Правовая основа проведения процессуальных действий, направленных на обнаружение и изъятие предметов и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Черкасова Е. К. Правовая основа проведения процессуальных действий, направленных на обнаружение и изъятие предметов и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2361–2365. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96393.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются отдельные аспекты правовой регламентации процессуальных действий, направленных на обнаружение и изъятие предметов и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, и на этой основе высказываются предложения по совершенствованию действующего законодательства.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Черкасова Елена Константиновна,Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД, Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, г. ТюменьDenChTNCSMosc@ramler.ru

Правовая основа проведения процессуальных действий, направленных на обнаружение и изъятие предметов и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении

Аннотация.Встатье рассматриваются отдельные аспекты правовой регламентации процессуальных действий, направленных на обнаружение и изъятие предметов и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, и на этой основе высказываются предложения по совершенствованиюдействующего законодательства.Ключевые слова:изъятие, личный досмотр, досмотр транспортного средства, осмотр, доказательство.

Решение задач административного производства осуществляется, в том числе посредством доказывания, которое включает в себя выявление, процессуальное оформление и исследование доказательств.Доказывание по делам об административных правонарушениях представляет собой основанную на законе деятельность судьи, органов государственного управления и их должностных лиц заключающуюся в установлении с помощью доказательств обстоятельств, которые позволяют разрешить дело по существу.Фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию по конкретным делам об административных правонарушениях, будут индивидуальны в виду разнородности таких правонарушений. С учетом этого, в каждом отдельном случае предмет доказывания устанавливается лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении. Вместе с тем, законодатель определяет общий предмет доказывания, установление которого обязательно по всем делам об административных правонарушениях. Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее − КоАП РФ)[1]по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения;Для установления данного обстоятельства необходимо установить имело ли место исследуемое событие и является ли оно противоправным с точки зрения действующего административного законодательства об административных правонарушениях. Для точной квалификации особое значение имеет установление времени, места и способа совершения административного правонарушения, которые могут быть обязательными признаками объективной стороны административного правонарушения, если они указаны в законе. Вином случае установление времени совершения административного правонарушения имеет значение для исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности, а места –для определения подведомственности и подсудности дела об административном правонарушении. 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность; В ходе доказывания данного обстоятельства необходимо установить лицо, совершившее противоправное деяние и возможность привлечения его к административной ответственности (достижение возраста, вменяемость, наличие признаков специального или особого субъекта). Кроме того, выяснению подлежат такие, имеющие значение для квалификации отдельных административных правонарушений обстоятельства, как гражданство, состояние здоровья, социальное положение в обществе (образование, род занятий и пр.) и др. 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; Для этого необходимо установить наличие в деянии таких форм вины, как умысел или неосторожность. В определенных случаях обязательно подлежат выяснению цель или мотив совершения правонарушения.4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; Указанные обстоятельства предусмотрены соответственно статьями 4.2 и 4.3 КоАП РФ. Следует отметить, что перечень отягчающих обстоятельств, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ является исчерпывающим. Что касается обстоятельств, смягчающих ответственность, то судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, могут признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законодательстве.5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; Следует учитывать то, что характер вреда (физический, материальный, моральный) и его размер в ряде случаев влияют на правильную квалификацию содеянного, а также является основанием как для отграничения административных правонарушений от преступных посягательств, так и для квалификации самих административных правонарушений, например, для разграничения ч. 1 и ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ. 