Организация студенческого коворкинга

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Савина Н. В. Организация студенческого коворкинга // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2106–2110. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96341.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации студенческого коворкинга как варианта решения проблем, возникающих при самостоятельной учебной работе студентов. Среди таких проблем рассматривается и феномен прокрастинации, которая является сдерживающим фактором развития личности современной молодежи. В статье представлены различные варианты организации коворкинга, а также риски и возможности его реализации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Савина Наталья Викторовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детстваФГБОУ ВО «Омскийгосударственный педагогическийуниверситет», г.Омскtata1990@inbox.ru

Организация студенческого коворкинга

Аннотация.Статья посвящена вопросам организации студенческого коворкинга как варианта решения проблем, возникающих при самостоятельной учебной работе студентов. Среди таких проблем рассматривается и феномен прокрастинации, которая является сдерживающим фактором развития личности современной молодежи.В статье представлены различные варианты организации коворкинга, а также риски и возможности его реализации.Ключевые слова: коворкинг,прокрастинация, самостоятельная работа студентов, самоменеджмент.

Современные студенты достаточно мобильны, активны, склонны к обучению в нескольких направлениях (нескольких образовательных организациях), многие не только учатся, но и работают. Однако в связи с этим наблюдаютсяпроблемы в организации студентами своей разнообразной деятельности. Сравнительно большое количество студентов не владеют навыками самоменеджмента, что приводит к сдаче заданий, сессии не в установленные сроки, а позже. Таким образом у части студентов результаты обучения не соответствуют их учебным возможностям.Отсюда возникает проблема,какие организационные условия способствуют качественной подготовке студентов к учебным занятиям?Анализ литературы и опрос студентов показал две основные причины, которые мешают студентам в подготовке к занятиям, и, как следствие, снижают успешность в обучении.1.Нет необходимых условий для занятий дома, в общежитии (много разных людей, отсутствие своего рабочего места, шум, отвлекающие бытовые проблемы, дела и т.п.).2.Прокрастинация. Прокрастинация –это психологический термин, который обозначает откладывание выполнения своих дел на потом. Прокрастинация выражается в исполнении обязательств в самый последний момент, а часто и тогда, когда все сроки уже миновали, что приводит к ухудшению качества работы и отрицательным эмоциональным реакциям. Психологи выделяют три основных критерия, на основании которых поведение человека определяется как прокрастинация: это отсутствие продуктивности, бесполезность и отсрочка. Прокрастинация —это состояние человека, во время которого он отвлекает свое внимание на несущественные дела —чтение новостей в интернете, уборку на столе и т. д., уходя тем самым от полезных дел.

Прокрастинация в наше время становится все более распространеннойпроблемой. В современных условиях становится особенно важно планирование своей жизни, постановка целей и их достижение. Прокрастинация является одной из проблем, затрудняющих эффективное функционирование личности. Изза данного психологического феномена коэффициент полезного действия у людей неуклонно стремится к нулю. Прокрастинация может вызвать стресс, чувство вины, потерю продуктивности, недовольство окружающих изза невыполнения обязательств. Комбинация этих чувств может спровоцировать дальнейшую прокрастинацию. [1,2,3].

