Профессиональная подготовка милиционеров Центрально-Черноземной области
Выпуск:
ART 96410
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Токарева
С.
Н. Профессиональная подготовка милиционеров Центрально-Черноземной области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
2446–2450. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96410.htm.
Аннотация. В представленной статье раскрывается вопрос профессионального обучения милиционеров на примере Центрально-Черноземной области. Автор рассматривает основные уровни образования – от командного состава в центральной школе до рядового на краткосрочных курсах. На основе архивного материала представлена практика подготовки служащих органов правопорядка в различных округах Центрального Черноземья. Выделены ключевые проблемы материального и кадрового характера.
Текст статьи
Токарева Светлана Николаевна,кандидат исторических наук, доцент кафедрытеории и истории государства и права, Курский государственный университет, г. Курскtokareva_sn@mail.ru
Профессиональная подготовка милиционеров
ЦентральноЧерноземной области
Аннотация.В представленной статье раскрываетсявопрос профессионального обучения милиционеров на примереЦентральноЧерноземной области. Автор рассматривает основныеуровни образования–от командного состава в центральной школе до рядового на краткосрочных курсах. На основе архивного материала представлена практика подготовки служащих органов правопорядка в различных округах Центрального Черноземья. Выделены ключевые проблемы материального и кадрового характера.Ключевые слова:милиция, профессиональное обучение, ЦентральноЧерноземная область.
Осуществлять сложные задачи охраны общественного порядка и борьбы с преступностью было невозможно без общеобразовательной, правовой и профессиональной подготовки кадров милиции, обучения азам оперативнорозыскной деятельности и обеспечению законности. В 1920–30 гг. общеобразовательнаяи профессиональнаяподготовкамилицейскогосоставаоставлялажелать лучшего и зачастую не соответствовали необходимым требованиям. Несмотря на работу по поднятию уровня политической грамотности качество образования не улучшалось.Вопросы правовой организации и регламентации обучения кадров милиции в 1930е гг. рассматривались в некоторых работах исследователей[1; 2], поэтому наша задача рассмотреть применение на практике этих норм в пределах ЦентральноЧерноземной области.Правовую базу в формировании системы профессиональной подготовки милицейских кадров в 1930е гг. составили центральные нормативноправовые акты. Еще в соответствии с Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 11ноября 1927г. «Омерах улучшения быта и службы работников рабочекрестьянской милиции»[3; 4, л.8]милиционеры в свободное от службы время могли учиться на курсах и рабочих факультетах, в школах и высших учебных заведениях, поступая в них на льготных условиях и освобождаясь от платы за обучение. Об этих преимуществах, например, сообщалось на совещаниикомандного состава Курского окружного административного отдела (окрадмотдел, ОкрАО) 6января 1929 г.[5, л. 24].В 1930е гг. Управление кадров НКВД координировало вопросы подготовки, переподготовки и усовершенствования личного состава. Так, периодическое обучение вводилось приказом НКВД от 8 апреля 1930г. о повышении квалификации работников милиции[6, с. 79].По докладу НКВД «О состоянии и работе милиции и уголовного розыска» СНК СССР принял постановление от 9 июля 1930 г.[7, с. 255–256], в соответствии с которымразвертываласьпрофессиональная подготовка через обучение в Москве, увеличение числа госбюджетных школ милиции и развитие заочного обучения.5августа 1930 г. НКВД РСФСР издал приказ «Об утверждении сетки учебных заведений», по которому создавалась система учебных заведений, а уже 19 августа Коллегия НКВД РСФСР утвердила Положение о школах НКВД.Постановление СНК РСФСР от 8 июля 1929 г. стало основой для организации курсов усовершенствования старшего начальствующего состава административного аппарата НКВД РСФСР. С 7 февраля 1931 г. они переименованы в Центральную высшую школу Главного управления рабочекрестьянской милиции и уголовного розыска при СНК РСФСР[6, с. 78–79].Приказом №27 Главного управления милиции и уголовного розыска от 1 июня 1931 г. выпускниковмилицейскогоотделенияЦентральнойшколырекомендовалина замещение должностей в ЦентральноЧерноземной области: старшегоинспекторакраевого управления (политработника) В.П. Пономарева, инспекторакраевого управления В.А. Иванова, начальникарайонного управления А.Г. Литовченко и А.С. Свириденко, его помощникаН.И.Карлюкова[8, л. 72, 72 об., 73 об., 74].Средний начальствующийсоставмилициик концу 1920хгг. обучалсяв школах милиции ЦАУ НКВД, организованныеза счет государственных средств (в Ленинграде, Омскеи Новочеркасске). Младший начальствующийсостав готовилив школах милиции, разделявшиеся на госбюджетные (в Свердловске, Саратовеи Воронеже) и содержавшиеся на деньги местных адмотделов[9, с. 12–13].В центре ЦЧО действовала 3я Воронежская школа младшего начсостава милиции НКВД (г.Воронеж, пр.Революции, д. 45, тел. 356), созданная в 1925г.за счет государственных средств.Временно исполняющим ее делами был Безгин.Помимо теоретической подготовкикурсанты проходили практику, по которой составлялиотчет.Вооружение и обмундированиешколы осуществлялось через Заготхоз милиции республики. Так, 27 июня 1928 г. школа сообщала ему, что четыре дня назад Воронежское отделение госбанка перечислилопо почте 1638руб. 25 коп. и просила поскорее выслать неполученные 10трехлинейных винтовок русского образца, 32кил. оружейного масла, 1000патрон к револьверу«Наган» и обмундирование, заявленное 15января: 6 суконных шинелей, 15 суконных гимнастерок, 15 суконных шаровар, 6 суконных фуражек и 70 пар яволочных сапог[10, л. 34].Также в конце 1920х –начале 1930 гг. в Воронеже функционировала6я школа НКВД РСФСР административномилицейских работников (г.Воронеж, ул. Манежная 1, бывшие Раевские казармы).В Орловском округе служили выпускникиВоронежской школы милиции1926–28гг., в дальнейшем собирались сведения об их уходе, увольнениии понижениилиц, к примеру, К.М. Ростовцев и М. Рязанцев были командированы для прохождения 2го курса 6й школы НКВД в г. Воронеже, а И.Я. Акимов и М.И.Филимонов –в1юЛенинградскуюшколу[11, л. 41–41 об.].Приказом начальника ЦентральноЧерноземного областного административного отдела(обладмотдел, ОАО)от 6 августа 1929 г. курсантов, окончивших обучение в 6йВоронежской школе, направили на должности младшего и среднего начсостава (начальник РАО, его помощник, участковый милиционер, инструктор и агент УРО) в окрадмотделы: Белгородский–7, Борисоглебский–4, Воронежский–26, Елецкий–6, Козловский–1, Курский–4, Льговский–3, Орловский–8, Острогожский–6, Россошанский–6, Тамбовский–4 и Верхневолжский –2человека[11, л. 194–196.].В мае 1929 г. врид начальника ЦентральноЧерноземного ОАО Зилахи утвердил разверстку мест на укомплектование 6й школы НКВД административномилицейских работниковв 1929/30 учебном году (табл. 1)[11, л. 100].Таблица 1Число мест, выделенных 6й школой НКВД административномилицейских работников в 1929/30учебном году по округам ЦЧО
Наименование адмотделовНа младший курсНа старший курсмилицииуголовного розыскаВоронежскийОрловскийКурскийТамбовскийБелгородскийЛьговскийБорисоглебскийЕлецкийРоссошанскийОстрогожскийКозловский101010107555337422222222232
111
111Итого75258
