Юридические клиники как интегрирующий элемент в профессию юриста
Выпуск:
ART 96304
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лактюхин
А.
О.,
Лактюхин
О.
А. Юридические клиники как интегрирующий элемент в профессию юриста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
1926–1930. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96304.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена роли юридических клиник при вузах России в приобщении студента к юридической профессии. В статье наглядно демонстрируется, что дает студентам участие в деятельности юридических клиник, какие умения и навыки они приобретают благодаря практической работе в данных организациях. В статье также содержатся возможные предложения по повышению эффективности деятельности юридических клиник исходя из зарубежного опыта их функционирования.
Ключевые слова:
фгос во, юридическая клиника, юридическая практика, федеральный закон, консультирование; система streetlaw
Текст статьи
Лактюхин Артем Олегович, студент юридического факультета Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина
Лактюхин Олег Александрович, кандидат военных наук, доцент,профессор кафедры управления подразделениямиРязанского высшего воздушнодесантногокомандного училища им. генерала армии В.Ф. Маргеловаlaktjuhin@gmail.com
Юридические клиники как интегрирующий элемент в профессию юриста
Аннотация.Данная статья посвящена роли юридических клиник при вузах Россиив приобщении студента к юридической профессии. В статье наглядно демонстрируется, что дает студентам участие в деятельности юридических клиник, какие умения и навыки они приобретают, благодаря практической работе в данных организациях. В статье также содержатся возможные предложения по повышению эффективности деятельности юридических клиник, исходя из зарубежного опыта их функционирования. Ключевые слова:юридическая клиника; юридическая практика; Федеральный закон; ФГОС ВО;консультирование; система StreetLaw.
Изложение материала статьи хотелось бы начать со слов Президента Российской Федерации В.В. Путина:«Надо навести элементарный порядок в системе высшего образования. На рынке существует большое количество вузов (в том числе государственных), которые прямо нарушают право человека на получение добротных знаний. Рособрнадзор действует в этом отношении неэффективно. Предлагаю силами наших ведущих университетов с привлечением ученых РАН и международных экспертов провести аудит всех образовательных программ высшего профессионального образования. В первую очередь по юриспруденции, экономике,управлению, социологии». Вышеприведенная цитата наглядно демонстрирует необходимость обеспечения подачи образовательного материала на соответствующем уровне квалифицированным преподавательским составом. Более того, необходимо в учебных планах вузов предусмотреть представление обучающимся максимально возможногоколичества часов напрактические занятияс целью закрепления студентами полученных теоретических знаний. Длядостижения данныхцелей при юридических вузах Российской Федерации образуются юридические клиники по оказанию бесплатной квалифицированной юридической помощи гражданам. За последние 20 лет юридические клиники были созданы на базе большинства крупных вузов страны, а также при организациях,непосредственно занятых в сфере оказания юридической помощи гражданам. Следует отметить, что огромное влияние на становление и развитие такого рода учреждений оказала деятельность государства в сфере реализации программ,принятия законопроектови других руководящих документов, регулирующих порядок образования юридических клиник, устанавливающих их правовой статус и компетенцию[13].
Также нельзя забывать, что согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования (ФГОС ВО)по направлению подготовки «Юриспруденция»устанавливаются характеристики профессиональной деятельности бакалавров, требования к результатам освоения ими основных образовательных программ бакалавриата[4].Все выше перечисленное дает нам право утверждать, что на законодательной основе юридические клиники являются неотъемлемой частью образовательного процесса по юридической специальности.
Теперь попробуем выяснить, что жепредставляет из себя юридическая клиника,и какие основные принципы и идеи заложены в основу ее функционирования.Наиболее точно и подробно по этому поводу высказался МакКрэйт, который определил стандарты преподавания права и описал место юридических клиник в структуре университетовСША [5].
Он выделял следующие основные направлениядеятельности юридических клиник:− решение проблем;− правовой анализ и рассуждение;− определение правового состояния;− определение фактического состояния;− коммуникации (навыки общения);− консультирование; − проведение переговоров;− проведение судебных процессов и альтернативных процедур, используемых для разрешения спора;− организация и управление правовой работой;− определение и решения этических проблем.Следуетотметить, что в дальнейшем данные направления леглив основу деятельности юридических клиник не только вузов США, но и всего мира.
