Военно-спортивные игры в подготовке старшеклассников к службе в армии

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Касьянова Н. С. Военно-спортивные игры в подготовке старшеклассников к службе в армии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2226–2230. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96365.htm.
Аннотация. В статье анализируется проблема подготовки старшеклассников к службе в армии. Раскрываются возможности военно-спортивных игр в решении проблемы подготовки учащихся 10–11-х классов к службе в Вооруженных силах России. Описываются современные военно-спортивные игры и положения их организации и проведения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Касьянова Наталья Сергеевна,канд. пед. наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВПО "Шадринский государственный педагогический институт", г.Шадринскarianaelka@mail.ru

Военноспортивные игры в подготовке старшеклассников к службе в армии

Аннотация.В статье анализируетсяпроблема подготовки старшеклассников к службе в армии. Раскрываются возможности военноспортивных игр в решении проблемы подготовки учащихся 1011 классов к службе в Вооруженных силах России. Описываются современные военноспортивные игры и положения их организации и проведения.Ключевые слова: подготовка к военной службе,военноспортивная игра,"Лазертаг","Пейнтбол".

Анализ педагогической системы подготовки молодежи к военной службе в ее исторической ретроспективе позволяет сделать вывод о том, что она организуется в органичном единстве с системами целенаправленного военнопатриотического, патриотическогои гражданского воспитания, социализации в целом.Подготовка старшеклассников к военной службе одна из задач военнопатриотического воспитания современных школьников и условие строительства современных Вооруженных Сил Российской Федерации. Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 N 53ФЗ[5], приказа Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010г. N96/134 "Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах"[6].Военная служба всегда предъявляла и предъявляет к будущему военнослужащему требования, связанные не только с егопрофессиональной военной деятельностью. Очевидно, что современная военная техника требует от призывников и военнослужащих владения специальными первичными знаниями, умениями и навыками, но сама военная служба предъявляет требования к их физической подготовленности,выносливости, а также психологической готовности. Подготовка к службе в армии приходится именно на старший школьный возраст, названный в психологии как ранний юношеский, и приходящийся на 1011 класс обучения в общеобразовательной школе. Чтобы эффективно решать задачи подготовки обучающихся 1011 классов к военной службе важно знать общие каноны военной деятельности. В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования определена необходимость ведения работы по подготовке выпускников школы к служению Отечеству и его защите. Предмет Основы безопасности жизнедеятельности в 1011 классе призван обеспечить выпускников знанием основ обороны государства и воинской службы(законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан); знанием прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы; знаниемуставныхотношений, быта военнослужащих, порядканесения службы и воинскихритуалов, строевой, огневойи тактическойподготовки;знаниемосновных видов военнопрофессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе[8].Не смотря на это, кмоменту выпуска из школы, у большинства допризывников представления о службе в армии имеют поверхностный характер.В связи с этим, на этапе подготовки юношей к военной службе, внимание следует уделять не только передаче знаний о военной службе, которые ониусваивают в курсе ОБЖ в 1011 классах, но и физическому воспитанию.Таким образом, подготовка учащихся 1011 классов к военной службе это организованный, целенаправленный процесс воздействия на конкретную личность и коллектив класса с целью формирования, развития и активизации важных для службы в армии качеств, обусловливающих успешную подготовку и практическую деятельность.Военные действия характеризуются динамикой, широким использованием разнообразных боевых механизмов и устройств. Современный боец должен уметь быстро действовать в любой возникшей ситуации, оценивать ее с позиции тактики и стратегии ведения боя, вносить необходимые своевременные изменения. Воспитаниеморальнобоевых и психологических качеств, совершенствование умений и навыков владения оружием, обучение умению действовать в различных условиях боя, физическое развитие и здоровье необходимые условия для достойной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Армии. Среди разнообразных форм и средств подготовки учащихся 1011 классов к военной службе большое значение придается организации и проведению военноспортивных игр.Игра вид деятельности, в процессе которого применяется и обогащается накопленный жизненный опыт, углубляются представления об окружающем мире, приобретаются навыки, необходимые для успешной трудовой деятельности, воспитываются организаторские способности [2].Военноспортивнаяигра одна их разновидностейигры.Военноспортивныеигрыпроводятся на местности в лесу, на лужайке, вблизи озера, реки, в горах, в поле или в степи. Военноспортивная игра более высокая ступень развития военизированной игры[2; 7].Ввоенноспортивная игра старшеклассников отличается от других видов игр следующими параметрами:1.наличие элементов героики боевой романтики (рисуя в своем воображении картину боя, старшеклассники представляют себя участником сражения, стремятся быть достойными героев);2.военноприкладнаянаправленность знаний и действий в игре (решение тактических задач, движение в строю, метание, маскировка, ориентирование на местности, ведение разведки, ведение обороны и атаки, преодоление различных естественных и искусственных препятствии и др.);3.применениев процессе игры компасов, схем, топографическихкарт, средств сигнализации (семафорные флажки, электрические фонарики, макеты оружия (автоматов, пулеметов, пистолетов), противогазы, имитационные средства (взрывпакеты, дымовые шашки, сигнальные ракеты) и др.);4.условия, отражающиехарактер боевых действий. Выполняя свои обязанности в игре, школьники должны мысленно предвидеть возможный ход и результат своих действий, контролировать свое поведение;5.разнообразные физические упражнения, применяемые в игре (ходьба, бег, оказание первой помощи, навыки походной жизни)[4].В военноспортивные игры включаются марш броски, восхождения на возвышенности, спуски с них, однодневные и двухдневные походы с ночевкой, лазание по канату. Эти и другие способы передвиженияи преодоления препятствий сочетаются с упражнениями, способствующими развитию наблюдательности, глазомера, слуха, и требуют от участников проявления инициативы и силы воли, физической подготовленности.

