К вопросу о современном состоянии и проблемах преподавания дисциплины «История» в технических вузах Российской Федерации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Рябая С. А., Замостьянова Т. В., Кручинская М. В. К вопросу о современном состоянии и проблемах преподавания дисциплины «История» в технических вузах Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1961–1965. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96311.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам современного состояния, тенденциям развития и проблемам преподавания дисциплины «История» в высших учебных заведениях Российской Федерации технического профиля. Авторами обращается внимание на организацию и направления деятельности общероссийской общественной организации «Ассоциация преподавателей истории в высших учебных заведениях России».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ЗамостьяноваТамар Владимировна,Кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой «История российской государственности» ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М. Т. Калашникова», г. Ижевскtamarazamos@mail.ru

КручинскаяМарина Владимировна,Кандидат исторических наук,доцент кафедры «История российской государственности»ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М. Т. Калашникова», г. Ижевскistuhist@gmail.com

РябаяСветлана Анатольевна, Кандидат исторических наук, доцент кафедры «История российской государственности» ФГБОУ ВПО «ИжГТУимени М. Т. Калашникова», г. Ижевскsaryaba@mail.ru

К вопросу о современном состоянии и проблемах преподавания

дисциплины «История» в технических вузах Российской Федерации

Аннотация.Статья посвящена вопросам современного состояния, тенденциям развития и проблемам преподавания дисциплины «История» в высших учебных заведениях Российской Федерации технического профиля.Авторами обращается внимание на организациюи направления деятельности общероссийской общественной организации «Ассоциация преподавателей истории в высших учебных заведениях России». Ключевые слова:история, федеральный государственный образовательный стандарт(ФГОС), компетентностный подход, Ассоциация преподавателей истории.

