Взаимодействие следственных и оперативных подразделений при раскрытии и расследовании незаконного предпринимательства, совершенного в сфере оборота нефти и нефтепродуктов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пимонов Б. В. Взаимодействие следственных и оперативных подразделений при раскрытии и расследовании незаконного предпринимательства, совершенного в сфере оборота нефти и нефтепродуктов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1991–1995. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96317.htm.
Аннотация. В статье на основании проведённого исследования рассмотрены особенности организации взаимодействия следственных и оперативных подразделений органов внутренних дел в ходе предварительной проверки и предварительного расследования незаконного предпринимательства. Акцентируется внимание на проблемах и аспектах взаимодействия.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Пимонов Борис Викторович,кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры организации расследования преступлений и судебных экспертиз ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», Тюменская область, г.Тюменьbvpimonov@bk.ru

Взаимодействиеследственных и оперативныхподразделений

прираскрытии и расследовании незаконного предпринимательства, совершенного в сфере оборота нефти и нефтепродуктов

Аннотация.В статье, на основании проведённого исследования, рассмотрены особенности организации взаимодействия следственных и оперативных подразделений органов внутренних дел в ходе предварительной проверки и предварительного расследования незаконного предпринимательства. Акцентируется внимание на проблемах аспектах взаимодействия.Ключевые слова:взаимодействие, незаконное предпринимательство, версии, планирование расследования, оперативнорозыскные ситуации, нефть и нефтепродукты.

Сегодняшнее кризисное состояние российской экономики, пожалуй, многие связывают с нестабильностью на мировом сырьевом рынке,в частности,с высокой волатильностью цен на углеводородное сырье и продукты его переработки. Общеизвестно,чтобюджет Российской Федерации во многом зависит от цен на природный газ, нефть и продукты их переработки, и, соответственно, от эффективности функционирования нефтегазовой промышленности, которая в свою очередь является наиболее криминализированной отраслью. Так, по оценкам специалистов в результате преступных действий в данной сфере государство ежегодно недополучает до 30% бюджетных средств. В то же время, как показали результаты проведённого исследования,качество выявления, раскрытия и расследования уголовных дел о таких преступлениях оставляет желать лучшего. Малое количество уголовных дел, прошедших через суд с вынесением обвинительного приговора, высокий процент прекращаемости уголовных дел на стадии предварительного следствия и отказных материалов ярко иллюстрируют неэффективность борьбы с незаконным предпринимательством в сфере оборота углеводородов, в частности нефти и нефтепродуктов.Одной из причин низкой выявляемости указанных категорий преступлений выступает неудовлетворительное взаимодействие следственных и оперативных подразделений органов внутренних дел. Делать такие категоричные заявления нам позволяют результаты проведённых опросов и интервьюирования сотрудников указанных подразделений по вопросам взаимодействия при раскрытии и расследовании незаконного предпринимательства в сфере оборота нефти и нефтепродуктов (138сотрудников следственного аппарата и 96сотрудников оперативнорозыскных подразделений).