Данная характеристика военноспортивныхигрпозволяет обозначить их потенциал в решении задач подготовки старшеклассников в службе в Вооруженных силах России.Прежде всего, это возможность применить в процессе игровой деятельности практическиенавыкии умения, полученные на учебных сборах, в участии в походах.Длявоенноспортивных игр важна тактическая находчивость, смекалка, инициатива и физическая подготовленностьиграющих. Играющим необходимо уметь пользоваться компасом, картой, разбираться в следах, дорожных знаках, сигнализации.Кроме физической подготовленности от играющих требуется продемонстрировать организованность отдельных игроков или групп играющих, так как умение коллективно достигать цель важное условие тактики и стратегии ведения боя и определяет успешность выполнения боевых задач.Военноспортивные игры способствуют развитиюуменийскрытно передвигаться, хорошо маскироваться, правильно ориентироваться в различных ситуациях и условиях естественной обстановки, преодолевать различные препятствия.Такая заблаговременная подготовка способствует не только повышению интеллектуальной и физической готовности и развитию соответствующих качеств обучающихся, но и психологической готовности к службе в армии.

Военноспортивные игры можно легко варьировать в зависимости от интересов и возраста обучающихся, регулироватьнагрузку, увеличивая или уменьшая время на игру, упрощая или усложняя правила и задачи, уменьшая или увеличивая количество заданий, препятствий и изменяя местность, на которой проводитсяигра, применятьразнообразныйинвентарь (учебное оружие, средства имитации, приборы, топографические карты, технические средства связи и др.). Поэтому организатору военноспортивных игр независимо от того, с какой категорией учащихся он работает, целесообразно ознакомиться с содержанием всех игр.Самаяраспространеннаявоенноспортивнаяиграсо времен СССР, являющаяся частью системы начальной военной подготовки школьников