Современные вызовы общественного развития ‬динамика геополитической ситуации, политическая и экономическая нестабильность актуализируют проблемы поиска ценностных ориентаций, национальной идеи для консолидации российского общества в целом и формирования гражданских качеств молодежи в частности. По мнению Президента Российской Федерации, движущей силой данного процесса должен стать патриотизм. «У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма…Это связано с объединяющим началом:если мы хотим жить лучше, то нужно, чтобы страна была более привлекательной для всех граждан, более эффективной, и чиновничество, и госаппарат должны быть более эффективными» [1].Реализация поставленной задачи носит комплексный характер. Особая ответственность в формировании гражданственности, патриотизма, национального самосознания возложена на высшую школу, на блок социальноэкономических и гуманитарных дисциплин, федеральным компонентом которого выступает дисциплина «История».В соответствии скомпетентностным подходом, определенным ФГОС 3 и ФГОС3+ интегрированным результатом изучения курса «История» должно стать приобретение студентами систематизированных знаний о движущих силах и основных закономерностях и особенностях исторического процессаРоссии и мирового сообщества; формирование гражданских качеств ‬патриотизма, гражданственности, интернационализма; осознание роли народа и отдельных личностей в развитии общества; познание моральных и нравственных ценностей человечества в их развитии; понятие такихкатегорий, как честь, долг перед обществом, оценка пороков общества и людей, их влияние на человеческие судьбыи др.Тестовыезадания, рекомендуемыедля использования в учебном процессеи расположенныена сайтеiexam.ruвключают в себя методологические и теоретические проблемы исторической науки, классификацию исторических источников и историографию, характеристику истории России как части всемирной истории. Реализовать данные требованияпрактически нереально [2].Поэтому на сегодняшний день актуальной остается задача принципиальной перестройки сложившейся системы вузовского исторического образования для студентов неисторических специальностей и технических вузов.Все перечисленное подводит нас к выводу о том, насколько продуманным должен быть учебный курс по истории в формировании как системы исторических знаний, так и ценностных ориентаций выпускника высшей школы.Тем парадоксальнее выглядит реализуемая на сегодняшний день образовательная политика Министерства образования и науки Российской Федерациив отношении гуманитарной составляющей высшей школы в целом и дисциплины «История»в частности. Например,перевод дисциплины «Отечественная история» в базовую, обязательную дисциплину «История» в отсутствии разработанной и утвержденной Министерством образования и науки типовой программы. В 2015 г. на заседании Учебнометодического объединения (УМО) по укрупненной группе специальностей и направлениям подготовки «История и археология» заведующий кафедрой истории МАИ В. С. Порохня предложил министру образования утвердить типовую программу по истории для негуманитарных вузов. В ответ министр образования Д. Ливановзаявил: «Для нас профессия историка, подготовка в области истории любых профессионалов не менее значима и приоритетна, чем подготовка инженеров, ведь история ‬та наука, которая формирует личность, и мы всегда будем уделять ей внимание. А нужно ли будущиминженерам в вузе преподавать историю? У меня нет ответа» [3].В такой ситуации преподаватели истории российских вузов, технических в том числе,выступили с инициативой координации деятельности. 15 декабря 2015 г. состоялся Учредительныйсъезд общероссийской общественной организации «Ассоциацияпреподавателей истории в высших учебных заведениях России», созданной в целях консолидации сил преподавателей для формирования интереса у обучающихся к отечественной и зарубежной истории, создания единого информационного пространства, необходимого для распространения в профессиональном сообществе современных научных и методических технологий преподавания и их апробации [4].В работе учредительного съезда общероссийской общественной организации «Ассоциации преподавателей истории в высших учебных заведениях России» и научнопрактической конференции «Состояние исторического образования в высших учебных заведениях России» приняли участие представители 45 регионов страны, среди них и преподаватели ИжГТУ имени М. Т. Калашникова.Конференция и учредительный съезд состоялись при непосредственной поддержке и участии заместителя начальника управления Администрации Президента Российской Федерациипо общественным проектам д. и. н., профессора О. Васильевой. Она отметила важность создания «Ассоциации преподавателей истории в высших учебных заведениях России» для консолидации профессионального сообщества российских историков и развития российского образования, а также подчеркнула, что «Прекрасный инженер должен любить свою Родину!», «Мыдолжны воспитывать инженеров, любящих свою страну!» [5].По мнению члена Центрального штаба Общероссийского народного фронта Л.Духаниной, задача ассоциации ‬это обсуждение актуальных вопросов развития российского образования, в том числе качества учебников и учебных пособий, создание эффективной площадки для взаимодействия с Министерством образования» [6].В сообщении профессора А.И.Болоздыни были затронуты вопросы духовнонравственного воспитания молодежи и православной культуры. Он отметил, чтосегодня возникла острая необходимость в ориентации исторического образования на формирование у молодежи и студентов системы гражданских ценностей: патриотизма, духовности, инициативности, самостоятельности, межэтнической и межконфессиональной толерантности, понимания необходимости обеспечения социальной стабильности и национальной безопасности России.Профессор В.А. Македонской подчеркнула, что главными характеристиками выпускника высшего учебного заведения являются его общая и профессиональная компетентность, а также способность к саморазвитию. Это выдвигает новые требования к методике проведения лекций и практических занятий, к организации самостоятельной работы студентов, методике проведения текущего, рубежного и итогового контроля знаний. В конечном счете, ставится вопрос об эффективности управления учебной деятельностью студентов[7].При этом участники учредительного съезда и научнопрактической конференции «Состояние исторического образования в высших учебных заведениях России» сошлись во мнении, чтосложности в преподавании истории обусловлены неудовлетворительными базовыми знаниями по дисциплине у большинства студентов(незнание фактического материала, персоналий и др.). В сложившейся ситуации изучение дисциплины «История» в течение одного семестра не позволяет дать более глубокие знания, сводится в основном к повторению уже пройденного. В свою очередь, содержание стандарта высшего профессионального образования по истории изменилось, так как произошел переход от изучения отечественной истории к истории всемирной. Тенденция повышенного внимания к вопросам развития общего исторического образования имеет общемировой характер и обусловлена, в первую очередь, функциями исторического образования, связанными с формированием национальногражданской идентичности молодежи, ролью исторического образования в формировании исторической памяти. Осмысление взаимосвязи политики, коллективной исторической памяти и содержания исторического образования является актуальной проблемой.Соотношение возросшего содержания дисциплины с выделяемым учебным временем ставит задачу пересмотра сложившейся системы изучения истории, особенно в техническом вузе.Члены ассоциации скоординировали работу над решением проблем преподавания истории в вузах России, включая и технические. В качестве базовых направлений были определены:1)контроль над качеством образовательных учебных программ. Действующим ФГОС ВПО был осуществлен перевод отечественной истории в базовую, обязательную дисциплину «История», при этом типовой программы по данной дисциплине Министерство образования и науки Российской Федерации не было утверждено. Предусмотренные в программе 144 часа многие ректораты, особенно в технических вузах, проигнорировали. В ходе научнопрактической конференции были озвучены некоторые примеры: «в Кузбасском государственном техническом университете им. Т. Ф. Горбачева на изучение 20 веков отечественной и зарубежной истории ректорат посчитал достаточным 4 лекции и 5 семинаров. За ликвидацией нагрузки последовало сокращение профессорскопреподавательского состава, а затем и кафедр. В одном известнейшем вузе в 1989 году было 36преподавателей истории, сейчас ‬8,5 штатной единицы, хотя прием студентов остался прежним»[8]. 2)контроль над учебной нагрузкой преподавателей. Сокращение часов на преподавание дисциплины автоматически повлекло за собой сокращение нагрузки преподавателей и кадрового состава кафедр. Анализ образовательной деятельности кафедры «История российской государственности» ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т.Калашникова» в течение последних лет позволяет выявить нисходящую динамику аудиторных часов, выделяемых на освоение дисциплины «История». Что, к сожалению, отражает общероссийскую тенденцию (табл. 1).Таблица 1 Динамика аудиторной нагрузки по дисциплине «История» в высших учебных заведениях России

