Исследование цветового зрения студента по таблицам Рабкина

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Абрамова Н. А., Берестова Е. Г. Исследование цветового зрения студента по таблицам Рабкина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2321–2325. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96385.htm.
Аннотация. В статье рассмотрена физиологическая основа цветового зрения и классификация нарушений цветового зрения. По основным полихроматическим таблицам Рабкина, предназначенным для дифференциальной диагностики форм нарушения цветового зрения, исследовали нарушения цветового зрения у студента.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Абрамова Надежда Александровна,студент 3 курса направления «Техносферная безопасность», Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ, Россия, г. ШахтыRaspopova.Nadyshka@yandex.ru

Берестова Екатерина Геннадьевна,студент 3 курса направления «Техносферная безопасность», Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ, Россия, г. Шахты

Исследование цветового зрениястудента по таблицам Рабкина

Аннотация.В статье рассмотрена физиологическая основа цветового зрения и классификация нарушений цветового зрения. По основным полихроматическим таблицам Рабкина, предназначенным для дифференциальной диагностики форм нарушения цветового зрения, исследовали нарушения цветового зрения у студента.Ключевые слова:цветовое зрение, полихроматические таблицы Рабкина, нормальная трихромазия, аномальная трихромазия, аномалоскопы.

Цветовое зрение —способность воспринимать и дифференцировать цвет, сенсорный ответ на возбуждение колбочек светом с длиной волны 400700 нм.Физиологическая основа цветового зрения —поглощение волн различной длины тремя типами колбочек. Характеристики цвета: оттенок, насыщенность и яркость. Оттенок («цвет») определяется длиной волны; насыщенность отражает глубину и чистоту или яркость («сочность») цвета; яркость зависит от интенсивности излучения светового потока.Нарушения цветового зрения и цветовая слепота могут быть врождёнными и приобретёнными.Основа вышеупомянутой патологии —потеря или нарушение функции колбочковых пигментов. Потеря колбочек, чувствительных к красному спектру, протандефект, к зелёному —дейтандефект, к синежёлтому —тритандефект.Классификация нарушений цветового зрения (По Нагелю с поправкой Рабкина)Нормальная трихромазия (восприятие 3 цветов при наличии 3 типов нормально функционирующих колбочек);

Аномальная трихромазия (восприятие 3 цветов в аномальной пропорции).

Протаномалия —патологическое восприятие красного цвета:

незначительное снижение цветовосприятия;

существенное снижение цветовосприятия;

снижение цветовосприятия на грани его утраты.Дейтераномалия —аномальное восприятие зелёного цвета:

незначительное снижение цветовосприятия

существенное снижение цветовосприятия

снижение цветовосприятия на грани утраты;Тританомалия —аномальное восприятие синего цвета.Дихромазия (восприятие 2 цветов изза отсутствия какоголибо типа колбочек):

протанопия (отсутствие восприятия красного цвета)

дейтеранопия (отсутствие восприятия зелёного цвета);

тританопия (отсутствие восприятия синего цвета).Монохромазия (восприятие только одного цвета изза отсутствия 2 типов колбочек).Ахромазия (чёрнобелое восприятие изза грубой патологии колбочкового аппарата):

монохроматизм голубых колбочек:

палочковый монохроматизм (наследование по аутосомнорецессивному типу).Для оценки функции и дефектов цветового зрения человека используют три типа методов: спектральные, электрофизиологические, метод пигментных таблиц.Выделяют количественные и качественные тесты для исследования; количественные тесты чувствительны и специфичны.Аномалоскопы —приборы, действие которых основано на принципе достижения субъективно воспринимаемого равенства цветов путём дозированного составления цветовых смесей. В этих условиях пациент наблюдает излучение в виде световых потоков, а предметом измерения служат их физические характеристики при достижении визуального равенства. При этом заранее рассчитывают, какие цвета будут неразличимы для человека с тем или иным сочетанием типов колбочек. Определённое сочетание оттенка и яркости стимула при составлении равенства позволяет выявить тот или иной вариант нарушения цветовосприятия. Пара сравниваемых цветов различается по уровню возбуждения одного из типов колбочек, например красного. При их отсутствии пациент (протаноп) неспособен видеть подобные различия. Ось чувствительных к зелёному колбочек лежит вне цветового треугольника, поскольку данный тип на всём протяжении спектра "перекрывается" либо длинноволновыми, либо коротковолновыми (синими) колбочками.По способности уравнивания полуполя монохроматического жёлтого цвета с полуполем, составленным из смеси чисто красного и зелёного в разных пропорциях, судят о наличии или отсутствии нормальной трихромазии. Последней свойственны строго определённые пропорции смесей (уравнение Релея).Псевдоизохроматические таблицы. Исследовать нарушения цветоразличения можно с помощью многоцветных тестов, пигментных таблиц, созданных по принципу полихроматичности. К ним относится, например, полихроматические таблицы Штиллинга, Ишихира, Шаафа, ФлетчераГамблина, Рабкина и др. Таблицы построены по сходному принципу; каждая включает фигуры, цифры или буквы, составленные из элементов (кружков) одного тона, но разной яркости и насыщенности, располагающихся на фоне из сходного сочетания кругов другого цвета. Фигуры, составленные из кружковой мозаики одного тона, но разной яркости, различимы трихроматами, но неразличимы протанопами или дейтеранопами.

