Проблемные вопросы совершенствования государственного регулирования в области безопасности дорожного движения
Выпуск:
ART 96399
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Булавкин
А.
А. Проблемные вопросы совершенствования государственного регулирования в области безопасности дорожного движения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
2391–2395. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96399.htm.
Аннотация. На территории Российской Федерации обстановка с аварийностью на автомобильном транспорте оставалась сложной. По итогам 9 месяцев 2015 года в стране зарегистрировано 133 203 дорожно-транспортных происшествий (-9,6%), в которых погибли 16 638 (-15,3%) и получили ранения 168 146 (-10%) человек.
Недостаточный уровень развития сети автомобильных дорог в Российской Федерации, несовершенство организации дорожного движения наносят колоссальный ущерб экономике и населению страны, правовой нигилизм участников дорожного движения, несоблюдение должностными лицами требований нормативных правовых актов ставят под угрозу социально-экономическое развитие России. Совершенствование государственного регулирования является необходимым условием для повышения безопасности дорожного движения.
Ключевые слова:
государственное регулирование, дорожно-транспортное происшествие, безопасность дорожного движения
Текст статьи
Булавкин Александр Александрович,кандидат социологических наук, старший преподавательКраснодарского университета МВД России (г. Краснодар)bulavkin_aleksan@mail.ru
Проблемные вопросы совершенствования государственного регулированияв области безопасности дорожного движения
Аннотация.На территории Российской Федерации обстановка с аварийностью на автомобильном транспорте оставалась сложной. По итогам 9 месяцев 2015 года в стране зарегистрировано 133.203 дорожнотранспортных происшествий(9,6%), в которых погибли 16.638 (15,3%) и получили ранения 168.146 (10%) человек.Недостаточный уровень развития сети автомобильных дорог в Российской Федерации, несовершенство организации дорожного движения наносят колоссальный ущерб экономике и населению страны,правовой нигилизм участников дорожного движения, несоблюдение должностными лицами требований нормативных правовых актовставят под угрозу социальноэкономическое развитие России.Совершенствование государственного регулирования является необходимым условием для повышения безопасности дорожного движения.Ключевые слова:государственное регулирование, безопасность дорожного движения, дорожнотранспортное происшествие.
Проблемыгосударственного регулированияв области безопасности дорожного движения (БДД)можно условно разделить на три основныегруппы:1) нормативного правового регулирования;2) структурного построения государственного регулирования;3)кадрового, материальнотехнического и финансового обеспечения.1. Проблемы нормативного правового регулирования.Совокупность нормативных актов представляет собой определенную систему, которую составляют Конституция РФ, федеральные законы, акты Президента России, постановления Правительства РФ, ведомственные (межведомственные) нормативноправовые акты как федерального, так и регионального уровней. Наряду с российскими правовыми актами в эту систему входят и международные документы по БДД, к которым присоединилась Российская Федерация (Конвенция о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968г.).Среди многочисленных факторов, влияющих на эффективность работы по обеспечению БДД, одно из первых мест занимает несовершенство нормативного правового регулирования в сфере дорожного движения. Многоплановость и сложность общественных отношений, складывающихся в сфере БДД, обусловливают наличие множества нормативноправовых актов, регламентирующих деятельность в данной сфере.Действующее в настоящее время законодательство по обеспечению БДД не отличается высоким качеством, изобилуетотсылочныминормами, что создает обширное поле дляподзаконногонормотворчества.Имеет место правовая коллизия: к примеру, Федеральным законом от 08.11.2007г. № 257 ©Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерацииª [1] полномочиями по осуществлению регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения наделены три субъекта: Ространснадзор, Госавтоинспекция и владельцы автомобильных дорог. Статьей 11 указанного закона установление порядка осуществления государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог отнесено к полномочиям органов государственной власти РФ в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности (Министерство транспорта). Таким документом является приказ Министерства транспорта РФ от 27.04.2011г. № 125 ©Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средствª, в котором функции контроля определены только для двух субъектов (Ространснадзор и Госавтоинспекция), в то время как для одного субъекта (владельца автомобильной дороги) порядок осуществления контроля не определен[2].В тоже время зачастую вновь принятые законы (поправки) не могут применяться в соответствии с назначением в связи с несовершенством конструкции и недостаточно конкретными формулировками. Ярким примером можно назвать введение Федеральным законом от 31.12.2014 г. № 528ФЗ ©О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движенияª ст. 2641, предусматривающей уголовную ответственность за повторное управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, вступивший в силу 01.07.2015 г.[3]. Недостаточно конкретная формулировка текста статьи позволяла предполагать, чтодеяния по управлению транспортными средствами в состоянии опьянения, совершенные до 01.07.2015 г., когда уголовный закон не устанавливал преступность данного деяния, не образуют объективную сторону преступления. Вплоть до получения разъяснений, изложенных в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 31.07.2015 г.(спустя месяц с момента начала внесения изменений) данная норма трактовалась должностными лицами неоднозначно и в отношении более 20 лиц, совершивших данное преступлениена территории Краснодарского краяподразделениями дознания были приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ, в связи с отсутствием состава преступления.Аналогичным образом обстояли дела с ч. 41 ст. 32.6 КоАП РФ, введенной Федеральным законом от 23.07.2013 г. №196ФЗ[4], которойпредусмотрен возврат водительского удостоверение или удостоверения трактористамашиниста (тракториста), изъятого у лица, подвергнутого административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами только после проверки знания им Правил дорожного движения.Данная поправка вступила в силу 01.09.2013 г., однако Правила возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управления транспортными средствами были утверждены Постановлением ПравительстваРФ от 14.11.2014г. № 1191 и вступили в силу 29.11.2014 г.Таким образом, более чем 1 год норма, предусмотренная ч. 41 ст. 32.6 КоАП РФ не применялась в связи с отсутствием соответствующего подзаконного акта.Также имеет место недостаточная проработка нормативного регулирования осуществления федерального государственного надзора.Так, Постановлением Правительства РФот 19.08.2013 г. №716 ©О Федеральном государственном надзоре в области обеспечения безопасности дорожного движенияª [5] определен перечень административных процедур, с помощью которых осуществляется надзор,однако данный перечень имеет ограниченный характер и, по сути, не содержит процедур, предусматривающих прямой надзор за соблюдением нормативных требований в области обеспечения БДДпри осуществлении ответственными лицами дорожной деятельности (повседневный надзор за соблюдением нормативных требований).Кроме того, нормы, определяющие порядок и особенности осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения БДД, содержатся в целом ряде федеральных законов и подзаконных актов (Федеральныезаконыот 10.12.95 г. №196ФЗ ©О безопасности дорожного движенияª, от 26.12.08 г. №294 ©О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственногоконтроля (надзора) и муниципального контроляª, вышеуказанное постановление Правительства РФ).