К вопросу о нейтрализации налоговых рисков как способа повышения конкурентоспособности промышленного предприятия

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чуков И. В., Новиков Н. И. К вопросу о нейтрализации налоговых рисков как способа повышения конкурентоспособности промышленного предприятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1996–2000. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96318.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются налоговые риски промышленных предприятий Российской Федерации. Раскрывается их сущность, а также отмечается исторический переход к активной стадии изучения исследуемого вопроса. В ходе исследования были выделены причины возникновения налоговых рисков, указаны меры государственной поддержки промышленных предприятий в вопросе снижения налоговых рисков. Отмечается работа по снижению налоговых рисков в Москве и Кемеровской области.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Чуков Илья Васильевич,студент, Новокузнецкий институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Новиков Николай Иннокентьевич,доктор экономических наук, заслуженный экономист России, завN кафедрой «Экономика», Новокузнецкий институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

К вопросу о нейтрализации налоговых рисков как способа повышения конкурентоспособности промышленного предприятия

АннотацияN В статье рассматриваются налоговые риски промышленных предприятий Российской ФедерацииN Раскрывается их сущность, а также отмечается исторический переход к активной стадии изучения исследуемого вопросаN В ходе исследования были выделены причины возникновения налоговых рисков, указаны меры государственной поддержки промышленных предприятий в вопросе снижения налоговых рисковN Отмечается работа по снижению налоговых рисков в Москве и Кемеровской областиNКлючевые слова: конкурентоспособность, промышленные предприятия, налоговые риски, технопарки, индустриальные парки

В современной экономической практике предприятия и организации в целях повышения своей конкурентоспособности проводятанализ различного рода рисков, которые могут в той или иной степениповлиять на результаты их деятельностии находят способы их нейтрализации или минимизацииN Одним из видов существующих рисков являются налоговые риски, возникающие в результаты взаимоотношений между государством и хозяйствующими субъектамиN Переход к активной стадии изучения налоговых рисков в Российской Федерации произошёл в начале XXIвекаN Одним из актуальных вопросов остаётсяэкономическая сущность«налоговых рисков»N В своём определениидоктор экономических наук, Пинская МNРN, считает, что «налоговый риск означает риск возрастания налоговой нагрузки в силу того, что налоговый орган может признать рассматриваемую сделку недействительной (притворной или мнимой), объявить незаконным начисление налогов, которое сам налогоплательщик рассматривал как законное»[1]. В свою очередь доктор экономических наук Проданова МNАN считает, что «налоговый риск –это возможное отклонение фактической величины налоговых платежей от тех налоговых платежей, в расчётена которые принималось решение, связанное с налогообложением и возникающее вследствие неопределённости среды деятельности предприятияN Данное отклонение либо экономия, либо финансовые потери»N [2] В вопросе экономической сущностиналоговых рисков мы поддерживаемточкузрения второго автора, поскольку она, на наш взгляд,более широко охватывает «границы» исследуемого вопросаNСреди основных характеристик налогового риска, по нашему мнению,следует понимать, что риск:а)Связан с неопределённостью экономической и правовой информацииN Так как существующая нормативноправовая база не раскрывает всех нюансов, которые могут возникнуть у предприятий, решивших применить тот или иной вариант преференции, не редко происходит не правильный расчёт суммы налоговN Это может повлечь штрафы и различного рода санкции, введенные ФНС в отношении предприятияNб)Является неотъемлемойсоставляющей финансового рискаN Проявляется это в том, что может произойти потеря денежных средств, в результате чрезмерного или недостаточного начисления денежных средств в общую сумму начисленных налоговNв)Может иметьнегативный характер для всех участников налоговых правоотношенийNЭта характеристика выражается в том, что при превышении необходимой к уплате суммы налогов

проявляется негативный характер для предприятийN А в случае,когда налоговая база искажается, и уплата суммы налогов происходит в недостаточном объёме –негативный характер налогового риска возникает у государстваN

