Медиация и необходимость совершенствования уголовно-исполнительного законодательства

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Минкина Н. И. Медиация и необходимость совершенствования уголовно-исполнительного законодательства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2196–2200. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96359.htm.
Аннотация. В рамках подготовки цикла статей, посвященных исследованию отечественного института медиации, автор настоящей работы анализирует способ урегулирования конфликтов в контексте уголовно-исполнительной политики и приходит к мнению о необходимости внесения изменений в действующее законодательство, которым регулируется процесс отбывания наказания.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Минкина Наталья Ильинична,Кандидат юридических наук, профессор кафедры трудового, предпринимательского и процессуального права АНОО ВО «Алтайская академия экономики и права», г. Барнаулnatim1@mail.ru

Медиация и необходимость совершенствования

уголовноисполнительногозаконодательства

Аннотация.В рамках подготовкицикла статей, посвященных исследованию отечественногоинститутамедиации, автор настоящей работы, используя широкие подходы в его междисциплинарном значении, анализирует способ урегулирования конфликтов в контексте уголовноисполнительнойполитики и приходит к мнению о необходимостивнесения изменений в действующее законодательство, которым регулируется процесс отбывания наказания. Ключевые слова: медиация, осужденные, уголовноисполнительноезаконодательство.

С принятием 27 июля 2010 г. федерального закона № 193ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [1] (далее ‬Закон о медиации)в нашей стране был официально провозглашен новый альтернативный способ урегулирования споров. С легальной точки зрения он представляет собой процедуру, в рамках которой при содействии медиатора на основе принципов добровольности, конфиденциальности и сотрудничества стороны могут принять взаимоприемлемое для нихрешениес целью урегулирования спора путем заключения медиативного соглашения, в т.ч. без обращения в юрисдикционные органы для разрешения возникшего спора.С ведением в действие с 1 января 2011 г. указанного законасубъекты РФ начали осваиватьданный правовой и социальный институт, становление которого в указанных качествахдо сих пор проходит достаточно медленно[2]. Не случайно послание Президента РоссииФедеральному собранию РФ от 28 декабря 2011 г.[3] средипрочего содержит в себе установку на продолжение расширенного применения медиации в нашем обществе. Можно предположить, что глава государства изначально в медиации обнаружил немалый полезный для социума потенциал.Сэтим следует согласиться и сегодня, не смотря на ее медленное развитие. Чаще всего неуважение к чужим интересам и мнениям становится главным препятствием к началу ведения мирного диалога и одновременнонерешенной проблемой по вовлечению спорящих сторон в процесс медиации. Следует признать, чтов нашем гражданском обществе, к сожалению, отсутствует культура примирения и не выработаны навыки и умения на взаимовыгодных условиях в диалоге разрешать различные социальные противоречия [4, с. 63]. Чего не скажешь о рядеевропейских государств, где почти вездемедиация давно зарекомендовала себя как эффективный способ восстановления мира и универсальная технологияурегулирования конфликтов в обществе [5].Однако надо заметить, что за рубежом, как правило, происходило становление медиации как социальногоинститута, а затем ‬как правового. В нашей же стране, наоборот, по модели «сверху ‬вниз»[6, с. 129], если не принимать во внимание кратковременные экспериментальные проекты в единицах субъектов РФ до принятия Закона о медиации. Получается, сначала был принят закон, потом организована жизнь членов общества по нему, к тому же,как оказалась,в условиях преодоления критики и не понимания медиации по существу, а в последующем ее популяризации среди населения посредством судови инициативы судей. Со временем о медиации все чаще стали говорить ученые как о комплексном научном направлении, которое требуетсвоего глубокого осмысления и изучения. Постепенно формируемое в науке отношение к медиации как междисциплинарной области исследования позволило рассматривать ее с разных аспектов (правовых, философских, социологических, психологических, политологических и т.п.)[7, с. 4446]и выявлять ее становление в России в качествеопределенной идеологии [8].