В этой связи необходима разработка единого нормативного правового акта, не только объединяющего положения различных документов в области осуществления федерального государственного надзора, но и уточняющего порядок и расширяющего формы его осуществления, в частности, в сфере надзора за соблюдением нормативных требований при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог.Также по определенным направлениямобеспечения безопасности дорожного движения до настоящего времени не приняты предусмотренные законодательством соответствующие нормативные акты.Так, в соответствии с п. 1 ст. 6, п. 3 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2002 г. №184ФЗ ©О техническом регулированииª [6] обязательные требования к объектам технического регулирования устанавливаются только нормами технических регламентов, принимаемых в том числе, в целях защиты жизни и здоровья граждан.Технические регламенты, предъявляющие нормативные требования по обеспечению БДДпри осуществлении дорожной деятельности (деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог), не приняты.В соответствии с определением, приведенном в данном федеральном законе, стандарт документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристикипродукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.Постановлением Госстандарта России от 30.01.2004г.№4 ©О национальных стандартах Российской Федерацииª [7] установлено, что со дня вступления в силу Федерального закона №184ФЗ национальными стандартами признаются государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 01.07.2003г.(ГОСТ, СНиП, СанПин и т.д.).Переходными положениями, предусмотренными ч. 1 ст. 46 Федерального закона №184ФЗ, определено, что со дня вступления в силу данного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти,подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.Применение существующих нормативнотехнических документов, в том числе распространяющихся на проектирование и строительство дорог и дорожных сооружений, областью действия которых прямо не указана цель обеспечения БДД, в ряде случаев может расцениваться как добровольное, что осложняет реализацию надзорной деятельности, порождает соответствующие оспаривания решений должностных лиц Госавтоинспекции.Таким образом, на наш взгляд, в настоящее время требуется принятие комплекса мер, направленных на переработку существующей нормативнотехнической базы с цель скорейшей разработки и введенияв действие соответствующих технических регламентов в области обеспечения БДД при осуществлении дорожной деятельности.Несмотря на большое количество принятых у нас в стране нормативных правовых актов по вопросам, регулирующим дорожное движение, следует отметить, что по степени детализации и кругу регулируемых вопросов отечественная правовая база существенно уступает международным нормам, регулирующим вопросы безопасности в международном дорожном движении (нормы Европейской экономической комиссии ООН).Кроме того, единый нормативный акт, регулирующий все вопросы, связанные с дорожным движением, в настоящее время у нас в стране отсутствует.Если проанализировать зарубежное законодательство, то можно видеть, что правовое регулирование дорожного движения и обеспечения его безопасности в РФ в основном соответствуют принципам, установленным международными нормативными документами, однако на сегодня наша страна относится к тем немногим странам, где до сих пор вопросы дорожного движения не регулируются на законодательном уровне. В настоящее время законы о дорожном движении приняты в бывших республиках СССР: Латвии, Эстонии, Азербайджане, Украине и Белоруссии.Законы о дорожном движении, в которых регулируются и вопросы обеспечения его безопасности, действуют в Австрии, Болгарии, Великобритании, Дании, Украине, Белоруссии и Эстонии. В Испании аналогичный документ называется ©Основной закон о движении механических транспортных средств и о безопасности дорожного движенияª. В Болгарии, Дании, Испании, Украине и Финляндии закон о дорожном движении является единственным законом, регулирующим отношения в этой сфере.В Германии отдельно, кроме основного закона ©О безопасности дорожного движенияª, действует Кодекс положений о допуске к дорожному движению.В Швеции ввиде отдельных законов существуют законы, которые определяют порядок подготовки водителей и изъятия водительских удостоверений; основные требования, касающиеся автошкол; штрафы за нарушение правил стоянки; принудительную эвакуацию транспортных средств; перевозку опасных грузов; штрафыза превышение максимально допустимого веса.В сфере БДД определенный интерес представляет нормативноправовая система Франции, где главенствующими документами являются ПДД, Правила содержания и технического обслуживания автодорог, ведомственная инструкцияпо дорожным знакам и сигналам и Уголовный кодекс. Они подразделяются на законодательную и регламентирующую части, а также содержат комплекс положений, регулирующих все вопросы, связанные с дорожным движением.В таких странах, как Азербайджан, Италия, Китай, Турция и Япония, ПДД входят составной частью в законы о дорожном движении.В других странах(Великобритания, Венгрия, Германия, Индия, Ирландия, Индонезия, Латвия, Литва и Эстония), наряду с законами о дорожном движении имеются отдельно и ПДД.Проблема обеспечения БДД в последние годы приобрела значительную актуальность как в контексте обеспечения общественной безопасности, так и в рамках широкого круга государственноправовых преобразований, в том числе административной реформы. Со стороны государства проведена значительная работа по формированию нормативноправового базиса по различным аспектам дорожного движения и обеспечения его безопасности. Так, ряд правовых пробелов был устранен с принятием 18.10.2007 г. Федерального закона №257ФЗ ©Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РоссийскойФедерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерацииª. Как отмечается разработчиками Федерального закона, новый Закон имеет огромное значение для дорожного хозяйства РФ. Впервые принят федеральный законодательный акт прямого действия, который объединил массив подзаконных правовых актов и регламентировал осуществление дорожной деятельности, особенности правового регулирования проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания, использования федеральных автомобильных дорог, автомобильных дорог субъектов РФ, муниципальных и частных автомобильных дорог.Внесен ряд изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях, касающийся ответственности за правонарушения в области дорожного движения в части определения санкций с учетом степени их общественной опасности, ответственности владельцев транспортных средств за правонарушения с участием принадлежащих им транспортных средств, оптимизации ряда процессуальных вопросов.Динамично развивается законодательство в области БДД и на уровне подзаконных нормативных правовых актов. Так, Приказом МВД России от 07.08.2013г. №605 утвержден новыйАдминистративный регламент Министерства внутренних дел РФ попредоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.Министерством образования и науки Российской Федерации утверждены Примерные программы подготовки водителей транспортных средств по соответствующим категориям, скорректирован значительный ряд иных нормативных документов.До недавнего времени крайне острой проблемой являлся законодательный пробел в части медицинского обеспечения БДД, а также отсутствие правовых основ для организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом. На сегодняшний день проблема медицинского обеспечения в какойто степени разрешена путем внесения соответствующих изменений (ст.23) и дополнений (ст. 23.1) в Федеральный закон от 10.12.1995 г. №196ФЗ ©О безопасности дорожного движенияª
