Поликультурное воспитание как проблема современного образования
Выпуск:
ART 96388
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Селюкова
Е.
А. Поликультурное воспитание как проблема современного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
2336–2340. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96388.htm.
Аннотация. В статье автор рассматривает особенности и проблемы поликультурного воспитания современного подрастающего поколения нашей страны, необходимость подготовки современного образования к работе в поликультурном образовательном пространстве.
Ключевые слова:
ценности, образование., культурная среда, межэтническая культура, поликультурное воспитание
Текст статьи
Селюкова Екатерина Алексеевна,кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры дошкольного и начального образования ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставропольekaterinaselyukova@yandex.ru
Поликультурное воспитание какпроблема современного образования
Аннотация.Встатье автор рассматриваетособенности и проблемы поликультурного воспитания современного подрастающего поколения нашей страны, необходимость подготовки современного образования к работе в поликультурном образовательном пространстве.Ключевые слова: межэтническая культура, поликультурное воспитание, ценности, культурная среда, образование.
Россия это конгломерат различных культур. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2002 г. (Российская газета. 31 марта 2004), в состав населения России входит 128 этносов, из них 89 коренных. При этом коренные этносы принадлежат:к различным расовым и этническим группам (индоевропейской, северокавказской, уральской, алтайской, чукотскокамчатской и др.);к нескольким большим лингвистическим группам (славянской, тюркской, финноугорской, кавказской, монгольской, палеоазиатской и др.);к различным религиозным и культурным зонам и традициям (христианской, мусульманской, буддистсколамаистской, локальным шаманистским культам).Специфичностьполикультурной среды России составляет высокий уровень миграции, притом, что мигранты —это не только люди других национальностей, но и русские, прибывающие в страну из бывших Союзных республик. Миграционные потоки ведут к увеличению этнического состава населения России. Это происходит изза того, что у русских и славянских народов довольно низкая рождаемость, в то время как в мусульманских и буддийских культурах уровень рождаемости в 23 раза выше. К этому следует добавить достаточно высокий приток населения в поисках работы из Азербайджана, Казахстана, Узбекистана и других стран ближнего зарубежья, а также китайских, вьетнамских и корейских рабочихмигрантов. Внастоящее время помимо экономических мигрантов в основном в сельской местности страны концентрируется значительное число беженцев и вынужденных переселенцев.Сельскогородская миграция вследствие ее высокой многолетней интенсивности и селективности по полу и возрасту кардинально скорректировала естественный ход демографического развития городских и сельских поселений России. С одной стороны, это привело к резкому старению сельского населения, разрушению его демографического и трудового потенциалов на большинстве территорий старообжитой части страны, с другой стороны данная тенденция стала важнейшим источником пополнения трудоспособных и репродуктивных контингентов и омоложения городского населения. Н. В. Тарасова (1995) в своем исследовании указывает, что, несмотря на более высокие показатели возрастной рождаемости и смертности, которые при условии незначительной миграции должны были бы сформировать более молодую возрастную структуру в селе, сельское население в действительности за последний период резко постарело.Особенность поликультурной среды составляет изменение в последний период социальной структуры российского общества. Как отмечает М. Н. Руткевич (1997), наряду с трансформацией «верхов» появление «...криминальной по своему характеру компрадорской буржуазии и новой бюрократии» происходят глубокие социальные сдвиги в «низах». Вопервых, возник многочисленный слой частных собственников, который относится к мелкой и средней буржуазии. В сельской местности это фермерство, вгородской владельцы предприятий сферы обслуживания (магазинов, мастерских и т. д.). К этому же слою примыкают лица, продающие на рынке услуг свое профессиональное мастерство —частнопрактикующие врачи, педагоги, артисты и др. Следует также отметить «челночный промысел», «самодеятельных» торговцевперекупщиков на продовольственных и вещевых рынках. Вовторых, в результате приватизации многие государственные предприятия стали товариществами с ограниченной ответственностью, акционерными обществами различного типа, вследствие чего существенно изменилась структура основной массы лиц наемного труда. Появилось большое количество безработных. Втретьих, наблюдается рост «паразитического» криминального слоя рэкетиры, грабители, вымогатели «уличного» типа, гадалки и т. п. Вчетвертых, растут «маргинальные» слои населения, к которым относятся многие впавшие в крайнюю нищету пенсионеры, инвалиды, беженцы, вынужденные переселенцы. Нельзя забывать и о бездомных, нищих, беспризорных детях(Руткевич М. Н., 1997. с. 7).Построение гражданского общества, достижение социальнополитической стабильности в России, да и само ее будущее в значительной степени зависят от того, как будут складываться отношения между русскими и всеми остальными общностями. Особенно опасны и непредсказуемы этнические процессы в переходные эпохи, каковую сегодня переживает российское общество.