Кроме того, процедура медиации стала объектом для исследований в различных материальных и процессуальных отраслях права. За последние три года весьма активно в юридической литературе стали рассуждать о медиации в российском уголовном праве и уголовном процессе. Но в тоже времяв единичных научных работах фрагментарно и заужено(т.е. только в отношении несовершеннолетних осужденных) можно встретить отдельные положения о медиации в уголовноисполнительном правекак России [9, с. 10], так и Республики Казахстан [10]. Между тем в УК РФ, УПК РФ и УИК РФ вообще не уделяется внимание особенностям ее правовой регламентации, даже нет упоминания о медиации в перечисленных основополагающих законодательных актах. Такое развитие научной мысли о медиации приводит к обнажению недоработок в действующем российском законодательстве относительно сферы ее применения. Так, в ст. 1 Закона о медиации определено, что данная процедураприменяется к спорам, возникающим из семейных, трудовых и гражданских правоотношений, в т.ч. в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 2). В тоже время в ч. 3 этой же нормы закреплено, что если споры возникли из иных отношений, то медиация применима только в том случае, когда это предусмотрено федеральным законом.Такая формулировка позволяет расширить сферу применения медиации, однако, как уже выше отмечено, законодатель не спешит пользоваться оставленной им «лазейкой» хотя бы на уровне различных кодифицированных актов страны. Останавливаясь подробно на анализе уголовноисполнительногозаконодательства, сначала нужно заметить, что оно (впрочем, как и любое другое законодательство)характеризуется социальной обусловленностью в своем развитии. Но не всегда своевременно находят свое нормативное выражение существующаясоциальнаяи правовая действительность, нередко не в полной мере учитывается современное развитие гражданского общества и правового государства. При этом главное значение в поисках новых подходов в модернизации уголовноисполнительного законодательства имеет ориентир на провозглашенные его цели и задачи. Придерживаясь положений ст. 1 УИК РФ, двуединойцелью является исправление осужденных, а также предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Для ее достижения среди задач уголовноисполнительного законодательства РФ названы: 1) регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний; 2) определение средств исправления осужденных; 3) охрана прав, свобод и законных интересов осужденных; 4) оказание им помощи в социальной адаптации[11].Неразделяяпозициюо создании единого Исполнительного кодекса в России, следует отметить необходимостьпостоянного совершенствования действующего УИК РФ в отмеченных направлениях. ВКонцепции развития уголовноисполнительной системы РФ до 2020 г. [12] (далее ‬Концепция) объективно и справедливо констатируется факт того, что отечественная пенитенциарная система во многом сохранила устаревшие черты, не ориентированные на существующее развитое гражданское общество. Так, например, она не учитывает интеграцию России в международное правовое поле, и тем самым, международные стандарты обращения с заключенными.В частности, п. 56.2 Европейских пенитенциарных правил, рекомендованных государствамчленам Совета Европы, предусматривает, что «там, где это возможно администрация пенитенциарного учреждения должна использовать механизмы восстановительного правосудия и медиации для урегулирования споров с заключенными и между ними»[13].В этой связи распоряжением Правительства РФ№ 1877р от 23 сентября 2015 г. в упомянутую Концепцию наряду с иными изменениями внесено дополнение о внедрении «методов медиации в отношении осужденных»(раздел «Социальная и психологическая работа с осужденными,воспитание и образование осужденных»).На основе указанных теоретических высказываний,обозначенных в Концепции возможностях и согласно др. Концепции развития до 2017 г. сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в т.ч. совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1430р от 30 июля 2014 г. [14], Федеральная служба исполнения наказаний в РФ (сокращенно ФСИН РФ) во 2омполугодии 2015 г. начала приобретать первый опыт по проведению семинаров и организации служб медиации в воспитательных колониях[15].Как видно,при начатой работе по применению медиации в отношении несовершеннолетних, совершивших преступление,об институализации медиации в уголовноисполнительных отношениях в целом в отечественном государстве говорить пока явно рано. Сегодня не только отсутствуют сформированные социальные отношения по применению медиации в исправительных учреждениях, нои, к сожалению, не получила пока законодательного развития провозглашенная в Концепции новая форма социальной и психологической работы с осужденными. Более того, законодательная формулировка вызывает некоторые вопросы, связанные с ее пониманием. Не вполне ясно, что подразумевается под«методамимедиации», когда в Законе о медиации дается понятие и употребляется только один ключевой термин «процедура медиация». Таким образом, при последующей регламентации данного вопроса следует не только ориентироваться на психологическую смысловую нагрузку нового понятия, но и состыковать его с положениями Закона о медиации как основного нормативного правового акта, которым регламентируется общая процедурамедиации (не зависимо от ее вида, определяемого по критерию характера спора и правоотношений, из которых он вытекает).

