Особенности психологического сопровождения сотрудников МВД России в целом

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шхагапсоева М. Х. Особенности психологического сопровождения сотрудников МВД России в целом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1966–1970. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96312.htm.
Аннотация. Актуальность темы обусловлена тем, что в современных условиях основным направлением развития системы МВД России является ориентация на высококвалифицированные кадры, соответствующие требованиям новых социальных условий общественного развития. Профессионализм сотрудников органов внутренних дел во многом зависит и от уровня соответствующей профессиональной подготовки.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шхагапсоева Мариана Хасановна, Кандидат педагогических наук, доцент кафедры ГиГПД, СКИ(ф)КрУМВД РФ, г.Нальчик

Особенности психологического сопровождения сотрудников МВД России

в целом

Аннотация.Актуальность темы обусловлена тем, что в современных условиях основным направлением развития системы МВД России является ориентация на высококвалифицированные кадры, соответствующие требованиям новых социальных условий общественного развития. Профессионализм сотрудников органов внутренних дел во многом зависит и от уровня соответствующей профессиональной подготовки.Ключевые слова:психологическое сопровождение, профессиональные знания, первоначальная подготовка

Особенности психологического сопровождения сотрудников МВД России в процессе обучения, по программампрофессиональной подготовкиВ современных условиях основным направлением развития системы МВД России является ориентация на высококвалифицированные кадры, соответствующие требованиям новых социальных условий общественного развития. Профессионализм сотрудников органов внутренних дел во многом зависит и от уровня соответствующей профессиональной подготовки.Одним из направлений в области работы с кадрами является профессиональное обучение молодых сотрудников полиции, повышение их правосознания и интеллектуального уровня. Согласно п. 4 ст. 18 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3ФЗ ©О полицииª сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку.Специальная подготовка предусматривает приобретение сотрудниками органов внутренних дел основных профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия по программам профессиональной подготовки.Профессиональные знания ‬уровень знаний основ конституционного (государственного) строя, государственного управления, правовых основ службы в органах внутренних дел, а также знаний в профессиональной области применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей. Профессиональные умения и навыки ‬уровень решения профессиональных задач с применением профессиональных знаний.Целью данной работы является рассмотрение основных аспектов психологического сопровождения обучающихся по программам профессиональной подготовки.Особенности психологического сопровождения сотрудников МВД РоссииВесь путь сотрудника МВД начинается с процесса обучения и до ухода на пенсию. На протяжении всего этого пути, практически на каждом этапе необходимо психологическое сопровождение.Рассмотрим подробнее понятие ©психологического сопровожденияª.Понятие ©психологическое сопровождениеª стало широко использоваться после выхода в 1993 году книги Г. Бардиер, И. Ромазан и Т. Чередниковой ©Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детейª. Авторы предложили рассматривать сущность психологического сопровождения как помощь в реализации самостоятельного выбора ребенком своего жизненного пути [3]. Для достижения задач нашего исследования, в рамках СКИ (ф) КрУ МВД России наибольший интерес представляют точки зрения на сущность понятия ©психологическое сопровождениеª Э.Ф. Зеера, А.К. Марковой, Н.С. Глуханюк. Э.Ф. Зеер рассматривает психологическое сопровождение как целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции становления личности, включая помощь в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия в котором несет она сама [5]. Исходя из данного определения, задачи психологическогосопровождения могут состоять в следующем: оказание психологической помощи в преодолении трудностей профессиональной жизни; коррекция деструктивных тенденций развития личности; повышение уровня адаптированности будущего специалиста к социальноэкономическим и технологическим изменениям и развитие у него позитивной профессиональной перспективы. По нашему мнению, решение выделенных задач обусловит единство функций психологического сопровождения: диагностики возникшей проблемы, информации о проблеме и путях решения, консультации на этапе принятия решения и выработке плана решения проблемы, первичной помощи на этапе реализации плана решения. Аналогичную точку зрения высказывает и М.И. Марьин, выделяя в структуре психологического сопровождения несколько этапов: диагностику, этап сбора информации о методах решения проблемы, консультацию на этапе принятия решения, помощь на этапе реализации [8]. Опираясь на ее исследование, можно сказать, что структура психологического сопровождения циклична, поскольку каждый этап является ступенью к достижению более высоких результатов. Г.