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; Данные обстоятельства определены в ст. 24.5 КоАП РФ и характеризуются тем, что при наличии одного из них производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит обязательному прекращению. 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.Судья, орган, должностное лицо, при установлении причин административных правонарушений и условий, способствовавших их совершению, должны вносить в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению данных причин и условий (ст. 29.13 КоАП РФ). Данные обстоятельства, которые входят в предмет доказывания по делам об административных правонарушениях, должны быть установлены при помощи доказательств, которыми признаются любые фактические данные, на основе которых подтверждается наличие или отсутствие указанных обстоятельств (ст. 26.2 КоАП РФ). Эти данные устанавливаются: 1) протоколом об административном правонарушении; 2) инымипротоколами, предусмотренными КоАП РФ;3) объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу; 4) показаниями потерпевшего;5) показаниями свидетелей;6) заключениями эксперта; 7) иными документами; 8) показаниями специальных технических средств;9) вещественными доказательствами.Собирание доказательств в рамках производства по делу об административном правонарушении осуществляется путем производства уполномоченными должностными лицами различных процессуальных действий. Обычно вещественные доказательства изымаются в ходе какоголибо процессуального действия (взятия проб и образцов, осмотра помещения, изъятия вещей и предметов и др.), после проведения которых составляется отдельный протокол. Вместе с тем, они могут быть представлены лицом, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, потерпевшим, свидетелем, другими участниками производства по делу об административном правонарушении. Если участником производства по делу об административном правонарушении заявляется письменное ходатайство о приобщении к материалам дела какоголибо предмета или документа, то в соответствии с ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ при удовлетворении данного ходатайства, отдельное определение не выносится. В этом случае на ходатайстве просто ставится резолюция об его удовлетворении. Факт изъятия документа или предмета, приобщаемого в качестве доказательства, при этом отдельно никак не оформляется. Деятельность по изъятию направлена на получение вещественных доказательств или документов. Под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе, сохранившие на себе его следы. Таким образом, вещественные доказательства –это предметы материального мира, на которых имеются следы неправомерных действий (вмятины на автомашине, испорченный паспорт) или которые по своему содержанию свидетельствуют о нарушении (наркотические вещества, самогон). Вещественное доказательство должно быть осмотрено и подробноописано, и, если есть в том необходимость, сфотографировано. В протоколе должны быть зафиксированы признаки, позволяющие индивидуализировать предмет и обусловливающие его доказательственное значение. Следует, в частности, указывать: материал, форму, размер, цвет предмета, сорт и качество изделия; тип, марку, модель, калибр, серию, номер, иные идентификационные признаки оружия, реквизиты документов и т.д. Судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств до разрешения дела, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела. В связи с этим о принятых мерах необходимо указать в постановлении о назначении административного наказания или прекращения производства по делу об административном правонарушении согласно ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ. Вещественные доказательства должны находиться в упаковке, обеспечивающей их сохранность, в опечатанном виде. В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются прямо на месте изъятия. Согласно ст. 76 ГПК РФ[2]вещественные доказательства после вступления в законную силу решения суда возвращаются лицам, от которых они были получены, или передаются лицам, за которыми суд признал право наэти предметы, либо реализуются в порядке, определенном судом. Предметы, которые согласно федеральному закону не могут находиться в собственности или во владении граждан, передаются соответствующим организациям. Вещественные доказательства после их осмотра и исследования могут быть до окончания производства по делу возвращены лицам, от которых они были получены, если последние об этом ходатайствуют, и удовлетворение такого ходатайства не будет препятствовать правильному разрешению дела. Документы служат вещественными доказательствами, если они были объектами противоправных действий, служили средствами их подготовки, совершения или сокрытия, также, если на них остались следы противоправных действий. В случае же если доказательственное значение документа определяется его содержанием, то он относится к самостоятельному виду доказательств –документам (ст. 26.7 КоАП РФ). Таким образом, документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фотои киносъемки, звукои видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации (чч. 1 и 2 ст. 26.7 КоАП РФ). Официальные документы должны содержать необходимые реквизиты (печать, подписи и т.