Арт-терапия в работе с кошмарными сновидениями у детей

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Курышова Л. А. Арт-терапия в работе с кошмарными сновидениями у детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2331–2335. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96387.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации коррекции кошмарных сновидений у детей через арт-терапию. Авторы предлагают ряд арт-терапевтических, самых деликатных методов психокоррекции в работе с кошмарными сновидениями у детей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Курышова ЛюбовьАнатольевна,старший преподаватель кафедры педагогики и психологии, ГБУ ДПО ЧИППКРО "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования", г.Челябинскlubanya76@mail.ru

Арттерапияв работе с кошмарными сновидениями у детей

Аннотация. Статья посвящена вопросам организации коррекции кошмарных сновидений у детей через арттерапию. Авторы предлагают ряд арттерапевтических, самых деликатных методов психокоррекции в работе с кошмарнымисновидениями у детей.Ключевые слова:дети, кошмарные сновидения, арттерапия

Стрaшные сны, так нaзывaемые кошмaрные сновидения, знaкомы кaждому человеку. Большинство родителей укaзывают на периодические жaлобы детей на стрaшные сны. Если рaссмотреть дaнный феномен более детaльно, то можно отметить, что сновидения являются неким отрaжением дневных переживаний в виде определенных символов во сне. Сновидения определится как психический процесс, сопровождающийся зрительными образами в периоде снa, это субъективно переживаемые предстaвлениязрительной модaльности, возникaющие во время снa[Головин]. Нейрофизиологи указывaют, что головной мозг рaботает всегдa, только в рaзных режимaх: бетa, aльфa, тетaи дельтa. В режиме бетaголовной мозг рaботает в период сильной умственной aктивности, aктивной перерaботки информaции (как прaвило, утром и днем). В режиме aльфaмы нaходимся двaрaзaвдень: во время пробуждения и зaсыпaния, то есть в момент переходaот снaк бодрствовaнию и нaоборот. Сонс просмотром сновидений отмечaется в режиме тетa, преимущественно в фазе быстрого снa. И, нaконец, режим дельтaотмечaется в период глубокого снaили даже комы. Таким обрaзом, сновидения нaм посылaет головной мозг в период отключения контроля сознaния, точнее со своеобрaзным изменением сознaния. В это период знание о себе как о субъекте познaния искажaется, то есть человек не осознaет себя видящим сновидения. Поэтому у него неткритического отношения к воспринимаемому, искажaется отрaжение реaльностии оценкaсебя. При этомсохрaняются рaзные эмоции, тaкие как стрaх, чувствостыдa, одиночествa, виныи пр.Сновидения выполняют важную функцию эмоциональную стабилизацию. Они выполняют роль психологической защиты, снижают напряжение, восстанавливают поисковую активность. Однако кошмарные сновидения могут значительно напугать не только ребенка, но и взрослого человека. Как правило, от страшных снов, ребенок просыпается, может начать плакать, испытывает страх и чувствует в целом дискомфорт. Если ребенок увидеть во сне чтото пугающее и жуткое он быстро просыпается, если ему удается вновь заснуть, то сон может продолжиться ил повториться в другой день.Кошмарные сновидения отражают дневные переживания человека, исследователи выяснили, что они достаточно типичны. Наиболее часто повторяющиеся кошмаров отражают следующие сюжеты: —угроза опасности человеку: его преследуетопределенный человек или животное;—чтотопроисходитс людьми, близкими и дорогимиспящему;—Спящий сталкивается с необъяснимым: нечистой силой, чудовищами и т.д.

