Современные тенденции развития системы таможенного контроля
Выпуск:
ART 96335
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Костин
А.
А.,
Костина
О.
В. Современные тенденции развития системы таможенного контроля // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
2076–2080. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96335.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены особенности развития системы таможенного контроля с учетом современных условий функционирования таможенной службы Российской Федерации в рамках Евразийского экономического союза. Выявлены особенности осуществления таможенного контроля с учетом выделения его этапов, а также обоснована позиция авторов в отношении роли и значимости формирования общей информационной базы системы управления рисками при проведении таможенного контроля на каждом из этапов.
Ключевые слова:
система управления рисками, таможенный контроль, таможенный контроль после выпуска товаров
Текст статьи
Костин А.А., Российская таможенная академия
Костина О.В.,Российская таможенная академия
Современные тенденции развития системы таможенного контроля
после выпуска товаров
Аннотация.В статье рассмотрены особенности развития системы таможенного контроля после выпуска товаров с учетом современных условий функционирования таможенной службы Российской Федерациив рамках Евразийского экономического союза.Ключевые слова: таможенный контроль, таможенный контроль после выпуска товаров, система управления рисками.
Развитие таможенного контроля после выпуска товаров было предопределенонеобходимостью смещения акцентов таможенного контроля на этап «после выпуска товаров», что успешно можно противопоставить схемам уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей. Проведение мероприятий по упрощению таможенных процедур, а также внедрение перспективных таможенных технологий обусловило расширение практики применения таможенного контроля после выпуска товаров. Таможенный контроль после выпуска товаров позволяет противодействовать негативным тенденциям в сфере внешнеторговой деятельности, не создавая дополнительных барьеров во внешнеторговых отношениях с иностранными контрагентами. Все это способствует ускорению совершения таможенных операций, а также созданию благоприятных условий для законопослушных участников внешнеторговой деятельности. Причем создание благоприятных условий предполагает упрощение и гармонизацию таможенных процедур, сокращение времени таможенного декларирования при одновременном повышении результативности таможенного контроля (результативность достигается,в том числе за счет использования таможенными органами принципов достаточности и выборочностипри проведении таможенного контроля) и партнерский подход в отношениях таможенных органов и бизнес сообщества. В настоящее время проводится работа по совершенствованию таможенного законодательства с учетом создания и функционирования Евразийского экономического союза, в ходе которой страны участницы пытаются решить, в том числе, проблемные вопросы, возникающие при таможенном контроле после выпуска. О существующих проблемах неоднократно указывалось в научной литературе[4; 6; 7; 9].Также указывалось на необходимость создания как методики проведения каждого из видов таможенного контроля на базе методов аудита, так и методики оценки эффективности деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров[3; 5; 8].Модернизация системы таможенного контроля после выпуска товаров направлена на достижение сбалансированного подхода между упрощением таможенных процедур и обеспечением своевременности поступления денежных средств в федеральный бюджет. Одна из основных задачмодернизации –это создание условий, обеспечивающих содействие добросовестной конкуренции путем формирования благоприятной среды для деятельности законопослушных участников внешнеторговой деятельностии противодействия деятельности незаконопослушных, в том числе лиц, применяющих различные способы уклонения от уплаты таможенных платежей[2].Одно из направлений модернизации –применение системы управления рисками (СУР), позволяющая осуществлять выбор объектов посттаможенного контроля и полноценное использование новейшего программного обеспечения для анализа и оценки их деятельности.Выбор объектов для проведения таможенного контроля после выпуска товаров производится в настоящее время с применением комплекса программных средств «Постконтроль»и автоматизированной подсистемы «Оперативный мониторинг таможенных операций». В связи с принятием Приказа ФТС России от 2 июня 2015 г. № 1071 оперативный мониторинг и анализ совершения таможенных операций и деятельности участников внешнеторговой деятельности в пределах своих компетенции и полномочий проводят уполномоченные должностные лица подразделений ФТС России, региональных таможенных управлений и таможен, осуществляющие анализ и оценку рисков, а также реализацию и контроль применения СУР[1]. Несомненно,однимииз таких подразделений выступают подразделения, осуществляющие таможенный контроль после выпуска товаров.