Исходя из данных таблицы видно, что более всего мест приходилось на районы бывших губернских центров –Воронеж, Курск,Орел и Тамбов.Но округане всегда выполняли объявленную разверстку.В марте 1930 г. 20 выпускников 6й школы НКВД административномилицейских работников распределили по 4 человека в Курский и Льговский округа, по 2 человека в Тамбовский, Острогожский, Борисоглебский и Орловский округа, и по одному в Козловский, Усманский, Старооскольский и Белгородский округа[12, л. 60]. Однако в Курском округе рекомендованные должности и нижестоящий средний комсостав милиции были заполнены и обеспечить работой могли лишь одного курсанта[12, л.61].С апреля по июнь 1930 г. проводилась подготовительная работа по укомплектованию 6й школы НКВД административномилицейских работников в г.Воронеже. Согласно постановлению Коллегии НКВД от 28февраля 1930 г.[13]в школу командировались 75% работников районного адмаппарата. Так в Курском округе на младший курс на милицейское выделялись 3 места для РАО, на уголовнорозыскное –3 для РАО и 1 для г. Курска, на пенитенциарное дело –1 для мест заключения, а на старший курс –4 для РАО и 3 для г. Курска[14, л. 1].Избранных кандидатов 25мая 1930г. направлялив администрацию для прохождения испытательной (для проверкиполитических, специальных и общеобразовательных знаний) и медицинской комиссий. Начальники РАО должны были командировать в школу работников, имевших:а) служебный стаж в органах милиции или уголовного розыска не менее 6ти мес. для первого года обучения и года для старшего курса;б) хорошую служебную аттестацию, предназначенные к дальнейшему продвижению;в) состояние здоровья, удовлетворяющее условиям приема в милицию;г) соответствующую общую и милицейскую подготовку[14, л. 1].Отобранные кандидаты должны были быть не старше 30лет, однако в особо исключительных случаях былилица и старше. Женщины допускались к приему в школу на общих основаниях. В первую очередь в школу направлялись партийцы и члены ВЛКСМ.Особое внимание уделялось классовому подбору, не допускалигражданчуждой идеологии и с преступным прошлым. Ни в коем случае не выбирались лица, бывшие под судом, скомпрометировавшие себя по службе, недостаточно дисциплинированные, невыдержанные, имевшие взыскания за серьезный проступок по службе и т.п. Кроме того, не рекомендовалось выделять работников, не изъявивших желания учиться[14, л. 1–2].На старший курс школы в первую очередь направлялись: а)выдвиженцы, работавшие в адморганах; б) средний начсостав, состоявший в рядах милиции не менее 6ти мес.; в) лица, окончившие младший курс школы НКВД; г) лица из младшего начсостава, предназначенные к выдвижению. На младший курс (первый год обучения) направлялись исключительно младший начсостав, не прошедший школьной подготовки. Из них в школу направлялись лишь лица окончившие 3х месячные курсы, успешно прошедшие повторноинструкторские занятия и предназначенные к продвижению по должности младшего начсостава. Уголовнорозыскные отделения школы укомплектовывались на тех же основаниях, что и милицейские, причем могли командироваться не только работники розыска, но и работники милиции, предназначенные для дальнейшей работы в розыске[14, л. 2].Выдвинутые кандидатуры обсуждались на общих собраниях работников. Приотказе направленияв школу лицо, удовлетворявшее требованиям приема, могло обжаловать решение начальника РАО и инспекции по адмвопросам вплоть до начальника милиции Республики[14, л. 2].При проведении разъяснительной компании по подбору лиц в школу среди работников популяризировалось Постановление СНК об обеспечении семей курсантов пособием на период учебы в размере 50% получаемого оклада. Кроме того, на основании п. 12 § 3 Приказа № 29 начальника милиции Республики все командируемые полностью удовлетворялись обмундированием по табели НКВД, путевым довольствием в оба конца, суточным довольствием и зарплатой за две недели вперед считая со дня откомандирования за местный счет[14, л. 2].Для прохождения проверочных испытаний в администрацию высылалисьследующие документы на кандидатов: а) личное заявление поступающего в школу с подпиской о том, что ему известны правила прохождения курса и условия; б)собственноручно написанная краткая автобиография с указанием партийности, социального происхождения, стажа милицейской работы, семейного положения и т.д., в)трудовой список, заверенный печатью и подписями РАО, г) заверенная копиядокумента об образовании, если оно имелось; д) заверенная копиявоинского документа и ж) аттестацияили служебнаяхарактеристика[14,л. 2].Несмотря на урегулированную процедуру отбора 6я школа НКВД РСФСР административномилицейских работников исключалав 1930 г. неподходящихкурсантов: 3 по состоянию здоровья, 1 изза призывав Красную армию, 2 имели несколько дисциплинарных взысканий, 8 малограмотных и совершенно неподготовленных, 5 имели образование, обеспечивающее самоподготовку, 2были старше 30 лети1 не имел милицейского стажа[15, л. 42–44].В июне 1930 г. в 6й школе НКВД адмилработников заканчивался учебный год и возникла проблема распределения курсантов. Отмечались случаи неправильного их использования, например, в Орловском округе хорошо подготовленному курсанту предоставили нижестоящую должность, поэтому получалось что школа готовилаработников для низового адмаппарата. Такая ситуация побуждала ихпоступать в ВУЗ, техникум или переходить в другое ведомство. Чтобы заинтересоватьмилиционеров предлагалось считать год учебы за полтора года службы[15, л. 231–232].Обучение милиционеров происходило и в бывших губернских центрах. На основании приказа ЦАУ НКВД №80 от 20 мая 1926 г. и в дополнение к циркуляру от 4 августа 1928г. начальник ЦентральноЧерноземногоОАО Мазуров 12 сентября 1928г. для специальной и общеобразовательной переподготовки низовых работников милиции и уголовного розыска (участковых милиционеров, агентов УРО и помощников начальников райадмотделений) учредил краткосрочные курсы в г.Тамбове для обслуживания Тамбовского, Козловского иБорисоглебского, в г.Курске –Курского, Льговского и Белгородского, в г. Орле –Орловского и Елецкого округов. Они именовались Краткосрочные курсы по переподготовке административномилицейских работников ЦЧО, а перед наименованием указывалось –1ые Тамбовские, 2ые Курские и 3ие Орловские. Учебная программа курсов была объявленаприказом ЦАУ НКВД №190 от 12ноября 1925 г. Обучение длилось 2½месяца: два месяца на теоретическую подготовку и две недели на практические работы и экзамены. На 1928/29 учебный год определялись следующие периоды учебы: 1й набор –с 10 октября по 25 декабря, 2й –с 1января по 15марта, 3й –с 20 марта по 5 июня, 4й –с 5 июля по 20сентября[16, л. 38, 207].Пропускная способность курсов в год устанавливалась 200 чел. для 1ых Тамбовских (Тамбовский округ –80, Борисоглебский и Козловский –по 60), 200 чел. для в 2ых Курских (Курский округ –80, Льговский и Белгородский –по 60) и 150 чел. для 3их Орловских (Орловский и Елецкий –по 75 чел.) (подробнее см. табл. 2)[16, л. 207–208].Таблица 2Переменный состав краткосрочных курсов в одном наборе
Наименование курсовНаименование окружных административных отделовКомплект в один срок обучения (чел.)1ыеТамбовскиеТамбовскийБорисоглебскийКурский2015152ыеКурскиеКурскийЛьговскийБелгородский2015153иеОрловскиеОрловскийЕлецкий1717
