Оценка текущего состояния и перспектив развития индустрии туризма в условиях нестабильности
Выпуск:
ART 96355
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Солод
Т.
В. Оценка текущего состояния и перспектив развития индустрии туризма в условиях нестабильности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
2176–2180. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96355.htm.
Аннотация. В рамках статьи ведется оценка текущего состояния туристской индустрии страны с отдельным рассмотрением тенденций развития выездного, въездного и внутреннего туризма. Отдельным вопросом рассматриваются перспективы дальнейшего развития туризма, и предлагаются варианты поведения отдельных субъектов национальной туристской индустрии.
Ключевые слова:
государственное регулирование, внутренний туризм, индустрия туризма, туроператоры, выездной туризм, кризисные тенденции
Текст статьи
Солод Татьяна Валерьевна,к.э.н., доцент, ФГБОУ ВО Ростовский государственный университет путей сообщения, г. РостовнаДонуtatiana.solod@2011yandex.ru
Оценка текущего состояния и перспектив развития индустрии туризма
в условиях нестабильности
Аннотация. В рамках статьи ведется оценка текущего состояния туристской индустрии страны, с отдельным рассмотрением тенденций развития выездного, въездного и внутреннего туризма. Отдельным вопросом рассматриваются перспективы дальнейшего развития туризма, и предлагаются варианты поведения отдельных субъектов национальной туристской индустрии.Ключевые слова: индустрия туризма, выездной туризм, внутренний туризм, туроператоры, государственное регулирование, кризисные тенденции.
В настоящее время индустрия туризма является одной из самых динамичных и высокодоходных отраслей экономики. Наличие относительно низких входных барьеров, оптимистичные прогнозы ЮНВТО относительно увеличения турпотоков, а также возможность получения значительной прибыли за короткие сроки времени при минимальных финансовых вложениях, поддерживают привлекательность отрасли для инвесторов и предпринимателей. Туризм является уникальным социальноэкономическим явлением, которое охватывает жизнь и деятельность людей во всем мире. Туризм является фактором, способствующим развитию сферы досуга и рекреации, реализации личности, занятости, профессиональных интересов, предпринимательской деятельности, развития регионов. Туризм стиль жизни современного человека и способ познания мира. Согласно статистике, на данный момент по итогам 2014 года, в мире был зарегистрирован 1 миллиард 138 миллионов туристских прибытий, что на 4,7%больше, чем в 2013 году. В 2016году прогнозируется рост международноготурпотокана 34% к уровню 2015года. Также, согласно прогнозам, к 2030 году число международных поездок достигнет 1,8 млрд. в год или 5 миллионов в день.В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24.11.1996 №132ФЗ туризм определен как «временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных познавательных, профессиональноделовых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания».В целом туризм рассматриваются как социальноэкономическую систему межотраслевого и межрегионального характера, интегрированную в систему национальных и международных связей и отношений, включающую «все виды деятельности и отношений,связанных с организацией и осуществлением свободных перемещений людей и их пребывания за пределами мест их постоянного проживания в течение периода не более 12 месяцев с любыми целями, кроме смены местожительства и занятия деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте».[1]В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в РФ» внутренний туризм в Российской Федерации понимается как «путешествия в пределах Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации».Российский туристический рынок отметил свое двадцатилетие. Начав развиваться практически с нулевой отметки, на руинах мощных государственных структур –«Интурист», «Спутник» и региональных туристических объединений, превозмогая отсутствие практики коммерческой туристической деятельности, кадровый и инвестиционный голод, российский туристический бизнес состоялся как высоко рентабельный, привлекательный и перспективный вид деятельности. Это негласно подтверждают и растущие с каждым туристическим сезоном внутренний ивыездной туристический поток, по крайней мере данная тенденция была постоянной до середины 2014 года. Россия обладает колоссальным туристским потенциалом, осознает его значимость для себя и всего мира. Потенциал российского туризма регулярно подтверждаюти исследования зарубежных экспертов и консультантов. Однако политические конфликты России и ряда европейских стран и США, оказали негативное воздействие на развитие всех видов туризма в стране.