Системные проблемы общества как форма межнациональной и религиозной напряженности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кунц Е. В., Голубовский В. Ю. Системные проблемы общества как форма межнациональной и религиозной напряженности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2571–2575. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96435.htm.
Аннотация. В статье анализируются институты гражданского общества как инструмент влияния на охрану межнациональных и религиозных отношений. Рассматривается политика России в сфере межнациональных отношений. Выявляются проблемные аспекты регулирования в сфере межнациональных и религиозных отношений в России. Обозначаются специфические черты мeжнaциoнaльных и мeжрелигиозных конфликтов в Российской Федерации. Делается вывод о недостаточности механизмов надежной правовой защиты закрепленного в Конституции Российской Федерации принципа равенства прав и свобод человека и гражданина вне зависимости от обстоятельств.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кунц Елена Владимировна,доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой уголовного права и криминологии,ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», г.Челябинск73kuntc@mail.ru

Голубовский Владимир Юрьевичдоктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного процесса, МВД РФ ФГКОУ ВО «Московский университет МВД имени В.Я. Кикотя», г. Москва

Системные проблемы общества как форма межнациональной и религиозной напряженности

Аннотация.В статье анализируются институты гражданского общества как инструмент влияния на охрану межнациональных и религиозных отношений. Рассматривается политика России в сфере межнациональных отношений. Выявляются проблемные аспекты регулирования в сфере межнациональных и религиозных отношений в России.Обозначаются специфические черты мeжнaциoнaльных и мeжрелигиозных конфликтов в Российской Федерации. Делается вывод о недостаточностимеханизмов надежной правовой защиты закрепленного в Конституции Российской Федерации принципа равенства прав и свобод человека и гражданина вне зависимости от обстоятельств.Ключевые слова: межнациональные отношения, гражданское общество,религиозные организации, мeжнaциoнaльныe и мeжрелигиозные конфликты.

Стратегия государственной национальной политики в качестве одной из приоритетных целей предполагает укрепление гражданского единства многонационального народа Российской Федерации. На заседании Совета по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации, состоявшемся в Уфе 22 октября 2013 г., были обозначены новые направления работы по реализации Стратегии государственной национальной политики. Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что сейчас особенно значимы активные содержательные усилия на местах, стремление региональных и муниципальных властей на деле обеспечить выполнение новой Стратегии государственной национальной политики с учетом специфики и особенности территорий. В своих выступлениях члены Совета отметили, что местные органы власти должны уделять пристальное внимание состоянию дел в сфере межнациональных отношений, способствовать профилактике экстремизма и ксенофобии, особенно среди молодежи, способствовать формированию толерантного отношения коренного населения к гражданам другой национальности и вероисповедания. Это нашло отражение в Указе Президента Российской Федерации В.В. Путина от 1 июня 2012 года №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы»[1], в тексте которого значится, что необходимо обратить внимание на профилактику межэтнической, межконфессиональной и социальноимущественной напряженности в образовательной среде. Министерство образования и науки Российской Федерации курирует проект «Защита прав детей в международных семейных конфликтах»[2], поскольку вэпоху глобализации количество трансграничных или так называемых смешанных браков стремительно растет. Как и в случае с обычными семьями, трансграничные браки иногда распадаются и возникает проблема общения обоих родителей с ребенком, которая не всегда решается миром. Важно, чтобы в такой ситуации родители помнили, что дети в их конфликт вовлечены помимо своей воли, и последствия принимаемых родителями решений отражаются на ребенке и наносят ему непоправимый вред. Для эффективного разрешения споров о воспитании детей между родителями, которые являются гражданами, или проживают на территории, разных государств, Гаагской конференцией по международному частному праву были разработаны Конвенция о гражданскоправовых аспектах международного похищения детей и Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей. Россия стала участницей обеих этих заседания РоссийскоФранцузской Комиссии по защите прав детей в семейных конфликтах.

