Современные методы художественного архитектурного проектирования в преподавании графических дисциплин

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Голубева А. Н. Современные методы художественного архитектурного проектирования в преподавании графических дисциплин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1946–1950. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96308.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются сущность, методы художественного архитектурного проектирования и их значение в формировании у студентов практических навыков. С учетом педагогического опыта автором наиболее подробно раскрывается методика силуэтного поиска архитектурного объекта, а также этапы художественного проектирования, иллюстрируемые графическими изображениями.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Голубева Анастасия Николаевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», г. Москваagoshkowa@rambler.ru

Современные методы художественного архитектурного проектированияв преподаванииграфических дисциплин

Аннотация.В статье рассматриваютсясущность, методыхудожественного архитектурного проектированияи их значение в формировании у студентов практических навыков. С учетом педагогического опыта, автором наиболее подробно раскрывается методика силуэтного поиска архитектурного объекта, а также этапы художественного проектирования, иллюстрируемые графическими изображениями.Ключевые слова:художественное архитектурное проектирование, силуэтный поиск, методика обучения архитектурной и проектной графике, пространственное и творческое мышление.

При организации учебного процесса многие педагоги активно используют метод проектов. Процесс проектирования позволяет интегрировать знания из различных учебных областей и предметов, даёт возможность применить их на практике, способствует выдвижению новых идей. Кроме того, проектная деятельность студентов может достаточно широко использоваться на любой ступени обучения в учебных заведениях различного типа.Учебныйпроцесс, построенный на основе проектирования –это поиск студентами новых познавательноприкладных, практических сведений, знаний о способах организации будущей профессиональной деятельности.В основе учебного проектирования лежат последовательные блоки действий и входящих в них операций. Однако эта деятельность не предполагает жесткой алгоритмизации действий, не исключает творческого подхода.Задания на проектирование предоставляют студентам возможность мыслить, рассуждать над различными вариантами решения проектных проблем. Следовательно, при выполнении проектных заданий акцент с различного вида упражнений переносится на активную мыслительную деятельность. Проектирование позволяет студентам творчески применить знания. Выполняя проектные задания, обучающиеся овладевают определенными интеллектуальными и творческими умениями. К интеллектуальным умениям относятся: способность работать с текстовой и визуальной информацией, анализировать её, делать выводы. Творческие умения предполагают генерирование идей, нахождение нескольких вариантов решения проблемы, прогнозирование последствий того или иного решения[7].Можновыделить следующие преимущества метода учебного проектирования: 1) обеспечиваются интеграционные связи между отдельными предметами; 2) наблюдается усиление познавательной активности студентов; 3) повышается учебная мотивации студентов, за счет активизация процесса обучения; 4) формируются социально значимые качества личности обучающегося; 5) реализуется индивидуальный дифференцированныйподход в обучении[4].Проблемы применения проектирования в учебном процессе рассмотрим на примере подготовки инженеров строительных специальностей в рамках дисциплины архитектурностроительного черченияи дизайна. В основе процесса обучения архитектурностроительному черчению лежит графическая деятельность студентов, которая обладает образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом, создавая прочную основу для развития творческой личности студентов.Учебное проектирование является основным компонентом архитектурностроительного черчения и определяется, с одной стороны, как самостоятельный вид учебной деятельности, с другой стороны, как результат этой деятельности, то есть учебный проект. Рассмотрим эти понятия более подробно. Учебный проект предполагает разработку замысла, идеи, детального плана того или иного объекта. При этом имеется в виду разработка не только главной идеи, но и условий ее реализации (сметы, материалов, условий эксплуатации). Жизненный цикл проекта принято делить на фазы, фазы на стадии, стадии на этапы.Выделяют следующие фазы в жизненном цикле проекта: 1) фаза проектирования, результатом которой является построенная модель создаваемого объекта и план его реализации; 2) технологическая фаза, результатом которой является практическая реализация проектируемого объекта; 3) рефлексивная фаза, результатом которой является оценка реализованного объекта и определение необходимости дальнейшей корректировки предыдущего проекта, либо «запуска» нового проекта.