Обозначим ряд проблем, возникающих ввиду полярности взглядов взаимодействующих субъектов на решение задач выявления, раскрытия и расследования незаконного предпринимательства в сфере оборота нефти и нефтепродуктов.Судебная перспектива расследования уголовных дел указаннойкатегории во многом зависит от деятельности сотрудников оперативнорозыскных подразделений при производстве доследственной проверки. Однако материалы, собранные органом, проводившим проверку незаконной предпринимательской деятельности в сфере оборота нефти и нефтепродуктов, ввиду их неполноты и некачественности не всегда позволяют сделать вывод о наличии либо отсутствии признаков состава преступления. Это приводит к затягиванию дальнейшего расследования и непривлечению виновных лиц к уголовной ответственности (мнение 78,3 % следователей). Противоположной позиции придерживаются оперативные уполномоченные полиции, считающие, что полнота и качество проверки сообщения о преступлении или собранных ими оперативных материалов являются достаточными для возбуждения уголовного дела (81,3 %). Анализируя статистику отказов в возбуждении уголовных дел данной категории к числу возбуждённых, можно сделать вывод, что сотрудники оперативнорозыскных подразделений не объективны в оценке материалов проводимой ими проверки.Такой же полярной точки зрения субъекты взаимодействия придерживаются в вопросе существования фактов обращения оперативных уполномоченных полициик следователю за оказанием помощи в правовой оценке имеющейся оперативной информации, полученной в результате документирования преступной деятельности разрабатываемых лиц по преступлениям о незаконном предпринимательстве в сфере оборота нефти и нефтепродуктов (45,6 % следователей ответили «редко» и36,9 % –«никогда»; 53,1 % оперативных уполномоченных полиции ответили «часто» и 39,5% «каждый раз»). Указанные проблемы возникают вследствие недостаточности или отсутствия психологического контакта между субъектами взаимодействия и незнанием ими нормативных актов, регламентирующих рассматриваемые вопросы.Кроме этого, как показали результаты проведённого исследования, большинство оперативных уполномоченных полиции и следователей органов внутренних дел не составляют совместный план реализации материалов оперативнорозыскной деятельности (65,9 % следователей и 60,4 % анкетируемых оперативных уполномоченных полиции). Остальные анкетируемые, ответившие положительно на данный вопрос, указали, что время реализации, меры по задержанию подозреваемых, расчёт сил исредств, меры по ресурсному обеспечению, организация системы связи и взаимного информирования в названный совместный план не включаются. Однако в нормативных правовых актах, регламентирующих взаимодействие рассматриваемых субъектов правоохранительной деятельности, указывается, что и данная информация должна быть отражена в плане.Вторая проблема логически вытекает из первой и характеризуется формальным подходом следователейк надлежащему оформлению и требовательности качественного исполнения отдельных поручений, а со стороны оперативных уполномоченных полиции–ответное формальное их исполнение. Следствием данного процесса является низкое качество оперативного сопровождения расследования уголовных дел и соответственно неудовлетворительная доказательственнаябаза.В третьей группе проблем объединены недостаточная информированность органов, осуществляющих оперативное сопровождение расследования незаконного предпринимательства в сфере оборота нефти и нефтепродуктов, незначительный объем и неточный характер большинства оперативных данных. Это является следствием неудовлетворительной правовой и методической подготовки сотрудников взаимодействующих подразделений. Со стороны следователей проблемой взаимодействия также является отсутствие знаний о надлежащем механизме реализации негласных оперативнорозыскных данных и использования полученной информации в ходе предварительного расследования.К четвертой группе проблем относятся нескоординированность и отсутствие обмена информацией между следственными и оперативными подразделениями и неправильное понимание ими основ взаимодействия (78,9 % следователей и 81,25 % анкетируемых оперативных уполномоченных полиции ответили, что в рамках их практической деятельности не производится ознакомление следователя с материалами дел оперативного учёта).Необходимо также отметить, что всоответствии с ведомственными нормативными актами предполагается, что оперативное сопровождение расследования преступлений должно производится с момента возбуждения уголовного дела до завершения судебного разбирательства. Однако, отвечая на данный вопрос,большинство анкетируемых сотрудников следственного аппарата и сотрудников, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность, указали, что по уголовным делам о незаконном предпринимательстве в сфере оборотанефти инефтепродуктов сопровождение осуществляется только на этапе возбуждения уголовного дела (52,1% и 35,4 % соответственно).Причиной неудовлетворительного осуществленияданного видавзаимодействиясо стороны сотрудников оперативных подразделенийявляется нежелание полногооперативного сопровождения одного уголовного дела, что обусловлено плановыми показателямиихработы. В том случае, если сопровождаемое оперативным уполномоченным полицииодно уголовное дело будет прекращено,то к концу отчетного периода он остается без плановых показателей. Поэтому ему выгодней как можно больше выявить преступлений и довести материалыдо возбуждения уголовного дела,рассчитывая на то, что хотя бы отдельные из возбужденных дел следователь направит в суд.