Президент Российской ФедерацииВ.В. Путин высказал предложение о создании в регионах на единой методологической основе систему мониторинга межнациональных отношений, оценки рисков, мер предупреждения возможных конфликтов. Президентомуказано, что органы государственной власти должны активно взаимодействовать с научным сообществом, расширять диалог с институтами гражданского общества, вовлекать в работу национальнокультурные объединения, что позволит добиться существенного успеха в реализации задач, поставленных Стратегией государственной национальной политики[3].Начало действующего столетия открыло новую эру в формировании современного гражданского общества, утверждение многонационального государства, что вызвало огромный интерес со стороны граждан государства к социальным, политическим, правовым процессам, которые неизбежны в демократическом обществе.В действующей Конституции Российской Федерации и в отраслевых законах отсутствует юридическое определение понятия «гражданское общество», нет даже ссылок на это понятие. Первые попытки определить его формулировалось в проекте Конституции Российской Федерации, разработанном в 19901992 гг., где содержался специальный раздел: «Гражданскоеобщество», который включал пять глав: 1. Собственность. Труд. Предпринимательство. 2. Общественные объединения. 3. Воспитание, образование, наука, культура. 4. Семья. 5. Массовая информация. Такое видение гражданского общества не дает возможность в полной мере судить о немкак о самодостаточном механизме народовластия. Только тогда можно будет говорить, что народ полностью осуществляет власть в государстве, когда будет сочетание конструктивно взаимодействующих государственных и негосударственных институтов, которые формализуют личные и профессиональные связи людей в гражданском обществе. Правовое государство означает не просто формальную законность, которая обеспечивает регулярность и последовательность в достижении и поддержании демократического порядка, но и справедливость, основанную на признании и полном принятии высшей ценности человеческой личности и гарантируемую учреждениями и структурами, обеспечивающими ее наиболее полное выражение[4]. При этом, мнение А.А. Клишаса, в функциях защиты Конституции Российской Федерации ее норм просматривается взаимозависимое диалектическое единство прав и обязанностей государства и личности: с одной стороны, охрана Основного Закона государства является жизненно необходимой для граждан как важнейшее условие, гарантирующее соблюдение уровня декларируемых прав и свобод со стороны государственных органов, с другой охрана Конституции является, по существу, имманентным свойством любого демократического государства для сохранения политической стабильности и дальнейшего позитивного развития[5]. Важнейшей целью правовой охраны Конституции является обеспечение правильной реализации конституционных принципов, исключение любой подмены, извращение Конституции[6].Проведенный Федеральным агентством по делам национальностей мониторинг показал, что в регионах нет единого подхода к решению вопросов, касающихся межнациональных отношений и взаимодействия с религиозными организациями[7]. Органы власти, отвечающие за межэтнические и межконфессиональные отношения в регионах,нужно унифицировать. С таким предложением выступил руководитель Федерального агентства по делам национальностей И. Баринов[7], указав на то, что наиболее эффективна модель, при которой органы исполнительной власти, отвечающие за межнациональные отношенияи за взаимодействие с религиозными организациями, будут объединены в один блок и находиться в подчинении у вицегубернатора, курирующего внутреннюю политику. За вопросы межконфессиональных отношений отвечают отделы по связям с общественностью, министерства культуры и управления внутренней и региональной политики, а за реализацию национальной политики –профильные министерства или департаменты (в национальных республиках), подразделения администрации губернатора и другие структуры исполнительной власти. Представители конфессий часто просто не знают, к кому обращаться с проблемами, нынешние процессы –миграция, проникновение экстремистских идей –идут, в том числе и через религиозные конфессии, поэтому их лидеры нуждаются в поддержке. А у вицегубернаторов по внутренней политике есть все рычаги. Федеральное агентство по делам национальностей будет выступать координатором этого взаимодействия. Структуры, отвечающие за взаимодействие с религиозными организациями, есть только в шести регионах: Чеченской Республике, Дагестане, Якутии, Татарстане, Краснодарском крае и Москве. Без устойчивой вертикали в этом вопросе прогресса не будет, считает председатель комитета Государственной Думы по делам общественных объединений Ярослав Нилов[7], поскольку определенная унификация позволит обмениваться опытом, и получать оперативную информацию –если в одном регионе допустят ошибку, то ее можно будет предотвратить в других, учитывая выстроенную вертикаль. Во всех регионах общение конфессий с властями выстраивается посвоему, согласен заместитель председателя Духовного управления мусульман европейской части России Дамир Гизатуллин[7], конфессии ищут пути взаимодействия с государством, поэтому есть вероятность, что единообразие даст для этого больше возможностей.Политика исламских государств обусловлена главным образом следующими принципами веры: 1) единобожие; 2) принцип равенства и отрицание родового превосходства; 3) принцип превосходства на основе религии и веры и богоюоязненности[8].