Преимущества и недостатки использования различных учебных изданий при обучении иностранному языку в вузе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Воронина Л. А. Преимущества и недостатки использования различных учебных изданий при обучении иностранному языку в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2026–2030. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96324.htm.
Аннотация. Статья посвящена выявлению преимуществ и недостатков использования различных учебных изданий при обучении иностранному языку в вузе. В статье анализируются понятия печатных и электронных вариантов учебных изданий, рассматриваются их виды, суммируется отечественный и зарубежный опыт предшественников, делаются выводы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Воронина Людмила Александровна,к.пед.н., доц., зав.кафедрой восточных языков ФБГОУ ВО «РГПУ им. А. И. Герцена», СанктПетербургLyudaVoronina@gmail.com

Преимущества и недостатки использования различных учебных изданий при обучении иностранному языку в вузе

Аннотация.Статья посвящена выявлению преимуществ и недостатков использования различных учебных изданий при обучении иностранному языку в вузе. В статье анализируются понятия печатных и электронныхвариантов учебных изданий, рассматриваются их виды, суммируется отечественный и зарубежный опыт предшественников, делаются выводы.

Ключевые слова:средства обучения для учащихся, учебное издание, учебное печатное издание, учебное электронное издание.

Одним из условий эффективной реализациипроцесса обучения иностранным языкам (далее ИЯ) в вузе является умелое использование всевозможных видов учебных изданий(далее УИ). В последнее время в учебной среде все чаще встречается понятие ʻэлектронный учебникʼ, котороезаставляет задумываться об эффективности его использования по сравнению с так называемым традиционным, печатным, антиподомво всех его разновидностях.В соответствующей научной литературе уже имеется ряд работ, посвященных исследованию положительных и отрицательныхсторон электронных изданий. Однако до сих пор остается нерешенным ряд вопросов: 1) что считать ʻэлектронным учебникомʼ

электронную версию печатного аналога [1] или нечто отличное[2, 3]; 2) каковы пропорциональные доли использования печатного и электронного УИ на занятии по обучению ИЯи при самостоятельной подготовке; 3) каковы преимущества и недостатки использования печатных и электронных версий УИ при обученииИЯ.С научной точки зрения все упомянутые выше УИ относятся к базисной категорииметодики под названием ʻcредства обученияʼ[4] и среди четырехструктурных наименований: 1) средства обучения для преподавателя,2) средства обучения для учащихся,3) аудиовизуальные средства обучения,4) технические средства обученияпринадлежат разделу «Средства обучения для учащихся» [там же].В этом разделе называются такие единицы как учебник (книга для учащихся),книга для чтения (хрестоматия),пособие по развитию речи,сборник упражнений,справочник по иностранному языку, словарь и т.п.Разнообразие их номенклатуры время от времени совершенствуетсяи может быть представлена в другом виде, но требует обязательногоучетаГОСТа.Согласно ГОСТ 7.602003 Издания. Основные виды.Термины и определения, все виды печатных изданий для вузапредставлены в виде нескольких групп: научныеи научнопопулярные; официальные и нормативнопроизводственные; справочные, литературнохудожественные, УИи др. [5].Целью данного исследования является выявление преимуществ и недостатков изданий для обучения ИЯ, поэтому остановимся только на рассмотрении УИ.Под УИпонимается «издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся определенного возраста и ступени обучения» [там же].Ктаким изданиям относитсядвенадцать наименований, среди которых в вузе при обучении ИЯможет быть использовано десять:учебник, учебное пособие, учебнометодическое пособие, учебное наглядное пособие, рабочая тетрадь, самоучитель, хрестоматия, практикум, задачники учебныйкомплект. Для удобства рассмотрения была составлена таблица (см. табл.1)и приведены примеры изданий для обучения корейскому языку.Таблица 1. Виды учебных полиграфических изданий (с примерами по корейскому языку)

№п/пНазвание учебногоизданияОпределение Пример учебного изданиядля обучения корейскомуязыку1учебникУчебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.Воронина Л. А. Простой корейский. Версия 2.0: Учебник для неязыковых факультетов. –СПб.: Антология, 2013. –400 с.2учебное пособиеУчебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.

CDдиск «Простой корейский»3учебнометодическое пособиеУчебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания.Воронина Л. А. Простой корейский. Сборник упражнений и заданий по практике речи: Учебнометодическое пособие.–СПб.: Антология, 2015. –416 с.4учебное наглядное пособиеУчебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию и воспитанию. Таблица “가나다순”(корейский алфавит в национальном представлении–примеч.авт.)5рабочая тетрадьУчебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.