На начальников Тамбовского, Курского и Орловского окрадмотделов возлагались своевременный созыв курсантов, обеспечение административнохозяйственным составом, учебными пособиями и материальное оборудование курсов. Все начальники окрадмотделов ЦЧО должны были снабжать курсантов полным комплектом обмундирования, путевым довольствием и своевременно выплачивать зарплату.Об укомплектовании курсов объявлялось в печати. К 25 сентября 1928г. должно было закончиться испытание и отбор кандидатов.Штат краткосрочных курсов по переподготовке административномилицейских работников ЦЧО включал: начальника курсов, начальника учебностроевой части, делопроизводителя, каптенармуса, повара, истопника и уборщика помещения. В Обладмотдел представлялись сведения на начальников курсов и начальников учебностроевых частей на утверждение. Преподаватели по мере надобности были приватные, амладший комсостав для строевого обучения курсантов выделялсяиз их же среды.Начальником 1х Тамбовских курсов был Таратынкин, позднее –Беленихин,3х Орловских –Егоров.Несмотря на активное обучение милиционеров в этот период, областное совещание, заслушав доклад о подготовке работников милиции ЦЧО в 1929–30г., отметило:а) недостаточный качественный подбор кандидатов для курсов (малограмотные, не удовлетворяющие по состоянию здоровья и проч.);б) недостаточный процент партийной и комсомольской (37%), социальной (61% бедняцкобатрацкой, 22% середняцкой, 9% рабочих и 8% служащих) прослойки;г) направление кандидатов против их желания;д) неудовлетворение положенными предметами вещевого довольствия, проездными и несвоевременная высылка заработной платы;е) недостаточный отпуск средств на учебнонаглядные пособия и продовольствие;ж) частая смена преподавательского состава и срыв занятий[17, л. 23].Совещаниеустановилосовершенно неудовлетворительное состояние внешкольной подготовки работников милиции и отсутствие работы среди вновь поступавших, в особенности в сельской местности, где были случаи посылки на работу без предварительной подготовки[17, л. 23].Для улучшения подготовки работников милиции ЦЧО совещание сочло необходимым:1)организовать дополнительные курсы для Усманского, Острогожского, Старооскольского, Россошанского округов и г. Воронежа, так как сеть краткосрочных курсов недостаточно обслуживала аппарат ЦЧО;2)установить учебный срок занятий на курсах вместо трех 5½месяцев и переработать программы, так как направлялись малограмотный в политическом и общеобразовательном отношении батрацкобедняцкий контингентичасто применялась самостоятельная работа;3)при составлении программы предусмотреть в методической работе непрерывность теории с практикой;4)отбор кандидатов проводить в строгом соответствии с существовавшими положениями;5)при комплектовании курсов обеспечить максимальный состав по партийной и социальной прослойке;6)изжить случаи несвоевременного прибытия кандидатов на курсы и невыполнения местами разверстки;7)закрепить преподавателей, не допуская перебоя и срыва занятий;8)внешкольную подготовку производить с лицами, которые ее не прошли и недостаточно усвоили;9)организовать занятия по внешкольной подготовке в городах, районных и окружных центрах, где имелсясоответствующий резерв адммилиции и ведмилиции; в сельской местности систематически производить подготовку через инструктивные совещания;10)добиться выделения резерва для вновь поступающих на срок не менее 2х недель, чтобы ни один не посылался на работу без элементарных понятий о правах и обязанностях младшего милиционера;11)проводить работу с выдвиженцами через непосредственное прикрепление на командные должности для ознакомления с практикой[17, л. 23–23об.].Обучение милиционеров проводилось непосредственно и во время службы.В целях ликвидации политической и правовой малограмотности, ознакомления со службой милиции на основании циркулярного письма ЦК СТСТ и НКВД, приказа начальника ЦАУ НКВД №108 1928 г. начальник ОАО ЦЧО Мазуров приказал с 1ноября 1928 г. приступить к проведению повторных зимних занятий по предметам: Конституции РСФСР и СССР, милицейское дело, советское законодательство, военное дело и политучеба со всем наличным составом милиционеров государственной и ведомственной милиции. Занятия производились во внеслужебное время не более 4х часов в неделю. Из вновь поступивших формировалась отдельная группа. Для первых четырех предметов отводилось 84 часа. Закончить прохождение программы надо было к 15мая 1929 г., а выдержавшим экзамен выдать соответствующие удостоверения[18, л. 1].Особое внимание обращалось на изучение характеристики государства, милицейской деятельности,финансовой и торговой политики, культурной работы и т.д. В рамках политчаса изучались вопросы социалистического строительства и борьбы за победу пролетариата в мировом масштабе, подчеркивалось, что руководство политикой проводилось единственной и единой Всесоюзной коммунистической партией. Усвоение этих вопросов должно было «выковывать в рядах милиции стойких защитников рабочего дела, Советского государства и укрепить связь с рабочим и крестьянином»[18, л. 3].Прохождение политчаса являлось обязательным минимумом общественнополитической подготовки работников милиции. Программа была рассчитана на 48часов (по одному часу в неделю). Проводили его наиболее подготовленные лица комсостава адмотделов и политработники[18, л. 3].Преподаватели не были обязаны рассмотреть все вопросы программы, предлагалось учитывать интересы и уровень слушателей. Основным методом политучебы была беседа, для подготовки использовались литература, газетыирадио, картыидиаграммы, проводились экскурсии, посещалиськино и театр, рекомендовалось чтение материала по программе Ленуголка. Работники милиции, проходившие политическое обучение по системе партучебы и общеобразовательных учреждений, от участия в политчасе освобождались.Программа учебных занятий с работниками Обоянского РАО была рассчитанана 36 учебных часов. Они длились с 1ноября 1928 г. по 1 мая 1929 г., по три часа в день через каждые две недели. Предметы преподавания и учебные часы разделялись следующим образом: 12 час. политграмота (в том числе Конституция), 12 час. право (3 час. уголовный процесс, по 2час. судопроизводство, меры социальной защиты, исполнительное право, по 1час. уголовный кодекс, гражданский кодекс, наследственное право), 12 час. милицейское дело[19, л. 3–6].С1 июня 1930 г. должны были начаться занятия с милиционерами конного резерва по предметам: Конституции РСФСР и СССР, милицейское дело, политучеба, советское законодательство, военное дело и строевая подготовка. На строевые занятия 2 раза в неделю выделялось по 3 часа с выездом в поле с 07.00до 10.00, на политучебу –2 раза по 2 часа, по остальным предметам –1раз по 2 часа[15, л. 197].После обследования состояния милиции Республики народного комиссариата РКИпринял решение об обязательном обучении всех поступавшихна службу в милицию. Согласноприказов начальника милицииРеспублики от 23 октября 1928 г. за № 50 и начальника адмотдела ЦЧО создавались курсыдля младших милиционеров. Онисуществовали за счет местных средств, изыскиваемых исполкомами,организовывались при милицейских курсах по переподготовке административномилицейских работников и обслуживались их штатами[16, л.172].Тамбовский ОкрАО ходатайствовал перед Окрисполкомом, финансовым отделом и отделом Союза совторгслужащих утвердить создание такихкурсов и оказать помощь. Окрадмотделпросил произвести их организацию на принципах самоокупаемости.Штат переменного состава определялся в 25человек.Учебным планом предусматривалось 216 часов.Лекционное вознаграждение оплачивалось по 1 руб. за час, а ставка по г. Тамбову была1 руб. 50коп., снижение связано стем, что курсы содержалисьза счет обучающихся.Также планировались отчисление на соцстрах, местком и жилстроительство. По административнохозяйственным расходам требовалось помещение для общежития 24 кв. саж., освещение –150 свечей, отопление –¾ куб. саж. и водоснабжение. По операционноэксплуатационным расходам было необходимопродовольствие из расчета по 9 руб. на человека и приобретение учебных пособий. На содержание курсов в течении одного месяца требовалось 600руб. Доход по милицейским курсам составлялся из отчислений по 24 руб. от зарплаты младшего милиционера,остальные 10руб. выдавались на руки[16, л. 172 об.–173].В Тамбовском округе 4х недельные курсы по подготовке поступающих в милицию были организованы 1 февраля 1929г.и до 1 июля было подготовлено четыре выпуска(табл. 3). После обучениявсе были направлены в распоряжение Горчасти, лучшие 30человек рекомендовались в госмилицию, а остальные –в ведмилицию[16, л. 198].Таблица 3Сведения о подготовке на 4х недельных курсах Тамбовскогоокругав 1929 г.
