Повышение эффективности системы управления предприятия на основе системного анализа

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тишкина Т. В., Базаров Р. Т., Басырова Э. И., Синетова Р. Г. Повышение эффективности системы управления предприятия на основе системного анализа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2101–2105. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96340.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы развития системного анализа как инструмента, влияющего на выбор и оценку факторов повышения эффективности системы менеджмента. Также приводятся основные результаты использования экономико-статистических моделей количественной оценки влияния различных факторов на эффективность функционирования предприятия.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Тишкина Т.В., к.э.н., доцент кафедры экономики и менеджмента ЗИМИТ (филиал) КНИТУКАИ

Базаров Р.Т., к.э.н., доцент кафедры экономики и менеджмента ЗИМИТ (филиал) КНИТУКАИ

Басырова Э.И.,к.э.н., доцент кафедры экономики и менеджмента ЗИМИТ (филиал) КНИТУКАИ

Синетова Р.Г.

к.э.н., доцент кафедры экономики и менеджмента ЗИМИТ (филиал) КНИТУКАИ

Повышение эффективности системы управления предприятия на основе системного анализа

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы развития системного анализа как инструмента, влияющего на выбор и оценку факторовповышенияэффективности системы менеджмента.Так же приводятся основные результаты использования экономикостатистических моделейколичественной оценки влияния различных факторов на эффективность функционирования предприятия.Ключевые слова:система менеджмента, эффективность, системный анализ

Теоретическое обоснованиеповышения эффективности управленияпотребовало от исследователей и практиков конкретизироватьфакторы, влияющиенадеятельностьпредприятия. С практической точки зрения это означает, что управление компаниейпереходит в область точных наук, в ней появляются математические модели. Здесь уместно напомнить, что особуюактуальностьв последние годы приобрелиметоды, относящиеся к системномуанализу. Трудно не согласиться с тем, что системная методология представляет собой наиболее упорядоченную и надежную основу для управления сложными сферами взаимосвязанной деятельности. Онапозволяетвскрывать ианализировать составляющие систему компоненты и последовательно сочетать их друг с другом[1, c.189].

Необходимо заметить, что системный подход к исследованию организационных систем исходит из того, что любая организация есть система взаимосвязанных элементов, имеющих конкретные цели. Задача управления этой системойсводится к интеграции системообразующих элементов, которая может быть достигнута лишь при условии, что каждый руководитель в решении относящихся к сфере его компетенции задач подходит с точки зрения соответствия получаемых результатов поставленным целям.Главная задача системного подхода состоит в оптимальном повышении эффективности работы организации в целом, что не обязательно означает оптимизацию деятельности всех без исключения ее элементов.Анализируя ряд работпо исследованию систем управления можно заметить, что системный анализрассматривается как последовательность нескольких этапов.[2. С.104]По нашему мнению наиболее значимыми являются: этап постановки задачи; структуризация системы и ее проблем; построение и исследование модели; выработка рекомендаций по совершенствованию системы.

Доказано, что связи между экономическими показателями и производственными факторами по своей природе носят стохастический характер[3. С.81].Реальные экономические связи не могут быть заключены в рамки строго функциональных зависимостей с их однозначностью и детерминированностью.Экономические системы имеют специфические особенности, отличающиеся сложностью, динамичностью, наличием неопределенности, в них невозможно учесть действие всех факторов. Поэтому изучение закономерностей изменения эффективности менеджмента является трудной, но вместе с тем, при современном уровне развития математических методов и новейших информационных технологий, вполне разрешимой задачей. Необходимость учетаосновных факторов, влияющих на эффективность системы менеджмента, определение меры влияния каждого из них требуетиспользования экономикостатистических моделей (ЭСМ) и методов корреляционнорегрессионного анализа[4. С. 85].Наиболее специфическая черта экономикостатистических моделей состоит в том, что они выступают как средство описания стохастических связей и закономерностей, возникающих под воздействием многих причинв массовых повторяющихся явлениях. Для построения статистических моделей необходимо определить влияющие на эффективность системы менеджмента факторы. Выбор факторов является наиболее важными сложным вопросом, поскольку определяет качество как самой модели, так и возможность использования результатов моделирования экономических процессов, в том числе и менеджмента.

