Уголовно-правовая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (статья 264 Уголовного кодекса Российской Федерации)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Волколупов В. Г. Уголовно-правовая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (статья 264 Уголовного кодекса Российской Федерации) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2201–2205. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96360.htm.
Аннотация. В статье дается уголовно-правовая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, в частности, рассматриваются вопросы, связанные с пониманием основного непосредственного объекта указанного преступления, его предмета, признаков объективной стороны, субъекта преступления, а также свойств субъективной стороны состава преступления, предусмотренного статьей 264 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Волколупов Владимир Георгиевич,Старший преподаватель кафедры уголовного права учебнонаучного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел, Волгоградская академия МВД России, Волгоградvolkolupov_osr@rambler.ru

Уголовноправовая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (статья264 Уголовного кодекса Российской Федерации)

Аннотация.В статье дается уголовноправовая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, в частности рассматриваются вопросы, связанные с пониманием основного непосредственного объекта указанного преступления, его предмета, признаков объективной стороны, субъекта преступления, а также свойств субъективной стороны состава преступления, предусмотренного статьей264 Уголовного кодекса Российской Федерации.Ключевые слова:нарушение правил, дорожное движение,дорога, автомобиль, трамвай, другое механическое транспортное средство.

В настоящее время одной из главных проблем современного общества признана аварийность на автомобильном транспорте. Как отметил Президент России Владимир Владимирович Путин, выступая на заседании президиума Госсовета по вопросам безопасности дорожного движения в марте 2016 г.: ©… уровень безопасности дорожного движения напрямую влияет и на устойчивость социальноэкономического развития, на эффективную работу всей транспортной инфраструктуры Россииª [1]. Несмотря на предпринимаемые государством действия, количество дорожнотранспортных происшествийв России остается на высоком уровне.За прошедшее десятилетие в результате таких происшествий получили ранения более трех миллионов человек, погибло при этом 350 тысяч человек[1].Важным аспектом снижения аварийности и обеспечения безопасности дорожного движения должна являться деятельность правоохранительных органов по расследованию дорожнотранспортных преступлений.Однако, несмотря на значимость данной проблемы, сотрудники следственных подразделений на местах не всегда квалифицированно применяют в своей деятельности,в том числе и уголовное законодательство Российской Федерации, что не позволяет в полной мере качественно расследовать дорожнотранспортные преступления (далее ‬ДТП) и отрицательно влияет на эффективность судопроизводства по ним.Указанные обстоятельства и предопределили актуальность рассматриваемых в данной статье вопросов, касающихся уголовноправовой характеристики ДТП.Основным непосредственным объектомпреступления, предусмотренного ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее‬УК РФ),являются общественные отношения и интересы, обеспечивающие безопасные условия дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, которым, в результате его совершения, причиняется предусмотренный законом вред.При этом под дорожным движениемпонимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог[2].Следовательно, дорожнотранспортные преступления совершаются только на дороге, или, другими словами,в том месте, где действуют правила дорожного движенияи эксплуатации транспортных средств при его осуществлении.Именно поэтому Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 4 своего постановления от 09.12.2008 г. № 25 указал, что ©Действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в статье 264 УК РФ последствия не в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, а при погрузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне дороги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работª[3].Следовательно, каждый раз, квалифицируя то или иноепреступление, при совершении которого каклибо былизадействованыавтомобиль, трамвай или другое механическое транспортное средство, необходимовыяснить: 1)совершено ли онона дороге;и2) совершено ли оно в результате нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.В свою очередь под дорогойпонимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.То есть дорога ‬это 1) обустроенная и используемая; и 2) приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.Таким образом, само по себе использование для движения транспортного средства не обустроенной или не приспособленнойполосы земли либо поверхности искусственного сооружения не является основаниемдля признания совершенного при этом деяния дорожнотранспортным преступлением.В словарях русского языка слово ©обустроитьª толкуется как ©сделать пригодным для пользования, приспособить для чегол.; привести в порядок, благоустроитьª; слово ©приспособитьª как ©сделать пригодным для употребления, использования в какихл. целяхª; и наконец,слово ©использоватьª как ©употребить (употреблять) кого, чтол. для какогол. дела, найти (находить) применение кому, чемул.ª[4].Предметомрассматриваемого преступления являются автомобиль, трамвай либо другое механическое транспортное средство, под которым согласно примечанию1 кст. 264 УК РФ понимаются трактора, самоходные дорожностроительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.Автомобиль‬это безрельсовая машина, главным образом на колесном ходу, приводимая в движение собственным двигателем (внутреннего сгорания, электрическим или паровым), подлежащая регистрации в Государственной автомобильной инспекции, и на управление которой требуется специальное разрешение.Автомобили классифицируются по различным критериям.По назначениюониразделяются на транспортныеавтомобили, специальные и гоночные.Транспортные автомобили, в свою очередь, подразделяются на легковые, грузовые и автобусы, служащие для перевозки грузов и пассажиров.Специальные автомобили имеют постоянно смонтированное оборудование или установки и применяются для различных целей (скорая медицинская помощь, пожарные, коммунальные и т. п.).Гоночные автомобили предназначаются для спортивных соревнований, в том числе для установления рекордов скорости (рекордногоночные).По проходимостиавтомобили разделяются на дорожные, внедорожные (карьерные) и автомобили повышенной проходимости.По типу двигателя‬на паровыеавтомобили, бензиновые, дизельные, газобаллонные, газогенераторные, газотурбинные и электрические.Трамвай‬это поезд городской наземной железной дороги, состоящий из одного или нескольких вагонов, предназначенный для перевозки пассажиров (иногда грузов).В соответствии п. 1.2 Правил дорожного движения под механическим транспортным средствомпонимается транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины[5].Трактор‬это самоходная машина на гусеничном или колесном ходу, предназначенная для приведения в действие прицепленных к ней или установленных на ней машинорудий (сельскохозяйственных, дорожных и т. п.), а также привода стационарных машин или буксирования прицепов.Самоходныемашиныпредставляют собой самодвижущиеся транспортные средства, предназначенные для выполнения специальных трудоемких дорожных, строительных, уборочных, сельскохозяйственных и других работ (комбайн, водополивочная машина, мусоросборщик и т. д.).К транспортным средствам, на управление которыми предоставляется специальное право, относятся мотоциклы, троллейбусы, мопеды, трициклы и квадрициклы[6].Под мотоцикломпонимается двухколесноемеханическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.Троллейбус‬это многоместная пассажирская машина с электрической тягой. Разновидностью городского электротранспорта является фуникулер (подвесной электротранспорт).Мопед‬двухили трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.Транспортное средство, не оборудованное двигателем (гужевой транспорт, велосипеды, самокаты и т. д.), предметом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ,быть не могут.Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, выражается в нарушениилицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшемпо неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. Состав по конструкции объективной стороныявляется материальным(то есть преступление считается оконченным с момента наступления указанного преступного последствия).СогласнопостановлениюПленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2008 г. № 25 при исследовании причин создавшейся аварийной обстановки необходимо установить, какие именно пункты Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортных средствнарушены,в чем конкретно выразились эти нарушения и какие из них находятся в причинной связи с наступившимипреступнымипоследствиями[7].Нарушениями Правил дорожного движения являются:

