Теоретические аспекты и принципы процесса муниципального правотворчества
Выпуск:
ART 96348
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Болдыш
А.
Ю. Теоретические аспекты и принципы процесса муниципального правотворчества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
2141–2145. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96348.htm.
Аннотация. В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день тема муниципального правотворчества. Ее актуальность обусловлена повышенными требованиями, предъявляемыми к муниципальным правовым актам как индикаторам качества решения вопросов местного значения, реализации населением права на осуществление местного самоуправления и функционирования его организационной структуры.
Ключевые слова:
муниципальное правотворчество, муниципальные правовые акты, волеизъявление, вопросы местного значения, принципы правотворчества
Текст статьи
Болдыш Анастасия Юрьевна,главныйспециалист отдела муниципального контроля и правового обеспечения администрации городского поселения Излучинск, пгт. Излучинск, ХантыМансийский автономный округ –Юграaiu.boldysh@mail.ru
Теоретические аспекты и принципыпроцессамуниципального правотворчества
Аннотация. В статьерассматриваетсяактуальная на сегодняшний день тема муниципального правотворчества. Ее актуальность обусловлена повышенными требованиями,предъявляемыми к муниципальным правовым актам, как индикаторам качества решения вопросов местного значения, реализации населением права на осуществление местного самоуправления и функционирования его организационной структуры. Ключевые слова:муниципальные правовые акты,муниципальное правотворчество, волеизъявление, вопросы местного значения, принципы правотворчества.
На современном этапе развития общества более актуальными проблемы усиления роли права в жизни людей, преодоления ситуации правового нигилизма, повышения качества правового воздействия на социальные отношения. Важное место в решении этих вопросов отводится правотворческой политике, которая призвана способствовать на основе глубокого изучения социальных и правовых закономерностей созданию положительного права, эффективного механизма правового регулирования. Необходимость совершенствования муниципального правотворчества, как важнейшей части правообразования,определяется несколькими факторами:наличиеми активной деятельностью в Российской Федерацииместного самоуправления как самостоятельной формы осуществления власти;осуществлением органамиместного самоуправления правотворчества в пределах, установленных для муниципальной власти предметов ведения –вопросов местного значения.Согласно части1 статьи7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты опосредуют деятельность населения, органов и должностных лиц местного самоуправления в пределах их компетенции. Именно они выступают субъектами муниципального правотворческого процесса[1].Муниципальный правотворческий процесс, являясь разновидностью правотворческого процесса в Российской Федерации, призван способствовать формированию правового пространства страны в его единстве и высоком качестве. Однако, интенсивность правотворческой деятельностиоргановместного самоуправления, выражающаяся, в значительном количестве принимаемых муниципальных правовых актов, не является гарантией качества последних[2].Анализ научных, правовых и правоприменительных источников дает основания утверждать, что нередко муниципальные правовые акты не соответствуют Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству.Современный муниципальный правотворческий процесс сохраняет черты бессистемностии внутренней несогласованности, допускается игнорирование правил юридической техники, теоретических нюансов правотворчества[3].Все это влечет принятиенезаконных и некачественных муниципальных правовых актов, беспорядком юридической практики.Преодоление указанных недостатков муниципального правотворческого процесса в Российской Федерациивозможно лишь при условии основательной теоретической ипрактическийразработки его понятийных, содержательных, процедурных, иных аспектов.Муниципальные правовые акты характеризуются всеми свойствами присущими правовымактами представляют собой их разновидность, что обусловленоразличиями в содержании вопросов, разрешаемых государством и местным самоуправлением, различиями в юридической природе актов государства и муниципальных образований, различиями в процедуре принятия решения[2].В Федеральном законе от 06.10.2003 № 131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не только закрепляется право органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления принимать правовые акты, но и формулируется понятие муниципального правового акта как решения по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятого населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленного, обязательного для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающего либо изменяющего общеобязательные правила или имеющего индивидуальный характер[1].Следует отметить, что при использовании в качестве ключевого в законодательном определении слова «решение», законодателем подразумевалосьдля правоприменителя понятийное «волеизъявление», так как указанным выше законом органам местного самоуправления дано право на принятие нескольких видов муниципальных правовых актов, а именно: решения, постановления и распоряжения.В некоторых случаях муниципальные правовые акты рассматриваются как акты, которые принимаются в упрощенном порядке, этому способствуют следующие факторы[3]:не все нормативные и иные муниципальные правовые акты органов местного самоуправления получают признание государствав формесанкционирования (регистрации), обязателен к регистрации лишьустав муниципального образованияи вносимые в него изменения[3];нормативное многообразие актов ввиду сочетания в них общенормативных, конкретнорегулирующих и оперативных предписаний, однако этот фактор характеренне только для актов местного самоуправления, но и для иных актов[3].В научной литературе выделяются признаки правовых актов органов местного самоуправления:муниципальный правовой акт –это разновидность юридического документа; муниципальные правовые акты принимаются уполномоченными субъектами права;муниципальные правовые акты имеют особый предмет правового регулирования;содержанием муниципального правового акта являются нормативные, индивидуальные и интерпретационные правовые предписания;муниципальные правовые акты издаются в определенном процедурном порядке;муниципальные правовые акты характеризуются особенностями действия во времени, в пространстве и по кругу лиц;муниципальные правовые акты обеспечиваются мерами государственного принуждения.
