О довузовской подготовке и профессиональной ориентации студентов первых курсов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Семагина Ю. В., Павлов С. И., Кострюков А. В. О довузовской подготовке и профессиональной ориентации студентов первых курсов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2071–2075. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96334.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам влияния довузовской подготовки на повышение эффективности преподавания дисциплин графического цикла студентам технических специальностей. Показано, что наибольшего эффекта можно добиться при грамотной довузовской подготовке студентов. Определены направления работы с целью повышения качества геометро-графической подготовки студентов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кострюков Андрей Всеволодович,докторпедагогических наук, профессор кафедры начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графикиФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г.Оренбургngiikg@mail.osu.ru

Павлов Станислав Иванович,

кандидат техническихнаук, доцент кафедры начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графикиФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г.Оренбургngiikg@mail.osu.ru

Семагина Юлия Владимировна,

кандидат техническихнаук, доцент кафедры начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графикиФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г.Оренбургngiikg@mail.osu.ru

Одовузовской подготовкеи профессиональной ориентациистудентов первых курсов

Аннотация.Статья посвящена вопросам влияния довузовской подготовки на повышениеэффективности преподавания дисциплин графического цикла студентам техническихспециальностей. Показано, что наибольшего эффекта можно добиться при грамотной довузовской подготовке студентов.Определены направления работы с целью повышения качества геометрографической подготовки студентов. Ключевые слова: геометрия, инженерная графика, довузовская подготовка, образовательные стандарты, качество подготовки выпускников.

Развитие современного технического образования обусловлено экономическими и социальнокультурными изменениями в обществе, возрастающими требованиями к личности и профессиональной компетентности бакалавров техники и технологии, ориентированных на качественно иной уровень развития российской экономики и промышленности, обладающих знаниями, умениями, способностями, необходимыми для быстрой адаптации к широкому кругу родственных профессий. Техническое образование обеспечивает конкурентоспособность страны, рост производственной составляющей в экономике, повышение технологического и информационного потенциала, выступает определяющим фактором развития общества и потенциала.В свете модернизации системы профессионального образования, направленной на реализацию компетентногоподхода, в структуре будущей профессиональной деятельностистудентов технических специальностей,

значительное внимание должно уделяться не только содержанию геометрографического образования, но и подготовке бакалавров, способных эффективно употреблять накопленные знания и умения, а также склонных к проектированию творческой и профессионально значимой деятельности. Решение этой задачи неразрывно связанно с выводом системы технического профессионального образования на новый уровень в его содержании, формах, технологиях организации.В современных условиях всеобщей компьютеризации у преподавателей выпускающих кафедр стало бытовать мнение, что начертательная геометрия итехническое черчение этоанахронизм,и современному специалисту эти дисциплины нужны в крайне усеченном виде. Однако,такой специалист не сможет эффективно выполнять свои профессиональные функции без геометрографического образования, направленного на развитие визуальнообразного мышления, формирование междисциплинарных компетентностей студентов, объединяющегоразличные технические предметы на основе единого визуальнообразного языка –языка геометрографического моделирования.«В нули и единицы можно перевести почти любую информацию, главное написать сюжет,т.е., что надо переводить» эти слова произнес на совещании один из известных ученых. С точки зрения техники и технологии производства слово «сюжет» означает конструкторскую разработку промышленного изделия и геометрографическую визуализацию конструкторской мысли[1].Каждый вуз нацелен на то, чтобы его студенты получили объем знаний, умений, позволяющих им видеть завтрашний день, позволяющийзаглянуть в будущее, и посвятитьсебя созданию новой техники и технологии на принципиально новых способах разработки надежных инженерных конструкций. Такие кадры должны иметь мотивы, убеждения и ценности, направленность на самосовершенствование,т.е. все то, что является предметом профессионального воспитания в вузе. Ситуация такова, что современное постиндустриальное общество продуцирует социальный заказ на специалиста –универсала, идущего всегда в авангарде технического прогресса, что предполагаеткомплексный характер его подготовки.Одним из

