Понятия, используемые в деятельности ОВД при участии в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера, а также периоды в деятельности сил и средств ОВД в зависимости от стадий развития чрезвычайных ситуаций природного характера

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Черных В. В. Понятия, используемые в деятельности ОВД при участии в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера, а также периоды в деятельности сил и средств ОВД в зависимости от стадий развития чрезвычайных ситуаций природного характера // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2316–2320. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96384.htm.
Аннотация. В статье рассматривается соотношение понятий «землетрясение», «наводнение», «ураган» , «стихийное бедствие», «чрезвычайная ситуация природного характера», «чрезвычайная ситуация природного и техногенного характера», а также соотношение основных этапов (стадий) возникновения и развития чрезвычайных ситуаций природного характера и периодов в деятельности группировки сил и средств органов внутренних дел.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Черных Виталий Викторович,К.ю.н., подполковник полиции, старший преподаватель кафедры огневой, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», г. Тюмень

Понятия используемые в деятельности ОВД при участи в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера, а также периоды в деятельности сил и средств ОВД в зависимости от стадий развития чрезвычайных ситуаций природного характера

Аннотация. В статье рассматривается соотношение понятий «землетрясение, наводнение, ураган и т.д.», «стихийное бедствие», «чрезвычайная ситуация природного характера», «чрезвычайная ситуация природного и техногенного характера». А также соотношение основных этапов (стадий) возникновения и развития чрезвычайных ситуаций природного характера и периодов в деятельности группировки сил и средств органов внутренних дел.

Ключевые слова: чрезвычайные ситуации природного характера, землетрясение, наводнение, ураган, периодыв деятельности группировки сил и средств органов внутренних дел