Особенно ярко выражена прокрастинация в студенческом возрасте, т.к. студенты склонны постоянно откладывать различные дела, в частности, учебные задания. Существует отдельное направление в исследованиях прокрастинации, которое посвящено изучению откладывания выполнения учебных заданий, –так называемая академическая прокрастинация. Считается, что именно учебный процесс характеризуется условиями, в которых чаще всего возникает прокрастинация, приводящая к негативным последствиям. Академическая прокрастинация является наиболее распространенной и типичной формой прокрастинации.Прокрастинация является одним из наиболее существенных факторов, порождающих трудности в обучении.[4,5].Исследованиемагистранта ФГБОУ ВО ОмГПУ Черниковой К.С. показали, что студенчество в большей степени, чем работающие люди, склонно к прокрастинации. В исследовании приняли участие 40 человек, среди которых студенты 4 курса факультета психологии и педагогики Омского государственного педагогического университета в возрасте 2122 лет (20 человек) и работающие люди (не обучающиеся в учебном заведении) в возрасте 3050 лет (20 человек). Среди студентов исследование проводилось в ноябре 2013 года, среди работающих людей –в мае 2014 года. В ходе исследования применялись две методики. Это шкала академической прокрастинации К. Лэя (ProcrastinationScale, Lay) и шкала общей прокрастинации Стила (ProcrastinationScale, Стил П.). Также использовалсяметод математической статистики для выявления значимых различий (критерий МаннаУитни).По результатам исследований были сделаны следующие выводы. Среди студентов преобладает средний, с тенденцией к высокому уровень академической прокрастинации(60%). Такие студенты не способны правильно спланировать свое время, для того, чтобы успеть выполнить все учебные задания в срок и не умеют расставлять приоритеты в том, что важно и срочно, а что нет.Среди работающих людей преобладает средний, с тенденцией к низкому уровень академической прокрастинации (65%). Такие люди стараются делать все учебные задания вовремя и лишь изредка откладывают их выполнение.Обработка результатов с использованием критерияМаннаУитни показала, что полученное эмпирическое значение Uэмп(73.5) находится в зоне значимости, что говорит о достоверности различий уровней академической прокрастинации у студентов и работающих людей. Среди студентов преобладает средний, с тенденциейк высокому уровень общей прокрастинации (85%). Эти студенты постоянно откладывают выполнение своих дел и решение задач, не умеют расставлять приоритеты в жизни, также у них отсутствует четкое осознание мотивации и целеполагание.Среди работающих людей преобладает средний, с тенденцией к низкому уровень общей прокрастинации (60%). У таких людей откладывание дел на потом присутствует, но имеет ситуативных характер.

Обработка результатов с использованием критерия МаннаУитни показала, что полученное эмпирическое значение Uэмп(88.5) находится в зоне значимости, что говорит о достоверности различий уровней общей прокрастинации у студентов и работающих людей.

Анализ вопроса показал, что существует три метода преодоления общей прокрастинации:

повысить ожидание успеха (спирали успеха, заместительная победа, мысленное сравнение);

повысить ценность задачи (поток, значение, энергия, награды, страсть);

понизить импульсивность (самоограничение на данный момент, постановка целей).

В рамках этой статьи рассматриваетсяснижение импульсивности студентов через разработку проекта по специальнойорганизациивремени и места подготовки к учебным занятиям.

Можно предположить,что впреодолении прокрастинации у студентов(а также устранении других причин некачественной подготовки к занятиям) поможет коворкинг.Коворкинг –это оборудованное всем необходимым для работы пространство, сдаваемое в аренду любому желающему на необходимый срок –день, неделю, месяц, несколько месяцев. В коворкинге или коворкингцентре свободные и независимыми люди, в основном фрилансеры (программисты, переводчиков, дизайнеров и т.д.), используют общее пространство для своей деятельности.

Английское слово Coworking переводится именно как «совместная работа». Идея коворкинга возникла с развитием фриланса, одним из главных недостатков которого является изоляция работающего человека и отсутствие коллектива. Именно эту проблему коворкинг и призван решать: студентдизайнер может сидеть в одной комнате состудентомпсихологом или художником, при этом возникает деловая атмосфера, способствующая повышению производительности и качества работы. А ещё, поскольку коворкинг часто бывает платным, у его членов возникает дополнительная мотивация продуктивно работать, не просиживая впустую потраченные на аренду рабочего места деньги.[6].Коворкинг –это нечто среднее между использованием отдельного офиса и работой дома. В идеальных коворкингцентрах есть вся необходимая для труда и отдыха мебель, имеются компьютеры (хотя чаще коворкеры приносят собственные ноутбуки), подключенные к высокоскоростному интернету, под рукой оргтехника, в кухне стоит кулер с водой и кофемашина.Внешне коворкингцентр мало чем отличается от обычного офиса: здесь есть рабочие места, переговорная зона, вот только работают в нем независимые друг от друга люди. Хотя есть различные варианты коворкинга, в том числе и для групповой работы. Отмети преимущества использования коворкинга.Причин изза которых человек выбирает работу в коворкинге может быть много, от сложной и неудобной обстановки дома, до не возможности встретиться на нейтральной территории. Но основными всетаки являются инфраструктура и экономичность.Стоимость рабочего места в свободном офисном пространстве варьируется от двух до двадцати тысяч рублей в месяц, цена зависит от уровня комфорта. Самым доступным является так называемое «динамичное рабочее места» –это когда люди приходя со своим ноутбуками, и занимают любое пустующее место. Самый дорогой вариант –аренда отдельного помещения со специальными вспомогательными услугами, например, такими как юридическая или бухгалтерская поддержка.Еще одним доводом в пользу коворкингцентров служит то, что не надо тратить деньги на покупку собственного сканера, принтера и другой нужной техники, не надо тратить время на настройку WiFi и нанимать секретаря. В коворкингофисах все это является общим и входит в цену аренды либо дополнительно оплачивается.Для некоторых людей удаленная работа дома стремительно сокращает круг общения, а отсутствие коллег сужает коммуникативные навыки. Человек существо социальное, сидеть и работать весь день в одиночестве ему трудно, требуется общение. Этим коворкинг очень удобен, здесь легко найти единомышленников, близких по духу и взглядам людей, всегда найдется возможность обсудить профессиональные темы и вообще не завянуть в одиночестве. Если у вас мало знакомых, и вы нуждаетесь в продуктивном общении, коворкинг –это отличный способ завязать полезные знакомства. [7].Немало важными для студентовявляются и вопросы самонастроя и самомотивации. У кого проблемы с дисциплиной, кому все труднее и труднее собрать себя в кучу работа в коворкинге пойдет на пользу. Вопервых, вас будут окружатьдеятельные и перспективные люди, а это всегда мотивирует и вдохновляет. Когда вокруг народ делом занят, обсуждает и учится, творит и создаёт, то и тебя волейневолей затягивает в этот водоворот мыслительного процесса. Резко подскакивает эффективность и производительность. Вовторых, у вас уже не будет того количества соблазнов, что есть дома. Ну и,втретьих, там у вас появляется возможность,не отходя от деланайти партнеров или клиентов.Помимо всего прочего большим плюсом работы в коворкингах является возможность получить новые знания. Ежедневное обучение происходит за счет знакомства с новыми людьми. И неважно над чем вы работаете, будь то программный код, дизайн сайта или разработка приложения под iPhone, здесь вы можете встретить когото, кто может помочь (конечно,не факт но возможно). Также владельцы коворкингцентров часто проводят тематические мероприятия, приглашают успешных людей, которые делятся своим богатым опытом, здесь читаются лекции, проводятся семинары и тренинги личностного роста.