Так почему же юридические клиники являются обязательным элементом образовательной программы будущего юриста? В первую очередь следует отметить, что именно юридические клиники способствуют формированию практических умений на основе полученных в процессе обучения теоретических знаний. Это, в свою очередь, ведет к появлению у обучающегося профессиональной самостоятельности.В связи с этим,не случайно, современныйФГОС ВОпредполагает приобретениеобучающимися вкачестве составной части общекультурной компетенции «способность анализировать собственные возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям»[4].
Также во ФГОСВОотмечаетсяважность постоянного повышениястудентомсвоего интеллектуального и общекультурного уровня, развития социальной и профессиональной компетенции.Следующий аспект, объясняющий необходимость участия студентов в деятельности юридических клиник,
это возможность не только общения, но и взаимодействия на профессиональной почве с практикующими юристами[6]. Как известно, в процессе оказания юридической помощи деятельность студента курируется ответственными за данное мероприятие людьми. Последние, в свою очередь, нередко являются практикующими юристами. Такое сотрудничество, безусловно, приводит к положительным результатам. При столкновении со сложным делом, студент сможет спросить совет у опытногоюриста. Более того, вследствие такого взаимодействия, у студента появляется возможность ознакомиться с «новым взглядом»на решение тех или иных спорных моментов, возникающих в процессе юридической практики. Это, конечно же, не только обогатит кругозор студента в данной сфере, но и послужит подспорьем к реализации полученных знаний в собственной практике.
Необходимо отметить, что деятельность в юридических клиниках предоставляет возможности не только для формирования профессиональных умений и навыков в работе с документами, ознакомления с основами делового общенияи со способами разрешения сложных проблем профессиональной этики юриста. Один из значимых результатов практики в данной сфере для студента
это развитие собственных «внутренних резервов», необходимых для данной работы. В качестве данных «резервов»понимается уверенность студента в себе, формирование у него правовой культуры, то есть всеготого, что характерно для опытного юриста с внушительной практикой[7].Разумеется, такие черты не появляются сразу. Более того, не для всех они характерны независимо от опыта работы. Тем не менее, юридическая клиника один из способов для студентов сделать первые шаги в достижении данной цели. Как было упомянуто раннее, в последние годы количество юридических клиник при вузах нашей страны неуклонно растет. Как результат растет количество занятых в такой практике юристов и студентов по всей стране. Каждой юридической клинике кроме общих положений характерны свои способы и формы деятельности, которые отличны от тех, что используются в клиниках при других вузах страны. В связи с этим, поступают различные предложения по повышению эффективностифункционирования юридических клиник. Одним из таких предложений является межвузовское сотрудничество для обмена опытом, проведения совместных мероприятий с целью оказания бесплатной юридической помощи. Данное сотрудничество проявляется в проведении форумов, конференций как на уровне субъектов Российской Федерации, так и на уровне страны. Одна из последних конференций по данной тематике была проведена в городе Астрахань в 2014 году, где принимали участие как практикующие юристы, так и студенты и магистранты с большинства вузов России. Каждый желающий имел возможностьпредставить свой проект по улучшению функционирования юридических клиник.
Это ещё раз доказывает, что деятельность в юридических клиниках предоставляет студентам возможность не только приобретать теоретические знания и практическиеумения, но и приобщаться к научной деятельности.