Причины кошмаровНиже будут перечислены несколько факторов, от которых зависит появление кошмарных снов.Возраст. В возрасте до 8 лет люди видят столько же кошмаров, сколько за всю оставшуюся жизнь. В детском возрасте идет активное развитие головного мозга, и он подвергается воздействию мощного потока информации, которую не успевает полноценно перерабатывать. Изза этого во время сна подсознание ребенка может выдавать странные, страшные образы –кошмары.Как правило, в детских кошмарах фигурируют чудовища, монстры и злодеи (грабители, убийцы). Существует предположение, что непонятные существа в детских снах являются результатом того, что ребенок еще не представляет большинства конкретных опасностей, которые могут угрожать ему в мире, поэтому видит их в таком абстрактном виде.Что же касается присутствия злодеев, то в этом детские психотерапевты не исключают вины родителей. Очень часто, желая добиться послушания или научить ребенка осторожности, взрослые запугивают его «злыми дядями», милиционерами и т.д. Это может дать неожиданный результат в виде кошмаров.Динамичный ритм жизни, перегрузки, ответственная работа, стрессы, тревога, посттравматический синдром, тяжелые жизненные ситуации. Если человек находится в состоянии эмоционального напряжения, у него куда больший риск стать постоянным «зрителем» кошмаров, нежели у того, кто живет в удовольствие, в полном благоденствии гармонии с собой и окружающими.Кстати, было замечено, что если причиной страшных снов становятся неприятности на работе или сложные взаимоотношения с людьми, то в сновидениях возникают определенные сюжеты. Например, человека бьют или он оказывается в месте скопления людей без одежды.Если причиной кошмаров является посттравматический синдром, то есть пережитая в прошлом психотравмирующая ситуация, то в образах сновидений очень часто возникает и повторяется именно она.Согласно З. Фрейду, сновидение —охранитель нарушений сна, особый способ устранения мешающих спать раздражений путем их галлюцинаторного удовлетворения. Сновидение толкуется как своеобразное осуществление желаний, преимущественно сексуального характера. С некоими оговорками, сновидение —«физиологический бред нормального человека». Механизмы образования сновидений —прототип способа возникновения симптомов невротических, а потому сновидения —универсальный «симптом невротический», проявляющийся и у всех здоровых людей. В зависимости от личности, сновидение может менятьсмысл. Содержание сновидений частично поддается воздействию. Изучение и толкование сновидений —основной путь к познанию бессознательного в душевной жизни. Различаются: сновидения исполнения желаний, страшные сновидения и сновидения наказания.Согласно Э.Фромму, сновидения —любая умственная деятельность в состоянии сна, выражающая высшие и низшие функции мозга головного.Кошмары взаимосвязаны с психическими нарушениями и имеют различное происхождение. Перечислим перечень заболеваний, которые могут вызвать ночные кошмары: тревожное расстройство, травматическое стрессовое расстройство, пограничное расстройство личности и др.У более 80% людей отмечаются один из видов типичных кошмаров связанный с посттравматическим стрессовым расстройством. Вид парасомнии может сопровождать пациента всю жизнь. Отметим, что парасомния лучше диагностируется, так как лежащий в основе сновидений стресс, получен в результате психологической травмы (потеря близкого человека, изнасилование, авария и пр.).Существует предположение,что кошмарные сны, которые повторяются, хранятся в памяти человека в форме фиксированной модели закрепленного в памяти пережитого стресса, основанные на реальных психологически травмирующих событиях прошлого опыта.Сценарий кошмарного сна индивидуален, воспроизводит события в полном объеме.Кошмарные сны может вызвать сильный, мощный стресс. Именно стресс вызывает реалистичный кошмар, который отрицательно воздействует на чувства после пробуждения. Кошмарные сны системно повторяются. Чем сильнее кошмарный сон, тем уровень стресса выше. Обычно после кошмаров человек чувствует себя разбитым, не выспавшимся. Избегание кошмаров приводит к нарушениям сна, ранним пробуждениям. Кошмарные сновидения, несмотря на свое отрицательное эмоциональное звучание, выполняют защитную, десенсибилизирующую функцию, реализуя в символической форме различные жизненные ситуации. Вместе с тем они, воплощая в аллегорической форме дневные опасения, страхи и надежды, нередко являются своеобразнойформой их осознания, что сопровождается страхом повторения подобных сновидений. В кошмарных снах посвоему разрешается травмирующая ситуация, как, например, у девочки 7 лет, болезненно воспринимающей любовь матери к младшему брату: «Мы пришли в цирк, а там людоеды, и они съели маму и моего братика». Страх изменения, заболевания реализуется в сновидениях, в которых происходят фантастические превращения.Одинизделикатных методов психокорекции, среди психологическихнаправленийявляется арттерапия. Арттерапия предлагает целый спектр возможностей для этого. Наиболее действеннымсчитаются музыкотерапия, танцевальнодвигательная терапия, цветотерапия, изотерапия, сказкотерапия, лепка (глина, пластилин)и др.Арттерапевтические методыкасаются глубинных слоев психикичеловека, что может бытьчревато серьезным стрессом: в применении психологических техник к детям надо быть крайне осторожным!Арттерапевтические методыдля детей направлены, на релаксацию и ультрамягкую гармонизацию. Важноудерживать целостное состояние личности ребенка. В эмоциональном плане –это творческий настройи умиротворенность.Ориентацияарттерапии направлена на самовыражение, созерцание. Один измягкихарттерапевтическийметодовпсихокоррекции в работе с кошмарными сновидениями у детей –это лепкаиз пластилина.Материалпластилин способствуетспонтанности в выражении чувств, располагает к двигательной и эмоциональной развязке, снятию мышечных зажимов, развитию пространственного и творческого воображения. Пластилин действенное средство в работе с кошмарными сновидениями у детей, в том числе терапии тревожности, замкнутости, агрессии, гнева.Работа с пластилином дает нам глубокую проработку эмоциональноволевой сферы ребенка. Существенно снижает вероятность насильственных действий в реальной жизни, через облегчениеотреагирование агрессии, гнева.Цель лепки заключается в достижении взаимопонимания и сотворчества «скульптора».Пластилинвозможно многократно использовать создавая образ. Отметим эффективность использования техники размазывания пластилина по поверхности с детьми пережившими психо травматические ситуации с намерениемвосстановления ихпсихической чувствительности. Дети выражают свои чувства, таким образом освобождаются от гнева, обид, страхов, агрессии, и пережитое не развивается в психическую травму.Аня,6 лет. (часто видела кошмарные сновидения со злыми существами).«Я вылепиласвою злость в «чучулище»и почувствовала, что мое тело стало легким –злость ушла».Ира,6 лет. (часто видела кошмарные сновидения). «Я обиделась на бабушку. Когда я стала лепить свою обиду, у меня само собой получился страус. Я сама себя почувствовала тем страусом, которая прячет голову, закапывает ее–так мне было обидно!»Серёжа, 7лет.(нарушения сна, периодически сопровождаемые кошмарными сновидениями). «Когда я вспомнил, как я разозлился на маму, то увидел «зомби». Мне даже сталострашно очень, я быстро стал лепить и слепил этого зомби».Дети лепили из пластилина свои чувства, переживали свой личный опыт, видели свой личный образ: серая ворона у Вани потеря, утрата любимой бабушки, обида на маму в виде слизкого здания у Лены и др..Работас кошмарными сновидениями у детей методами арттерапии –комплексная. В том числе применялисказкатерапию, музыкотерапию, танцевальнодвигательнуютерапию. Дети сами сочиняюттанец, поют, играю роли. Данный вид деятельности приносит ощутимый результат.Так,Данил, 7 лет, нарушения сна, периодически сопровождаемые кошмарными сновидениями. Психокоррекцияпроводилась 2 раза в неделю, за период десяти встреч ребенок стал лучше спать, кошмарные сновидения прекратились. Усилиями нашей работы ребенок снова психически здоров. Арттерапевтические техники были направлены на достижение желаемых изменений в психологическом самоощущении, эмоциональную поддержку, выработку гуманноориентированных моделей поведения. При гуманистической позиции быстрее устанавливаются отношения доверия, взаимного принятия.Использование арттерапиив работе с кошмарными сновидениями у детейимеет влияние на сохранение, восстановление психического здоровья ребенка. При умелом использовании арттерапевтических техник психолог способен творить чудеса. Словно волшебная палочка, арттерапия может изменить отношение детей к тому, что кажется порой невозможным.