Открытое сообщество людей с разными знаниями и профессиональными навыками —принципиальное отличие коворкингов от других пространств для работы. Резиденты коворкингов утверждают, что обмен опытом и идеями повышает продуктивность и помогает в поиске нетривиальных решений рабочих зада. Помимо коворкингов, открытых для любых участников, есть и специализированные пространства, отбирающие участников с определённой сферой деятельности, определённого пола или национальности.[8].На рисунках 1 и 2 представлены типичные аудитории для коворкинга.

Рис.1 –Вариант аудитории для коворкинга



Рис.2 –Вариант аудитории для коворкинга

На рисунках 3 и 4 видны аудитории одного из корпусов ФГБОУ ВО ОмГПУ, которые достаточносоответствуют требованиям аудиторий для коворкинга.

Рис. 3 –Аудиториякорпуса ОмГПУ



Рис. 4 –Аудиториякорпуса ОмГПУ

Наличие студенческого коворкингцентра дает следующие организационные результаты такого проекта.1.Наличие удобного помещения для выполнения домашних заданий, начала стартапов, бизнеса и делового общения.Предполагается, что двух учебных аудиторий, рассчитанных на 2025 человек, будет достаточно. Одна аудитория для индивидуальной работы, где запрещеногромко разговаривать (в идеале –совсем не разговаривать). Вторая аудитория –для групповой работы, включающая в себя зоны отдыха и питания.2.Окружение деловых, успешных, активных и творческих студентов. Активная среда порождает новые знакомства, взаимопомощь, новые проекты и др.Рабочая гипотеза проекта: если правильно организовать пространство и режим работы аудиторий для подготовки студентов к занятиям по принципу коворкинга, это повысит успешность студентов в обучении и других видах деятельности.

Масштаб решения проблемы предполагает указание временных сроков реализации проекта. Для самого простого варианта –это 2 недели, чтобы договориться с руководством по поводу аудиторий и собрать небольшую команду волонтеров (35 человек) для ежедневного дежурства по расписанию.Для более сложного варианта сзакупкойоборудования, оформлением и обустройством помещения, назначениемивентменеджера, подключением рекламы–около 3х месяцев.Для отслеживания результативности проекта были разработаны критерии реализации проекта(таблицы 1,2).Таблица 1Качественные критерииреализации проекта

№КритерииПоказатели1Психологический комфорт во время работы над учебными заданиями.

