Особенности психиатрической помощи в СССР в годы Великой Отечественной войны

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Склярова Е. К., Каледин З. А., Малышко Л. В., Камалова О. Н. Особенности психиатрической помощи в СССР в годы Великой Отечественной войны // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2056–2060. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96331.htm.
Аннотация. На основе историко-генетического метода исследования впервые предпринята попытка определить особенности психиатрической помощи в СССР в годы Великой Отечественной войны. За период Великой Отечественной войны психиатрия СССР не только не замедлила своё развитие, но и совершила значимые шаги как в области теории психических расстройств, так и их терапии.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Каледин Захар Александрович,студент ГБОУВПО«Ростовскийгосударственныймедицинскийуниверситет»,РостовнаДону

Малышко Лариса Владимировна,студентка ГБОУВПО«Ростовскийгосударственныймедицинскийуниверситет»,РостовнаДону

СкляроваЕленаКонстантиновна,канд. ист. наук, доценткафедрыисторииифилософииГБОУВПО«Ростовскийгосударственныймедицинскийуниверситет»,РостовнаДонуAffina18@mail.ru

Камалова Ольга Николаевна,канд.фил.наук., доценткафедрыисторииифилософииГБОУВПО«Ростовскийгосударственныймедицинскийуниверситет»,РостовнаДонуkamalovaolga@mail.ru

Особенности психиатрической помощи в СССР в годы Великой отечественной войны

Аннотация.На основе историкогенетического метода исследования впервые предпринята попытка определить особенности психиатрической помощи в СССР в годы Великой Отечественной войны. За период Великой Отечественной войны психиатрия СССР не только не замедлила своё развитие, но и совершила значимые шаги, как в области теории психических расстройств, так и их терапии.Ключевыеслова:

Великая Отечественная война, психиатрия, психические расстройства, «Огненный выпуск» 1941 года, Ростовский медицинский университет, Нюрнбергский процесс.

Говоря о медицине в годы Великой Отечественной войны, мы,в первую очередьимеем в виду самоотверженную работу врачейхирургов и травматологов, имеющих дело с бесконечным потоком раненых и широким спектром всевозможных повреждений –пулевых, осколочных, минновзрывных. Не случайно ещё Н.И. Пирогов назвал все войны «эпидемиями травматизма». Однако, принимая во внимание ту огромнейшую работу, которую проделали наши врачи в борьбе с травмами физическими, нельзя также забывать о тяжелейшем воздействии на психикучеловека, которое оказывают военные действия, а также о тех сложных задачах, которые решались отечественной психиатрической службой в годы Великой Отечественной войны: организационных, лечебнопрофилактических, научных. В целом, необходимо отметить междисциплинарный характер исследований этой научной проблемы, поскольку для её изучения необходим синтез имеющихся работ в области медицины, здравоохранения и психиатрии, а также архивных работ связанных с историей развития психиатрии, соответствующих клиник и кафедр университетов. Структура психической заболеваемости населения в военное время отличается от таковой в мирное время. Это требовало от психиатров необходимости заострить внимание на особенностях психиатрической помощи и проблемах,не столь активно разрабатываемых в предвоенные годы. Ещё в начале ХХ века вСанктПетербурге был основан Психоневрологический институт –первый в мире научный центр по комплексному изучению человека и научной разработке психологии, психиатрии, неврологии(ныне названный именем В.М.Бехтерева). Во второй половине XIX века в России значительно увеличилось строительство психиатрических лечебниц –в Москве, Казани, СанктПетербурге и др. Большой вклад в развитие психиатрии внесли В. X. Кандинский, П. П. Кащенко, В. П. Сербский, П. Б. Ганнушкин. Для сравнения необходимо также справедливо заметить, что ещё финская кампания 1939 –1940 годовподготовила отечественную психиатрию к работе в режиме военного времени. В годы Великой Отечественной войны особое значение приобрели вопросы, связанные с психиатрической помощью при ранних и отдалённых последствиях травм, контузий, реактивных состояниях, часто возникающих в условиях постоянного стресса, алиментарного голодания, а также при виде той особой жестокости, с которой немецкофашистские захватчики «работали» с мирным населением. Благодаря развитию медицины, хирургии и психиатрии, большинство бойцов, перенёсших закрытые травмы черепа, вернулись в ряды Красной армии. Ещё выше был процент выздоровлений при постконтузионной глухонемоте (сурдомутизме), лечение которой было разработано психиатрами СССР именно в годы Великой Отечественной войны.

