Educational-маркетинг как элемент маркетинга инноваций

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ангелова О. Ю., Дмитриева Е. М. Educational-маркетинг как элемент маркетинга инноваций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2031–2035. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96326.htm.
Аннотация. В работе проанализировано использование образовательного маркетинга на рынке традиционных и инновационных продуктов. Показана эффективность этого маркетингового инструмента в условиях кризиса на конкретных примерах. Кроме того, проработаны теоретические аспекты темы: дано авторское определение термина, структурирован процесс и представлено место educational-маркетинга в системе маркетинговой деятельности предприятия.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ангелова Ольга Юрьевна, К.э.н., доцент каф. ИТИМЭ, ИЭП,Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевскогоo.y.angelova@iee.unn.ru

Дмитриева Елена Михайловна,Асс. каф. ИТИМЭ, ИЭП,Нижегородский государственный университет им.Н.И.Лобачевскогоe.m.dmitrieva@iee.unn.ru

Educationalмаркетинг как элемент маркетинга инноваций

Аннотация.В работе проанализировано использование образовательного маркетинга на рынке традиционных и инновационных продуктов. Показана эффективность этого маркетингового инструмента в условиях кризисана конкретных примерах. Кроме того, проработаны теоретические аспекты темы –дано авторское определение термина, структурирован процесс и представлено место educationalмаркетинга в системе маркетинговой деятельности предприятия.Ключевые слова: образовательный маркетинг, обучающий маркетинг, educationalмаркетинг, learnмаркетинг, маркетинг инноваций, образовательный контент, инструменты образовательного маркетинга.

На данный момент большинство рынков, в том числе и тех, на которые компании ориентируют новые инновационные продукты, можно охарактеризовать как насыщенные. Исключением могут быть только рынки радикальных инноваций, но такие товары появляются достаточно редко –не чаще 2х раз за столетиев конкретной отрасли. Большинство же появляющихсяна рынках товаров являются улучшающими или локальными инновациями. Для рынка, находящегося в стадии насыщения характерны значительный уровень ценовой конкуренции и очень требовательные, искушенные потребители. Сложность вывода нового товара на такие рынки в том, что клиент либо не видит (и, соответственно, не может оценить) различий между новым товаром и теми, которые уже представлены на рынке, либо не осознает потребности в новом товаре. Все это обуславливает сложности с реализацией новых товаров, при этом часто традиционные маркетинговые инструменты не дают желаемых результатов.Покупатели, которые в большей своей части консервативны, удовлетворяя свои потребности традиционными, часто менее эффективными способами,ине готовы покупать новые, незнакомые товары.При таких условиях educational–маркетингможет стать эффективным инструментом не только привлечения клиентов к новому товару, но и выстраивания длительных взаимовыгодных отношений «клиент –производитель». Этот инструмент позволяет сформировать имидж производителя или продавца как эксперта, готового прийти на помощь своему клиенту, предоставить значимую полезную информацию, обучить правильным приемам использования товара. Эффективность этого подхода определяется качествами современного человека –в условиях экономики знаний клиент хочет обладать качественной и достоверной информацией о товаре, который он использует или планирует приобрести.Люди хотят самостоятельно, на основе проведенного анализа, принимать решение о покупке.Существует много различныхподходов к определений термина «Обучающий маркетинг». Одни авторы видят в нем развитие теории маркетинга взаимоотношений, другие –эффективный элемент продвижения [1, 2, 3]. Это обусловлено многогранностью самого понятия маркетинг, в котором одни видят философию управления, другие –бизнеспроцесс, третьи –социальнопсихологические аспекты и так далее. Для исключения неправильных трактовок дальнейшего исследования, необходимо представить авторский подход к рассматриваемому термину и используемым инструментам и методам. На наш взгляд, обучающий маркетинг –это элемент интегрированных маркетинговых коммуникаций, предлагающий клиенту или посреднику образовательный контент в любой форме. То есть, все возможные способы обучения, используемые для целей маркетинга, мы будем трактовать как составляющие части обучающего маркетинга.Концепция educational–маркетинга(его также называют обучающим или образовательным) включает в себя 4стадии:Клиент получает полезную для себя информацию о новом продукте и эффективном способе решения собственных проблем в том или ином виде;Формируется доверие к производителю или продавцуПродажа;Планирование долгосрочных отношений на основе регулярного предоставления образовательного контента.