вчастности изменен порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования, а также установлен исчерпывающий перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.При разработке документов, направленных на создание правовых основ для организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом, законодателем изначально сформирован понятийнокатегориальный аппарат, установлены принципы транспортного обслуживания, определены способы организации пассажирских перевозок. В результате нормотворческой деятельности указанные положения нашли свое практическое отражение в Федеральном законе от 13.07.2015г.№220ФЗ ©Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортомª.Во многом возросший интерес со стороны государственных ведомств к проблеме безопасности на дорогах объясняется принятием Постановления Правительства РФот 03.10.2013 г. №864, которым утверждена Федеральная целевая программа ©Повышение безопасности дорожного движения в 2013
2020 годахª, в которой ответственными исполнителями определены ключевые государственные ведомства, обеспечивающие безопасность дорожного движения: МВД России, МЧС России, Минздравсоцразвития России, Минобразования России, Минтранс России, а также подведомственные им службы и структурные подразделения ГИБДД МВД России, Росавтодор, Рособразование и другие. Целью Программы является сокращениеколичества лиц, погибших в результате ДТП.Деятельность в заданном направлении предусматривает выработку и формирование единой государственной политики в области обеспечения БДД, совершенствование научных основ определения закономерностей возникновения ДТП, обоснование приоритетных направлений профилактики ДТП и снижения тяжести их последствий, построение оптимальных моделей управления системой БДД, совершенствование нормативноправовой базы в области обеспечения БДД.Целии задачигосударственного регулирования установленыФедеральнымзаконом©О безопасности дорожного движенияª, при этом первая статьяопределяет правовые основы обеспечения БДДна территории Российской Федерации. Задачи, которыепризван решить Федеральный закон, принято разделять на следующие основные группы: первая группа задач определяется как охрана жизни и здоровья граждан; вторую группу задач составляет защита имущества граждан;третья группа задач определяется как защита прав и законных интересов граждан участников дорожного движения; четвертая группа задач состоит в защите интересов общества и государства, она определяется как максимальное обеспечение безопасности на автомобильных дорогах.Достижение задач, поставленных в Федеральном законе,предусматривается путем проведения активной государственной политики по двум основным аспектам: предупреждение ДТП и снижение тяжести их последствий. Реализация данных мероприятий предполагает широкий спектр возможных действий как со стороны государства ключевого субъекта, осуществляющего регулятивную функцию в области обеспечения безопасности дорожного движения, так и со стороны непосредственных участников дорожного движения.Приведенные примеры являются малой частью нормотворческой деятельности по совершенствованию законодательных и нормативныхоснов в данной области общественных отношений,которые наглядно иллюстрируют актуальность тематики и заинтересованность со стороны государства в решении проблем аварийности на дорогах.2. Проблемы структурного построения государственного регулирования.Сохраняет актуальность вопрос разграничения полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями. Вопрос о разграничении полномочий между Российской Федерации, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями является обязательным условием для успешного решения поставленных задач, вследствие выполнения которого предполагается исключить дублирование функций и оптимизировать деятельность каждого органа публичной власти в рамках функционирования единой системы обеспечения БДД. В статье №6 Федерального закона ©О безопасности дорожного движенияªопределены полномочия субъектов РФ и органов местного самоуправления вобласти БДД, но действующий вариант разграничения полномочий носит рамочный характер. Подобный подход к определению в Федеральном законе компетенции субъектов РФ и муниципалитетов был использован исходя из исторических аспектов формирования законодательной базы РФ на момент принятия Закона. Втот период вопросы распределения компетенции междуРоссийской Федерацией и ее субъектами носили острый, дискуссионный характер, обусловленный политическими, экономическими и финансовыми проблемами страны. В таких условиях вряд ли было возможным более детальное разграничение компетенции по уровням управления.Однако с момента принятия данного политическая и социальноэкономическая ситуация в стране претерпела значительные изменения. Разработаны и вступили в силу ряд законодательных актов, в том числе регламентирующих компетенцию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Вместе с тем,ни в Федеральном законе ©О безопасности дорожного движенияª, ни в принятых после его вступления в силу законодательных актах вопросы разграничения полномочий в области БДДмежду уровнями публичной власти не получили должного нормативного отражения.В качестве примера можно привести организациюработы на стационарных постах весового контроля (далее СПВК) Краснодарского края.Так, в настоящее время стоит вопрос о правомерности взвешивания транспортных средств и оформления актов по результатам взвешивания на стационарных постах весового контроля, подведомственных органам государственной власти субъектов РФ в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности (далее органы государственной власти субъекта).В соответствии с Порядком осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств…, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 27.04.2011 г.№125, осуществление весогабаритного контроля возложено на Ространснадзор и ГИБДД, вто же время Министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края (орган государственной власти субъекта), в ведении которого находятся СПВК, функциями такого контроля не наделено. Это делает невозможным применение СПВК, сотрудниками Госавтоинспекции. В тоже время статьей 12 Федерального закона РФ от 08.11.2007 г.№257ФЗ, имеющего большую юридическую силу, чем ведомственный приказ министерства транспорта, полномочия по осуществлениюрегионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения возложены на органы государственной власти субъектов РФ в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Таким образом, владелец дороги может самоустраниться от исполнения возложенных на него федеральным законом полномочий. К примеру, Постановлением главы администрации Краснодарского края от 29.06.2012г. №791 ©О создании Министерства строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края и о внесении изменений в отдельные постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского краюª профильное министерство не наделено полномочиями для реализации функций государственного надзора, в том числе осуществлением взвешивания транспортных средств на СПВК и оформления актов по его результатам.Законодательное решение проблемы разграничения компетенции между уровнями публичной власти в области обеспечения БДДобусловливает внесение соответствующих изменений в ст.6 Федерального закона ©О безопасности дорожного движенияª, в ст.26.3 Федерального закона ©Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерацииª и в ст. ст. 14 16 Федерального закона ©Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерацииª.К проблемам структурного построения системы государственного регулирования в области БДДнеобходимо отнести проблемы совершенствования системы государственного управления в области дорожного движения и обеспечения его безопасности на основе вертикали исполнительной власти.Существует проблемы множественности взаимно пересекающихся и дублирующих друг друга форм контроля в областиобеспечения БДД, а также несогласованности действий со стороны полномочных ведомств (МВД, Минтранс, Минобразования, Минздравсоцразвития, Гостехнадзор, Ространснадзор и т.