Неопределенность феноменологии психопрофилактики в деятельности практического психолога

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Харитонова Т. Г. Неопределенность феноменологии психопрофилактики в деятельности практического психолога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2216–2220. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96363.htm.
Аннотация. В статье поднимается проблема неопределенности феноменологии психопрофилактики в деятельности практического психолога. На основе междисциплинарного теоретического анализа определяется сущность понятий «профилактика», «психогигиена» и «превентивная психология». Предлагается авторское определение понятия «психопрофилактика» с позиции психологической практики.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Харитонова Тамара Геннадьевна,кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Нижегородского филиала Московского гуманитарноэкономического института, г. Нижний НовгородKharitonovaTG@mail.ru

Неопределенностьфеноменологии психопрофилактики

в деятельности практического психолога

Аннотация.В статье поднимается проблема неопределенности феноменологии психопрофилактики в деятельности практического психолога. На основе междисциплинарного теоретического анализа определяется сущность понятий «профилактика», «психогигиена» и «превентивная психология». Предлагается авторское определение понятия «психопрофилактика»с позиции психологической практики.Ключевые слова: психопрофилактика, психогигиена, превентивная психология.

Анализ литературы, посвященной психопрофилактике, и наши многолетние исследования ее реализации в образовательных учреждениях различных регионов, профессиональная подготовка студентов, повышение квалификации и экспертиза деятельности специалистов и психологов позволили нам сформулировать основные противоречия и проблемы психопрофилактикив системе образования[1]. Рассмотрениетеоретических и практических проблем психопрофилактики вдеятельности психолога невозможно безуточненияосновных понятий, которые заимствованы из смежных с психологией наук и практик и используются в профессиональном сленге специалистов, занимающихся вопросами психического и психологического здоровья личности.Понятие есть «представление, содержащее в себе требование постоянности, совершенной определенности, всеобщего признания, однозначного языкового выражения» [2, с. 351]. Поэтому через призму анализа использования понятийного аппарата при описании психопрофилактики можно выявить особенности еетеоретической и практической разработки в психологической науке и практике.Анализ литературы показал, что специалистами в контексте описания профессиональной деятельности используются понятия “профилактика”, “психогигиена” и “превентивная психология”, которые не тождественны в применении, так как имеют разное смысловое значение. В справочной литературе наиболее распространенными являются понятия «профилактика» и «психогигиена», которые имеют в первую очередь непосредственное отношение к медицинской области знаний. Так, например, более широкий термин «профилактика» трактуется как «…мероприятия, предупреждающие заболевания» [3, с. 726]; «…система мероприятий, осуществляемых по обеспечению здорового развития» [4, с.674], «комплекс мероприятий, направленный на предотвращение возникновения болезней и сохранение здоровья; принцип, которым руководствуется здравоохранение» [5, с. 194].Психопрофилактика рассматривается как «отрасль психиатрии…, раздел общей профилактики, который включает систему мероприятий,направленных на изучение психических воздействий на человека, свойств его психики и возможностей предупреждения психогенных и психосоматических болезней» [6, с. 119], «комплекс мероприятий, направленный на предотвращение у людей возникновения заболеваний, их обострений, социальнопсихологическойи личностной дезадаптации» [7, с. 11], а также «устранение факторов, вредно отражающихся на психике человека, и использование факторов, положительно на них влияющих» [8, с. 320].В некоторых словаряхпсихопрофилактику соединяют с психогигиеной, указывая, что их задачейявляется «предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервнопсихических и психосоматических заболеваний, а также облегчение острыхпсихотравмирующих реакций»[9, с. 269].Данное соединение не является случайным, так как эти понятия в контексте медицинской теории и практики часто отождествляются,или разграничиваются только условно,так как забота о психическом здоровьечеловека путем организации надлежащих средовых условий(природных, общественных, бытовых и пр.) опосредованно подразумевает и предупреждениепсихических расстройств и болезней.

Так, в «Психологическом энциклопедическом словаре» М.И. Еникеева,например, нет определения понятия «психопрофилактика», но при описании психогигиены обозначается ее содержание [10, с. 360361].В «Современном психологическом словаре» под редакцией Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко [11] «психопрофилактика» выделяется как самостоятельный термин, но сущностной характеристики оно неимеет, предлагается ссылка на понятие «психогигиена».Наиболее явное отождествление данных понятий наблюдается при уровневом подходе к рассмотрению психопрофилактики,когда при реализации первичной профилактики особое значение приобретают психогигиена и многоаспектныесоциальные мероприятия, которые обеспечиваютпредупреждение возникновения нервнопсихическихрасстройств разного характера.Несмотря на определенную общность феноменологии психогигиены и психопрофилактики, в литературных источниках наблюдается тенденция разграничения данных понятий.