При этом постоянно обновляющиеся базы данных ЕАИС таможенных органов, а также информация, документы и сведения, получаемые в рамках международного таможенного сотрудничества, взаимодействия с иными контролирующими государственными органами в России, выступают информационной основой для анализа и оценки таможенных рисков (вначале производится оценка области риска по видам внешнеэкономической деятельности, затем устанавливаются индикаторы риска, дифференцированные по областям риска). Применение субъектноориентированного подхода в настоящее время позволяет таможенным органам распределять имеющиеся ресурсы в организации и проведении таможенного контроля наиболее рационально, делая невозможным проведение постконтроля для участников внешнеторговой деятельности с высоким уровнем риска. Алгоритм действий таможенного органа, осуществляющего контроль после выпуска товаров с применением СУР,должен выглядеть следующим образом:1. Если на этапе декларирования не происходит «срабатывания» профиля риска –выпуск товаров осуществляется в установленном порядке.2. Если на этапе декларирования происходит «срабатывание» профиля риска –с учетом значительности отклоненийот индикаторов риска определяется возможность переноса таможенного контроля на этап после выпуска. При невозможности такого переноса происходит применение мер по минимизации рисков, предусмотренных соответствующим профилем. В случае если возможность переноса таможенного контроля на этап после выпуска существует с использованием комплекса программных средств «Постконтроль» производится анализ массива сведений, данных и показателей по участнику внешнеторговой деятельности, предусматривающего отражения результатов анализа в электронном досье участника внешнеторговой деятельности. Значительные отклонения от индикаторов риска будут свидетельствовать о необходимости принятия соответствующих решений (о контроле по результатам анализа СУР, о проведении таможеннойпроверки, о передаче информации в координирующие структурные подразделения и т.д.). Незначительные отклонения от индикаторов риска позволят осуществлять так называемые профилактические таможенные проверки, планируемые из расчета 1 раз в 3 года.Таким образом, данный алгоритм осуществления таможенного контроля после выпуска товаров предполагает проведение систематических мониторинга и оценки уровней риска с определенным интервалом цикличности, позволяяанализироватьсовокупность критериев риска с учетом весомых коэффициентов значимости и оценку в зависимости от степени их проявления.
В целом повышению качества таможенных проверок, созданию условий для ускорения совершения таможенных операций в пунктах пропуска и на этапе декларирования товаров будет способствовать разработка результативной системы контроля и аудита после выпуска товаров на основе полномасштабного применения СУР.
Ссылки на источники1. О внесении изменений в Приказ ФТС России от 24 апреля 2014 г. № 778: Приказ ФТС России от 2 июня 2015 г. № 1071. –URL:http//www.alta.ru/tamdoc/15pr1071(дата обращения: 26.10.2015).2. Агамагомедова С.А. Таможенный постконтроль в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. http://www.enotabene.ru/al/article_625.html3. Агапова А.В. Возможности применения зарубежного опыта проведения таможенного контроля после выпуска товаров в России // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: экономика и экологический менеджмент. 2014. № 4. С. 713. 4. Власов Д.Г. Проблемные вопросы организациии проведения выездных таможенных проверок импортных операций: управленческая стратегия, тактика и пути решения // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2013. № 1 (14). С. 1013.5. Дудова М.В. Целевые направления развития таможенного контроля после выпуска товаров в условиях Единого экономического пространства // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. № 8. С. 109114.6. Кокнаева М.Д. Роль таможенного контроля после выпуска товаров в системеобеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2013. № 2 (15). С. 1013. 7. Ступников А.А. Таможенная экспертиза при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров: постановка проблемы // Право и экономика. 2014. № 2 (312). С. 6366.8. Шарощенко И.В., Дудова М.В. Совершенствование методики оценки эффективности деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2013. № 4 (65). С. 5260.9. Шашкина А.Н. Таможенный контроль после выпуска товаров: проблемы правоприменительной практики // Вестник Российской таможенной академии. 2015. № 2 (31). С. 5257.
