Управление дебиторской задолженностью в кризис

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Куликова Н. В., Курбатова Д. А. Управление дебиторской задолженностью в кризис // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2016–2020. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96322.htm.
Аннотация. Статья посвящена особенностям управления дебиторской задолженностью в кризис. Дано описание основных проблем, которые касаются дебиторской задолженности. Указываются основные группы причин, которые приводят к росту дебиторской задолженности, а также способы и методы влияния на возвращение задолженности в условиях кризиса.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Курбатова Дарья Александровна, Студент, Липецкий Филиал РАНХиГС, Липецкkyrbatovadarya@mail.ru

Куликова Наталья Вячеславовна,Студент, Липецкий Филиал РАНХиГС, Липецкnataljaculickowa@yandex.ru

Управление дебиторской задолженностью в кризис

Аннотация. Статья посвящена особенностям управления дебиторской задолженностью в кризис.Дано описание основным проблемам, которые касаются дебиторской задолженности.Указываются основные группыпричин, которые приводят к росту дебиторской задолженности, а также способы и методы влияния на возвращение задолженностив условиях кризиса. Ключевые слова:дебиторскаязадолженность, кризис, финансовые риски, факторинг.

Дебиторская задолженность является неотъемлемым элементом сбытовой деятельности любого предприятия. Довольно большая ее часть в общей структуре активов снижает ликвидность и финансовую устойчивость предприятия и повышает риск финансовых потерь компании.Современные условия развития экономики России предусматривают динамизм развития взаиморасчетов между контрагентами. В таких условиях особое внимание необходимо уделять дебиторской задолженности.Очень часто ее определяюткак составляющую оборотного капитала, которая представляет собой требования к физическим или юридическим лицам относительно оплаты товаров, продукции, услуг.Существует тенденция отождествлять дебиторскую задолженность с коммерческим кредитом. Коммерческий кредит предоставляется покупателю с учетом его стоимости (ресурсы компании предоставляются в пользование на платной основе) и срочности (срок использования предоставленных средств ограничен).Дебиторская задолженность сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со стороны других предприятий, фирм, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами[1].Общая сумма дебиторской задолженности включает в себя платежи к получению по аренде, счета к получению от покупателей и заказчиков, дочерних и зависимых хозяйственных обществ, по претензиям; авансы, выданные персоналу, поставщикам, подрядчикам; авансовые платежи в бюджет, государственные целевые фонды и страхования; задолженности учредителей по взносам в уставный капитал; задолженности персонала по прочим операциям, и прочих дебиторов, в том числе расчеты с внутриведомственными предприятиями. При этом, под внутриведомственными расчетами понимаются расчеты между предприятиями и организациями, имеющими самостоятельные балансы и входящими в состав одного определенного министерства, ведомства, корпорации, ассоциации, концерна или объединения . Дебиторами могут быть как юридические, так и физические лица, которые задолжали предприятию денежные средства, их эквиваленты или другие активы. По данным бухгалтерского учета можно определить сумму задолженности на любую дату, но обычно такая сумма определяется на дату баланса.Мировой финансовый кризис, спровоцировавший падение производства во многих отраслях промышленности, многочисленные сбои в производственных цепочках, банкротства предприятий,превратил управление дебиторской задолженностью в наиболее актуальное направление деятельности организации. В этих условиях финансовая политика предприятия должна учитывать все возможные последствия кризиса и быть похорошему консервативной. Необходимо как можно более тщательно продумывать действия компании на рынке с точки зрения обеспечения ее безопасности и финансовой устойчивости.