д.).Поскольку основной целью государственного управления и реализуемых политических,административных и социальноэкономических реформ в различных областях в конечном итоге является конституционная защита прав и свобод человека, законодательное регулирование в области БДД должно иметь ярко выраженную социальную направленность, ориентированную на сокращение числа погибших и пострадавших в ДТП путем предупреждения ДТП, а также снижения тяжести их последствий.Мы считаем, что было бы целесообразно определить одно ведомство, отвечающее за БДД, которое позволит успешно решить поставленные задачи. К таковым относятся:а) создание правовых условий для обеспечения безопасного функционирования транспортной системы и систематизация законодательства в соответствии с современными социальноэкономическими потребностями общества; б)реализациязаконодательства РФ и его последовательная интеграция с положениями международных договоров и соглашений; в)повышение эффективности функционирования системы государственного управления в области дорожного движения и обеспечения его безопасности на федеральном, региональном и местном уровнях управления, разграничение полномочий между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями; г)установление четких критериев для определения ответственности государства за решение вопросов в области БДД; д)создание правовых основ для участия общественных объединений и иных негосударственных организаций в работе по обеспечению БДД, защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц в области дорожного движения; е)развитие системы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении; ж)установление основных требований к строительству и содержанию уличнодорожной сети и иным объектам дорожной инфраструктуры; з) формирование правовых основ в целях обеспечения охраны окружающей среды при решении вопросов в области БДД.Реализация данного комплекса мероприятий также будет способствовать формированию финансовых, экономических, социальных, политических, экологических и иных условий для устойчивого социальноэкономического развития РФ.3. Проблемы кадрового, материальнотехнического и финансового обеспечения.В соответствии с требованиями действующего законодательства кадровый состав органов внутренних дел формируется преимущественно из числа лиц, получивших юридическое образование, что обуславливает дефицит сотрудников, имеющих профильное образование, необходимое для осуществления надзорных функций Госавтоинспекцией.Кроме того, информатизация органов и подразделений системы МВД требует подготовки высококвалифицированных кадров в области программирования и технического сопровождения оборудования. Целенаправленная подготовка в системе МВД таких специалистов позволит отказаться от заключения дорогостоящих контрактов по внедрению программных продуктов и их сопровождению гражданскими организациями, так как сотрудники системы МВД обладают знаниями по применению на практике не только Федерального законодательства, но и требований нормативноправовой документации МВД, приказов и распоряжений, в том числе ©для служебного пользованияª и ©секретныхª. Гражданские лица доступа к такой информации не имеют.На протяжении последних лет значительно вырос поток транспортных средств и увеличилась протяженность уличнодорожной сети, при этом нормы положенности технических средств, используемых сотрудниками Госавтоинспекции, устарели и не соответствуют реалиям современности.Такжеостается крайне низким уровень материальнотехнической обеспеченности подразделений Госавтоинспекции, что обусловлено недостаточным выделением денежных ассигнований для организации эффективной служебной деятельности.На сегодняшний день процент оснащенности подразделений Госавтоинспекции на региональном и районном уровне Краснодарского края по основным техническим средствам, выглядит следующим образом:приборы измерения концентрации этанола в выдыхаемом воздухе при положенности 644 комплекта в наличии имеется 579 комплектов (оснащенность составляет 90 %);доступ к оперативносправочным учетам ГИБДД осуществляется с применением систем удаленного доступа по GPRS/3Gканалам связи, положенность которых составляет 914 комплектов, в наличии всего 461 комплект (оснащенность 50 %);мобильный комплекс фотовидеофиксации нарушений ПДД в подразделениях ГИБДД края положено 735 комплектов, а в наличии только 324 комплектов (оснащенность 44 %);мобильных аппаратнопрограммных комплексов ©Автоматизированное рабочее место инспектора ДПСª в подразделениях ГИБДД края положено 1.414 комплектов, в наличии 0 комплектов, соответственно потребность составляет 100%.В тоже время, с учетом того, что технические средства в рамках Государственного оборонного заказа выделяются в недостаточном количестве, Управлением ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю, совместно с администрацией Краснодарского края ежегодно проводится работа по доукомплектованию подразделений ГИБДД края современными техническими средствами. Так, в2014 году, в рамках подпрограммы ©Укрепление правопорядка, профилактика правонарушений, усиление борьбы с преступностью в Краснодарском крае на 2014 2016 годыª администрацией Краснодарского края приобретено 200 приборов измерения концентрации этанола в выдыхаемом воздухе и 200 планшетных компьютеров с доступом в базы данных ГИБДД на общую сумму 22 миллиона рублей.Кроме того, на эффективную организацию деятельности функционирующих трех стационарных поста ДПС ГИБДД ©Магриª, ©Кущевскийª и ©Успенскийª существенное влияние оказывает недостаточная укомплектованность специальными оперативнотехническими средствами(отсутствуют приборы обнаружения наркотических веществ, взрывчатых веществ, устройства для осмотра номера двигателя, приборы для идентификации и проверки подлинности номерных узлов и агрегатов транспортных средств и т.д).Следует также отметить критическое положение, связанное с обеспечением дорожнопатрульной службы края горючесмазочными материалами (далее ГСМ). В связи с сокращением лимитов ГСМ, выделяемых дорожнопатрульной службе (на 50 %) обеспечение БДДпри организации мероприятий по сопровождению организованных групп детей затруднено.Особо остро указанная проблематика влияет на реализацию указанных мероприятий в период летнего оздоровительного сезона, когда количество заявок, подаваемых из муниципальных образований Краснодарского края на организацию сопровождений детей, увеличивается на 25 %, а из других субъектов РФ
на 40 %.С учетом этих обстоятельств принимаются меры по сокращению количества автопатрулей и увеличению пеших постов и маршрутов, однако применение таких мер негативно сказывается на выполнение возложенных на службу задач и функций.Значительное увеличение плотности автотранспорта на дорогах края привело к увеличению объема информации, передаваемой посредством аналоговых каналов радиосвязи, применение которых становится менее эффективным, а в крупных населенных пунктах практически невозможным.Для решения данной проблемы в Краснодарском крае проводится комплекс мероприятий по переходу на современные цифровые системы радиосвязи. В настоящее время данная радиосвязь уже используется на территории городов Большого Сочи и Краснодара. В населенных пунктах черноморского побережья (Анапа, Геленджик и Новороссийск, Туапсе) такие системы находятся в стадии внедрения.Учитывая недостаточное финансирование из федерального бюджета, модернизация существующей системы связи происходит поэтапно.Использование информационных баз данных ГИБДД в значительной мере необходимо для эффективного и оперативного обеспечения БДД. Однако в разных субъектах РФ для сопровождения и использования одной и той же базы данных используется разное программное обеспечение, что является причиной некорректного отображения информации либо отображения неполных данных в используемом интерфейсе программного обеспечения. Переход на единое программное обеспечение позволит решить эту проблему.