Выпуски
Время занятийКоличествочеловекПолПартийностьРекомендованмужчинженщинчлен ВКП(б)кандидат ВКП(б)ВЛКСМбеспартийныйв госмилициюв ведмилициюIIIIIIIV1/II–1/III4/IV–4/V10/IV–12/V3–30/VI26212424242122222
221
2
1
3122202021221068616151618Всего
95896138833065
Для первых трех выпусков программа разрабатывалась самими преподавателями, для четвертого применялись программы, объявленные в приказе начальника милиции Республики № 18 от 8 апреля 1929г.[16, л. 198 об.].Так как подавляющее большинство поступающих были технически малограмотны пришлось вводить общеобразовательные предметы: от 20 до 30 час. на русский язык, от 12 до 16 час. на арифметику,по одному часу ежедневно на физкультуру. Для ознакомления с работой постового милиционера 12 час. было отведено на практические работы. Курсанты направлялись в надзирательские участки для несения постов. С последним выпуском практиковалось ежедневное дежурство по 3–4 человека во внеклассное время в надзирательских участках.Преподавателямиявлялись работники адмотдела, прокуратуры и других учреждений, которые часто бывали заняты по своей основной службе. Вследствие этого приходилось отступать от расписанияи заменять одни дисциплины другими. На занятиях курсантам объяснялся программный материал и затем велась беседа[16, л. 198–198 об.].Вследствие недостатка средств обучение первых трех выпусков проходило без книг. Для 4го состава былаприобретенав достаточном количестве «Азбука ленинизма» Керженцева. Но ощущался недостаток писчей бумаги, что тоже отражалось на эффективностиобучения.В мае–июне 1929 г. в тамбовской гормилиции занятия со строевым составом милиции проводились ежедневно и рассчитывались на 5 недель. Изучались милицейское дело, политчас, уголовное дело, гарнизонная служба, дисциплинарный устав, стрелковое дело, строевые занятия и взводное учение, противовоздушная оборона, изучение противогаза и газового убежища, конвоирование[16, л. 175–175об.].Начальник Тамбовского окрадмотдела Жеребцов 10 августа 1929 г. сообщал, начальнику Штаба 10й Майкопской дивизии, что в виду организации при красноармейских частях курсов для подготовки красноармейцев, пожелавших по увольнении в долгосрочный отпуск служить в милиции, Окрадмотдел командировал врид начальника Горчасти Алексеева для согласования вопроса о порядке организации курсов, ведения занятий, уточнения программ, а также выяснения количества лиц, изъявивших желание поступить в милицию и перспективах их использования[16, л. 205].По приказу Главного Управления рабочекрестьянскоймилиции и уголовного розыска при СНК РСФСР от 30 апреля 1931 г. № 20 в целях введения однообразной системы политической работы и для охвата всего личного состава политическим воспитанием с 1 мая вводились обязательные политические занятия с рядовым и младшим составом милиции. Проведение политзанятий возлагалось на политинспекторов, политруков и партийный начсостав под ответственностью начальников райуправлений и горотделений, привлекая в необходимых случаях руководителей из состава работников милиции и других организаций[8, л. 56].В 1931 г. проводилась летняя политучеба в Курске по программе облуправления милиции от 31 марта 1931 г. Позднее 14 сентября 1931г. Комиссия в составе председателяначальника Управления милиции Болотина и членов: Тугаринова, Козлова, Кастерина и председателя от Горкома ВКП(б) Полянской провели самопроверку знаний. Установлено, что изза отсутствия помещения занятия проводились в саду на открытом месте, за исключением дождливой погоды. Политический состав руководителей и отношениеобучающихся к преподавателям было удовлетворительным. Использовался лекционный метод проведения занятий, они проводились с 09.00 до 12.00часов с первой сменой и с 17.00 до20.00 со второй. На каждую тему уделялось 2–3 часа –один раз в пять дней. Установленные программы прошли полностью, посещаемость занятий составляла 75%. Практиковались вызовы на лучшую учебу и посещаемость путем соцсоревнования между взводами, отделениями и учащимися. Усвояемость материала была удовлетворительная, но требовалось дальнейшее развитие политучебы. Негативными моментами считались: отсутствие помещения, учебных пособий и значительная текучесть личного состава органов милиции. Для обеспечения успешного хода занятий в политучебе в дальнейшем признавалось необходимымпредоставить соответствующее помещение, создать кружки для лабораторных работи полностьюснабдитьучебными и наглядными пособиями[20, л. 56–57].С 1 мая по 1 августа 1931 г. в ЦЧО милиционеры должны были пройти боевую и специальную подготовку по программе Облуправления милиции, под руководством начальников РУМР и их помощников[21, л. 101].Кроме того проводились выездные сборы. Но Управление милиции г.Курска и района 28 июля 1932 г. просило командира 55й стрелковой дивизии об освобождении работников милиции начальствующего и рядового состава, родившихся в 1906–1908 гг. от прохождения лагсбора, учитывая важность оперативной работы в это времяпо заданиямоперативного сектора ГПУ, накоторой отсутствовало 40% работников милиции, что уже нарушало регулярное несение постовой службы и срываловоенные занятия Областного Управления милиции ЦЧО за № 83 от 25 мая 1932 г. К тому же в конце августа назначалось проведение маневров с работниками милиции под руководством Областного Управления милиции ЦЧО[22, л. 25].Подводя итог всему вышесказанному отметим, что распоряжения об организации обучения милиционеров приходили из центра, а программыразрабатывалась на уровне области. В этот периодформировалась систематическоепрофессиональное образованиена всех уровнях: для старшего командного состава в столице, среднего –в областном центре, для рядового –в округах. В первых двухслучаяхобучение было длительным (до двух лет), впоследнем–от нескольких недель до нескольких месяцев, для того чтобы охватить начальной подготовкой в короткие сроки весь строевой состав милиции. В рамках ЦЧО происходило постепенноеувеличение сроков учебы. Кроме того поддержанием и укреплением знаний занимались и во время службы, что обеспечивало непрерывностьобучения. Школы для высшего и среднего начальствующего состава содержались государством, но более широкая сеть школ адморганов и различных курсов содержалась на средства местного бюджета, а курсы для вновь поступающих на службу и вовсе были самоокупаемыми. В связи с эти возникали материальныетрудности –не полное обмундированиеи вооружение,курсантам даже приходилось привозить своепостельное белье.Еще одной проблемой при командировании на обучение было соотношение высоких требований к кандидатам и качестволичного составаорганов правопорядка, в связи с чем наблюдались случаи неполной комплектации школ и курсов. Тем не менее существовавшая подготовкаимелабольшое практическое значение, несмотря даже на краткосрочный характер.Школы и курсы сами аттестовали выпускников на определенную должность. Отчасти это положительный опыт, так как учитывались знания и способности, которые былотрудно выявить при устройстве на работу. Этот способтакжеможно использоватьв нашидни, но как рекомендацию, а не четкое руководство, потому что может отсутствоватьвакансияименно такой должности.
Ссылки на источники1.Власов А.В. Формирование системы образования милиции в 30е годы // История государства и права. 2002. № 1. С. 61–62.2.Соколов М.И. Историкоправовой анализ становления и развития профессиональной подготовки сотрудников ОВД Российской Федерации XVIII–XXI вв. // Приоритетные направления развития науки и образования: материалы VIмеждунар. науч.практ. конф. (Чебоксары, 11 сентября 2015). Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. № 3 (6). С. 112–118.3.Собрание узаконений РСФСР. 1927. № 113. Ст. 761.4.Государственный архив Тамбовской области (далее ГАТО).Ф. Р396. Оп. 1. Д.73.5.Государственный архив Курской области (далее ГАКО). Ф. Р2638. Оп. 1. Д. 69.6.История органов правопорядка России в точных датах. Хронологический справочник / Ю.Н. Моруков. М.: Объединенная редакция МВД России, 2007. 192 с.7.Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк / Борисов А.В., Детков М.Г., Кузьмин С.И., Малыгин А.Я., и др.; Гл. ред.: Горлов А.Г. М.: Издво Объед. ред. МВД России, 1996.464 с.8.Государственный архив Российской Федерации (далее ГАРФ). Ф. Р9415. Оп. 1. Д. 1.9.Школа начсостава рабочекрестьянской милиции и угро: справочник для командирующих организаций и для поступающих в школы / Сост. И.Ю.Цветопольский и В.Г. Постников; под ред. нка отд. мил. ЦАУ НКВД И.Ф.Киселёва. М.: Издво нар. ком. вн. д., 1927. С. 12–13.10.ГАРФ. Ф. Р6885. Оп. 2. Д. 56.11.Государственный архив Орловской области(далее ГАОО). Ф. Р483. Оп. 1. Д.64.12.ГАКО. Ф. Р2638. Оп. 1. Д. 101.13.Бюллетень НКВД. 1930. № 7.14.ГАКО. Ф. Р2638. Оп. 1. Д. 104.15.ГАКО. Ф. Р2638. Оп. 1. Д. 103.16.ГАТО. Ф. Р396. Оп. 1. Д. 82.17.ГАОО. Ф. Р483. Оп. 1. Д. 43.18.ГАТО. Ф. Р396. Оп. 1. Д. 83.19.ГАКО. Ф. Р2642. Оп. 1. Д. 57.20.ГАКО. Ф. Р2642. Оп. 1. Д. 219.21.Государственный архив общественнополитической истории Курской области. Ф. 2. Оп.1. Д. 1479.22.ГАКО. Ф. Р2642. Оп. 1л. Д. 106.