Одновременно с указаннымнельзя не обратить вниманиена то обстоятельство, что потенциальное использование процедуры медиации для урегулирования конфликтов и споров между осужденными направлено не только на оптимизациюсоциальной, психологической и воспитательной работы с осужденными на основе институтов гражданского общества, базируясьна совершенствованиииндивидуального и дифференцированного психологическоговоздействияна лиц, отбывающих наказание, но и одновременно затрагивает иные перечисленные цели уголовноисполнительного законодательства. Думается, при реализации «методов медиации в отношении осужденных» обеспечиваются, прежде всего,праваи законныеинтересы самого осужденного,в т.ч. провозглашенные в Европейских пенитенциарных правилах. В тоже время анализируемая новая форма работы с осужденными фактически направлена такжена обеспечение режима и безопасностив исправительных учреждениях,сокращение рецидива преступленийпо месту отбывания наказания. С помощью применения профессиональными медиаторами специальных психологических методик можно не только разрешать конфликтные ситуации, но и предотвратить повторные преступления, в т.ч. совершаемые в исправительных учреждениях.Как известно, места лишениясвободы сосредотачиваютв себе высокий уровень одновременно конфликтности и криминогенной напряженности. Поэтому целесообразность внедрения медиации для снижения указанных негативных показателейв среде осужденных, думается, не нуждается в особых доказательствах. Ее добровольное применение будет направлено на создание здоровой благоприятной средыв местах лишения свободы.

Н.С. Емельянов, исследуя конфликты с участием осужденных,предложил в диссертационном исследовании наряду с другими мерами в число задач ФСИН РФвключить «организацию деятельности по оказанию осужденным помощи в урегулировании конфликтов» [16, с. 543], но без уточнения форм и способов такого урегулирования. Представляется, что наиболее продуктивным способом реализации предложенного мероприятия является именно медиация. В вязи с увеличением за последние 56 лет общей численности осужденных к лишению свободы, особенно за тяжкие и особо тяжкие преступления, а также ростомчисла лиц, которые отбывают наказание во второй и более раз, как отмечается в Концепции, можно говорить и об увеличении удельного веса «социально деградировавших граждан». Особое беспокойство вызывает тот факт, что определенная часть из них после освобождения вернется в наше общество, а в каком качестве это будет среди прочих субъективных и объективных факторов во многом зависит от тех условий, в которых он находился во время отбывания наказания. Поэтомуважнозакладывать человеческие и цивилизованные подходы в процесс исправления осужденных (ст. 9 УИК РФ). Как бы может, не хотелосьбы это признавать, но осужденные ‬это часть нашего современного гражданского общества, в подавляющем количестве случаев лишь временно находящаяся в изоляции в порядке отбывания наказания за совершенное преступление и заслуженно претерпевающая, тем самым,определенные ограничения по Федеральному законусвоих конституционных прав. Таким образом, можно сказать, что медиация ‬это новая форма исправительного воздействия на осужденных, в настоящее времяопрометчиво не имеющая своей правовой регламентации.Привлечение профессиональных медиаторов способно организовать адекватное пространство в межличностном общении, выстроить коммуникации в русле взаимопониманиямежду конфликтующими осужденными и формировать их позитивное субъективное восприятие в ситуации противоречий и споров. Кроме того, применение медиации среди осужденных способно благоприятно повлиять на процесс их социальной адаптации, формирование у них уважительного отношения к человеку и обществу, а такжеминимизировать негативные социальные последствия, связанныес изоляцией осужденных от общества.

