции подобная, производительность которых больше, чем калийных и фосфатных. Кроме того, применение аммиака необходимо практически во всех секторах экономики. Похожие динамические процессы происходят при производстве серы и серной кислоты.Производственным потенциалом промышленности минеральных удобрений обладают более чем 40 специализированных предпринимательских структур, размещенных по всей Российской Федерации, а также на десятках предприятий других отраслей химической индустрии.Данная подотрасль подвержена высокому уровню конкуренции: технология производства позволяет вырабатывать этот вид удобрений как специализированными предприятиями, которые существуют около 20лет, так и компаниями, занятыми в других отраслях химической промышленности[3].Кроме того, крупным производителям азотных удобрений свойственно и значительное производство аммиака,являющегося основным сырьем для их выпуска.Базовые положительные тенденции в балансе потребления и производства в последние три годаформировались в условиях устойчивого роста реальных располагаемых денежных доходов населения, экспорта химических товарови использованием минеральных удобрений на всей территории страны[2].Однако, структура производства в отечественной химической промышленности оказалась неадекватной современным тенденциям развития экономики России. Основу его составляет продукция с низкой степенью передела первичного сырья, поэтому потребность в высокотехнологичной продукции (конструкционные пластмассы, химические волокна и нити, синтетические красители, текстильновспомогательные вещества, химические средства защиты растений и др.) удовлетворяется главным образом за счет импорта[3]. Экспортные поставки составляют 40 процентов произведенной в Российской Федерации химической и нефтехимической продукции. Сопоставление российских экспортных и импортных операций показало, что с 2010 года по 2015год увеличение экспорта и импорта произошло на 30%.Полученные результаты во внешнеторговой деятельности страны во многом были достигнуты благодаря капиталовложениям, поступившим в сектор экономики на анализируемый период. Динамические процессы привлечения инвестиций в целом в основной капитал химической индустрии положительны, однако, слабо осуществляются капиталовложения в производство резиновых и пластмассовых изделий, продукция которого относится к товарам высокого передела, поэтому данная отрасльявляется инвестиционно –привлекательной. Причем в экспорте страны преобладают преимущественно химические товары низких переделов, а ввозятся товары высоких переделов, начиная от синтетических смол и пластмасс до изделий из них и химических волокон и нитей. В товарной номенклатуре экспортных операций химической индустрии практически не происходит изменений, и они представлены, главным образом, продукцией низкой и средней степени технологического передела. Лидирующие позиции в экспортных операциях традиционно занимают минеральные удобрения (смешанные, азотные, калийные –37%) и продукты органических (15%) и неорганических соединений (26%), включая аммиак. К важным статьям относятся также метанол, капролактам, пластмассы, т.е. продукция, востребованная для дальнейшего передела в продукцию с высокой добавленной стоимостью.По сравнению сэкспортной номенклатурой России импортные поставки многообразны,и традиционно в них превалируют высокотехнологичные товары (рис. 1,2): изделия из пластмасс (31%), автомобильные шины, резинотехнические и резиновые изделия (7%), лакокрасочные материалы (3%), эфирные масла, парфюмерные, косметические и другие средства (10%), лекарственные средства (29%), то есть товары с высокой добавленной стоимостью.