Профессиональная подготовка милиционеров
ЦентральноЧерноземной области
Аннотация.В представленной статье раскрываетсявопрос профессионального обучения милиционеров на примереЦентральноЧерноземной области. Автор рассматривает основныеуровни образования–от командного состава в центральной школе до рядового на краткосрочных курсах. На основе архивного материала представлена практика подготовки служащих органов правопорядка в различных округах Центрального Черноземья. Выделены ключевые проблемы материального и кадрового характера.Ключевые слова:милиция, профессиональное обучение, ЦентральноЧерноземная область.
Осуществлять сложные задачи охраны общественного порядка и борьбы с преступностью было невозможно без общеобразовательной, правовой и профессиональной подготовки кадров милиции, обучения азам оперативнорозыскной деятельности и обеспечению законности. В 1920–30 гг. общеобразовательнаяи профессиональнаяподготовкамилицейскогосоставаоставлялажелать лучшего и зачастую не соответствовали необходимым требованиям. Несмотря на работу по поднятию уровня политической грамотности качество образования не улучшалось.Вопросы правовой организации и регламентации обучения кадров милиции в 1930е гг. рассматривались в некоторых работах исследователей[1; 2], поэтому наша задача рассмотреть применение на практике этих норм в пределах ЦентральноЧерноземной области.Правовую базу в формировании системы профессиональной подготовки милицейских кадров в 1930е гг. составили центральные нормативноправовые акты. Еще в соответствии с Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 11ноября 1927г. «Омерах улучшения быта и службы работников рабочекрестьянской милиции»[3; 4, л.8]милиционеры в свободное от службы время могли учиться на курсах и рабочих факультетах, в школах и высших учебных заведениях, поступая в них на льготных условиях и освобождаясь от платы за обучение. Об этих преимуществах, например, сообщалось на совещаниикомандного состава Курского окружного административного отдела (окрадмотдел, ОкрАО) 6января 1929 г.[5, л. 24].В 1930е гг. Управление кадров НКВД координировало вопросы подготовки, переподготовки и усовершенствования личного состава. Так, периодическое обучение вводилось приказом НКВД от 8 апреля 1930г. о повышении квалификации работников милиции[6, с. 79].По докладу НКВД «О состоянии и работе милиции и уголовного розыска» СНК СССР принял постановление от 9 июля 1930 г.[7, с. 255–256], в соответствии с которымразвертываласьпрофессиональная подготовка через обучение в Москве, увеличение числа госбюджетных школ милиции и развитие заочного обучения.5августа 1930 г. НКВД РСФСР издал приказ «Об утверждении сетки учебных заведений», по которому создавалась система учебных заведений, а уже 19 августа Коллегия НКВД РСФСР утвердила Положение о школах НКВД.Постановление СНК РСФСР от 8 июля 1929 г. стало основой для организации курсов усовершенствования старшего начальствующего состава административного аппарата НКВД РСФСР. С 7 февраля 1931 г. они переименованы в Центральную высшую школу Главного управления рабочекрестьянской милиции и уголовного розыска при СНК РСФСР[6, с. 78–79].Приказом №27 Главного управления милиции и уголовного розыска от 1 июня 1931 г. выпускниковмилицейскогоотделенияЦентральнойшколырекомендовалина замещение должностей в ЦентральноЧерноземной области: старшегоинспекторакраевого управления (политработника) В.П. Пономарева, инспекторакраевого управления В.А. Иванова, начальникарайонного управления А.Г. Литовченко и А.С. Свириденко, его помощникаН.И.Карлюкова[8, л. 72, 72 об., 73 об., 74].Средний начальствующийсоставмилициик концу 1920хгг. обучалсяв школах милиции ЦАУ НКВД, организованныеза счет государственных средств (в Ленинграде, Омскеи Новочеркасске). Младший начальствующийсостав готовилив школах милиции, разделявшиеся на госбюджетные (в Свердловске, Саратовеи Воронеже) и содержавшиеся на деньги местных адмотделов[9, с. 12–13].В центре ЦЧО действовала 3я Воронежская школа младшего начсостава милиции НКВД (г.Воронеж, пр.Революции, д. 45, тел. 356), созданная в 1925г.за счет государственных средств.Временно исполняющим ее делами был Безгин.Помимо теоретической подготовкикурсанты проходили практику, по которой составлялиотчет.Вооружение и обмундированиешколы осуществлялось через Заготхоз милиции республики. Так, 27 июня 1928 г. школа сообщала ему, что четыре дня назад Воронежское отделение госбанка перечислилопо почте 1638руб. 25 коп. и просила поскорее выслать неполученные 10трехлинейных винтовок русского образца, 32кил. оружейного масла, 1000патрон к револьверу«Наган» и обмундирование, заявленное 15января: 6 суконных шинелей, 15 суконных гимнастерок, 15 суконных шаровар, 6 суконных фуражек и 70 пар яволочных сапог[10, л. 34].Также в конце 1920х –начале 1930 гг. в Воронеже функционировала6я школа НКВД РСФСР административномилицейских работников (г.Воронеж, ул. Манежная 1, бывшие Раевские казармы).В Орловском округе служили выпускникиВоронежской школы милиции1926–28гг., в дальнейшем собирались сведения об их уходе, увольнениии понижениилиц, к примеру, К.М. Ростовцев и М. Рязанцев были командированы для прохождения 2го курса 6й школы НКВД в г. Воронеже, а И.Я. Акимов и М.И.Филимонов –в1юЛенинградскуюшколу[11, л. 41–41 об.].Приказом начальника ЦентральноЧерноземного областного административного отдела(обладмотдел, ОАО)от 6 августа 1929 г. курсантов, окончивших обучение в 6йВоронежской школе, направили на должности младшего и среднего начсостава (начальник РАО, его помощник, участковый милиционер, инструктор и агент УРО) в окрадмотделы: Белгородский–7, Борисоглебский–4, Воронежский–26, Елецкий–6, Козловский–1, Курский–4, Льговский–3, Орловский–8, Острогожский–6, Россошанский–6, Тамбовский–4 и Верхневолжский –2человека[11, л. 194–196.].В мае 1929 г. врид начальника ЦентральноЧерноземного ОАО Зилахи утвердил разверстку мест на укомплектование 6й школы НКВД административномилицейских работниковв 1929/30 учебном году (табл. 1)[11, л. 100].Таблица 1Число мест, выделенных 6й школой НКВД административномилицейских работников в 1929/30учебном году по округам ЦЧО
Наименование адмотделовНа младший курсНа старший курсмилицииуголовного розыскаВоронежскийОрловскийКурскийТамбовскийБелгородскийЛьговскийБорисоглебскийЕлецкийРоссошанскийОстрогожскийКозловский101010107555337422222222232
111
111Итого75258
