Оптимизация культурно-досуговой деятельности дома культуры

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Опарин Г. А. Оптимизация культурно-досуговой деятельности дома культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1901–1905. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96299.htm.
Аннотация. В статье, на основе характеристики современного состояния культуры, раскрываются механизмы соцокультурного влияния на культурное развитие человека в сфере досуга. Основное внимание уделено изучению особенностей культурно-досуговой деятельности в домах культуры как многофункциональных учреждениях клубного типа. Сформулированы рекомендации, направленные на оптимизацию организации культурно-досуговой деятельности в домах культуры.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Опарин Геннадий Алексеевич,Кандидат педагогических наук, доцент, Самарского Государственного института культуры, г. Самараoparinga@bk.ru

Оптимизациякультурнодосуговой деятельностив доме культуры

Аннотация.В статье,на основе характеристики современного состояния культуры, раскрываются механизмы соцокультурного влияния на культурное развитие человека в сфере досуга. Основное внимание уделено изучению особенностей культурнодосуговой деятельности в домах культуры, как многофункциональных учреждениях клубного типа. Сформулированы рекомендации направленные на оптимизациюорганизации культурнодосуговой деятельности в домах культуры. Ключевые слова:культура, досуг, дом культуры, социокультурное развитие, социальнокультурная деятельность, культурнодосуговая деятельность.

Социальнокультурная деятельность в сфере досуга осуществляется в реальном настоящем времени и характеризуется актуальностью. Осуществляемая на основе общения в свободное время, деятельность, с целью влияния на социокультурное развитие общества и личности способствует освоению социальных норм культуры. В процессе социально культурной деятельности, социально предписываемые стереотипы, обосновываются обыденным сознанием как естественные способы поведения культурного человека. Черезпраздники, традиции, обычаи, обряды, ритуалы, церемонии, которые составляют основу социальнокультурной деятельности, социальные нормы органично вплетаются в социальную практику, в объективно обусловленный непосредственный жизненный опыт людей; представляют собой процесс социокультурной интерпретации и образной конкретизации социальных норм. В социальнокультурных программах социальные нормы культуры переводятся в эталоны, модели, стандарты поведения и интериоризирются личностью.Законодательное регулирование культурной деятельности распространяется преимущественно на художественную культуру, музейное и библиотечное дело, телевидение, радио и некоторые другие аналогичные сферы, традиционно относящиеся к культуре[1].Основы законодательства о культуре ориентированы на регулирование культурной деятельности, в центре которой искусство, в то время как социальнокультурная деятельность выходит далеко за пределы художественной культуры и распространяется на социальную жизнь людей. Концептуальный бином, выраженный понятием «социокультурный», отражает стремление к плодотворному взаимодействию общества, культуры и человека в многообразных сферах и формах общественной жизни и культурного развития.Проблема социокультурного развития произрастает из противоречия между личными и общественными интересами. Провозглашаемая в современной жизни и реализуемая на практике ориентация на личныйжизненныйуспех, осмысливаемая с позиции теории систем, позволяет обнаружить рассогласование между частями социальной системы, что ведёт её к саморазрушению. Поиски путей гармонизации общественных и личных интересов в жизни –составляют основную задачу социокультурного развития. Современное состояние культуры общества (социальной культуры), определяется внутриполитическими особенностями современногопериода и интеграцией в глобальные цивилизационные процессы. Социокультурный вектор развития ориентирован, преимущественно, на западные ценности. При этом уровень повседневной культуры поведения, общения и взаимоотношений людей в нашей стране, по результатам социологических исследований, оценивается как довольно низкий (2,66 по пятибалльной шкале), что свидетельствует о неудовлетворённости людей современной культурой человеческих отношений в России. Процесс поиска «национальной идеи», «формирование системы ценностей», затянувшийся на десятилетия, привёл общество в состояние аномии неустойчивости, расплывчатости, противоречивости нормативных предписаний, нарушению ценностнонормативной системы общества. Влияние экономики и бизнеса на социальнокультурную деятельность проявляется двусторонне. Коммерциализация культуры способствует развитию предпринимательской деятельности, расширению рынка культуры и ориентации культурной продукции на удовлетворение актуальных, реальных потребностей людей. С другой стороныобъёмы бюджетного финансирования учреждений культуры, ограничивают возможности разработки и реализации социально значимых проектов. Основу культурной политики государства составляют задачи обеспечения правовых гарантий для свободной культурной деятельности и невмешательства государства в творческие процессы. Социальные особенности государственной политики в области культуры, определяются приоритетами: протекционизм по отношению к национальным культурам; обеспечение доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ; приобщение детей к творчеству и культурному развитию; покровительство в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищённым слоям населения; развитие меценатства и спонсорства в области культуры[1].