Снижение утомляемости,Позитивное настроение2Успеваемость Итоги сессии3Качество выполнения студентами домашнего заданияОтметки, заключение преподавателей4Учебная мотивацияПоложительная динамика мотивации

Таблица 2 Количественныекритерииреализации проекта

№КритерииПоказатели1Динамика выполнения студентами домашнего заданияСкорость выполнения,Количество заданий в единицу времени2Количество студентов –резидентов кворкингцентраПоложительная динамика числа резидентов3Количество студентов –участников конкурсов, грантов, конференций и т.п.Положительная динамика числа участников

Этапы реализации проекта и планируемые результаты на каждом из этаповвидятся следующим образом.1.Этап(теоретикопрогностический)–составить общую концепцию работы коворкингцентра(требования к помещению, оборудованию, мебели, технике, возможность разделение помещения на зоны –рабочую, для отдыха и для кофебрейка; расписание работы волонтеров).2.Этап(подготовительный)–найти подходящее помещение и студентовволонтеров;организовать работу волонтеров по подготовке помещения и расходных материалов.3.Этап (реализации) –открытие коворкингцентра,его дальнейшее сопровождение и поддержание коворкинга в рабочем режиме. 4.Этап (коррекционный) –провести мониторинг результатов работы коворкингцентра, при необходимости скорректировать его концепцию и организацию деятельности.В ходе работы над проектом нами были выделены негативные последствия (риски) реализации проекта и механизмы их предотвращения или компенсирования.Риски: 1.не будет желающих,воспользоваться услугой центра,2.резиденты (коворкеры) не будут поддерживать правила работы в коворкинге,3.высокозатратный вариант проекта не окупится.Механизмыпредотвращенияили компенсирования: 1.запустить рекламу в СМИпартнерах вузао студенческом коворкингцентре,

2.прорекламировать преимущества использования коворкингав вузе среди студентов(выступления на занятиях, буклеты, вирусная реклама),

3.расширять клиентскую базу за счет других образовательных организаций,4. проводить мониторинг востребованности коворкингцентра и результатов его работы.

Анализ опыта создания коворкингов позволил предусмотретьтри варианта реализации в зависимости от суммы инвестиций.[9,10].1 вариант –без затрат. Используется две аудитории одного изкорпусов, оснащенные беспроводным интернетом,после занятий с 16 до 20 часов. Обслуживание (обеспечение порядка) организуется волонтерами из студентов факультета. Плата с клиентов не взымается.2 вариант –низкозатратный.Дополнительно покупается кулер и вода по мере необходимости. Или кофемашина. Или то, и другое.Плата с клиентов взымается за обслуживание оборудования, кофе, чай и т.п.При минимальной оплате 100 руб. в месяц и количестве студентов 20 человек окупаемость вложений –15месяцев. Расходные материалы покупаются по мере необходимости.(Таблица 3).



Таблица 3Сметанизкозатратного варианта, руб

№Наименование оборудованияКоличествоСтоимость 1 штИтоговая сумма1Кулер с горячей и холодной водой110000100002Кофемашина12000020000

Итого

30000

3 вариант –высокозатратный.Организуется по аналогии с идеальным вариантом коворкингцентра, включает в себя разделение помещений на зоны –работа, отдых, питание, общение и оснащается дополнительным оборудованием. Закупается новая мебель, в смету включается обслуживание беспроводного интернета.Плата с клиентов взымается за аренду оборудования, питание и др.При минимальной оплате 500 руб. в месяц и количестве студентов 20 человек окупаемость вложений –15 месяцев. Расходные материалы покупаются по мере необходимости.(Таблица 4).Таблица 4Смета высокозатратного варианта, руб

№Наименование оборудованияКоличествоСтоимость 1 штИтоговая сумма1Кулер с горячей и холодной водой110000100002Кофемашина120000200003Диван350000500004Стол письменный2040000400005Стулья 2020000200006Вайфайроутер150005000

Итого

145000

Расходы могут быть уменьшены за счет организации коворкинга в корпусах, где существует беспроводной интернет.

