Проектная деятельность в школе: через тернии к звездам
Выпуск:
ART 96347
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Желнова
Е.
С. Проектная деятельность в школе: через тернии к звездам // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
2136–2140. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96347.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации проектной деятельности учащихся по испанскому языку. В статье также представлено создание и реализация учебного проекта «Жесты как отражение национального (испанского) характера» в рамках внедрения программ обучения исследовательской и проектной деятельности в 5-х классах.
Ключевые слова:
проектная деятельность, испанский язык, невербальный язык, национальный испанский характер
Текст статьи
Желнова Екатерина Сергеевна,учитель испанского языка, МБОУ «Центр образования № 69 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Уфаdjusuk@mail.ru
Проектная деятельность в школе. Через тернии к звездам
Аннотация.Статья посвящена вопросам организации проектной деятельности учащихся по испанскому языку. В статье также представлено создание и реализацияучебногопроекта«Жесты как отражение национального (испанского) характера», в рамках внедрения программ обучения исследовательской и проектной деятельности в 5х классах. Ключевые слова: проектная деятельность, испанский язык, невербальный язык, национальный испанский характер.
"Единственный путь, ведущий к знаниям, это деятельность".Бернард Шоу
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектногомышления с помощью особого вида деятельности учащихся проектной деятельности.[3]В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта –это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.Учебный проект,
с точки зрения учащегося,это возможность делать чтото интересное
самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности.Учебный проект, с точки зрения учителя,это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности учащихся:анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;целеполагания и планирования деятельности;самоанализ и рефлексия;презентации деятельности и ее результатов;готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;поиска необходимой информации, ее систематизации и структуризации;применение знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;выбора, освоения и использования технологии адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;проведение исследования. [2]
Таблица 1Последовательность
работы над проектом
Стадияработы над проектомСодержание работыДеятельность учащихсяДеятельность учителяПодготовкаОпределение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группыОбсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информациюЗнакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.Планированиеа) Определение источников необходимой информации.б) Определение способов сбора и анализа информации.в) Определение способа представления результатов (формы проекта)г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группыФормируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.Исследование1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.3.Выбор оптимального варианта хода проекта.4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проектаПоэтапно выполняют задачи проектаНаблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихсяВыводыАнализ информации. Формулирование выводовВыполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проектНаблюдает, советует (по просьбе учащихся)Представление (защита) проекта и оценка его результатовПодготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этогоПредставляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проектаВ качестве примера хотелось бы привести разработанный и уже реализованный проект по испанскому языку «Жесты как отражение национального (испанского) характера».ПРОЕКТ«Жесты как отражение национального (испанского) характера»Вид проекта по характеру доминирующей деятельности:творческийПо предметно содержательной области:монопроект по испанскому языкуПо количеству участников:индивидуальныйПо продолжительности:длительный (1 месяц)Форма представления:мультимедийный продукт, участие в научнопрактической конференции, публикация статьи.Учебный проект «Жесты как отражение национального (испанского) характера» проводится в рамках внедрения программ обучения исследовательской и проектной деятельности в 5х классах. Работа над проектом позволила ученице больше узнать означениижестов в изучении иностранного языка, исследовать то, как выражают свои эмоции испанцы с помощью жестов,получитьнавыки самостоятельной работысинформацией, работы по созданиюмультимедийного продукта и развить навыки выступления перед аудиторией.Практическая значимость проектаСостоит в том, что знание невербального языка, который идет рука об руку с языком и культурой, является фундаментальным для того, чтобы понимать другого и сделать так, чтобы нас понимали. Поэтому так важно их знать и понимать, для того, чтобы развивать свои навыки общения.Реализация проектаПроводится сбор, анализ и обобщение информации из различных источников, оформляется материал по презентации, материал для публикации статьи в сборнике и доклад для выступления на научно –практической конференции. ИтогиГлавным итогом работы над проектом является то, что ученица выступила с докладом на VI Республиканской научнопрактической конференции школьников РБ в ФГБОУ ВПО Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 25 февраля 2016 года.Стоит отметить, что на конференциивпервые была представлена работа, посвященная испанскому языку и культуре Испании. В секции «Романогерманские языки» ученица заняла 3 место.Подробнее информацию Вы можете найти на сайте http://bspu.ru/node/51763.На уроках испанского языка данный проект ученица будет реализовывать уже в форме мастеркласса. Ученице, как призёру VI Республиканской научнопрактической конференции школьников РБ,также доверено открывать I Республиканскую научно –практическую конференцию для учащихся средних общеобразовательных организаций, посвященную проблемам испанского языка и культуры Испании.Таким образом, использование проектного метода позволяет развить у учащихся:Познавательные навыки и способность к самообразованию;Способность ориентироваться в современном информационном пространстве;Целеустремленность и настойчивость, способность взять на себя инициативу и ответственность;Критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации.