Совокупность факторов производства включает параметры, отражающиекак внутреннее состояние предприятия, так и факторы внешней среды, не подверженные воздействию со стороны менеджмента отдельного предприятия. Практическое использование системного анализависследованииэффективностисистемы менеджмента ОАО ©Зеленодольский фанерный заводªбылосведенок построению экономикостатистической модели (ЭСМ), состоящей из уравнений регрессии, выявляющих влияние производственноэкономических факторов на результативныепоказатели эффективности.По полученным уравнениям регрессии была осуществленатакже оценка степени влияния производственноэкономических факторов на эффективность системы менеджментапредприятия[5. С. 88].

Для оптимизациирешения использована классическая постановка задачи, при которой в качестве целевой функции отобран главный целевойпоказатель. Нами предложено оптимизировать величину чистой прибыли, которую рассчитывали как бухгалтерскую прибыль за вычетом обязательных платежей из нее, скорректированную с учетом влияния на нее чрезвычайных доходов и расходов.Временное прогнозирование результативных экономических показателей эффективности Yj= fj(t) как следующий логичный шаг использования ЭСМ, позволилоувидеть возможное развитие экономической ситуации на предприятии в ближайшие три года в поквартальном разрезе.По результатам решения оптимизационной задачи было разработано управленческое решение, направленное на использование главных факторов с целью повышения эффективностисистемы управления. В результате использования предложенной методики были получены достоверные результаты с оценкой их по величине стандартных ошибок,критериям Фишера и Стьюдента, критерию согласия КолмогороваСмирнова.Экономикостатистическая модель формальнобыла записана нижеследующим образом. Выбраны вектор результативных экономических показателей Y={Y1, Y2, …Yn} и вектор определяющихфакторов X={X1,X2,..XM}. Необходимо было построитьоператор f(x), который дает возможность с определенной точностью восстановить результативный показатель по значению определяющих факторов. Отклонение фактического значения результативного показателя, сложившегося в результате функционирования системы менеджмента в реальных условиях изначения этого показателя, полученного в результате построения и использования ЭСМ, будет считатьсяоценкой эффективности системы менеджмента на данном предприятии. В свою очередь, выявленное отклонение следует рассматривать, с одной стороны, как ошибки в принятии решений, с другой как основание для корректировки целей развития и способов их достижения в будущем.Для экономикостатистического исследования выделены четыре категории результативных показателей Yj:1.Показатели финансовой эффективности;2.Показатели операционной эффективности менеджмента;3.Степень удовлетворенности клиентов;4.Обучение и инновации;Набор перечисленных результативных показателей определен как наиболее информативный с позиции оценки эффективности системы управления. Фактические значения всех результативных показателей рассчитаны по даннымбухгалтерской и статистическойотчетности.На основе применения ЭСМ линейное регрессионное уравнение для величины чистой прибыли приобрело следующийвид:Y2=6408,734,5X1+140Х210,2Х3+1,8Х4394Х6+0,056Х70,489Х8+ 0,595Х9+ +0,203Х102,061Х110,176Х120,511Х130,235Х14+0,954Х150,056Х21