Рисунок 1–Структурное наполнение экспортируемой химической и нефтехимической продукции в 2014году, %

Рисунок 2–Структурное наполнение импортируемой химической и нефтехимической продукции в 2014году, %

Зачастую в страны экспортируется продукция сырьевого назначения, которая в Продукты неорганической химии26%Органические химические соединения15%Лекарственные средства2%Удобрения минеральные азотные12%Удобрения минеральные калийные12%Удобрения минеральные смешанные13%Лаки и краски0%Эфирные масла и резиноиды, парфюмерные,1%Инсектициды, фунгициды, гербициды0%Полимерные материалы, плстмассы и изделия из них7%Каучук синтетический9%Шины пневматические резиновые3%Продукты неорганической химии9%Органические химические соединения9%Лекарственные средства29%Лаки и краски3%Эфирные масла, парфюмерные и др. средства10%Инсектициды, фунгициды, гербициды1%Полимерные материалы, пластмассы31%Каучук синтетический1%Шины пневматические резиновые7%дальнейшем подвергается переработке за рубежом и в качестве товаров с высокой добавленной стоимостью ввозится на российский рынок.К основным региональным рынкам сбыта российских химических и нефтехимических товаров относятся рынки стран Европейского Союза, СНГ и АзиатскоТихоокеанского региона. Вывоз продукции химической промышленности в Австралию и Океанию составляет менее 0,02 процента, а ввоз –около 0,4 процента.Удельный вес государств Содружества в российских экспортных операциях химической и нефтехимической продукции находится на уровне 22%, в импорте –8,4%. В номенклатуре внешнеторгового оборота с государствами СНГ представлена широкая гамма продуктов, как сырьевого характера, так и конечного назначения и в значительной степени соответствует ранее существующему межреспубликанскому товарообмену. В экспортных операциях химических и нефтехимических товаров в страны СНГ крупнейшими позициями являются автомобильные шины, изделия из пластмасс, синтетический каучук, сода каустическая.Существенное воздействие на российские экспортные поставки оказывает введение во многих странах протекционистских и антидемпинговых мероприятий. Такие меры используют США, ЕС (как единый таможенный союз), Китай, Индия, Мексика, Бразилия, Филиппины, Австралия, Индонезия.Для повышения эффективности экспортных поставок и укрепления конкурентоспособности химических товаров, относительно которых за рубежом введены ограничительные меры, были аннулированы экспортные пошлины на определенный ряд продукции. В результате перечень химической продукции, для которой сохранилось действие экспортных пошлин, существенно сократился. Сальдо торгового баланса по этой отрасли экономики сохраняется положительным на протяжениивсего исследуемого периода, т.е. экспорт превышает импорт на 76% или 3054 млн. долл. В секторах высокотехнологичных химических продуктов (шин, СМС, конструкционных полимеров, лакокрасочной продукции) отечественные производители оказались крайне уязвимы вконкурентной борьбе с зарубежными производителями. Активизация иностранных компаний на российском рынке привела к тому, что в таких сегментах,как производство синтетических волокон, красок и лаков выпуск либо сокращался, либо рос незначительно[3]. Наблюдается отставание и по таким важным показателям, как доля пластмасс в структуре конструкционных материалов и синтетических волокон в балансе текстильного сырья. Увеличение показателей химического комплекса России имеет прямую зависимость от развития химической отрасли в регионах, и их развитие невозможно без четкого концептуального прогнозирования, анализа и контроля со стороны исполнительной власти. Предлагаемая стратегия развития химической промышленности в Ставропольском крае направлена на рост и диверсификацию в пользу продукции высокой степени переработки. От реализации положений Стратегии будет зависеть:создание продолжительных условий, необходимых для устойчивого развития предпринимательских структур химической индустрии и повышение ее конкурентоспособности на глобальных рынках в условиях открытости экономики;преодоление технологического отставания химической промышленности Ставропольского края, России; обеспечение экономической, оборонной и экологической безопасности Ставропольского края и Российской Федерации;увеличение вклада предпринимательских структур химического комплекса Ставропольского края в доходную часть бюджетов всех уровней для решения проблем социального и экологического характера;успешная реализация приоритетных национальныхпроектов «Доступное и комфортное жилье –гражданам России», «Здоровье», «Образование», «Развитие агропромышленного комплекса».Главными целями Стратегии развития химического комплекса в области внешнеэкономической деятельности являются:сформировать эффективную конкурентоспособную химическую промышленность, обеспечивающую устойчивое повышение объемов производства химических продуктов для внутреннего, межрегионального и международного рынков и стимулирующую развитие смежных отраслей;перейти на инновационный путь развития фармацевтической промышленности и дальнейшее импортозамещение;обеспечить устойчивое повышение уровня и качества жизни населения Ставропольского края. Основными задачами, обеспечивающими выполнение цели Стратегии являются:1. Основываясь на мерах государственной поддержки сформировать благоприятные институциональные условия развития отрасли:1)освободить отрасль от препятствующих ее развитию административных барьеров;2)сформировать информационные площадки для размещения официальной, нормативной, статистической, новостной, аналитической и иной актуальной информации (участники рынка, перечень сертифицирующих и разрешительных органов и т.