Сегодня практически ни один хозяйствующий субъект не существует без дебиторской задолженности, ведь одно из условий конкурентоспособности почти любого предприятия —предоставление своим клиентам коммерческого кредита. Исключение составляет небольшой список поставщиков, которые имеют настолько прочные позиции на рынке, что могут диктовать свои платежные условия. Возникает дебиторка, как правило, при продаже товаров (работ или услуг) на условиях отсрочки платежа. Этот факт дает дополнительные возможности для обеих сторон:

для покупателя –это возможность бесплатно использовать дополнительные оборотные средства;

для поставщика –это способ привлечь покупателей и возможность расширить рынок сбыта товаров, работ, услуг.На основании данных Федеральной службы государственной статистики в 2014 году дебиторская задолженность составляла около 20% совокупных активов крупных и средних российских предприятий (на 1 октября 2014 года –28,5 триллионов рублей из 139,9 триллионов)[2].А ведь это почти 65% внешнего долга России на 2014 год! Интересно, что если перевести дебиторскую задолженность российских предприятий за 2014 год в объем черной икры белуги, то этой икрой можно заполнить всю долину реки Амазонка.Объем дебиторской задолженности покупателей и заказчиков, на долю которой в начале декабря 2014 года приходилось 52,6% общей дебиторской задолженности этих предприятий, растет в нашей стране с каждым годом. По данным Росстата, с января 2010 года по декабрь 2014 года этот показатель увеличился более чем в два раза, с 7,5 до 15,9 триллионов рублей. В течение последних пяти лет доля просроченной задолженности в общемобъеме дебиторской задолженности покупателей и заказчиков варьировалась от 8 до 12%, оставаясь по большей части в пределах 911%. В последние два года наметилась тенденция к повышению доли просроченной задолженности, что может объясняться усилением негативных явлений в российской экономике и постепенным нарастанием проблем с платежной дисциплиной.Нестабильность экономической ситуации в России приводит к увеличению рисков при выполнении любых видов деятельности с отсрочкой платежа. Предлагаем рассмотреть основные причины роста дебиторской задолженности в условиях кризиса и способы, с помощью которых предприятие может на них влиять.Основные группы причин, приводящих к росту дебиторской задолженности это:внешние факторы;внутренние причины.К макроэкономическим причинам относятся:повышение ставок на кредиты как краткосрочные, так и долгосрочные, что в конечном итоге затрудняет расчеты между компаниями, так как они начинают придерживаться принципа: «Лучше заплатить пени по договору, чем брать кредит на оплату» (если пени ниже % по кредиту);уровень инфляции в стране: при высокой инфляции многие компаниистремятся погашать свои долги как можно позже,руководствуясь принципом «Чем позже срок уплаты долга, тем меньше его сумма» (опятьтаки если штрафы по договору невысокие).Предприятие само по себе имеет слабое влияние на возникновение и проявление внешних факторов, но может менять свою маркетинговую политику с учетом них. Например, проанализировать возможности выхода на новые рынки сбыта, использовать межнишевые пространства, смежные рынки, изменить вид выпускаемой продукции (работ, услуг).На проявление внутренних факторов компаниякредитор имеет максимальное влияние, так как их возникновение связано с организацией ее внутренних процессов. Работа с этой группой причин включает в себямножество методов, среду которых естьтакие методы как:отказот проблемных клиентов;определение 20% клиентов, которые дают 80% просроченной дебиторской задолженности(согласно закону Парето), проведение с каждым индивидуальной работы;внедрениеспособов контролирования дебиторской задолженности,введение максимально возможного размера долга, оценивание по специальным критериямфинансового положения каждого контрагента до заключения договора, контроль размера дебиторской задолженности, анализ причин возникновения дебиторской задолженности и её просрочки;отказ от наращивания размера дебиторской задолженности до полной оплаты предыдущего долга. Как вариант, следует определить размер кредитного лимита для каждого покупателя и автоматически включать его в стоплист при превышении кредитного лимита, а также отказывать в отгрузке до погашенияимеющейсязадолженности;

своевременный переход к формальным процедурам взыскания задолженности, сразу после момента просрочки, то естьначало работы с должником по возврату долга до того, как он станет просроченным;стремление к увеличениююридических гарантий в ситуации просрочки платежа (пени, штрафы за просрочку оплаты, прекращение отгрузок в случае превышения лимита задолженности и тому подобное);разработка системы скидок при досрочной уплате клиентом дебиторской задолженности;использование юридических ноухау, таких как альтернатива залогу, «круговыесделки»(покупка и последующая продажа ценных бумаг.Следует сказать, что часто для успешного управления дебиторской задолженностью предприятию не хватает:–квалифицированных сотрудников для составления типовых документов, которые потом смогут использовать технические и менее профессиональные работники;–знакомства с особенностями деятельности государственных органов,–знания методики осуществления и продвижения коллекторской деятельности;