Это означает, что величина чистой прибыли в среднем по совокупности уменьшалась на 34,5 тыс.руб. при возрастании численности работающих на предприятии на 1 чел, увеличивалась на 140 тыс.руб. при увеличении численности управляющего персонала предприятия, уменьшалась на 10,2 тыс.руб. при увеличении количества сотрудников, работающих на персональных компьютерах, увеличивалась на 1,8 тыс. руб. при увеличениифонда оплаты труда, уменьшалась на 394 тыс. руб. при увеличении используемых информационных технологий, увеличивалась на 0,056 тыс.руб. при увеличении затрат на переподготовку кадров, уменьшалась на 0,489 тыс.руб. при увеличении стоимости основных средств, увеличивалась на 0,595 тыс. руб.при увеличении незавершенного строительства на 1 тыс. руб., увеличивалась на 0,203 тыс. руб.при увеличении запасов сырья и материалов на 1 тыс. руб., уменьшилась на 2,061 тыс. руб. при увеличении запасов готовой продукции на 1 тыс. руб., уменьшилась на 0,176 тыс.руб. при увеличениикраткосрочной дебиторской задолженности на 1 тыс. руб.,уменьшилась на 0,235 тыс. руб. при увеличении денежных средствна 1 тыс. руб., увеличилась на 0,954 тыс.руб. при увеличении кредиторской задолженности на 1 тыс. руб., уменьшилась на 0,056 тыс. руб. приувеличении потребления продукции предприятия на 1 тыс. руб. На вариацию уровня чистой прибылииего возможное изменение в динамике самое сильное положительное влияние оказываетчисленность управляющего персонала предприятия, поскольку значение ©Betaª для данного показателя равно 3,36, а самое слабоеколичество сотрудников, использующих информационные технологиии затраты на переподготовку кадров.Значение ©Betaª для данных показателей равны соответственно 0,044 и 0,0399. Для принятия решений в отношении повышения эффективности системы менеджмента, выраженной вросте чистой прибыли менеджерам следует учесть описанное выше негативное влияние и обеспечить оптимальную численность работников иколичество применяемых информационных технологий.На вариацию чистой прибыли также негативно влияет наращивание части оборотных активов, включающее запасы готовой продукции, дебиторскую задолженность, денежные средства. Однимиз направлений нейтрализации негативного влияния этих факторов должно стать определение оптимального размера запасов данных видов оборотных средств.Несомненной ценностью полученных уравнений регрессии является возможность найти удельные веса (степень) влияния каждого фактора на результативные экономические показатели эффективности. Для этого достаточно, подставив в переменные, содержащие отобранный фактор, минимальные и максимальные значения факторов, найти приращение результативного показателя эффективности от такого изменения. Затем определяется сумма таких приращений для каждого результативного показателя эффективности, а удельный вес определяется как отношение изменения результирующего показателя, влияющего на результативный показатель эффективности, к суммарному изменению результирующего показателя.

При вычислении удельных весов производится суммирование частных приращений по их абсолютным величинам, что обеспечивает суммарное изменение результативного показателя эффективности на 100%. Если суммирование произвести с учетом их знаков и учесть значение свободного члена, то отношения частных приращений к суммарному будет представлять собой коэффициенты эластичности, показывающие, на сколько процентов изменится результативный экономический показатель эффективности при изменении соответствующего фактора на один процент. Врезультате расчета коэффициента эластичности говорит выявлено, что при изменении величины фактора Х3(количество сотрудников, использующихинформационные технологии) от его средней величины на 1 % и при отвлечении от сопутствующего отклонения других факторов, входящих в уравнение, величина чистой прибыли отклонится от своего среднего значения на 2,2354% отсреднего значения, равного 1287,46 тыс.руб. Среди наиболее значимых главных факторов, определяющих изменение чистой прибыли, выделяется Х3(количество сотрудников, работающих насовременных автоматизированных линиях и использующих информационные технологии) имеющий ©вкладª 22,47%в изменении чистой прибыли. Также значимымис позиции величины удельного весаявляются Х14(денежные средства) и Х2и (численность управляющего персонала) имеющие соответственно 11,53% и 10,12% в изменении чистойприбыли.

