Реализация государственной молодежной политики на муниципальном уровне

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Афанасьева Л. В. Реализация государственной молодежной политики на муниципальном уровне // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2286–2290. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96378.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам реализации государственной молодежной политики на муниципальном уровне и связанным с этим процессом проблемам. Автором проанализированы нормативно-правовые документы, используемые в работе с молодежью, выделены трудности и предложены некоторые способы их преодоления.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Афанасьева Людмила Викторовна,кандидат исторических наук, доцент кафедры «Социальная работа и государственное муниципальное управление» ФГБОУ ВО «КомсомольскийнаАмуре государственныйтехнический университет», г. КомсомольскнаАмуреalvi_mila@mail.ru

Реализации государственной молодежной политики на муниципальном уровне

Аннотация.Статья посвящена вопросам реализации государственной молодежной политики на муниципальном уровне и связанным с этим процессом проблемам. Автором проанализированы нормативноправовые документы, используемые в работе с молодежью, выделены трудности и предложены некоторые способы их преодоления.Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, муниципальное образование, проблема, муниципальная программа

Успешное социальноэкономическоеи культурное развитие любого государства невозможно без молодежи, которая является не пассивным потребителем публичных услуг, а активным субъектом гражданского общества.Любое правительство заинтересовано в наличии у подрастающего поколения определенной самостоятельности, творчества, самоопределения, умения приспособитьсяк социальноэкономическим и политическим изменениям. Однако в российском обществе, признающем ценность молодежи как особого социальноэкономическогоресурса, продолжает наблюдаться низкий уровень ее социальной активности. Проявляется это в том числе в низкой явке на избирательные участки, перекладывании ответственности за происходящее в обществе на государственные органы. Пассивность молодежи накладывает определенный отпечаток и на демографическую ситуацию в стране. Для преодоления сложившихся негативных тенденций на государственном уровне периодически принимаются решения, направленные на оказание помощи и поддержки молодежи как особой социальнодемографической группе, молодым семьям, объединениям молодых людей. Делается это в рамках отдельного направления социальной политики, именуемого молодежной политикой. При этом приоритеты в реализации молодежной политики периодически корректируются, в соответствии с изменениями, происходящими в целом в стране и в молодежной среде в частности. Реализация государственной молодежной политики на региональном и местном уровне имеет свои особенности. С точки зрения практической работы наибольший интерес представляет именно деятельность органов местного самоуправления, поскольку от ее действенности зависит сохранение и приумножение потенциала молодого поколения на территории конкретных муниципальных образований. В этом свететема настоящей работы особенно актуальна, поскольку посвящена реализации государственной молодежной политики на территории муниципального образования.

Автор поставил перед собой задачу –исследовать проблемы, возникающие приреализациигосударственной молодежной политики на муниципальном уровне и сформулировать возможные рекомендации по их разрешению.Хронологические рамки исследования ограничиваются 4 полными последними годами, т.е. 2012 –2015 гг., территориальные рамки–муниципальным образованием «Город КомсомольскнаАмуре» (образован в 1932 г.). Эмпирическую базу работысоставляют нормативно –правовые документы администрации г. КомсомольсканаАмуре, размещенные на официальном сайте администрации города в разделе «Деятельность» и в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт», а также годовые отчеты о деятельности отдела по делам молодежи администрации г. КомсомольсканаАмуре. В г. КомсомольскенаАмуре вопросы реализации государственной молодежной политики на протяжении 2012 –2015 гг. были возложены на отдел по делам молодёжи Администрации муниципального образования «ГородКомсомольсканаАмуре».В 2016 году в структуре администрации города была произведена реорганизация, отдел получил новое название «Отдел по молодежной политике» и с таким именем вошел в состав нового Управления по физической культуре, спорту и молодежной политике.Таким образом, в 2012 –2015 гг. именно отдел по делам молодежи какотраслевойорган администрации города КомсомольсканаАмуре без права юридического лица