Для мусульман религия –это образ жизни, как индивидуальной, так и общественной. Вера основывается на признании Бога создателем и абсолютным господином всего сущего и на следовании указанной Богом дорогой, ибо счастье обоих миров достигается праведным последователям божественных предписаний[8]. Роль вицегубернаторов по внутренней политике повышается, политолог Константин Калачев говорит: «С межнациональными отношениями не все благополучно, о чем говорят опросы общественного мнения, поэтому понятно желание выстроить вертикаль и найти людей, которые будут за них отвечать»[7]. Системные проблемы общества очень часто находят выход именно в форме межнациональной напряженности. Нужно всегда помнить, что существует прямая зависимость между нерешенными социальноэкономическими проблемами, пороками правоохранительной системы, неэффективностью власти, коррупцией и конфликтами на национальной почве[9].Гражданский мир и межнациональное согласие –это не один раз созданная и на века застывшая картина. Напротив, это постоянная динамика, диалог. Это –кропотливая работа государства и общества, требующая очень тонких решений, взвешенной и мудрой политики, способной обеспечить «единство в многообразии». Необходимо не только соблюдение взаимных обязательств, но и нахождение общих для всех ценностей. Нельзя насильно заставить быть вместе. И нельзя заставить жить вместе по расчету, на основе взвешивания выгод и затрат[9]. Политика России в последние десятилетия характеризуется тенденцией сотрудничества с религиозными организациями в первую очередь с русской православной церковью и любые высказывания могут восприниматься негативно. «В наше время с небывалой остротой стоит вопрос о месте Православия в сегодняшнем и завтрашнем мире. Можно сказать, что воинственные устремления против Православия разгораются с новой силой. Русская Православная Церковь получила долгожданную свободу и в обстановке политической и экономической катастрофы, последовавшей за падением коммунистического режима, должна не только выжить, но и восстановить почти полностью разрушенное бытие. Вместе с радостным и победным сознанием Торжества Православия в эпоху гонения нельзя не ощущать тлетворного дыхания злых сил, обступающих несвоекорыстия, предательства, насилия и убийства, нравственного разложения, мафиозной преступности, духовного блуда, доходящегодо отвратительного вида сектанства, оккультизма, колдовства и открытого сатанизма, которое беспрепятственно овладевает русской жизнью, бесстыдно и открыто бросая воинствующую проповедь инославия на русской земле, мешая вернуться заблудшему народу в лоно МатериЦеркви[10]. Православная церковь остается одним из немногих общественных институтов, которому российский народ доверяет, это подтверждают результаты проводимого авторами исследования. Обновление общественных отношений выявило много отрицательного составляющего, в том числе отсутствие четкой идеологической позиции по вопросам уважения прав и интересов представителей различных национальностей, лиц, принадлежащих к разной идеологии. Идеология это система взглядов, идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели и программы социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение общественных отношений.Согласно Концепции национальной безопасности в духовной сфере можно выделить как внешние, так и внутренние угрозы. По словам Н.В. Куликовой[11], «если проблемы внутренней безопасности могут быть связаны с обеспечением единства культуры нации, ее самоидентификации, то внешние угрозы сегодня во многом определяются усилением влияния экономически развитых стран, и прежде всего, США. Более того, в стратегических планах этой страны в области ее внешней политики ставятся вопросы в различных сферах общественной жизни, но и «распространения своего политического и духовного влияния»[12]. Размывание идеалов, моральных представлений, всего того, что составляло иерархию ценностей. Приоритет отдавался исключительно материальным ценностям. Глумление над российской государственностью, идеями патриотизма, общими интересами народов Российской Федерации, их менталитетом, ослабление экономического, оборонного потенциала государства, нации [13], подмена интересов сотрудничества России с зарубежными странами.Справедливо отмечает А.И. Долгова, что никогда нельзя игнорировать то обстоятельство, что взгляды, убеждения, установки людей формируются под взаимосвязанным влиянием образования, просвещения, пропаганды и социальной практики населения[14]. Есть выверенные правовые, теоретические, научные положения вносятся специалистами в общественное, групповое, индивидуальное сознание, сознание находится в большем соответствии с правом, законом, ценностями цивилизации. Однако именно специалистов нельзя увидеть на голубых экранах, их статьи, мнения публикуются редко. Преимущественно средства массовой информации изобилуют рассуждениями журналистов на любые темы. Мнение профессионалов ретранслируется часто неточно и неполно[14]. По мнению Ю.А. Зубок и В.И. Чупрова, важным субъектом воспроизводства духовной жизни остается молодежь[15].Ситуация осложняется ростом числа правонарушений в религиозной среде.Справедливо отмечает Ю.