компонентов, призванных с одной стороны, обеспечить высокую эффективность профессиональной подготовки, а с другой –подготовить его к новым, принципиально изменившимся социальноэкономическим и социальнокультурным условиям будущей деятельности,являютсятакие предметы как инженерная и компьютерная графика, дисциплины от владения которыми зависит будущая компетентность специалиста. Графическая подготовка связана с междисциплинарными отношениями, с дисциплинами общепрофессионального и специального циклов: «Теоретическая механика», «Теория машин и механизмов», «Детали машин» и др. и представляетсобой процесс усвоения специальных геометрографических знаний, направленных на профессиональное развитие будущего специалиста, готового применять в профессиональной деятельности современные технологии. И, что особенно важно, уже на первом курсе необходимо создать предпосылки к формированию специалиста нового типа, имеющего солидный фундамент знаний, навыки к творческой и научноисследовательской работе, обладающего системными знаниями, способностью мыслить на уровне проблем (а не задач), понимать современный уровень развития техники, скорость изменения информации, необходимость неоднократной смены профессиональной деятельности.В сложившейся на сегодняшний деньситуации государственные образовательные стандарты профессионального образования с одной стороны, строго фиксируют нормы учебных часов, отводимых на обязательное изучение студентами начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графики, с другой стороны, предоставленное самим вузам определение количества времени и распределение учебных часов на изучение графических дисциплин резко сократилось. А это, в свою очередь, привело к необходимости разработки и внедрению новых педагогических технологий целостного процесса обучения графическим дисциплинам как педагогической системе, обеспечивающей реализацию культурнообразовательного потенциала изучения графических дисциплин.Как известно, язык графики является одним из выражений технической культуры, можно с уверенностью прогнозировать, что без умения получать и обрабатывать графическую информацию современный специалист будет некомпетентным, не способным понять современную техническую культуру, произойдет снижение коммуникативных возможностей личности. Владения средствами графики наоборот расширяет сферу коммуникативных возможностей личности, профессиональную культуру позволяет специалисту эффективно работать в системах «человекчеловек», «человекмашина». Без конструкторской проработки, невозможной без знаний в области геометрографических дисциплин,нельзя разработать аналитический алгоритм решения задач, применяемый в компьютерной графике. В сложившейся ситуации, когда с одной стороны, современная средняя школа (гимназии, лицеи и т.п.) по причинамкакобъективного, так и субъективного характера,не в состоянии обеспечить достаточного уровня базовых знаний в области геометрографических дисциплин, а с другой стороныпроизошлозначительное сокращение учебных часов в вузах на изучение геометрографических дисплин, необходимо искать новые возможности повышения графической культуры и у студентовпервокурсников,ив системе довузовского образования. Современная система профессиональной ориентации и приема в вузы (на основе баллов ЕГЭ) позволяет предположитьс большой долей уверенности, что значительная часть студентов выбирает свой профессиональный путь по причинам,не имеющим никакого отношения к собственнымнаклонностям. На наш взглядэто обстоятельство чрезвычайно важно с точки зрения ориентации молодежи именно на начальном этапе вхождения в профессиональную сферу. На этом этапе молодежь должна определить какие компетенции ей необходимо получить в процессе освоения программ профессионального образования, что позволит ей в дальнейшем планировать свою профессиональную карьеру.Решение этих важнейших задач должна взять на себя не только система довузовского образования, но и преподаватели, ведущие занятия на первом курсе вуза, в частности преподаватели геометрографических дисциплин. В этом случае перед ними стоит двоякая задача. С одной стороны, они должны формировать геометрографическую культуру будущего специалистас осознанием роли и места геометрографических дисциплин в становлении профессиональной личности студентовис учетом пробелов в геометрографических знаниях бывших выпускников общеобразовательных учебных заведений. Сдругой стороны, что особенно важно, адаптировать первокурсников к системе обучения в высшей школе, оказать помощь молодым людям в понимании самих себя, своих внутренних потребностей, творческого потенциала. Формировать позитивное отношение кбудущей профессии, о которой первокурсники имеют самые смутные представления.Т.о. эффективность этой работы непосредственно влияет на все этапы дальнейшего обучения студентов и планирования их профессиональной карьеры.Эти обстоятельства предполагают дополнительные компетенции преподавателей,ведущих занятия на первом курсе(в частности преподавателей геометрографических дисциплин)не только в области читаемых дисциплин, но и в области будущих специальностей первокурсников.Анализ отечественного опыта профессиональной ориентации и довузовской подготовки показал, что в настоящее время в работе системы довузовского образования, особенно в области геометрографическихдисциплин,есть еще ряд проблем, обусловленных, на наш взгляд, следующими причинами: неполное понимание, а нередко ошибочное представление о сути профессиональной ориентации первокурсников, его чрезвычайной важности и полезности развития будущих бакалавров, недостаточная квалификация преподавателей,не позволяющая им доступно связать дисциплины геометрографического цикла со специальными дисциплинами и будущей профессиональной деятельностью студентов.В ситуации, сложившейся в образовании на сегодняшний день,все чаще можно услышать ставший уже привычным вопрос: « А нужна ли геометрия ученикамсредней школы и студентам ВУЗов?». Ведь давно ужесоздано значительное число различных математических систем и сред проектированияна ПК. Например: MatCAD, Mathematica, AutoCad, QuickCadидр. Однако следует помнить, что все они относятся к автоматизированным системам —комплексу аппаратных и программных средств, предназначенных для управления различными процессами человекомоператором.Термин «автоматизированная» подчёркивает сохранение зачеловекомоператором функций наиболее общего, целеполагающего характера. Несмотря на многочисленные попытки, до сих порникому не удалость создать автоматической чертежной или геометрической системы. Вопросы, связанные с геометрией реальных объектови способамиих отображения,очень сложно формализуемы. По утверждению психологов, более 80% информации поступает в мозг человека по визуальному каналу. И с этим ничего не поделаешь. Воистину, современная цивилизация —это Цивилизация Геометрии. Геометрические знания и умения, геометрическая культура и развитие являются сегодня профессионально значимыми для многих современных специальностей:для дизайнеров и конструкторов, для рабочих и ученых. И уже этого достаточно, чтобы ответить на вопрос: «Нужна ли сегодня геометрия?» [2].Между тем, объем часов на геометрию в школах значительно сокращается. Фактически геометрия уже исчезла из школьной программы. То же самое случилось и с умением школьников работать с чертежными инструментами. Под разными предлогами из школьного курса исчез такой предмет, как черчение. И это в то время, когда в быту и на производстве постоянно приходится иметь дело с различными механизмами, инструкциик которым содержат массу графической информации.В этой ситуации «геометрического и графического вакуума» на первый курс приходят студенты,совершенно не подготовленные к освоению специальных профессиональных курсов.