Ссылки на источники1. Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257ФЗ ©Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерацииª.2. Приказ Министерства транспорта РФ от 27.04.2011 г. № 125 ©Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средствª.3. Федеральный закон от 31.12.2014 г. № 528ФЗ ©О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движенияª.4. Федеральный Закон РФ от 15.11.1995 г. № 196ФЗ ©О безопасности дорожного движенияª.5. Постановление Правительства РФ от 19.08.2013 г. № 716 ©О Федеральном государственном надзоре в области обеспечения безопасности дорожного движенияª.6. Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184ФЗ ©О техническом регулированииª.7. Постановление Госстандарта России от 30.01.2004 г. № 4 ©О национальных стандартах Российской Федерацииª.
Проблемные вопросы совершенствования государственного регулированияв области безопасности дорожного движения
Аннотация.На территории Российской Федерации обстановка с аварийностью на автомобильном транспорте оставалась сложной. По итогам 9 месяцев 2015 года в стране зарегистрировано 133.203 дорожнотранспортных происшествий(9,6%), в которых погибли 16.638 (15,3%) и получили ранения 168.146 (10%) человек.Недостаточный уровень развития сети автомобильных дорог в Российской Федерации, несовершенство организации дорожного движения наносят колоссальный ущерб экономике и населению страны,правовой нигилизм участников дорожного движения, несоблюдение должностными лицами требований нормативных правовых актовставят под угрозу социальноэкономическое развитие России.Совершенствование государственного регулирования является необходимым условием для повышения безопасности дорожного движения.Ключевые слова:государственное регулирование, безопасность дорожного движения, дорожнотранспортное происшествие.
Проблемыгосударственного регулированияв области безопасности дорожного движения (БДД)можно условно разделить на три основныегруппы:1) нормативного правового регулирования;2) структурного построения государственного регулирования;3)кадрового, материальнотехнического и финансового обеспечения.1. Проблемы нормативного правового регулирования.Совокупность нормативных актов представляет собой определенную систему, которую составляют Конституция РФ, федеральные законы, акты Президента России, постановления Правительства РФ, ведомственные (межведомственные) нормативноправовые акты как федерального, так и регионального уровней. Наряду с российскими правовыми актами в эту систему входят и международные документы по БДД, к которым присоединилась Российская Федерация (Конвенция о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968г.).Среди многочисленных факторов, влияющих на эффективность работы по обеспечению БДД, одно из первых мест занимает несовершенство нормативного правового регулирования в сфере дорожного движения. Многоплановость и сложность общественных отношений, складывающихся в сфере БДД, обусловливают наличие множества нормативноправовых актов, регламентирующих деятельность в данной сфере.Действующее в настоящее время законодательство по обеспечению БДД не отличается высоким качеством, изобилуетотсылочныминормами, что создает обширное поле дляподзаконногонормотворчества.Имеет место правовая коллизия: к примеру, Федеральным законом от 08.11.2007г. № 257 ©Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерацииª [1] полномочиями по осуществлению регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения наделены три субъекта: Ространснадзор, Госавтоинспекция и владельцы автомобильных дорог. Статьей 11 указанного закона установление порядка осуществления государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог отнесено к полномочиям органов государственной власти РФ в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности (Министерство транспорта). Таким документом является приказ Министерства транспорта РФ от 27.04.2011г. № 125 ©Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средствª, в котором функции контроля определены только для двух субъектов (Ространснадзор и Госавтоинспекция), в то время как для одного субъекта (владельца автомобильной дороги) порядок осуществления контроля не определен[2].В тоже время зачастую вновь принятые законы (поправки) не могут применяться в соответствии с назначением в связи с несовершенством конструкции и недостаточно конкретными формулировками. Ярким примером можно назвать введение Федеральным законом от 31.12.2014 г. № 528ФЗ ©О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движенияª ст. 2641, предусматривающей уголовную ответственность за повторное управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, вступивший в силу 01.07.2015 г.[3]. Недостаточно конкретная формулировка текста статьи позволяла предполагать, чтодеяния по управлению транспортными средствами в состоянии опьянения, совершенные до 01.07.2015 г., когда уголовный закон не устанавливал преступность данного деяния, не образуют объективную сторону преступления. Вплоть до получения разъяснений, изложенных в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 31.07.2015 г.(спустя месяц с момента начала внесения изменений) данная норма трактовалась должностными лицами неоднозначно и в отношении более 20 лиц, совершивших данное преступлениена территории Краснодарского краяподразделениями дознания были приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ, в связи с отсутствием состава преступления.Аналогичным образом обстояли дела с ч. 41 ст. 32.6 КоАП РФ, введенной Федеральным законом от 23.07.2013 г. №196ФЗ[4], которойпредусмотрен возврат водительского удостоверение или удостоверения трактористамашиниста (тракториста), изъятого у лица, подвергнутого административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами только после проверки знания им Правил дорожного движения.Данная поправка вступила в силу 01.09.2013 г., однако Правила возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управления транспортными средствами были утверждены Постановлением ПравительстваРФ от 14.11.2014г. № 1191 и вступили в силу 29.11.2014 г.Таким образом, более чем 1 год норма, предусмотренная ч. 41 ст. 32.6 КоАП РФ не применялась в связи с отсутствием соответствующего подзаконного акта.Также имеет место недостаточная проработка нормативного регулирования осуществления федерального государственного надзора.Так, Постановлением Правительства РФот 19.08.2013 г. №716 ©О Федеральном государственном надзоре в области обеспечения безопасности дорожного движенияª [5] определен перечень административных процедур, с помощью которых осуществляется надзор,однако данный перечень имеет ограниченный характер и, по сути, не содержит процедур, предусматривающих прямой надзор за соблюдением нормативных требований в области обеспечения БДДпри осуществлении ответственными лицами дорожной деятельности (повседневный надзор за соблюдением нормативных требований).Кроме того, нормы, определяющие порядок и особенности осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения БДД, содержатся в целом ряде федеральных законов и подзаконных актов (Федеральныезаконыот 10.12.95 г. №196ФЗ ©О безопасности дорожного движенияª, от 26.12.08 г. №294 ©О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственногоконтроля (надзора) и муниципального контроляª, вышеуказанное постановление Правительства РФ).В этой связи необходима разработка единого нормативного правового акта, не только объединяющего положения различных документов в области осуществления федерального государственного надзора, но и уточняющего порядок и расширяющего формы его осуществления, в частности, в сфере надзора за соблюдением нормативных требований при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог.Также по определенным направлениямобеспечения безопасности дорожного движения до настоящего времени не приняты предусмотренные законодательством соответствующие нормативные акты.