Воронина Л. А. Простой корейский. Прописи. –СПб.: Антология, 2015. –104 с.6самоучительУчебное издание для самостоятельного изучения чеголибо без помощи руководителя.Ли Е., Колодина Е. Корейский язык. Самоучитель. –2е изд. М.: Живой язык, 2016. –224 с.7хрестоматияУчебное издание, содержащее литературнохудожественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.

Незнакомая знакомая Корея / авт.сост. Л. А. Воронина. –СПб.: Антология,2008. –112 с.8практикумУчебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.Воронина Л. А. Грамматическая шкатулка: сборник упражнений по грамматиче корейского языка. –СПб.: Антология, 2012. –272 с. 9задачникПрактикум, содержащий учебные задачи.Иващенко Н. В. Учебник корейского языка (начальный курс). Сборник упражнений и контрольных заданий. –М.: ВостокЗапад, 2004. –80 с.10учебный комплектНабор учебных изданий, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание.





1) Воронина Л. А. Простой корейский. Версия 2.0: Учебник для неязыковых факультетов. –СПб.: Антология, 2013. –400 с.2) CDдиск «Простой корейский»3) Воронина Л. А. Простой корейский. Прописи. –СПб.: Антология, 2015. –104 с.4) Воронина Л. А. Простой корейский. Книга для учителя. –СПб.: Антология, 2016. –104 с.Исключение составили такие УИ как ʻбукварьʼ, т.к. он предназначен для обучения родному языку(а в нашем случае рассматривается обучение ИЯ), и ʻучебная программаʼ, которая больше относится к нормативным документам и связана с организацией обучения: она никогда не применяется принепосредственном обучении ИЯ.

Все описанные выше учебные печатные издания имеют свое собственное, исключительное, место в учебном процессе согласно своему назначению, например, для самостоятельногоизучения языка подходит ʻсамоучительʼ, но для внеаудиторной самостоятельной работы –ʻрабочая тетрадьʼ, ʻзадачникʼ, ʻхрестоматияʼи т.п., особенно если они содержат ответы к заданиям и упражнениям.Однако нельзя отрицать тот факт, что не все эти издания используются при обучении ИЯ в вузе: как правило, наиболее популярноʻучебнометодическое пособиеʼ, хотя многие, даже издатели, часто путают его с ʻучебникомʼ и ʻучебным пособиемʼ.Кроме того, в определениях присутствует некоторая путаница, т.к., например, любое из указанных выше УИ может быть ʻсамоучителемʼ, если оно содержит ответы.Причиной этому является то, что упражнения –это органическая частьучебного процесса обучения ИЯ, в связи с чем, популярными будут те УИ, которые их содержат.Таким образом, представляется справедливой мысль оискусстве преподавателя, который может сделать процесс обучения ИЯ не только эффективным, но и разнообразным и интересным благодаря умелому обращению с соответствующими средствами обучения. Тем не менее, как известно,в соответствии с приказом Минобрнауки России от 5 сентября 2013 г. № 1047 с 1 января 2015 года все издательства, которыебудут подавать заявку на включение учебника в Федеральный перечень, должны будут обеспечить его электронную версию, поэтому преподавателям следует ужéзадуматься о возможных аналогичных требованиях к вузовским УИ, что изменит традиционное назначениекаждого из них.

Согласно ГОСТ Р 7.0.832012 Электронные издания. Основные виды и выходные сведения, определение учебного электронного издания–«электронное издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся определенного возраста и степени обучения» [1]–отличается отопределения учебного печатного издания(см. выше)только первыми двумя словами.Отличие определяетсясоставомтехнологических процессов подготовки электронного издания для реализации его функциональности[там же]. Именно поэтому многие понимаютэлектронные издания как, говоря простыми словами, так называемую отсканированную версию печатного аналога, что создает подмену понятий.На самом деле, учебное электронное издание превосходит по своим возможностямучебное печатное издание, т.к. «наряду с основным материалом оносодержит средства интерактивного доступа, средства анимации и мультипликации, а также видеоизображения, в динамике демонстрирующие принципы и способы реализации отдельных процессов и явлений» [6].Оно способно воссоздавать качественную искусственную языковую средуне только на практических занятиях по обучению ИЯ: его интерактивность помогаетстуденту и в процессе самостоятельной подготовки.Электронное издание генерирует для каждого студента свой индивидуальный вариант учебного практического задания по одной и той же теме. По сути дела, наблюдается возрождение индивидуальногрупповой формы обучения, но на новом качественном уровне. В контексте обучения ИЯ этот вариант УИ особенно привлекателени, казалось бы, имеет только одни достоинства, которые неоднократно описывались коллегами.Представляется важным напомнить о некоторых из них, полезных для обучения ИЯ.