Оптимальное функционирование национального рынка туристских услуг, возможно только в случае наличия нормально функционирующей системы экономических рычагов, созданных государством, и направленных на обеспечение сбалансированного спроса и предложения на туристский продукт. Основными характеристиками стабильного функционирования туррынка должны стать сбалансированность спроса и предложения, емкость рынка и созданные условия реализации турпродукта. С возникновение политического противостояния между странами, были внесены диспропорции в развитии этих показателей.Статистика отмечает, что 2014 год для туристской индустрии страны был довольно успешным до октября, а с начала ноября наблюдается снижение спроса на туристский продукт и выездной и внутренний, и данный негативный тренд имеет тенденцию к усилению. В частности, на ноябрь 2014 года, по отношению к тому же периоду 2013 года, продажи снизились на 3040%, за исключением таких направлений как Египет и Таиланд. Ну, а, например, экзотические Куба, Мексика, Доминиканская республика, или стандартные Франция, Португалия, страны Скандинавии стали для российского туриста довольно дорогими, поскольку цена выросла более чем на треть. И, к сожалению, начавшись в ноябре 2014 года спад в выездном туризме продолжается до сих пор. Отмечается, что меньше всего пострадал сегмент, направленный на экономтуристов, и значительные потери понес сегмент эксклюзивных предложений и сегмент «средний плюс». Если рассматривать выездной туризм, то наиболее эластичным оказалось европейское направление, поскольку в стоимость тура идет заложение больших гарантий для гарантии покрытия издержек, но этот сегмент пострадал в первую очередь, и становится маловероятным, что туроператоры имеющие значительный портфель по данным направлениям (Европорт, Море Трэвел, Веди Групп), смогут в ближайшее время оптимизировать свои предложения.Согласно прогнозам, российскую туриндустрию в 2016 году ждут серьезные потрясения, даже крупные туроператоры и профессиональные турагенты начали подготовку к процедурам банкротства и массовому сокращению персонала (так в среднем у одного крупного туроператора может быть агентская сеть из 3040 турагентств, которые в случае закрытия туроператора, тоже понесут убытки или закроются). В целом ожидается коррекция рынка на 40%, что повлияет на статистику по безработице по стране и скажется на бизнесе авиаперевозчиков, особенно тех, которые в период роста объемов пассажироперевозок, затратились на приобретение новых лайнеров. Трансформация рынка туризма в стране –это лишь вопрос времени, поскольку на данный момент времени сформировалось слишком много представлений и прогнозов, о том в каком направлении она будет двигаться и как будет протекать. Тем не менее выделено четыре основных направлений трансформации:укрупнение сегмента массовых направлений, вплоть до монополизации на некоторых из них;разработка маркетинговых компаний, для привлечения клиентов в «ниши» туррынка;обеспечение работой, за счет развития сегмента внутреннего туризма;развитие систем онлайнбронирования, нацеленных на самостоятельную организацию путешествий.Многие отмечают, что российский туристический рынок готовится к периоду трансформации, и как он будет выглядеть в будущем не совсем ясно. Есть две проблемы, которые могут сказаться на долгом падение туррынка, первая это нестабильность валютных курсов, вторая это поправки в федеральное законодательство. Вторая причина, скорее создана искусственно, поскольку массовые банкротства августа 2014 года, натолкнули правительство на необходимость внесения нового закона, об отчислениях в Страховой фонд, в результате на туроператоров России были возложены дополнительные платежи, кроме финансовых гарантий. Финансовые гарантии, это отдельный источник проблем для туроператоров страны, поскольку многие сталкиваются с невозможностью выполнения требований по ним. На данный момент времени размер финансового обеспечения зависит от оборота туроператора на рынке, и в среднем составляет 30 млн рублей, или около 12% от оборота.Кроме того, на данный момент времени, все турфирмы, работающие на выезд, должны стать членами «Турпомощи» и выплачивать ежегодный взнос в компенсационный фонд, в размере 0,1% от «объема денежных средств, полученных каждым туроператором всфере выездного туризма отреализации туристского продукта» запредыдущий год, нонеменее 100тыс. рублей. Данные средства будут использоваться для возвращения туристов изза границы в случае возникновения экстренных ситуаций. Также будет функционировать Фонд персональной ответственности туроператоров, в который туроператоры должны предоставлять банковскую гарантию, которая будет предъявлена к оплате при наступлении финансовых проблем у туроператора. Создание данных фондов, и рост дополнительных платежей со стороны туроператоров, на фоне нестабильности российской экономики, определенно не может сказаться положительным образом на развитии российского рынка туризма.