"Зарница". Она представляетсобой имитацию боевых действий, похожую на военные учения. В "Зарнице" команды игроковсоревнуютсяв различных военноприкладных видах спорта с игровыми элементами. В настоящее время с уходом пионерских организаций из школ «Зарница» или похожие на нее игры обычно проводятся военнопатриотическими клубами и другими похожими организациями[4]. Аналогом «Зарницы» была военноспортивная игра «Орленок».Целью игр"Зарница", "Орленок"было военнопатриотическое воспитание советской молодёжи. В настоящее время военноспортивные игры претерпели ряд изменений. Для решения современных задач образования, подготовки к военной службе старшеклассников, обозначим следующие игры: захват флага, лазертаг, пейнтбол, страйкболи др."Захват флага"

военноспортивная командная игра на местности, в которой необходимо захватить флаг противника и принести его на свою базу. Два флага разных цветов располагаются на базах команд. Игроки пытаютсязахватить флаг противника и принести на свою базу. Игрок, которого запятнали на чужой территории, временно выбывает из игры (либо через некоторое время «воскресает», либо попадает в «тюрьму» и оттуда его может выпустить добравшийся до тюрьмы напарник). «Убитый» с чужим флагом бросает флаг там, где его «убили», либо возвращает на исходное место. Свой флаг переносить нельзя.[4]

Данная игра выступает отличным средством для развития дисциплинированности, исполнительности, инициативности, выносливости, отлично воспитывает командный дух, способствует развитию умений ориентироваться на местности, требует от участников умений просчитывать "шаги" противника, предугадывая их, а также планировать свои действия. "Лазертаг"(от англ. laser–лазер, и tag –метка), или лазерный бой, –высокотехнологичная игра, происходящая в реальном времени и пространстве [1]. Суть игры состоит в поражении игроковпротивников (и, часто еще и специальных интерактивных мишеней, или АУЛов, –«баз») безопасными лазерными выстрелами из бластераавтомата. «Поражение» игрока происходит путем регистрации луча бластераавтомата специальными датчиками оппонента (сенсорами), закрепленными на одежде игрока или на специальном жилете (повязке). Лазертагимеет несколько модификаций:

«аренный» предназначенныйдля проведения лазерного боя в закрытом помещении в стационарно оборудованном лабиринте),

«внеаренный» (предназначенныйдля игры на открытом воздухе);

«универсальный» или «мобильный» хотя и рассчитаны на использование с лабиринтом, не требуют технической инсталляции и коммутируются при помощи обмена радиосигналами с мобильным управляющим компьютером (либо обходятся вообще без него –в упрощенных вариантах);

«армейский» –предполагающий имитациютактического боя.

Данные виды лазертаговхарактеризуются собственным стилемигры. Он определяется, в первую очередь, скорострельностью оборудования и варьируется от «быстрого» («силового» или «спортивного», на грани с контактным спортом) до «медленных» («бродилок») и ролевых игр. Оборудование, используемое в "быстрых" вариантах лазертагов(например, Qzar),обычно имеет меньше датчиков поражения (что требует ведения более прицельного огня) и более высокую скорострельность автоматов (что диктует более высокий темп игры). В «медленных» и ролевых играх (например,Laser Quest) добавляется больше датчиков поражения (снижается требование точного прицела иногда достаточно просто попасть в образ игрока) и, обычно, снижается скорострельность в 23 раза по сравнению с Qzar. В таком случае от игрока уже не требуется развития высокой скорости и большой выносливости; арены в таких лазертагах обычно имеют гораздо больше спецэффектов, а лабиринт отличается большей запутанностью. [1]Таким образом, имея в своей основе один и тот же принцип, современные лазертаги удовлетворяют потребностям и желаниям юношейс различной степенью физической подготовки и различными предпочтениями.При этом приобретает значимую роль в воспитании таких важных для военнослужащего качеств,как стойкость, инициативность, самообладание, выносливость, стратегическое мышление, выдержку.Игра также развивает тактикостратегическое мышление, умение действовать во внезапно меняющейся ситуации, пользоваться оружием. Следует отметить ее безопасность в использованииинвентаря.Игра"Лазертаг"предполагает использование современного оборудования,что значительно повышает интерес обучающихся к игре. Но данная игра не может быть проведена в рамках образовательного учреждения, так как требует специализированного технического оснащения. Для использования этой игры в учебновоспитательном процессе образовательной школы можно сотрудничать с клубами, организующими данную военноспортивную игру."Пейнтбол"