–callцентра, включая помещение, оборудование, персонал;–программного обеспечения;–службы личного взаимодействия с должниками.В последние годы в России наметилось значительное расширение спроса на факторинговые услуги со стороны клиентов, а также увеличилось количествопредложенийна них со стороны банковской сферы. Потребность в факторинге испытывают практически все компании, которые регулярно или часто работают на условиях отсрочки платежа.Факторингом называютразновидность торговокомиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента, связанная с переуступкой клиентомпоставщиком факторинговой компаниинеоплаченных платежных требований за поставленные товары, выполненные работы и услуги и права получения по ним[3].Таким образом, факторинг включает в себя инкассирование дебиторской задолженности клиента (получение средств по платежным документам), кредитование и гарантию от кредитных и валютных рисков. Привлекательность, популярность и актуальность факторинга обусловлена тем, что он объединяет в себе сразу несколько функций:вопервых, финансирование оборотного капитала;вовторых, инкассацию задолженности клиента;втретьих, если это предусмотрено договором, факторинг берет на себя риск неплатежа, выступая, таким образом, в качестве страховщика финансовых рисков.Такой комплекс функций делает факторинг незаменимым механизмом для малых и средних предприятий, доступ которых к кредиту традиционно затруднен.Работа с дебиторской задолженностью является важным моментом в деятельности любого предприятия и требует пристального внимания руководителей. Определение подходов к управлению дебиторской задолженностью, этапов и методов –проблема, которая не имеет однозначного решения, зависит от специфики деятельности предприятия и личных качеств руководства.Для оптовой торговли продуктами питания подойдут стоплисты(список запрещенных к приему номеров платежных карт[4]), а для разовой поставки дорогой техники подойдет тщательная оценка финансового положения контрагента до заключения договора.

Секрет эффективности здесь кроется в комплексном подходе. Так, своевременный контроль и анализ позволят вовремя выявить просроченную задолженность и оперативно принять меры по ее взысканию. Воздействие на дебитора может быть жестким или мягким: можно сразу подать в суд, а можно и поддержать контрагента, предложив ему более доступные методы погашения обязательств, напримербартер или отсрочку платежа.Таким образом, в настоящее время фактически каждый десятый рубль из дебиторской задолженности покупателей и заказчиков крупных и средних российских предприятий представляет собой просроченный долг. Наиболее эффективным управление дебиторской задолженностью может стать при распределении её по нескольким направлениям. При этом особое внимание стоит уделить внутренним факторам, которыми компания может управлять наиболее эффективно благодаря правильно организованной деятельности управляющего состава, в то время как внешние факторы часто не поддаются влиянию. Финансовый кризис —серьезное испытание для бизнеса любого масштаба, отрасли и формы собственности. Свертывание банковского кредитования, снижение объема продаж, ухудшение структуры баланса и множество иных негативных факторов, особенно когда они действуют одновременно, могут деморализовать менеджмент компании и явиться причиной принятия невзвешенных решений. В этих условиях следует помнить главное, что краткосрочная конъюнктура не должна заслонять стратегические цели фирмы, репутация и высокие стандарты качества работы с контрагентами —вот что будет цениться всегда и в конечном итоге станет залогом успеха. В случае же с дебиторской задолженностью верными помощниками должны быть точный расчет, осторожность и осмотрительность.Финансовые риски предприятия в условиях кризисаувеличиваются,и поэтому стоит уделить особое внимание управлениюдебиторской задолженностью и работе сдебиторской задолженностью. Правильно выбранные способы управления помогутизбежать большую часть проблем, связанных с ней, а также помогут организации сохранить финансовую стабильность.

Ссылки на источники1.Современный экономический словарь. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. 6е изд., перераб. и доп. М.(ИНФРАМ, 2011)2.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // www.gks.ru3.Современный экономический словарь. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. 6е изд., перераб. и доп. М.(ИНФРАМ, 2011)4. Финансовокредитный энциклопедический словарь. —М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2010