Правовой статус педагогического работника: опыт сравнительного анализа законодательного регулирования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ротин М. Г. Правовой статус педагогического работника: опыт сравнительного анализа законодательного регулирования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2131–2135. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96346.htm.
Аннотация. В статье рассматривается накопленный международный опыт законодательного регулирования правового положения педагогических работников. Рассмотрен комплекс вопросов, непосредственно затрагивающих в действующем образовательном законодательстве Российской Федерации правовой статус педагогического работника. Особое внимание уделено приравниванию статуса педагогических работников к статусу государственных служащих.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
РотинМихаилГригорьевич,кандидат экономических наук, доцент кафедры профессионального образованияи менеджментаГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации ипрофессиональной переподготовки работников образования Тульской области», г. Тулаrotinmg@gmail.com

Правовой статус педагогического работника: опыт сравнительного анализазаконодательного регулирования

Аннотация.В статье рассматривается накопленный международный опыт законодательногорегулированияправового положения педагогическихработников. Рассмотрен комплекс вопросов, непосредственно затрагивающих в действующем образовательном законодательствеРоссийской Федерацииправовой статус педагогического работника.Особое внимание уделеноприравниванию статуса педагогических работников к статусу государственных служащих.

Ключевые слова:законодательство об образовании, образовательная деятельность, педагогический работник, правовой статус педагогического работника, академические права иобязанности.

Наличие стабильного законодательства, в полной мере обеспечивающего эффективное правовое регулирование, является необходимым условием функционирования и развития системы образования.29 декабря 2012 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(далее ─ Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации)[1].

С момента вступленияв силу(1сентября 2013года)Федерального закона «Об образовании в РоссийскойФедерации» он выступает в качестве основополагающего (базового) законодательного акта, осуществляющего нормативноправовое регулирование отношений в сфере образования, выполняет системообразующую функцию в отношении всего комплекса законодательных и подзаконных нормативноправовых документов,действующихв сфере образования. В системедействующегозаконодательства об образовании в Российской Федерациинормативноправовое регулирование отношений осуществляется на федеральном и региональном уровнях законодательными и подзаконными актами.В составего источников входят:Конституция Российской Федерации;Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. №273ФЗ); законы и подзаконные акты, в том числе указы и распоряжения Президента РФ,постановления и распоряжения Правительства РФ, а также иные нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере образования;законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере образования;нормативноправовые акты органов местного самоуправления, а также локальные нормативные правовые акты образовательных организаций. С принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе законодательства об образовании произошли качественные изменения. Они связаны с тем, что в результате систематизационных процессов часть правоотношений, оказалась в поле действия законодательных норм. В статье 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»[2]впервые законодатель даёт определение такому понятию как правовой статус педагогического работника.Данная статья является новацией действующего образовательного законодательства. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством РФ и субъектов РФ. В Российской Федерации признаётся особый статус педагогических работников в обществе,и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности, предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда. Для педагогическихработниковв соответствии с ч.3 ст.47 Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации»былисформулированы академическиеправа и свободы, в том числе свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность; свободавыбораииспользованияпедагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; право на творческую инициативу,разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания; на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания; на осуществление научной, научнотехнической, творческой, исследовательской деятельности, участие вэкспериментальной и международной деятельности разработках и во внедрении инноваций; право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсамиправодоступакинформационнотелекоммуникационным сетям и базам данных,учебным и методическим материалам, музейным фондам, материальнотехническим средствам обеспечения образовательной деятельности; на участие в управлении образовательной организацией; на объединение в общественные профессиональные организации, на защиту профессиональной чести идостоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.Особо подчеркнуто, что академические права и свободы,предоставленные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательныхотношений.

Педагогическим работникам в соответствии с ч. 5 ст.47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»[3]предоставлены трудовые права и социальные гарантии, в т. ч. такие как право на сокращенную рабочую неделю, на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, на длительный отпусксроком до одного года не реже чем через каждые десять летнепрерывной педагогической работы, на досрочное назначениестраховойпенсии по старости, на предоставление педагогическим работникам вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Сохранены льготы для сельских учителей. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. За субъектами Российской Федерации законодательно закреплено право устанавливать дополнительные меры государственной поддержки выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.