д.). Кроме того, документы допустимы как доказательство, если имеются данные о том, каким образом они попали в материалы дела. Государственные и муниципальные органы, предприятия, учреждения, организации должны направлять документы либо с сопроводительным письмом, подписанным, руководителем или иным уполномоченным на то должностным лицом, либо сам документ должен быть подписан таким лицом с приложением печати организации. Заявление гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать данные о месте его жительства (либо работы, учебы).Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности документов до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела. Процессуальные действия, направленные на изъятие предметов и документов, имеющих значение доказательств по делу в рамках производства по делам об административных правонарушениях, применяются значительным числом органов государственного управления и их должностных лиц. Проведение данных действий преследует собой цель обнаружение и изъятие предметов и документов, которые помогут установить обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу об административном правонарушении.Изъятиекак действие представляет собой лишение определенного субъекта права владеть, пользоваться и распоряжаться какимилибо предметами материального мира.В рамках производства по делам об административных правонарушениях изъятие предметов или документов можетосуществляться в рамках следующих процессуальных действий:1.Изъятия вещей и документов (ст. 27.10 КоАП РФ);2.Личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7 КоАП РФ);3.Досмотра транспортного средства (ст. 27.9 КоАП РФ);4.Осмотра места происшествия (ст. 28.1.1 КоАП РФ);5.Осмотра помещений, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8 КоАП РФ).Общими условиями для проведения данных процессуальных действий являются:1.Наличие оснований, при которых у сотрудника полиции возникают полномочия на производство данного действия. С тем, чтобы оградить лиц от необоснованного применения принудительных мер в ходе производства данных действий, следует учитывать, что они могут быть проведены лишь при наличии фактических оснований, под которыми следует понимать данные, указывающие на предполагаемое местонахождение предметов или документов, подлежащих изъятию. Достаточность данных, свидетельствующих о необходимости производства того или иного процессуального действия, в результате которого будет осуществлено изъятие предметов или документов, определяется по внутреннему убеждению лица, его производящего. При этом совокупность данных, послуживших основанием дляпроведения данных действий, может быть признана достаточной лишь, если на ее основе лицо, принимающее решение с определенной долей уверенности может предположить, что у какоголибо лица или в какомлибо месте действительно могут находиться предметы или документы, имеющие значение для дела.2.Производство процессуальных действий, направленных на изъятие предметов и документов, надлежащим субъектом, то есть должностным лицом, имеющим полномочия на его проведение. 3.Удостоверение хода и результатов проведенных действий. Действующее административное законодательство предусматривает возможность удостоверения данных процессуальных действий либо с привлечением двух понятых, либо с использованием видеозаписи. По общему правилу видеозапись является альтернативой понятым, исключением из этого правила является проведение личного досмотра (ч. 6 ст. 25 7 КоАП РФ).При этом обязательными условиями применения технической фиксации проведения данных действий являются:применение технического средства фиксации должно быть начато с момента объявления участникам о проведении процессуального действия;в случае необходимости смены носителя, на который фиксируется информация или же смены аккумулятора должен быть объявлен перерыв в производстве процессуального действия, о чем должна быть сделана отметка в протоколе.4.Обязательное процессуальное оформление хода и результатов проведенных действийс составлением отдельного протокола, либо указанием на действия по обнаружению и (или) изъятию предметов или документов в протоколах других процессуальных действий. Так, например, процессуальной формой оформления личного досмотра является запись в протоколе доставления или административного задержания (ч. 6 ст. 27.7 КоАП РФ).5.Запрет на применение любых средств и способов, подвергающих жизнь и здоровье участников процессуальных действий реальной угрозе. Категорически запрещено применение пыток и угроз по отношению к лицам, участвующих при их производстве, а также действий, унижающих их честь и достоинство.