Проблемы воспитательной работы: поиск решений

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Емельянов В. М. Проблемы воспитательной работы: поиск решений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2236–2240. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96368.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы воспитательной работы, возникшие в постсоветской России. Выявляются причины и условия появления этих проблем. Предлагаются пути возможного решения этих проблем в образовательной деятельности учебных заведений России с учетом опыта советской педагогики. Рассматриваются методы воспитательной работы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ЕмельяновВалерий Михайлович,кандидат юридических наук, доцент кафедры административнойдеятельности органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, г. Тюмень.ninotyumen@yandex.ru

Проблемы воспитательной работы:поиск решений

Аннотация.В статье рассматриваются проблемы воспитательной работы,возникшиt в постсоветской России.Выявляются причиныи условияпоявления этих проблем. Предлагаются пути возможного решения этих проблем в образовательнойдеятельности учебных заведенийРоссиис учетом опыта советскойпедагогики.Рассматриваются методы воспитательной работы.Ключевые слова:Образование, воспитание, моральные ценности,этическая теория.

Становление гармоничной личности не может не включать в себя усвоение культуры, социальных ценностей и норм общества. Это достигается воспитанием, как частью образовательного процесса,как целенаправленной деятельностью направленной на создание и развитие моральных ценностей личности. И именно здесь кроются сложности, вызванные неоправданной полной унификацией программ образования, непродуманными изменениями в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности. Всё это происходит на фоне беспрецедентной для России пропаганды жестокости и насилия. И с этим нельзя не считаться, обращаясь к такой деликатной сфере, как образование "без границ". С сожалением следует констатировать, что с устранением идеологического контроля советской эпохи в России изменилось отношение к целям образования, да и само это понятие постепенно обрело упрощенное содержание. Привитие молодому человеку стандартов только внешне приличного поведения, без осознания его моральной основы, сейчас осуществляется семьей, дошкольнымучреждениями и школой. Цель образования сегодня подготовка конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего качествами и свойствами, востребованными в условиях рынка, способного ставить и достигать личностно значимые цели, способствующие развитию экономики страны [1]. Из образования выхолащивается воспитательная компонента, замещаемая прагматической установкой на овладение узконаправленными знаниями. Это вполне отвечает культивируемой ориентации на личный успех любой ценой, что характерно для западного общества потребления и индивидуализма. Однолишь обучениенеобходимым знаниям,без надлежащего нравственного воспитания,опасно для российского общества. Оно чревато созданием хорошо обученных,аморальных в своей основе людей. Нравственное воспитание обучаемыхимеет не меньшее значение, чем овладение ими знаниями. Никакие, даже самые совершенные законы, демократические институты и правовые механизмы, внедряемые в обществе, не дадут положительного результата, если общество составляют люди, не имеющие понятия о морали, безразличные к интересам общества и корыстолюбивые. Они могут стать высококлассными специалистами, но отсутствие у них необходимых нравственных качеств делает их опасными для общества и государства. Подготовка специалистов, некомплексующих и нерефлексирующих, знатоков своего дела, энергичных и находчивых, перед которыми пасуют стареющие авторитеты, стало приоритетной задачей и высшего профессионального образования. Личность вытес няется безликим функционером, действующим вне морали. Эти тенденции образовательного процесса входят в противоречие с задачей духовного возрождения нации. Утрата духовных ориентиров, деградация нравственности, связанная с превалированием западной культуры, толерантной к любым проявлениям аморальности, неизбежно лежат в основе многих бед современной России. Привитие молодому человеку принятых современной культурой стандартов только внешне приличного поведения, без осознания его моральной основы –основная задача, которая должна решаться в настоящее время, семьей, дошкольным и школьным воспитанием. Нравственное воспитание должно быть подчинено определенной программе. Этим, к сожалению, всерьез мало кто озабочен, она специально не разрабатывалась, а если осознавалась, то в виде добрых пожеланий, расплывчатых и неопределенных. Представляется, что в основе такой программы должны лежать достижения этической теории моральных ценностей, выработанные философией на протяжении веков Этическое воспитание наряду с образованием должно стать идеологией любого специалиста, преподающего право. Основой цивилизованного обществаявляется общественная мораль, общество лишенноеморалидеградирует.Одной из целей образования должно бытьвоспитание,т.е. формирование этическогоповедения личности, основанное на четком понимании добра и зла, благородства и подлости, верности и предательства, на совести.Для нравственно воспитанной личности необходимость во внешнем контроле сиспользованием правовых средств, как правило, не возникает. В ряду регуляторов общественных отношений этика отдельной личности занимает важное место. Этика наряду с общими представлениями о добре и зле, совести, справедливости, долге и других ценностях нравственного сознания включает в себя и нормы, регулирующие должное поведение в социуме. Всоветский период истории Россиипонимали важностьформировании личности человека. Исподволь, с использованием различных инструментов прививались требуемые обществомдуховные и нравственные качества. В том числе и путем внедренияпостулатовморального кодекса строителя коммунизма, основанные на евангельских заповедях.Обществоформировало и контролировало поведение своих членов.