функционировал длярешения вопросов местного значения по организации работы с молодежью в городском округе «Город КомсомольскнаАмуре». Деятельность отдела была организована в соответствии с теми решениями, чтопринимались на федеральном ирегиональном уровнях. 30 сентября 2015 г. Законодательная Дума Хабаровского края приняла Закон «О молодежи и молодежной политике в Хабаровском крае», который объединил в себе основные положения документов, определяющих разные направления поддержки молодежи, в т. ч. в трудовой сфере, в области культуры, международного сотрудничества и пр. В этом документе четко определены полномочия органов управления разного уровня в области молодежной политики на территории Хабаровского края, а также подтверждено полномочие губернатора учреждать премии в области молодежной политики в Хабаровском крае. Впервые такая премия была установлена на территории края в 1997 г. Сделано это было в целях поддержки субъектов реализации молодежной политики –физических и юридических лиц, работающих с молодежью. Втечение 1997 –2014 гг. ее получили 58 организаций и 122 физических лица –работников учреждений социальной сферы[1].ВЗаконе Хабаровского края «О молодежи и молодежной политике в Хабаровском крае» от 30 сентября 2015 г. в статье 8 определено, что «органы местного самоуправления муниципальных образований края участвуют в реализации молодежной политики в крае в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2].Этот документ не отменил действие принятой ранее, в мае 2012 г. государственной программы Хабаровского края «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Хабаровском крае». Такое сочетание разных сфер можно объяснить тем обстоятельством, что до того, как вопросы разработки и реализации молодежной политики на федеральном уровне были переданы в федеральное агентство при Министерстве образования и науки Российской Федерации, они были включены в круг компетенций иного министерства –спорта, туризма и молодежной политики (соответственно ответственным исполнителем этой программы является министерство спорта и молодежной политики Хабаровского края). На сегодняшний момент завершился первый этап реализации программы. Он продлился с 2012 до 2015 гг. Второй этап рассчитан до 2020 г. и его отличает отсутствие субсидий из федерального бюджета. Ожидается, что к концу реализации программы доля молодых людей, состоящих в молодежных и детских общественных объединениях или участвующих в их деятельности, достигнет 12 % (в расчете от общей численности молодого поколения в Хабаровском крае). Остальные 10 предполагаемых результатов, которые исполнитель программы должен получить к 2020 г., касаются исключительно спорта и физической культуры.Это позволяет предположить, что основной акцент в работе с молодежью Правительство делает на воспитательномпотенциалеспортивной общественности краяи ее позитивном примерев деле развития молодежи. При этом интересно отметить, что ранее молодежная политика осуществлялась в привязке к системе образования, о чем свидетельствует другая краевая целевая программа –«Развитие образования и молодежной политики хабаровского края».В целом же на правительственном уровне отмечено, что в крае «создана система мер по реализации молодежной политики, определены основные механизмы, видны положительные тенденции»[1].В КомсомольскенаАмуре реализация государственной молодежной политики строится с учетом принятого 11 ноября 2015 г. постановления администрации города «Об утверждении муниципальной программы городского округа «Город КомсомольскнаАмуре» «Развитие молодежной политики городского округа «Город КомсомольскнаАмуре» на 2016 –2020 годы». В этом документе были обозначены следующие основные субъекты реализации молодежной политики (помимо отдела):

отдел образования администрации города;

отдел культуры администрации города;

отдел по физической культуре и спорту администрации города;

управление экономического развития администрации города;

муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей и молодежи центр внешкольной работы «Юность»;

муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей детскоюношеский центр «Дземги»;

краевое государственное казенное учреждение «Краевой центр социального воспитания и здоровья»;

краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Наркологический диспансер г. КомсомольсканаАмуре.Программа «Развитие молодежной политики городского округа «Город КомсомольскнаАмуре» на 2016 –2020 годы» принята 11 ноября 2015 г., после утверждения распоряжением Правительства Хабаровского края от 31 августа 2015 года № 578рп «Концепции государственной молодежной политики Хабаровскогокрая на период до 2025 года». В городе также продолжают действовать 3 муниципальные программы, принятые в течение 2013–2014гг., действие которых может быть распространено и на молодежь:

Обеспечение качественным жильем на 2024 –2018 годы (утверждена постановлением администрации города 12.11.2013 № 3564па);

Дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, семей с детьми муниципального образования городского округа «Город КомсомольскнаАмуре» на 2014 –2018 годы» (утверждена постановлением администрации города 15.11.2013 № 3625па);