Массовый уход туроператоров с рынка начнется после того как они не смогут подтвердить свои финансовые гарантии. Кроме того, страховые компании уже сейчас не хотят брать на себя дополнительные риски, и в первую очередь изза того, что балансы многих туристических компаний не прозрачны. Можно отметить, что количество существующих турагентств на рынке, превышает то количество, в котором рынок реально нуждается, а их появление в первую очередь объясняется демпингом. Согласно статистике, на начало 2015 года в стране работало около 3 тысяч туроператоров и турагентов, но более точной цифры не существует и в первую очередь, по причине того, что многие фирмы работают не легально и без какихлибо обязательств. Риски, которые возникли осенью 2014 года, как следствие нестабильности внутреннего рынка страны, подтолкнули туроператоров, которые планируют свою деятельность согласно нескольким сценариям, включить издержки в бизнеспланы на каждый последующий год. Это несомненно приведет к росту цен и изменению политики ценообразования, на данный момент времени сложно сказать на сколько. Эксперты считают, что у данной тенденции есть и положительная черта, поскольку именно это приведет к формированию более «справедливого рынка» выездного туризма и ухода политики демпинга в прошлое. Поскольку из ассортимента туроператоров исчезнут горящие туры, туристские продукты будут продаваться по чистой цене, и отдыхать будут только те туристы, которые обладают платежеспособным спросом. По данным ассоциации АТОР, в результате кризиса число туристов в некоторых регионах сократилось более чем на 70%, а количество компаний, работающих на выезд –более чем на треть. АТОР отмечает, что число туристических пакетов, формирующихся из регионов сократилось на 3055%, в результате падения спроса. Идет возврат к временам, когда программы строились только из Москвы, поскольку чартерные программы из регионов не имеют загрузки, и нерентабельны. Постановка программ из Москвы, приведет к падению спроса, поскольку это означает еще одну доплату за перелет из региона до столицы, а как известно в России отсутствуют авиакомпании сегмента lowcost.Падение спроса на выездной туризм обусловлено падением курса рубля, снижение покупательских возможностей населения, внешнеполитической обстановкой и увеличением количества самостоятельных туристов. Падение спроса также усугубляется, фактом ухода «дешевого» варианта отдыха для россиян –Турции.Положительным для страны является переориентация туроператоров на внутренний туризм, поскольку в условиях нестабильности все больше потребителей интересуются поездками по России. Согласно данным за 2015 год, внутренний турпоток составил более 50 миллионов человек, что на 1/3 больше чем в 2014. Сейчас, например, в межсезонье наши граждане готовы посетить «Золотое кольцо», в связи с демократичностью цен. Основной проблемой остается то, что потокового массового туристского продукта наши туроператоры до сих пор не могут предложить, и это является ключевым пунктом, тормозящим развитие внутреннего туризма в стране. Туроператоры готовы переориентировать свои наработки и технологии с наиболее развитого сегмента выездного туризма на внутренний, но возникают проблемы с «упаковыванием» продукта, поскольку нет возможности сразу продавать, с регулярным перелетом или чартерной программой из региона. Хотя, на данный момент времени отмечается тенденция роста спроса на такие внутренние направления как Крым, Черноморское побережье, Сибирь, Татарстан, «Золотое кольцо», и даже на фоне падения курса рубля, он составил порядка 30%. Развитие внутреннего туризма в 2015 году весьма возможно, но при условии, что отели и курорты не станут изменять ценовую политику в сторону повышения в середине сезона.Идет развитие и сегмента въездного туризма, но первоначальные шаги в его становлении должны сделать законодательные органы, и облегчить туристские формальности, а именно сократить время оформления визы и ее стоимость. На данный момент времени виза стоит 70$, а ее оформление занимает до 15 дней. Ну и вторым аспектом, должна стать активнаярекламная компания России за рубежом, именно как страны привлекательной с туристической точки зрения. Например, сейчас в стране действует 43 представительства министерств по туризму из других стран мира, а таких представительств нашей страны за рубежом несуществует. По итогам 2014 года падение сегмента въездного туризма составило в среднем 3040%, и в первую очередь причиной этому послужило обострение взаимоотношений России с США и Евросоюзом. Поэтому, эксперты связывают свои надежды в данном сегменте с азиатским рынком, поскольку уже сейчас количество прибытий из азиатских стран неуклонно растет. Так, после взаимной отмены виз, турпоток из Южной Кореи вырос на 70%. Число туристов из Турции выросло примерно на 13,5%, посетивших Россию граждан Китая стало больше на 1015%.