Так, если психогигиена рассматривается как область медицины и научная отрасль общей гигиены, которая изучаетсостояние нервнопсихического здоровья, его динамику в связи с влиянием на организм человека различных факторов (например, природных, социальнобытовых,производственных) [5, 12, 13], а также разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на сохранение и укрепление нервнопсихического здоровья человека[8, с. 320], то психопрофилактика − это раздел общей профилактики и область психиатрии, которая связана с предупреждением конкретныхпсихических расстройств.Главным отличием психопрофилактики и психогигиены, по мнению специалистов (В.К. Мягер[14], Л.Л. Рохлин [15] и др.) является разная направленность этих двух отраслей знаний: психогигиена направлена на сохранение, укрепление и улучшение психического здоровья человека путем организации надлежащей природной и общественной среды, соответствующего режима и образа жизни, апсихопрофилактикаохватывает область субклинических и клинических нарушений и направленана предупреждение психических расстройств.Согласно немецкому исследователю К. Гехту [12] есть специалисты (Х.Ф. Бехтер, Х. Колер, А. Кох), которые ограничивают от психогигиены психопрофилактику как более узкую область, содержанием которой является конкретное влияние психического аспекта внутренних условий системы на сохранение здоровьяличности. Все словари единодушно при переводе термина «профилактика» с греческого языка выделяют среди основных его значений “предохранительный”, “предупредительный”. Но есть еще один термин − “превентивный”, который также обладает значением “предупреждающий чтолибо, предохраняющий” [3, с. 493].Если психогигиена рассматривается как наука, лежащая на пересечении медицинской психологии и медицинской науки гигиены, то превентивная психология–это отрасль прикладной психологической науки. Она направлена на предупреждение социальных отклонений (преступности и правонарушений). Объектом превентивной психологии является группа социального риска, а предметом –природа отклоняющегося поведения. К основным задачам превентивной психологии [16]относятся: –изучениеприроды отклоняющегося поведения;–выявлениенеблагоприятных факторов, обусловливающих возникновение различных формпсихической и социальной дезадаптации детей и подростков(социопатогенез); –определениемер понейтрализацииэтих неблагоприятных факторов; –обеспечение коррекционнореабилитационной работы; –вооружение широкого круга практических работников (воспитателей, учителей, психологов, социальных педагогов, социальных работников, сотрудников инспекций и комиссий по делам несовершеннолетнихи пр.) психологическими знаниямидля предупрежденияотклоняющегося поведения несовершеннолетних, а также оздоровления условий их семейного и общественного воспитания.

Современному состоянию превентивной теории и практики предшествовал долгийисторический путь развития донаучного и научного знания,в результате которого произошло изменение понимания методов профилактикиразноговида преступности: от переживания страха жестокого наказания (публичной физической экзекуции, смертной казни) и «карательной» профилактики, основанной на мерах социального контроля, общественноадминистративного и уголовного наказания до концепции охраннозащитной профилактики,

представленной комплексом мер адекватной помощи социальноправового, медикопсихологическогои социальнопедагогического характера.Таким образом, в медицине понятие«психопрофилактика» сопряженос понятием «психогигиены», их разграничение (особенно психогигиены и первичной психопрофилактики) с одной стороны является довольно условным, а с другой − каждое из них имеет специфическую особенность.Понятие «психогигиены»рассматривается как более общее понятие, разрабатывающее меры по сохранению и улучшению психического здоровья, а понятие «психопрофилактика»является более узким и,в отличие от «психогигиены», связывается с предупреждениемконкретных психических расстройстви нарушений в развитии личности.

Понятие «превентивный» указывает на специфичность предмета психопрофилактики и чаще всего применяется в контексте деятельностипо предупреждениюотклоняющегося поведения личности.Учитывая палитру оттенков значений и смыслов рассматриваемых понятий, в практической психологии образования в период ее становления за основу был взяттермин «психопрофилактика», который употребляется ив контексте психогигиены,и в контексте превентивной психологии. Термин «психопрофилактика»находит свое отражение в нормативнойи организационнометодической документации практического психолога образования ирассматривается специалистами в качестве наиболее предпочтительного в работе с субъектами, не имеющими осложнений в развитии.