На практике «культурный обмен» носит однонаправленный характер импорта наиболее привлекательных зарубежных форм, идей и ценностей культуры. Искусство и литература утрачивают сакральность и былую привлекательность. Духовные ориентации вытесняются материальными интересами людей, а духовность подменяется современными образцами и продукцией массовой культуры, инфернальными, мистическимии сектантскими идеями. Деформация проявляется в реальных образах «героев нашего времени», в первом ряду которых находятся представители массовой культуры и шоубизнеса, составляющие гротескное лицо современной культуры. Общественное мнение обеспокоено снижением общекультурного уровня в стране, снижением духовности в обществе и влиянием массовой культуры на сознание большой части людей.

Дома культуры и клубы уникальные культурно досуговые учреждения, территориально и социально приближенные к народной жизни и выполняющие специфические социокультурные функции в общей системе культуры. Дома культурыи клубные учреждения нуждаются в существенном совершенствовании работы в соответствии с современными социокультурными процессами.Существуют широчайшие возможности для выбора людьми способов культурнодосугового времяпрепровождения,в том числе и вне учреждений культуры. Дом культуры как основной центр досуга в сельской местностиявляется монополистом в области организации культурнодосуговой деяельности. При этом существует проблема привлечения людей в учреждение культуры. Основной контингент участников коллективов художественной самодеятельности –дети, пожилые люди и женщины. Массовые праздничныемероприятия посещают разные люди, одновременно составляющие общность, сформированную на основе территориальнопоселенческого признака. Одной из проблем в работе домов культуры на селе является невостребованность предлагаемых населению культурнодосуговых программ и услуг. Парадокс ситуации в том, что не люди нуждаются в доме культуры, а дом культуры нуждается в людях. Учреждения культуры должны соответствоватьсовременным жизненным реалиям. Общая социокультурная проблема деятельности Домов культуры состоит в противоречии между современными культурнодосуговыми запросами и интересами населения с одной стороны, и реальной практикой работы домов культуры, деятельность которых не в полной мере соответствует современным социокультурным процессам. Дом культуры как многофункциональное учреждение клубного типа работает по нескольким основным направлениям: массовая работа, кружковая работа, организацияповседневного досуга, отдыха иразвлечений.Организационнаяструктураклубной деятельности, формировавшаяся на протяжении десятилетий, практически не изменилась с течением времени. Архитектурнопланировочные формы домов культурыориентированы на проведение зрелищных мероприятий с разделением всех участников на выступающих и зрителей отгороженных друг от друга «четвёртой стеной».Проекты домов культуры с большим зрительным залом и сценой, которые занимают большую часть общей площади, сформировали стереотипное представление о клубе, как о кино,концертно,театральной организации с зрительным залом в котором иногда проводят собрания. Художественная доминанта в работе клубных учреждений сформировалась на основе идеи прикладного и эффективного влияния идеологически и педагогически подобранного репертуара, на социальнокультурное развитие людей. Эмоциональная привлекательность искусства и возможность публичной демонстрации достиженийлюбителями,способствуют развитию художественной самодеятельности как формы досуга развивающей и возвышающей человека.Культурное развитие человекапроисходит в различных сферах и под влиянием множества факторов. Дома культуры работают в сфере досуга. Основные функции досуга: отдых, развлечения, развитее личности. Сущностным признаком досуга является свобода. Посещение дома культуры в свободное время не по обязанности, не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию, является важнейшим условием культурного развития. В современной ситуации массовой дезориентации в системе социальнокультурных ценностей занятия и занятость в свободное время социальноодобряемыми способами времяпрепровожденияи деятельностиследуетоцениватьположительно.Социальноодобряемая досуговая деятельность: творчество; духовное и физическое развитие человека;

отдых и развлечения. Социальнонеодобряемая досуговая деятельность: нарушение моральнонравственных норм и правил; девиантное поведение; нарушение закона.Социальноодобряемыедосуговые занятия не разрушают личность и не наносятущерб обществу.

В сфере досуга важно сохранить у человека ощущение свободы: физической, социальной, духовной, эмоциональной, интеллектуальной. Свободы волеизъявления и самовыражения. Задача культуры и культурного развития –освобождение человека. Социальнокультурная деятельность –мягкая форма влияния на культурное развитие и саморазвитие людей. В культурнодосуговых учреждениях развитие происходитна основе самодеятельности в разнообразныхпроявлениях. Профессиональные клубные работники создают желательные условия для посетителей. Профессия работников учреждений культурнодосуговой сферы является организаторской по форме, социальнокультурной по содержанию и обслуживающей по характеру взаимоотношений с посетителями.Взаимоотношения между государственными культурнодосуговыми учреждениями и населением могут успешно развиваться на основе культурного обслуживания клиентов с целью удовлетворения культурнодосуговых потребностей.