Так, в соответствии с п. 1 ст. 6, п. 3 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2002 г. №184ФЗ ©О техническом регулированииª [6] обязательные требования к объектам технического регулирования устанавливаются только нормами технических регламентов, принимаемых в том числе, в целях защиты жизни и здоровья граждан.Технические регламенты, предъявляющие нормативные требования по обеспечению БДДпри осуществлении дорожной деятельности (деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог), не приняты.В соответствии с определением, приведенном в данном федеральном законе, стандарт документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристикипродукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.Постановлением Госстандарта России от 30.01.2004г.№4 ©О национальных стандартах Российской Федерацииª [7] установлено, что со дня вступления в силу Федерального закона №184ФЗ национальными стандартами признаются государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 01.07.2003г.(ГОСТ, СНиП, СанПин и т.д.).Переходными положениями, предусмотренными ч. 1 ст. 46 Федерального закона №184ФЗ, определено, что со дня вступления в силу данного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти,подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.Применение существующих нормативнотехнических документов, в том числе распространяющихся на проектирование и строительство дорог и дорожных сооружений, областью действия которых прямо не указана цель обеспечения БДД, в ряде случаев может расцениваться как добровольное, что осложняет реализацию надзорной деятельности, порождает соответствующие оспаривания решений должностных лиц Госавтоинспекции.Таким образом, на наш взгляд, в настоящее время требуется принятие комплекса мер, направленных на переработку существующей нормативнотехнической базы с цель скорейшей разработки и введенияв действие соответствующих технических регламентов в области обеспечения БДД при осуществлении дорожной деятельности.Несмотря на большое количество принятых у нас в стране нормативных правовых актов по вопросам, регулирующим дорожное движение, следует отметить, что по степени детализации и кругу регулируемых вопросов отечественная правовая база существенно уступает международным нормам, регулирующим вопросы безопасности в международном дорожном движении (нормы Европейской экономической комиссии ООН).Кроме того, единый нормативный акт, регулирующий все вопросы, связанные с дорожным движением, в настоящее время у нас в стране отсутствует.Если проанализировать зарубежное законодательство, то можно видеть, что правовое регулирование дорожного движения и обеспечения его безопасности в РФ в основном соответствуют принципам, установленным международными нормативными документами, однако на сегодня наша страна относится к тем немногим странам, где до сих пор вопросы дорожного движения не регулируются на законодательном уровне. В настоящее время законы о дорожном движении приняты в бывших республиках СССР: Латвии, Эстонии, Азербайджане, Украине и Белоруссии.Законы о дорожном движении, в которых регулируются и вопросы обеспечения его безопасности, действуют в Австрии, Болгарии, Великобритании, Дании, Украине, Белоруссии и Эстонии. В Испании аналогичный документ называется ©Основной закон о движении механических транспортных средств и о безопасности дорожного движенияª. В Болгарии, Дании, Испании, Украине и Финляндии закон о дорожном движении является единственным законом, регулирующим отношения в этой сфере.В Германии отдельно, кроме основного закона ©О безопасности дорожного движенияª, действует Кодекс положений о допуске к дорожному движению.В Швеции ввиде отдельных законов существуют законы, которые определяют порядок подготовки водителей и изъятия водительских удостоверений; основные требования, касающиеся автошкол; штрафы за нарушение правил стоянки; принудительную эвакуацию транспортных средств; перевозку опасных грузов; штрафыза превышение максимально допустимого веса.В сфере БДД определенный интерес представляет нормативноправовая система Франции, где главенствующими документами являются ПДД, Правила содержания и технического обслуживания автодорог, ведомственная инструкцияпо дорожным знакам и сигналам и Уголовный кодекс. Они подразделяются на законодательную и регламентирующую части, а также содержат комплекс положений, регулирующих все вопросы, связанные с дорожным движением.В таких странах, как Азербайджан, Италия, Китай, Турция и Япония, ПДД входят составной частью в законы о дорожном движении.В других странах(Великобритания, Венгрия, Германия, Индия, Ирландия, Индонезия, Латвия, Литва и Эстония), наряду с законами о дорожном движении имеются отдельно и ПДД.Проблема обеспечения БДД в последние годы приобрела значительную актуальность как в контексте обеспечения общественной безопасности, так и в рамках широкого круга государственноправовых преобразований, в том числе административной реформы. Со стороны государства проведена значительная работа по формированию нормативноправового базиса по различным аспектам дорожного движения и обеспечения его безопасности. Так, ряд правовых пробелов был устранен с принятием 18.10.2007 г. Федерального закона №257ФЗ ©Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РоссийскойФедерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерацииª. Как отмечается разработчиками Федерального закона, новый Закон имеет огромное значение для дорожного хозяйства РФ. Впервые принят федеральный законодательный акт прямого действия, который объединил массив подзаконных правовых актов и регламентировал осуществление дорожной деятельности, особенности правового регулирования проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания, использования федеральных автомобильных дорог, автомобильных дорог субъектов РФ, муниципальных и частных автомобильных дорог.Внесен ряд изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях, касающийся ответственности за правонарушения в области дорожного движения в части определения санкций с учетом степени их общественной опасности, ответственности владельцев транспортных средств за правонарушения с участием принадлежащих им транспортных средств, оптимизации ряда процессуальных вопросов.Динамично развивается законодательство в области БДД и на уровне подзаконных нормативных правовых актов. Так, Приказом МВД России от 07.08.2013г. №605 утвержден новыйАдминистративный регламент Министерства внутренних дел РФ попредоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.Министерством образования и науки Российской Федерации утверждены Примерные программы подготовки водителей транспортных средств по соответствующим категориям, скорректирован значительный ряд иных нормативных документов.До недавнего времени крайне острой проблемой являлся законодательный пробел в части медицинского обеспечения БДД, а также отсутствие правовых основ для организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом. На сегодняшний день проблема медицинского обеспечения в какойто степени разрешена путем внесения соответствующих изменений (ст.23) и дополнений (ст. 23.1) в Федеральный закон от 10.12.1995 г. №196ФЗ ©О безопасности дорожного движенияª
вчастности изменен порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования, а также установлен исчерпывающий перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.При разработке документов, направленных на создание правовых основ для организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом, законодателем изначально сформирован понятийнокатегориальный аппарат, установлены принципы транспортного обслуживания, определены способы организации пассажирских перевозок. В результате нормотворческой деятельности указанные положения нашли свое практическое отражение в Федеральном законе от 13.07.2015г.№220ФЗ ©Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортомª.Во многом возросший интерес со стороны государственных ведомств к проблеме безопасности на дорогах объясняется принятием Постановления Правительства РФот 03.10.2013 г. №864, которым утверждена Федеральная целевая программа ©Повышение безопасности дорожного движения в 2013