П/п№Наименование вузаЛекции по дисциплине «История»Семинары по дисциплине «История»Итого

1

Белгородский государственный технологический университет имени В.Г.Шухова36 ч.18 ч.54 ч.2Воронежский государственный университет инженерных технологий

16 ч. 32 ч. 48 ч.3Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова32 ч. 16 ч. 48 ч.4Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева8 ч.10 ч.18 ч.5Московский университет экономики, статистики и информатики16 ч.32 ч.48 ч.6Новосибирский государственный технический университет36 ч. 18 ч.54 ч7Рязанский государственный радиотехнический университет24 ч. 24 ч.48 ч.8Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева 18 ч.18 ч.36 ч.9Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина34 ч.34 ч. 68 ч.10Южный федеральный университет18 ч. 36 ч.54ч.

Примечание ‬таблица составлена по материалам научнопрактической конференции «Состояние исторического образования в высших учебных заведениях России» // Текущая документации Ассоциации преподавателей истории в высших учебных заведениях России

3)активизация работы по изданию базового учебника «Россия в мировой истории» для технических направлений и специальностей высшего профессионального образования. В рамках обсуждений члены ассоциации пришли к мнению, что стандарт учебника по дисциплине «История» должен включать материал в соотношении 60 % ‬история России, 40 % ‬всемирная история.Таким образом, динамика образовательного процесса в высшей школе, новые реалии в преподавании гуманитарных дисциплин и дисциплины «История» активизировали процесс созданная общероссийская общественная организация «Ассоциация преподавателей истории в высших учебных заведениях», призванной совершенствовать методику преподавания и содержание учебного курса по истории, содействовать сохранению исторической памяти, совершенствованию патриотического, гражданского, нравственного воспитания молодёжи.Таким образом, динамика образовательного процесса в высшей школе, новые реалии в преподавании гуманитарных дисциплин и дисциплины «История» активизировали процесс создания общероссийской общественной организации Ассоциация преподавателей истории высших учебных заведений, призванной совершенствовать методику преподавания и содержание учебного курса по истории, содействовать сохранению исторической памяти, совершенствованию патриотического, гражданского, нравственного воспитания молодёжи.

Ссылки на источники1.Владимир Путин: о патриотизме как о национальной идее. URL: http://informatio.ru/news/society/vladimir_putin_o_patriotizme_kak/ (дата обращения: (04.03.2016).2.ЗдереваГ. Современные проблемы методологии исторической науки и преподавания истории в вузе. URL: http://histinfdoc.ucoz.ru/publ/galina_zdereva_sovremennye_problemy_metodologii_istoricheskoj_nauki_i_prepodavanija_istorii_v_vuze/11025 (дата обращения: 25.02.2016).3.Битва УМО. Историки отстаивают свой предмет // Поиск. Газета научного сообщества. Образование. 2015. № 49. URL: http://www.poisknews.ru/theme/edu/16739/ (дата обращения: 09.03.2016).4.Преподаватели истории российских вузов создали свою ассоциацию. URL: http://tass.ru/obschestvo/2530781 (дата обращения: 25.02.2016).5.Стенограмма заседания учредительного съезда «Ассоциации преподавателей истории в высших учебных заведениях России» // Текущая документация Ассоциации преподавателей истории в высших учебных заведениях России.6.В Российской Федерации создана «Ассоциация преподавателей истории в вузах России». Российское образование. Федеральный портал URL: http://www.edu.ru/news/education/vrfsozdanaassociaciyaprepodavateleyistoriiv/ (дата обращения: 25.02.2016).7.Эксперты НИЯУ МИФИ приняли участие в обсуждении актуальных вопросов развития российского образования. URL: https://mephi.ru/special/press/1387/97193/ (дата обращения: 01.03.2016).8.Булгакова Н. Программный бой. Вузовские преподаватели истории объединились для борьбы за свой предмет // Поиск. Газета научного сообщества. Образование. ‬2016. ‬№ 3. URL: http://www.poisknews.ru/theme/edu/17339/ (дата обращения: 09.03.2016).