невыполнение водителем, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, своих обязанностей;

нарушение правил, регламентирующих начало движения и маневрирования;

выполнение разворота в запрещенных местах;

несоблюдение дистанции до движущегося впереди транспортного средства;

движение со скоростью, превышающей установленные ограничения;

нарушение установленных правил обгона и встречного разъезда;

остановка транспортного средства в запрещенных местах;

стоянкав запрещенных местах;

оставление водителем своего места или транспортного средства без принятия необходимых мер, исключающих самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя;

нарушение правил проезда перекрестков;

нарушение правил движения через железнодорожные пути;

нарушение правил движения по автомагистрали;

нарушение правил движения в жилых зонах;

нарушение правила, устанавливающего приоритет маршрутных транспортных средств;

нарушения правил пользования внешними световыми приборами и световыми сигналами;

нарушение правил буксировки механических транспортных средств;

нарушение правил учебной езды;

нарушение правил перевозки людей;

нарушение правил перевозки грузов и др.К нарушениям правил эксплуатации относится главным образом эксплуатация транспортных средств, имеющих соответствующие неисправности, установленные в Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств[5].К ним относятся:

неисправности тормозной системы;

неисправности рулевого управления;

неисправности внешних световых приборов;

неисправности стеклоочистителей и стеклоомывателей ветрового стекла;

неисправности колес и шин;

неисправности двигателя;