Конференция закончилась обсуждением и принятием проекта «Концепции программы развития юридического образования и юридических клиник в РФ» и проекта Резолюции конференции, в которых было отмечено, что юридическая клиника способствуетразвитиюэффективныхобразовательныхтехнологий. Говоря о реализации научных интересов в юридической сфере, следует сказать, что юридические клиники действительно предоставляют студенту шанспроявить себя в научной деятельности.Проходя практику в определенной организации и сталкиваясь с конкретными казусами, студент может с научной точки зрения обосновать существующие проблемы и предложить свои пути их решения. Таким образом, у него будет возможность изучить эту вопрос не просто со стороны, но и посредством внедрения в саму суть проблемы опытным путем. Исходя из вышесказанного, следует, что для того, чтобы стать юристом, необходимо обладать целым спектром знаний, умений и навыков, которые студенты приобретают в процессе обучения в вузе и прохождения практики в юридических клиниках. Более того, требуется применять их правильно и соответствующим образом согласно закону. А это длястудента достаточно затруднительнобез опыта работы в юридической сфере. Именно опыт играет большую роль при интеграции выпускника в юридическую деятельность. Как известно,выпускаясь из вуза, студент сталкивается с трудноразрешимой проблемой –отсутствием практических навыков, потому как юридическое образование чаще всего нацелено,в большей степени, на получение теоретическихзнаний. Возникает вопрос: куда податься вчерашнему студенту, если всем работодателям требуются опытные специалисты? Выпускники юридических вузов зачастую чувствуют себя не готовыми кпрактической работе: они не умеют составлять процессуальные и иные документы и не владеют навыками делового общения[8].В такой ситуации колоссальное преимущество имеют те из них, которые активно участвовали в работеюридических клиникпри вузах. Успешное прохождение такой практики и наличие документа об этом событии послужит для студента дополнительным бонусом при назначении на должность. Также, те профессиональные навыки, которые были приобретены в процессе практики студентом, несомненно, пригодятся емув осуществлении задач, поставленных перед ним уже в его будущей сфере деятельности.Важно отметить, что на сегодняшний день в Российской Федерации действует внушительное количество юридических организаций, осуществляющих юридическую помощь гражданам. Одной из первых известных общественных юридических организаций, которая действует до настоящего времени, является «Международный союз юристов». В след за ней были образованы ряд других организаций, в том числе «Российский союз юристов», а также одна из наиболее влиятельных и значительных –«Ассоциация юристов России». Названные объединения осуществляют свою деятельность по различным направлениям. Сюда входят правовое просвещение населения, сотрудничество с подобными объединениями по юридическим вопросам, поддержка юридического образования, в том числе контроль за деятельностью юридических клиник, а также реализациямер по повышению эффективностиих работы. Безусловно, вышеприведенные мероприятия осуществляются в различных формах, при взаимодействии с другими организациями, тем самым придавая данному процессу общезначимый характер. Однако, следует отметить, что несмотря на это существует ряд проблемных моментов, которые требуют совместного вмешательства. Рассмотрим это на примере взаимодействия адвокатских объединений и Ассоциации юристов. Так, согласно Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» [9],
адвокаты обязаны постоянно повышать свою квалификацию. Ассоциация юристов вправе непосредственно осуществлять меры по обеспечению прохождения адвокатами данных мероприятий. Однако она неимеет возможности контролировать данный процесс единолично на всей территории Российской Федерации. В таком случае, юридические организации субъектов, в том числе и юридические клиники при вузах России могутпослужить площадками проведения такой процедуры[10].
Ивот здесь опятьтаки студенты получат шанспроявить себя как в качестве наблюдателей, так и в качестве помощников практикующих специалистов. Благодаря участию, обучающиеся приобретут бесценный профессиональный опыт, познакомятся с новым для них полем деятельности, возможно, окончательно определятся со своим профессиональным будущим. Более того, реализация студентами теоретических знаний, полученных в процессе обучения, на практике также найдет свое отражение в их дальнейшей профессиональной деятельности. Также следует отметить, что не исключается иприсутствие представителей адвокатских объединений с целью наблюдения ими за деятельностью студентов и дальнейшего привлечения наиболее успешных из них в свои организации. Такимобразом, такое взаимодействие принесет не только общезначимый характер, но идаст студентам возможность освоиться в юридической специальности, получить опыт и даже определиться со своими профессиональным будущим.Исследуя юридические клиники как общественно значимый элемент, а также как первую ступень в становлении студента как юриста, обратимся к зарубежному опыту функционирования данных организаций. Следует отметить, что юридические клиники получили свое развитие во многих страна мира, вне зависимости от особенностей правовой системы, принципов обучения в высших учебных заведениях. Более того, благодаря разноплановости образовательных методик, существуют и различные виды юридических клиник. Как пример,мы можем привести организацию юридических клиник при юридических вузах США. Главная особенность американской модели обучения заключается в создании юридических клиник по системе «StreetLaw» [5].