В своюочередь, следователь,предполагая отсутствие надлежащего оперативного сопровождения, требует документирования всех элементов состава преступления в материалах, предоставляемых оперуполномоченным на возбуждение уголовного дела. При наличии лишь формальных признаков состава преступления в материалах оперативной проверки или проверки, проводимой следователем (дознавателем), последний отказывает в возбуждении уголовного дела, чем создаёт психологический барьер в отношениях с оперативным уполномоченным полиции.Особенности взаимодействия оперативного уполномоченного полиции и следователя в процессе выявления преступной деятельности в указанной сфере и реализации материалов разработки в соответствии с требованиями ведомственных нормативных правовых актов, а такжеприменительно к механизму преступной деятельности заключается в следующем.В случае обращения сотрудника оперативного подразделения на стадии документирования преступной деятельности за помощью в правовой оценке и иными рекомендациями руководитель следственного подразделения с учётом наличия допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, определяет следователя, который оказывает запрашиваемую помощь.Вследствие этого следователю целесообразно иметь представление о содержании процесса документирования преступной деятельности, который будет определяться складывающимися оперативнорозыскными ситуациями.Оперативнорозыскные ситуации этапа выявления преступной деятельности подразделяются в зависимости от источника и характера информации на следующие виды:1. Службой безопасности нефтяной компании или сотрудниками полиции, обеспечивающими охрану нефтепроводов, выявлена «врезка».При возникновении указанной оперативнорозыскной ситуации оперуполномоченному в деле оперативного учёта можно выдвинуть следующие версии:а) «врезка» изготовлена лицами, проживающими в близлежащих населённых пунктах;б) «врезка» изготовлена лицами, ранее судимыми за совершение аналогичных преступлений;в) «врезка» изготовлена лицами, работающими на предприятии, осуществляющем транспортировку нефти или охрану объектов трубопровода;г) факт кражи нефти из трубопровода сфальсифицирован сотрудниками предприятия, осуществляющего её транспортировку.2. Сотрудниками государственной автоинспекции МВД России задержан автотранспорт, перевозящий нефть или нефтепродукты без надлежащих документов или с подложными документами.В данной ситуации могут быть выдвинуты следующие версии:а) водитель информирован о совершаемом им преступном действии: –является членом организованной преступной группыи имеет информацию о её структуре; –предоставляет услуги на разовой основе и работодателя не знает; –предоставляет услуги на разовой основе и знаком с лицом, организующим противоправную деятельность;б) водитель не информирован о противоправности совершаемых им действий;в) водитель не информирован о противоправности совершаемых им действий, но причастен руководитель фирмы, в которой он работает.3. Потребители обратились с заявлением о приобретении некачественных товаров в магазине или на автозаправочной станции:а) фальсифицированный товар реализует через автозаправочную станцию (магазин) её владелец, не информируя продавцов (операторов);б) фальсифицированный товар реализует через автозаправочную станцию (магазин) её владелец в сговоре с продавцами (операторами);в) фальсифицированный товар реализуется через автозаправочную станцию (магазин) продавцом (оператором) втайне от работодателя;г) фальсифицированный товар поступил для реализации от подставной фирмы по подложным документам;д) фальсифицированный товар изготавливается собственником автозаправочной станции (магазина);е) собственник автозаправочной станции входит в состав организованной преступной группы, осуществляющей добычу (незаконное приобретение), транспортировку, переработку и реализацию нефти и нефтепродуктов.4. Конфиденциальные источники оперативной информации, работающие на нефтебазах, сообщили о фактах хищения или бездокументального оборота нефти.В случае возникновения данной ситуации оперуполномоченному необходимо спланировать оперативнорозыскную деятельность, направленную на проверку следующих версий:а) нефть на нефтебазу поступает после её кражи из нефтехранилищ, законсервированных скважин, врезок в нефтепровод;б) нефть и нефтепродукты на нефтебазу поступают в результате скупки у предприятий, осуществляющих незаконную добычу нефти, у водителей«дальнобойщиков» и государственных предприятий;в) руководитель нефтебазы причастен к незаконному обороту нефтепродуктов и является членом организованной преступной группы;г) хищения нефтиили её бездокументальный оборот осуществляется сотрудником организации, занимающейся оборотом нефтепродуктов.Последняя из перечисленных ситуаций является наиболее благоприятной для документирования, так как при первичном сигнале о возможной преступной деятельности факт её выявления остаётся для преступников неизвестным.В других ситуациях факт выявления незаконного предпринимательства сразу приобретает огласку и имеет официальное оформление со стороны обнаруживших служб и органов. Тем самым известность правоохранительным органам такого эпизода (отдельной стороны) преступной деятельности обусловливает быстрое изменение дислокации преступных объектов, смену системы связей, движения денежных средств и товара, временное прекращение деятельности и т.п. Однако указанные ситуации получения первичной информации в любом случае требуют предварительной оперативной проверки с целью подтверждения факта эпизодичности данной ситуации и поиска признаков систематичности деятельности.Безусловно, указанные в данной статье проблемы и складывающиеся ситуации, от которых напрямую зависит порядок организации совместного следователя и оперативного уполномоченного полиции взаимодействия, не являются исчерпывающими, а рекомендации полными. Однако, даже минимальное устранение указанных в статье проблем взаимодействия, может способствовать существенному повышению эффективности предварительного расследования и последующего привлечения виновного к ответственности.