В отношении основных характеристик рисков мы придерживаемся точкизрения кандидата экономических наук Шальнёвой МNСN [3]N Участниками налоговых правоотношений выступают с одной стороны государство, а с другой непосредственно налогоплательщикN В данной работе наше внимание будет сконцентрировано на предприятиях и организациях, которые выступают в роли налогоплательщиковNПричинами, обуславливающимивозникновениеналоговых рисков,по нашей оценке, являются:ошибки, возникающие при расчёте налоговых платежей;упущенные возможности по снижению налоговой нагрузки в результате низкой квалификации ответственного за налоговые платежи работника;начисление штрафных санкций за нарушения правил в процессе начисления налоговой базы;несовершенство законодательства, регулирующего налоговые правоотношенияNВышеизложенныепричинывозникновения налоговых рисков у предприятияприводят кснижениюобъёмафинансовых ресурсов, сокращениюпроизводственнохозяйственной деятельности, к снижениюуровняконкурентоспособностиN Кроме того,врезультатевоздействия налоговых рисков не исключено банкротство предприятияи даже еголиквидацияNСреди тенденций развития, заданных Правительством Российской Федерации в условиях действующей экономики, наблюдается активное использованиеналоговых инструментов при работе с предприятиямиN Такая политика способствует снижению налоговой нагрузки, которая, понашему мнению, является неотъемлемой частью налоговых рисковN За последний год были приняты и введены в действие болеепятинормативноправовых актов,как на региональном, так и на федеральном уровнях, которые снижают налоговые рискиN Они затрагивают налог на имущество,налогна добычу полезных ископаемых,налогна прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, транспортный налоги таможенные пошлиныN [4,5,6,7,8,9].Применение подобныхналоговых преференций оказывает значительное воздействие на результаты производственнохозяйственной деятельности предприятийN Среди вступивших в силу нормативноправовых актов федерального уровня,следует выделить Постановление Правительства РФ от 30N10N2014 №1119(редN от 18N07N2015) «Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков»N Постановление устанавливает порядокотбора субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий субъектам Российской Федерации на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарковN Согласно терминологии, используемойв постановлении, индустриальным парком может считаться управляемый управляющей компанией комплекс объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры, зданий, строений и сооружений, предназначенный для создания или модернизации промышленного производства резидентов индустриального паркаN В свою очередь технопарком считается управляемый управляющей компанией комплекс объектов коммунальной, транспортной и технологической инфраструктуры, обеспечивающий полный цикл услуг по размещению и развитию инновационных компаний, являющихся резидентами технопаркаNВ постановленииуточняется понятие паспорта индустриального парка или технопаркаN Это документ, утверждаемый высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, который содержит информацию о ключевых финансовоэкономических показателях и сроках создания индустриального парка или технопарка с указанием субъекта Российской Федерации, на территории которого размещены индустриальные парки или технопарки, резидентов и объектов инфраструктуры индустриального парка или технопарка, а также участников технопаркаN При соблюдении условий отбора субъектов Российской Федерации для получения субсидийпроисходит расчёт максимальновозможного объёма этих субсидийN При расчете объема субсидий учитываются федеральные налоги налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, акцизы на автомобили легковые и мотоциклы, а также ввозные таможенные пошлины, подлежащие зачислению в федеральный бюджетNСумма федеральных налогов и таможенных пошлин, фактически уплаченных резидентами индустриального парка или технопарка в iм году (Ni), определяется по формуле:Ni=NПАi+NНДСi+NТАМi,



(1)где: NПАi

суммы налога на прибыль организаций и акцизов на автомобили легковые и мотоциклы, учитываемые при возмещении субъекту Российской Федерации затрат на создание инфраструктуры индустриального парка или технопаркаN Указанные суммы рассчитываются исходя из100 процентов объема фактически уплаченных резидентами индустриального парка или технопарка в качестве налогоплательщика налога на прибыль организаций и акцизов на автомобили легковые и мотоциклы в федеральный бюджет за iй год;NНДСi

сумма налога на добавленную стоимость, учитываемая при возмещении субъекту Российской Федерации затрат на создание инфраструктуры индустриального парка или технопаркаN Указанная сумма рассчитывается исходя из доли, равной 50 процентам объема фактически уплаченного резидентами индустриального парка или технопарка в качестве налогоплательщика налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет за iй год;NТАМi