Н. Климов, что в последнее десятилетие наше государство оказалось в неблагоприятной криминологической ситуации в части противодействия общественно опасной деятельности религиозных объединений, которая обусловлена двумя группами детерминирующих обстоятельств, связанных с: а) ослаблением государственного контроля за деятельностью религиозных объединений, выразившимися в исключении ряда правовых механизмов защиты (например, необоснованное исключение из УК РСФСР ст. 227 «Посягательство на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов»); б) повышением уровня религиозной активности, обусловленной появлением и распространением всевозможных религиозных групп, ранее неизвестных российскому менталитету и действующих в масштабах страны[16].Следует особое внимание уделять государственноправовой концепции государствообщество –церковь, государственный подход должен опираться на правовые и процедурные меры, принимаемые органами всех ветвей власти в пределах их компетенций.Внашей стране проживают представители 193 национальностей, и они говорят напочти трёх сотнях языков и диалектов. Письменность для многих языков была разработана лишь в советское время силами выдающихся русских учёных, лингвистов, филологов. С1920го по 1940 годы своя письменность появилась у 50 национальностей. До этого письменности у этих народов не было[17]. Конституция России прямо гарантирует право всех народов на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. В том числе республики вправеустанавливать свои государственные языки и использовать их в работе органов государственной власти и местного самоуправления наряду с государственным языком России. Язык как средство межличностного общения играет особую роль. Язык –это важнейший элементкультуры, основная форма проявления национального и личностного самосознания. Под родным языком обычно понимается язык родителей или лиц, их заменяющих, тот язык, на котором ребенок произносит первые в жизни слова. Как правило, это язык той этнической группы, к которой принадлежит данный человек. Стратегии государственной национальной политики, а также федеральных целевых программ, прежде всего, таких, как: «Культура России», «Русский язык» и «Укрепление единства российской нации иэтнокультурное развитие народов России». Наша языковая политика основана на нормах Конституции Российской Федерации, а также законах «О языках народов России» и «О государственном языке». Первый принят в 1991году, второй –в 2005м. Очевидно, что вопрос совершенствования законодательной базы в этой сфере более чем актуален[17]. Мeжнaциoнaльныe и мeжрелигиозные конфликты в Российской Федерации имeют свoй спeцифический оттенок. В современной России они прeдстaвляют сoбoй вeсьмa активную сфeру oбщeствeнных oтнoшeний, следовательно, для законного их рeгулирoвaния трeбуeтся учет самых уязвимых элементов гражданского общества, кoтoрые бы пoзвoляли рeaгирoвaть нa них своевременно. Результаты ранее проводимых исследований свидетельствуют, что на сегодняшний день недостаточно механизмовнадежной правовой защиты закрепленного в Конституции Российской Федерации принципа равенства прав и свобод человека и гражданина вне зависимости от обстоятельств. В настоящее время наблюдается тенденция роста тревожности в межнациональных и религиозных отношениях не только в Российской Федерации, но и в других странах[18].Правовой оснoвoй для фoрмирoвaния угoлoвнoправовой пoлитики в сфeрe противодействия межнациональной и религиозной нетерпимости является устaнoвлeние в Кoнституции Рoссийскoй Фeдeрaции зaпрeта дeятeльнoсти, нaпрaвлeннoй нa нaсильствeннoe измeнeниe oснoв кoнституциoннoгo стрoя, нaрушeниe цeлoстнoсти Рoссийскoй Фeдeрaции, пoдрыв бeзoпaснoсти гoсудaрствa, сoздaниe вooружeнных фoрмирoвaний, рaзжигaниe сoциaльнoй, рaсoвoй, нaциoнaльнoй и рeлигиoзнoй ненависти или вражды[19]. Дух этих пoлoжeний и прeдoпрeдeляет смысл и сoдeржaниe отраслевого зaкoнoдaтeльствa, рeглaмeнтирующeгo вопросы внутренней политики Российской Федерации, включая и национальной и религиозную политики. Часть из них конкретизируется в нoрмaх угoлoвнoгo прaвa,oбeспeчивaя тeм сaмым рeaлизaцию кoнституциoнных пoлoжeний o зaщитe прaв и свoбoд чeлoвeкa и грaждaнинa, бeзoпaснoсти гoсудaрствa, часть в нормах уголовнопроцессуального права, которые гарантируют равенство и состязательность сторон. Пoиск различных путей прoтивoдeйствия различного рода конфликтам – прoблeмa практически всех стран. Запад все чаще и агрессивнее стал вмешиваться во внутренние дела бoльшинствa государств. И каждое их вмешательство это новый очаг социальной нетерпимости, новый всплеск межнациональной или религиозной напряженности. С учетом этого, Российская Федерация должна быть готова подойти к вопросу осмысления своей роли по отношению к подобным ситуациям, изучить насколько элементы гражданского общества выполняют свое предназначение, обязанности, как институты гражданского общества помогутповлиять на формирование внешней политики в этом направлении. В теории права существует множество мнений на предмет того, что следует относить к гражданскому обществу. Гражданское общество –это не просто совокупность граждан, а некая субстанция, в которую вплетены исторические, правовые, идеологические и прочие традиции, поэтому, вероятно, ее и невозможно познать до конца[20]. Это категория, одновременно описывающая сложный и динамичный ансамбль охраняемых законом старых и новых социальных институтов и отдельных лиц, выступающих с альтернативными гражданскими инициативами, которым присуща тенденция к ненасильственности, самоорганизации и саморефлексивности и которые находятся в постоянных трениях друг с другом и институтами государственной власти, последние же охраняют, ограничивают и делают возможной их деятельность; и категория, предвосхищающая социальный проект развития будущего[21]. Гражданское общество существует в двух основных и взаимосвязанных измерениях: социальноисторическом и институциональном (организационном)[22].