В сущности, данная система подразумевает обучение студентов навыкам преподавания основных правовых начал людям, не специалистам права. Надо отметить, что упомянутая тенденция прижилась в американской правовой системе достаточно быстро и на сегодняшний день используется практически во всех вузах страны. Кроме того, она распространилась и за пределами Нового Света, в частностив Англии, Австралиии рядедругих стран. Таким образом, нам удалось доказать, что юридические клиники на сегодняшний день, безусловно, являются неотъемлемой частью высшего юридического образования. Именно благодаря практике в подобных организациях студент получает необходимые практические умения и навыки, которые он будет использовать в профессиональной деятельности.
Ссылки на источники1 Федеральный Закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» № 324ФЗ от 21 ноября 2011 года. 2 Указ Президента РФ от 26.05.2009 №599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации».3 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 ноября 2012 года № 994 «Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядок их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи».4 Федеральныйгосударственныйобразовательный стандарт высшего образованияпо направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации[Текст] 2014 г. 5 Горбатова М.Г., Ходотова М.А. Шарапов И.И. Сравнительный анализ развития юридической клиники в США и в России [Текст] / М.Г. Горбатова, М.А. Ходотова, И.И. Шарапов // Юридическая клиника. Выпуск III: Сборник материалов Всероссийской научнопрактической конференции «Юридическая клиника в системе высшего юридического образования и в сфере оказания бесплатной юридической помощи» . 2013. С. 5358.6 Исаенкова О.В. Место юридических клиник в системе высшего юридического образования [Текст] / О.В. Исаенкова // Юридические науки. № 2.2014 , страницы 61677 Белозёров А.В., Мухтарова А.Р.Юридическая клиника как инновационный способ обучения будущих юристов [Текст] / А.В. Белозеров // Юридическая клиника. Выпуск III: Сборник материалов Всероссийскойнаучнопрактической конференции «Юридическая клиника в системе высшего юридического образования и в сфере оказания бесплатной юридической помощи» . 2013. С. 17208 Бережная Л.А., Самсонова М.В. Юридическая клиника как неотъемлемая часть юридического образования [Текст] / Л.А. Бережная, М.В. Самсонова // Юридическая клиника. Выпуск III: Сборник материалов Всероссийской научнопрактической конференции «Юридическая клиника в системе высшего юридического образования и в сфере оказания бесплатной юридической помощи» . 2013. С. 2123.9 Федеральный закон от 31.05.2002 №63ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»10 Моцкевич И.М., Общественные юридические организации: опыт устройства и практической деятельности [Текст] / И.М. Моцкевич // Юридическое образование и наука. 2015. №1. С. 38.
Лактюхин Олег Александрович, кандидат военных наук, доцент,профессор кафедры управления подразделениямиРязанского высшего воздушнодесантногокомандного училища им. генерала армии В.Ф. Маргеловаlaktjuhin@gmail.com
Юридические клиники как интегрирующий элемент в профессию юриста
Аннотация.Данная статья посвящена роли юридических клиник при вузах Россиив приобщении студента к юридической профессии. В статье наглядно демонстрируется, что дает студентам участие в деятельности юридических клиник, какие умения и навыки они приобретают, благодаря практической работе в данных организациях. В статье также содержатся возможные предложения по повышению эффективности деятельности юридических клиник, исходя из зарубежного опыта их функционирования. Ключевые слова:юридическая клиника; юридическая практика; Федеральный закон; ФГОС ВО;консультирование; система StreetLaw.
Изложение материала статьи хотелось бы начать со слов Президента Российской Федерации В.В. Путина:«Надо навести элементарный порядок в системе высшего образования. На рынке существует большое количество вузов (в том числе государственных), которые прямо нарушают право человека на получение добротных знаний. Рособрнадзор действует в этом отношении неэффективно. Предлагаю силами наших ведущих университетов с привлечением ученых РАН и международных экспертов провести аудит всех образовательных программ высшего профессионального образования. В первую очередь по юриспруденции, экономике,управлению, социологии». Вышеприведенная цитата наглядно демонстрирует необходимость обеспечения подачи образовательного материала на соответствующем уровне квалифицированным преподавательским составом. Более того, необходимо в учебных планах вузов предусмотреть представление обучающимся максимально возможногоколичества часов напрактические занятияс целью закрепления студентами полученных теоретических знаний. Длядостижения данныхцелей при юридических вузах Российской Федерации образуются юридические клиники по оказанию бесплатной квалифицированной юридической помощи гражданам. За последние 20 лет юридические клиники были созданы на базе большинства крупных вузов страны, а также при организациях,непосредственно занятых в сфере оказания юридической помощи гражданам. Следует отметить, что огромное влияние на становление и развитие такого рода учреждений оказала деятельность государства в сфере реализации программ,принятия законопроектови других руководящих документов, регулирующих порядок образования юридических клиник, устанавливающих их правовой статус и компетенцию[13].
