Формирование правовой культуры школьника

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Игошина Н. В., Долбилов С. В. Формирование правовой культуры школьника // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1941–1945. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96307.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования высокой правовой культуры у учащихся 11-х классов. В исследовании определены уровни правовой культуры у учащихся 11-х классов и даны практические рекомендации по повышению правовой культуры школьников.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Игошина Наталья Викторовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им.Г.И.Носова», г.Магнитогорскnatviktig13@mail.ru

Долбилов Сергей Васильевич, преподаватель истории и обществознания, репетитор, г. Магнитогорск.

Формирование правовой культуры школьника

Аннотация.Статья посвящена проблеме формирования высокой правовой культуры у учащихся 11х классов. В исследовании определены уровни правовой культуры у учащихся 11х классов и даны практические рекомендации по повышению правовой культуры школьников.Ключевые слова:правовая культурашкольника, уровни правовой культуры школьника, прочность знаний, степень выраженности нравственных качеств у школьника.

Актуальность исследовательского проекта обусловлена запросом со стороны общества на прочные правовые знания. Данный запрос на высокую правовую культуру выпускников школы отражен в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (1011 кл.). В частности, ФГОС ориентируетв настоящее время учителя на формированиеу учащихся уважения к закону и правопорядку, нравственного сознания и поведения [9].Наша работа была посвящена проблеме формирования высокой правовой культуры у учащихся 11х классов. Объектом нашего исследования являлись учащиеся 11х классов МОУ СОШ №65 г. Магнитогорска. В качестве предмета исследования выступало формирование у учащихся 11х классов правовой культуры. Цель исследования заключалась в определении уровней правовой культуры учащихся 11х классов. Задачи исследования предполагали, вопервых, раскрытие сутиключевого понятия исследования «правовая культура»; вовторых, изучение степениразработанности проблемы в психологопедагогической и методической литературе; втретьих, разработку содержания опросных листов и выявление с их помощью уровнейправовой культуры у учащихся 11х классов.При выполнении исследовательской работы в качестве метода сбора первичных данных применялось групповое, аудиторное, очное, сплошное анкетирование. В качестве метода обработки результатов использовались шкалирование и статистическая таблица. В качестве метода наглядного представления результатов были задействованы диаграммы. В Толковом словаре С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой понятие «культура» трактуется как «совокупность производственных, общественных, духовных достижений людей» [7 с.321]. По мнению М.Ю.Брандта, правовая культура является «важнейшим элементом общей духовной культуры». М.Ю.Брандт также считает, что правовая культура представляет собой систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся ксфере действия права. По его мнению, «правовая культура состоит из глубоких правовых знаний, уважения к праву и закону» [6, с.74].Основой правовой культуры, по мнению автора учебной литературы для средней школы А.Ф.Никитина, являются юридические знания. Помимо юридических знаний, в копилку правовой культуры входят также чувство справедливости и чувство уважения к праву [4, с.146]. Заслуживает внимания трактовка правовой культуры, даннаяЛ.Н.Боголюбовым и Ю.И.Аверьяновым. Они утверждают, что фундаментом правовой культуры является нравственная и политическая культура. Правовая культура личности, по их мнению, проявляется, вопервых, в знании действующего законодательства, прежде всего Конституции РФ, в части прав, свобод и обязанностей личности. Вовторых, в уважительном отношении к существующему праву. Втретьих, в поведении, соответствующем предписаниям юридических норм. И, вчетвертых, правовая культура непременно предполагает наличие нравственных качеств, прежде всего, совестливости и честности [15, с.57].Всвоей исследовательской работе мы придерживалисьименно последнего взгляда на природу правовой культуры, поскольку, по нашему мнению, он наиболее верно отражает суть этого обществоведческого явления. Правовая культура общества является важнейшим элементом общей духовной культуры. В правоведении выделяют правовую культуру общества и правовую культуру личности [15, с.57]. Правовая культура общества относится к сфере действия права, она включает «правовые идеи, правовые нормы, правоотношения, правовые учреждения, правовые традиции, стереотипы поведения». Основой правовой культуры является нравственная и политическая культура [15, с.57]. Большое значение имеют идеипсихолога Е.П.Ильина в отношении психологопедагогических условий формирования нравственности учащихся. Е.П.