Компании, занимающиеся въездным туризмом, теперь вынуждены будут пересмотреть ранее составленные планы и прогнозы, вопервых, это имеет отношение к разработанным инвестиционным проектам, находящимся на первых стадиях реализации. Вовторых,изза замедления темпов развития инфраструктуры, компаниям придется отказываться от разработки или реализации уже разработанных туристских продуктов. Втретьих, компаниям требуется искать резервы для создания по максимуму разнообразных программ и как можно в большем количестве, при этом с учетом роста турпотока со стороны азиатских государств.Совершенно очевидно, что минимизировать последствия кризиса можно и нужно, причем как на микро, так и на макроуровне. Судя по отношению власти к гостиничной индустрии в последнее время, с трудом верится, что они бросятся спасать этот бизнес, хотя, возможно, имело бы смысл поддержать финансово девелоперов, реализующих значимые для городов гостиничные проекты. Однако, скорее всего, гостиницам придется выживать самим засчет (прежде всего) сокращения издержек, за счет более жесткой экономии, переговоров с поставщиками и получения лучших условий, сокращения мощностей и т.п.; перепозиционирования продукта, обращения внимания на внутренний рынок России, рынки, менее всего пострадавшие от потрясений (Ближний Восток). В то же время сейчас нежелательно уходить с рынка или «впадать в спячку» –всем известно, что кризис несет и возможности для наиболее приспособленных игроков.Основными островками стабильности в туристическом бизнесе, остаются горнолыжный туризм, как нищевой продукт с высокими гарантиями, и это касается не только российских курортов (Домбай, Приэльбрусье, Красная Поляна), но и европейских направлений (Австрия, Италия, Франция, Финляндия). Еще один сегмент, это круизный рынок, но статистике за зимние месяцы рост турпотока уже достигает 35%, по бронированию лидирую такие направления как «Западное Средиземноморье», «Восточная сказка» и «Жемчужины Карибского моря». Точкой роста также могут стать индивидуальные туры, например, компания «PAC Group», запустил программу онлайнбронирования индивидуальных туров.К существующему кризису не стоит подходить только как к абсолютно негативному явлению, поскольку в любой ситуации можно найти свои плюсы. Вопервых, кризисная ситуация приведет к уходу с рынка малоэффективных и несостоятельных компаний, что создаст для туристов гарантии при покупке туристских продуктов. Вовторых, туроператоры в борьбе за потребителей станут больше внимания уделять качеству предоставляемых услуг, что также скажется на росте доверия к данному сегменту.Таким образом, на основе проанализированного материала, можно говорить о том, что основными последствиями нестабильности на туристическом рынке страны могут стать:серия продолжительных банкротств среди мелких и средних туроператоров;борьба туроператоров с административным ресурсом;правительство совместно с ведущими авиакомпаниями страны («Аэрофлот» и «S7»), будет ограничивать деятельность туроператоров, имеющих возможности для организации альтернативныхперевозок туристов;чартерные перевозки сократятся более чем на 30%, что заставит туроператоров объединятся в пулы;число турагентств сократиться более, чем в трое;дорогие виды отдыха перейдут в «самостоятельный сегмент»;выездной турпоток сократиться доуровня 89 млн. человек (уровень 20062007 гг.), и только часть из поездок будут организованы туроператорами, остальное будет самостоятельный туризм;будет серия нормотворчества, которая продлится в течении всего 2016 года, и основной целью чего будут туроператоры, как основные консолидаторы денежных средств;гостиницы должны будут пойти на значительные уступки для привлечения клиентов, и также уделять внимание повышению качества предоставляемых услуг;большее внимание в сфере инвестирования будет уделяться строительству отелей категории три звезды, и эта тенденция не является особенно отрицательной, поскольку таких отелей в стране и не хватает, и кризисная ситуация заставить проектировщиков более тщательно подходить к планированию ресурсов.Возможно, в ближайшем будущем в России начнется монополизация туристического рынка, появятся новые влиятельные игроки со своими правилами игры. Возможно, появятся новые перспективы для развития принципиально иных моделей оказания услуг в сфере туризма. В любом случае, кризис обнажил и ликвидировал слабые места в туристической отрасли страны и решение накопившихся проблем неизбежно приведет к открытию новых возможностей.В любом случае, туроператоры и турагенты страны должны задуматься о дальнейшем существовании и функционировании их компаний в совершенно новых условиях, сформированных нестабильностью в экономической сфере страны.