Также, научной литературой предлагаются иопределениямуниципального правового акта как письменного документа, принятого населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, обязательного для исполнения всеми субъектами права на территории муниципального образования, устанавливающего либо изменяющего общеобязательные правила или имеющего индивидуальный характер[4].
Акцентирование внимания на нормативной составляющей муниципальных правовых актов имеет важное как теоретическое, так и практическое значение. Нормативное разграничение нормативных и ненормативных муниципальных правовых актов позволит определить круг полномочий органов местного самоуправления, которые могут быть реализованы только посредством принятия нормативных правовых актов. Заметим, что нормативность является первичным свойством социальной материи, предопределяемым ее внутренней потребностью в упорядоченности и способности к самоорганизации[4]. Втеории права общеизвестны признаки, отличающие индивидуальные правовые акты от нормативных актов –это воздействие на определенноконкретные отношения, конкретность адресата, однократность реализации, прекращение действия акта после однократной реализации.При разработке муниципальных правовых актов органы местного самоуправления организуют и проводят правовую экспертизу проектовмуниципальныхправовыхактов, указанная экспертиза носит внутренний характер. При разработке муниципальных правовых актов носящих нормативный характер проводится внутренняя правовая и антикоррупционная экспертиза, а также независимая экспертиза (включающая и независимую антикоррупционную экспертизу), путем представления для ознакомленияпроекта муниципального нормативного правового акта неопределенному кругу лиц, например, при размещении на официальных сайтах органов местного самоуправления[5].К вышесказанному необходимо добавить, что независимую антикоррупционную экспертизу муниципальных нормативных правовых актов в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, проводят независимые эксперты, получившие аккредитацию на проведение актикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, при проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов[5].Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, закрепленном уставом муниципального образования. Устав муниципального образования должен содержать виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов. Процедура опубликования такжеуказывает на реализацию принципа открытости и гласности деятельности органов местного самоуправления. В случае невозможности опубликования муниципальных правовых актов (например, изза отсутствия типографии, слабой материальнотехнической базы) органы местного самоуправления должны обеспечить жителям возможность ознакомиться с ними[6].Исследование теоретикоправовыхи отраслевых источников, правоустанавливающей практики позволило выявить признаки муниципального правотворческого процесса, которому присущи:нормативная формализация (выражается в легализации элементов муниципального правотворческого процесса);субъектная определенность (выражается в фиксации круга субъектов –органы местного самоуправления, их должностные лица, население, –включенных в муниципальный правотворческий процесс);предметная детерминированность (выражается в производности от решаемых вопросов местного значения и переданных государственных полномочий);территориальная обособленность (выражается в опосредованности границами муниципального образования);стадийная последовательность (выражается в совокупности определенных действий, осуществляемых в установленном порядке).Муниципальноеправотворчествопредставляет собой комплексное явление,однако,не имеющее точно сформулированного определения. Объясняется это во многом тем, что и в понимании правотворчества вообще сегодня продолжает существовать многовариантность, в большинстве своем связывающая возникновение правовых норм с государственной деятельностью[4].