Также нельзя забывать, что согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования (ФГОС ВО)по направлению подготовки «Юриспруденция»устанавливаются характеристики профессиональной деятельности бакалавров, требования к результатам освоения ими основных образовательных программ бакалавриата[4].Все выше перечисленное дает нам право утверждать, что на законодательной основе юридические клиники являются неотъемлемой частью образовательного процесса по юридической специальности.
Теперь попробуем выяснить, что жепредставляет из себя юридическая клиника,и какие основные принципы и идеи заложены в основу ее функционирования.Наиболее точно и подробно по этому поводу высказался МакКрэйт, который определил стандарты преподавания права и описал место юридических клиник в структуре университетовСША [5].
Он выделял следующие основные направлениядеятельности юридических клиник:− решение проблем;− правовой анализ и рассуждение;− определение правового состояния;− определение фактического состояния;− коммуникации (навыки общения);− консультирование; − проведение переговоров;− проведение судебных процессов и альтернативных процедур, используемых для разрешения спора;− организация и управление правовой работой;− определение и решения этических проблем.Следуетотметить, что в дальнейшем данные направления леглив основу деятельности юридических клиник не только вузов США, но и всего мира.
Так почему же юридические клиники являются обязательным элементом образовательной программы будущего юриста? В первую очередь следует отметить, что именно юридические клиники способствуют формированию практических умений на основе полученных в процессе обучения теоретических знаний. Это, в свою очередь, ведет к появлению у обучающегося профессиональной самостоятельности.В связи с этим,не случайно, современныйФГОС ВОпредполагает приобретениеобучающимися вкачестве составной части общекультурной компетенции «способность анализировать собственные возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям»[4].
Также во ФГОСВОотмечаетсяважность постоянного повышениястудентомсвоего интеллектуального и общекультурного уровня, развития социальной и профессиональной компетенции.Следующий аспект, объясняющий необходимость участия студентов в деятельности юридических клиник,
это возможность не только общения, но и взаимодействия на профессиональной почве с практикующими юристами[6]. Как известно, в процессе оказания юридической помощи деятельность студента курируется ответственными за данное мероприятие людьми. Последние, в свою очередь, нередко являются практикующими юристами. Такое сотрудничество, безусловно, приводит к положительным результатам. При столкновении со сложным делом, студент сможет спросить совет у опытногоюриста. Более того, вследствие такого взаимодействия, у студента появляется возможность ознакомиться с «новым взглядом»на решение тех или иных спорных моментов, возникающих в процессе юридической практики. Это, конечно же, не только обогатит кругозор студента в данной сфере, но и послужит подспорьем к реализации полученных знаний в собственной практике.
Необходимо отметить, что деятельность в юридических клиниках предоставляет возможности не только для формирования профессиональных умений и навыков в работе с документами, ознакомления с основами делового общенияи со способами разрешения сложных проблем профессиональной этики юриста. Один из значимых результатов практики в данной сфере для студента
это развитие собственных «внутренних резервов», необходимых для данной работы. В качестве данных «резервов»понимается уверенность студента в себе, формирование у него правовой культуры, то есть всеготого, что характерно для опытного юриста с внушительной практикой[7].Разумеется, такие черты не появляются сразу. Более того, не для всех они характерны независимо от опыта работы. Тем не менее, юридическая клиника один из способов для студентов сделать первые шаги в достижении данной цели. Как было упомянуто раннее, в последние годы количество юридических клиник при вузах нашей страны неуклонно растет. Как результат растет количество занятых в такой практике юристов и студентов по всей стране. Каждой юридической клинике кроме общих положений характерны свои способы и формы деятельности, которые отличны от тех, что используются в клиниках при других вузах страны. В связи с этим, поступают различные предложения по повышению эффективностифункционирования юридических клиник. Одним из таких предложений является межвузовское сотрудничество для обмена опытом, проведения совместных мероприятий с целью оказания бесплатной юридической помощи. Данное сотрудничество проявляется в проведении форумов, конференций как на уровне субъектов Российской Федерации, так и на уровне страны. Одна из последних конференций по данной тематике была проведена в городе Астрахань в 2014 году, где принимали участие как практикующие юристы, так и студенты и магистранты с большинства вузов России. Каждый желающий имел возможностьпредставить свой проект по улучшению функционирования юридических клиник.