Рисунок 1 –Пример полихроматических таблиц Рабкина.Теоретическая основа метода (например, полихроматических таблиц Рабкина(рис.1)) —различное восприятие цветовых тонов в длинноволновой и средневолновой части спектра нормальными трихроматамии дихроматами, а также различие распределения яркости в спектре для разных видов цветового зрения. Для протанопа по сравнению с нормальным трихроматом максимум яркости сдвинут в сторону коротковолновой части спектра (545 нм), а для дейтеранопа —в длинноволновую часть (575 нм). Для дихромата по обе стороны от максимума яркости имеются точки, равные по данному показателю, но не различаемые по цвету; нормальный трихромат же в этих условиях способен узнать тот или иной оттенок.Для проведения исследования исследуемого усаживают спиной к окну или источнику света и предлагают ему держать голову прямо, не двигая и не поворачивая ее в разные стороны. Таблицы располагают в строго вертикальной плоскости на уровне глаз исследуемого на расстоянии 0,51 м от него. Время демонстрации одной таблицы не должно превышать 5 секунд. Не рекомендуется класть таблицы на стол или держать их в наклонной плоскости: это может повлиять на точность результата и отразиться в диагнозе. Ответы исследуемого заносят в специальную карточку для регистрации данных цветоощущения(приложение 1). Если исследуемый прочел таблицу правильно ставят плюс (+), если прочитана с трудом, неуверенно, ставят вопросительный знак (?), если прочитана не правильно

знак минус ().Сопоставляя ответы исследуемого с данными, приведенными в таблице для диагностики нарушений цветоощущения (рис. 2) , устанавливают точный диагноз.В нашем случае, у исследуемой Берестовой Е.Г. студентки 3 курса, нарушений цветового ощущения не обнаружено. Точно дифференцировать формы и степень нарушения цветоощущения с помощью пигментных таблиц затруднительно. Более вероятно и надёжно разделение людей с нарушением цветового зрения на «цветосильных» и «цветослабых». Исследование широко распространено, доступно, проводится быстро.

Рисунок 2 –Таблица для диагностики нарушений цветоощущения.

Оценка результатов теста по таблицам Рабкина. Таблицы III, IV, XI, XIII, XVI, XVII XXII, XXVII неправильно или совсем не различаются дихроматами. Форма аномальной трихромазии, протаномалия и дейтераномалия дифференцируются по таблицам VII, IX, XI XVIII, XXI. Например, в таблице IX дейтераномалы различают цифру 9 (состоит из оттенков зелёного), протаномалы цифру 6 или 8, в таблице XII дейтераномалы в отличие от протаномалов различают цифру 12 (состоит из оттенков красного цвета разной яркости).Случаи, когда совокупность ответов исследуемого не соответствует приведённой в руководстве схеме и количество правильно прочитанных таблиц больше, чем предусмотрено для протанопов и дейтеранопов, могут быть отнесены к аномальной трихромазии. В последующем при продолжении исследования возможно определение степени её выраженности.Факторы, влияющие на результатНа скорость выполнения теста и его результаты могут влиять состояние пациента, его внимание, тренированность, степень утомления, уровень грамотности, интеллекта, освещённость панельных тестов, таблиц и помещения, в котором проводится исследование, возраст больного, наличие помутнения оптических сред, полиграфическое качество пигментных полихроматических таблиц.Для оценки приобретённых нарушений цветового зрения в ранней диагностике заболеваний сетчатки и зрительного нерва используют топографическое картирование цветоощущения (цветовая статическая кампиметрия), основанное на методе многомерного шкалирования и оценке субъективных различий по времени сенсомоторной реакции при сравнении уравненных по яркости цветов стимула и фона. При этом время сенсомоторной реакции обратно пропорционально степени субъективного цветового различения. Исследование функции контрастирования и цветоощущения в каждой исследуемой точке центрального поля зрения осуществляется при использовании ахроматических и цветных стимулов разного цвета, насыщенности и яркости, которые могут быть уравнены по яркости с фоном, а также светлее и темнее его (ахромахического или оппонентного к цвету стимула). Метод цветовой статической кампиметрии позволяет исследовать функциональное состояние onoffканалов колбочковой системы сетчатки, топографию контрастной и цветовой чувствительности зрительной системы.В зависимости от задач исследования и сохранности зрительных функций используются разные схемы исследования цветоощущения, включающие использование различных по длине волны, насыщенности и яркости стимулов, предъявляемых на ахроматическом или оппонентном фоне.

Ссылки на источники1.Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека : учебник для ср.проф.образования(доп.) / Н. И. Федюкович, 2008.2.Общественное здоровье и здравоохранение: медикосоциологический анализ [Электронный ресурс] / В.А. Медик, А.М. Осипов. М.: ИЦ РИОР: ИНФРАМ, 2011. 358 с. Режим доступа: Znanium com3.Основы прикладной антропологии и биомеханики: Учебное пособие [Электронный ресурс] / Л.П.Шершнева, Т.В.Пирязева, Л.В.Ларькина 2e изд., перераб. и доп. М.: ИД ФОРУМ: ИНФРАМ, 2011.















Приложение 1 Личная карточкадля регистрации данных исследования цветоощущенияФ.И.О. БерестоваЕкатерина ГеннадьевнаПол женскийВозраст 20 лет Место работы Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ в г. ШахтыДолжность студентСтаж работы 3 годаДата исследования 29.02.2016г

Диагноз(нужное подчеркнуть)1.Нормальная трихромазия2.Протаномалия типа А,В,С.3.Дейтераномалия типа А,В,С.4.Протанопия.5.Дейтеранопия.6.Приобретенная патология цветового зрения.

№ табл.Ответы испытуемогоОценка ответов196+2

+39+4

+513+6

+796+85+99+10136+11

+1212+13

+143?15

1696+17

+18

1995+20

+21

2266+2336+2414+259+264+2713+