В законодательных и иных нормативных правовых актах, регулирующих отношения государственных органов власти и управления всех уровней, должностных лиц предприятий, организаций, граждан в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, закреплены и широко применяются на практике следующие термины и понятия: наводнения, землетрясения, природные пожары, сильные ветры (циклоны, ураганы, тайфуны, бури, смерчи) и др., а также стихийные бедствия или чрезвычайные ситуации природного характера, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.Их сравнительный анализ дает основание сделать следующий вывод, что они соотносятся между собой как единичное, особенное и общее.Вместе с тем, несмотря на различные терминологические названия, они иногда понимаются и употребляются в литературе и на практике как синонимы. Фактически между ними ставится знак равенства. Так, конкретное аномальное природное явление (землетрясение, наводнение, сильный ветер (буря, ураган, и др.)), понимаются, как стихийные бедствия, а стихийные бедствия, как чрезвычайные ситуации природного характера. В ряде случаев землетрясение или наводнение сразу же считаются чрезвычайной ситуацией природного характера.Вместе с тем, между этими понятиями существуют различия на содержательном уровне.На наш взгляд, для таких утверждений требуется дополнительная аргументация. Прежде всего необходимо ответить на следующие вопросы: Вопервых, при каких обстоятельствах, всегда ли, конкретное аномальное природное явление (землетрясение, наводнение и т.д.) является стихийным бедствием? Вовторых, когда, при каких условиях землетрясение (наводнение, природный пожар, буря и т.д.) становятся чрезвычайными ситуациями природного характера?Под стихийными бедствиями понимаются опасные природные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничтожением материальных ценностей, поражением и гибелью людей и животных[1]. Придерживаясь в целом этого понятия, мы тем не менее обращаемвнимание на слова «внезапным нарушением жизнедеятельности населения». На наш взгляд, это не совсем точно. Эти слова отсекают ряд стихийных бедствий, которые прогнозируются, имеют свою периодичность возникновения и развития. Получается, что если стихийное бедствие прогнозируемое, медленно надвигающееся, но неотвратимое до уровня катастрофичности с ожидаемыми тяжкими последствиями, то оно не является стихийным бедствием?На наш взгляд, конкретное аномальное природное явление становится стихийным бедствием лишь тогда, когда оно происходит в местах проживания людей, негативно затрагивает их жизнедеятельность, наносит материальный ущерб, а то и гибель людей, их ранения и увечья.Если же землетрясение, наводнение, ураган и т.д. происходят в безлюдной местности, где отсутствует инфраструктура и люди, то они так и остаются аномальными природными явлениями, а не стихийными бедствиями и уж тем более не чрезвычайными ситуациями природного характера.Для того, чтобы стихийное бедствие пробрело характер чрезвычайной ситуации природного характера необходимы, на наш взгляд, еще сопутствующие факторы и последствия, а именно:масштабность стихийного бедствия;уничтожение материальных ценностей;вынужденность эвакуации многих людей;многочисленность потерь людей (травмы, увечья, ранения), а то и их гибель;дезорганизация общественной жизни региона.Разрушение жилищной и промышленной инфраструктуры, коммуникаций, выход из строя средств связи и электроэнергетики, пожары, взрывы на промышленных предприятиях, разрушение плотин, дамб с затоплением местности, радиоактивное и химическое заражение местности в результате разрушения объектов использования и мест хранения приводит к масштабным чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера одновременно.Чрезвычайная ситуация природного и техногенного характера –это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей[2].В данном определении, на наш взгляд, не хватает дополнительных факторов и последствий, полнее характеризующих чрезвычайную ситуацию природного характера, например, масштабности, реальной опасности природного явления, вынужденности эвакуационных мероприятий, многочисленности людских потерь, дезорганизации общественной жизни.Кроме того, в данном определении законодателем допущена некая вольность или неточность. Говоря о чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, как об обстановке, сложившейся на определенной территории, в результате, например, стихийного бедствия, нам уже нет необходимости употреблять слова «могут повлечь» тяжкие последствия. Надо считать их уже свершившимся фактом. Ведь стихийные бедствия, как родовое понятие конкретных аномальных природных явлений (землетрясение, наводнение, ураган и т.д.) уже понимается нами как «опасные явления, вызывающие катастрофическую ситуацию, характеризующуюся разрушением и уничтожением материальных ценностей, поражением и гибелью людей и животных».Длительность и опасность катастрофических природных явлений, требующих масштабных работ по ликвидации их последствий, длительность дезорганизации всей общественной жизни региона, невозможность местных органов власти и управления решить собственными силами возникшие проблемы –приводят к кризисной ситуации, вызванной чрезвычайной ситуацией природного характера, требующей федерального вмешательства, введения особого правового режима чрезвычайного положения, применения объединенной группировки сил и средств, установления временных мер, ограничивающих права граждан и юридических лиц.Мы видим, что возникновение и развитие конкретных природных аномальных явлений, т.е. наводнений, землетрясений, ураганов и т.д. с определенными неблагоприятными последствиями для граждан, приводит к пониманию, что это стихийное бедствие, которое в процессе неблагоприятного развития приобретает черты чрезвычайной ситуации природного характера или чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.Чрезвычайные ситуации (ЧС) природного характера, вызванные различными видами стихийных бедствий, развиваются во времени и пространстве, нередко с тяжкимипоследствиями, в том числе с большими материальными и людскими потерями.Характеризуя развитие ЧС природного характера с учетом временного фактора необходимо прежде всего говорить о быстроте и динамизме их возникновения и развития, о их непредсказуемости,силе и, следовательно опасности для территорий и проживающего населения.