Ильин выделяет три условия: приобретение учащимися знаний о нравственном поведении, правильную организацию жизни и деятельности школьников, приобретение ими положительного опыта нравственного поведения, выработку у школьников социальной потребности нравственного поведения [2, с.487 –489].По мнению А.Ф.Никитина, качество правовой культуры граждан на сегодняшний день оставляет желать лучшего. Иными словами, весьма непросто сегодня сформировать силами школы высокую правовую культуру у учащихся, завтрашних 18ти летних полноправных в правовом отношении граждан нашей державы. Согласно А.Ф.Никитину, основа правовой культуры –это юридические знания, следующая ступень –уважение к праву. Именно благодаря правовым чувствамправо приобретает для нас заметную ценность. В конечном счете, у нас формируется чувство законности [4, с.147].По мнению Л.Н.Боголюбова, правовая культура тесно связана с правосознанием, опирается на него. Она включает в себя правовые знания, представления, убеждения, позволяющие отличить верное и допустимое поведение от неверного и недопустимого [5, с.321]. В условиях обновляющихся социальных отношений, демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы и правила не благодаря внешнему контролю, а в силу внутренних надежных качеств личности [10, с.345].В этом смысле важно помнить педагогический опыт А.С.Макаренко в области формирования нравственного поведения. А.С.Макаренко большое значение придавал «поступку наедине с собой», или тому, как ведет себя воспитанник в отсутствие других людей, когда не испытывает внешнего контроля [10, с.346]. Если рассматривать взаимодействие таких элементов,как знание основ Конституции, уважение к праву, мотивация правового поведения, совестливость, честность, то нужно обратить внимание на то, что глубокое знание права без опоры на нравственные понятия приводит к правовому нигилизму, к ситуации, когда субъект правоотношений право знает, но не соблюдает. В настоящее время этому способствуют некоторые негативные условия нашей современной жизни: недостатки проводимых социальноэкономических преобразований, массовое и повсеместное нарушение законодательства, проблемы вборьбе с преступностью [5, с.323].Именно поэтому формирование высокой правовой культуры у учащихся напрямую зависит от степени сформированности в ходе педагогического процесса каждого элемента,входящегов правовую культуру. Процесс формирования высокой правовой культуры весьма не прост еще и в силу того, что учащимся 11 класса нет еще 18ти лет, и правовые вопросы в основном решаются родителями. Охарактеризуем метод сбора первичных данных нашего исследования. Анкета, необходимая дляпроведения исследования, состоялаиз 20 вопросов, к каждому элементупоказателю правовой культуры относилосьпо 4 вопроса. Вопросы подбирались таким образом, чтобы выявить по первому показателю прочность освоения основ Конституции РФ, по остальным четырем –степень сформированности, поскольку эти четыре показателя связаны с нравственными качествами личности. Все вопросы в анкете носилизакрытый характер, анкетирование проводилосьанонимно. По своему характеру оно было групповым, аудиторным, очным, сплошным.Для того, чтобы выявить уровень правовой культуры школьников, мы воспользовалисьметодикой доктора педагогических наук А.А.Кыверялга. Для этого выделиликритерии и показатели. По А.А.Кывырялгу, «критерий –это параметр оценки результата, который выражается в показателях» [3, с.208]. В нашем исследовании в роли показателей выступалиследующие элементы правовой культуры: знание основ Конституции РФ, уважение к праву, мотивация правового поведения, совестливость, честность. В качестве критерия по первому показателю выступилапрочность знаний, по оставшимся четырем степень выраженности этих показателей в баллах от 0 до 2. Техника оценки каждого критерия по показателям представлена в пособииТ.Ф.Ореховой и Н.Ф.Ганцен [8, с.8990]. Мы воспользовалисьуказанной техникой, адаптируя ее под наши исследовательские цель и задачи (таблица 1).Таблица 1Техника оценки уровней правовой культуры школьников

1. Знание основ КонституцииУровеньБаллы по показателюПрочность знаний по данному показателю правовой культуры в баллах, выводимых на основании 4 вопросов анкетыВысокий2222Средний1111Низкий00002. Уважение к правуУровеньБаллы по показателюСтепень выраженности уважения к праву по данному показателю правовой культуры в баллах, выводимых на основании 4 вопросов анкетыВысокий2222Средний1111Низкий00003. Мотивация правового поведенияУровеньБаллы по показателюСтепень мотивации правового поведения по данному показателю правовой культуры в баллах, выводимых на основании 4 вопросов анкетыВысокий2222Средний1111Низкий00004. СовестливостьУровеньБаллы по показателюСтепень сформированности такого показателя правовой культуры,как совестливость в баллах, выводимых на основании 4 вопросов анкетыВысокий2222Средний1111Низкий00005. ЧестностьУровеньБаллы по показателюСтепень сформированности такого показателя правовой культуры,как честность в баллах, выводимых на основании 4 вопросов анкетыВысокий2222Средний1111Низкий0000