Учитывая, в большинстве случаев неотложный характер действий, направленных на обнаружение и изъятие предметов и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, законодатель не оговаривает отдельно ограничения по времени и месту его проведения. В связи с этим они могут быть проведены в ночное время и в зависимости от поисковых действий, как в помещении, так и на открытой местности. Законом также не определена общая продолжительность их проведения, поэтому лицо, проводящее данные действия, самостоятельно определяет сроки их непрерывной продолжительности. Изъятие вещей, ставших орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 27.10 КоАП РФ. Изъятие вещей и документов –это процессуальное действие, заключающееся в изъятии предмета материального мира (вещей, документов), обнаруженного на месте совершения административного правонарушения либо при личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства. Основания для изъятия в отдельных случаях определяются исходя из предметов, которые подлежат обязательному изъятию, в связи с нарушением правил обращения с ними:1. Огнестрельное оружие, боеприпасы и разрешения на их хранение, основания –нарушение правил приобретения, хранения при нарушении правил приобретения, хранения и пользования ими;2. Предметы незаконной охоты и рыболовства или продукция запрещенного промысла, –нарушение правил охоты и рыболовства;3. Ордена, медали, нагрудные знаки к почетному званию, –незаконное ношение или хранение;4. Паспорта и другие документы, удостоверяющие личность, –при наличии признаков подделки;5. Предметы и вещи, изъятые из гражданского оборота, –при отсутствии специального разрешенияи т.д.Изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти.Изъятые вещи, подвергающиеся быстрой порче, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сдаются в соответствующие организации для реализации, а при невозможностиреализации уничтожаются.Изъятые оружие и боеприпасы передаются на хранение в дежурную часть органа внутренних дел.Если изъятию подлежат другие вещи и документы, то целесообразно в протоколе изъятия делать отметку о том, кому они переданы на хранение с указанием должности, звания, фамилии этого лица, и желательно получить его роспись оприеме вещей на хранение, которую можно делать в самом протоколе, либо оформить отдельной распиской.Личный досмотр как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях заключается в обследовании тела человека и находящихся на нем и при нем вещей в целях обнаружения предметов (документов), являющихся предметами или орудиями совершения административного правонарушения. Данное действие имеет много общего с таким процессуальным действием как изъятие, это обосновано тем, что в их основе лежит метод наблюдения. К числу существенных отличий между этими действиями следует отнести цель их производства и характер действий, осуществляемых в ходе их проведения. Целью личного досмотра является обнаружение предметов или орудий совершения административного правонарушения, а также предметов, изъятых из гражданского оборота. Целью же такого процессуального действия как изъятие вещей и документов в рамках административного производства является только изъятие, так как на момент принятия решения о производстве изъятия местонахождение интересующего предмета или документа должно быть точно известно, при личном досмотре известно лишь предполагаемое место нахождения соответствующего объекта, что предполагает под собой проведение в ходе досмотра поисковых действий.Законодатель неоднозначно подходит к определению целей и оснований для проведения личного досмотра.Согласно ст. 27.7 КоАП РФ личный досмотр проводится с целью обнаружения:1.Предметов административного правонарушения (ч. 1).2.Орудий совершения административного правонарушения (ч. 1).3.Оружия или иных предметов, используемых в качестве оружия (ч. 4).В соответствии же с п. 16 ст. 13 ФЗ «О полиции»[3]сотрудники полиции вправе проводить личный досмотр граждан и досмотр вещей, находящихся при них, а также досмотр транспортных средств при наличии оснований полагать, что у данных лиц может находиться оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества.Таким образом, следует отметить то, что указанные законодателем цели и основания проведения личного досмотра не охватывают случаи проведения данного действия для обнаружения и изъятия предметов, несущих на себе следы правонарушения, или документов, указывающих на существенные обстоятельства (записки, фотографии, дневники).Исходя, из целей, определенных законодателем для проведения личного досмотра, нельзя признать правомерным проведение данного процессуального действия в том случае, когда имеются достаточные данные полагать, что при лице могут находиться подлежащие изъятию предметы преступления, либо предметы или орудия его совершения. Проведение иного действия, в рамках которого можно было бы обнаружить и изъять у лица предметы, имеющие отношение к уголовному делу, такого как личный обыск невозможно, так как оно проводится только после возбуждения уголовного дела. Таким образом, например, сотрудники патрульнопостовой службы при наличии данных, указывающих на то, что при лице могут находиться предметы и документы, относящиеся непосредственно к совершению преступления, не могут проводить личный досмотр для их обнаружения. А должны в даннойситуации принять меры по сохранению данных предметов или по недопущению уничтожения их со стороны лиц, у которых они могут находиться. Обнаружение и изъятие данных предметов и документов должно осуществляться в установленном уголовнопроцессуальном порядке и уполномоченными на то должностными лицами, к числу которых не относятся сотрудники патрульнопостовой службы.