Итак, неоспоримыми достоинствамиучебных электронных изданий, способствующими оптимизации процесса обучения ИЯ,является: 1) наглядность более высокого уровня, обеспечивающаяся использованием графики, анимации, звукового сопровождения, гиперссылок, видеосюжетов и т.п., что позволяет воссоздать качественную искусственную среду; 2) возможность представить в динамике физические процессы, объекты, которые недоступны для непосредственного наблюдения или требуют для своего изучения уникальных материалов или дорогостоящего оборудования; 3) возможность интерактивного взаимодействия между студентом и элементом учебника, что решает проблему обратной связи; 4) создание условий для самостоятельного изучения учебного материала, что позволяет студенту самому выбирать удобные для него место и время работы с компьютерными средствами обучения, а также темп учебного процесса; 5)возможность перераспределения нагрузки преподавателей с рутинной деятельности на творческую; 6) повышение оперативности обеспечения учебного процесса учебнометодическими средствами и мобильности системы образования при изменении структуры и содержания обучения; 7) возможностью заинтересовать студента учебным предметом, т.к. все, что связано у современной молодежи с компьютером, становится их естественным жизненным фоном, в том числе, постепенно формируется новая эстетика, которая берет свое начало в дизайне компьютерных программ; 8) возможность простого осуществления контроля знаний посредством компьютерного тестирования[7].

В связи с этим, многие преподаватели считают, что будущее за электроннымиизданиями,но тщательный анализ их недостатковговорит об обратном. В самом общем виде называется:1) не совсем хорошая физиологичность дисплея, как средства восприятия информации (восприятие с экрана текстовой информации гораздо менее удобно и эффективно, чем чтение книги): контрастность и четкость изображения пока ниже, чем у обычной бумаги; 2) электронные учебники более чувствительны к физическому воздействию (хрупкие); 3) более дорогие по сравнению с учебным печатнымизданием: имеют достаточно высокую стоимость[6].

Кроме того,доступность учебных электронных изданий часто приводит к нарушению авторских прав изза безвозмездного использования,без надлежащего разрешения их создателя.Редким случаем является сейчас невозможность найти в Интернете какоелибо УИ. Как правило, это можно сделать совершенно бесплатно, что значительно снижает доходы издательства, отнимает у него в том числематериальную основудля развития, не говоря уже об авторских потерях.И самое парадоксальное заключается в том, что студенты, как правило, предпочитают распечатывать большинство страниц для возможности вносить свои заметки, выполнять записи.

Более того, при обучении ИЯ в языковом вузе учебное электронное издание не является более востребованным по сравнению со своим печатным вариантом. Попытка разобраться в отсутствии их прогрессирующей популярности привела автора к исследованиюВашингтонского университета, опубликованного в статье под названием«Внедрение технологий чтения с цифровых носителей: академический потенциал читателей электронных книг»[8](пер.автора), которое показало, что студенты считают бумажные книги более гибким инструментом, поддерживающим более широкий круг стилей чтения и обучения, нежели электронные книги.

Результаты исследования основываются на известном факте об индивидуальном стиле каждого читателя, поддерживать который лучше помогает бумажная книга. Исследователи оперируют понятием ʻкогнитивная картаʼ, суть которой заключается впомощи запоминания места определенной информации в текстепосредством кинестетических сигналов: закладок, сложенныхуглов страницы, ощутимоговесапечатной книги, объемауже прочитанных страниц, перехватываемых пальцами во время чтенияи т.п.,которые позволяют быстро находить необходимое содержание. В обратном случае,в случае использования электронных книг,скрывающих эти сигналы, поиск информации занимает значительно больше времени, снижая психические ресурсы для выполнения других, главных задач, что влечет за собой снижение желаемого уровня производительности.Многие студенты жалуются на проблемы «с удержанием и концентрацией» информации при чтении с экрана при обучении.