Гражданское общество представляет собой форму самоорганизации людей, включающую разного рода добровольно сформировавшиеся негосударственные социальные, экономические, профессиональные, образовательные, религиозные, культурные и иные институты, организации, объединения, союзы. Это система жизнеобеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовной сфер, их производства и воспроизводства, система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для социализации и самореализации частных интересов и потребностей, будь то индивидуальные или коллективные. Вступая в систему общественных отношений, отдельный индивид отнюдь не утрачивает своего личностного начала, своей безусловной значимости. С нравственной точки зрения личность не должна превратиться в простое средство, для которого высшей целью является общество, государство или иное коллективное образование[23].В современной науке существуют различные подходы к структурированию гражданского общества. В нашем случае следует остановиться на институциональном подходе, поскольку именно данный подход позволяет выделить и описать отдельные субъекты (институты гражданского общества). Такими институтами являются формы существования социальных общностей, призванные организовывать и управлять процессами совместной жизнедеятельности людей в различных сферах и отраслях общества[24]. В качестве структурных элементов гражданского общества выделяют[25]: негосударственные социальноэкономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство); совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы); общественные объединения и организации; политически партии и движения; сферу воспитания и негосударственного образования; семью; церковь. Будет неправильным, если не отметить системный подход, при котором выделяют такие основные системы гражданского общества: социальная –охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними; экономическая –это совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта; политическая –состоит из целостных саморегулирующихся элементов государство, политические партии, общественнополитические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации; духовнокультурная образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовнокультурных благ соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных) через которые реализуются эти отношения; информационная в эпоху мировой глобализации является одной из наиболее значимых, объединяющих вышеуказанные системы. Следует понять насколько общественные объединения, политические партии, средства массовой информации формируют отношение к таким явлениям, как через свои рычаги они доводят до населения данные процессы. Это просматривается через публикации в периодической печати, средствах массовой информации, электронных системах. Реакция на них, это отношение в государстве к наличию проблем в сферах межнациональных и религиозных отношений.Необходимо представительство различных национальностей и народностей, национальных меньшинств в региональных организациях, что приведет к расширению реализации прав такого населения, гарантируя им социальные, культурные, активные политические права. Здесь следует иметь ввиду о праве лиц, которые принадлежат к меньшинствам, для того чтобы они могли свободно пользоваться своим родным языком как в частной так и в публичной жизни, сохранять и развивать образовательные учреждения, организации, ассоциации, исповедовать свою религию, устанавливать контакты не только с представителями меньшинств в родной стране, но и иметь непосредственный выход на страны, где проживает основная масса такого населения. Еще русский ученый Вернадский утверждал, что в социальной сфере действуют законы равновесия и гармонии, что их необходимо использовать при анализе лучшей организации будущей прогрессивной человеческой цивилизации. Учение о системах равновесия и гармонии по существу отсутствует в новой философии, так как все усилия направлены на рыночный фундаментализм со всеми негативными последствиями. Каждое государство содержит в себе систему динамичных социальных равновесий, благодаря чему они живут, функционируют и стабильно развиваются.Ильин И.А., русский философ, выступая против абстрактного подхода к историческому развитию Российского государства и в противоположность механической концепции его (государства) произвольного расчленения,рассматривал это социальное понятие как единое целое, как единство многообразных социальных элементов.Он доказывал, что Россия не является случайным нагромождением территорий и разных племен и народов. Представляет собой не искусственно слаженный государственный механизм из отдельных областей, «но живой», исторически выросший и культурно оправдавший организм, не подлежащий расчленению[26]. Соблюдение провозглашенных норм международного права всеми участниками правоотношений, гарантии, которые обеспечивает основной закон Конституция Российской Федерации и отраслевое законодательство в своейсовокупности позволят обеспечить достижение хотя бы в большей части достижениемежнационального и религиозного согласия.