Стремление к полноте жизненных впечатлений проявляется в прагматизации досугачерез рациональное использование свободного времени. Для взрослыхидетей важен не отдых сам по себе,но и процесс,наполненный впечатлениями, открытиями, опытом. Клубные проекты следует разрабатывать исходя из реально существующих запросов жителей, которые составляют потенциальную аудиторию посетителей дома культуры.Значительная часть клубных проектов и программ имеет явно выраженную социальнопедагогическую направленность.Целенаправленное педагогическое взаимодействие осуществляется следующими методами: информирование, комментирование, объяснение, убеждение, пример. Методы стимулирования соцальнокультурной активности посетителей клуба: соревнование, оценка, поощрение,перспектива, требование, поручение.Перечисленные методы относятся к методам прямого воздействия и применяются при подготовке и проведении массовых мероприятий. Работа в учреждении культуры предполагает общую и педагогическую культуру сотрудников способных и готовых к социальному и личному взаимодействию с посетителями. В процессе проведения массовых, камерных, коллективногрупповых мероприятий и занятий, существенное влияние на культуру людей оказывает социальная среда –люди участвующие в мероприятии. Поведение, действия, общение, обмен информацией и мнениями, свободное самовыражение, творчествоучастников становятся фактором, воздействующим на людей. В календарных праздниках и массовых мероприятиях заложен содержательносмысловой потенциал, который может быть реализован в традиционных или инновационных социально культурных форматах, посредством современныхтехнологий с целью культурного развития. Занятия в самодеятельных коллективах проводят руководители, имеющие специальное образование или опыт работы, основываясь на художественнопедагогических методах. На основе изучения деятельности домов культуры можно сформулировать некоторые практические рекомендации, основанные на традиционных подходах и современных социокультурных процессах,с целью оптимизации социальнокультурной работыдомов культуры.Массовая работа ДК1.Сформировать систему основных календарных праздников для проведения в доме культуры. Осуществлять планированиеи проектирования клубной работы на основе календарных праздников и событий.2.Подготовкуи проведение массовых и камерных календарных мероприятийосуществлятьна основе интерактивности, с вовлечением публики в импровизационную, совместную социокультурную коммуникацию.3.Сформировать и использовать устойчивую систему внешних связей с учебными заведениями, организациями, социальными группами и гражданами для привлечения к подготовке и участию в календарных праздниках и мероприятиях.4.Проводить среди населения конкурсы, смотры личных достижений и выставки местных умельцев по различным видам деятельности: искусства, рукоделия, цветоводства, огородничества, кулинарии, профессиональных и прикладных навыков и умений и т.п., приуроченных к календарным событиям.5.Проводить vord skilds–соревнования по профессиональному мастерству.6.Проводить специальные мероприятия по специальным заказам организаций, учреждений и граждан.

Любительская деятельность и клубные объединения1.Создание и поддержка любительских художественных коллективов действующих в русле историкокультурных, национальных и региональных традиций.2.Создание любительских художественных коллективов на основе первоначальных, актуальных интересов людей формируемых под влиянием современной моды.

3.Создание студий общекультурного: художественного, эстетического, прикладного, оздоровительного и т. п. развития.4.Привлечение в ДК любителей занимающихся творчеством или любительской деятельностью вне клуба, самостоятельно, для систематического сотрудничества.5.Создание объединений, студий и курсов для обучения прикладным практически полезным навыкам. Повседневный досуг в ДК1. Просмотр видеофильмов. 2. Обеспечить выход в Интернет.

3. Создать игротеку или приобрести игровой инвентарь.

4. Эстетизировать, оформить интерьер.

5. Организовать артбазари fri market–обмен предметами, вещами, книгами, навыками.Дом культуры является центром светской культуры и досуга в сельской местности.Цель деятельности дома культуры –социальнокультурное развитие населения в сфере досуга. Изменения, происходящие в жизни и культуре, неизбежно сказываются на работе учреждений культуры. Полифункциональность клубных учреждений предполагает многообразие форм и направлений работы сразличными возрастными и социальными группами населения. Многофункциональное учреждение культуры может осуществлять деятельность по различным направлениям художественной, физической, политической, нравственной, эстетической, правовой, национальной, повседневной культуры. Основная задача модернизации –оптимизация деятельности дома культуры на основе эффективного использования ресурсов и возможностей социальнокультурной деятельности в соответствии с современными социокультурными процессами.

Ссылки на источники1.Основы законодательства Российской Федерации о культуре(утв. ВС РФ 09.10.1992 N 36121) (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).URL: http://www.consultant.ru

[Дата обращения 17.03.2016].