Костина О.В.,Российская таможенная академия
Современные тенденции развития системы таможенного контроля
после выпуска товаров
Аннотация.В статье рассмотрены особенности развития системы таможенного контроля после выпуска товаров с учетом современных условий функционирования таможенной службы Российской Федерациив рамках Евразийского экономического союза.Ключевые слова: таможенный контроль, таможенный контроль после выпуска товаров, система управления рисками.
Развитие таможенного контроля после выпуска товаров было предопределенонеобходимостью смещения акцентов таможенного контроля на этап «после выпуска товаров», что успешно можно противопоставить схемам уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей. Проведение мероприятий по упрощению таможенных процедур, а также внедрение перспективных таможенных технологий обусловило расширение практики применения таможенного контроля после выпуска товаров. Таможенный контроль после выпуска товаров позволяет противодействовать негативным тенденциям в сфере внешнеторговой деятельности, не создавая дополнительных барьеров во внешнеторговых отношениях с иностранными контрагентами. Все это способствует ускорению совершения таможенных операций, а также созданию благоприятных условий для законопослушных участников внешнеторговой деятельности. Причем создание благоприятных условий предполагает упрощение и гармонизацию таможенных процедур, сокращение времени таможенного декларирования при одновременном повышении результативности таможенного контроля (результативность достигается,в том числе за счет использования таможенными органами принципов достаточности и выборочностипри проведении таможенного контроля) и партнерский подход в отношениях таможенных органов и бизнес сообщества. В настоящее время проводится работа по совершенствованию таможенного законодательства с учетом создания и функционирования Евразийского экономического союза, в ходе которой страны участницы пытаются решить, в том числе, проблемные вопросы, возникающие при таможенном контроле после выпуска. О существующих проблемах неоднократно указывалось в научной литературе[4; 6; 7; 9].Также указывалось на необходимость создания как методики проведения каждого из видов таможенного контроля на базе методов аудита, так и методики оценки эффективности деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров[3; 5; 8].Модернизация системы таможенного контроля после выпуска товаров направлена на достижение сбалансированного подхода между упрощением таможенных процедур и обеспечением своевременности поступления денежных средств в федеральный бюджет. Одна из основных задачмодернизации –это создание условий, обеспечивающих содействие добросовестной конкуренции путем формирования благоприятной среды для деятельности законопослушных участников внешнеторговой деятельностии противодействия деятельности незаконопослушных, в том числе лиц, применяющих различные способы уклонения от уплаты таможенных платежей[2].Одно из направлений модернизации –применение системы управления рисками (СУР), позволяющая осуществлять выбор объектов посттаможенного контроля и полноценное использование новейшего программного обеспечения для анализа и оценки их деятельности.Выбор объектов для проведения таможенного контроля после выпуска товаров производится в настоящее время с применением комплекса программных средств «Постконтроль»и автоматизированной подсистемы «Оперативный мониторинг таможенных операций». В связи с принятием Приказа ФТС России от 2 июня 2015 г. № 1071 оперативный мониторинг и анализ совершения таможенных операций и деятельности участников внешнеторговой деятельности в пределах своих компетенции и полномочий проводят уполномоченные должностные лица подразделений ФТС России, региональных таможенных управлений и таможен, осуществляющие анализ и оценку рисков, а также реализацию и контроль применения СУР[1]. Несомненно,однимииз таких подразделений выступают подразделения, осуществляющие таможенный контроль после выпуска товаров.