К. Копылова считает, что психологическое сопровождение как комплексный метод, предусматривает предоставление субъектам равных возможностей в принятии решения, создание условий для эффективной адаптации и прогрессивного саморазвития [7]. По ее мнению, психологическое сопровождение призвано не изменять, а побуждать. Действительно, опыт работы автора показывает, что в профессиональной школе психологическое сопровождение слушателей может быть направлено: в учебном процессе на адаптацию к новой социальнообразовательной среде, формирование устойчивой направленности на учебнопрофессиональную деятельность; в процессе воспитания на формирование уверенности в перспективах, готовности к преодолению субъективных и объективных трудностей, способности к осознанному адекватному поведению, готовности принять ответственность за свою жизнь.Первоначальная подготовка специалистов ОВД осуществляется по стандартам с учетом следующих целей и задач.1. Совершенствованиепрофессионального психологического отбора с применением современного психологического и психодиагностического инструментария, определения профессиональной пригодности лиц, принимаемых на службу в органы МВД России. Здесь важно идти в ногу со временем и подтягивать применяемые профессиональные психологические инструменты и методики.2. Преодоление практиконегативных явлений, вызванных спецификой деятельности. Это и профессиональная деструкция, эмоциональное выгорание, отчуждение, стресс, являющиеся причинами негативных последствий.3. Оказание психологической помощи сотрудникам после выполнения ими оперативнослужебных задач в экстремальных условиях, что также требует готовности и практической направленности деятельности специалиста.4. Организация и управление профессиональными коллективами, формирование групповой сплоченности и устойчивости их членов.5. Обеспечение психологической адаптации к реальным условиям работы в конкретном профессиональном коллективе. Несмотря на существенные различия ведомственныхзадач в подразделениях, адаптация должна происходить одинаково быстро и эффективно.6. Профессиональный отбор и первоначальная подготовка к выполнению специальных задач при формировании временных подразделений или при решении конкретной задачи. 7. Психологическое прогнозирование надежности профессиональной деятельности специалиста.8. Психологическое сопровождение жизнедеятельности после завершения службы сотрудника. Обоюдно важно не бросать тех, с кем работал.9. В современном психологическом сопровождении кадровой работы подразумевается использование полиграфа. Однако получаемые при этом результаты нередко весьма противоречивые. Мы знаем случаи, когда два или даже три специалиста в этой области могут дать по результатам исследования одних и тех же показателей совершенно различные заключения. Проблема профессионализма и стандартизации подготовки специалистаполиграфолога очевидна и нуждается в решении.10. Применение новых технологий моделирования виртуальной реальности в обучении. Недостаточно использовать одни только бумажные или компьютеризированные методики. Новые технологии ‬это те средства, которые помогли бы решать задачи непосредственно с личным составом.11. Наращивание использования технологии биологической обратной связи в реабилитации сотрудников. Она тоже востребована и активно используется у наших западных коллег, особенно после выполнения специальных задач, когда необходимо максимально быстро вернуть сотрудников в строй.12. Использование технологии индивидуального психологического сценарного прогноза деятельности сотрудника. Это достаточно новое направление, нуждающееся в совместной разработке. Возвращаясь к стандартам, важно подчеркнуть, что благодаря В. Я. Кикотю в стране сохранен стандарт именно специалитета в подготовке психологов системыМВД России. Если все остальные пошли по пути бакалавриата и магистратуры, то по психологии в целом было сохранено три специалитета: ©психология служебной деятельностиª, ©клиническая психологияª, а также ©педагогика и психология девиантного поведенияª.Программа профессиональной подготовки предусматривает изучение следующих учебных циклов: общепрофессионального; профессионального, в том числе профессиональных модулей; факультативы; разделов: производственное обучение (производственная практика); итоговая аттестация.Общепрофессиональный цикл состоит из дисциплин и междисциплинарных курсов, профессиональный цикл состоит из дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. Не менее 80% общего объема времени, отведенного на изучение профессиональных модулей, должно составлять практическое обучение.Анализируя такой подход к программе подготовки, можно сказать, что именно упор в практическую часть позволяет подготовить специалистов к различным условиям работы.Практическая значимость психологического сопровождения процессов обучения заключается в том, что полученные выводы и практические рекомендации исследования позволяют оптимизировать процесс профессиональноличностного становления и повышения квалификации специалиста, выявить дополнительные возможности совершенствования учебновоспитательного процесса в МВД России. Разработанная концепция ВПС слушателей даёт возможность индивидуализировать основные методы подготовки специалистов по программе, а также оптимизировать деятельность социальнопсихологической службы в МВД России.