Большое количество научных исследований было посвящено также военнопсихиатрической экспертизе бойцов и трудовой экспертизе гражданского населения. Этимивопросами в РостовенаДону занимался профессор, полковник медицинской службы –Н.Н.Корганов. Главныйневропатолог СКВО, врач психиатрической ВКК Закавказского фронтав годы ВеликойОтечественной войны. Известный учёный и организатор навсегда вошёл в летописьРостовского государственного медицинского университета, как директор Ростовского медицинского институтав 1937 –1938 годах, а также повторно в труднейшие годы Великой Отечественной войны в 1944 –1945 годах.

Об этом нам напоминают «Летопись Ростовского медицинского института» [1], «юбилейные книги AlmaMater»[2], специальные публикации, посвящённые истории вуза в годы Великой Отечественной войны[3], а также уникальные фотографии –из семейных архивов медицинской династии Коргановых, архивов университета, выпускников «Огненного выпуска» 1941 годаРостовского медицинского института, а также портрет учёного в зале заседаний Учёного Совета РостГМУ. Научный анализ имеющихся исторических источников, юбилейных книг, фотоматериалов, периодической печати, личных вещей, портретов учёных и руководителей медицинского института, расположенных в музеях, на кафедрах, зале заседаний Учёного совета отражают вклад учёных в развитие отечественной медицины и психиатрии. Н. Н. Корганов, по праву, считается одним из основоположников кафедры психиатрии РостГМУ, детской психиатрии РостованаДону. Следует отметитьпроисхождение профессора.Родился он в Грузии,его мать была итальянка, отец –армянин, имевший дворянское происхождение. Окончив кадетский корпус в городе Одессе,вгоды Первой мировой войныН. Н. Коргановстал студентоммедицинского факультета Новороссийского университета (Одесса), а затем Донского университета (РостовнаДону). В 1934 –1961 годахон былзаведующим кафедрой психиатрии Ростовского медицинского института. В годы Великой Отечественной войны это был уже опытный 50летний врач и организатор, профессор и директор Ростовского медицинского института, полковник медицинской службы, врач психиатрической ВКК Закавказского фронта, главный невропатолог СКВО. В архивных документахРостовского государственного медицинского университета, а также в семейных архивах медицинской династии Коргановых представлены уникальные документы, где он представлен, какоснователь психиатрической клиники. «Клиника Корганова», как её называли коллеги, былацентром подготовки кадров по психиатрии не только РостованаДону. В характеристике 1946 годаотмечено, что «Особенно ценным является организация профессоромН.Н. Коргановым детского отделения (психиатрического), единственного на Северном Кавказе»[4]. Необходимо отметить, что в годы Великой Отечественной войны многие дети остались сиротами или калеками. Они вынуждены были прятаться в бомбоубежищах, зачастую потеряв своих родителей, получив в детстве серьёзную психическую травму. Поэтому создание детского(психиатрического) отделения было трудным и важным на Северном Кавказе. Проблемы деонтологии, стали актуальны во вех областях медицины, в том числе и психиатрии [5]По мнению учёных ростовского медицинского института, «Наши Учителя и сотрудники, сохранив академические традиции, заложенные в Варшавском и Донском университете, фонд библиотеки Варшавского университета, уникальные музейные реликвии и коллекции, создали в РостовенаДону учебный и научный центр, сохранив его в годы Великой Отечественной войны и заложив прочный фундамент медицинского образования на Дону и Северном Кавказе» [6].