Развитие навыков письменной речи у сотрудников органов внутренних дел в рамках профессионального обучения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бобкова Е. А. Развитие навыков письменной речи у сотрудников органов внутренних дел в рамках профессионального обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2221–2225. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96364.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросу развития навыков письменной речи у сотрудников органов внутренних дел в рамках профессионального обучения. В работе рассматриваются основные навыки, необходимые сотрудникам органов внутренних дел для корректного составления и оформления деловой документации, анализируются основные проблемы, возникающие в рамках обучения, предлагаются пути их решения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бобкова Елена Александровна,старший преподаватель кафедры философии, иностранных языков и гуманитарной подготовки сотрудников органов внутренних делФГКУ ВПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», г. Тюменьbobkovaelena@yandex.ru

Развитие навыков письменной речи у сотрудников органов внутренних дел

в рамках профессионального обучения

Аннотация. Статья посвящена вопросуразвитиянавыков письменной речи у сотрудников органов внутренних дел в рамках профессионального обучения. В работе рассматриваются основные навыки, необходимые сотрудникам органоввнутренних дел длякорректного составления и оформления деловой документации, анализируются основные проблемы, возникающие в рамках обучения, предлагаются пути их решения.Ключевые слова:сотрудники органов внутренних дел, культура речи, профессиональная речевая культура, навыки письменной речи, профессиональная документация, языковые нормы

Развитие навыков письменной речиусотрудников органов внутренних дел является неотъемлемой частью процесса совершенствования ихкультуры речи ипрофессиональной речевой культуры. Культура речи –это такой выбор и такая организация языковых средств,которые в ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют достичь наибольшего эффектав коммуникации. Под профессиональной речевой культуройподразумеваетсявладение средствами всей системы языка и умение оптимально употреблять их в соответствующих коммуникативных условиях монолога, диалога, полилога, учитывающих задачи профессионального общения [1].Знание русского языка и владение культурой речи

необходимые профессиональные качества сотрудника органов внутренних дел, одни из обязательных условий его эффективной работы. Эта профессия требует не только четкого знания законов, но и высокогоуровнякультуры речи, умения владеть словом в устной и письменной речи. Ежедневно сотрудникиорганов внутренних дел в рамках выполнения служебных обязанностейсталкиваются с огромным количеством профессиональнойдокументации, будь то ознакомление с распорядительными, административноорганизационными и другими видами документовили составление документов(объяснение, рапорт о проделанной работе, протокол об административном нарушениии др.). Письменная речь представляет особую область деятельности сотрудников ОВД. От того, насколько соблюдаютсяязыковые нормы, насколько адекватно отраженосодержание излагаемой информации,правильно ли используютсяслова и термины, формулируются отдельные фразы и предложения,во многом зависит общественное мнение об уровне общей и профессиональной культуры сотрудника органов внутренних дел, его личный авторитет и,следовательно, авторитет государственного органа, который он представляет.Социальноэкономические преобразования, произошедшие в нашей стране, обуславливают необходимость формирования нового образа сотрудника органов внутренних дел, отвечающего задачам современного развития российского общества.Во вступившем всилу с 1 марта 2011 годазаконе «О полиции» в качестве приоритетных задач назван курс на переход от количественных показателей в оценке работы полиции к качественным[2].Правительством России принимаются меры по укреплению законности, воспитанию уважения к российским законам, морали и нравственности. Правоохранительным органам отводится одна из главных ролей в реализации данных мер. Сотрудник органов внутренних дел долженбыть разносторонне развитым человеком, высококвалифицированным специалистом. Он должен уметь грамотно и экспрессивно выразить мысль, правильно составить служебные и процессуальные документы.Недостаточный уровень компетенции сотрудников органов внутреннихдел в области профессиональнойречевой культурыявляется существенным препятствием в их работе. В настоящее время уровень культуры речи, в том числе уровень языковой подготовки многих практических работников не отвечает современным потребностям деятельности правоохранительных органов. К сожалению, часто можно встретитьсотрудникаправоохранительных органов, который не умеет составлять документы, соответствующие требованиям официальноделового стиля речи, действующего законодательства, правилам ведения делопроизводства, не умеет логично, точно и убедительно выражать свои мысли[3].Наиболее характерно это для «полицейскихновичков», то есть сотрудников, недавно поступивших на службу в органы внутренних дел, что придает особую актуальность вопросу их профессиональногообучения.

Формирование профессиональныхнавыков и умений, в том числе навыков грамотного составления профессиональной документации, у сотрудников правоохранительных органов должно осуществляться уже в процессе их обучения в стенах специализированных учебных заведений МВД России.

В Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России овладение

языковыми, коммуникативнымии этическиминормамикультуры речии развитие навыков и умений оптимально использовать их в профессиональнойдеятельности в устной (в различных ситуациях деловой коммуникации) и письменной речи (при составлении деловой документации) происходитв рамках дисциплины «Русский язык в деловой документации. Культура речи».Дисциплина «Русский язык в деловой документации. Культура речи» входит в общепрофессиональный учебный цикл образовательной программы профессионального обучения профессиональной подготовкилиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел (на базе общего среднего и (или) среднего профессионального (неюридического) образования) по должности служащего «Полицейский». Образовательная программа профессионального обучения профессиональной подготовки лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел (на базе общего среднего и (или) среднего профессионального (неюридического) образования) по должности Полицейский разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации, ведомственными нормативными правовыми актами, с учетом практики деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, а также в соответствии с Примерной программойпрофессионального обучения (профессиональной подготовки) лицрядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, утвержденной ДГСК МВД России 24 декабря 2013года.Программа представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации профессионального обучения (профессиональной подготовки) по должности Полицейский лиц рядового и младшего начальствующего составов, впервые принимаемых наслужбу в органы внутренних дел [4].

Курс дисциплины «Русский язык в деловой документации. Культура речи» рассчитан на 22 учебных часа и включает в себя девять тем:

Стилевая система современного русского языка. Характеристика официальноделового стиля;

Фонетические особенности современного делового русского языка;

Лексические средства современного русского языка. Лексика в деловой документации;

Употребление отдельных морфологических средств языка в письменной деловой речи;

Трудные случаи орфографии;

Синтаксические нормы современного русского языка в деловой документации;

Трудные случаи пунктуации;

Служебные документы: типология, содержание, композиция, языковое оформление;

Теоретические основы формирования культуры речи сотрудников органов внутренних дел.По окончании изучения дисциплины, обучаемые должны уметь:

переводить устную речь в письменную (адекватно, логично отражать в документах обстоятельства и события, относящиеся к профессиональной деятельности);

строить монологическое высказывание, логично, понятно, точно выражать мысли;

уметьвести дискуссию (аргументировать свое мнение, выражать согласие, несогласие с оппонентоми т.д.);

знатьправила и порядок составления и оформления служебных документов, языковые и стилистические нормы деловой речи;

соблюдать нормы речевого этикета.Профессиональные умения и навыки, как известно, формируются на практических занятиях, в основе которых лежит дидактический принцип связи обучения с жизнью, теории с практикой. В рамках развития навыков письменной речи это происходит за счет использования языкового материала(лексических единиц, грамматических конструкций), с которым обучаемые сотрудники полиции сталкиваются в профессиональной деятельности при составлении профессиональной документации.

Разработанный курс направлен не только на изучение норм литературного языка,но и на использование полученных знаний на практике, а именно для составления профессиональной документации представленныхкатегорийслушателей, проходящих обучение в ТИПК МВДРоссии по образовательной программе профессионального обучения профессиональной подготовки лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел (на базе общего среднего и (или) среднего профессионального (неюридического) образования) по должности Полицейский.

При обучении навыкам правильного составления и оформления деловой документациимы придерживаемся методики, предлагаемой большинством учебников по русскому языку и культуре речи, предназначенных для сотрудников органов внутренних дел. В рамках данной методики для закрепления изученного теоретического материала используются готовые тексты и упражнения, содержащие рассматриваемые на занятии случаи нарушения стилистических и языковых норм. Это способствует формированиюу слушателей навыканахождения нарушений внутристилевых черт текстов официальноделового стиля,языковых норм литературного языка, что, в свою очередь, способствует «видению» однотипных ошибок и их недопущению

при составлении деловой документации в дальнейшем.

Практика преподавания дисциплины «Русский язык в деловой документации. Культура речи» в ТИПК МВД России показывает, что большинство сотрудниковне владеют или владеют в недостаточном объеме умениями и навыками, необходимыми как для успешного устного общения в разных ситуациях профессиональной деятельности, так и для письменной речи, в частности для составления и оформления профессиональнойдокументации. Речь многих сотрудников полиции отличаетсяневыразительностью, нелогичностью, нарушением этикетных норм, деловая документация составляется с грубейшими нарушениями языковых норм и внутрестилевых черт официальноделового стиля. Среди факторов, обуславливающих первоначальный низкий уровень речевой культуры лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел (на базе общего среднего и (или) среднего профессионального (неюридического) образования) по должности Полицейский, можно выделить следующие:

низкий уровень базового образованияи,как следствие, частичное или полное незнание норм речевой культуры;