Вместе с этим мы постоянно слышим отовсюду призывы к повышению профессионализма выпускников.Самое интересное состоит в том, что образовательные стандарты базируются на уверенности, что абитуриенты приходят в вузы с хорошей геометрографической подготовкой, сравнимой с той, которую получали лет тридцать тому назад.Сложившуюся ситуацию,взначительной мере,можно объяснить инертностьюи пассивностьювсех составляющих образовательного сообщества:

недооценкойважности решения вопросов профориентации напервом курсе вуза и ликвидациипробелов геометрографического образования учащихся образовательного сообщества;

фактической отстраненностиколлективов общеобразовательных учреждений от процесса профориентации, в силу разных причин (особенно это ощущается с введением ЕГЭ), и не способностьреализации этого процесса изза отсутствия кадров соответствующей квалификации;

несовершенствомпрофориентационных технологий, не обеспечивающих в должной мере профессионализацию на различных уровнях обучения;

неудовлетворительным научномобеспечениемна современном этапе, что проявляется, прежде всего, в разрозненности подходов к системе профориентации, ее обосновании и практической организации;

недостаточным уровнемметодического обеспечения системы профориентации;

отсутствием фактического контроля и реальной ответственности за профессионализацию и учебную подготовку учащихся;

недопониманием, а где и пассивнымотношениемпреподавателей вузов к профессиональной ориентации изза отсутствия соответствующей направлениям подготовки студентов, инженерной квалификации и,соответственно,не способных квалифицировано доказать студентам первых курсов влияние геометрографических дисциплин на последующее овладение профессиональными компетенциями.Таким образом, формирование высокого уровня профессиональной мотивации учащихсяявляется неотъемлемой частью деятельности профессорскопреподавательскогосостава, осуществляющего свою работу на первых курсах вуза, с осознанием влияния этой работы на эффективность профессиональной подготовки бакалавров. При разработке учебных планов и программ необходимо подчеркнуть, что принцип профессионализма и компетенции, а это в первую очередь, степень пригодности и уровень подготовленности к овладению определенной образовательной программой высшего профессионального образования является не единственным, но должен стать ведущим среди многих других. Следование этому принципу означает, что при формировании образовательнопрофессиональных программ одно из ключевых мест должны занимать профориентационные программы, в самом широком смысле, качество их преподавания будет непосредственно влиять на уровень профессиональной мотивации и подготовки бакалавров технических направлений.Одним из вариантов решения проблемы с геометрографической подготовкой первокурсников может являться создание на общественных началах при факультетах кружков (школ), ориентированных на знакомство стой или иной технической специальностью. Это,несомненно,повысит уровень мотивации при поступлении абитуриента в ВУЗ. В планах работы кружка (школы) должно быть предусмотрено время на ликвидацию «геометрографической безграмотности». Привязка проблем геометрии к проблемам будущей профессиональной деятельности позволит снять вопрос о том: «А зачем нам геометрия (черчение)?». Такой подход хорош, в том случае, если при поступлении предусмотрены графические конкурсы. Последнее возможно для очень небольшого числа направлений подготовка, например для архитектуры. Более реальным для подавляющего числа направлений подготовки является выделение в учебном плане часов для решения «геометрографической проблемы».Нечто вроде того, что в армии называется «Курсом молодого бойца». Где из гражданского человека постепенно, к присяге, формируют военного. Введение такого курса,под условным названием «Геометрия в моей специальности»,позволило бы в большей степени ликвидировать пробелы в образовании, полученном в школе, подтянуть до уровня образовательных стандартов ВУЗа[3].Это позволит повысить не только качество геометрографической подготовки, но и качество подготовки по специальнымкурсам и повысить успеваемость за счет повышения мотивации.

Ссылки на источники1.Мордкович А.Г. Зачем учить математику? / А.Г. Мордкович // Первое сентября. –2002.–30 мар. –С.8. 2.Шарыгин, И.Ф. Нужна ли в школе 21го века геометрия? / И. Ф. Шарыгин. М, МЦНМО, Математическое просвещение. Третья серия, вып. 8, 2005 –с 3752. 3. Кострюков А.В. Преподавание графических дисциплин в современных реалиях / А.В. Кострюков, С.И. Павлов, Ю.В. Семагина // Материалы всероссийской научнопрактической конференции Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : Оренбург, ОГУ, 36 февраля 2015.