Ссылки на источники1. Аккумулятор новостей [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.businesstest.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=38942. Вуйма, А. Использование музыки в рекламе [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.vuima.ru/musicinad.html3. Генетические коды и музыка [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.yugzone.ru/journal/2007/12/deniel_levitin.html4. Леви, М.В. Функциональная музыка как явление современной российской культуры. Аналитический обзор [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.medart.ru5. Материалы конгресса «Вся психотерапия и консультирование» [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.healthmusicpsy.ru6. Молчанов, И. Екатеринбургский магазин [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://psyfactor.by.ru7. Музыка повышает активность мозга [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.yugzone.ru/journal/2007/12/muzika_povishae.html8. Музыка конструирует мозг [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.yugzone.ru/journal/2007/12/muzika_konstrui.html9. Об актуальности использования музыки при обучении детей чтению, письму и математике [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.yugzone.ru/journal/2007/12/ob_aktual_nosti.html10. Огромная сила частот [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.yugzone.ru/brainmusic/Power_of_frequency.htm11. Окунева, Д., Гаврилов, В. Покупки как по нотам [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.newizv.ru/news/20051223/37739/12. Партушев, А., Шумов, Д. Звуки которых нет [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.yugzone.ru/articles/zvuk2.htm13.Словарь практического психолога. —М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.14. Слуховая терапия А.Томатиса [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.yugzone.ru/articles/tomatis.htm15. Торопова, А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования/А.В.Торопова. –М., 2008. –248 с.16. Халявина, Т.Г. Музыкотерапия как психокоррекционное средство в работе с детьми с ЗПР/ Т.Г. Халявина // Тезисы региональной научнопрактической конференции «Мир человека и его измерения», 2007