Процесс образовательного маркетинга представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Процесс образовательного маркетинга

То есть начальные стадии контакта «продавец –клиент» предполагают передачу некой ценности потребителю, при этом попыток продать товар не предпринимается. Предлагаемая ценность может быть как материальной (книга, брошюра, диск), так и нематериальной (мастеркласс, семинар, вебинар, онлайн курс). Дистанционные методы особенно актуальны когда есть необходимость с низкими затратами охватить значительные географически разбросанные рынки. Преимущества такого подхода очевидны:1.У компании формируется образ эксперта в своей предметной области (так как предприятиеобучает, делится знаниямии полезной информацией), что усиливает довериеклиентов;2.Так как компания предлагает не купить товар (как большинство на рынке),а предоставляетнекую ценность (информацию) бесплатно, то это позволяет удачно позиционировать компанию и дистанцироваться от конкурентов;3.Можно эффективно использовать ресурс социальных медиа (вслучае онлайн курсов, вебинаровили других средств предоставления информации в сети интернет). Так как люди, особенно те, кто активно использует социальные сети,любят и готовы делиться полезным контентом, то они сами обеспечат распространение (часто вирусное) информациио фирмеи ее товарах, бесплатно пропагандируя бренд компании, формируя группы заинтересованных в товаре людей–потенциальных клиентов;4.Формируется лояльность;5.Образовательный контентможет опережать потребность клиента в информации о продукте, формируя новые сегменты рынка;6.Клиент можетоценить важность и полезность продукта до его покупки, осознает его ценность и понимает,за что он платит высокую цену;7.Клиент более «качественный», владеющий информацией о товаре и его свойствах,правильно его использующий, что может значительно снизить затраты компании на гарантийный ремонт и обслуживание.

Educational–маркетинг эффективен и как инструмент интернетмаркетинга компании. Сравнивая статистические данные по конверсии у клиентов, приходящих на сайт компании с «посадочной» страницы и страницы,на которой размещена полезная для них обучающая информация, то можно увидеть, что во втором случае она будет в 24 раза больше [4].Обучающий маркетинг может также использоваться при работе с уже имеющейся клиентской базой –приглашения на встречи и мастерклассы, создание клуба по интересам, члены которого получают от компании полезную информацию на регулярной основе. Кроме того, это очень эффективный инструмент расширения клиентской базы –в обмен на значимую для них информацию люди готовы оставить свои контакты (телефон, email)Выбор инструментов обучающего маркетингаво многом обусловлен спецификой рынка–отраслью, в которой работает компания, этапом ее развития, известностью и рыночной долей производителя, этапом жизненного цикла продукта, радикальностью инновации. Особенно результативен обучающий маркетинг при продаже сложных продуктов (на рынке В2В для промышленного оборудования, на В2С –для сложных технических товаров, рыночных новинок на рынке бытовой техники и электроники) или услуг.Например, объемы реализации мультиварок значительно возрастут,если те, кто может их купить, получит красочную книгу с рецептами (не важно –бумажную или просто файл) и преимуществами, которые обеспечит это устройство –быстрота и удобство, отсутствие необходимости находится рядом и другие.

Одним из средств реализации образовательного маркетинга для фирм, которые выпускают программное обеспечение и оборудование, является сотрудничество компании с вузами и другими образовательными учреждениями, которым бесплатно предоставляется не только продукт компании (станок, набор инструментов, ПО), но и образовательный продукт –курс, сборниккейсов. Цель такого подхода –дать информацию потенциальным клиентам через посредника –образовательное учреждение, доверие к которому достаточно высоко, обучить их пользованию продуктом, сформировать лояльность.Для повышения эффективности обучающего маркетинга можно использовать предложения, ограниченные по времени. Например, компания, продающая компьютерную технику, предлагаетвсемпройтив январе недельный курс обученияработе на компьютере. Или магазин швейной техники с 1 по 7 марта проводит по вечерам миникурс кройки и шитья. Идеи для обучающих материалов могут быть разные:это и правильное использование нового товара (вебинар «Как приготовить натуральный йогурт для малыша»для компаний продающих йогуртницыили «Игротека» время в магазине игрушек, когда можно поиграть в новую настольную игру под руководством консультанта, который пояснит правила); обслуживание товара в домашних условиях (брошюра «Как справиться с шерстью животных на мягкой мебели»для мебельного магазина)полезная информация о сфере деятельности компании (интерактивное пособие по правильной чистке зубов для стоматологической клиники или рекомендации поподбору макияжа для салона красоты);обучение творчеству (если клиент не может самостоятельно отремонтировать холодильник –то этому его не научишь, а вот идеи по декорированию могут стать основой для серии обучающих роликов).