Ссылки на источники1.Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 2017 годы» // Собрании законодательства РФ. 2012 г. № 23. Ст. 2994. //информационноправовой портал. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/283970/ [ Дата обращения:21.03.2016].2.Защита прав детей в международных семейных конфликтах // Официальный сайт Министерства образования РФ. URL : http://минобрнауки.рф/projects/%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%82%D1%8B [ Дата обращения:21.03.2016].3.Комаров Н.П. Статья директора ГБУ «МДН», членакорреспондента Академии военных наук, кандидата психологических наук Н.П. Комарова // Сборник законодательных актов в области государственной национальной политики и межнациональных отношений. Москва: ГБУ «МДН», 2013. С. 8185.4.Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. Москва: Юрид. Лит., 2005. С. 498499.5.Клишас А.А. Конституционная юстиция в зарубежных странах. –Москва : Международные отношения, 2004. С. 56.6.Шульженко Ю.Л. О понятии «правовая охрана Конституции» // Государство и право. 2002. №7. С. 5.7.Стулов М. Межнациональная вертикаль // Ведомости. 2015. №3938.

14 октября.8.Санаи, Мехли. Мусульманское право и политика.

Москва : ООО «Садра», 2014. С. 63. 9.Путин В.В. Россия: национальный вопрос // Сборник законодательных актов в области национальной политикии межнациональных отношений. Москва: ГБУ «МДН», 2013. С. 15.10.Воробьев В. Единство Православной церкви и искушение раскола сегодня // Журнал Московской патриархии. 1995. №910.