Педагогика все более предстает как сфера конкурирующих концепций, в которой используются современные наукоемкие технологии, информационные продукты, квалифицированные специалисты. Педагогика все более ориентируется на утверждение личностного начала в человеке при формировании толерантности в установлении межэтнических отношений в поликультурном педагогическом коллективе общеобразовательной школы.Поликультурный подход в социальном воспитании –демократический педагогический ответ многокультурных и полиэтнических обществ, одна из приоритетных педагогических проблем, стоящих перед мировой цивилизацией. Поликультурный подход может быть инструментом выхода из кризиса воспитания и образования, способствующий гармонизации отношений представителей различных цивилизаций и культур. Поликультурное социальное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях глобализации современного мира. Воспитание оказывается средством сохранения и развития этнических культур, включения их ценностей в практику воспитания и обучения и тем самым решения актуальных проблем современной педагогики. Интерес к поликультурному воспитанию сегодня обусловлен расширением международного сотрудничества, усилением борьбы этнических и расовых меньшинств за свои права в сообществах с поликультурнымсоставом. Основными направлениями поликультурного воспитания в ведущих странах мира, являются: билингвальное обучение; многокультурное воспитание, сопровождающееся мерами против этноцентризма. Эти направления отражаются в специальных учебных программах. Поликультурное воспитание фокусируется на нескольких педагогических принципах: воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств; воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов; воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству. К числу функций поликультурного воспитания можно отнести: формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи; осознание важности культурного многообразия для самореализации личности; воспитание позитивного отношения к культурным различиям; развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания. Поликультурное воспитание преследует три группы целей, которые можно обозначить понятиями «плюрализм», «равенство», «объединение»: уважение и сохранение культурного многообразия; поддержка равных прав на образование и воспитание; формирование и развитие в духе общенациональных, политических, экономических, духовных ценностей. Содержание поликультурного воспитания строится вокруг следующих ориентиров: социокультурной идентификации личности; освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде; воспитания положительного отношения к культурному окружению; развития навыков социального общения. Существенной становится проблема организации поликультурного воспитания. Одним из главных способов такой организации является соответствующее изучение тех или иных учебных дисциплин. Наличие поликультурного компонента в учебных дисциплинах позволит решать двойную задачу: стимулировать интерес обучающихся к новому знанию и одновременно предложить студентам различные точки зрения на окружающий мир. Международная энциклопедия образования (1994) рассматривает поликультурное образование как важную часть современного образования, способствующую усвоению учащимися знаний о других культурах, уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем. Существенную роль в поликультурном образовании, готовящем молодых людей к жизни в XXI веке, играет изучение общечеловеческих ценностей и мировой культуры. Ценности, о которых идет речь, есть отражение человеческих отношений, верований и жизненного опыта. Культура определяетмир, влияет на наши решения и поступки в любой сфере нашей деятельности. Ценности могут быть и сугубо личными, но наиболее важные из них одинаковы для людей одной нации, культуры или религии. Существуют, однако, ценности универсальные, распространенные столь широко, что они даже в какой то мере определяют, что значит быть человеком. Дляполикультурного воспитания важны как универсальные ценности, выходящие за пределы групповых признаков, так и все те разнообразные ценности, которые определяют групповую принадлежность и создают уникальные культуры и взгляды на мир. Истоки универсальных ценностей в культурных, религиозных и национальных традициях. Как бы ни были различны эти традиции, они породили много сходных ценностей у разных народов, независимо от времени и расстояния. Поликультурное образование дает возможность глубже изучить и осознать многообразие народов, населяющих мир. Культурные различия, которые определяют принадлежность человека к той или иной группе, являются наиболее очевидным проявлением разнообразия ценностей и точек зрения. Эти различия отражены во вкусах людей, их предпочтениях и отношениях, стиле жизни и взглядах на мир и являются продуктом эволюции каждого народа и его приспособления к своей среде обитания и обстоятельствам жизни с целью удовлетворить потребности, общие для всех групп, для всех народов. Поликультурное образование поможет учащимся увидеть в этом многообразии общее. Каждый народ создает материальную культуру: дома, пищу, одежду, орудия труда, собственность и пр., в соответствии со своими потребностями и условиями жизни, у каждого свои национальные видыискусства и труда, свой язык и другие средства общения, своя организация общества и система общественного контроля. У каждого народа есть своя, формальная и неформальная система образования и передачи национальных ценностей, традиций, а также ритуалов, выражающих взгляды и верования данного народа, свои механизмы и учреждения, осуществляющие различные экономические функции. Преподаватель должен помочь учащимся осознать, что в мире существует множество ценностей, что некоторые из этих ценностей отличаются от их собственных, что любые ценности коренятся в традициях того или иного народа и являются для него закономерным плодом его опыта и исторического развития. Как писал М.