Ссылки на источники1 Сердюкова, Н.К. Внутренний туризм: актуальные вопросы управления и развития / Н.К. Сердюкова // Terra Economicus. 2014. Т. 7. №3. С. 144146.
Оценка текущего состояния и перспектив развития индустрии туризма
в условиях нестабильности
Аннотация. В рамках статьи ведется оценка текущего состояния туристской индустрии страны, с отдельным рассмотрением тенденций развития выездного, въездного и внутреннего туризма. Отдельным вопросом рассматриваются перспективы дальнейшего развития туризма, и предлагаются варианты поведения отдельных субъектов национальной туристской индустрии.Ключевые слова: индустрия туризма, выездной туризм, внутренний туризм, туроператоры, государственное регулирование, кризисные тенденции.
В настоящее время индустрия туризма является одной из самых динамичных и высокодоходных отраслей экономики. Наличие относительно низких входных барьеров, оптимистичные прогнозы ЮНВТО относительно увеличения турпотоков, а также возможность получения значительной прибыли за короткие сроки времени при минимальных финансовых вложениях, поддерживают привлекательность отрасли для инвесторов и предпринимателей. Туризм является уникальным социальноэкономическим явлением, которое охватывает жизнь и деятельность людей во всем мире. Туризм является фактором, способствующим развитию сферы досуга и рекреации, реализации личности, занятости, профессиональных интересов, предпринимательской деятельности, развития регионов. Туризм стиль жизни современного человека и способ познания мира. Согласно статистике, на данный момент по итогам 2014 года, в мире был зарегистрирован 1 миллиард 138 миллионов туристских прибытий, что на 4,7%больше, чем в 2013 году. В 2016году прогнозируется рост международноготурпотокана 34% к уровню 2015года. Также, согласно прогнозам, к 2030 году число международных поездок достигнет 1,8 млрд. в год или 5 миллионов в день.В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24.11.1996 №132ФЗ туризм определен как «временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных познавательных, профессиональноделовых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания».В целом туризм рассматриваются как социальноэкономическую систему межотраслевого и межрегионального характера, интегрированную в систему национальных и международных связей и отношений, включающую «все виды деятельности и отношений,связанных с организацией и осуществлением свободных перемещений людей и их пребывания за пределами мест их постоянного проживания в течение периода не более 12 месяцев с любыми целями, кроме смены местожительства и занятия деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте».[1]В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в РФ» внутренний туризм в Российской Федерации понимается как «путешествия в пределах Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации».Российский туристический рынок отметил свое двадцатилетие. Начав развиваться практически с нулевой отметки, на руинах мощных государственных структур –«Интурист», «Спутник» и региональных туристических объединений, превозмогая отсутствие практики коммерческой туристической деятельности, кадровый и инвестиционный голод, российский туристический бизнес состоялся как высоко рентабельный, привлекательный и перспективный вид деятельности. Это негласно подтверждают и растущие с каждым туристическим сезоном внутренний ивыездной туристический поток, по крайней мере данная тенденция была постоянной до середины 2014 года. Россия обладает колоссальным туристским потенциалом, осознает его значимость для себя и всего мира. Потенциал российского туризма регулярно подтверждаюти исследования зарубежных экспертов и консультантов. Однако политические конфликты России и ряда европейских стран и США, оказали негативное воздействие на развитие всех видов туризма в стране.Оптимальное функционирование национального рынка туристских услуг, возможно только в случае наличия нормально функционирующей системы экономических рычагов, созданных государством, и направленных на обеспечение сбалансированного спроса и предложения на туристский продукт. Основными характеристиками стабильного функционирования туррынка должны стать сбалансированность спроса и предложения, емкость рынка и созданные условия реализации турпродукта. С возникновение политического противостояния между странами, были внесены диспропорции в развитии этих показателей.