это смесь развлечения и тяжелого труда. К сожалениюмногие команды подходят к этому как к отдыху, такие команды не добиваются успехов и на данный момент обязательный атрибут успешной спортивной команды, это тренировки не менее раза в неделю, посещение спортзалов, что также благоприятно влияет на здоровье и самочувствие игрока. Сам по себе пейнтбол военнотехническая игра из разряда экстремальных, имитирующая скоротечные огневые контакты на ограниченном пространстве. В игре используется специальное пневматическое оружие –маркеры, стреляющие шариками с краской. Цель игры захватить флаг другой команды и принести его на свою базу. Благодаря специально разработанному защитному снаряжению, пейнтбол считается одним из самых безопасных видов спорта. [3]Пейнтбол, как военноспортивная игра, имеет ключевое значение в воспитании таких качеств как мужество, храбрость, стойкость, так как в игре используется оружие, способное нанести определенный урон сопернику (синяки, ссадины, ушибы). Вместе с тем победа в пейнтболе не возможна без дисциплины, самообладания, выдержки, силы воли и, конечно же, командного духа, что зачастую является определяющим для победы в данной игре. Кмотивам, порождающим интерес школьников к военноспортивным играм, относятся:

желание удовлетворить свое стремление к героическим поступкам, доказать свою взрослость, самостоятельность, проверить свои силы в возможности проявить личные качества, занять определенное место в коллективе, самоутвердиться.

стремление приобрести некоторые первичные военные знания, умения и навыки в действиях на местности, а также развить у себя ряд моральноволевых качеств, необходимых для активного участия в будущем в трудовой деятельности, в защите своего Отечества.В настоящее времявопросы педагогического руководства военноспортивными играми, их роль и место в воспитании старшеклассников относится к числу наименее разработанных в методике воспитательной работы. Но решение этих вопросов представляет как теоретический, так и практический интерес для более эффективного использования военноспортивных игр в вопросе подготовки обучающихся 1011 классов к службе в армии.В практике общеобразовательных учреждений, как правило, организацией и проведением военноспортивных игр занимаются учителя физической культуры и преподавателиорганизаторы ОБЖ. Это связано прежде всего, со спецификой учебных дисциплин "Физическая культура" и "Основы безопасности жизнедеятельности". Рассмотрим вопросы организации и руководства современными военноспортивными играми в рамках учебновоспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях. Организация военноспортивной игры начинается с ее выбора. Выбор игры зависит от ее непосредственных задач (учебных, воспитательных), а такжеопытаучастия ребят в играх. По мере накопления данного опыта следует переходить от более простых к более сложнымвоенноспортивным играм. Поэтому следует обратить внимание на возраст участников игры, уровни и особенности их физического и психологического развития.Предварительнаяподготовка военноспортивной игрывключает:

выбор местности для игры;

подготовку руководителя игры и помощников (посредников);

подготовку коллектива играющих в игре;