М.Бахтин, только через диалог с другой культурой можно достигнуть определенного уровня самопознания, так как при диалогической встрече двух культур, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, одновременно обогащая другую. Очевидно, что в условиях многокультурного мира и полиэтнического российского общества поликультурное воспитание становится неотъемлемой частью педагогической культуры преподавателя. Оно включает в себя культурологические, этноисторические знания, понимание важности культурного плюрализма, умение выделять и вносить в содержание общего образования идеи, отражающие культурное многообразие мира, а также умение организовать педагогический процесс как диалог носителей различных культур во времени и пространстве.Богатство культурной среды общности также зависит от богатства культурной среды региона той конкретной атмосферы, которая либо содействует, либо сдерживает развитие культурных сред. В каждом регионе складываются определенные условия жизни сообщества, способы организации деятельности, формируется его отношение к потребностям сфер культуры и образования и многие другие характеристики.Предметом особого изучения ученых нашей страны является СевероКавказский регион и Ставропольский край, в частности. Северный Кавказ уникальный географический, геополитический и культурный массив. Наш современник Ю. А. Жданов (1999) пишет: «Кавказ хранит в себе и ныне мощные исторические традиции. На планете не существует региона, где жили быдлительно и совместно сотни народов... Это удивительное многоцветье является драгоценным сокровищем всего человечества...» (Жданов Ю. А., 1999. С. 23).Кавказский фактор многоаспектный и дает о себе знать на разных уровнях региона, этнической общности, индивида. Важной особенностью поликультурной среды региона является органическая взаимосвязь конфессиональной и этнической идентичности. Этническая идентичность воспринимается кавказцами не как одна из иерархических, а как высшая ступень бытия. «Кавказскость» это категория, выражаемая не столько религиозной, сколько социальной идентичностью. Она неотделима от чести, справедливости, мужества, предполагает особое отношение человека к достоинству, правде и свободе. Она выступает имманентным регулятором всей жизнедеятельности индивида, составляя не биологически наследуемую, а «историческую субстанцию» бытия в поликультурной среде Кавказа.Своеобразие социокультурной среды региона составляет феномен казачества как сословия и субэтноса. Отдельные регионы, города, поселки, станицы, аулы, хутора Ставропольского края специфичны в организации быта людей, профессиональной ориентации жителей. Районные центры края —города и крупные сёла, традиционно ориентированы на распределение и переработку сельскохозяйственной продукции, т. к. Ставрополье преимущественно аграрный край. Сельские школы составляют 64% от всех общеобразовательных учебных заведений края. Специфична культура санитарнокурортной зоны Кавказских Минеральных Вод. Особое значение здесь имеет экология, а также непосредственная связь с мегаполисами страны, международные контакты.В основании образовательной стратегии поликультурного воспитания современных учащихся, в том числе и Северного Кавказа, должно быть познание специфики окружающей среды и предвидение различных вариантов ее развития с целью учета и оптимизации использования различных компонентов в процессе формирования подрастающего поколения. Важно, чтобы влияние окружающей среды не шло вразрез с внедряемыми педагогами ценностями, идеалами, принципами. Следовательно, требования к процессу воспитания в поликультурной среде, т. е. в среде, где дети имеют разные родные языки, относятся к разным по уровню состоятельности и образованности слоям населения и обладают другими существенными различиями, несколько отличаются от общеустановленных требований. Организация образования на принципах поликультурности должна исходить из постулата: «Класс один, а культур и субкультур в нем много, и все равноинтересны, и все необходимы в образовании».Перед педагогической общественностьюнашей страныстоит задача помочь подрастающему поколению осознать, что в мире существует множество ценностей, что некоторые из этих ценностей отличаются от их собственных, что любые ценности коренятся втрадициях того или иного народа (группы) и являются для него закономерным результатом его опыта, культуры и исторического развития. Как писал М. М. Бахтин (1986), только через диалог с другой культурой можно достигнуть определенного уровня самопознания, т. к. при диалогической встрече двух культур каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, одновременно обогащая другую. Культура создает почву для развития и укоренения многообразия, вариативности и качественного своеобразия всех своих элементов, а воспитаниедает молодому поколению понимание этих процессов.Таким образом, становится очевидным, что на современном этапе перед социальными институтами должна ставиться задача разработки новой поликультурной образовательной стратегии с учетом новых социокультурных реалий.