Ссылки на источники1.Аркусова, И.В. Некоторые аспекты применения технологий психологопедагогического сопровождения профессионализации слушателей специализированного вуза // Известия Академии педагогических и социальных наук. ‬Часть II. ‬М.: Издво Московского психологосоциального института, 20082.Вахнина, В. В. Диагностика и формирование мотивационной готовности сотрудников к службе в ОВД [Текст]: научнометодическое пособие / В. .В. Вахнина, В. П. Трубочкин. М.: ЦОКР МВД России, 20053.Копылова, Г. К. Психология в деятельности ОВД [Текст]: курс лекций / Г. К. Копылова, А. В. Прозоров. М.: ЦОКР МВД России, 20064.Марьин, М. И. Организация психологического обеспечения в образовательных учреждениях МВД России [Текст]: учебнометодическое пособие / М. И. Марьин, В. Е. Петров; под общ. ред. В.Л. Кубышко.М.: ЦОКР МВД России, 20065.Марьин, М. И. Психологическое обеспечение первоначальной подготовки сотрудников ОВД [Текст]: учебнометодическое пособие / М. И. Марьин, В. М. Поздняков, В. Е. Петров, А. В. Бореко. М.: ЦОКР МВД России, 20056.Пирогова, Л. К. Актуальность обучения сотрудников ОВД технологии профайлинга как превентивной меры обеспечения безопасности граждан, объектов и территорий // Транспортное право. ‬2013 7.Шхагапсоева, М.Х. Средовая организация гражданскоправового воспитания старших школьников: дис. канд. пед наук. /Майкоп, 2013, 190с.8.Сысоева, Ф.М. Педагогическая проблема реализации социальной политики в региональном поликультурном пространстве: дис. … канд. пед. наук /‬Ставрополь, 2005, 156с.9.Шхагапсоева, М.Х. Воспитание молодежи как противодействие экстремизму // Теория и практика общественного развития ‬2014, Вып. 14, с. 121124.10.

Дадова, З.И. Организация воспитательной работы с подростками с девиантным поведением // Социально ‬гуманитарный вестник ЮГА России ‬2013, Вып. 11, с. 4952.11.Маздогова, З.З. Организация работы по отбору кандидатов на службу в ОВД и проблемы комплектования в современных условиях / /Теория и практика общественного развития ‬2014, Вып. 17, с. 7780.12.Шхагапсоева, М.Х. Взаимодействие сотрудников МВД на основе гражданскоправовой деятельности в системе повышения квалификации //Теория и практика общественного развития ‬2014, Вып. 17, с. 8083.13.

Маздогова, З.З. Организация работы кадровых подразделений ОВД по вопросам прохождения 14.. Бозиев, А.Т. Социализация молодёжи как фактор формирования антиэкстремистских взглядов // Пробелы в российском законодательстве. 2014. Вып. 3.15.. Манукян, А.Р. Пути и средства повышения эффективности и совершенствования функционирования образовательных учреждений МВД России/ А.Р. Манукян/ Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2012.144с.