Исходя из данных таблицы видно, что более всего мест приходилось на районы бывших губернских центров –Воронеж, Курск,Орел и Тамбов.Но округане всегда выполняли объявленную разверстку.В марте 1930 г. 20 выпускников 6й школы НКВД административномилицейских работников распределили по 4 человека в Курский и Льговский округа, по 2 человека в Тамбовский, Острогожский, Борисоглебский и Орловский округа, и по одному в Козловский, Усманский, Старооскольский и Белгородский округа[12, л. 60]. Однако в Курском округе рекомендованные должности и нижестоящий средний комсостав милиции были заполнены и обеспечить работой могли лишь одного курсанта[12, л.61].С апреля по июнь 1930 г. проводилась подготовительная работа по укомплектованию 6й школы НКВД административномилицейских работников в г.Воронеже. Согласно постановлению Коллегии НКВД от 28февраля 1930 г.[13]в школу командировались 75% работников районного адмаппарата. Так в Курском округе на младший курс на милицейское выделялись 3 места для РАО, на уголовнорозыскное –3 для РАО и 1 для г. Курска, на пенитенциарное дело –1 для мест заключения, а на старший курс –4 для РАО и 3 для г. Курска[14, л. 1].Избранных кандидатов 25мая 1930г. направлялив администрацию для прохождения испытательной (для проверкиполитических, специальных и общеобразовательных знаний) и медицинской комиссий. Начальники РАО должны были командировать в школу работников, имевших:а) служебный стаж в органах милиции или уголовного розыска не менее 6ти мес. для первого года обучения и года для старшего курса;б) хорошую служебную аттестацию, предназначенные к дальнейшему продвижению;в) состояние здоровья, удовлетворяющее условиям приема в милицию;г) соответствующую общую и милицейскую подготовку[14, л. 1].Отобранные кандидаты должны были быть не старше 30лет, однако в особо исключительных случаях былилица и старше. Женщины допускались к приему в школу на общих основаниях. В первую очередь в школу направлялись партийцы и члены ВЛКСМ.Особое внимание уделялось классовому подбору, не допускалигражданчуждой идеологии и с преступным прошлым. Ни в коем случае не выбирались лица, бывшие под судом, скомпрометировавшие себя по службе, недостаточно дисциплинированные, невыдержанные, имевшие взыскания за серьезный проступок по службе и т.п. Кроме того, не рекомендовалось выделять работников, не изъявивших желания учиться[14, л. 1–2].На старший курс школы в первую очередь направлялись: а)выдвиженцы, работавшие в адморганах; б) средний начсостав, состоявший в рядах милиции не менее 6ти мес.; в) лица, окончившие младший курс школы НКВД; г) лица из младшего начсостава, предназначенные к выдвижению. На младший курс (первый год обучения) направлялись исключительно младший начсостав, не прошедший школьной подготовки. Из них в школу направлялись лишь лица окончившие 3х месячные курсы, успешно прошедшие повторноинструкторские занятия и предназначенные к продвижению по должности младшего начсостава. Уголовнорозыскные отделения школы укомплектовывались на тех же основаниях, что и милицейские, причем могли командироваться не только работники розыска, но и работники милиции, предназначенные для дальнейшей работы в розыске[14, л. 2].Выдвинутые кандидатуры обсуждались на общих собраниях работников. Приотказе направленияв школу лицо, удовлетворявшее требованиям приема, могло обжаловать решение начальника РАО и инспекции по адмвопросам вплоть до начальника милиции Республики[14, л. 2].При проведении разъяснительной компании по подбору лиц в школу среди работников популяризировалось Постановление СНК об обеспечении семей курсантов пособием на период учебы в размере 50% получаемого оклада. Кроме того, на основании п. 12 § 3 Приказа № 29 начальника милиции Республики все командируемые полностью удовлетворялись обмундированием по табели НКВД, путевым довольствием в оба конца, суточным довольствием и зарплатой за две недели вперед считая со дня откомандирования за местный счет[14, л. 2].Для прохождения проверочных испытаний в администрацию высылалисьследующие документы на кандидатов: а) личное заявление поступающего в школу с подпиской о том, что ему известны правила прохождения курса и условия; б)собственноручно написанная краткая автобиография с указанием партийности, социального происхождения, стажа милицейской работы, семейного положения и т.д., в)трудовой список, заверенный печатью и подписями РАО, г) заверенная копиядокумента об образовании, если оно имелось; д) заверенная копиявоинского документа и ж) аттестацияили служебнаяхарактеристика[14,л. 2].Несмотря на урегулированную процедуру отбора 6я школа НКВД РСФСР административномилицейских работников исключалав 1930 г. неподходящихкурсантов: 3 по состоянию здоровья, 1 изза призывав Красную армию, 2 имели несколько дисциплинарных взысканий, 8 малограмотных и совершенно неподготовленных, 5 имели образование, обеспечивающее самоподготовку, 2были старше 30 лети1 не имел милицейского стажа[15, л. 42–44].В июне 1930 г. в 6й школе НКВД адмилработников заканчивался учебный год и возникла проблема распределения курсантов. Отмечались случаи неправильного их использования, например, в Орловском округе хорошо подготовленному курсанту предоставили нижестоящую должность, поэтому получалось что школа готовилаработников для низового адмаппарата. Такая ситуация побуждала ихпоступать в ВУЗ, техникум или переходить в другое ведомство. Чтобы заинтересоватьмилиционеров предлагалось считать год учебы за полтора года службы[15, л. 231–232].Обучение милиционеров происходило и в бывших губернских центрах. На основании приказа ЦАУ НКВД №80 от 20 мая 1926 г. и в дополнение к циркуляру от 4 августа 1928г. начальник ЦентральноЧерноземногоОАО Мазуров 12 сентября 1928г. для специальной и общеобразовательной переподготовки низовых работников милиции и уголовного розыска (участковых милиционеров, агентов УРО и помощников начальников райадмотделений) учредил краткосрочные курсы в г.Тамбове для обслуживания Тамбовского, Козловского иБорисоглебского, в г.Курске –Курского, Льговского и Белгородского, в г. Орле –Орловского и Елецкого округов. Они именовались Краткосрочные курсы по переподготовке административномилицейских работников ЦЧО, а перед наименованием указывалось –1ые Тамбовские, 2ые Курские и 3ие Орловские. Учебная программа курсов была объявленаприказом ЦАУ НКВД №190 от 12ноября 1925 г. Обучение длилось 2½месяца: два месяца на теоретическую подготовку и две недели на практические работы и экзамены. На 1928/29 учебный год определялись следующие периоды учебы: 1й набор –с 10 октября по 25 декабря, 2й –с 1января по 15марта, 3й –с 20 марта по 5 июня, 4й –с 5 июля по 20сентября[16, л. 38, 207].Пропускная способность курсов в год устанавливалась 200 чел. для 1ых Тамбовских (Тамбовский округ –80, Борисоглебский и Козловский –по 60), 200 чел. для в 2ых Курских (Курский округ –80, Льговский и Белгородский –по 60) и 150 чел. для 3их Орловских (Орловский и Елецкий –по 75 чел.) (подробнее см. табл. 2)[16, л. 207–208].Таблица 2Переменный состав краткосрочных курсов в одном наборе
Наименование курсовНаименование окружных административных отделовКомплект в один срок обучения (чел.)1ыеТамбовскиеТамбовскийБорисоглебскийКурский2015152ыеКурскиеКурскийЛьговскийБелгородский2015153иеОрловскиеОрловскийЕлецкий1717
На начальников Тамбовского, Курского и Орловского окрадмотделов возлагались своевременный созыв курсантов, обеспечение административнохозяйственным составом, учебными пособиями и материальное оборудование курсов. Все начальники окрадмотделов ЦЧО должны были снабжать курсантов полным комплектом обмундирования, путевым довольствием и своевременно выплачивать зарплату.Об укомплектовании курсов объявлялось в печати. К 25 сентября 1928г. должно было закончиться испытание и отбор кандидатов.Штат краткосрочных курсов по переподготовке административномилицейских работников ЦЧО включал: начальника курсов, начальника учебностроевой части, делопроизводителя, каптенармуса, повара, истопника и уборщика помещения. В Обладмотдел представлялись сведения на начальников курсов и начальников учебностроевых частей на утверждение. Преподаватели по мере надобности были приватные, амладший комсостав для строевого обучения курсантов выделялсяиз их же среды.Начальником 1х Тамбовских курсов был Таратынкин, позднее –Беленихин,3х Орловских –Егоров.