Далеко не всегда личный досмотр направлен на отыскание конкретного предмета или документа, обладающего индивидуальными признаками, это может быть какойлибо определенный род предметов, например, взрывчатые вещества, наркотические средства и т.д. Но в любом случае указание на цель проводимого действия обязательно в протоколе личного досмотра.Данные, послужившие основанием для проведения личного досмотра, могут быть получены из показаний очевидцев, а также основанием для досмотра может послужить и сам характер совершаемого правонарушения. Так появление лица в общественном месте в состоянии наркотического опьянения, безусловно, является основанием для проведения личного досмотра, так как имеются веские основания полагать, что при лице могут находиться наркотические средства. Как было отмечено ранее, обязательным условием для производства личного досмотра является удостоверение хода и результатов его проведения не менее чем двумя понятыми. В административном законодательстве возможно проведение личного досмотра без участия понятых, но только тогда, когда имеются достаточные основания полагать, что при физическом лице имеется оружие или предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия (ч. 4 ст. 27.7 КоАП РФ). Однако следует отметить, что при этом лицо, проводящее личный досмотр, не обязано применять технические средства фиксации, у него лишь есть возможность применения таковых. Так ч. 5 ст. 27.7 КоАП РФ указывает, что технические средства фиксации применяются в случае необходимости, то есть по усмотрению лица, проводящего данное действие.Следует отметить, что и перечень случаев, указанных в ст. 27.7 КоАП РФ, когда закон разрешает проводить личный досмотр без участия понятых в виду того, что возможно их жизни и здоровью угрожает опасность или просто невозможно их участие, является далеко не полным и нуждается в дальнейшем совершенствовании. Это связано с тем, что иногда таковое участие просто невозможно в виду того, что жизни и здоровью понятых может угрожать опасность в связи с боевыми действиями, стихийными бедствиями, техногенными катастрофами и т.д.). Кроме того, опасность может исходить от самого досматриваемого, например, наличие у него инфекционного или вирусного заболевания, которым могут быть заражены понятые.Следует отметить, что действующее законодательство неоднозначно подходит к вопросу о том, кто из должностных лиц обладает иммунитетом от возможного проведения в отношении них личного досмотра. Так в одних нормативных правовых актах, определяющих статус этих лиц, имеется прямая оговорка о запрете проведения личного досмотра, в других –нет, либо сформулированы отдельные условия для проведения данного процессуального действия[4, с. 3988].

Досмотр транспортных средств занимает особое самостоятельное место в системе мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и регламентируется ст. 27.8 КоАП РФ.Под досмотром транспортного средства следует понимать обследование транспортного средства, которое проводится без нарушения его конструктивной целостности в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.Объектом обследования в данном процессуальном действии является именно транспортное средство. Под транспортным средством следует понимать устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем п.1.2 Правил дорожного движения[5].Правовые условия для проведения досмотра транспортного средства в целом аналогичны условиям проведения личного досмотра, однако в отличие от личного досмотра законодательно разрешено заменить участие понятых на применение видеозаписи. Кроме этого дополнительным условием является то, что досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии лица, во владении которого оно находится. К данным лицам относятся собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче ему транспортного средства и др.).И только в случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть осуществлен в отсутствии указанного лица. Безусловно, что невозможно предусмотреть в законе весь исчерпывающий перечень подобных исключительных случаев, поэтому следует выделить основания, которыми могло бы руководствоваться лицо, осуществляющее досмотр транспортного средства, при принятии решения о производстве данного действия в случаях, не терпящих отлагательства. К ним следует относить такие основания:когда промедление с проведением данного действия может привести к тому, что доказательства будут сокрыты или утеряны;в случае, когда немедленное проведение данного действия обусловлено необходимостью пресечения дальнейших противоправных действий.