Основные обязанности педагогическихработников, регламентируются ст.48 Федеральногозакона«Об образовании в Российской Федерации»[4].

Педагогический работникдолжен осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин(модулей) в соответствии с утверждённой рабочей программой, развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни, формировать культуру здорового и безопасного образа жизни. В своей деятельностионобязан применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействуя при необходимости с медицинскими организациями; соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений. Педагогическому работнику необходимосистематически повышать свой профессиональный уровень; проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности, медосмотры (при поступлении на работу, периодические, внеочередные), обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, соблюдать устав, правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные акты образовательной организации. Современные тенденции общественного развития требуют особого внимания со стороны государства к профессии педагога, учителя, его правовому и социальному статусу. Международными документами статус учителя определён в Рекомендации ЮНЕСКО/МОТ «О положении учителей» (принята 05.10.1966 г. Специальной межправительственной конференцией по вопросу о статусе учителей)[5].

В Рекомендации признаётся ведущая роль учителей в развитии образования.Профессия учитель должна быть окружена уважением в обществе, что соответствует тому общественному вкладу, который педагогические работники вносят в его развитие.Поэтому учитель должен иметь соответствующий социальный статус.

«Права человека,─ считает Н.М. Канаев, участник Межправительственной конференции ЮНЕСКО в Париже 1966 года,─ начинаются с прав учителя. Если учитель бесправен и едва сводит концы с концами, то он никогда не сможет передать ученикам, будущему поколению, веру в права человека, даже если он выучит наизусть Всеобщую декларацию прав человека» [6].

В международных документах определены профессиональные свободы учителя такие, как:участие в разработке новых образовательных программ, учебников и учебнометодических пособий, ограждение от необоснованного вмешательства в профессиональную деятельность, обжалование необоснованных действий и оценок его труда. В статьях Рекомендацииполучили юридическое определение права учителей на различные привилегии и пособия (за выслугу лет, по старости, по уходу за ребёнком и другие) а также их обязанности. Данные Рекомендации ЮНЕСКО/МОТ, которыезатрагивают профессиональную деятельность педагогов являются своеобразным международным стандартом. В различных странахдолжны бытьучтены положения Рекомендации и соответственно внесены изменения и дополнения в нормы национального законодательства по вопросам прав и статусных характеристик учителей.

В ряде европейских стран педагогические работники имеют специальный правовой статус. Условия его по сути сходны с условиями статуса гражданских служащих, как, например, в Бельгии. В других странах Европы правовой статус педагогов зависит от того в каком сектореобразованияобщественном или частном они осуществляют свою деятельность. В общественном секторе образования учителя, как правило, становятся государственными служащими, в частном−нет. Странами, относящимивсех учителей к государственным служащим,являются Австрия, Бельгия, Греция, Дания, Испания, Италия, Люксембург, Португалия, Финляндия, Франция, ФРГ, США и Канада.

В отдельных европейских странах действуют смешанные правила, когда в соответствии с действующим законодательством в общественном секторе образования частьпедагогических работников являются гражданскими служащими, а часть−нет. В Нидерландах к гражданским служащим относятся только учителя школ, принадлежащих центральномуправительству и муниципалитетам.