Содействие развитию и поддержка общественных объединений, некоммерческих организаций и инициатив гражданского общества в муниципальном образовании городском округе «Город КомсомольскнаАмуре» на 2015 –2019 годы (утверждена постановлением администрации города КомсомольсканаАмуре 22.10.2014 № 3807па).Деятельность отдела в этот период также осуществлялась в соответствии с постановлением главы города КомсомольсканаАмуре от 15.01.2013 № 5 «Об итогах организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе «Город КомсомольскнаАмуре» в 2010 2012 гг. и основных направлениях на 2013 2015 годы». В этом документе были обозначены приоритетные для города направления реализации государственной молодежной политики[3]. Программа «Обеспечение качественным жильем»содержит подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей в городском округе «Город КомсомольскнаАмуре», в которой отмечается, что подобные программы реализуются в городе с 2007 года. Важность работы с молодежью в этом направлении объясняется тем обстоятельством, что наличие в собственности жилья является одной из потребностей людей, ценностью человеческого существования, обеспечивающей, как указано в программе, «здоровье нации, формирование и сохранение семейных ценностей, стабилизацию и положительное развитие демографической ситуации».Жилище в современном сознании ассоциируется со стабильностью и уверенностью в завтрашнем дне. И качество жилого фонда продолжает оставаться низким. 122 тыс. кв. м. в городе продолжают относиться к аварийному. В очереди на улучшение жилищных условий стоят около 1000 семей. Муниципальная программа «Обеспечение качественным жильем на 2024 –2018 годы» ориентирована на предоставлениесоциальных выплат:

200 молодым семьям на строительство индивидуального жилья или его приобретение и 65 молодым семьям как участникам долевого строительства. В целом на реализацию всей программы Обеспечение качественным жильем на 2024 –2018 годы (помимо молодых семей) предусмотрено финансирование в размере 1097850100 руб., в т. ч. 761732500 руб. должно быть предоставлено из местного бюджета. В программе запланировано также использование собственных средств молодых семей в размере 336 337 600 руб.[4].Вторая программа, посвященная дополнительным мерам социальной поддержки отдельных категорий граждан, семей с детьми муниципального образования городского округа «Город КомсомольскнаАмуре» на 2014 –2018 годы, предусматривает 15 видов мер, из которых в 5 молодые люди (преимущественно из малообеспеченных семей) могут принять участие:

компенсациязатрат по проезду общественным транспортом учащимся муниципальных образовательных учреждений;

единовременная материальная помощь при оформлении документов для постановки на воинский учет, получении паспорта;

компенсация части стоимости путевки в оздоровительный лагерь;

материальная помощь на приобретение детского питания;

муниципальная стипендия учащимся высшего среднего, начального профессионального образования. Третья программа –«Содействие развитию и поддержка общественных объединений, некоммерческих организаций и инициатив гражданского общества в муниципальном образовании городском округе «Город КомсомольскнаАмуре» на 2015 –2019 годы» ориентирована главным образом на активизацию и поддержку гражданских инициатив различных объединений, в т. ч. детских и молодежных. Ееответственным исполнителем обозначен организационный отдел администрации г. КомсомольсканаАмуре, в перечень соисполнителей помимо отдела по делам молодежи также включены:

отдел по социальной работе;

сектор по взаимодействию со средствами массовой информации;

отделы жилищнокоммунального хозяйства округов и пр. структурные подразделения администрации.

Программа предполагает ежегодное оказание имущественной поддержки некоммерческих организаций и финансовой поддержки тех, чьи социально значимые проекты будут побеждать на муниципальных конкурсах социальнозначимых инициатив. Считается, что это позволит повысить роль и участие населения в решении вопросов местного значения, в т. ч. при реализации государственной молодежной политики[5]. Для поднятия гражданской активности молодежи как субъекта реализации молодежной политики и активизации ее творческого потенциала программой также предусмотрено ежегодная организация конкурса лидеров молодежных общественных объединений «Лидер XXIвека» (проводился в городе и до принятия указанной программы). Анализ отчетов о деятельности отдела по делам молодежи администрации г. КомсомольсканаАмуре позволяет сделать несколько выводов: 1) о периодической смене приоритетов в реализации государственной молодежной политике на территории муниципального образования; 2) о неизменном расположении на 1 месте данных о реализации программы / подпрограммы «Обеспечением жильем молодых семей». Итоги обзора отчетов отдела сведеныв таблицу, в которой использованы следующие обозначения:

1плюс –предполагается, что работа в обозначенном направлении проводилась;

2 плюса –обозначают осуществление конкретноговидадеятельности;

3 плюса –активная реализация обозначенного вида деятельности.При составлении учитывалось: 1) расположение сведений о тех или иных направлениях деятельности в годовом отчете отдела по дела молодежи администрации г. КомсомольсканаАмуре; 2) объем приведенных в них данных.Таблица 1Сводная характеристика деятельности отдела по делам молодежипри реализации основных направлений государственной молодежной политики

2012201320142015реализация подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей»++++++++++++патриотическое воспитание молодежи++++++++++++организация летней оздоровительной компании++++++++++решение вопросов временной занятости подростков++++++++организация работы с молодежью, занятой в различных отраслях экономики++++++++поддержка деятельности детских и молодежных объединений ++++++++++поддержка талантливой молодежи+++++++++развитие волонтерской деятельности+++++

В государственной программе Хабаровского края «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Хабаровском крае», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края 24.05.2012, обозначены следующие проблемы реализации государственной молодежной политики на территории края:

слабая межотраслевая координация в сфере молодежной политики;

несформированность действенного комплекса мер по выявлениюи сопровождениюталантливой и активной молодежи;

невысокий уровень гражданской активности и роли молодежи в общественнополитических процессах;

ограниченность инфраструктуры государственных и муниципальных учреждений и социальных служб для молодежи, направлений их деятельности, адекватно отвечающих потребностям, интересам и проблемам молодежи;

незавершенностьпоискаэффективных форм организации добровольческого, волонтерскогодвижения;

узкая направленность мероприятий молодежной политики на молодых людей, обучающихся в учебных заведениях, отсутствие системной работы с работающей молодежью. Эти проблемы существуют и на территории муниципального образования «Город КомсомольскнаАмуре».Численность молодежи в возрасте от 14 до 30 лет, проживающей в г. КомсомольскенаАмуре, составляет 56 079человекили 40 % трудоспособногонаселениягорода. В городе отмечается низкий уровень социальной активности молодежи. В конкурсах, фестивалях творческой, научной направленности участвует лишь 12 % от общего числа городской молодежи. В молодежные и детские общественные организации вовлечены не более 13 %[6]. Поэтому приоритетным направлением в работе с молодежью должно стать развитие ее самосознания и активности. Сделано это может быть через активизацию ее участия в работе молодежных и детских общественных объединений, советов, консультативных или совещательных структур при администрации города и органах студенческого самоуправления. Необходимый для этого задел имеется. В городе зарегистрировано 71 детское и молодежное общественное объединение, в которых состоят лишь 2 тыс. чел. Однако сделать это возможно при наличии заинтересованности всех сторон, а также информированности молодежи об имеющихся возможностях приложения их сил в рядах различных объединений, ассоциаций, объединений и клубов. Молодежь города отличает социальная мобильность и восприимчивость к новым идеям, однако экспертный опрос свидетельствуето том, что в молодежной среде:

культура ответственного гражданского поведенияразвита слабо;

мотивация к участию в общественнополитической деятельностинаходится на низком уровне;

молодыелюди социально изолированы и разобщены;

полноценный набора возможностей для помощимолодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, на территории муниципального образования не сформирован, хотя органы местного самоуправления и прилагают усилия для создания необходимой системы помощи;

молодежь слабо вовлечена в общественнополитическую жизнь города;