Это ещё раз доказывает, что деятельность в юридических клиниках предоставляет студентам возможность не только приобретать теоретические знания и практическиеумения, но и приобщаться к научной деятельности.
Конференция закончилась обсуждением и принятием проекта «Концепции программы развития юридического образования и юридических клиник в РФ» и проекта Резолюции конференции, в которых было отмечено, что юридическая клиника способствуетразвитиюэффективныхобразовательныхтехнологий. Говоря о реализации научных интересов в юридической сфере, следует сказать, что юридические клиники действительно предоставляют студенту шанспроявить себя в научной деятельности.Проходя практику в определенной организации и сталкиваясь с конкретными казусами, студент может с научной точки зрения обосновать существующие проблемы и предложить свои пути их решения. Таким образом, у него будет возможность изучить эту вопрос не просто со стороны, но и посредством внедрения в саму суть проблемы опытным путем. Исходя из вышесказанного, следует, что для того, чтобы стать юристом, необходимо обладать целым спектром знаний, умений и навыков, которые студенты приобретают в процессе обучения в вузе и прохождения практики в юридических клиниках. Более того, требуется применять их правильно и соответствующим образом согласно закону. А это длястудента достаточно затруднительнобез опыта работы в юридической сфере. Именно опыт играет большую роль при интеграции выпускника в юридическую деятельность. Как известно,выпускаясь из вуза, студент сталкивается с трудноразрешимой проблемой –отсутствием практических навыков, потому как юридическое образование чаще всего нацелено,в большей степени, на получение теоретическихзнаний. Возникает вопрос: куда податься вчерашнему студенту, если всем работодателям требуются опытные специалисты? Выпускники юридических вузов зачастую чувствуют себя не готовыми кпрактической работе: они не умеют составлять процессуальные и иные документы и не владеют навыками делового общения[8].В такой ситуации колоссальное преимущество имеют те из них, которые активно участвовали в работеюридических клиникпри вузах. Успешное прохождение такой практики и наличие документа об этом событии послужит для студента дополнительным бонусом при назначении на должность. Также, те профессиональные навыки, которые были приобретены в процессе практики студентом, несомненно, пригодятся емув осуществлении задач, поставленных перед ним уже в его будущей сфере деятельности.Важно отметить, что на сегодняшний день в Российской Федерации действует внушительное количество юридических организаций, осуществляющих юридическую помощь гражданам. Одной из первых известных общественных юридических организаций, которая действует до настоящего времени, является «Международный союз юристов». В след за ней были образованы ряд других организаций, в том числе «Российский союз юристов», а также одна из наиболее влиятельных и значительных –«Ассоциация юристов России». Названные объединения осуществляют свою деятельность по различным направлениям. Сюда входят правовое просвещение населения, сотрудничество с подобными объединениями по юридическим вопросам, поддержка юридического образования, в том числе контроль за деятельностью юридических клиник, а также реализациямер по повышению эффективностиих работы. Безусловно, вышеприведенные мероприятия осуществляются в различных формах, при взаимодействии с другими организациями, тем самым придавая данному процессу общезначимый характер. Однако, следует отметить, что несмотря на это существует ряд проблемных моментов, которые требуют совместного вмешательства. Рассмотрим это на примере взаимодействия адвокатских объединений и Ассоциации юристов. Так, согласно Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» [9],
адвокаты обязаны постоянно повышать свою квалификацию. Ассоциация юристов вправе непосредственно осуществлять меры по обеспечению прохождения адвокатами данных мероприятий. Однако она неимеет возможности контролировать данный процесс единолично на всей территории Российской Федерации. В таком случае, юридические организации субъектов, в том числе и юридические клиники при вузах России могутпослужить площадками проведения такой процедуры[10].