Статистика отмечает, что 2014 год для туристской индустрии страны был довольно успешным до октября, а с начала ноября наблюдается снижение спроса на туристский продукт и выездной и внутренний, и данный негативный тренд имеет тенденцию к усилению. В частности, на ноябрь 2014 года, по отношению к тому же периоду 2013 года, продажи снизились на 3040%, за исключением таких направлений как Египет и Таиланд. Ну, а, например, экзотические Куба, Мексика, Доминиканская республика, или стандартные Франция, Португалия, страны Скандинавии стали для российского туриста довольно дорогими, поскольку цена выросла более чем на треть. И, к сожалению, начавшись в ноябре 2014 года спад в выездном туризме продолжается до сих пор. Отмечается, что меньше всего пострадал сегмент, направленный на экономтуристов, и значительные потери понес сегмент эксклюзивных предложений и сегмент «средний плюс». Если рассматривать выездной туризм, то наиболее эластичным оказалось европейское направление, поскольку в стоимость тура идет заложение больших гарантий для гарантии покрытия издержек, но этот сегмент пострадал в первую очередь, и становится маловероятным, что туроператоры имеющие значительный портфель по данным направлениям (Европорт, Море Трэвел, Веди Групп), смогут в ближайшее время оптимизировать свои предложения.Согласно прогнозам, российскую туриндустрию в 2016 году ждут серьезные потрясения, даже крупные туроператоры и профессиональные турагенты начали подготовку к процедурам банкротства и массовому сокращению персонала (так в среднем у одного крупного туроператора может быть агентская сеть из 3040 турагентств, которые в случае закрытия туроператора, тоже понесут убытки или закроются). В целом ожидается коррекция рынка на 40%, что повлияет на статистику по безработице по стране и скажется на бизнесе авиаперевозчиков, особенно тех, которые в период роста объемов пассажироперевозок, затратились на приобретение новых лайнеров. Трансформация рынка туризма в стране –это лишь вопрос времени, поскольку на данный момент времени сформировалось слишком много представлений и прогнозов, о том в каком направлении она будет двигаться и как будет протекать. Тем не менее выделено четыре основных направлений трансформации:укрупнение сегмента массовых направлений, вплоть до монополизации на некоторых из них;разработка маркетинговых компаний, для привлечения клиентов в «ниши» туррынка;обеспечение работой, за счет развития сегмента внутреннего туризма;развитие систем онлайнбронирования, нацеленных на самостоятельную организацию путешествий.Многие отмечают, что российский туристический рынок готовится к периоду трансформации, и как он будет выглядеть в будущем не совсем ясно. Есть две проблемы, которые могут сказаться на долгом падение туррынка, первая это нестабильность валютных курсов, вторая это поправки в федеральное законодательство. Вторая причина, скорее создана искусственно, поскольку массовые банкротства августа 2014 года, натолкнули правительство на необходимость внесения нового закона, об отчислениях в Страховой фонд, в результате на туроператоров России были возложены дополнительные платежи, кроме финансовых гарантий. Финансовые гарантии, это отдельный источник проблем для туроператоров страны, поскольку многие сталкиваются с невозможностью выполнения требований по ним. На данный момент времени размер финансового обеспечения зависит от оборота туроператора на рынке, и в среднем составляет 30 млн рублей, или около 12% от оборота.Кроме того, на данный момент времени, все турфирмы, работающие на выезд, должны стать членами «Турпомощи» и выплачивать ежегодный взнос в компенсационный фонд, в размере 0,1% от «объема денежных средств, полученных каждым туроператором всфере выездного туризма отреализации туристского продукта» запредыдущий год, нонеменее 100тыс. рублей. Данные средства будут использоваться для возвращения туристов изза границы в случае возникновения экстренных ситуаций. Также будет функционировать Фонд персональной ответственности туроператоров, в который туроператоры должны предоставлять банковскую гарантию, которая будет предъявлена к оплате при наступлении финансовых проблем у туроператора. Создание данных фондов, и рост дополнительных платежей со стороны туроператоров, на фоне нестабильности российской экономики, определенно не может сказаться положительным образом на развитии российского рынка туризма.