ВеликаяОтечественнаявойнаизмениласроки и систему подготовки медицинских кадров в СССР, а также на Дону и Северном Кавказе. В этот период медицинская интеллигенция заявила о своей готовности защитить Родину. В 1941 г. два выпуска врачей навсегда вошли в летопись Ростовского государственного медицинского университета, получив название «Огненный выпуск». Этот термин навсегда вошёл в учебники по «Истории медицины» [7]. Профессорскопреподавательский состав и студентывыпускники Ростовского медицинского института вместо выпускного бала летом 1941 г. добровольно ушли на фронт. Защита Родины стала долгом для старшего поколения и молодёжи. Руководство Ростовского медицинского института быловынужденокардинально изменить систему подготовки кадров и сроки обучения. Вместе с дипломами об окончании медицинского института, студенты получали мобилизационные листки военного комиссариата, направляясь на фронт. После победы СССР в Великой Отечественной войне выпускники и учителя «Огненного выпуска» стали гордостью университета. Это профессора –Н.Н. Корганов, П.П. Коваленко, а также врачи –Г.Г. Жамгоцев, О.Г. Урзова (Гурьева), В.П. Савельев и многие другие. За отвагу и мужество, созидательный труд большинство врачей и учителей«Огненного выпуска» были удостоены правительственных наград. Профессор Н.Н. Корганов, Учитель и профессор «Огненного выпуска» в годы Великой Отечественной войны оказывал психиатрическую помощь бойцамКрасной Армии,Закавказского фронта. После войны его ученикизащитили докторские диссертации, стали профессорами, возглавив кафедры психиатрии СССР. На Украине выдающимися учёными,заведующими кафедрстали –В.В. Браиловский (Харьков) и Е.В. Маслов (Львов), Белоруссии –М.А. Чалисов (Минск), Армении –А.А. Меграбян (Ереван). В РостовенаДону профессором, Учёным секретарём Учёного совета РостГМУ стал Н.Я. Корганов, стаж педагогической работы которого в РостГМУ более 50 лет. Выпускники ростовской школы психиатров –профессора Москвы –А.Б. Александровский, Л.П. Лобова, а также Ставропольского края –А.Г. Байбуртян, Л.Я. Доршт.После войны А.Я. Дорштстал профессором, заведующим кафедрой психиатрии Ставропольского мединститута. Он родился в 1900 году в Ставрополе. В 1918 году поступил на медицинский факультет Донского университета (г. РостовнаДону). После Гражданской войны он возобновил учёбу на медицинском факультете Донского университета РостованаДону. В 1925 году А.Я. Дорштполучил диплом врача по специальности «психоневрология». В 1925 –1927 годах он стал ординатором психиатрической клиники медицинского факультета Донского университета. В 1927 году А.Я. Дорштстал главным врачом Ставропольской психиатрической больницы.