Убеждениеосужденных, научение их мирной жизни и бесконфликтному общению напрямую не предусматриваютсяв уголовноисполнительном законодательстве, ноони, как видится, предполагаются, что называется, «между строк» в процессе исправления. Во многих случаях, если подвергнуть глубокому анализу, человек мог не довестиситуацию до совершения преступления, если бы у него было бы сформировано иное мировоззрение, без дефектов сознания и деформаций личного (индивидуального) уровня культуры[17, с. 1820]вследствие асоциализации или десоциализации личности при ее вовлечении в криминальную деятельность [18, с. 83].Возможности психологического воздействия на личность осужденного сегодня не в полной мере используются, прежде всего, по причине того, что о примененииинститута медиации напрямую не указано в нормах УИК РФ. Поэтому такаянемаловажная категория, как коммуникация осужденных друг с другом, во многом остается за пределами правовых норми сферы деятельности штатного психолога в исправительном учреждении.Работа последнего практически не связана с предупреждением межличностных конфликтов и преступлений в среде осужденных. На этом основании будущая деятельность профессионального медиатора с осужденными будет существенно дополнять работу психолога. Отдельно хотелось бы отметить любопытныйфакт, что люди, прошедшие обучение по программе подготовкимедиаторов, во многом поновому осознанно стали выстраивать свои семейные отношения, а также использовать медиативные технологии при общении со своими детьми, самостоятельно разрешая проблемы межличностного взаимодействия и предотвращая конфликтные ситуации. Приведенный пример не является попыткой абсолютизировать медиацию в жизни любого человека, скорее служит наглядным свидетельством того, как любое участие в процедуре медиации при разумном подходе к нему не проходит бесследно. Результат заключается не только в профилактике и (или)погашении конфликта, но и в психологическом влиянии на личность, в ходе которого постепенно изменяется и его мировоззрение. При умелом руководстве процедурой медиации со стороны профессионального медиатора спорящие стороны фактически приобретают множество умений, среди них в качестве основных можно назвать следующие. Умения: формулировать своиистинные интересы и до конца осознавать свою позицию в споре; слушать и выслушивать собеседника (особенно в условиях эмоционально накаленных отношений);понимать позициюдругой стороны, по сути, являющегося оппонентом(но не обязательно ее разделять); находить компромиссы и вырабатывать общее решение, как выход из сложившихся конфликтных отношений. Причем, взаимоприемлемое решение не может в нарушение общеправового принципа законности выходить за пределы разрешенного поведения, оно должно соответствовать закону (в широком смысле).Не случайно, медиация как таковая и программа по подготовке медиаторов оценивается в своем содержании как соотношение психологической и юридической составляющей, с преобладанием первой части [19, с. 10]. Итак, в заключении нужно оговориться, автор работы не исключает, что в целом представленная идея оприменимости медиации среди осужденных, в т.ч.в местах лишения свободы,для урегулирования конфликтов может показаться достаточно смелойи вызватьв научном сообществе определенную критику со стороны специалистов. Однако действующие международные стандарты по обращению с осужденными рано или поздно подведут страну к реализации медиации в среде осужденных, актуальным остается лишь вопросвремени и специфики содержания правового регулированияэтого вопроса. При этом следует подчеркнуть, что авторское мнение ни в коем случае не сводится к тому, что медиация является некоей «панацей»для достижения целей уголовноисполнительного законодательства. Безусловно, в современном обществе и правовом государстве имеются и другие средства воздействия и коррекции на поведениелюдей, которые следует комплексно использовать в процессе исправления осужденных.

С появлением медиации много времени ушло на то, чтобы принять ее и понять механизм реализации, недооценивая истинные широкие возможности данного сравнительно нового института, который, как оказалось,можно использовать на благо российского общества. В этой связи хочется надеяться, что приведенные в настоящей работе доводы обоснованы, а рассужденияубедительны, иприведут к скорейшемусоответствующему совершенствованиюнорм отечественного уголовноисполнительного законодательства, на которых базируется в настоящее время процесс исправления осужденныхи их правовое положение, в соответствии стребованиямицивилизованной действительностисовременного гражданского общества.