выбор и подготовку инвентаря, игрового имущества [2].Для выбораместности, на которой будет проводиться игра, необходимосоставить карту окружающей местности, где должны быть отражены военнотопографическая характеристика отдельных участков и их площадь.Наиболее интереснее игра проходитна незнакомой или малознакомой местности. Если нет такой возможности, следует дополнительно оборудовать участок местности, создав новые искусственные препятствия, соорудить и замаскировать новые огневые точки противника, изменить исходные пункты для начала игры и направление действий. Для игры лучше выбирать участки местности, покрытые кустарником, лесом, с неровным рельефом, рвами, канавами, небольшими речками, ручьями. На такой местности хорошо организовать игры, связанные с разведкой, наблюдением, маскировкой, ориентированием.Главное условие в выборе местности ее безопасность. Следуетобратить внимание на то, чтобы не было опасных мест (заболоченных ям, оползней и т.д.). Но и не следует слишком упрощать естественные условия местности,т.к. преодоление трудностей способствует воспитаниюсмелости, решительности, инициативы, уверенности в своих силах, умения преодолевать препятствия и др.Как только участок выбран, следует его подготовить: обозначить хорошо видимыми ориентирами. Такими ориентирами могут быть естественные границы (границы дорог, просек, канав) или искусственные указатели и ограничители. К организации и проведению военноспортивных игр привлекаются помощники(посредники). Они должны бытьзаблаговременно проинструктированы на предмет цели игры, ее содержания и правил. Основное назначение помощников

строго следить за выполнением правил игры, вести подсчет очков, ошибок у играющих, пресекать нарушения дисциплины,правил игры,решать споры, возникшие во время игры, быть консультантом командира отряда, но не подменять егов игре.Военноспортивная игра, независимо от ее вида, предполагает составлениепланаигры, в котором предусматривается:

способ доведения содержания и правил игры до участников; состав посредников;

расстановкаигроковв начале игры;

форма, отличительные знаки для отрядов, армейских подразделений, изготовление игрового инвентаря;

способы имитационных средств (взрывпакетов, дымовых шашек и др.);

расчет времени на игру, при этом необходимо учесть время на следование в район игры и возвращение к месту расположения, время на ход игры и подведение ее итогов, форму разбора игры [2,7].Оченьважным моментом в подготовкеигры является предварительная подготовка играющих, которая заключается в разъяснении содержания и правил игры, и в проведении бесед или занятий, имеющих прямую связь. На предварительных беседахразъясняются задачи и обязанности разведчиков, боевых секретов, способов передвижения на поле боя, ориентирования, определения разным способом расстояния, наблюдения, маскировки, способы передачи различных сигналов. Для участников военноспортивной игры может быть составлена памятка, в котороймогут быть обозначены некоторые правила, например:

посредники при отрядах осуществляют постоянный контроль и оценивают действия бойцовна всех этапах маршрута;

исходное положение и маршрут являются тайнойкоманды бойцов;

препятствия и район внезапного нападения противника не должны быть заблаговременно известны участникам игры;

отряд, двигающийся без разведки, задерживается посредником;

просматриваемое противником пространство отряд преодолевает только попластунски. Нарушивших этот порядок посредник возвращает обратно;

при встрече с естественным препятствием отряд либо преодолевает его, либо обходит;

встретившись с участком химического заражения, при наличии средств индивидуальной защиты отряд преодолевает его в противогазах, а при отсутствии обходит его;

при внезапном нападении противника отряд быстро развертывается в цепь в направлении противника, юнармейцы, применяя перебежки и переползания, выбирают огневую позицию и ведут огонь по противнику;

за неправильные действия отдельных юнармейцев в ходе игры посредники могут начислять отряду штрафные очки, за каждое очко в конце игры прибавляется штрафное время (1 мин.). Выполнение указанных в «Памятке» требований повышает интерес к игре, развивает дисциплинированность, коллективизм. Правила игры должны быть в доступной формеразъясненыигрокам. Чем лучше и подробнеепродумано внутреннее содержание игры в целом, чем точнее поставлена цель и связанные с ней частные задачи, чем точнее указаны условия и правила, чем яснее они доведены до ребят, ими осознаны, тем больше ценность всей игры для воспитания играющих.