На протяжении многих лет психопрофилактика рассматривается в качестве приоритетного вида деятельности практического психолога.Но несмотря на достаточно широкое употребление понятия «психопрофилактика» и подчеркивание важности ее реализации в деятельности практического психолога вбольшинстве психологопедагогических и психологических словарей отсутствуетразвернутое ее определение.Анализ документов, регламентирующих деятельность практического психолога, учебных и учебнометодических пособий, рабочих программ по подготовке практических психологов и повышению их квалификации, а также материалов конференций разного масштабного уровня позволяет констатировать, что как самопонятие, так и содержание профилактической деятельности психологаимеет крайне сжатое толкование, котороев значительной мере определяется профессиональной позицией того или иного автораи чаще всего без учета его этимологической сущности. Хронологический анализопределений психопрофилактики в деятельности практического психолога показывает, что в процессе становления и развития психологической службы образования при выделении профилактики в самостоятельный вид деятельности происходило переосмысление понимания ее смысла.В началестановленияпсихологической службы образованияпрофилактика рассматриваласькак работа по предупреждениювозможного неблагополучия в психическом и личностном развитии ребенка [17, 18].Позднее она была представлена как специальный вид деятельности детского психолога, направленный на активное содействие развитию всех детей детского сада, школы, интерната и прочих учреждений [19].Исходя из представлений о сущности психологической службы образования на данный момент,профилактическая работа определяется чаще всего как специальный вид деятельностипсихолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровьядетей на всех этапах дошкольного и школьного детства [20].

В авторских разработках психопрофилактика определяется не только как специальный самостоятельный (иногда− системообразующий)вид деятельности психолога, но и как вид психологической помощи и как направление коррекционной работы.Следует отметить, что логика развития психологической службы образования привела к осознанию и постановке вопросов работы не только с отдельными ее участниками, но и с условиями, в которых происходит их социальное становление и индивидуальное развитие. Поэтому вопределенияхпсихопрофилактикинаблюдается тенденция ее объединенияс психогигиеной (с ее направленностью на сохранение, укрепление и улучшение психического и психологического здоровья личности)и акцентирования внимания на организации первичной(опережающей)профилактики, предполагающей предупреждение возможного неблагополучия в развитии субъектов деятельностного пространства практического психолога.Приходится констатировать, что неопределенность феноменологии психопрофилактики в деятельности практического психолога затрудняетпонимание и усложняеткачество ее реализации в конкретной психологической практике[21]..Мы полагаем, что уточнение ее феноменологии начинается с рассмотрения понятий близких по значению к психопрофилактике (как мы уже указали –это понятия «психогигиена» и «превентивная психология»), а также являющихся ключевыми при ее описании.Анализ литературы показывает, что понятие «психопрофилактика» в справочной, медицинской и психологопедагогической литературе описывается с помощью таких ключевых слов,как «предупреждение», «предотвращение» и «преодоление». В Словарерусского языка[3]данные слова рассматриваются как действия по значению глаголов:

–«предупредить»(это значит: 1) заранее известить, осведомить; 2) сделать чтолибо ранее коголибо, опередить в какомлибо действии), –«предотвратить»(заблаговременно устранить то, что угрожает; помешать осуществиться чемулибо), –«преодолеть»(1) одолеть, победить; 2) осилить чтолибо, справиться с чемлибо (с какимилибо препятствиями, затруднениями ит.п.).

Данные ключевые слова несут существенную смысловую нагрузку. Мы полагаем, что они:–соотносятся с уровнями психопрофилактики (первичной− предупреждение, вторичной− предотвращение, третичной−преодоление)и–требуют от специалистов корректного их использования:в формулировках предмета профилактики,

при описании специфики своей деятельности(работа со всеми участниками профессионального взаимодействия, с «группой риска» или отдельными субъектами),при обозначении вида используемых программ –развивающих, коррекционноразвивающих и коррекционных[22].

К сожалению, в настоящее время наблюдается тенденция пренебрежения к использованию ключевых понятий психопрофилактики иих смысловое значение не всегда учитывается авторами при описании своей профессиональной деятельности.Возможно, в связи с этим появляется такой, например, предмет психопрофилактики, как «профилактика психологического здоровья личности». Если произвести логическую замену слова «профилактика» на ее ключевые слова, то получается «предупреждение, предотвращение и преодоление психологического здоровья личности».Тем самым по формулировке предмета психопрофилактики психолог (надеемся, что неосознанно!) становится не специалистомгуманистом, а «провокатором»негативных проявлений в развитии личности.В нашейконцепции[21] психопрофилактика

определяется с учетом активности ее субъектов:–внешняя психопрофилактика, осуществляется извне другими (близкими людьми, педагогами, психологами) –в таком понимании она рассматривается как деятельность психолога по созданию условий, способствующих развитию самопознния, самопонимания, самопринятия, самоорганизации и т.п. субъектов профессионального взаимодействия;–субъектная психопрофилактика(собственная предохрана), основанная на саморегуляции, самоконтроле, саморазвитии и т.п. –в этом смысле она рассматривается как определенный способ самозащиты человека, основанный на способности самостоятельно решать актуальные проблемы и задачи своего развития).Таким образом, спозиции внешней психопрофилактикиона определяется намис одной стороны, как самостоятельный, интегрирующий вид деятельности практического психолога, нацеленный на предупреждение, предотвращение и преодоление проблем в психологическом здоровье личности; с другой –смыслообразующий компонент всей его деятельности, заключающийся в обеспечении условий гармоничного развития личности на основе ее способности к саморегуляции и потребности в самоактуализации.С позиции субъектной психопрофилактикиона определяется нами как система действий субъекта, направленных на выполнение определенных правил, актуализирующих развитие позитивного (конструктивного) потенциала личности.Для повышения профессиональной компетентности мы обращаем внимание на то, что понятие «психопрофилактика» является более общим и при планировании и реализации деятельности практического психолога требует отражения системы его работы с учетом всех уровнейпсихопрофилактики,