Массовый уход туроператоров с рынка начнется после того как они не смогут подтвердить свои финансовые гарантии. Кроме того, страховые компании уже сейчас не хотят брать на себя дополнительные риски, и в первую очередь изза того, что балансы многих туристических компаний не прозрачны. Можно отметить, что количество существующих турагентств на рынке, превышает то количество, в котором рынок реально нуждается, а их появление в первую очередь объясняется демпингом. Согласно статистике, на начало 2015 года в стране работало около 3 тысяч туроператоров и турагентов, но более точной цифры не существует и в первую очередь, по причине того, что многие фирмы работают не легально и без какихлибо обязательств. Риски, которые возникли осенью 2014 года, как следствие нестабильности внутреннего рынка страны, подтолкнули туроператоров, которые планируют свою деятельность согласно нескольким сценариям, включить издержки в бизнеспланы на каждый последующий год. Это несомненно приведет к росту цен и изменению политики ценообразования, на данный момент времени сложно сказать на сколько. Эксперты считают, что у данной тенденции есть и положительная черта, поскольку именно это приведет к формированию более «справедливого рынка» выездного туризма и ухода политики демпинга в прошлое. Поскольку из ассортимента туроператоров исчезнут горящие туры, туристские продукты будут продаваться по чистой цене, и отдыхать будут только те туристы, которые обладают платежеспособным спросом. По данным ассоциации АТОР, в результате кризиса число туристов в некоторых регионах сократилось более чем на 70%, а количество компаний, работающих на выезд –более чем на треть. АТОР отмечает, что число туристических пакетов, формирующихся из регионов сократилось на 3055%, в результате падения спроса. Идет возврат к временам, когда программы строились только из Москвы, поскольку чартерные программы из регионов не имеют загрузки, и нерентабельны. Постановка программ из Москвы, приведет к падению спроса, поскольку это означает еще одну доплату за перелет из региона до столицы, а как известно в России отсутствуют авиакомпании сегмента lowcost.Падение спроса на выездной туризм обусловлено падением курса рубля, снижение покупательских возможностей населения, внешнеполитической обстановкой и увеличением количества самостоятельных туристов. Падение спроса также усугубляется, фактом ухода «дешевого» варианта отдыха для россиян –Турции.Положительным для страны является переориентация туроператоров на внутренний туризм, поскольку в условиях нестабильности все больше потребителей интересуются поездками по России. Согласно данным за 2015 год, внутренний турпоток составил более 50 миллионов человек, что на 1/3 больше чем в 2014. Сейчас, например, в межсезонье наши граждане готовы посетить «Золотое кольцо», в связи с демократичностью цен. Основной проблемой остается то, что потокового массового туристского продукта наши туроператоры до сих пор не могут предложить, и это является ключевым пунктом, тормозящим развитие внутреннего туризма в стране. Туроператоры готовы переориентировать свои наработки и технологии с наиболее развитого сегмента выездного туризма на внутренний, но возникают проблемы с «упаковыванием» продукта, поскольку нет возможности сразу продавать, с регулярным перелетом или чартерной программой из региона. Хотя, на данный момент времени отмечается тенденция роста спроса на такие внутренние направления как Крым, Черноморское побережье, Сибирь, Татарстан, «Золотое кольцо», и даже на фоне падения курса рубля, он составил порядка 30%. Развитие внутреннего туризма в 2015 году весьма возможно, но при условии, что отели и курорты не станут изменять ценовую политику в сторону повышения в середине сезона.Идет развитие и сегмента въездного туризма, но первоначальные шаги в его становлении должны сделать законодательные органы, и облегчить туристские формальности, а именно сократить время оформления визы и ее стоимость. На данный момент времени виза стоит 70$, а ее оформление занимает до 15 дней. Ну и вторым аспектом, должна стать активнаярекламная компания России за рубежом, именно как страны привлекательной с туристической точки зрения. Например, сейчас в стране действует 43 представительства министерств по туризму из других стран мира, а таких представительств нашей страны за рубежом несуществует. По итогам 2014 года падение сегмента въездного туризма составило в среднем 3040%, и в первую очередь причиной этому послужило обострение взаимоотношений России с США и Евросоюзом. Поэтому, эксперты связывают свои надежды в данном сегменте с азиатским рынком, поскольку уже сейчас количество прибытий из азиатских стран неуклонно растет. Так, после взаимной отмены виз, турпоток из Южной Кореи вырос на 70%. Число туристов из Турции выросло примерно на 13,5%, посетивших Россию граждан Китая стало больше на 1015%.