Принципы муниципального правотворческого процесса представляются как выраженные в соответствующих нормативных актах исходные нормативноруководящие начала, характеризующие его содержание, основы, закрепленные в нем закономерности. Принципы муниципального правотворческого процесса –результат обобщения определенных фактов и познания закономерностей, характерных для данного процесса и в своей совокупности выражающих его содержание[6]. С одной стороны, они выражают закономерности данного процесса, а с другой –представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют на всех его стадиях и распространяются на всех его субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов. Установлено, что принципы муниципального правотворческого процесса играют важную роль в правовом регулировании. Вопервых, они выступают в качестве руководящих идей для субъектов муниципального правотворческого процесса, определяя пути совершенствования правовых норм. Вовторых, в случаях пробелов в законодательстве указанные принципы могут использоваться в качестве юридического основания. Принципы муниципального правотворческого процесса должны обладать значительной устойчивостью и стабильностью, носить фундаментальный характер. Принципы муниципального правотворческого процесса имеют объективное значение, их содержание зависит, в конечном счете, от экономических общественных отношений, от объективных закономерностей развития общества. Тем самым принципы муниципального правотворческого процесса не являются произвольными велениями публичных структур, они должны отражать и учитывать объективные факторы, влияющие на процесс образования муниципальных норм, а также различные факторы общественного сознания, уровень культуры и правосознания, другие факторы и обстоятельства.В настоящем исследовании следует выделить такжеспециальные принципы муниципального правотворчества, такие как:адаптивное заимствование опыта правотворческой деятельности;практическая обусловленность правотворческого решения;подзаконность муниципального правотворческого процесса;субъектнопроцедурная определенность муниципального правотворческого процесса;гармонизация норм муниципальных правовых актов;обеспечение реализации норм муниципальных правовых актов[7].Так, во избежание серьезных последствий принятия некачественных муниципальных правовых актов органы местного самоуправления и их должностные лица должнысоблюдать три простых правила:реализуя свое правона издание муниципальных правовых актов, не забывать об основной цели своей деятельности, установленной статьей18 Конституции Российской Федерации (права и свободы человека и гражданина определяют смысл деятельности местного самоуправления);принимая муниципальные правовые акты, неукоснительно соблюдать требованиядействующего законодательства;на постоянной основе проводить мониторинг принятых муниципальных правовых актов с целью своевременного внесения в них изменений или отмены.Муниципальное правотворчество является частью правообразования, в ходе которого осуществляется анализ и оценка сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний. Подводя итоги анализа сущности данной проблемы, следует отметить, что роль муниципального правотворчества в теоретикоправовых основах концепции механизма правообразования заключается в выявлении имеющихся интересов населения муниципального образования, исходя из исторических и местных традиций, связанных с решением вопросов местного значения, а также реализации этих интересов в соответствующихмуниципальных правовых актах [3]. Действие актов местного самоуправления ограничено пределами территории муниципальных образований[6]. Это означает, что местные сообщества и их органы местного самоуправления даже совокупно не обладают полномочием выражать волю всего населения, однако обеспечивают самостоятельное решение гражданами всех вопросов местного значения, то есть находятся в близости к нуждам населения конкретного муниципального образования Российской Федерации. Кроме того, муниципальное правотворчество в Российской Федерациив условиях правового дефицита государственного регулирования также направлено на ликвидацию пробелов в праве, повышении эффективности правотворчества и качества муниципальных правовых актов[7].
Ссылки на источники1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. с.3822.2. Кузнецова Е.Н. Процедурнопроцессуальное обеспечение муниципального правотворческого процесса // Модернизационный ресурс конституционноправовой науки: Сборник научных статей юридическогофакультета НИУ «БелГУ». Белгород.2012.с 66.3. Васильев М.А. Акты местного самоуправления: правовое положение, юридический режим и классификация // Обнинск. 2001. с. 25.4. Кузнецова Е.Н. Муниципальный правотворческий процесс в России // автореферат к.ю.н. Белгород. 2012. 139 с.5. Уваров А.А. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов как профилактическая мера борьбы с коррупцией // Сетевой журнал «Научная сеть Современное право». 2015. с. 6 106. Агабекян Э.С. Муниципальные правовые акты: понятие и правовая природа // Вестник ТГУ. Выпуск 12 (80). 2009. 55 с.7. Е.А. Каминская Общетеоретические вопросы концепции механизма правообразования и муниципального правотворчества // Вестник Брянского государственного университета. Выпуск № 2. 2013.с. 34.