Проанализировав российский и зарубежный опыт использования educational–маркетингав деятельности компаний, можновыделить наиболее эффективные образовательные продукты в зависимости от стадии жизненного цикла инновационного продукта, которые систематизированы в таблице 1.

Таблица 1. Эффективные инструменты обучающего маркетингав зависимости от стадии жизненного цикла инновационного товара

Этап ЖЦИТРазработкаВнедрениеРостЗрелостьСпадЦель маркетингаИнформировать клиентов, о том, что их потребностимогут быть удовлетворены новым способомРассказать о свойствах и характеристиках нового товараРассказывать о модификациях продукта, об особенностях товара конкретной компании, увеличивая объемы реализацииРабота с постоянными клиентами, сохранение позиции на рынкеСнижение затрат по уходу с рынкаЭффективные инструменты Educational–маркетинга:



Информационная брошюра или книга



Мастеркласс



Семинар



Вебинар



Онлайн курс



СDили DVDдиск с информацией



Обучающее видео на сайте



Статья с полезной информацией в СМИ



Информационная рассылка



Информационный буклет



Демонстрация и обучение использования товаром



Клуб постоянных клиентов



В рамках исследования было проанализировано и местообучающего маркетинга в системе «компания –персонал фирмы –клиент

компания». Слаженная система взаимодействия этих объектов возможна при использовании на каждом из звеньев разных концепциймаркетинга. Между компанией и персоналом–целесообразен внутренний маркетинг, целью которого является процесс вовлечения, координирования, управления, стимулирования персоналом для достижения целей организации. Фактически все инструменты, которые активно применяются на этом этапе, относятся к образовательному маркетингу: наставничество, адаптационные тренинги, мероприятия по формированию корпоративной культуры, мотивационные и мотивирующие тренинги. В идеале в результате всех этих процессов у сотрудника повышается уровень лояльности к своей компании. И из штатной единицы он превращается в незаменимого сотрудника, способного и стремящегося к достижению поставленных руководством целей. Именно с этого момента клиент для него из абстрактной премии становится основой деятельности. И тогда на звенеПерсонал

Потребительинтерактивный маркетинг может полноценно выполнять свои функции. Этот термин авторы предлагают рассматривать, как принцип организации взаимодействия между продавцом и потребителем, при котором увеличениепродаж и большаяудовлетворенность достигается при прямом и очень оперативном взаимодействии между ними.Инструменты этого вида маркетинга действенны и обладают широкими возможностями:творческие конкурсы, flashигры, развлечения и розыгрыши, так же вебинары, онлайн консультирование, общение в социальных сетях с возможностью узнавать, уточнять, делиться информацией и своим мнением.Если все рассматриваемые до этого момента звенья полноценно функционируют, то на этапе Компания –Потребитель, где характерно использование традиционного маркетинга, следует изучать аудиторию, грамотно координировать взаимодействие подразделений компании и пробовать сэкономить на рекламе по привлечению клиентов, используяобразовательный маркетинг, стоимость инструментов которого не значительна.

В условиях экономического кризиса educationalмаркетинг является малобюджетным и эффективным инструментом, который позволит компаниям получить конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе.Он может успешноприменяться как на традиционных рынках, так и на рынках инновационной продукции.

Ссылки на источники1.Имшинецкая И.А Фабрика клиентов: обучающая модель маркетинга //М.: Феникс. –2011., 190 стр.2.Корокошко Ю.В.Leanмаркетинг как способ визуализации ценностей, ожиданий и контакта с клиентом//Креативная экономика и социальные инновации, 2014, №4, стр. 19313.Донина И.А. Образовательный маркетинг –современный этап маркетинга взаимоотношений // Фундаментальные исследования, 2013, №4, стр. 1581614.Трапезников А. Обучающий маркетинг: как ненавязчиво привлечь клиента // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.komdir.ru/article/1056obuchayushchiymarketing.–Загл. с экрана.–[Дата обращения 07.03.2016].