Для оценкипроекта представим SWOTанализкак метод стратегического планирования, позволяющий спрогнозировать развитие заявленной идеи с позиций сильных и слабых сторон;возможностей, которые может дать проект конкретным участникам и вузу в целом;а также угроз (рисков),которые могут препятствовать реализации. (Таблица 5).Таблица 5SWOTанализ

Сильные стороныВозможности1.Доступность2.Рентабельность3.Общение в кругу единомышленников

4.Комфортная, деловая атмосфера5.Основа для других проектов

1.Получение сопутствующих результатов2.Знакомство (нахождение) новых клиентов, партнеров3.Диверсификация проекта4.Повышение спроса5.Расширение доли клиентов за счет других образовательных организаций6.Получение прибыли1.Ограниченная целевая аудитория 2.Недостаточная информированность потребителей об услуге, непонимание преимуществ3.Пассивность людей (или занятость на официальной работе)1.Отсутствие резидентов2."Неподдержание" правил коворкинга3.Большой срок окупаемости инвестиций

4.Низкая покупательная способность потенциальных клиентов

Заключая анализ и проектирование идеи реализации коворкинга как условия преодоления проблем студентов при самостоятельной учебной работе, отметим, что представленный вариант достаточно реалистичен для любого вуза.А следующие выводы позволят убедительно доказать необходимость применения в вузах студенческих коворкингцентров.1.Студентам тяжело себя организовать в принципе.2.У многихстудентов наблюдается прокрастинация.3.Нет достаточных условий для работы дома, в общежитии.4.Если просто работать с ноутбуком в аудитории после занятий –она может оказаться занятой через какоето время, в нее могут заходить люди, шуметь и т.п.5.Если заниматься в библиотеке –там нельзя разговаривать, пить чай, выполнять задание группой.6.Наличие специальной аудитории для коворкинга со специальными правилами поведения в нем психологически настраивает на работу, позволяет не отвлекаться на посторонние раздражители.7.Работа в коворкинге приучает студентов к дисциплине, к самоменеджменту, повышаетмотивацию к деятельности.8.Студент может готовиться к занятиям, а также выполнять какуюто другую работу (если, например, он фрилансер).9.Работа в комнате коворкинга, предназначенной для групповой работы позволяет совершенствовать коммуникативную компетентность, обмениваться идеями и т.п., при этом в работу не вмешивается никто посторонний, кто хотел бы просто поговорить и провести время. Даже если группы общаются между собой, общение происходит по делу. 10.Работа в комнате для индивидуальных занятий позволяетмаксимально использовать свое время. Хотя есть правило: «Здесь говорят, но тихо». 11.Психологически лучшим вариантом студенческого коворкинга является платный, хотя бы с минимальной суммой –100 руб. в месяц. Известно, то, что бесплатно, ценится меньше. После анализа ситуации можно увеличивать оплату с увеличением комфорта в организации коворкинга –чай, кофе, закуски, мягкая зона для отдыха.12.Особенно актуальны коворкинги во время сессии.13.После 34 пары в каждом вузе наблюдается большое количество свободных аудиторий, которые можно сдавать любым желающим как рабочее место.14.В целом, идея студенческого коворкинга приводит к следующему результату: повышается продуктивность и качество обучения, студенты чувствуют себя более комфортно в вузе, снижается количество заболеваний, обусловленных стрессом и прокрастинацией.

Ссылки на источники1.Варваричева Я. И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. –2010. –№3, с.121129.2.Исследования прокрастинации в аспекте влияния культуры[Электронныйресурс] Режим доступаhttp://amolchanov.livejournal.com/326211.html?thread=169283.[Дата обращения: 03.05.2014].3.Котин М. 5 правил прокрастинации [Электронный ресурс] // интернетжурнал. Режим доступа: http://slon.ru/books/5_pravil_prakrastinatsii909805.xhtml.[Дата обращения: 02.05.2014].4.Московский городской психологопедагогический университет [Электронный ресурс]. // Электронная библиотека/ Академическая прокрастинация у студентов Режим доступа: http://psychlib.ru/otherdocs/guide/143.html.[Дата обращения: 8.04.2014].

5.Мохова С. Б., Неврюеев А. Н. Психологические корреляты общей и академической прокрастинации у студентов // Вопросы психологии. —2013. —№1. —С. 24 —35.6.Коворкинг –что это такое? Определение, значение, перевод[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://chtoetotakoe.ru/coworking.[Дата обращения: 08.02.2016].7.Что такое коворкинг[Электронный ресурс].

Режим доступа: http://constructorus.ru/uspex/kovorking.html.

[Дата обращения: 08.02.2016].8.Коворкинг [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B3.[Дата обращения: 08.02.2016].9.Как открыть коворкингцентр: подробное руководство [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://megamozg.ru/post/7334/. [Дата обращения: 08.02.2016].10.Свой бизнес: как открыть коворкингцентр [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.openbusiness.ru/biz/business/svoybizneskakotkrytkovorkingtsentr/.[Дата обращения: 08.02.2016].