2020 годахª, в которой ответственными исполнителями определены ключевые государственные ведомства, обеспечивающие безопасность дорожного движения: МВД России, МЧС России, Минздравсоцразвития России, Минобразования России, Минтранс России, а также подведомственные им службы и структурные подразделения ГИБДД МВД России, Росавтодор, Рособразование и другие. Целью Программы является сокращениеколичества лиц, погибших в результате ДТП.Деятельность в заданном направлении предусматривает выработку и формирование единой государственной политики в области обеспечения БДД, совершенствование научных основ определения закономерностей возникновения ДТП, обоснование приоритетных направлений профилактики ДТП и снижения тяжести их последствий, построение оптимальных моделей управления системой БДД, совершенствование нормативноправовой базы в области обеспечения БДД.Целии задачигосударственного регулирования установленыФедеральнымзаконом©О безопасности дорожного движенияª, при этом первая статьяопределяет правовые основы обеспечения БДДна территории Российской Федерации. Задачи, которыепризван решить Федеральный закон, принято разделять на следующие основные группы: первая группа задач определяется как охрана жизни и здоровья граждан; вторую группу задач составляет защита имущества граждан;третья группа задач определяется как защита прав и законных интересов граждан участников дорожного движения; четвертая группа задач состоит в защите интересов общества и государства, она определяется как максимальное обеспечение безопасности на автомобильных дорогах.Достижение задач, поставленных в Федеральном законе,предусматривается путем проведения активной государственной политики по двум основным аспектам: предупреждение ДТП и снижение тяжести их последствий. Реализация данных мероприятий предполагает широкий спектр возможных действий как со стороны государства ключевого субъекта, осуществляющего регулятивную функцию в области обеспечения безопасности дорожного движения, так и со стороны непосредственных участников дорожного движения.Приведенные примеры являются малой частью нормотворческой деятельности по совершенствованию законодательных и нормативныхоснов в данной области общественных отношений,которые наглядно иллюстрируют актуальность тематики и заинтересованность со стороны государства в решении проблем аварийности на дорогах.2. Проблемы структурного построения государственного регулирования.Сохраняет актуальность вопрос разграничения полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями. Вопрос о разграничении полномочий между Российской Федерации, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями является обязательным условием для успешного решения поставленных задач, вследствие выполнения которого предполагается исключить дублирование функций и оптимизировать деятельность каждого органа публичной власти в рамках функционирования единой системы обеспечения БДД. В статье №6 Федерального закона ©О безопасности дорожного движенияªопределены полномочия субъектов РФ и органов местного самоуправления вобласти БДД, но действующий вариант разграничения полномочий носит рамочный характер. Подобный подход к определению в Федеральном законе компетенции субъектов РФ и муниципалитетов был использован исходя из исторических аспектов формирования законодательной базы РФ на момент принятия Закона. Втот период вопросы распределения компетенции междуРоссийской Федерацией и ее субъектами носили острый, дискуссионный характер, обусловленный политическими, экономическими и финансовыми проблемами страны. В таких условиях вряд ли было возможным более детальное разграничение компетенции по уровням управления.Однако с момента принятия данного политическая и социальноэкономическая ситуация в стране претерпела значительные изменения. Разработаны и вступили в силу ряд законодательных актов, в том числе регламентирующих компетенцию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Вместе с тем,ни в Федеральном законе ©О безопасности дорожного движенияª, ни в принятых после его вступления в силу законодательных актах вопросы разграничения полномочий в области БДДмежду уровнями публичной власти не получили должного нормативного отражения.В качестве примера можно привести организациюработы на стационарных постах весового контроля (далее СПВК) Краснодарского края.Так, в настоящее время стоит вопрос о правомерности взвешивания транспортных средств и оформления актов по результатам взвешивания на стационарных постах весового контроля, подведомственных органам государственной власти субъектов РФ в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности (далее органы государственной власти субъекта).В соответствии с Порядком осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств…, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 27.04.2011 г.№125, осуществление весогабаритного контроля возложено на Ространснадзор и ГИБДД, вто же время Министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края (орган государственной власти субъекта), в ведении которого находятся СПВК, функциями такого контроля не наделено. Это делает невозможным применение СПВК, сотрудниками Госавтоинспекции. В тоже время статьей 12 Федерального закона РФ от 08.11.2007 г.№257ФЗ, имеющего большую юридическую силу, чем ведомственный приказ министерства транспорта, полномочия по осуществлениюрегионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения возложены на органы государственной власти субъектов РФ в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Таким образом, владелец дороги может самоустраниться от исполнения возложенных на него федеральным законом полномочий. К примеру, Постановлением главы администрации Краснодарского края от 29.06.2012г. №791 ©О создании Министерства строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края и о внесении изменений в отдельные постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского краюª профильное министерство не наделено полномочиями для реализации функций государственного надзора, в том числе осуществлением взвешивания транспортных средств на СПВК и оформления актов по его результатам.Законодательное решение проблемы разграничения компетенции между уровнями публичной власти в области обеспечения БДДобусловливает внесение соответствующих изменений в ст.6 Федерального закона ©О безопасности дорожного движенияª, в ст.26.3 Федерального закона ©Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерацииª и в ст. ст. 14 16 Федерального закона ©Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерацииª.К проблемам структурного построения системы государственного регулирования в области БДДнеобходимо отнести проблемы совершенствования системы государственного управления в области дорожного движения и обеспечения его безопасности на основе вертикали исполнительной власти.Существует проблемы множественности взаимно пересекающихся и дублирующих друг друга форм контроля в областиобеспечения БДД, а также несогласованности действий со стороны полномочных ведомств (МВД, Минтранс, Минобразования, Минздравсоцразвития, Гостехнадзор, Ространснадзор и т.д.).Поскольку основной целью государственного управления и реализуемых политических,административных и социальноэкономических реформ в различных областях в конечном итоге является конституционная защита прав и свобод человека, законодательное регулирование в области БДД должно иметь ярко выраженную социальную направленность, ориентированную на сокращение числа погибших и пострадавших в ДТП путем предупреждения ДТП, а также снижения тяжести их последствий.