прочие неисправности и условия, относящиеся к элементам конструкции.Уголовная ответственностьза преступление, предусмотренное ст. 264 УК РФ, может иметь место лишь при условии наступленияпреступныхпоследствий, указанных в этой норме, и если эти последствия находятся в причинной связи с допущенными лицом нарушениями правил дорожного движения илиэксплуатации транспортных средств.В соответствии с ч. 1, 2ст. 264 УК РФ преступным последствием является причинениепо неосторожноститяжкого вреда здоровью человека.В ч. 3, 4 статьиустановлена ответственность за деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, а в ч. 5, 6 ‬смерть двух или более лиц.При этом по смыслу рассматриваемой нормыречь идет о причинении вреда лицам, не имеющим отношения к управлению транспортным средством.В тех случаях, когда в результате дорожнотранспортного происшествия пострадало два илиболее человека, действия виновного лица подлежат квалификации по той части ст.264 УК РФ, которая предусматривает более строгую ответственность за наступившие по неосторожности тяжкие последствия.Если изза нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средствпо неосторожности был одновременно причинен тяжкий вред здоровью нескольким лицам, виновныйнесет уголовную ответственностьза один эпизодпо ч.1 ст.264 УК РФ.Обязательным признаком объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, является наличие причинной связи между нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств и наступившими преступными последствиями. Уяснение причинной связи приобретает особую значимость тогда, когда в дорожнотранспортном происшествии, участвовали два или более транспортных средства, водители которых нарушали указанные правила.В тех случаях, когда нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств были допущены двумя или более участниками дорожнотранспортного происшествия, то содеянное ими влечет уголовную ответственность по ст. 264 УК РФлишьтогда, когда этинарушения находятсяв причинной связи с наступившими преступными последствиями.Субъектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, является достигшее 16летнего возраста лицо, управляющееавтомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством.Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управляющеетранспортным средством (лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке; лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортаи др.), а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.Вместе с тем в юридической литературе отмечается, что поскольку обучаемый так же является водителем, он обязан выполнять все требования правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Следовательно, если обучаемый не подчинился инструктору и нарушил Правила дорожного движения, он вполне может быть привлечен к уголовной ответственности по соответствующим частям ст. 264 УКРФ, при условии, конечно,наступления предусмотренныхв нихпреступных последствий.Субъектом преступлений, предусмотренных ч. 2, 4и6 ст. 264 УК РФ является лицо, находящееся в состоянии опьянения.Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст.264 УК РФ характеризуется неосторожной виной в виде:1) легкомыслия,когда лицо, нарушая правила дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, предвидит возможность наступление общественно опасных последствий своих действий (бездействия), нобез достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение;2) небрежности,когда лицо, нарушая правила дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, не предвидит возможности наступления указанных в ст. 264 УК РФ преступных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.Само нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств может быть совершено и умышленно, однако отношение к наступившим преступным последствиям этого нарушения всегдабудетявляться неосторожным.В тех случаях, когда лицо, управлявшее транспортным средством, умышленно использовало его в целях причинения вреда здоровью потерпевшего, содеянное влечет уголовную ответственность по статьям Особенной части УК РФ о преступлениях против личности.Следует также отметить, что с 01 июля 2015 г. в УК РФ начала действовать новая ст. 264.1, предусматривающая уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию.В соответствии с диспозицией данной нормы преступлением является управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного ч. 2, 4 или 6 ст. 264 либо ст. 264.1 УК РФ.Согласно примечанию 2 к ст. 264 УК РФ лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств или психотропных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Ссылки на источники1. Заседание президиума Госсовета по вопросам безопасности дорожного движенияот 14.03.2016 г. // Стенограммы// События// Официальный сайтПрезидентаРоссии// : [сайт]. ‬[2016]. ‬URL : http://www.kremlin.ru/[18.03.2016].2. О безопасности дорожного движения : федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196ФЗ (в ред. от 28.11.2015г.). Ст. 2 // Официальный сайт компании ©КонсультантПлюсª : [сайт]. ‬[19972015]. ‬URL : http://www.consultant.ru/ [18.03.2016].3. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2008 г. № 25 (в ред. от 23.12.2010 г.). П. 4 // Официальный сайт компании ©КонсультантПлюсª : [сайт]. ‬[19972015]. ‬URL : http://www.consultant.ru/ [18.03.2016].4. Большой толковый словарь // Проверка слова// Справочноинформационный портал ГРАМОТА.РУ: [сайт]. ‬[20002015]. ‬URL : http://www.gramota.ru/ [18.03.2016].5. О Правилах дорожного движения (вместе с ©Основными положениями по допуску транспортных средств кэксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движенияª) : постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. № 1090 (в ред. от 21.01.2016г.). П. 1.2 // Официальный сайт компании ©КонсультантПлюсª : [сайт]. ‬[19972015]. ‬URL : http://www.consultant.ru/ [18.03.2016].6. О безопасности дорожного движения : федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196ФЗ (в ред. от 28.11.2015г.). Ст. 25. Ч. 1 // Официальный сайт компании ©КонсультантПлюсª : [сайт]. ‬[19972015]. ‬URL : http://www.consultant.ru/ [18.03.2016].7. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2008 г. № 25 (в ред. от 23.12.2010 г.). П. 3, 5 // Официальный сайт компании ©КонсультантПлюсª : [сайт]. ‬[19972015]. ‬URL : http://www.consultant.ru/ [18.03.2016].