Ссылки на источники1.Аракелян О. В. Поликультурное образование как фактор гражданского равновесия // Известия Академии педагогических и социальных наук. 2002. № 6 С.103108.2.Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. М., 2000.3.Бондарева Н. А. Технология этнокультурного воспитания // Школа. 2001 №5.С. 38 41.4.Ганеева Е.И. Влияние миграционных процессов на социальнодемографическую ситуацию в Ставропольском крае / Ставропольский краевой комитет государственной статистики. Ставрополь, 2001.5.Гасанов З. Т. Педагогика межнационального общения: Учеб. пос. для студ. вузов. –М., 1999.6.Краевая научноисследовательская лаборатория по проблемам формирования современной личности в поликультурной среде:Информационный бюллетень; Сборник материалов. / Под. ред. В. Н. Гурова, Л. Е. Шабалдаса, В. Ф. Вишняковой и др. Ставрополь, 20022005.Вып. 117.7.Крысько В. Г Этнопсихология и межнациональные отношения: Курс лекций. –М., 2002. 8.Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Социальнопсихологические факторы этнической толерантности и стратегии межгруппового взаимодействия в поликультурных регионах России // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 3154.
Поликультурное воспитание какпроблема современного образования
Аннотация.Встатье автор рассматриваетособенности и проблемы поликультурного воспитания современного подрастающего поколения нашей страны, необходимость подготовки современного образования к работе в поликультурном образовательном пространстве.Ключевые слова: межэтническая культура, поликультурное воспитание, ценности, культурная среда, образование.
Россия это конгломерат различных культур. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2002 г. (Российская газета. 31 марта 2004), в состав населения России входит 128 этносов, из них 89 коренных. При этом коренные этносы принадлежат:к различным расовым и этническим группам (индоевропейской, северокавказской, уральской, алтайской, чукотскокамчатской и др.);к нескольким большим лингвистическим группам (славянской, тюркской, финноугорской, кавказской, монгольской, палеоазиатской и др.);к различным религиозным и культурным зонам и традициям (христианской, мусульманской, буддистсколамаистской, локальным шаманистским культам).Специфичностьполикультурной среды России составляет высокий уровень миграции, притом, что мигранты —это не только люди других национальностей, но и русские, прибывающие в страну из бывших Союзных республик. Миграционные потоки ведут к увеличению этнического состава населения России. Это происходит изза того, что у русских и славянских народов довольно низкая рождаемость, в то время как в мусульманских и буддийских культурах уровень рождаемости в 23 раза выше. К этому следует добавить достаточно высокий приток населения в поисках работы из Азербайджана, Казахстана, Узбекистана и других стран ближнего зарубежья, а также китайских, вьетнамских и корейских рабочихмигрантов. Внастоящее время помимо экономических мигрантов в основном в сельской местности страны концентрируется значительное число беженцев и вынужденных переселенцев.Сельскогородская миграция вследствие ее высокой многолетней интенсивности и селективности по полу и возрасту кардинально скорректировала естественный ход демографического развития городских и сельских поселений России. С одной стороны, это привело к резкому старению сельского населения, разрушению его демографического и трудового потенциалов на большинстве территорий старообжитой части страны, с другой стороны данная тенденция стала важнейшим источником пополнения трудоспособных и репродуктивных контингентов и омоложения городского населения. Н. В. Тарасова (1995) в своем исследовании указывает, что, несмотря на более высокие показатели возрастной рождаемости и смертности, которые при условии незначительной миграции должны были бы сформировать более молодую возрастную структуру в селе, сельское население в действительности за последний период резко постарело.Особенность поликультурной среды составляет изменение в последний период социальной структуры российского общества. Как отмечает М. Н. Руткевич (1997), наряду с трансформацией «верхов» появление «...