Осуществление деятельности по оказанию бесплатной юридической помощи в Тюменской области

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Данелян Р. Н. Осуществление деятельности по оказанию бесплатной юридической помощи в Тюменской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2111–2115. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96342.htm.
Аннотация. Принятие Федерального закона № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» положило начало развитию оказания бесплатной юридической помощи населению. О деятельности студентов и слушателей в рамках функционирования внештатной юридической клиники повествуется в данной статье.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Данелян Рузанна Нориковна,кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры правовой подготовки сотрудников органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД Россииruzka@yandex.ru

Осуществление деятельностипо оказанию бесплатной юридической помощив Тюменской областиАннотация.Принятие Федерального закона N324ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» положило начало развитию оказания бесплатной юридической помощи населению. О деятельности студентов и слушателей в рамках функционирования внештатной юридической клиники повествуется в данной статье.Ключевые слова:бесплатная юридическая помощь, юридическая клиника, внештатная юридическая клиника, клиницисты, Федеральный закона N324ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

На сегодняшний день в нашей стране основными ценностями являются, впервую очередь, блага, обеспечивающие защиту прав и свобод, а также собственности граждан. Учитывая бурно развивающиеся экономические отношения в мире и в стране, в частности, их нестабильность, влияние политических процессов происходящих на мировой арене, а также множество проблем внутригосударственного уровня смело можно утверждать, что гражданинуРоссийской Федерациинесомненно требуется помощь компетентных органов и лиц при решении возникающих перед ним проблем, частного характера.Конституция РФ в ст. 48 закрепляет право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, поясняя, что в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. До 2011 г. указанная вышеконституционная гарантия находила отражение в основном в сфере уголовного судопроизводства. Компенсация расходов на оплату труда адвоката, участвующего в уголовном деле по назначению, за счет средствфедерального бюджета была урегулирована процессуальным законодательством(ст. 50 УПК РФ) и Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N63ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Бесплатная юридическая помощьпо гражданским делам не носила системного характера. Следует, впрочем, отметить,что действовало постановление Правительства РФ от 22 августа 2005 г.N534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатнойюридической помощи малоимущим гражданам». Во исполнение этого постановления вдесяти регионах России (Республике Карелии, Чеченской Республике, Волгоградской,Иркутской, Магаданской, Московской, Самарской,Свердловской, Томской, Ульяновской областях) были созданы государственные юридические бюро.[1]По итогам проведения эксперимента в ноябре 2011 года был принят Федеральный закон N324ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»(далее Закон).Новый закон призван урегулировать целый пласт правовых отношений, объединив при этом все вопросы, касающиеся бесплатной юридической помощи в структурированную систему. Его нормы расширяют группы граждан нуждающиеся в бесплатной юридической помощи. В связи с принятием указанного Закона и во исполнение его был принят Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 4442ФЗ «Об основах социального обслуживанияграждан в Российской Федерации», а также внесены изменения в федеральные законыот 31 мая 2002 г. N63ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РоссийскойФедерации»; от 21 декабря 1996 г. N159ФЗ «Одополнительных гарантиях по социальной поддержке детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; от24 июня 1999 г. N 120ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; от 11 августа 1995 г. N 135ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»; от 2 августа 1995 г. N 122ФЗ«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; Закон РФ от2 июля 1992 г. N 31851 «О психиатрической помощи и гарантиях прав гражданпри ееоказании».Региональное законодательство в этой сфере также претерпело изменения.Во исполнение указанных положений Закона в Тюменской области был принят ряд правовых актов об оказании бесплатной юридической помощи: Закон Тюменской области от 20 февраля 2012 г. N 3 «Об оказании юридической помощи в Тюменской области», постановление правительства Тюменской области от 16 января 2012 г. N 1п «О компенсации расходов адвокатам, оказывающим бесплатную юридическую помощь отдельным категориям граждан Российской Федерации, проживающим в Тюменской области», постановление правительства Тюменской области от 25 сентября 2012 г. N386п «О порядке принятия решения об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации».Также 17 декабря 2013 года между адвокатской палатой Тюменской области и аппаратом губернатора Тюменской области было заключено соглашение об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, которым утвержден список адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи. Список размещен на официальном сайте управление Минюста России по Тюменской области в разделе «Бесплатная юридическая помощь» подраздел «Полезная информация».[2]Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время законодательв достаточной мере предусмотрел государственные механизмы по реализации права граждан Российской Федерациина получениебесплатной юридической помощи, и эти механизмы носят системный характер.Участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи, котораяформируется на добровольных началах, являются юридические клиники (студенческиеконсультативные бюро, студенческие юридические бюро и др.) и негосударственныецентры бесплатной юридической помощи, которыесоздаются некоммерческими организациями, адвокатами, адвокатскими образованиями, адвокатскими палатами субъектов РФ, нотариусами, нотариальными палатами.Также законом установлены виды оказания бесплатной юридической помощи. Этоправовое консультирование в устной и письменной форме; составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; представление интересов граждан в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.