задействованныхв проблеме субъектовпрофессионального взаимодействия и использованияразных видов деятельности (диагностики, просвещения, консультативной и коррекционноразвивающей работы).В случаях конкретизациипредмета психопрофилактики с помощью ключевых слов следует учитывать ее временную направленность:–профилактику возникновения (т.е. предупреждение, когда еще нет признаков неблагополучия) и–профилактику укоренения (т.е. предотвращение и преодоление признаков и проявлений неблагополучия).Временная направленность психопрофилактики влияет на выбор форм и методов работы практического психолога.Таким образом, заимствование многих аспектовпсихопрофилактики из медицинской теории и практики, требует конкретизациипонимания ее феноменологиив деятельности практического психолога.Грамотное использование понятия «психопрофилактика» и ее ключевых (уточняющих) слов [23] может стать основой развития профессиональной компетентностипрактических психологов в данном видедеятельности.

Ссылки на источники1.Чиркова Т.И., Харитонова Т.Г. Профилактическая деятельность психолога: теоретические и практические проблемы// Известия РАО. –2011 г.–№4. –С.5060.2.Словарь русского языка / под ред. Г.П. Князькова, Т.Н. Поповцева, М.Н. Судоплатова. − В 4 т. − М.,1958.3.Словарь русского языка/ под ред. Е.Н. Гороховникова, Ц.Г. Гурвиц, Л.И. Рахманова. − В 4.т. − М.: Гос. издво иностр. и национал. словарей, 19581961.4.Малая советская энциклопедия / гл. ред. Б.А. Введенский. –3 изде, в 10 т. − М.,1958.5.Словарь русского языка / под ред. А.П. Евгеньевой. –в 4х т., 3е изд. − М.:Рус.яз., 19851988.6.ЛакосинаН.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. –2е изд. − М.: Медицина, 1984.–272 с.7.ДемьяновЮ.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. − СПб.: Паритет, 1999. –224 с.8.Большой психологический словарь/ сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. − СПб.: ПраймЕврознак, 2003. –672 с.9.Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. − М.: Политиздат, 1985.–431 с.10.ЕникеевМ.И. Психологический энциклопедический словарь.–М.:Проспект, 2010. –560 с.11.Современный психологический словарь /под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. –СПб.: ПраймЕврознак, 2007. –640 с.12.Гехт К. Психогигиена.− М.: Прогресс, 1979.–176 с.

13.ОжеговС.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. − М.: Рус.яз, 1991.–918 с.14.МягерВ.К. Актуальные вопросы теории и практики психогигиены и психопрофилактики / В.К. Мягер// Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической работы / под ред. М.М. Кабанова. − Л.: Медицина, 1985. –

С. 813.15.РохлинЛ.Л. Психопрофилактика // Большая медицинская энциклопедия: В 30ти т. / АМН СССР гл. ред. Б.В.Петровский. –3е изд. –М.: Совет. энцикл., 1983. − Т.21. –С. 350351.16.Беличева С.А. Основы превентивной психологии.− М.: Ред.издат. центр Консорциума «Соц.здоровье России», 1993. –198 с.17.Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; под ред. И.В. Дубровиной. − М.: Просвещение, 1991. –303 с.18.Психологическая служба школы. Учебное пособие для студентов / под ред. И.В. Дубровиной. М.: Междунар. педагог. академия, 1995. –222 с.19.Психологическая служба в школе / под ред. И.В. Дубровиной. − М.: Просвещение,1997.–222 с.20.Практическая психология образования [Текст] / под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. − М.: ТЦ «Сфера», 2000. –528 с.21.Харитонова Т.Г. Теория и практика организации психопрофилактики в деятельности практического психолога: монография. –Н.Новгород: ННГАСУ, 2013.–453 с.22.Харитонова Т.Г. Взаимосвязь психопрофилактики и других видов деятельности практического психолога // Приволжский научный журнал .− 2014.− №3. − С. 262269.23.Харитонова Т.Г. Виды психопрофилактики //Вестник ГУУ. М., 2010 г. − № 23.− С.116119.