неумение оценить коммуникативную ситуацию с точки зрения стилевой принадлежности (как следствие происходит смешивание черт различных стилей, использование элементов других функциональных стилей, недопустимых в официальноделовой речи: просторечной, жаргоннойлексики и т.д.);

отсутствие мотивации к профессиональному развитию, в том числе,к совершенствованию навыков устной и письменной речи (к сожалению, в современном обществе мало кого оскорбит замечание о неграмотности);

низкий уровень правовой культуры, что зачастуювызывает трудности при изложении фактов, в частности, при подборе лексических единиц (так, например, среди слушателей всегдавозникает споро том, в каких случаях обосновано употребление словосочетания «в состоянии алкогольного/наркотического опьянения», а в каких –«в состоянии опьянения»).Хотелось бы с сожалением отметить, что в некоторых случаях, даже освоение курса дисциплины «Русский язык в деловой документации. Культура речи»в теории, успешное выполнение всех предусмотренных курсом упражнений и заданийне является гарантией того, что в дальнейшей практической деятельности сотрудники полиции, в том числе, лица рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемыена службу в органы внутренних дел (на базе общего среднего и (или) среднего профессионального (неюридического) образования) по должности «Полицейский», в полной мере будут использовать полученные знания.Среди основных причин можно назвать следующие:

общение в ходе выполнения служебных обязанностей преимущественно со слоями населения с очень низким уровнем культуры, что ведет к уподоблению речи сотрудников ОВД речи данных категорий граждан, к использованию элементов речи некоторых субкультур;

ограничение во времени, специфические, сложные условияработы:спешка и, как следствие, невнимательность зачастую приводят к ошибкампри составлении документов даже со стороны сотрудников с достаточно высоким уровнем речевой культуры;

наличие на местах службы «образцов» составления основных видовдокументов, содержание которых не всегда соответствует внутристилевым чертам официальноделового стиля иязыковым нормамрусского литературного языка;

психологические особенности личности, такие как, неумение сосредоточиться, неумение замечать свои ошибки (зачастую при выполнении упражнений в группе некорректно построенные предложениявызывают у слушателей смех, тем не менее, те же самые ошибки возникают у большинства при выполнении индивидуальных заданий).Кроме того, ряд слушателейвследствие отсутствиямотивациии низкого уровня культурыне способны за такое ограниченное время овладеть даже минимумом знаний и навыков, предусмотренных дисциплиной, некоторые из них открыто демонстрируютнежелание развиваться как личность, думать, усваивать новый и повторять пройденный материал. Трудности при обучении вызывает также наличие в учебных группах обучающихся различных по должностным категориям, что подразумевает составление совершенно разных видовдокументов, что осложняет работу с отдельными языковыми средствами на примерах, отобранных из текстов профессиональнойдокументации.В качестве путей решения вышеперечисленныхпроблем можно назвать, прежде всего, проведение качественной воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел, в том числе, среди лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, направленнойнасоздание мотивациик личностному и профессиональному развитию и совершенствованию, стремлениясоответствовать требованиям, предъявляемым к сотрудникам органов внутренних дел в современном российском обществе. Также, по мнению многих специалистов, исследующих вопросыформирования позитивного образа современного российского полицейского, необходимо проводить более тщательный отбор при приеме на службу в правоохранительные органы Российской Федерации.

Подводя итог вышесказанному, хотелось быещераз подчеркнуть, что владение устной и письменной речью –это один из главных показателей профессионализмасотрудника органов внутренних дел. Овладевая знаниями, умениями и навыками речевого поведения, сотрудник полиции развивает речевую культуру, что, в свою очередь, влечет за собой развитие положительных личностных и профессиональных качестви способствует формированию позитивного образа полицейского в обществе. Формирование профессиональных речевых навыков и умений у сотрудников правоохранительных органов является одной из главных задачспециализированных учебных заведений МВД России. При этом именно практические занятия должны обеспечивать связь теории с практикой, содействовать выработке умений применять полученные знания для решения профессиональных задачи способствоватьосознаниюслушателями практической значимости приобретаемых на занятиях знаний, умений и навыков для их будущей профессиональной деятельности.

Ссылки на источники1. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник / Под общ. ред. докт. педаг. наук, докт. юрид. наук, проф. В.Я. Кикотя. –М.: ЦОКР МВД РФ, 2009. –URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index450815.html2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3ФЗ (с изм. и доп.) «О полиции» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.3. Новосельцева В.А. Русский язык и культура речи: Курс лекций. –ДГСК МВД России, 2012.4. Образовательная программа профессионального обучения профессиональной подготовки лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел (на базе общего среднего и (или) среднего профессионального (неюридического) образования) по должности Полицейский. Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России. –Тюмень, 2014.