криминальной по своему характеру компрадорской буржуазии и новой бюрократии» происходят глубокие социальные сдвиги в «низах». Вопервых, возник многочисленный слой частных собственников, который относится к мелкой и средней буржуазии. В сельской местности это фермерство, вгородской владельцы предприятий сферы обслуживания (магазинов, мастерских и т. д.). К этому же слою примыкают лица, продающие на рынке услуг свое профессиональное мастерство —частнопрактикующие врачи, педагоги, артисты и др. Следует также отметить «челночный промысел», «самодеятельных» торговцевперекупщиков на продовольственных и вещевых рынках. Вовторых, в результате приватизации многие государственные предприятия стали товариществами с ограниченной ответственностью, акционерными обществами различного типа, вследствие чего существенно изменилась структура основной массы лиц наемного труда. Появилось большое количество безработных. Втретьих, наблюдается рост «паразитического» криминального слоя рэкетиры, грабители, вымогатели «уличного» типа, гадалки и т. п. Вчетвертых, растут «маргинальные» слои населения, к которым относятся многие впавшие в крайнюю нищету пенсионеры, инвалиды, беженцы, вынужденные переселенцы. Нельзя забывать и о бездомных, нищих, беспризорных детях(Руткевич М. Н., 1997. с. 7).Построение гражданского общества, достижение социальнополитической стабильности в России, да и само ее будущее в значительной степени зависят от того, как будут складываться отношения между русскими и всеми остальными общностями. Особенно опасны и непредсказуемы этнические процессы в переходные эпохи, каковую сегодня переживает российское общество.Педагогика все более предстает как сфера конкурирующих концепций, в которой используются современные наукоемкие технологии, информационные продукты, квалифицированные специалисты. Педагогика все более ориентируется на утверждение личностного начала в человеке при формировании толерантности в установлении межэтнических отношений в поликультурном педагогическом коллективе общеобразовательной школы.Поликультурный подход в социальном воспитании –демократический педагогический ответ многокультурных и полиэтнических обществ, одна из приоритетных педагогических проблем, стоящих перед мировой цивилизацией. Поликультурный подход может быть инструментом выхода из кризиса воспитания и образования, способствующий гармонизации отношений представителей различных цивилизаций и культур. Поликультурное социальное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях глобализации современного мира. Воспитание оказывается средством сохранения и развития этнических культур, включения их ценностей в практику воспитания и обучения и тем самым решения актуальных проблем современной педагогики. Интерес к поликультурному воспитанию сегодня обусловлен расширением международного сотрудничества, усилением борьбы этнических и расовых меньшинств за свои права в сообществах с поликультурнымсоставом. Основными направлениями поликультурного воспитания в ведущих странах мира, являются: билингвальное обучение; многокультурное воспитание, сопровождающееся мерами против этноцентризма. Эти направления отражаются в специальных учебных программах. Поликультурное воспитание фокусируется на нескольких педагогических принципах: воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств; воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов; воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству. К числу функций поликультурного воспитания можно отнести: формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи; осознание важности культурного многообразия для самореализации личности; воспитание позитивного отношения к культурным различиям; развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания. Поликультурное воспитание преследует три группы целей, которые можно обозначить понятиями «плюрализм», «равенство», «объединение»: уважение и сохранение культурного многообразия; поддержка равных прав на образование и воспитание; формирование и развитие в духе общенациональных, политических, экономических, духовных ценностей. Содержание поликультурного воспитания строится вокруг следующих ориентиров: социокультурной идентификации личности; освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде; воспитания положительного отношения к культурному окружению; развития навыков социального общения. Существенной становится проблема организации поликультурного воспитания. Одним из главных способов такой организации является соответствующее изучение тех или иных учебных дисциплин. Наличие поликультурного компонента в учебных дисциплинах позволит решать двойную задачу: стимулировать интерес обучающихся к новому знанию и одновременно предложить студентам различные точки зрения на окружающий мир. Международная энциклопедия образования (1994) рассматривает