Теоретические аспекты и принципыпроцессамуниципального правотворчества
Аннотация. В статьерассматриваетсяактуальная на сегодняшний день тема муниципального правотворчества. Ее актуальность обусловлена повышенными требованиями,предъявляемыми к муниципальным правовым актам, как индикаторам качества решения вопросов местного значения, реализации населением права на осуществление местного самоуправления и функционирования его организационной структуры. Ключевые слова:муниципальные правовые акты,муниципальное правотворчество, волеизъявление, вопросы местного значения, принципы правотворчества.
На современном этапе развития общества более актуальными проблемы усиления роли права в жизни людей, преодоления ситуации правового нигилизма, повышения качества правового воздействия на социальные отношения. Важное место в решении этих вопросов отводится правотворческой политике, которая призвана способствовать на основе глубокого изучения социальных и правовых закономерностей созданию положительного права, эффективного механизма правового регулирования. Необходимость совершенствования муниципального правотворчества, как важнейшей части правообразования,определяется несколькими факторами:наличиеми активной деятельностью в Российской Федерацииместного самоуправления как самостоятельной формы осуществления власти;осуществлением органамиместного самоуправления правотворчества в пределах, установленных для муниципальной власти предметов ведения –вопросов местного значения.Согласно части1 статьи7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты опосредуют деятельность населения, органов и должностных лиц местного самоуправления в пределах их компетенции. Именно они выступают субъектами муниципального правотворческого процесса[1].Муниципальный правотворческий процесс, являясь разновидностью правотворческого процесса в Российской Федерации, призван способствовать формированию правового пространства страны в его единстве и высоком качестве. Однако, интенсивность правотворческой деятельностиоргановместного самоуправления, выражающаяся, в значительном количестве принимаемых муниципальных правовых актов, не является гарантией качества последних[2].Анализ научных, правовых и правоприменительных источников дает основания утверждать, что нередко муниципальные правовые акты не соответствуют Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству.Современный муниципальный правотворческий процесс сохраняет черты бессистемностии внутренней несогласованности, допускается игнорирование правил юридической техники, теоретических нюансов правотворчества[3].Все это влечет принятиенезаконных и некачественных муниципальных правовых актов, беспорядком юридической практики.Преодоление указанных недостатков муниципального правотворческого процесса в Российской Федерациивозможно лишь при условии основательной теоретической ипрактическийразработки его понятийных, содержательных, процедурных, иных аспектов.Муниципальные правовые акты характеризуются всеми свойствами присущими правовымактами представляют собой их разновидность, что обусловленоразличиями в содержании вопросов, разрешаемых государством и местным самоуправлением, различиями в юридической природе актов государства и муниципальных образований, различиями в процедуре принятия решения[2].В Федеральном законе от 06.10.2003 № 131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не только закрепляется право органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления принимать правовые акты, но и формулируется понятие муниципального правового акта как решения по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятого населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленного, обязательного для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающего либо изменяющего общеобязательные правила или имеющего индивидуальный характер[1].Следует отметить, что при использовании в качестве ключевого в законодательном определении слова «решение», законодателем подразумевалосьдля правоприменителя понятийное «волеизъявление», так как указанным выше законом органам местного самоуправления дано право на принятие нескольких видов муниципальных правовых актов, а именно: решения, постановления и распоряжения.В некоторых случаях муниципальные правовые акты рассматриваются как акты, которые принимаются в упрощенном порядке, этому способствуют следующие факторы[3]:не все нормативные и иные муниципальные правовые акты органов местного самоуправления получают признание государствав формесанкционирования (регистрации), обязателен к регистрации лишьустав муниципального образованияи вносимые в него изменения[3];нормативное многообразие актов ввиду сочетания в них общенормативных, конкретнорегулирующих и оперативных предписаний, однако этот фактор характеренне только для актов местного самоуправления, но и для иных актов[3].В научной литературе выделяются признаки правовых актов органов местного самоуправления:муниципальный правовой акт –это разновидность юридического документа; муниципальные правовые акты принимаются уполномоченными субъектами права;муниципальные правовые акты имеют особый предмет правового регулирования;содержанием муниципального правового акта являются нормативные, индивидуальные и интерпретационные правовые предписания;муниципальные правовые акты издаются в определенном процедурном порядке;муниципальные правовые акты характеризуются особенностями действия во времени, в пространстве и по кругу лиц;муниципальные правовые акты обеспечиваются мерами государственного принуждения.