В соответствии с чч. 1 и 2 ст. 27.10 КоАП РФ изъятие предметов или документов может быть осуществлено при их обнаружении на месте совершения административного правонарушения, а также при осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.Осмотр как процессуальное действие вне зависимости от осматриваемого предмета состоит в чувственном (зрительном, осязательном, обонятельном) обследовании определенных объектов, проводимое для установления обстоятельств, имеющих значение для дела.Несмотря на то, что действующее административное законодательство содержит много правовых норм, регламентирующих проведение отдельных видов осмотра, содержащиеся в них положения не всегда достаточно четки, в ряде случаев противоречивы и подчас не соответствуют требованиям современной практики.Так,согласно ч. 1 ст. 28.1.1 КоАП РФ протокол осмотра места совершения административного правонарушениясоставляется только в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.24 или частью 2 статьи 12.30 КоАП РФ. В связи с этим возникает вопрос, каким процессуальным действием проводить осмотр того места где было совершено правонарушениеи (или)где имеются следы правонарушения(например умышленноеуничтожение или повреждениеимущества − ст. 7.17 КоАП РФ). Ведь в данном случае установление последствий правонарушений в обязательном порядке входит в предмет доказывания по данному делуи подлежит установлению. Учитывая, что ч. 1 ст. 28.1.1 КоАП РФ не может толковаться расширительно, а также то, что в части 5 указанной нормы содержательная часть протокола осмотра места происшествия связана только с дорожнотранспортными происшествиями, данное процессуальное действие не можетпроводиться в рамках установления других правонарушений, не предусмотренных данным положением закона.

Если совершение данного правонарушения связано с уничтожением или повреждением имущества юридического лица или индивидуального предпринимателя, то провести осмотр можно руководствуясь ст.ст. 27.8 КоАП РФ, определяющей основания и порядок проведенияосмотрапринадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. Однако при этом не ясно в соответствии с какой нормой закона, и в каком порядке проводить осмотр жилища, или иных помещений, участков местности, принадлежащих физическим лицам.Думается, что разрешением данной ситуации, до соответствующих изменений законодательства, будет осуществление фотографирования следов правонарушения, с последующим оформлением фототаблицы в соответствии сч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ. Учитывая, что данное положение закона закрепляет самостоятельное доказательственное значение фотосъемки, полагаем, что данные о проведенном осмотре могут быть изложены в рапорте должностного лица либо о проведенном действии может быть сделана отметка в протоколе об административном правонарушении.Сущность осмотра состоит в том, что должностное лицо, проводящее данное действие воспринимает визуально осматриваемые объекты, исследует и оценивает их состояние, свойства и признаки, а также находящиеся там предметыдля выяснения обстановки произошедшего и обнаружения следов правонарушения.К сожалению, цели проведения осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей идокументов, в законе не определены. Думается, что под ними следует понимать необходимость получения данных об обстоятельствах происшедшего события (обнаружение следов, выяснение обстановки места осмотра и др.), имеющих значение для дела и (или) необходимых для принятия процессуальных решений.В целом, следует отметить, что, несмотря на многообразие процессуальных действий, направленных на обнаружение и изъятие предметов или документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, подход законодателя к определению условий и порядка их проведения неодинаков. При этом одним из самых неурегулированных вопросов в административном производстве является вопрос о сущности и порядке проведения осмотра места происшествия, что, безусловно, затрудняет деятельность сотрудников по правильной фиксации и изъятию предметов или документов, имеющих значение для дела, а также следов правонарушения.

Ссылки на источники1.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195ФЗ: ред. от 5 окт. 2015 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (часть I). Ст. 1; 2015. № 41 (часть II). Ст. 5642.;2.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138ФЗ: ред. от 13 июля 2015 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 46. Ст. 4532; 2015. № 29 (часть I). Ст. 4390;3.О полиции: федер. закон от 07.02.2011 № 3ФЗ: ред. от 13 июля 2015 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7. Ст. 900; 2015. № 29 (часть I). Ст. 4374;4.Черкасова Е.К. Механизм реализации принципа равенства всех перед законом при производстве по делам об административных правонарушениях // Научнометодический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20. С. 39863990;5.О Правилах дорожного движения: пост. Правительства Рос. Федерации от 23 окт. 1993 г. № 1090: ред. от 30 июня 2015 г. // Собрании актов Президента и Правительства Рос. Федерации. 1993. № 47. Ст. 4531.