Когда стратегия переведена в термины оперативной деятельности по четырем этим областям, необходимо определить факторы, обеспечивающие реализацию стратегическихцелей. Их можно представить как иерархию причинно следственных связей, разработка которой позволяет выделить основные факторы, влияющие на успех компании, а также ©показатели отставанияª и ©показатели ожиданияª. ©Показатели отставанияª это характеристики, общие для данного сектора промышленности (например, доля рынка). ©Показатели ожиданияª отражают факторы, которые влияют на результаты деятельности компании и являются специфическими для нее.Важно, чтобы показатели эффективности деятельности давали всеобъемлющую картину. Учет максимального количествапоказателей может привести к негативному эффекту, поскольку потребует огромных человеческих ресурсов. Поэтому число показателей результатов работы следует ограничить и сконцентрировать усилия лишь на тех, что существенно влияют на деятельность фирмы. Успех разработки моделибудет зависеть от того, будут ли применены результаты разработки на практике. Для этого необходимо, чтобы все сотрудники компании понимали, почему учитываются именно эти показатели,и каких результатов предполагается достичь с их помощью.Важным требованием является то, что оценка нефинансовой эффективности наряду с финансовой происходила в ожидании, чтобы некоторые нефинансовые показатели содержали информацию о долгосрочной экономическойэффективности, информацию, которую финансовые показатели не содержат. Еще одним требованием является комбинирование разнородных показателей в общую оценку эффективности. И здесь возможны следующие негативные последствия. Если показатели комбинируются по формуле, то они быстро станут объектом манипуляций, как только персонал найдет их слабые стороны[6. С 35]. Но если показатели комбинируются посубъективному критерию, разрушится воспринимаемая людьми взаимосвязь эффективности и вознаграждения. Соответственно пострадает мотивация. Возможный выход из этого состояния видится в том, чтобы формируемая система показателей была настолько простой, чтобы в ней было как можно меньше отличающихся показателей, и таким образом снижая уровень манипуляций с ними и субъективность в их сочетании. Наконец, необходимо помнить, что показатели, которые отвечают сегодняшним задачам, могут оказаться неэффективными при изменении рынка, а, значит, их набор надо постоянно пересматривать.

Обобщая требования к сбалансированной оценке эффективности можно выделить два общих направления. Первое требование заключается в поиске подходящих показателей, чтобы финансовые и нефинансовые показатели могли прогнозировать долгосрочную финансовую эффективность. Иначе говоря, наряду с финансовыми показателями, обращенными в прошлое, должны присутствовать нефинансовые показатели, обращенные в будущее. Вторым требованием является сведение неодинаковых финансовых и нефинансовых показателей в единый показатель оценки эффективности, а также премиальных выплат и увеличения заработной платы.Наличие адекватной ЭСМпозволяет не только получить оценку влияния выбранных факторов на показатели эффективности, но оценить их влияние нацелевой показатель. Несомненно, что принятие решения по использованию резервов роста эффективности на основе разработанных решений значительно повысит качество менеджмента иобеспечит конкурентоспособность предприятия.

Ссылки на источники1.

Тишкина Т.В.Стабилизация систем управленияна предприятиях деревообработки в условиях кризиса//Актуальные проблемы гуманитарныхи естественных наук. 2014. №9.С189193.2.Базаров Р.Т., ©Современное состояние и перспективы совершенствования методов инвестирования и финансирования в некоммерческие организацииª// Горизонты экономики, 2014,№ 6,С. 104109.3.Синетова Р.Г., Формирование интегрированной системы непрерывного образования ВУЗпредприятие, Горизонты экономики, №2(21), 2015.с. 8083

4.Базаров Р.Т., Тишкина Т.В.К вопросу регулирования инвестиционных процессов деятельности НКО// Горизонты экономики.2015.№2 (21), С.5054

5.Тишкина Т.В.Совершенствование оценки системы управления на предприятиях деревообработки//Горизонты экономики.2015.№2 (21), С.8890.6.Басырова Э.И., Методические аспекты оценки эффективности использования трудового потенциала,Экономический анализ: теория и практика, №47(398), с. 3444, 2014 год.