сумма таможенных пошлин, учитываемая при возмещении субъекту Российской Федерации затрат на создание инфраструктуры индустриального парка или технопаркаN Указанная сумма рассчитывается исходя из 50 процентов доли средств, зачисляемых в бюджет Российской Федерации в соответствии с нормативом распределения сумм таможенных пошлин, определенным Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 гN, фактически уплаченных резидентами индустриального парка или технопарка таможенных пошлин за iй годNДля отбора субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение из федерального бюджета государственной поддержкив форме субсидий, паспорт индустриального парка или технопарка должен соответствовать заявленным требованиям, которые поделены для 4 групп, с критериями отбора в виде численности населения, а также вида комплекса объектов инфраструктуры (индустриальный парк или технопарк):а) в отношении индустриальных парков в субъектах Российской Федерации с численностью населения не менее 500 тысN человек;б) в отношении индустриальных парков в субъектах Российской Федерации с численностью населения менее 500 тысN человек;в) в отношении технопарков в субъектах Российской Федерации с численностью населения не менее 500 тысN человек;г) в отношении технопарков в субъектах Российской Федерации с численностью населения менее 500 тысN человекNСреди внутригрупповых критериев отбора принимаются:размер совокупной выручки резидентов, которая была исчислена для целей налогообложения, рассчитанная за десятый год реализации проекта;отношение совокупной выручки резидентов за десятый год реализации проекта к совокупному осуществленному и планируемому объему финансирования создания инфраструктуры индустриального парка за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации на конец десятого года реализации проекта накопленным итогом;количество высокопроизводительных рабочих мест на конец десятого года реализации проекта;количество резидентов на конец десятого года реализации проекта накопленным итогом;совокупная добавленная стоимость, получаемая на территории индустриального паркаили технопарка, рассчитанная за десятый год реализации проектаNСтоит отметить, что высокопроизводительными рабочими местами являютсязамещенные рабочие места организации, производительность труда которых равна или превышает среднеотраслевое значение.[10]Одним из субъектов, получивших право на субсидии по постановлению № 1119 от 30N10N2014 (редN от 18N07N2015), является МоскваN Соответствующее постановление было принято в столичном парламенте 09N02N2016 «О мерах государственной поддержки промышленной и инвестиционной деятельности в Москве»NПо проведённымподсчётам властнымиструктурамиМосквы, в ближайшем будущем преференцию получат около 25% промышленных предприятийN Статус промышленного комплекса или технопарка, обладатели которого впоследствии смогут рассчитывать на расширенный пакет налоговых и не только льгот, присваивается организации, соответствующей ряду критериев экономической и градостроительной эффективностиNПравительство Москвы гарантирует «статусным» предприятиям льготы по налогу на прибыль,земельному налогу и налогу на имущество, а кроме того, дает право на снижение ставок арендной платы за землюN По оценкам экспертов, такие экономические преференции позволят предприятиям и инвесторам уменьшить налоговую нагрузку на 1025%.Воспользоваться мерами поддержки смогут как уже работающие, так и новые промышленные предприятия,и технопаркистолицы. [8]Стоит отметить, что в данный момент работа над правом получения субсидий из федерального бюджета ведётся более чем в 30 регионах по всей Российской ФедерацииN Исключением не стала и Кемеровская область, в которой получить субсидию смогут сразу несколько индустриальных парков и технопарковN В настоящее времяв регионе проведена работа по снижению налоговых рисковN Один из соответствующихзаконовбыл принят Советом народных депутатов Кемеровской областии вступил в силу с 01N01N2015 годаN Его суть состоит в предоставлении налоговых льгот организациям,осуществляющим деятельность по производству стального сортовогогорячекатаного проката, со среднесписочной численностью работников более десяти тысяч человекN Суть налоговой льготы заключается в снижении ставки налога на имущество организаций с 2,2% до 1,14%N[7]Также налоговые преференции были введены по транспортному налогу в Кемеровской области на период 20152016 годыN Суть преференции заключается в освобождении от уплаты транспортного налогаN Льгота распространилась на следующие предприятия и организации:производители сельскохозяйственных товаров,осуществляющие предпринимательскую деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70 процентов и болееN Льгота предоставляется в отношении всех видов автотранспортных средств, кроме легковых автомобилей;организации, осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в отношении транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа, и оборудованных для использования природного газа в качестве моторного топлива.[9]В сложившихся неблагоприятных экономических условиях государственная поддержка предприятий со стороны субъектов Российской Федерации позволяет направить высвободившиеся средства на расширение производства, ввод и эксплуатацию нового технологического оборудования, что приведёт к повышению инновационной активности на предприятиях Кемеровской области, а также к появлению новых рабочих местNТаким образом, правильное исчисление необходимых к уплате налоговипоиск самого выгодного для промышленного предприятия варианта налогообложения, могут привести кснижению расходов по налогам,повышению оборачиваемости активов, увеличению объёма финансовых ресурсов, а также к повышению конкурентоспособностисоциальноэкономической системы и экономики государства в целомN

Ссылки на источники1.Пинская МNРN Налоговый риск: сущность и проявление [Электронный ресурс]N URL: http://organictheory.ru/taxplaning/taxrisk/2.Малых НNИN, Проданова МNАN Управление налоговыми рисками корпорации / НNИN Малых, МNАN Проданова // Налоги и налогообложениеN –2015. № 5N –СN 124130.3.Шальнева МNСN Управление налоговыми рисками предприятия в современных экономических условиях / МNСN Шальнева // Налоги: теория и практикаN –2011. № 4. –СN 3238.4.Постановление Правительства РФ от 30N10N2014 N 1119 (редN от 18N07N2015) «Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков»5.Информационноаналитический портал «Нефть России» [Электронный ресурс]: Госдума одобрила налоговые льготы для Газпрома в отношении «Силы Сибири» 2014N URL: http://www.oilru.com/news/435953/6.Госновости [Электронный ресурс]: Какие налоговые льготы получил московский бизнес 2016N URL: http://qps.ru/rvN427.ИнтерфаксРоссия [Электронный ресурс] / Депутаты Кемеровской области приняли закон о налоговых льготах в 2015 г отдельным метпредприятиям, 2014N –URL: http://www.interfaxrussia.ru/Siberia/news.asp?id=570527&sec=16798.Газета Северного округа «Север столицы» [Электронный ресурс]:Власти Москвы приняли пакет мер поддержки предприятий реального сектора 2016N URL: http://severstolici.ru/news/ekonomika/vlasti_moskvy_prinyali_paket_mer_podderzhki_predpriyatiy_realnogo_sektora_/9.Персональные праваNру [Электронный ресурс]: Транспортный налог в Кемеровской области в 20162015 гN 2015N URL: http://personright.ru/nalogi/transportnyynalog/110kemerovskayaoblastkemerovostavkiporyadok.html10.Новиков НNИN Построение корпоративной системы управления рисками крупного промышленного предприятия [Текст] НNИN Новиков и дрN //Монография/ отвN редN: НNИN НовиковN –Новосибирск: Сибирское научное издательство, 2008N –224сN