В учебном 1940 –1941 году А.Я. Доршт по совместительству работал в Ставропольском медицинском институте в качестве ассистента психиатрической клиники. В начале Великой Отечественной войны он был назначен начальником эвакогоспиталя№ 2151в Ставрополе. Во время налёта вражеской авиации на город 3 августа 1942 года принял меры к спасению раненых, штата сотрудников, госпитального имущества, организовал помощь пострадавшим от бомбардировки и вышел с личным составом из оккупированного города.

После войны он вернулся в Ставрополь, стал главным врачом психиатрической больницы, профессором и заведующим кафедрой психиатрии в Ставропольском медицинском институте.

В годы Великой Отечественной войны в СССР научная работав области психиатриине останавливалась. Объектом научных исследований стали проблемы локализации симптомов при пораженияхразличныхотделовголовного мозга, травматическая эпилепсия и её отличияот других видов эпилепсии, закрытые черепномозговые травмы(которые находились, в основном, в ведении психиатров) и их отличияот реактивных состояний (тогда ещёбыл актуален неверный термин «травматический невроз», отражающий психические последствия ЗЧМТ), последствия воздушных контузий, сурдомутизм и уточнение его природы, психопатология вирусных энцефалитов, соматогенные психозы, алиментарная дистрофия, авитаминозы, психогенные реакции, детская психиатрия. В годы Великой Отечественной войны были успешно опробованы и введены в практику многие научные методики, некоторые из которых сохранились до сих пор:метод кальциевого удара,лечение сурдомутизма эфирной маской, внутривенное введение раствора спирта (1941–1942 гг.), амиталкофеиновое растормаживание (метод предложен в СШАв1935 году). Получила также значительное развитие электросудорожная и инсулинкоматозная терапия. В лечении шизофрении использовали переливание иногрупповой крови, введение сульфозина с целью вызова гипертермии, метразоловая и камфорная терапия.Необходимо отметить, что эти методы не получили развития в дальнейшем. Однако в период Великой Отечественной войны было исследовано и доказано положительное влияние препарата фенамина на течение депрессивных и апатических состояний.Для сравнения, говоря об особенностях психиатрической помощи в СССР в годы Великой Отечественной войны, необходимо отметить и негативные стороны фашисткой психиатрии. В годы Великой Отечественной войны на территории СССР, а также Германии, Польши фашисты уничтожили тысячи психически больных и умственно отсталых. Это число могло быть намного и больше, если бы не самоотверженные действия врачей психиатрических больниц. Для решенияэтой сложнейшей гуманитарной проблемы врачами СССР организовывались массовые досрочные выпискибольных, исправлялись существующие диагнозы. Лишённых крова и пропитания психически больных брали к себе сами доктора и их семьи. Разительный контраст между методами и подходами отечественных психиатров и их нацистских «коллег» подтвердил раз и навсегда, что единственным возможным направлением развития психиатрическойнауки является гуманистическое.Аевгенические методы, распространённыев западных странах вплоть до второй половины ХХ века, не принесли реальной общественной пользы. О высокой степени признания заслуг отечественной психиатрии за рубежом говорит участие наших врачейэкспертов в Нюрнбергском процессе.Многие нацистские преступники, зная, что их ожидает, весьма умело пытались симулировать сумасшествие. Доказательства вменяемости Р. Гесса, второго человека в НСДАП, искусно симулировавшего психотическую симптоматику исумевшего ввести в заблуждениебританских экспертов, были получены только благодаря работе психиатровСССР.Таким образом,за период Великой Отечественной войны психиатрия СССР не только не замедлила свое развитие, но и совершила значимыешаги,как в области теории психических расстройств, так и их терапии.Бесценный профессиональный опыт получили многие врачи, ставшие в дальнейшем во главе больниц, кафедр,исследовательских институтов.На Северном Кавказе сложился и работал крупный учебный, научнопросветительский медицинский центр, сохранив свои традиции и научный потенциал в годы Великой Отечественной войны, заложив прочный фундамент образования и науки Дона и Северного Кавказа. С учебным процессом были тесно связаны фундаментальные научные исследования, оказание высококвалифицированной помощи всем категориям населения. Даже в донейролептическую эпоху врачи СССР успешно решали те задачи, которые ставили перед ними условия военных действий.А психиатрическая школа Ростовского медицинского института, безусловно, смогла внести в это свой значительный вклад.

Ссылкинаисточники1.Летопись Ростовского государственного медицинского университета (РостГМУ): в 5 томах / сост.: Г.Г. Жамгоцев. –Ростов н/Д, 2006. [Рукописное издание].2.Харламов Е.В., Склярова Е.К., Киселёва О.Ф., Сидоренко Ю.А.50 лет с Alma Mater. –Ростов н/Д: ГБОУ ВПО РостГМУ МЗ РФ, 2015. –С. 135 –165. 3.СкляроваЕ.К., Чаплыгина Е.В., Камалова О.Н.Ростовский государственный медицинский университет в годы Великой Отечественной войны // Гуманитарные и социальноэкономические науки. –2015. –№ 2. –С. 73.4.История кафедры психиатрии Ростовского государственного медицинского университета. От Императорского Варшавского университета до наших дней / под. ред. А. О. Бухановского, В.А. Солдаткина. РостовнаДону: ГБОУ ВПО РостГМУ, 2014. –С. 86 –105.5.Харламов Е.В., Киселёва О.Ф., Склярова Е.К.Деонтология жизни. Ростов /Д: Мини Тайп, 2014. – С. 172 –185. 6.Склярова Е.К., Чаплыгина Е.В., Харламов Е.В., Жаров Л.В.От Варшавского университета до РостГМУ: история вуза в коллекциях библиотек и музеев Ростовского государственного медицинского университета (к 100летию высшего медицинского образования на Дону) // История медицины в собраниях архивов, библиотек и музеев материалы II межрегиональной научнопрактической конференции, посвящённой 80летию Волгоградского государственного медицинского университета. Главный редактор В. И. Петров. Волгоград, 2015. –С. 128. 7.Склярова Е.К., Жаров Л.В.История медицины. –Ростов н/Д: Феникс, 2014. –С. 337–339.