Правила должны быть изучены максимальноподробно, но при этом нельзя раскрыватьсодержание игры. Руководитель определяет основную задачу игры, указывает, за что присуждается победа, сообщает условия присуждения очков, вывода из игры, определяет границы участкаигры, способы подачи сигнала для начала игры: свистком, флажком, выстрелом стартового пистолета.Правила должны быть четкими, краткими.При подготовке военноспортивной игры важно правильно разделить участников игры на команды отряды.При этом важно сохранить первичные детские коллективы (классы) и вводить их в игру как готовый отряд. Такие отряды будут больше заинтересованы в победе, чем смешанные, созданные только на период игры. Это способствует развитиюи укреплению класса как коллектива.Следующий не менее важный этапв подготовке играющих

распределение обязанностей, определение командиров отрядов.От правильного выбора командира, который должен находится в центре внимания играющих, часто зависит ход игры и ее интерес.При организации военноспортивных игр распределение ролей может происходить на общем собраниикласса. Преимущество такого способа разделения обязанностей заключается в том, что оноснован на активности школьников, отражает их личные желания, учитывает мнения каждого участника. С целью установления уровня готовности будущих игроков к предстоящей игре может быть проведен контрольвыполнения всех указаний руководителя. На завершающем этапе подготовки участникам игрывыдаетсяинвентарь, подготовленный заранее. Подготовка игрового инвентаря особый этап. В некоторых играх ("Лазертаг" и "Пейнтбол") данный этап отсутствует, так как оборудование выдается клубами, занимающимися их организацией. Для организации игры "Захват флага" или "Зарница", а также подобных военноспортивных игр может быть использован такой инвентарь, как:оружие (макеты оружия), сигнальные флажки, указатели, знамена отрядов, повязки и другие отличительные знаки. Если используются макеты оружия, то они должны быть максимально приближены к оригиналам, состоящим на вооружениисовременной армии. Использование имитационныхсредств (взрывпакеты, дымовые шашки, сигнальные ракеты), которыми также пользуются участники (только взрослые и только с учетом необходимых мер безопасности)способствуетоживлениюигры, проявлению большего к ней интереса.[2]В подготовке инвентаря обучающиеся должны принимать непосредственное участие. Данная работа способствует когнитивному развитию, закреплению знаний, полученных на уроках ОБЖ, самообразованию, проявлению интереса к военным дисциплинам, а также обучающиеся учатся трудиться в коллективесовместно,сообща, бережно относиться к изготовленномусвоими руками инвентарю и ценить труд других. Подготовленная игра требуетумелогоруководстваколлективом играющих. Педагог, осуществляющий руководство ходом, развитием военноспортивной игры, действиями играющих, решает такие вопросы, какорганизация начала игры, осуществление постоянного наблюдения за играющими из различных пунктов на всех этапах игры; руководство посредниками, командирами, отдельными играющими. Игра должна обязательно начинаться вточно назначенное время. Особое внимание руководителю следует обращатьна поддержание строгой дисциплины в игре и поощрение инициативы, смелости, стремление перехитрить противника (например, имитацией ложных огневых точек, созданием отвлекающих шумов, подачей ложных сигналов и т.д.).Для развития у юношейбоевых качеств нужно обращать внимание на то, как играющие ведут себя на территории противника, как используют окружающую местность длямаскировки, перемещаются по полю боя и т.д. Результаты наблюдений должны быть обсуждены на рефлексии, при разборе игры. [2]Использованиевзрывпакетов, дымовыхшашек, сигнальныхракеттребуетстрого соблюдениямер предосторожности и безопасности. Поэтому перед началом игры с игроками необходимо провести дополнительный инструктаж по технике безопасности.Для руководства военноспортивной игрой следует продумать систему оценок за действия играющих. Как правило,она представляет собой сумму штрафных очков за ошибочные действия отряда и отдельных участников на всех этапах игры. Подсчет очков можно вести с помощью специального листа оценок, которыйзаполняютпомощники (посредники) игры. Игра прекращается подачей установленного сигнала в тот момент, когда поставленные игровые задачи выполнены и одна из действующих сторон одержала победу. Игру без победителя заканчивать не следует.В некоторых случаях военноспортивная игра может быть прервана: при несчастных случаях, высокойутомляемости играющих (бледность, рассеянное внимание, тяжелое учащенное дыхание, вялость в действиях). После сигнала об окончании игры, все играющие должнысобратьсяв заранее назначенном месте, построитьсяипроизвести перекличку. Послеэтого можно приступитьк разбору игры.Между окончанием игры и началом разбора желательно предоставить ребятам небольшой перерыв, в течение которого они обмениваются мнениями, поспорят, сумеют затронуть важные вопросы.Разбор игры очень важный этап в с педагогической точки зрения. При разборе игры руководитель дает оценку коллективу за организованность и дисциплину, за товарищескую сплоченность, согласованность действий, за проявленную инициативу, смекалку, военную хитрость, за хорошую подготовку к игре. Можно разобрать конфликты, возникшие во время игры. Особенно важно при этом подчеркнуть какиеименно действия или ситуации привелиодних к победе, а для других послужило поражением.Необходимо показать положительные стороны и недостатки в действиях не только отряда в целом, но и отдельных играющих. Следует поощрить отличившихся игроков.Подводя итоги, необходимообобщить высказывания участников игры и обосновать присуждение победыотряду.Так как военноспортивная игра одновременно с обучающими функциями решает задачи патриотического воспитания, можно ее дополнить исполнениемвоеннопатриотическихпесен. Такая песня сплачивает коллектив, возбуждаетпатриотические чувства.Итогиигры полезно оформить средствами наглядности: стенгазета,специальный номер боевого листка, фотоколлаж, видеосюжет и т.д.Военноспортивные игры могут быть проведены как в рамках внеурочной и внеклассной работы образовательного учреждения, так и в качестве нетрадиционных, интегрированных уроков по ОБЖ и физической культуры в старших классах. В заключение вышесказанного можно с уверенностью говорить о том, что военноспортивные игры имеют огромныйпотенциалв решении задач по подготовке обучающихся 1011 классов к военной службе, способствуя развитию у нихстоль необходимых для прохождения службы в армии психологических, моральноволевых и физических качеств.