Ивот здесь опятьтаки студенты получат шанспроявить себя как в качестве наблюдателей, так и в качестве помощников практикующих специалистов. Благодаря участию, обучающиеся приобретут бесценный профессиональный опыт, познакомятся с новым для них полем деятельности, возможно, окончательно определятся со своим профессиональным будущим. Более того, реализация студентами теоретических знаний, полученных в процессе обучения, на практике также найдет свое отражение в их дальнейшей профессиональной деятельности. Также следует отметить, что не исключается иприсутствие представителей адвокатских объединений с целью наблюдения ими за деятельностью студентов и дальнейшего привлечения наиболее успешных из них в свои организации. Такимобразом, такое взаимодействие принесет не только общезначимый характер, но идаст студентам возможность освоиться в юридической специальности, получить опыт и даже определиться со своими профессиональным будущим.Исследуя юридические клиники как общественно значимый элемент, а также как первую ступень в становлении студента как юриста, обратимся к зарубежному опыту функционирования данных организаций. Следует отметить, что юридические клиники получили свое развитие во многих страна мира, вне зависимости от особенностей правовой системы, принципов обучения в высших учебных заведениях. Более того, благодаря разноплановости образовательных методик, существуют и различные виды юридических клиник. Как пример,мы можем привести организацию юридических клиник при юридических вузах США. Главная особенность американской модели обучения заключается в создании юридических клиник по системе «StreetLaw» [5].
В сущности, данная система подразумевает обучение студентов навыкам преподавания основных правовых начал людям, не специалистам права. Надо отметить, что упомянутая тенденция прижилась в американской правовой системе достаточно быстро и на сегодняшний день используется практически во всех вузах страны. Кроме того, она распространилась и за пределами Нового Света, в частностив Англии, Австралиии рядедругих стран. Таким образом, нам удалось доказать, что юридические клиники на сегодняшний день, безусловно, являются неотъемлемой частью высшего юридического образования. Именно благодаря практике в подобных организациях студент получает необходимые практические умения и навыки, которые он будет использовать в профессиональной деятельности.
Ссылки на источники1 Федеральный Закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» № 324ФЗ от 21 ноября 2011 года. 2 Указ Президента РФ от 26.05.2009 №599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации».3 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 ноября 2012 года № 994 «Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядок их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи».4 Федеральныйгосударственныйобразовательный стандарт высшего образованияпо направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации[Текст] 2014 г. 5 Горбатова М.Г., Ходотова М.А. Шарапов И.И. Сравнительный анализ развития юридической клиники в США и в России [Текст] / М.Г. Горбатова, М.А. Ходотова, И.И. Шарапов // Юридическая клиника. Выпуск III: Сборник материалов Всероссийской научнопрактической конференции «Юридическая клиника в системе высшего юридического образования и в сфере оказания бесплатной юридической помощи» . 2013. С. 5358.6 Исаенкова О.В. Место юридических клиник в системе высшего юридического образования [Текст] / О.В. Исаенкова // Юридические науки. № 2.2014 , страницы 61677 Белозёров А.В., Мухтарова А.Р.Юридическая клиника как инновационный способ обучения будущих юристов [Текст] / А.В. Белозеров // Юридическая клиника. Выпуск III: Сборник материалов Всероссийскойнаучнопрактической конференции «Юридическая клиника в системе высшего юридического образования и в сфере оказания бесплатной юридической помощи» . 2013. С. 17208 Бережная Л.А., Самсонова М.В. Юридическая клиника как неотъемлемая часть юридического образования [Текст] / Л.А. Бережная, М.В. Самсонова // Юридическая клиника. Выпуск III: Сборник материалов Всероссийской научнопрактической конференции «Юридическая клиника в системе высшего юридического образования и в сфере оказания бесплатной юридической помощи» . 2013. С. 2123.9 Федеральный закон от 31.05.2002 №63ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»10 Моцкевич И.М., Общественные юридические организации: опыт устройства и практической деятельности [Текст] / И.М. Моцкевич // Юридическое образование и наука. 2015. №1. С. 38.