Мы считаем, что было бы целесообразно определить одно ведомство, отвечающее за БДД, которое позволит успешно решить поставленные задачи. К таковым относятся:а) создание правовых условий для обеспечения безопасного функционирования транспортной системы и систематизация законодательства в соответствии с современными социальноэкономическими потребностями общества; б)реализациязаконодательства РФ и его последовательная интеграция с положениями международных договоров и соглашений; в)повышение эффективности функционирования системы государственного управления в области дорожного движения и обеспечения его безопасности на федеральном, региональном и местном уровнях управления, разграничение полномочий между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями; г)установление четких критериев для определения ответственности государства за решение вопросов в области БДД; д)создание правовых основ для участия общественных объединений и иных негосударственных организаций в работе по обеспечению БДД, защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц в области дорожного движения; е)развитие системы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении; ж)установление основных требований к строительству и содержанию уличнодорожной сети и иным объектам дорожной инфраструктуры; з) формирование правовых основ в целях обеспечения охраны окружающей среды при решении вопросов в области БДД.Реализация данного комплекса мероприятий также будет способствовать формированию финансовых, экономических, социальных, политических, экологических и иных условий для устойчивого социальноэкономического развития РФ.3. Проблемы кадрового, материальнотехнического и финансового обеспечения.В соответствии с требованиями действующего законодательства кадровый состав органов внутренних дел формируется преимущественно из числа лиц, получивших юридическое образование, что обуславливает дефицит сотрудников, имеющих профильное образование, необходимое для осуществления надзорных функций Госавтоинспекцией.Кроме того, информатизация органов и подразделений системы МВД требует подготовки высококвалифицированных кадров в области программирования и технического сопровождения оборудования. Целенаправленная подготовка в системе МВД таких специалистов позволит отказаться от заключения дорогостоящих контрактов по внедрению программных продуктов и их сопровождению гражданскими организациями, так как сотрудники системы МВД обладают знаниями по применению на практике не только Федерального законодательства, но и требований нормативноправовой документации МВД, приказов и распоряжений, в том числе ©для служебного пользованияª и ©секретныхª. Гражданские лица доступа к такой информации не имеют.На протяжении последних лет значительно вырос поток транспортных средств и увеличилась протяженность уличнодорожной сети, при этом нормы положенности технических средств, используемых сотрудниками Госавтоинспекции, устарели и не соответствуют реалиям современности.Такжеостается крайне низким уровень материальнотехнической обеспеченности подразделений Госавтоинспекции, что обусловлено недостаточным выделением денежных ассигнований для организации эффективной служебной деятельности.На сегодняшний день процент оснащенности подразделений Госавтоинспекции на региональном и районном уровне Краснодарского края по основным техническим средствам, выглядит следующим образом:приборы измерения концентрации этанола в выдыхаемом воздухе при положенности 644 комплекта в наличии имеется 579 комплектов (оснащенность составляет 90 %);доступ к оперативносправочным учетам ГИБДД осуществляется с применением систем удаленного доступа по GPRS/3Gканалам связи, положенность которых составляет 914 комплектов, в наличии всего 461 комплект (оснащенность 50 %);мобильный комплекс фотовидеофиксации нарушений ПДД в подразделениях ГИБДД края положено 735 комплектов, а в наличии только 324 комплектов (оснащенность 44 %);мобильных аппаратнопрограммных комплексов ©Автоматизированное рабочее место инспектора ДПСª в подразделениях ГИБДД края положено 1.414 комплектов, в наличии 0 комплектов, соответственно потребность составляет 100%.В тоже время, с учетом того, что технические средства в рамках Государственного оборонного заказа выделяются в недостаточном количестве, Управлением ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю, совместно с администрацией Краснодарского края ежегодно проводится работа по доукомплектованию подразделений ГИБДД края современными техническими средствами. Так, в2014 году, в рамках подпрограммы ©Укрепление правопорядка, профилактика правонарушений, усиление борьбы с преступностью в Краснодарском крае на 2014 2016 годыª администрацией Краснодарского края приобретено 200 приборов измерения концентрации этанола в выдыхаемом воздухе и 200 планшетных компьютеров с доступом в базы данных ГИБДД на общую сумму 22 миллиона рублей.Кроме того, на эффективную организацию деятельности функционирующих трех стационарных поста ДПС ГИБДД ©Магриª, ©Кущевскийª и ©Успенскийª существенное влияние оказывает недостаточная укомплектованность специальными оперативнотехническими средствами(отсутствуют приборы обнаружения наркотических веществ, взрывчатых веществ, устройства для осмотра номера двигателя, приборы для идентификации и проверки подлинности номерных узлов и агрегатов транспортных средств и т.д).Следует также отметить критическое положение, связанное с обеспечением дорожнопатрульной службы края горючесмазочными материалами (далее ГСМ). В связи с сокращением лимитов ГСМ, выделяемых дорожнопатрульной службе (на 50 %) обеспечение БДДпри организации мероприятий по сопровождению организованных групп детей затруднено.Особо остро указанная проблематика влияет на реализацию указанных мероприятий в период летнего оздоровительного сезона, когда количество заявок, подаваемых из муниципальных образований Краснодарского края на организацию сопровождений детей, увеличивается на 25 %, а из других субъектов РФ
на 40 %.С учетом этих обстоятельств принимаются меры по сокращению количества автопатрулей и увеличению пеших постов и маршрутов, однако применение таких мер негативно сказывается на выполнение возложенных на службу задач и функций.Значительное увеличение плотности автотранспорта на дорогах края привело к увеличению объема информации, передаваемой посредством аналоговых каналов радиосвязи, применение которых становится менее эффективным, а в крупных населенных пунктах практически невозможным.Для решения данной проблемы в Краснодарском крае проводится комплекс мероприятий по переходу на современные цифровые системы радиосвязи. В настоящее время данная радиосвязь уже используется на территории городов Большого Сочи и Краснодара. В населенных пунктах черноморского побережья (Анапа, Геленджик и Новороссийск, Туапсе) такие системы находятся в стадии внедрения.Учитывая недостаточное финансирование из федерального бюджета, модернизация существующей системы связи происходит поэтапно.Использование информационных баз данных ГИБДД в значительной мере необходимо для эффективного и оперативного обеспечения БДД. Однако в разных субъектах РФ для сопровождения и использования одной и той же базы данных используется разное программное обеспечение, что является причиной некорректного отображения информации либо отображения неполных данных в используемом интерфейсе программного обеспечения. Переход на единое программное обеспечение позволит решить эту проблему.
Ссылки на источники1. Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257ФЗ ©Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерацииª.2. Приказ Министерства транспорта РФ от 27.04.2011 г. № 125 ©Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средствª.3. Федеральный закон от 31.12.2014 г. № 528ФЗ ©О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движенияª.4. Федеральный Закон РФ от 15.11.1995 г. № 196ФЗ ©О безопасности дорожного движенияª.5. Постановление Правительства РФ от 19.08.2013 г. № 716 ©О Федеральном государственном надзоре в области обеспечения безопасности дорожного движенияª.6. Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184ФЗ ©О техническом регулированииª.7. Постановление Госстандарта России от 30.01.2004 г. № 4 ©О национальных стандартах Российской Федерацииª.