системавыявления и продвижения инициативной и талантливой молодежине развита. Лишь определенная доля учащихся профессиональных образовательных учреждений участвует вработе студенческого самоуправления. Работает городской студенческий совет, под эгидой которого проводятся традиционные мероприятия. Главными формами работы является организацияакций, фестивалей, конкурсов, концертов, культурномассовых, развлекательных, игровых программ. Добавляют проблем в реализации основных направлений молодежной политики и нерешенность жилищных проблем молодых людей, ониформируют у них ощущение социальной незащищенности, гасят интерес к проявлению активной позиции и влекут уехать на постоянное место жительство в другие регионы страны. Документально закреплено, что необеспеченность жильем является одним из факторов, ухудшающих демографическую ситуацию. А отказ молодежи от создания семьи и рождения детей ставит под вопрос будущее муниципального образования.Пассивности молодежи способствует и недостаточная развитость гражданского общества, что проявляется в низкой активности социально ориентированных некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории муниципального образования «Город КомсомольскнаАмуре». При главе города работали 2 совета –общественнополитический (создан в 2010 г.) и по делам инвалидов (создан в 2011 г.). Программа «Содействие развитию и поддержка общественных объединений, некоммерческих организаций и инициатив гражданского общества в муниципальном образовании городском округе «Город КомсомольскнаАмуре» на 2015 –2019 годы» (утверждена постановлением администрации городаКомсомольсканаАмуре 22.10.2014 № 3807па) предусмотрела переход взаимодействия власти и общества на новый уровень путем создания нового Общественного совета, выполняющего консультативносовещательные функции и осуществляющего общественный контроль. Однако для преодоления негативных тенденций этого все еще недостаточно. Перечисленные обстоятельства накладывают отпечаток на деятельность всех субъектов реализации государственной молодежной политики на территории муниципального образования «Город КомсомольскнаАмуре». В эту деятельность вовлечено незначительное количествоучреждений:

центры«Юность», «Дземги»;

филиал «Краевого центра социального воспитания и здоровья»;

межрайонныйфилиал краевого учреждения «Краевой дом молодежи».При этом необходимо учитывать, что центры,несмотря на подотчетность отделу по делам молодежи,одновременно выполняют задания по линии отдела образования. На базе муниципальных учреждений 78 преподавателей ведут занятия по 28 направлениям, обучая в кружках и секциях5310 детей и подростков. Общий охват молодежи в год в рамках проводимых учреждениями мероприятий составляет около 45 тысяч человек.Обозначенные центры не имеют загородных оздоровительных лагерей или баз отдыха.Их деятельность действительно не охватываетработающую молодежь. Финансовое обеспечение организации и осуществления муниципальных мероприятий по работе с молодежью на территории города КомсомольсканаАмуре осуществляется за счет средств местного бюджета. Финансовые средства идут на:

городские молодежные программы;

направление делегаций на краевыеи пр. мероприятия, в оздоровительные лагеря;

организацию и проведение городских культурномассовых и досуговых мероприятий (соревнований, фестивалей, смотров, конкурсов, праздников, концертов, акций и т.д.).Добровольные пожертвования и спонсорские средства могли бы увеличить финансовую базу отдела. Еще одной проблемой является недостаточное освещение в сети Интернет (на официальном сайте администрации города, в социальных сетях, на персональных страницах работников отдела) деятельности, осуществляемой на территории муниципального образования «Город КомсомольскнаАмуре» в рамках реализации государственной молодежной политики. Администрация города является учредителем местной газеты «Дальневосточный Комсомольск», и на ее страницах освещаются наиболее значимые события, происходящие на территории муниципального образования, однако в большинстве своем это происходит после завершения тех или иных мероприятий, и информация носит отчетный характер. Необходимо активизироватьработу по развитию системы информационного обеспечения молодежи, позволяющей обеспечить сбор, оперативную обработку и анализ информации о состоянии молодежной среды, потребностях, интересах, ценностных ориентирах молодежи.В структуре Управления по физической культуре, спорту и молодежной политикеадминистрации города КомсомольсканаАмуре можно создать справочную службу. Служба сможетвести свою работу в тесном взаимодействии с отделом по молодежной политике, а также организациями, общественными объединениями, деятельность которых направлена на решение проблем молодежи.Работа справочной службы позволит увеличить доступ каждого молодого человека к информационным ресурсам города, края, российским и международным проектам, а значит развивать оперативные коммуникационные каналы. Создание единого информационного пространства молодёжных организаций и объединений позволит обеспечить возможность интеграции и взаимодействия с большим количеством внешних информационных систем и ресурсов.Достижение этого можно добиться следующими способами:

создание единого информационного пространства с применением инновационных технологий;