При этом постоянно обновляющиеся базы данных ЕАИС таможенных органов, а также информация, документы и сведения, получаемые в рамках международного таможенного сотрудничества, взаимодействия с иными контролирующими государственными органами в России, выступают информационной основой для анализа и оценки таможенных рисков (вначале производится оценка области риска по видам внешнеэкономической деятельности, затем устанавливаются индикаторы риска, дифференцированные по областям риска). Применение субъектноориентированного подхода в настоящее время позволяет таможенным органам распределять имеющиеся ресурсы в организации и проведении таможенного контроля наиболее рационально, делая невозможным проведение постконтроля для участников внешнеторговой деятельности с высоким уровнем риска. Алгоритм действий таможенного органа, осуществляющего контроль после выпуска товаров с применением СУР,должен выглядеть следующим образом:1. Если на этапе декларирования не происходит «срабатывания» профиля риска –выпуск товаров осуществляется в установленном порядке.2. Если на этапе декларирования происходит «срабатывание» профиля риска –с учетом значительности отклоненийот индикаторов риска определяется возможность переноса таможенного контроля на этап после выпуска. При невозможности такого переноса происходит применение мер по минимизации рисков, предусмотренных соответствующим профилем. В случае если возможность переноса таможенного контроля на этап после выпуска существует с использованием комплекса программных средств «Постконтроль» производится анализ массива сведений, данных и показателей по участнику внешнеторговой деятельности, предусматривающего отражения результатов анализа в электронном досье участника внешнеторговой деятельности. Значительные отклонения от индикаторов риска будут свидетельствовать о необходимости принятия соответствующих решений (о контроле по результатам анализа СУР, о проведении таможеннойпроверки, о передаче информации в координирующие структурные подразделения и т.д.). Незначительные отклонения от индикаторов риска позволят осуществлять так называемые профилактические таможенные проверки, планируемые из расчета 1 раз в 3 года.Таким образом, данный алгоритм осуществления таможенного контроля после выпуска товаров предполагает проведение систематических мониторинга и оценки уровней риска с определенным интервалом цикличности, позволяяанализироватьсовокупность критериев риска с учетом весомых коэффициентов значимости и оценку в зависимости от степени их проявления.
В целом повышению качества таможенных проверок, созданию условий для ускорения совершения таможенных операций в пунктах пропуска и на этапе декларирования товаров будет способствовать разработка результативной системы контроля и аудита после выпуска товаров на основе полномасштабного применения СУР.
Ссылки на источники1. О внесении изменений в Приказ ФТС России от 24 апреля 2014 г. № 778: Приказ ФТС России от 2 июня 2015 г. № 1071. –URL:http//www.alta.ru/tamdoc/15pr1071(дата обращения: 26.10.2015).2. Агамагомедова С.А. Таможенный постконтроль в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. http://www.enotabene.ru/al/article_625.html3. Агапова А.В. Возможности применения зарубежного опыта проведения таможенного контроля после выпуска товаров в России // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: экономика и экологический менеджмент. 2014. № 4. С. 713. 4. Власов Д.Г. Проблемные вопросы организациии проведения выездных таможенных проверок импортных операций: управленческая стратегия, тактика и пути решения // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2013. № 1 (14). С. 1013.5. Дудова М.В. Целевые направления развития таможенного контроля после выпуска товаров в условиях Единого экономического пространства // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. № 8. С. 109114.6. Кокнаева М.Д. Роль таможенного контроля после выпуска товаров в системеобеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2013. № 2 (15). С. 1013. 7. Ступников А.А. Таможенная экспертиза при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров: постановка проблемы // Право и экономика. 2014. № 2 (312). С. 6366.8. Шарощенко И.В., Дудова М.В. Совершенствование методики оценки эффективности деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2013. № 4 (65). С. 5260.9. Шашкина А.Н. Таможенный контроль после выпуска товаров: проблемы правоприменительной практики // Вестник Российской таможенной академии. 2015. № 2 (31). С. 5257.