Ссылки на источники1.Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) : федеральный закон от 27.07.2010 г. № 193ФЗ (в ред. от 23.07.2013г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. ‬2010. ‬№ 31. ‬Ст. 4162.2.Загайнова, С.К. Современные проблемы и перспективы развития практической медиации в России / С.К. Загайнова // Развитие медиации в России: теория, практика, образование. ‬Сборник статей / Под ред. Е.И. Носыревой, Д.Г. Фильченко (приводится по СПС «Гарант»).3.Послание Президента РФ Федеральному собранию от 28 декабря 2011 г. ‬URL: http://www.rg.ru/2011/12/22/stenogramma.html.4.Минкина, Н.И. Медиация в России: правовые основы становления и развития / Н.И. Минкина // Вестник Алтайской академии экономики и права. ‬2013. ‬Т.1 (№ 32). ‬С. 62‬64.5.Hopt, K.J. Mediation. Rechtstatsachen, Rechtsvergleich, Regelungen / K.J. Hopt, F. Steffek. ‬Tübingen : Mohr Siebeck, 2008. ‬1175 S.6.Аболонин, В.О. «Профессиональная медиация»: о тенденциях развития и критериях определения медиации как профессии / В.О. Аболонин // Третейский суд. ‬2011. ‬№ 3. ‬С.129‬136.7.Минкина, Н.И. Медиация: обзор подходов в исследовании и правовая основа / Н.И. Минкина // Евразийская адвокатура. ‬2014. ‬№4(11). ‬С. 43‬46.8.Минкина, Н.И. Становление идеологии медиации в России / Н.И. Минкина // Гражданское общество и правовое государство. ‬2015. ‬Т. 2. ‬С. 56‬58. 9.См., например: Данилова, С.О. Профилактика преступлений, совершаемыхнесовершеннолетними осужденными в воспитательных колониях: теоретический, правовой и организационный аспекты :автореф. дис. …канд. юрид. наук / С.О. Данилова. ‬Саратов, 2012. ‬25 с.10.Рахимбердин, К.Х. Тенденции развития уголовноисполнительного законодательства Республики Казахстан: проблемы и перспективы / Рахимбердин К.Х., Гета М.Р. // Евразийский юридический журнал. ‬2013. ‬№ 4 (59). ‬URL: http://www.eurasialaw.ru/.11.Уголовноисполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 г. № 1ФЗ (ред. от 28.11.2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. ‬1997. ‬ № 2. ‬Ст. 198 (с изм. и доп.).12.Концепция развития уголовноисполнительной системы РФ до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 г. № 1772р

(в ред. от 23.09.2015 г. № 1877р).‬ URL: http://www.consultant.ru. 13.Рекомендация Комитета министров № Rec (2006) 2 государствамчленам Совета Европы о Европейских пенитенциарных правилах(принята 11.01.2006 г. на 952ом заседании представителей министров). ‬ URL: http://www.consultant.ru. 14.Концепция развития до 2017 г. сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношениидетей, в т.ч. совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ № 1430р от 30 июля 2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. ‬2014. ‬ № 32. ‬Ст. 4557.15.Медиация и восстановительное правосудие. ‬URL: http://www.fsin.su/structure/social/mediatsiyaivosstanovitelnoepravosudie/ 16.

Емельянов, Н.С. Криминологическое исследование конфликтов с участием осужденных / Н.С. Емельянов // Приложение к журналу «Вопросы правоведения». Защита диссертаций по юридическим наукам. Мартапрель 2015 г. ‬2014. ‬№ 6. ‬С. 540‬543.17.Минкина, Н.И. Криминологический анализ культуры современного общества :автореф. дис. …канд. юрид. наук / Н.И. Минкина. ‬Иркутск, 2003. ‬25 с.18.Романова, Н.М. Вовлечение личности в криминальную деятельность: к постановке проблемы / Н.М. Романова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. ‬2013. ‬Т. 13. ‬№ 31. ‬С. 80‬86.19.Минкина, Н. Медиация: первые итоги / Н. Минкина // Российская правовая газета эжЮРИСТ. ‬2014. ‬№36. ‬С. 10.