Также, научной литературой предлагаются иопределениямуниципального правового акта как письменного документа, принятого населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, обязательного для исполнения всеми субъектами права на территории муниципального образования, устанавливающего либо изменяющего общеобязательные правила или имеющего индивидуальный характер[4].
Акцентирование внимания на нормативной составляющей муниципальных правовых актов имеет важное как теоретическое, так и практическое значение. Нормативное разграничение нормативных и ненормативных муниципальных правовых актов позволит определить круг полномочий органов местного самоуправления, которые могут быть реализованы только посредством принятия нормативных правовых актов. Заметим, что нормативность является первичным свойством социальной материи, предопределяемым ее внутренней потребностью в упорядоченности и способности к самоорганизации[4]. Втеории права общеизвестны признаки, отличающие индивидуальные правовые акты от нормативных актов –это воздействие на определенноконкретные отношения, конкретность адресата, однократность реализации, прекращение действия акта после однократной реализации.При разработке муниципальных правовых актов органы местного самоуправления организуют и проводят правовую экспертизу проектовмуниципальныхправовыхактов, указанная экспертиза носит внутренний характер. При разработке муниципальных правовых актов носящих нормативный характер проводится внутренняя правовая и антикоррупционная экспертиза, а также независимая экспертиза (включающая и независимую антикоррупционную экспертизу), путем представления для ознакомленияпроекта муниципального нормативного правового акта неопределенному кругу лиц, например, при размещении на официальных сайтах органов местного самоуправления[5].К вышесказанному необходимо добавить, что независимую антикоррупционную экспертизу муниципальных нормативных правовых актов в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, проводят независимые эксперты, получившие аккредитацию на проведение актикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, при проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов[5].Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, закрепленном уставом муниципального образования. Устав муниципального образования должен содержать виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов. Процедура опубликования такжеуказывает на реализацию принципа открытости и гласности деятельности органов местного самоуправления. В случае невозможности опубликования муниципальных правовых актов (например, изза отсутствия типографии, слабой материальнотехнической базы) органы местного самоуправления должны обеспечить жителям возможность ознакомиться с ними[6].Исследование теоретикоправовыхи отраслевых источников, правоустанавливающей практики позволило выявить признаки муниципального правотворческого процесса, которому присущи:нормативная формализация (выражается в легализации элементов муниципального правотворческого процесса);субъектная определенность (выражается в фиксации круга субъектов –органы местного самоуправления, их должностные лица, население, –включенных в муниципальный правотворческий процесс);предметная детерминированность (выражается в производности от решаемых вопросов местного значения и переданных государственных полномочий);территориальная обособленность (выражается в опосредованности границами муниципального образования);стадийная последовательность (выражается в совокупности определенных действий, осуществляемых в установленном порядке).Муниципальноеправотворчествопредставляет собой комплексное явление,однако,не имеющее точно сформулированного определения. Объясняется это во многом тем, что и в понимании правотворчества вообще сегодня продолжает существовать многовариантность, в большинстве своем связывающая возникновение правовых норм с государственной деятельностью[4].