Введение балльных оценок позволилоопределить уровень правовой культуры по каждому критерию. При этом мы опиралисьна положение о том, что обычно искомое качество формируется на среднем, реже на низком и высоком уровнях [8, с.89]. Основываясьна методике А.А.Кыверялга мы установилинеравномерные интервалы группировки значений [3, с.210]. Для определения уровней правовой культуры у учащихся 11х классов мы создали, таким образом, специальную шкалу, представленную в таблице 2. Таблица 2Шкала оценки уровней правовой культуры старших подростков

Уровень правовой культуры у учащихся 11х классовНизкийСреднийВысокийОценка в баллах0 1011303140

По каждому показателю из 5ти респонденту задавалисьчетыре вопроса. Таким образом, каждый из респондентов отвечална 20 вопросов анкеты. Подсчитанные баллы по показателям и критериям заносилисьв специальную сводную таблицу, предложенную для педагогического исследованияТ.Ф.Ореховой и Н.Ф.Ганцен [8, с.92]. Данную таблицу мы адаптировали под наше исследование. Что способны демонстрировать учащиеся на высоком, среднем, низком уровнях правовой культуры?На высоком уровнереспонденты способны демонстрировать высокую прочность знания основ Конституции РФ, высокую степень уважения к праву, высокую степень мотивированности правового поведения, высокую степень сформированности честности и высокую степень сформированности совестливости.На среднем уровнереспонденты способны демонстрировать среднюю прочность знания основ Конституции РФ, среднюю степень уважения к праву, среднюю степень мотивированности правового поведения, среднюю степень сформированности честности и среднюю степень сформированности совестливости.На низком уровнереспонденты демонстрируют низкую прочность знания основ Конституции РФ, низкую степень уважения к праву, низкую степень мотивированности правового поведения (конформное поведение), несформированность честности и совестливости как качеств личности.В ходе педагогического исследования мы получили следующие результаты. Из 40 респондентов, учащихся двух 11х классов, высокий уровень правовой культуры продемонстрировали лишь 3 человека (8%), средний уровень был выявлен у 36 человек (89%), низкий уровень показал 1 из респондентов (3%) (рис. 1).

Рис. 1. Результаты тестирования, направленного на выявление уровней правовой культуры у учащихся 11х классов

Если рассмотреть полученные результаты по юношам и девушкам отдельно, то будет выявлена следующая картина. Высокий уровень правовой культуры среди юношей демонстрируюттолько 2 респондента (10%), среднийуровень –17 респондентов (84%), низкий уровень –1 респондент (5%). Высокий уровень правовой культуры среди девушек показывает лишь 1 респондентка (5%), среднийуровень –19 респонденток (95%), низкий уровень в ходе исследования не зарегистрирован (рис. 2).

Рис. 2. Результаты тестирования, направленного на выявление уровней правовой культуры у учащихся 11х классов (отдельно по юношам и девушкам)

Если представить полученные в ходе исследования данные по пяти показателям, то окажется, что по показателю «Знание основ Конституции РФ» респонденты (юноши и девушки) продемонстрировали прочность знаний на 84%, по показателю «Уважение к праву» респонденты (юноши и девушки) показали степень освоения лишь на 58%, по показателю «Мотивация правового поведения» только на 50%, по показателю «Совестливость» только на 63%, по показателю «Честность» только на 53% (рис. 3).

8%89%3%Респонденты (учащиеся 11 х классов)ВысокийСреднийНизкий10 %5 %84 %95 %5 %0 %020406080100120ЮношиДевушкиВысокийСреднийРис. 3. Степень освоения показателей правовой культуры учащимися 11х классов

Если представить полученные в ходе исследования данные по пяти показателям отдельно по юношам и девушкам, то окажется, что по показателю «Знание основКонституцииРФ» респондентыюноши продемонстрировали прочность знаний на 76%, респондентыдевушки –на 91%, по показателю «Уважение к праву» респондентыюноши показали степень освоения на 52%, респондентыдевушки –на 65%, по показателю «Мотивация правового поведения» респондентыюноши демонстрируют степень освоения на 52%, респондентыдевушки –на 48%, по показателю «Совестливость» респондентыюноши показывают степень освоения на 59%, респондентыдевушки на 67%, по показателю «Честность» респондентыюноши демонстрируют степень освоения на 58 %, респондентыдевушки –на 48% (рис. 4).