В этом смысле непрогнозируемые разрушительные стихийные бедствия (например, землетрясения), приводящие к ЧС природного характера, являются наиболее опасными ибо, как правило, не имеют временного периода, необходимого для обеспечения готовности к действиям в условиях реального возникновения и развития ЧС природного характера.Характеризуя ЧС природного характера с учетом пространственного фактора, необходимо учитывать, что участие сил и средств ОВД в ликвидации последствий ЧС природного характера может быть различной, как по численности привлекаемых сил и средств ОВД, их организационному построению (формированию группировки), формам и методам работы в зоне чрезвычайной ситуации, так и по выполняемым задачам и функциям, уровням взаимодействия и информационному обеспечению.Учитывая изложенное целесообразно обратить внимание на три основных стадии или периода возникновения и развития ЧС природного характера:период, предшествующий реальному наступлению ЧС;период реального наступления ЧС природного характера;период ликвидации последствий ЧС.Этим трем периодам возникновения и развития ЧС природного характера соответствуют и три основных этапа деятельности группировки сил и средств ОВД при участии в ликвидации последствий ЧС природного характера:этап деятельности группировки сил и средств ОВД перед реальным наступлением ЧС;этап деятельности группировки сил и средств ОВД в условиях реального наступления ЧС;этап деятельности группировки сили средств ОВД при участии в ликвидации последствий ЧС.На наш взгляд, достаточно четко прослеживается (должна прослеживаться) взаимосвязь возникающих и развивающихся во времени и пространстве ЧС природного характера и уровень обеспечения готовности группировки сил и средств ОВД к оперативному решению своих задач и функций в условиях чрезвычайной обстановки.Выделение первого этапа деятельности группировки сил и средств ОВД важно с точки зрения возможности и необходимости быстрого перехода сил и средств ОВДот деятельности в обычных (повседневных) условиях к деятельности в условиях чрезвычайной обстановки.Этот период дает шанс минимизировать угрозу, спасти людей, сохранить материальные и культурные ценности с участием группировки сил и средств ОВД.В этот период объявляется режим повышенной готовности в функциональной подсистеме охраны общественного порядка единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций[3].Система управления ОВД приводится в состояние готовности. Формируется группировка сил и средств ОВД, обеспечивается ее готовность к действиям в зоне ЧС природного характера. Силы и средства ОВД переводятся на особый режим работы. Наряды милиции, несущие службу по системе единой дислокации, наделяются дополнительными обязанностями по сбору информации о возможной ЧС природного характера.Организуется и поддерживается взаимодействие, как внутреннее, так и внешнее с координационными органами и органами управления территориальных и функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера (РСЧС).Второй этап деятельности группировки сил и средств ОВД в условиях реального наступления ЧС характеризуется особой напряженностью, требует мобилизация всех сил и средств ОВД, высокий уровень организации и четкости работы по решению возникающих задач с учетом временного и пространственного факторов.Группировка сил и средств ОВД, с учетом дополнительно собранной информации из зоны ЧС, уточненного плана действий, поставленных задач и дополнительных расчетов, выдвигается в зону ЧС для решения оперативных и возникающих задач и функций.На первый план в указанный период выдвигаются задачи спасения людей, обеспечения сохранности имущества, оставшегося без присмотра. На группировку сил и средств ОВД, находящуюся в зоне ЧС возлагаются задачи: обеспечения общественного порядка в населенных пунктах, на охраняемых объектах, на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта, на маршрутах эвакуации; охрана материальных и культурных ценностей; участие в профилактических и оперативнорозыскных мероприятиях, необходимых в зоне ЧС, а так же в предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, розыске и задержании лиц, совершивших преступление, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших; проведение мероприятий по предупреждению и пресечению возможных массовых беспорядков, паники среди населения, распространению ложных и провокационных слухов; обеспечение общественного порядка и общественной безопасности (в том числе безопасности дорожного движения) на маршрутах введения сил РСЧС в зоны очагов поражения, при проведении там аварийноспасательных и других неотложных работ, а также при выводе из этих зон (очагов) пострадавших; осуществление пропускного режима и выполнения должностными лицами и гражданами правил карантина; оказание помощи при вывозе погибших и эвакуации пострадавших людей в медицинские и другие пункты; содействие в привлечении населения, использования транспортных и иных средств для проведения эвакуации, аварийноспасательных и других неотложных работ; ограничение или запрещение дорожного движения на разрушенных и опасных для движения участках дороги, организация установки необходимых технических средств обеспечения дорожного движения; развертывание контрольнопропускных пунктов и постов дорожнопатрульной службы; осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства правил проживания и временного пребывания в Российской Федерации; осуществление мер по учету потерь населения, участие в установлении личности погибших и пострадавших, участие в приеме и распределении гуманитарной помощи, в контроле за материальными и финансовыми потоками.Третий этап деятельности группировки сил и средств ОВД является наиболее продолжительным и зависит от вида и разрушительной силы стихии.На этом этапе в зоне ЧС на первый план выдвигаются задачи восстановления и обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, содействие аварийновосстановительным работам, возвращение населения в места проживания.

Ссылки на источники1.Стихийные бедствия, аварии, катастрофы. Правила поведения и действий населения/Сборник методических разработок для проведения занятий с населением по тематике ГО и ЧС.// М,: Библиотечка журнала «Военные знания». 1998. С.24.2.ФЗ РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994г. №68 –ФЗ ст. 1 (в ред. Федеральных законов от 28.10.2002 N 129ФЗ, от 22.08.2004 N 122ФЗ, от 04.12.2006 N 206ФЗ, от 18.12.2006 N 232ФЗ, от 30.10.2007 N 241ФЗ)3.Об утверждении Положения о функциональной подсистеме охраны общественного порядка единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Приказ МВД России от 13 июля 2007 г. №633.