Проектирование следует отличать от конструирования. Продукт проектной деятельности выражается в особой знаковой форме, то есть в виде текстов, чертежей, таблиц. Результатом же конструкторской деятельности является опытный образец, с помощью которого уточняется проект и его характеристики. С понятиями проектирования и конструирования тесно связано понятие моделирование. Однако моделирование –это изучение уже существующего объекта по его копии, модели, а проектирование и конструирование предполагают создание нового образа или объекта.Объекты проектирования могут включать как материальные (архитектурные, дизайнерские объекты, технику и т.д.), так и нематериальные объекты (социальное и педагогическое проектирование). В ходе проектирования представление об объекте изменяется. Происходит последовательная конкретизация визуального образа этого объекта. Каждый этап его связан с определенными средствами графического и символического представления объектов. В процессе проектирования образ постоянно корректируется за счет возвращения на предыдущиестадии. В результате получается визуальноцелостный объект.В рамках методики обучения графическим дисциплинам на первый план выдвигается художественное архитектурное проектирование, которое способствует развитию изобразительных и композиционных способностей студентов, содействует самореализации личности, приобретению навыков самостоятельных действий и принятия решений.Одним из традиционных видов графической деятельности студентов является проектирование архитектурной среды, которое применяется при изученииархитектурностроительного черчения. Это способствует не только развитию навыков выполнения строительных чертежей, но и формированию творческого потенциала студентов.В целом, архитектурная проектная деятельность включает постановку задач, изучение аналоговархитектурных объектов, функциональный анализ, поиск формы различных объектов и воплощение их в определенныйдизайнпроект. При этом используетсясистемаграфических изображений (рисунок, технический рисунок, эскиз, набросок, чертеж и др.), знания о которых формируются в изобразительной и графической деятельности.То есть,основнаяцель архитектурного проектирования и дизайна –это организация искусственно создаваемой среды. Архитектурныйпроектна практике представляет собой пакет конструкторских документов, в число которых входят план, фасад, разрез здания, генеральный план участка застройки. Графика, используемая в архитектурном черчении, опирается на правила начертательной геометрии и предусматривает построения в ортогональных и аксонометрических проекциях, а также в перспективе. Изображения могут быть линейными, светотеневыми и цветовыми. С этой стороны архитектурная графика опирается на художественные методы изображения, которые являются результатомсоединениянауки,искусстваи практики.В процессе художественного архитектурного проектированияключевое место отводится выбору наиболее эффективного метода обученияпри построении графических форм. Современные ученыепедагоги [1; 5; 6; 8] выделяют следующие методы обучения: 1. Проектирование по схеме «от образа к плану»; 2. Проектирование по схеме «от плана к образу»; 3. Погружение в контекст; 4. Метод дефрагментации оригинала; 5. Силуэтный поиск.Метод обучения проектированию по схеме «от образа к плану» основан на графическом представлении формируемых объектов в аксонометрической проекции основных геометрических форм. В процесс построения вовлекаются геометрические тела любой конфигурации: ортогональные, цилиндрические, косоугольные.При использовании метода обучения по схеме «от плана к образу» формообразование происходит в три этапа: рисование планов; перевод нарисованных планов в соответствующие объемные формы. На последнем этапе студент переводит объемнопространственные формы в реальное пространство.Метод обучения по схеме «погружения в контекст» может применяться при решении учебных задач на «стилизацию», то есть формирование профессиональных представлений, основой которых выступают существующие феномены культуры (задания на стилизацию природных форм, стилизацию архитектурного стиля и т. п.).Метод обучения по схеме «дефрагментации образца»предусматривает использованиекомпозиции«линияпятнофигура». При этомна изображение накладывается калька, под ней находится фрагмент изображения, который«обводится» ручкой.Известно, что многие архитекторы работали в жанре «архитектурной фантазии. Этот жанр возник как одна из разновидностей архитектурной графики, в частности таких видов,как архитектурный рисунок и эскиз. Одним из видов архитектурной фантазии является силуэтный поискздания. Например, если представить силуэт здания, как плоскую фронтальную проекцию архитектурной формы, то по этой проекции можно воссоздать структуру элементов архитектурной формы, показать своё видение гипотетического объекта, его архитектурное решение(рис.1).