Ссылки на источники1.festival.1september.ru/articles/624317/2.karpovaludmila.jimdo.com/проектнаяиисследовательскаядеятельностьучащихся/организацияпроектнойдеятельностившколе/3.verhspas.68edu.ru/metog/Metod_vestnik/proek_dejat.htm
Проектная деятельность в школе. Через тернии к звездам
Аннотация.Статья посвящена вопросам организации проектной деятельности учащихся по испанскому языку. В статье также представлено создание и реализацияучебногопроекта«Жесты как отражение национального (испанского) характера», в рамках внедрения программ обучения исследовательской и проектной деятельности в 5х классах. Ключевые слова: проектная деятельность, испанский язык, невербальный язык, национальный испанский характер.
"Единственный путь, ведущий к знаниям, это деятельность".Бернард Шоу
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектногомышления с помощью особого вида деятельности учащихся проектной деятельности.[3]В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта –это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.Учебный проект,
с точки зрения учащегося,это возможность делать чтото интересное
самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности.Учебный проект, с точки зрения учителя,это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности учащихся:анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;целеполагания и планирования деятельности;самоанализ и рефлексия;презентации деятельности и ее результатов;готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;поиска необходимой информации, ее систематизации и структуризации;применение знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;выбора, освоения и использования технологии адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;проведение исследования. [2]
Таблица 1Последовательность
работы над проектом
Стадияработы над проектомСодержание работыДеятельность учащихсяДеятельность учителяПодготовкаОпределение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группыОбсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информациюЗнакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.Планированиеа) Определение источников необходимой информации.б) Определение способов сбора и анализа информации.в) Определение способа представления результатов (формы проекта)г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группыФормируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.Исследование1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.3.Выбор оптимального варианта хода проекта.4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проектаПоэтапно выполняют задачи проектаНаблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихсяВыводыАнализ информации. Формулирование выводовВыполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проектНаблюдает, советует (по просьбе учащихся)Представление (защита) проекта и оценка его результатовПодготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этогоПредставляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проектаВ качестве примера хотелось бы привести разработанный и уже реализованный проект по испанскому языку «Жесты как отражение национального (испанского) характера».ПРОЕКТ«Жесты как отражение национального (испанского) характера»Вид проекта по характеру доминирующей деятельности:творческийПо предметно содержательной области:монопроект по испанскому языкуПо количеству участников:индивидуальныйПо продолжительности:длительный (1 месяц)Форма представления:мультимедийный продукт, участие в научнопрактической конференции, публикация статьи.Учебный проект «Жесты как отражение национального (испанского) характера» проводится в рамках внедрения программ обучения исследовательской и проектной деятельности в 5х классах. Работа над проектом позволила ученице больше узнать означениижестов в изучении иностранного языка, исследовать то, как выражают свои эмоции испанцы с помощью жестов,получитьнавыки самостоятельной работысинформацией, работы по созданиюмультимедийного продукта и развить навыки выступления перед аудиторией.Практическая значимость проектаСостоит в том, что знание невербального языка, который идет рука об руку с языком и культурой, является фундаментальным для того, чтобы понимать другого и сделать так, чтобы нас понимали. Поэтому так важно их знать и понимать, для того, чтобы развивать свои навыки общения.Реализация проектаПроводится сбор, анализ и обобщение информации из различных источников, оформляется материал по презентации, материал для публикации статьи в сборнике и доклад для выступления на научно –практической конференции. ИтогиГлавным итогом работы над проектом является то, что ученица выступила с докладом на VI Республиканской научнопрактической конференции школьников РБ в ФГБОУ ВПО Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 25 февраля 2016 года.Стоит отметить, что на конференциивпервые была представлена работа, посвященная испанскому языку и культуре Испании. В секции «Романогерманские языки» ученица заняла 3 место.Подробнее информацию Вы можете найти на сайте http://bspu.ru/node/51763.На уроках испанского языка данный проект ученица будет реализовывать уже в форме мастеркласса. Ученице, как призёру VI Республиканской научнопрактической конференции школьников РБ,также доверено открывать I Республиканскую научно –практическую конференцию для учащихся средних общеобразовательных организаций, посвященную проблемам испанского языка и культуры Испании.Таким образом, использование проектного метода позволяет развить у учащихся:Познавательные навыки и способность к самообразованию;Способность ориентироваться в современном информационном пространстве;Целеустремленность и настойчивость, способность взять на себя инициативу и ответственность;Критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации.
Ссылки на источники1.festival.1september.ru/articles/624317/2.karpovaludmila.jimdo.com/проектнаяиисследовательскаядеятельностьучащихся/организацияпроектнойдеятельностившколе/3.verhspas.68edu.ru/metog/Metod_vestnik/proek_dejat.htm