Но рухнул «тоталитарный» строй, ослабла система общественного контроля, настало время «демократизированной»анархии и вседозволенности.С совестью стало можно договориться, мнением окружающих пренебречь, а личные корыстные интересы в состоянии конкурировать с общественными нормами поведения. В обществе сложилось такое положение, что при приеме того или иногосомнительногос правовой точки зрения решения, в основном заботятся о том, чтобы в предпринимаемых действиях "не было криминала". Вопросы этического свойстваограничителями не являются и во внимание не принимаются. В настоящее время нравственное состояние нашего общества внушает серьезные опасения. Эгоизм активно теснит коллективизм и гуманизм.Конечно, серьезные потрясения, произошедшие в российском обществе, привели к существенномуизменению качества жизни по сравнению не только с императорской Россией, но и с советским периодом. Правосознание молодого поколения формируется в условиях перманентных экономического и политическогокризисов.По данным Центра исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социальнопедагогической поддержки детей и молодежи, президентом Межрегиональной общественной организации содействия воспитанию «Содружество организаторов воспитательного процесса»,около45 процентов российских студентов хотели бы покинуть Россию после окончания вуза: 33 процента –в поисках лучшей жизни, 31 процент –изза значительных возможностей представляемых за границей специ алистам, 18 процентов не смогли четко сформулировать «почему?». Среди аргументаций–«возможность сделать карьеру», «желание получить высокий уровень медицинского обслуживания», «достичь высокого уровня жизни». [2]Непосредственным результатом их воздействия явился ивозникший кризисморальных ценностей, на которые ориентировалось общество на протяжении веков. Образовательный процесссегодня, как никогда ранее, нуждается вформировании новогоценностногоосознаниянеобходимости соблюдения морали, отвечающейсовременным реальностям. Но достижение этой целиневозможно без ясной государственнойидеологии.

Основной целью информационнопропагандистская работа с обучаемыми должна стать выработка убеждений, системы моральнонравственных ценностей и норм поведения.[3] Лозунги о необходимости полной деидеологизации общества, популярные последние десятилетияв российском либерально анархическом обществе,привелик разрушению духовной почвы, на которой должно существоватьгосударство.Необходимовернуться к четко выраженной государственной идеологии, в том числе и в образовании.При этом особую роль в формировании личности,вместо невнятной, постоянно меняющейсяпартийной идеологии,должно занятьвоспитание патриотического сознания, котороеведет к осознанию своего места в историческом процессе, пониманиюсебя как носителяи хранителялучших традиций русскогообщества.

Такое сознаниеявляетсясовокупностьювзглядов, представлений личностиобисторическом процессе, о прошломсвоей Родины,её настоящем и будущем, о своем предназначении.

Сегодня,несмотря на высокую степень образованности населения (какого не было никогда прежде), уровень подобногосамосознания можно охарактеризовать как весьма низкий, основанный не на научных знаниях, а псевдодемократических мифах.Объяснение этогоследует искатьв том, что история как наука долгое время была частью идеологии, подчиненной политике. Она трансформировалась в некий катехизис со строго определенным набором ответов на все возможные вопросы о том, как можно и нужно думать и оценивать те или иные факты прошлого и настоящего. Естественно, что эти идеологизировано односторонниетолкованиярухнули,как только в странухлынул поток совершенно неизвестной прежде информации.А современный российский научный мир, заболевдетской болезнью «западничества», приложил еще большие усилия к развенчанию сложившихся исторических представлений народа. В издаваемых исследованиях, предназначенных для широкого пользования, скаким то мазохистским удовольствием, исторические личности, сделавшие многое для будущего России, превращены в людей, тупо и озлоблено мешавших западному мирустроить светлое будущее всего человечества.Но одной из основополагающих задач любой общественной системы было и остается утверждение,в сознании объединяемых ею масс,чувствагордости за принадлежностьк данному сообществу, восприятие его деятельности как исторически положительной, не скрывая допущенных ошибок. А это восприятие разрушенов современной России.Осуществляя образовательную деятельность по обучению, нельзя ориентироваться только на усвоение обучаемыми определенной суммы знаний, ограниченных той или иной отраслью знаний, нужно помнить, что образованность без опоры на мораль чревата не лучшими последствиями. Проблемы в эффективности воспитательной работывозникли в том числе и потому, что часть преподавателей не могут ей заниматься в силу недостаточной профессиональной и философскотеоретической подготовки. Командноадминистративными методами данную проблему решить уже не представляется возможным, а интеллектуально противопоставить чтолибо процессу игнорирования обучаемыми моральных ценностей они не в состоянии.Помимо использования всего комплекса имеющихся методов воспитательной работы, субъект воспитания обязан не забывать о таком важнейшем методе воспитательной работы, как метод личного примера. Наделенный определенными полномочиями по отношению к курсантам и слушателям, он обязан не только соблюдать и выполнять все правила и предписания, но