Несмотря на активное обучение милиционеров в этот период, областное совещание, заслушав доклад о подготовке работников милиции ЦЧО в 1929–30г., отметило:а) недостаточный качественный подбор кандидатов для курсов (малограмотные, не удовлетворяющие по состоянию здоровья и проч.);б) недостаточный процент партийной и комсомольской (37%), социальной (61% бедняцкобатрацкой, 22% середняцкой, 9% рабочих и 8% служащих) прослойки;г) направление кандидатов против их желания;д) неудовлетворение положенными предметами вещевого довольствия, проездными и несвоевременная высылка заработной платы;е) недостаточный отпуск средств на учебнонаглядные пособия и продовольствие;ж) частая смена преподавательского состава и срыв занятий[17, л. 23].Совещаниеустановилосовершенно неудовлетворительное состояние внешкольной подготовки работников милиции и отсутствие работы среди вновь поступавших, в особенности в сельской местности, где были случаи посылки на работу без предварительной подготовки[17, л. 23].Для улучшения подготовки работников милиции ЦЧО совещание сочло необходимым:1)организовать дополнительные курсы для Усманского, Острогожского, Старооскольского, Россошанского округов и г. Воронежа, так как сеть краткосрочных курсов недостаточно обслуживала аппарат ЦЧО;2)установить учебный срок занятий на курсах вместо трех 5½месяцев и переработать программы, так как направлялись малограмотный в политическом и общеобразовательном отношении батрацкобедняцкий контингентичасто применялась самостоятельная работа;3)при составлении программы предусмотреть в методической работе непрерывность теории с практикой;4)отбор кандидатов проводить в строгом соответствии с существовавшими положениями;5)при комплектовании курсов обеспечить максимальный состав по партийной и социальной прослойке;6)изжить случаи несвоевременного прибытия кандидатов на курсы и невыполнения местами разверстки;7)закрепить преподавателей, не допуская перебоя и срыва занятий;8)внешкольную подготовку производить с лицами, которые ее не прошли и недостаточно усвоили;9)организовать занятия по внешкольной подготовке в городах, районных и окружных центрах, где имелсясоответствующий резерв адммилиции и ведмилиции; в сельской местности систематически производить подготовку через инструктивные совещания;10)добиться выделения резерва для вновь поступающих на срок не менее 2х недель, чтобы ни один не посылался на работу без элементарных понятий о правах и обязанностях младшего милиционера;11)проводить работу с выдвиженцами через непосредственное прикрепление на командные должности для ознакомления с практикой[17, л. 23–23об.].Обучение милиционеров проводилось непосредственно и во время службы.В целях ликвидации политической и правовой малограмотности, ознакомления со службой милиции на основании циркулярного письма ЦК СТСТ и НКВД, приказа начальника ЦАУ НКВД №108 1928 г. начальник ОАО ЦЧО Мазуров приказал с 1ноября 1928 г. приступить к проведению повторных зимних занятий по предметам: Конституции РСФСР и СССР, милицейское дело, советское законодательство, военное дело и политучеба со всем наличным составом милиционеров государственной и ведомственной милиции. Занятия производились во внеслужебное время не более 4х часов в неделю. Из вновь поступивших формировалась отдельная группа. Для первых четырех предметов отводилось 84 часа. Закончить прохождение программы надо было к 15мая 1929 г., а выдержавшим экзамен выдать соответствующие удостоверения[18, л. 1].Особое внимание обращалось на изучение характеристики государства, милицейской деятельности,финансовой и торговой политики, культурной работы и т.д. В рамках политчаса изучались вопросы социалистического строительства и борьбы за победу пролетариата в мировом масштабе, подчеркивалось, что руководство политикой проводилось единственной и единой Всесоюзной коммунистической партией. Усвоение этих вопросов должно было «выковывать в рядах милиции стойких защитников рабочего дела, Советского государства и укрепить связь с рабочим и крестьянином»[18, л. 3].Прохождение политчаса являлось обязательным минимумом общественнополитической подготовки работников милиции. Программа была рассчитана на 48часов (по одному часу в неделю). Проводили его наиболее подготовленные лица комсостава адмотделов и политработники[18, л. 3].Преподаватели не были обязаны рассмотреть все вопросы программы, предлагалось учитывать интересы и уровень слушателей. Основным методом политучебы была беседа, для подготовки использовались литература, газетыирадио, картыидиаграммы, проводились экскурсии, посещалиськино и театр, рекомендовалось чтение материала по программе Ленуголка. Работники милиции, проходившие политическое обучение по системе партучебы и общеобразовательных учреждений, от участия в политчасе освобождались.Программа учебных занятий с работниками Обоянского РАО была рассчитанана 36 учебных часов. Они длились с 1ноября 1928 г. по 1 мая 1929 г., по три часа в день через каждые две недели. Предметы преподавания и учебные часы разделялись следующим образом: 12 час. политграмота (в том числе Конституция), 12 час. право (3 час. уголовный процесс, по 2час. судопроизводство, меры социальной защиты, исполнительное право, по 1час. уголовный кодекс, гражданский кодекс, наследственное право), 12 час. милицейское дело[19, л. 3–6].С1 июня 1930 г. должны были начаться занятия с милиционерами конного резерва по предметам: Конституции РСФСР и СССР, милицейское дело, политучеба, советское законодательство, военное дело и строевая подготовка. На строевые занятия 2 раза в неделю выделялось по 3 часа с выездом в поле с 07.00до 10.00, на политучебу –2 раза по 2 часа, по остальным предметам –1раз по 2 часа[15, л. 197].После обследования состояния милиции Республики народного комиссариата РКИпринял решение об обязательном обучении всех поступавшихна службу в милицию. Согласноприказов начальника милицииРеспублики от 23 октября 1928 г. за № 50 и начальника адмотдела ЦЧО создавались курсыдля младших милиционеров. Онисуществовали за счет местных средств, изыскиваемых исполкомами,организовывались при милицейских курсах по переподготовке административномилицейских работников и обслуживались их штатами[16, л.172].Тамбовский ОкрАО ходатайствовал перед Окрисполкомом, финансовым отделом и отделом Союза совторгслужащих утвердить создание такихкурсов и оказать помощь. Окрадмотделпросил произвести их организацию на принципах самоокупаемости.Штат переменного состава определялся в 25человек.Учебным планом предусматривалось 216 часов.Лекционное вознаграждение оплачивалось по 1 руб. за час, а ставка по г. Тамбову была1 руб. 50коп., снижение связано стем, что курсы содержалисьза счет обучающихся.Также планировались отчисление на соцстрах, местком и жилстроительство. По административнохозяйственным расходам требовалось помещение для общежития 24 кв. саж., освещение –150 свечей, отопление –¾ куб. саж. и водоснабжение. По операционноэксплуатационным расходам было необходимопродовольствие из расчета по 9 руб. на человека и приобретение учебных пособий. На содержание курсов в течении одного месяца требовалось 600руб. Доход по милицейским курсам составлялся из отчислений по 24 руб. от зарплаты младшего милиционера,остальные 10руб. выдавались на руки[16, л. 172 об.–173].В Тамбовском округе 4х недельные курсы по подготовке поступающих в милицию были организованы 1 февраля 1929г.и до 1 июля было подготовлено четыре выпуска(табл. 3). После обучениявсе были направлены в распоряжение Горчасти, лучшие 30человек рекомендовались в госмилицию, а остальные –в ведмилицию[16, л. 198].Таблица 3Сведения о подготовке на 4х недельных курсах Тамбовскогоокругав 1929 г.