Рисунок1–Силуэти фасад, созданный по этому силуэту

Применение жанра архитектурной фантазии в процессе обучения студентов строительных специальностей позволяет:

стимулировать творческое воображение, развиватьпространственное и творческое мышление;

сочинять графические сюжеты, которые можно представить как силуэты неких архитектурных форм;

восстанавливать, то есть воспроизводить вероятную структуру элементов формы, превращая её в композиционную и пластическую организацию гипотетического объекта;

трансформировать результаты поискав привычную для студента аксонометрическую или перспективную проекцию[1; 3].Главная методическая проблема данной имитационной модели состоит в том, чтобы основныесоставляющие силуэтного поиска представить в виде системы конкретных технологических процедур, доступных студентамв режиме импровизации.Принципиально важной является технология рисования, то есть выбор техническихсредстви методов изображенияобъекта в виде силуэта. Работа должна вестись широким рисовальным или пишущим инструментом, например, углем, как это показано на рисунке2.

Рисунок 2–Силуэты, выполненныеуглем

Широкий инструмент, делая по необходимости плоскостные изображения, представляет руке полную свободу, позволяющую ослабить контроль за создаваемыми изображениями со стороны сознания. Силуэты должны рисоваться свободно и размашисто, а рука должна подчиняться исключительно внутренним, инстинктивноподсознательным импульсам, быть предельно бесконтрольной от рациональной составляющей интеллекта[2]. Обычно студенты быстро улавливают суть этой технологии и её возможности(рис.3).

Рисунок3–Силуэтывыполненныемягким карандашом.

В целом, опыт проведения занятий со студентами художественнографического факультета, позволяет выделить следующие этапы применения метода силуэтного поиска при построении графических форм.Первый этапработы, в рамках которого широкими мазками набрасываются силуэты архитектурной формы, сочиненной по заданной исходной схеме объекта, выбирается один или два удачных варианта, которые наиболее точно отражают форму реального объекта (рис. 4).

Рисунок 4 –Первыйэтап

Второй этапработы–выявление композиционных и пластических характеристик гипотетического объекта по выбранному после первого этапа варианту(рис.5).

Рисунок 5–Второйэтап

Третий этапработы –созданиевариантов конфигураций плана гипотетического объекта по выбранному на втором этапе варианту (рис. 6)

Рисунок 6–Третийэтап

Четвертый этап–восстановление по фасадуи плану трехмерного изображения объекта(рис. 7).

Рисунок 7–Четвертыйэтаппроектирования

Как видно из представленных выше рисунков, последовательность действий студентов по выполнению проекта при силуэтном поиске будет такова:

наброски силуэтов архитектурной формы;

уточнение плана, воссоздание структуры объекта;

создание объекта по плану;

построение технического рисунка архитектурного объекта или перспективы, аксонометрической проекции архитектурного объекта (по выбору студента).Таким образом, метод силуэтного поиска организует процесс обучения, делает его более упорядоченным и осмысленным,вовлекает студентов в процесс реального проектирования, устраняя визуальные штампы и зажатость мышления, стимулирует поиск проектной идеи, делает процесс обучения интересным иувлекательным. В целом, применение силуэтного поиска как метода обучения позволяет повысить эффективность учебной графической и проектной деятельности студентов.

Ссылки на источники1.Агошкова А. Н. Силуэтный поиск как метод обучения проектной графике студентов графических специальностей // Вестник строительства и архитектуры. –Орел: Издво ООО ПФ «Картуш», 2010. С. 469 –473.2.Агошкова А. Н. Учебное проектирование в графической деятельности студентов педвуза (на материале архитектурностроительного черчения): диссертация на соискание ученой степеникандидата педагогических наук.Москва, 20063.Агошкова Н.Е., Шабанникова Н.Н., Голубева А.Н. Проблемы формирования учебной мотивации студентов в процессе профессионального образования // Экономика и социум. 2015. № 12 (14). С. 90 93.4.Агошкова А. Н.Проектирование как модель организации учебнопознавательной деятельности студентов//Экономика и социум. 2012. № 3. С. 6 14.5.Барчугова Е.В., Рочегова Н.А., Композиционная подготовка студента архитектора. Компьютерное моделирование// Архитектура и строительство Москвы. №23, 2002 , С. 5462.6.Богомолов И.И. Креативные методыобучения архитектурному формообразованию//«Архитектон: известия вузов». № 12. 2005URL: http://archvuz.ru/2005_4/117.Голубева А. Н., Агошкова Н. Е., Шабанникова Н. Н. Опыт применения инновационных методов в системе профессионального образования // Экономика и социум. 2015. № 12 (14). С. 903 906.8.Новиков А.М. Методология учебной деятельности. –М.: Издательство «Эгвес», 2005. 176с.