Таким образом, то, что многие считают преимуществом учебных электронных изданий: гиперссылки, средства анимации, мультипликации и т.п. являются помехой для усвоения сути овладеваемогостудентами содержания.В проведенном исследовании не изучалосьвлияние электронных книг непосредственнонаусвоение ИЯ, но мы можем принять выводы авторов относительно видов чтения: электронные издания надо использовать в случае необходимости поискав книге тогоили иного факта, если же существует необходимость обязательного прочтения для более глубокого, внимательного изучения материала(критического или изучающего [10], например, чтения), предпочтения надо отдавать учебным печатным изданиям.

Кроме того, как известно, по данным психофизиологии речи речевые механизмы функционируют на основе лингвопсихофизиологических закономерностей, а психофизиологической основой речевого механизма является функционирование совокупности анализаторов: слухового,речемоторного, зрительного и двигательного в их сложном взаимодействии при ведущей роли слухоречемоторного [9].Учебное электронное издание в наименьшей степени приспособленодля задействования двигательного анализатора. Прежде всего, имеются в видуписьменные виды речевой деятельности, чтение и письменная речь. Чтение уже оговаривалось выше, а что касается обученияписьму и письменной речи, то с этой целью технические устройствадля учебных электронных изданий должны быть снабжены специальными функциямии средством для записи,например, сенсорным стилусом, наличие которого удорожает и без того довольно дорогие приборы. Причем, даже в случае предоставления такой возможностистилус не сможет полноценно заменить карандаш или ручку, которые для обучения ИЯ бывают не только разных цветов, но и разного качества. Например, для восточногоазиатскихязыков графические письменные символы желательно прописывать простым карандашом с мягким толстым грифелем, упрощающим подобные упражненияи позволяющие не уставать руке на начальном этапе овладения принципиально новой системой письма продолжительное время, что в свою очередь позволит учащимся не терять мотивацию.

При всем при этом, электронное учебное издание благодаря своим интерактивным и анимационным возможностям незаменимо при обучении устной речи, состоящей из аудирования (но оно всегда будет дистантным) и говорения, особеннов форме диалога.И именно в этом направлениинеобходимо активно разрабатывать электронные учебные издания, которые позволят максимально качественно представить реальную, но искусственно созданную учебную среду иноязычного общения для организации тренировки учебного материала.

Таким образом, из всего сказанного выше следует, что при обучении ИЯможет быть полезно и печатное, и электронное УИ: дело в умелом использовании каждого из них для решения конкретной педагогической задачи. Однако авторское предпочтение остается за теми, кто считаетучебное электронное издание при обучении ИЯ дополнением, а не альтернативой учебному печатному изданию и не заменяет работу с книгами, упражнениями, прописями.

Ссылки на источники1.ГОСТ Р 7.0.832012 Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. 2.Рожина В. А. Перспективы совершенствования преподавания иностранного языка в вузе // Концепт. –2014. –Спецвыпуск № 10. –ART 14623. –0, 49 п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14623.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X.–[Дата обращения 19.03.2016].3.Столярова Е. В., Федотова М. Г. Теоретические и практические вопросы создания электронного учебника как модели обучения иностранному языку. // Концепт. –2016. –№ 02 (февраль). –ART 16036. –0, 4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2016/16036.htm. –ISSN 2304120X.–[Дата обращения 19.03.2016].4.Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. М., 2003. 334 с.

5.ГОСТ 7.602003 Издания. Основные виды. Термины и определения.6.ТулегеноваА. М. Электронные учебники в обучении иностранным языкам // Современная система образования: опыт прошлого и перспективы будущего. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sworld.com.ua/simpoz3/54.pdf. –[Дата обращения: 01.03.2016]. 7.Балалаева Е. Ю. Положительные и отрицательные аспекты электронных учебных изданий // Современные научные исследования и инновации.–2014.–№ 8. –[Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/08/36423. –[Дата обращения: 03.03.2016].

8.Alexander Thayer, Charlotte P. Lee, Linda H. Hwang, Heidi Sales, Pausali Sen, Ninad DalalThe imposition and superimposition of digital reading technology: the academic potential of ereaders// Proceedings of the SIGCHI Conference on Human Factors in Computing Systems. [Электронный ресурс]. URL: http://dl.acm.org/citation.cfm?id=1979375. –[Дата обращения: 10.02.2016].9.Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. 2е изд., дораб. М., 1986. 223 с.10.Щукин А. Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. М., 2011. –454 с.