Частные образовательные организации, как правило, имеют право свободного набора специалистов. Правовые отношенияоформляются с ними в соответствии с нормами гражданского и трудового законодательства посредством заключения срочных трудовых соглашений (контрактов), с попечительскими советами или юридическими владельцами образовательных организаций.Однако и в этом случае имеются исключения из правила. Так в Финляндии и Австрии педагоги, осуществляющие образовательную деятельность в частном секторе входят в перечень государственных служащих[7].В Англии все служащие публичного сектора, включая системушкольного образования,относятся к государственным служащим[8]. В Японии принят специальный закон о работниках просвещения, в котором определён статус учителей в государственных, префектуральных и муниципальных образовательных учреждений как государственных служащих. Для привлечения в образование наиболее подготовленных и квалифицированных специалистов заработная плата учителей в государственных и муниципальных образовательных организациях, согласно закону, должна быть выше, чем у других государственных служащих,имеющих тот же стаж и уровень образования[9]. Для педагогических работников зарубежных стран статус государственного служащего,как правило,означает конкурсный приёмна службу с довольно жёсткими критериями к кандидатам и регулярную оценку их деятельности.Одним из основных условий служебного роста (при удовлетворительном выполнении своих непосредственных обязанностей) выступает стаж работы, с которым связывают должностной рост, повышение заработной платы,а в отдельных случаяхобъём учебной нагрузки[10]. Одним из основных принципов государственной службы является гарантия пожизненного пребывания на ней при условии не совершения поступков и действий,несовместимых со статусом государственного служащего.Педагогическиеработникиполучившиеназначение,до установленного возраста выхода напенсию не подлежат увольнению за исключением действий, которые порочат профессию и статус, кроме того им гарантирована достойная пенсия. В большинстверазвитых стран Запада на работников образования распространяются все общие положения законов о государственной службе. В системе классификации должностей государственной службыпедагогические работники относятсяк«среднему звену» т.е. пользуются привилегированным положением.В Финляндии профессия педагога─ одна из самыхуважаемых ивостребованных. Педагогическая деятельность достойно оплачивается. Учитель обладает свободой творчества, по уровню образования он всегда магистр. Важным направлением деятельности государства в зарубежных странах является социальная поддержка педагогов. В США социальные гарантии учителю и иным школьным работникам законодательно закреплены в виде формулы расчёта минимальной заработной платы. Данная формула, помимо гарантированной заработной платы педагогического работника соответствующего уровня, учитывает количество обучающихся, а также педагогический стаж[11].

В Китае заработная плата учителей в соответствии с национальным законодательством должна быть не ниже либо выше, чем угосударственныхслужащих, и постепенно расти. Анализируя имеющийся мировойопыт правового регулирования статусного положения педагогических работников зарубежных стран как государственных служащих необходимо отметить, что ряд элементов,по сути,составляют содержание правового статуса педагогического работника в Российской Федерации,рассмотренного нами выше.Элементы определённого сходства имеют следующие показатели: оценка деятельностипедагогических работников (аттестация, рейтинги), законодательно определённый порядок и сроки повышения квалификации педагогическими работниками, взаимосвязь стажа педагогической деятельности с должностнымростом и увеличениемзаработной платы и другие.

Тем не менее,в отличиеот опыта ряда стран, педагогическая деятельность в образовательном законодательстве Российской Федерации не признаётся государственной службой.Необходимо обратить внимание на то, что в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» признаётся особый статус педагогических работников в обществе. Однако на данный момент эта правовая норма в определённой степени носит декларативный характер. Вэтой связивполне оправданно,одной из целей развития законодательства об образовании в Российской Федерации,

можно назвать дальнейшее совершенствование правовых актов регулирующих правовой статус педагогических работников.

Ссылки на источники1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: по состоянию на 2015 год: с комментариями к последним изменениям. –Москва: Эксмо, 2015. –336с. 2.Там же. С. 167.3.Там же. С. 169.4.Там же. С. 171.5.Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М., 1993. С. 122.6.Канаев Н. М. ЮНЕСКО и защита прав учителей // Вестник Академии права и управления. 2010. №19. С.138.7.Алфёров Ю. С. Нормирование нагрузки учителей в развитых странах // Педагогика. 2000.№4. С. 77.8.Литвинцева Е. А. Управление персоналом государственной службы в зарубежных странах. М., 2010. С.11.9.Образовательные системы и образовательное законодательство государств Востока / Под ред. Козырина А. Н. М.: Готика, 2005. С. 14, 31.10.Алфёров Ю. С. Нормирование нагрузки учителей в развитых странах// Педагогика. 2000. №4. С. 78.11.Корф Д. В., Васильева Н. М. Правовое регулирование образования в США / Под ред. Проф. А. Н. Козырина. М.: Готика, 2005. С. 52.