С. 68.11.Куликова Н.В. Внешние угрозы духовнонравственной безопасности России // Библиотека учебной и научной литературы. URL: http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/kulikova_duxnrav/ [ Дата обращения:21.03.2016].12.Неработающая концепциянациональной безопасности России: причины и следствия // Безопасность, информ. Сб. фонда национал. и международной безопасности. Москва, 1999.

№12.

С. 11.13.Щеблыкин В.Н. Особенности разгосударствления предприятий стратегического значения и их приватизация с участием иностранного капитала в аспекте идеологии реформ России в конце ХХ века и уроков истории // Преступность и духовность. –Москва : Российская криминологическая ассоциация, 2008. С. 8090.14.Долгова А.И. Взаимосвязь преступности и духовности как криминологическая проблема // Преступность и духовность. –Москва : Российская криминологическая ассоциация, 2008. С. 13.15.Положение молодежи и реализация молодежной политики в Российской Федерации. 2002. / Министерство образования Российской Федерации. –Москва : Логос, 2003.

С. 22.16.Климова Ю.Н. Духовная сфера по результатам криминологического изучения, обеспечение нравственнодуховной безопасности и «богословская криминология» // Преступность и духовность. Москва : Российская криминологическая ассоциация, 2008. С. 103. 17.Путин В.В. Совместное заседание Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку //

URL : http://www.kremlin.ru [ Дата обращения:21.03.2016].18.Кунц Е.В. К вопросу о преступлении, направленном на возбуждении ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства // Сборник публикаций Фонда развития юридических наук по материалам ІІ Международной научнопрактической конференции: «Тенденции развития современной юриспруденции» г. СанктПетербург : сборник со статьями (уровень стандарта, академический уровень). СанктПетербург : Фонд развития юридической науки, 2015.

С. 1923.19.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.20.Голубовский В.Ю., Синюкова Т.Н. К вопросу современного толкования понятия «гражданское общество» // Федеральный научнопрактический журнал «Платон». 2015. №1. С.22. 21.Кин Дж. Демократия и гражданское общество.

Москва : Пресс –Традиция, 2001.

С. 148. 22.Грудцына Л.Ю. Политические партии, гражданское общество и государство // Законодательство и экономика. 2007. №10. С. 513. 23.Гаджиев К.С. Политология: учебник для высших учебных заведений. Москва : Логос, 2001. С.39.24.Глотов М.Б. Социальный институт: определение, структура, классификация // Социологические исследования. 2003. №10. С. 1319.25.ДемидовА.И., Долгов В.М., Малько А.В. Политология : учебник для вузов. Москва: Гардарики, 2005. С. 397.26.Информационный сборник «безопасность». Философия социального равновесия. Москва, 2002. №910. С. 111136.