д.);3)простимулировать инвестиционную деятельность и открыть новые производства;4)осуществить мониторинг нормативных изменений и программ на федеральном уровне и обеспечение их исполнения в Ставропольском крае, внесение изменений и дополнений в правовые акты Ставропольского края;5)реализовать крупные инвестиционные проекты по переработке природных ресурсов, используя инструменты государственночастного партнерства;6)обеспечить опережающее воспроизводство минеральносырьевой базы.2. Сформировать условия развития деловой среды, включающие развитие смежных отраслей, стимулирование конкуренции:1)развить отраслевые союзы и саморегулируемые организации;2)провести образовательные мероприятия, стимулирующие повышение квалификации участников рынка (семинаров, курсов, мастерклассов, изучение примеров лучшей мировой и российской практики, стажировок, участие в программах обмена опытом, в том числе с привлечением российских и зарубежных компаний);3)проводить регулярные исследования уровня развития конкуренции и тенденций развития отрасли и обеспечение условий добросовестной конкуренции[2].3. Осуществлять комплексную модернизацию и повышение эффективности предприятий отрасли;4. Сформировать действенные стимулы развития сектора глубокой переработки природного сырья, что значительно приблизит его долю в промышленном производстве к соответствующему показателю по европейской части страны: сократит до необходимого минимума вывоз в другие субъекты Российской Федерации и экспортные поставки в другие страны необработанного природного сырья и т.д.5. Развивать ассортимент выпускаемой продукции, стимулировать разработку новых инновационных, импортозамещающих продуктов:1)проводить исследования по перспективным к выпуску видам товаров, не представленных в Ставропольском крае;2)проводить исследования изменений структуры и уровня потребления химических продуктов на душу населения в Ставропольском крае;3)разрабатывать и внедрять программы обновления ассортимента на предприятиях;4)стимулировать деятельность научных учреждений по разработке и внедрению новых и инновационных видов продукции[3].6. Осуществлять интеграцию предпринимательских структур в систему межрегиональных рынков химических продуктов:1)разрабатывать и проводить программы стимулирования вывоза продукции;2)организовывать межтерриториальные и межрегиональные выставки и ярмарки продукции.7. Осуществлять экономический рост на базе экологически чистых технологий и ощутимо сокращая объемы выбросов загрязнителей в сложившихся ареалах экологического напряжения.К приоритетам государственной политики России в химическом комплексе, обусловленных балансом импорта/производства химических веществ и определяющими задачи химической независимости страны следует считать:1)обеспеченность населения качественной продукцией химической промышленности;2)развить экспортоориентированные производства и новые разработки;3)заместить импортную продукцию отечественной, производство которой находится на территории Ставропольского края и других субъектах Российской Федерации;4)расширить ассортимент химической продукции;5)простимулировать развитие новых рынков в химической отрасли;6)стимулирование экспорта по отдельнымвидам глубокой переработки сырья.Предложенная нами Стратегия позволит увеличитьобъем отгруженных товаров собственного производства с высокой степенью переработки, выполненных работ и услуг собственными силами в 2025 году по сравнению с 2014годом на 33%, довести удельный вес химического производства и производства резиновых и пластмассовых изделий в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в целом по обрабатывающим производствам до 40 процентов в 2025 году, приумножить размер экспортных поставок за счет производства продукции с высокой степенью переработки к 2020 году в 1,5 раза и в 2025году в 3,5раза по сравнению с 2014 годом, осуществить эффективное импортозамещение и уменьшить зависимость внутреннего рынка от воздействия иностранных компаний, обеспечив надежный уровень экономической безопасности.

Ссылки на источники1.Приказ МинпромэнергоРФ от 14.03.2008 N 119 «Об утверждении Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 года». URL: http://bestpravo.ru/federalnoje/hjgosudarstvo/g4b/index.htm(дата обращения: 28.12.2015).2.О Стратегии развития химического комплекса Кемеровской области на период до 2025 года. URL: http://www.gosbook.ru/system/files/documents /2013/01/28/PKAK... (дата обращения: 28.12.2015).3.Стратегия развития химического комплекса Волгоградской области до 2020 года. URL: http://www.pandia.ru/text/78/433/34784.php(дата обращения: 28.12.2015).