Ссылки на источники1.Лазертаг [Электронный ресурс] // Свободная энциклопедия [webсайт]. URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Лазертаг. [10.03.2016].2.Панчак, Л.Я. Методика и организация военноспортивной игры [Электронный ресурс] / Л.Я. Панчак // Социальная сеть работников образования [webсайт]. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/vneklassnayarabota/library/2012/02/13/metodikaiorganizatsiyavoennosportivnoyigry. [16.03.2016].3.Пейнтбол [Электронный ресурс] // Свободная энциклопедия [webсайт]. URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Пейнтбол. [10.03.2016].4.Поздеева, К. А. Сборник военноспортивных игр и конкурсов [Текст] / К. А. Поздеева, А. Г. Коробков. –Хабаровск: Книжное дело, 2014. 64 с. 5.Российская Федерация. Законы. О воинской обязанности и военной службе [Электронный ресурс] : федер. закон принят Гос. Думой 6 марта 1998 г.: одобр. Советом Федерации 12 декабря 1998 (в ред. от 15.02.2016) // Российская газета [webсайт]. –URL:http://rg.ru/1998/04/02/armiyadok.html. –[10.03.2016].6.Российская Федерация. Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах[Электронный ресурс] Приказ Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 г. // Система ГАРАНТ[webсайт]. –URL:http://base.garant.ru/198025// [10.03.2016]7.Спекторов, В.Б. Военноспортивные игры [Текст] / В.Б.Спекторов. М. 1985. 135 с. 8.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (1011 кл.) [Электронный ресурс] : утвержденприказомМинобрнаукиРоссииот17мая2012г.№413// Министерство образования и науки [webсайт]. URL:http://минобрнауки.рф/документы/2365/ [01.03.16].