Целями деятельности юридической клиники, в первую очередь, являются оказание правовой помощи малоимущим и социально незащищенным слоям населения. В основе организации и деятельности юридической клиники лежат такие правовые принципы как: законность, гласность, безвозмездность, добровольность, открытость для желающих получить юридическую помощь в соответствии с целями и задачами юридической клиники и условиями оказания правовой помощи, а также конфиденциальность сведений, доверенных гражданами клиницистам и руководителям юридической клиники, коллегиальность в обсуждении проблем, возникающих в работе юридической клиники, выработке рекомендаций по их решению, планированию деятельности юридической клиники.В настоящее времяна территории г. Тюмени функционируют в полном объеме три юридические клиники: внештатная юридическая клиника Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России(далее ТИПКМВД России)и Московского института государственного управления и права (филиал в Тюменской области) (далее МИГУиП), студенческая юридическая клиника Тюменскогогосударственного университета(далее ТюмГУ)и юридическая клиника юридического факультета Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права.Начало деятельностиюридической клиникиТИПКМВД России(далее Клиника) было положено вноябре2014года. За время работы Клиники заключено два соглашения о сотрудничестве (с Московским институтом государственного управления и права (филиал в Тюменской области) и Тюменскимгосударственным университетом. Приказом ТИПК МВД России утвержден и успешно функционирует состав Клиники.Учитывая тот факт, что Закон признает создание юридической клиники только за образовательными организациями высшего образования образовательные организации дополнительного образования МВД России в рамках оказания бесплатной юридической помощи могут взаимодействовать, при условии заключения определенного соглашения, с неведомственными образовательнымиучреждениями высшего профессионального образования, что в нашем случае и было сделано. Как справедливо отмечает Е.А. Летаева: «Отсутствие нормативноправового закрепления в федеральном законе «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» права учреждений дополнительного профессионального образования на создание юридической клиники нам видится в качестве существенного пробела, поскольку такие организации по сравнению с высшими образовательными учреждениями кроме теоретической базы имеют, как правило, специалистов имеющих большой практический опыт правоохранительной деятельности».[3]Следует также отметить, что за время осуществления деятельности Клиникислушатели ТИПКМВД Россиис большим интересом принимают участие в правовом консультировании, что,безусловно,объясняется наличием практического опыта работы у многих слушателей, а также направленностью деятельности всех сотрудников полиции на защиту прав и свобод граждан Российской Федерации.Не является препятствием, на нашвзгляд, для участия слушателей в качестве клиницистов и небольшой срок их обучения. Для сравнения, в ТюмГУ студенты принимают участие в деятельности юридической клиники –две недели. Также эти две недели засчитываются вкачестве прохождения практики, что вполне можно перенять в качестве положительного опыта в образовательных организациях системы МВД. Не вызывает сложностей и взаимодействие в рамках соглашения о сотрудничестве с МИГУиП. Слушатели и студенты осуществляют дежурства согласно утвержденному руководителями Клиники графику –пять раз в неделю с понедельника по пятницу, в течение двух часов. За время деятельности Клиники зафиксировано десятки обращений граждан,как при личном их посещении, так и посредством сети Интернет. По всем обращениям гражданданы устные либо письменные консультации.Ведется также рубрика «вопросответ» на интернет портале ТИПК МВД России. До, непосредственно правового консультирования, со слушателями и студентами проводилисьсобрания по обучению соответствующим навыкам и методам работы с клиентами. Овладение клиницистами определенными навыками и приобретение ими компетенций, предусмотренных учебными программами, должно стать, на наш взгляд, основной задачей работы в юридических клиниках.Это повысит качество предоставляемых услуг, а также сократит время, затраченное на подготовку квалифицированного ответа.Теоретическая основа правового анализа ситуации и информирования клиента должна включать следующие аспекты: анализ правовой ситуации; основы правового информирования; способы получения и передачи информации; использование справочноправовых систем.[4]Таким образом, мы полагаем, что возникает объективная необходимость дополнительного образования клиницистов. На начальном этапе восполнение пробелов в рамках деятельности Клиникивозможно путем проведения собраний с представителями организаций, с которыми заключены соглашения о сотрудничестве, а также привлечение в качестве консультантов ветеранов МВД, обладающих колоссальным опытом в практической деятельности. Взаимодействие клиницистов с органами власти и общероссийскими общественными организациямитакже является положительным моментом для обновления и пополнения знаний.Вне всяких сомнений, деятельность юридической клиники является весьма полезной и важной, как с точки зрения фактора повышающего качество юридического образования, так и возможности реализации гражданами права на получение бесплатной юридической помощи. Клиницисты являются в некоем роде и медиаторами, так как для граждандеятельность юридической клиники основана на открытости и безвозмездности, что дополнительно подчеркивает беспристрастность и доступность предоставления правовой помощипо разрешению конфликта.И, как правило, граждане, обращающиеся в Клинику, часто заинтересованы в решении своих проблем без обращения в суд или иной компетентный орган, но по каким либо причинам не хотят взаимодействовать с противоположной стороной. А для слушателей ТИПК практика в качестве клинициста при подготовке к правоприменительной деятельности в правоохранительной сфере дополнительно создает условия для освоения знаний, умений и навыков по применению законодательства Российской Федерации, а деятельность юридической клиники претворяет в жизнь гарантированное государством право граждан на получение бесплатной юридической помощи.Ссылки на источники1. А. Н. Ткаченко Реализация права граждан на получение бесплатной юридической помощи на территории Свердловской области.//Электронное приложение 2/2015 к «Российскому юридическому журналу».2. Интернет ресурс: http://to72.minjust.ru/node/2902[дата обращения 19.03.2016]3. Летаева Е. А. Об актуальных вопросах организации деятельности юридической клиники в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования // Концепт. –2014. –Современные научные исследования: актуальныетеории и концепции. –ART 64372. –URL: http://ekoncept.ru/2014/64372.htm. –ISSN 2304120X.[дата обращения 19.03.2016]4. М.Г. Ерохина Правовой анализ ситуации и информирование клиента в юридической клинике. // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып. 3.