Рис. 4. Степень освоения показателей правовой культуры респондентами 11х классов (юношами и девушками отдельно)

В ситуации с исследуемыми классами такие показатели правовой культуры, как уважение к праву, мотивация правового поведения, совестливость, честность явно западают. Это обстоятельство говорит о необходимости изменения педагогического процесса, который по методике В.П.Беспалько может быть оценен с помощью коэффициента эффективности [1, с.95]. Правило определения коэффициента педагогического процесса сведено в таблицу в пособии Т.Ф.Ореховой и Н.Ф.Ганцен [8, с.93] (таблица 3).

84%58%50%63%53%Знание основ Конституции РФУважение к правуМотивация правового поведенияСовестливостьЧестностьЮноши и девушки76%52%52%59%58%91%65%48%67%48%знание основ Конституции РФУважение к правуМотивация правового поведенияСовестливостьЧестностьЮношиДевушкиТаблица 3Правило определения коэффициента педагогического процесса

Значение коэффициента эффективности (Кэ)Уровни эффективности0,9 ≤ К <1,0оптимально эффективный0,8 ≤ К <0,9эффективный0,7 ≤ К <0,8минимально эффективныйМенее 0,7неэффективный

Данный коэффициент вычисляется по формуле: Кэ = N1 :N2, где N1 фактическое количество баллов, набранных всей группой респондентов,N2 –максимально возможное количество баллов, которые могут набрать все респонденты. Коэффициент эффективностив исследовании по 11му классу равен –0,58, иными словами, педагогический процесс в части формирования правовой культуры у учащихся 11х классов нужно признать неэффективным.Опираясь на результаты проведенного исследования, предлагаем изменить педагогический процесс так, чтобы основная масса респондентовдемонстрировала высокий уровень правовой культуры. С этой целью необходимо добиватьсяот учащихся на уроках обществознанияглубокого освоения каждого элемента, входящего в правовую культуру. Так, учителю нужно формировать уучащихся не только прочныеправовыезнания,но истремиться к воспитанию нравственных элементов правовой культуры: уваженияк существующему праву, мотивации правового поведения, совестливости и честности. В этом случае коэффициент эффективности педагогического процесса может быть высоким, а уровень при этом –эффективным или оптимально эффективным. Предлагаем классному руководителю в своей воспитательной деятельности учесть сложность процесса формирования правовой культуры у учащихся 11х классов. Классному руководителю необходимо правильноорганизовывать нравственную жизнь школьников, способствовать приобретению школьниками положительного опыта нравственного поведения, формировать у школьников ярко выраженную потребностьв нравственном поведении. Это позволит избежать формализации в деле освоения учащимися правовой культуры.

Ссылки на источники1.БеспалькоВ.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько. –М.: Педагогика, 1989. –192 с.2.Ильин Е.П. Психология: Учебник для средних учебных заведений. –СПб.: Питер, 2004. –560 с.3.КыверялгА.А. Методы исследования в профессиональной педагогике / А.А.Кыверялг. –Таллин: Валгус, 1980. –334 с.4.НикитинА.Ф. Право и политика: Учеб. пособие для 9 кл. общеобразоват. учреждений. –3е изд. –М.: Просвещение, 1999. –191 с.5.Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / [Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издво «Просвещение». –5е изд. –М.: Просвещение, 2009. –351 с.6.Обществознание. Понятия и термины: справочник / авт.сост. М.Ю.Брандт. –2е издание, перераб. –и доп. М.: Издательство «Экзамен», 2014. –126 c.7.ОжеговС.И. и Шведова.Н.Ю. Толковый словарь русского языка:72500 слов и 7500 фразеол. выражений / РоссийскаяА.Н. Инт рус. яз.; Российский фонд культуры. –М.: Азъ Ltd., 1992. –960 с.8.ОреховаТ.Ф., ГанценН.Ф. Подготовка курсовых и дипломных работ по педагогическим наукам: методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений факультета педагогики и методики начального образования по специальности 050708 –«Педагогика и методика начального образования». –2е изд., испр. и доп. –Магнитогорск: МаГУ, 2008. –147 с.9.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (1011 кл.) [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://минобрнауки.рф/documents/2365(дата обращения: 23.02.16)10.

ХарламовИ.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. –4е изд., перераб. и доп. –М.: Гардарики, 2004. –520 с.11.

Школьный словарь по обществознанию 1011 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / [Ю.И.Аверьянов, Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова, Ю.И.Аверьянова. –6е изд., перераб. и доп. –М.: Просвещение, 2010. –96 с.