поликультурное образование как важную часть современного образования, способствующую усвоению учащимися знаний о других культурах, уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем. Существенную роль в поликультурном образовании, готовящем молодых людей к жизни в XXI веке, играет изучение общечеловеческих ценностей и мировой культуры. Ценности, о которых идет речь, есть отражение человеческих отношений, верований и жизненного опыта. Культура определяетмир, влияет на наши решения и поступки в любой сфере нашей деятельности. Ценности могут быть и сугубо личными, но наиболее важные из них одинаковы для людей одной нации, культуры или религии. Существуют, однако, ценности универсальные, распространенные столь широко, что они даже в какой то мере определяют, что значит быть человеком. Дляполикультурного воспитания важны как универсальные ценности, выходящие за пределы групповых признаков, так и все те разнообразные ценности, которые определяют групповую принадлежность и создают уникальные культуры и взгляды на мир. Истоки универсальных ценностей в культурных, религиозных и национальных традициях. Как бы ни были различны эти традиции, они породили много сходных ценностей у разных народов, независимо от времени и расстояния. Поликультурное образование дает возможность глубже изучить и осознать многообразие народов, населяющих мир. Культурные различия, которые определяют принадлежность человека к той или иной группе, являются наиболее очевидным проявлением разнообразия ценностей и точек зрения. Эти различия отражены во вкусах людей, их предпочтениях и отношениях, стиле жизни и взглядах на мир и являются продуктом эволюции каждого народа и его приспособления к своей среде обитания и обстоятельствам жизни с целью удовлетворить потребности, общие для всех групп, для всех народов. Поликультурное образование поможет учащимся увидеть в этом многообразии общее. Каждый народ создает материальную культуру: дома, пищу, одежду, орудия труда, собственность и пр., в соответствии со своими потребностями и условиями жизни, у каждого свои национальные видыискусства и труда, свой язык и другие средства общения, своя организация общества и система общественного контроля. У каждого народа есть своя, формальная и неформальная система образования и передачи национальных ценностей, традиций, а также ритуалов, выражающих взгляды и верования данного народа, свои механизмы и учреждения, осуществляющие различные экономические функции. Преподаватель должен помочь учащимся осознать, что в мире существует множество ценностей, что некоторые из этих ценностей отличаются от их собственных, что любые ценности коренятся в традициях того или иного народа и являются для него закономерным плодом его опыта и исторического развития. Как писал М.М.Бахтин, только через диалог с другой культурой можно достигнуть определенного уровня самопознания, так как при диалогической встрече двух культур, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, одновременно обогащая другую. Очевидно, что в условиях многокультурного мира и полиэтнического российского общества поликультурное воспитание становится неотъемлемой частью педагогической культуры преподавателя. Оно включает в себя культурологические, этноисторические знания, понимание важности культурного плюрализма, умение выделять и вносить в содержание общего образования идеи, отражающие культурное многообразие мира, а также умение организовать педагогический процесс как диалог носителей различных культур во времени и пространстве.Богатство культурной среды общности также зависит от богатства культурной среды региона той конкретной атмосферы, которая либо содействует, либо сдерживает развитие культурных сред. В каждом регионе складываются определенные условия жизни сообщества, способы организации деятельности, формируется его отношение к потребностям сфер культуры и образования и многие другие характеристики.Предметом особого изучения ученых нашей страны является СевероКавказский регион и Ставропольский край, в частности. Северный Кавказ уникальный географический, геополитический и культурный массив. Наш современник Ю. А. Жданов (1999) пишет: «Кавказ хранит в себе и ныне мощные исторические традиции. На планете не существует региона, где жили быдлительно и совместно сотни народов... Это удивительное многоцветье является драгоценным сокровищем всего человечества...» (Жданов Ю. А., 1999. С. 23).