и предъявлять к себе повышенные требования касательно правил поведения на работе и вне ее , внешнего вида, а также манеры общения, для того чтобы в полной мере реализовать такой фундаментальный метод воспитания, как личный пример. [4]Качественный преподавательский состав важнейшее условие успешного решения задачи образования и воспитания. Чего ждут в настоящее время от преподавателя, и какие требования он к себе предъявляет? Доходчивое изложение разделов учебника и только, или внедрение в сознание обучаемого значимости морали и ценностей, ей охраняемых? Ответ очевиден, но не утешителен. Вполне в духе Сенеки из его писем к Луцилию: если не знаешь куда плыть, то никакой ветер не будет попутным! Приблизительно знаем, куда плыть, но часто плохо представляем себе, как достичь цели слияния

в единое обучения и воспитания. Это напоминает трагическую судьбу идеи коммунизма: хотя там цель и была известна, но хуже оказалось со средствами ее достижения. И все же необходимо вернуться к идее приоритета нравственного воспитания советского прошлого, ибо сама идея, ее организационные воплощения и научныерекомендации заслуживают того, чтобы быть услышанными теперь, в новых политических и социальноправовых условиях. Идея формирования нового человека, "человека будущего", это пока хорошо памятно определяла сущность советской воспитательной работы. Ее реализацией были заняты многие государственные институты и общественные организации. Немалое значение отводилось формированию уважения к коммунистической морали. Решение проблемы воспитания этических взглядов, как важнейшего регулятора общественных отношений, одного из способов формирования духовного мира человека будущего и инструмента построения идеального мира, казалось вполне достижимым. Достижимымчерез воспитание массв единой морали. Попытка этого, попытка широкомасштабная, с привлечением огромных сил и средств, была предпринята государством в 5070е годы прошлого столетия. Но все, что было наработано в этом направлении, было уничтожено в девяностые с их лозунгом «обогащайся», а если этому мешает твоя мораль, то перешагни через нее. Образцами для подражания становились личности с шиком «кидающие» общество и государство. Если ты богат, то неважно как ты этого достиг.Воспитание гражданственности, выработка гражданских позиций, понимание исторической преемственности центральное звено проблемы формирования морали поколений. Основная цель такого воспитания воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремления к миру, потребности в труде на благо общества. Сознание человека, с ответственностью выполняющего свой гражданский долг и понимающего, что от его действий зависит не только собственная жизнь, но и судьба ближайших людей, народа и государства, определяет его социальное поведение и является существенным условием развития этических взглядов общества. Нравственное воспитание должно быть подчинено определенной программе. Этим, к сожалению, всерьез, мало кто озабочен, она специально не разрабатывалась, а если осознавалась, то в виде добрых пожеланий, расплывчатых и неопределенных. Представляется, что в основе такой программы должны лежать достижения этической теории моральных ценностей, выработанные философией на протяжении веков. Этическое воспитание наряду с обучением должно стать задачей каждого преподавателя.

К разработке эффективной программы воспитательной работы дающей действительно эффективныерезультаты, а не «потемкинские деревни», думаю необходимо привлечь не только узковедомственных специалистов, но и использовать научные возможности отечественных ученых исследовавших и исследующих данную проблему. Возможно, необходимо пересмотреть систему оценки воспитательной работы, сделав ее менее формализованной, учитывающей не только количество проведенных мероприятий, но и их эффективность.Воспитание гражданственности, выработка гражданских позиций, понимание исторической преемственности центральное звено проблемы формирования морали поколений. Основная цель такого воспитания воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремления к миру, потребности в труде на благо общества. Сознание человека, с ответственностью выполняющего свой гражданский долг и понимающего, что от его действий зависит не только собственная жизнь, но и судьба ближайших людей, народа и государства, определяет его социальное поведение и является существенным условием развития этических взглядов общества. Нормы обществастановятся каркасом, определяющим культурный генотип его членов Оценка, что есть «хорошо/плохо», «добро/зло» определяет выбор их целей и путей достижения.Ведь если нет единой морали, нет единойнации.

Ссылки на источники1.Г. В. Оствальд, С. А. Довбыш. Актуальные задачи организации воспитательной работы в вузе на современном этапе. Электронный ресурс: http://elib.altstu.ru/elib/disser/conferenc/2010/02/pdf/251ostvald.pdf. [Дата обращения 18.03.2016].

2. Воспитательная работа: проблемы, задачи, методы.Электронный ресурс:http://www.akvobr.ru/vospitatelnaja_rabota_problemy_zadachi_metody.html. [Дата обращения 18.03.2016 ]

3. Методические рекомендации по организации информационновоспитательной работы в образовательных учреждениях РОСТО (ДОСААФ).Электронный ресурс: http://pandia.ru/text/77/105/1436.php. [Дата обращения 18.03.2016 ]4.В. С. Бялт.Особенности воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений системы МВД России. Электронный ресурс: http://sociosphera.com/publication/conference/2013/188/osobennosti_vospitatelnoj_raboty_s_kursantami_i_slushatelyami_obrazovatelnyh_uchrezhdenij_sistemy_mvd_rossii. [Датаобращения18.03.2016]