Выпуски
Время занятийКоличествочеловекПолПартийностьРекомендованмужчинженщинчлен ВКП(б)кандидат ВКП(б)ВЛКСМбеспартийныйв госмилициюв ведмилициюIIIIIIIV1/II–1/III4/IV–4/V10/IV–12/V3–30/VI26212424242122222
221
2
1
3122202021221068616151618Всего
95896138833065
Для первых трех выпусков программа разрабатывалась самими преподавателями, для четвертого применялись программы, объявленные в приказе начальника милиции Республики № 18 от 8 апреля 1929г.[16, л. 198 об.].Так как подавляющее большинство поступающих были технически малограмотны пришлось вводить общеобразовательные предметы: от 20 до 30 час. на русский язык, от 12 до 16 час. на арифметику,по одному часу ежедневно на физкультуру. Для ознакомления с работой постового милиционера 12 час. было отведено на практические работы. Курсанты направлялись в надзирательские участки для несения постов. С последним выпуском практиковалось ежедневное дежурство по 3–4 человека во внеклассное время в надзирательских участках.Преподавателямиявлялись работники адмотдела, прокуратуры и других учреждений, которые часто бывали заняты по своей основной службе. Вследствие этого приходилось отступать от расписанияи заменять одни дисциплины другими. На занятиях курсантам объяснялся программный материал и затем велась беседа[16, л. 198–198 об.].Вследствие недостатка средств обучение первых трех выпусков проходило без книг. Для 4го состава былаприобретенав достаточном количестве «Азбука ленинизма» Керженцева. Но ощущался недостаток писчей бумаги, что тоже отражалось на эффективностиобучения.В мае–июне 1929 г. в тамбовской гормилиции занятия со строевым составом милиции проводились ежедневно и рассчитывались на 5 недель. Изучались милицейское дело, политчас, уголовное дело, гарнизонная служба, дисциплинарный устав, стрелковое дело, строевые занятия и взводное учение, противовоздушная оборона, изучение противогаза и газового убежища, конвоирование[16, л. 175–175об.].Начальник Тамбовского окрадмотдела Жеребцов 10 августа 1929 г. сообщал, начальнику Штаба 10й Майкопской дивизии, что в виду организации при красноармейских частях курсов для подготовки красноармейцев, пожелавших по увольнении в долгосрочный отпуск служить в милиции, Окрадмотдел командировал врид начальника Горчасти Алексеева для согласования вопроса о порядке организации курсов, ведения занятий, уточнения программ, а также выяснения количества лиц, изъявивших желание поступить в милицию и перспективах их использования[16, л. 205].По приказу Главного Управления рабочекрестьянскоймилиции и уголовного розыска при СНК РСФСР от 30 апреля 1931 г. № 20 в целях введения однообразной системы политической работы и для охвата всего личного состава политическим воспитанием с 1 мая вводились обязательные политические занятия с рядовым и младшим составом милиции. Проведение политзанятий возлагалось на политинспекторов, политруков и партийный начсостав под ответственностью начальников райуправлений и горотделений, привлекая в необходимых случаях руководителей из состава работников милиции и других организаций[8, л. 56].В 1931 г. проводилась летняя политучеба в Курске по программе облуправления милиции от 31 марта 1931 г. Позднее 14 сентября 1931г. Комиссия в составе председателяначальника Управления милиции Болотина и членов: Тугаринова, Козлова, Кастерина и председателя от Горкома ВКП(б) Полянской провели самопроверку знаний. Установлено, что изза отсутствия помещения занятия проводились в саду на открытом месте, за исключением дождливой погоды. Политический состав руководителей и отношениеобучающихся к преподавателям было удовлетворительным. Использовался лекционный метод проведения занятий, они проводились с 09.00 до 12.00часов с первой сменой и с 17.00 до20.00 со второй. На каждую тему уделялось 2–3 часа –один раз в пять дней. Установленные программы прошли полностью, посещаемость занятий составляла 75%. Практиковались вызовы на лучшую учебу и посещаемость путем соцсоревнования между взводами, отделениями и учащимися. Усвояемость материала была удовлетворительная, но требовалось дальнейшее развитие политучебы. Негативными моментами считались: отсутствие помещения, учебных пособий и значительная текучесть личного состава органов милиции. Для обеспечения успешного хода занятий в политучебе в дальнейшем признавалось необходимымпредоставить соответствующее помещение, создать кружки для лабораторных работи полностьюснабдитьучебными и наглядными пособиями[20, л. 56–57].С 1 мая по 1 августа 1931 г. в ЦЧО милиционеры должны были пройти боевую и специальную подготовку по программе Облуправления милиции, под руководством начальников РУМР и их помощников[21, л. 101].Кроме того проводились выездные сборы. Но Управление милиции г.Курска и района 28 июля 1932 г. просило командира 55й стрелковой дивизии об освобождении работников милиции начальствующего и рядового состава, родившихся в 1906–1908 гг. от прохождения лагсбора, учитывая важность оперативной работы в это времяпо заданиямоперативного сектора ГПУ, накоторой отсутствовало 40% работников милиции, что уже нарушало регулярное несение постовой службы и срываловоенные занятия Областного Управления милиции ЦЧО за № 83 от 25 мая 1932 г. К тому же в конце августа назначалось проведение маневров с работниками милиции под руководством Областного Управления милиции ЦЧО[22, л. 25].Подводя итог всему вышесказанному отметим, что распоряжения об организации обучения милиционеров приходили из центра, а программыразрабатывалась на уровне области. В этот периодформировалась систематическоепрофессиональное образованиена всех уровнях: для старшего командного состава в столице, среднего –в областном центре, для рядового –в округах. В первых двухслучаяхобучение было длительным (до двух лет), впоследнем–от нескольких недель до нескольких месяцев, для того чтобы охватить начальной подготовкой в короткие сроки весь строевой состав милиции. В рамках ЦЧО происходило постепенноеувеличение сроков учебы. Кроме того поддержанием и укреплением знаний занимались и во время службы, что обеспечивало непрерывностьобучения. Школы для высшего и среднего начальствующего состава содержались государством, но более широкая сеть школ адморганов и различных курсов содержалась на средства местного бюджета, а курсы для вновь поступающих на службу и вовсе были самоокупаемыми. В связи с эти возникали материальныетрудности –не полное обмундированиеи вооружение,курсантам даже приходилось привозить своепостельное белье.Еще одной проблемой при командировании на обучение было соотношение высоких требований к кандидатам и качестволичного составаорганов правопорядка, в связи с чем наблюдались случаи неполной комплектации школ и курсов. Тем не менее существовавшая подготовкаимелабольшое практическое значение, несмотря даже на краткосрочный характер.Школы и курсы сами аттестовали выпускников на определенную должность. Отчасти это положительный опыт, так как учитывались знания и способности, которые былотрудно выявить при устройстве на работу. Этот способтакжеможно использоватьв нашидни, но как рекомендацию, а не четкое руководство, потому что может отсутствоватьвакансияименно такой должности.
Ссылки на источники1.Власов А.В. Формирование системы образования милиции в 30е годы // История государства и права. 2002. № 1. С. 61–62.2.Соколов М.И. Историкоправовой анализ становления и развития профессиональной подготовки сотрудников ОВД Российской Федерации XVIII–XXI вв. // Приоритетные направления развития науки и образования: материалы VIмеждунар. науч.практ. конф. (Чебоксары, 11 сентября 2015). Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. № 3 (6). С. 112–118.3.Собрание узаконений РСФСР. 1927. № 113. Ст. 761.4.Государственный архив Тамбовской области (далее ГАТО).Ф. Р396. Оп. 1. Д.73.5.Государственный архив Курской области (далее ГАКО). Ф. Р2638. Оп. 1. Д. 69.6.История органов правопорядка России в точных датах. Хронологический справочник / Ю.Н. Моруков. М.: Объединенная редакция МВД России, 2007. 192 с.7.Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк / Борисов А.В., Детков М.Г., Кузьмин С.И., Малыгин А.Я., и др.; Гл. ред.: Горлов А.Г. М.: Издво Объед. ред. МВД России, 1996.464 с.8.Государственный архив Российской Федерации (далее ГАРФ). Ф. Р9415. Оп. 1. Д. 1.9.Школа начсостава рабочекрестьянской милиции и угро: справочник для командирующих организаций и для поступающих в школы / Сост. И.Ю.Цветопольский и В.Г. Постников; под ред. нка отд. мил. ЦАУ НКВД И.Ф.Киселёва. М.: Издво нар. ком. вн. д., 1927. С. 12–13.10.ГАРФ. Ф. Р6885. Оп. 2. Д. 56.11.Государственный архив Орловской области(далее ГАОО). Ф. Р483. Оп. 1. Д.64.12.ГАКО. Ф. Р2638. Оп. 1. Д. 101.13.Бюллетень НКВД. 1930. № 7.14.ГАКО. Ф. Р2638. Оп. 1. Д. 104.15.ГАКО. Ф. Р2638. Оп. 1. Д. 103.16.ГАТО. Ф. Р396. Оп. 1. Д. 82.17.ГАОО. Ф. Р483. Оп. 1. Д. 43.18.ГАТО. Ф. Р396. Оп. 1. Д. 83.19.ГАКО. Ф. Р2642. Оп. 1. Д. 57.20.ГАКО. Ф. Р2642. Оп. 1. Д. 219.21.Государственный архив общественнополитической истории Курской области. Ф. 2. Оп.1. Д. 1479.22.ГАКО. Ф. Р2642. Оп. 1л. Д. 106.