Компании, занимающиеся въездным туризмом, теперь вынуждены будут пересмотреть ранее составленные планы и прогнозы, вопервых, это имеет отношение к разработанным инвестиционным проектам, находящимся на первых стадиях реализации. Вовторых,изза замедления темпов развития инфраструктуры, компаниям придется отказываться от разработки или реализации уже разработанных туристских продуктов. Втретьих, компаниям требуется искать резервы для создания по максимуму разнообразных программ и как можно в большем количестве, при этом с учетом роста турпотока со стороны азиатских государств.Совершенно очевидно, что минимизировать последствия кризиса можно и нужно, причем как на микро, так и на макроуровне. Судя по отношению власти к гостиничной индустрии в последнее время, с трудом верится, что они бросятся спасать этот бизнес, хотя, возможно, имело бы смысл поддержать финансово девелоперов, реализующих значимые для городов гостиничные проекты. Однако, скорее всего, гостиницам придется выживать самим засчет (прежде всего) сокращения издержек, за счет более жесткой экономии, переговоров с поставщиками и получения лучших условий, сокращения мощностей и т.п.; перепозиционирования продукта, обращения внимания на внутренний рынок России, рынки, менее всего пострадавшие от потрясений (Ближний Восток). В то же время сейчас нежелательно уходить с рынка или «впадать в спячку» –всем известно, что кризис несет и возможности для наиболее приспособленных игроков.Основными островками стабильности в туристическом бизнесе, остаются горнолыжный туризм, как нищевой продукт с высокими гарантиями, и это касается не только российских курортов (Домбай, Приэльбрусье, Красная Поляна), но и европейских направлений (Австрия, Италия, Франция, Финляндия). Еще один сегмент, это круизный рынок, но статистике за зимние месяцы рост турпотока уже достигает 35%, по бронированию лидирую такие направления как «Западное Средиземноморье», «Восточная сказка» и «Жемчужины Карибского моря». Точкой роста также могут стать индивидуальные туры, например, компания «PAC Group», запустил программу онлайнбронирования индивидуальных туров.К существующему кризису не стоит подходить только как к абсолютно негативному явлению, поскольку в любой ситуации можно найти свои плюсы. Вопервых, кризисная ситуация приведет к уходу с рынка малоэффективных и несостоятельных компаний, что создаст для туристов гарантии при покупке туристских продуктов. Вовторых, туроператоры в борьбе за потребителей станут больше внимания уделять качеству предоставляемых услуг, что также скажется на росте доверия к данному сегменту.Таким образом, на основе проанализированного материала, можно говорить о том, что основными последствиями нестабильности на туристическом рынке страны могут стать:серия продолжительных банкротств среди мелких и средних туроператоров;борьба туроператоров с административным ресурсом;правительство совместно с ведущими авиакомпаниями страны («Аэрофлот» и «S7»), будет ограничивать деятельность туроператоров, имеющих возможности для организации альтернативныхперевозок туристов;чартерные перевозки сократятся более чем на 30%, что заставит туроператоров объединятся в пулы;число турагентств сократиться более, чем в трое;дорогие виды отдыха перейдут в «самостоятельный сегмент»;выездной турпоток сократиться доуровня 89 млн. человек (уровень 20062007 гг.), и только часть из поездок будут организованы туроператорами, остальное будет самостоятельный туризм;будет серия нормотворчества, которая продлится в течении всего 2016 года, и основной целью чего будут туроператоры, как основные консолидаторы денежных средств;гостиницы должны будут пойти на значительные уступки для привлечения клиентов, и также уделять внимание повышению качества предоставляемых услуг;большее внимание в сфере инвестирования будет уделяться строительству отелей категории три звезды, и эта тенденция не является особенно отрицательной, поскольку таких отелей в стране и не хватает, и кризисная ситуация заставить проектировщиков более тщательно подходить к планированию ресурсов.Возможно, в ближайшем будущем в России начнется монополизация туристического рынка, появятся новые влиятельные игроки со своими правилами игры. Возможно, появятся новые перспективы для развития принципиально иных моделей оказания услуг в сфере туризма. В любом случае, кризис обнажил и ликвидировал слабые места в туристической отрасли страны и решение накопившихся проблем неизбежно приведет к открытию новых возможностей.В любом случае, туроператоры и турагенты страны должны задуматься о дальнейшем существовании и функционировании их компаний в совершенно новых условиях, сформированных нестабильностью в экономической сфере страны.
Ссылки на источники1 Сердюкова, Н.К. Внутренний туризм: актуальные вопросы управления и развития / Н.К. Сердюкова // Terra Economicus. 2014. Т. 7. №3. С. 144146.