Кавказский фактор многоаспектный и дает о себе знать на разных уровнях региона, этнической общности, индивида. Важной особенностью поликультурной среды региона является органическая взаимосвязь конфессиональной и этнической идентичности. Этническая идентичность воспринимается кавказцами не как одна из иерархических, а как высшая ступень бытия. «Кавказскость» это категория, выражаемая не столько религиозной, сколько социальной идентичностью. Она неотделима от чести, справедливости, мужества, предполагает особое отношение человека к достоинству, правде и свободе. Она выступает имманентным регулятором всей жизнедеятельности индивида, составляя не биологически наследуемую, а «историческую субстанцию» бытия в поликультурной среде Кавказа.Своеобразие социокультурной среды региона составляет феномен казачества как сословия и субэтноса. Отдельные регионы, города, поселки, станицы, аулы, хутора Ставропольского края специфичны в организации быта людей, профессиональной ориентации жителей. Районные центры края —города и крупные сёла, традиционно ориентированы на распределение и переработку сельскохозяйственной продукции, т. к. Ставрополье преимущественно аграрный край. Сельские школы составляют 64% от всех общеобразовательных учебных заведений края. Специфична культура санитарнокурортной зоны Кавказских Минеральных Вод. Особое значение здесь имеет экология, а также непосредственная связь с мегаполисами страны, международные контакты.В основании образовательной стратегии поликультурного воспитания современных учащихся, в том числе и Северного Кавказа, должно быть познание специфики окружающей среды и предвидение различных вариантов ее развития с целью учета и оптимизации использования различных компонентов в процессе формирования подрастающего поколения. Важно, чтобы влияние окружающей среды не шло вразрез с внедряемыми педагогами ценностями, идеалами, принципами. Следовательно, требования к процессу воспитания в поликультурной среде, т. е. в среде, где дети имеют разные родные языки, относятся к разным по уровню состоятельности и образованности слоям населения и обладают другими существенными различиями, несколько отличаются от общеустановленных требований. Организация образования на принципах поликультурности должна исходить из постулата: «Класс один, а культур и субкультур в нем много, и все равноинтересны, и все необходимы в образовании».Перед педагогической общественностьюнашей страныстоит задача помочь подрастающему поколению осознать, что в мире существует множество ценностей, что некоторые из этих ценностей отличаются от их собственных, что любые ценности коренятся втрадициях того или иного народа (группы) и являются для него закономерным результатом его опыта, культуры и исторического развития. Как писал М. М. Бахтин (1986), только через диалог с другой культурой можно достигнуть определенного уровня самопознания, т. к. при диалогической встрече двух культур каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, одновременно обогащая другую. Культура создает почву для развития и укоренения многообразия, вариативности и качественного своеобразия всех своих элементов, а воспитаниедает молодому поколению понимание этих процессов.Таким образом, становится очевидным, что на современном этапе перед социальными институтами должна ставиться задача разработки новой поликультурной образовательной стратегии с учетом новых социокультурных реалий.
Ссылки на источники1.Аракелян О. В. Поликультурное образование как фактор гражданского равновесия // Известия Академии педагогических и социальных наук. 2002. № 6 С.103108.2.Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. М., 2000.3.Бондарева Н. А. Технология этнокультурного воспитания // Школа. 2001 №5.С. 38 41.4.Ганеева Е.И. Влияние миграционных процессов на социальнодемографическую ситуацию в Ставропольском крае / Ставропольский краевой комитет государственной статистики. Ставрополь, 2001.5.Гасанов З. Т. Педагогика межнационального общения: Учеб. пос. для студ. вузов. –М., 1999.6.Краевая научноисследовательская лаборатория по проблемам формирования современной личности в поликультурной среде:Информационный бюллетень; Сборник материалов. / Под. ред. В. Н. Гурова, Л. Е. Шабалдаса, В. Ф. Вишняковой и др. Ставрополь, 20022005.Вып. 117.7.Крысько В. Г Этнопсихология и межнациональные отношения: Курс лекций. –М., 2002. 8.Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Социальнопсихологические факторы этнической толерантности и стратегии межгруппового взаимодействия в поликультурных регионах России // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 3154.