Принципы муниципального правотворческого процесса представляются как выраженные в соответствующих нормативных актах исходные нормативноруководящие начала, характеризующие его содержание, основы, закрепленные в нем закономерности. Принципы муниципального правотворческого процесса –результат обобщения определенных фактов и познания закономерностей, характерных для данного процесса и в своей совокупности выражающих его содержание[6]. С одной стороны, они выражают закономерности данного процесса, а с другой –представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют на всех его стадиях и распространяются на всех его субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов. Установлено, что принципы муниципального правотворческого процесса играют важную роль в правовом регулировании. Вопервых, они выступают в качестве руководящих идей для субъектов муниципального правотворческого процесса, определяя пути совершенствования правовых норм. Вовторых, в случаях пробелов в законодательстве указанные принципы могут использоваться в качестве юридического основания. Принципы муниципального правотворческого процесса должны обладать значительной устойчивостью и стабильностью, носить фундаментальный характер. Принципы муниципального правотворческого процесса имеют объективное значение, их содержание зависит, в конечном счете, от экономических общественных отношений, от объективных закономерностей развития общества. Тем самым принципы муниципального правотворческого процесса не являются произвольными велениями публичных структур, они должны отражать и учитывать объективные факторы, влияющие на процесс образования муниципальных норм, а также различные факторы общественного сознания, уровень культуры и правосознания, другие факторы и обстоятельства.В настоящем исследовании следует выделить такжеспециальные принципы муниципального правотворчества, такие как:адаптивное заимствование опыта правотворческой деятельности;практическая обусловленность правотворческого решения;подзаконность муниципального правотворческого процесса;субъектнопроцедурная определенность муниципального правотворческого процесса;гармонизация норм муниципальных правовых актов;обеспечение реализации норм муниципальных правовых актов[7].Так, во избежание серьезных последствий принятия некачественных муниципальных правовых актов органы местного самоуправления и их должностные лица должнысоблюдать три простых правила:реализуя свое правона издание муниципальных правовых актов, не забывать об основной цели своей деятельности, установленной статьей18 Конституции Российской Федерации (права и свободы человека и гражданина определяют смысл деятельности местного самоуправления);принимая муниципальные правовые акты, неукоснительно соблюдать требованиядействующего законодательства;на постоянной основе проводить мониторинг принятых муниципальных правовых актов с целью своевременного внесения в них изменений или отмены.Муниципальное правотворчество является частью правообразования, в ходе которого осуществляется анализ и оценка сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний. Подводя итоги анализа сущности данной проблемы, следует отметить, что роль муниципального правотворчества в теоретикоправовых основах концепции механизма правообразования заключается в выявлении имеющихся интересов населения муниципального образования, исходя из исторических и местных традиций, связанных с решением вопросов местного значения, а также реализации этих интересов в соответствующихмуниципальных правовых актах [3]. Действие актов местного самоуправления ограничено пределами территории муниципальных образований[6]. Это означает, что местные сообщества и их органы местного самоуправления даже совокупно не обладают полномочием выражать волю всего населения, однако обеспечивают самостоятельное решение гражданами всех вопросов местного значения, то есть находятся в близости к нуждам населения конкретного муниципального образования Российской Федерации. Кроме того, муниципальное правотворчество в Российской Федерациив условиях правового дефицита государственного регулирования также направлено на ликвидацию пробелов в праве, повышении эффективности правотворчества и качества муниципальных правовых актов[7].
Ссылки на источники1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. с.3822.2. Кузнецова Е.Н. Процедурнопроцессуальное обеспечение муниципального правотворческого процесса // Модернизационный ресурс конституционноправовой науки: Сборник научных статей юридическогофакультета НИУ «БелГУ». Белгород.2012.с 66.3. Васильев М.А. Акты местного самоуправления: правовое положение, юридический режим и классификация // Обнинск. 2001. с. 25.4. Кузнецова Е.Н. Муниципальный правотворческий процесс в России // автореферат к.ю.н. Белгород. 2012. 139 с.5. Уваров А.А. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов как профилактическая мера борьбы с коррупцией // Сетевой журнал «Научная сеть Современное право». 2015. с. 6 106. Агабекян Э.С. Муниципальные правовые акты: понятие и правовая природа // Вестник ТГУ. Выпуск 12 (80). 2009. 55 с.7. Е.А. Каминская Общетеоретические вопросы концепции механизма правообразования и муниципального правотворчества // Вестник Брянского государственного университета. Выпуск № 2. 2013.с. 34.