обеспечение должного внимания к количеству и качеству информационных материалов, адресованных и распространяемых среди молодежи, что позволит информировать максимальное количество молодых горожан о молодежной политике;

подготовка спецвыпусков страниц молодёжной газеты по молодежной тематике; подготовка телевизионных телепередач;

поддержка молодёжных средств массовой информации (школьной прессы, молодежного телевидения, клуба начинающих журналистов и т.д.);

проведение социологических опросов среди молодых людей по всем направлениям и проблемам жизни города;

сбор и анализ информации о состоянии молодежной среды;

более активное освещение мероприятий по реализации молодежной политики на территории города;

донесение до молодежи позитивной информации;

предоставление информационносправочных услуг;

организация работы молодежных редакций.Вструктуре информационносправочной службы возможно создание следующих отделов сбора информации, а также мониторинга и статистики. Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что органы местного самоуправления на протяжении многих лет проводят значительную работупо реализации основ государственной молодежной политики. При этом важность и значимость работы с молодежью не вызывает сомнений у всех участников этой деятельности, а сама молодежь давно перестала восприниматься исключительно как получатель услуг государственных структур и служб и превратилась в активного субъекта, равного по правам и обязанностям государственным структурам. Хотя не все молодые люди до сих пор понимают необходимость формирования собственной активной гражданской позиции и не готовы принять на себя ответственность за свою судьбу и судьбу следующего поколения.Органы местного самоуправления не только активно участвуют в претворении в жизнь основных идей, разрабатываемы на федеральном и региональном уровне (в рамках единого правового пространства, действующего на территории всей Российской федерации). Они же являются инициаторами собственных программ для молодежи. Это позволяет им наиболее полно учитывать реалии времени и своевременно реагировать на изменяющиеся потребности молодых людей местных сообществ. Однако местные органы власти обычно ограничены в средствах и вынуждены перекладывать часть работы по поиску дополнительных финансовых источников на самих участников молодежной политики. Например, при реализации местных конкурсов социальных проектов для молодежи конкурсантамнеобходимо иметь минимальный запас собственных средств. Софинансирование таких проектов является своего рода выходом из сложившейсяситуации, хотя это частично и уменьшает количество заявок, отталкиваетчасть молодежных объединений, не нашедших необходимых средств, от проявления инициатив. Не все направления государственной молодежной политики, прописанные в федеральных и региональныхдокументах, из года в год реализуются с одинаковым успехом. Возможны ситуации ослабления внимания или наоборот, активизации работы в том или ином направлении, в т. ч. и благодаря поиску нетрадиционных форм работы с молодежью, обнаружению инициатив самой молодежи, предлагающей органам управления необычные проекты, находящие отклик в молодежной среде (например, проекты в г. Комсомольскена Амуре «Сдавайся» и «Аппетит»).

Ссылки на источники1.Об утверждении государственной программы Хабаровского края «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Хабаровском крае» : постановление Правительства Хабаровского края от 24.05.2012. № 169 –пр. 2.О молодежи и молодежной политике в Хабаровском крае : закон Хабаровского края от 30.09.2015 № 117. 3.Об итогах организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе «Город КомсомольскнаАмуре» в 2010 2012 гг. и основных направлениях на 2013 2015 годы : постановление главы города КомсомольсканаАмуре Хабаровского края от 15.01.2013 № 5.4.Об утверждении муниципальной программы городского округа «Город КомсомольскнаАмуре» «Обеспечение качественным жильем на 2024 –2018 годы» : постановление администрации города КомсомольсканаАмуре Хабаровского края от 12.11.2013 №3564па.5.Об утверждении муниципальной программы «Содействие развитию и поддержка общественных объединений, некоммерческих организаций и инициатив гражданского общества в муниципальном образовании городском округе «Город КомсомольскнаАмуре» на 2015 –2019 годы» : постановление администрации города КомсомольсканаАмуре Хабаровского края от 22.10.2014 № 3807па.6.Об утверждении муниципальной программы городского округа «Город КомсомольскнаАмуре» «Развитие молодежной политики городского округа «Город КомсомольскнаАмуре» на 2016 –2020 годы» : постановление администрации города КомсомольсканаАмуре Хабаровского края от 11.11.2015 № 3412па.